Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия

Курсовая работа

Особенности осмотра места

На место ДТП сотрудники ДПС выезжают без оперативно-следственной группы (бригады), если у автомобилей имеются только механические повреждения, а у водителей и пассажиров отсутствуют серьезные травмы, либо вместе с оперативно-следственной группой (бригадой) при наличии тяжких последствий аварии в виде гибели людей. Присутствие следователя на месте как бы предполагает высшее качество всех неотложных следственных действий, поскольку серьезные последствия аварии предполагают вероятность немедленного преследования. К сожалению, надежды на больший профессионализм следователей не всегда оправдываются, по сравнению с выездными сотрудниками ГИБДД. Поэтому каждый из причастных к происшествию водителей должен знать: что и как обязаны делать должностные лица для оформления ДТП, какие юридические документы должны отражать действия облеченных властью людей в форме, каково участие водителей, причастных к ДТП, в осуществляемых на месте происшествия первоначальных следственных действиях.

Осмотр места происшествия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РФ является практически единственным следственным действием, которое выполняется до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 178 УПК РФ).

Порядок его осуществления регламентируется ст. 179 УПК РФ, устанавливающей обязательные реквизиты при составлении протокола осмотра места происшествия. Методике проведения осмотра специально обучают в соответствующих высших юридических учебных заведениях, однако, в силу специфики учебного процесса либо особенностей обучаемых, на практике весьма редко можно встретить четко, тщательно, объективно и грамотно составленный протокол этого важнейшего следственного действия. Ошибки и неточности, допущенные официальными лицами при осмотре места происшествия, не могут быть позже исправлены. Именно поэтому имеет смысл проявить максимум внимательности и терпения, отслеживая все действия должностного лица (инспектора ДПС, выездного дежурного ГИБДД, следователя) и сопоставляя их с записями, производимыми в протоколе рассматриваемого следственного действия.

Обычно приезд на место ДТП выездной группы (бригады) во главе со следователем либо сотрудников ДПС сопровождается изъятием у водителей, причастных к аварии, водительских удостоверений и документов на транспортные средства. Затем прибывшие люди приступают к собственно осмотру места происшествия. Первое, с чего начинается действие, — это приглашение от двух незнакомцев, вызываемых понятыми. Обратите внимание на то, что эти двое действительно были незнакомцами и приехали не с полицией. Бывает и так. По закону удостоверяющие свидетели должны гарантировать беспристрастность расследования, проводимого на месте сотрудником полиции. В их задачу входит удостоверение правильности измерений, точности обнаружения и фиксации следов и т.п. Указанные лица должны находиться вместе со следователем (сотрудником ДПС) до самого конца проведения осмотра места происшествия и составления схемы места происшествия. После завершения всех офицерских расследований, внесения результатов этих расследований в протокол осмотра места ДТП и составления схемы ДТП, свидетели должны поставить эти документы своими подписями.

14 стр., 6583 слов

Особенности осмотра места происшествия при ДТП

... действие, направленное на сбор доказательств, в первую очередь, путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе. Осмотр происшествия состоит из четырех частей: осмотр места ДТП; трупа потерпевшего; транспортного ... единичного следственного действия, например осмотра места происшествия. Предметом исследования являются частные проблемы обследования на месте аварии. Целью ...

Таков оговоренный УПК РФ порядок. Но… Часто действительно, понятых просят подписать бланк для осмотра места происшествия и соответствующие схемы. Это обычно объясняется экономией времени приглашенных понятых, неудобством составления документов на открытом воздухе и т.п. И понятые на такое предложение соглашаются. В самом деле, кто хочет надолго стать «тенью» полицейского, преследуя его повсюду? А если к тому же еще идет дождь или снег… В общем, понять психологию такого понятого несложно. Что ж, чиновник, проводящий проверку, избавившись, таким образом, от понятых, чувствует себя намного спокойнее: никто не дышит затылком…

Следовательно, понятые должны видеть, что и как делают должностные лица на месте происшествия. И только эти наблюдения понятые заверяют подписями (ст. 135 УПК РФ).

Они комментируют предпринятые действия в устной форме и следят за тем, чтобы все такие комментарии были зафиксированы в протоколе.

Часть 2 ст. 179 УПК РФ достаточно странно повествует о том, что следователь “вправе привлечь к участию в осмотре обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетеля…”. Из вышеупомянутой статьи закона следует, что водители, участвовавшие в ДТП, могут быть вовлечены в составление протокола осмотра места ДТП или могут не участвовать. Все зависит от волевого решения должностного лица. Справедливости ради отмечу, что в подавляющем большинстве случаев участники аварии все же присутствуют при проверке. Другое дело, насколько они внимательны и педантичны при этом. Особо подчеркну: ни в коем случае нельзя отвлекаться, даже на короткое время, от наблюдения за поведением сотрудника, проводящего проверку. Вскоре после завершения проверки вас попросят подтвердить объективность полученных данных вашей подписью, что означает, что вы все видели, слышали, наблюдали и подтвердили. Если в дальнейшем, на более поздних этапах разбирательства ДТП окажется, что в протоколе осмотра места происшествия содержатся сведения (параметры места происшествия, следы, иные обстоятельства), не соответствующие действительности, но скрепленные вашей подписью, маловероятно, что вы найдете понимание у людей в погонах или судьи. Вам просто никто не поверит, что вы отлучались на минутку, параллельно давали объяснения по существу происшествия другому должностному лицу и т.п. “Ваша подпись?” — сурово прозвучит начальственный голос. Попробуйте тогда объяснить, что не знали о порядке участия в следственном действии, что вы это делаете первый раз и пр. Профессиональный опыт автора подсказывает, что оспаривание уже подписанного документа — один из самых сильных раздражителей для чиновников любого уровня. Воистину, “что написано пером, не вырубишь топором”!

12 стр., 5916 слов

Протоколы транспортного уровня

... ­ляет данные только между двумя компьютерами. Транспортный уровень и его протоколы передают данные между приложениями. Во многих случаях ответственность транспортных протоколов за передаваемые данные такая же, как ... данных в заголовке TCP. Что такое транспортный уровень? На первый взгляд кажется, что IP, служба доставки Интернет, и транспортные протоколы выполняют одинаковые функции. На самом деле ...

Итак, подключитесь к детективам или сотрудникам ГАИ для участия в осмотре места происшествия, отнеситесь к этому более чем серьезно. Запишите для себя на отдельном листе бумаги все данные, которые офицер заносит в протокол. Особое внимание при этом должно уделяться месту обнаружения осколков стекла, осыпи грязи, расположению на проезжей части следов транспортных средств, их конфигурации и протяженности, месту расположения на полотне дороги вещей потерпевшего (в случае наезда на пешехода), положению тела потерпевшего, наличию биологических объектов (следов крови, мозгового вещества и пр.), а также всем прочим отражаемым в протоколе обстоятельствам ДТП. Необходимо четко для себя сформулировать и сверить с записями в протоколе, перед тем как вам придется его подписывать, следующее: в каком состоянии на момент ДТП находилось дорожное покрытие (сухо, мокро, гололед, укатанный снег, песок, выбоины, следы ремонтных работ, свежий асфальт, асфальтобетон), каковы были условия видимости и обзорности с места водителя?

Схема места происшествия, которую следует нарисовать на миллиметровой бумаге, служит графическим представлением протокола осмотра места происшествия. Сама схема выполнена строго в масштабе, позволяющем точно воспроизвести всю картину происходящего на момент осмотра. Все величины — привязка места ДТП к местности, расположение предметов, следов и т.п. — другими словами, все то, что словесно описано в протоколе осмотра места происшествия, должно буквально отразиться на схеме. На практике это случается не всегда. Часто чиновники вообще не утруждают себя составлением схемы ДТП, а жалко схожи с ней на клочках страниц, вырванных из студенческих тетрадей. Конечно, не всегда верно, что измерения, сделанные во время осмотра места аварии, затем точно попадают в диаграмму, даже если она ранее проводилась в стационарных условиях на миллиметровой бумаге. Напомним: именно чистые “заготовки” для будущей схемы предлагается иногда подписать участвовавшим в осмотре понятым, причастным к ДТП водителям, эксперту-криминалисту (в случае его участия в следственном действии).

В этой связи необходимо затвердить как “Отче наш”: никогда не поддавайтесь на уговоры и не ставьте своей подписи на чистом бланке, будь то протокол осмотра места происшествия, справка по ДТП или схема ДТП. Это даже не час, вы сами можете подписать приговор, потому что в последнее время качество составления всех без исключения процессуальных документов, и, в первую очередь, перечисленных выше, упало до невероятно низкого уровня.

Основания для производства осмотра вытекают из содержания ст. 178 УПК. РСФСР. В частности, проверка проводится с целью обнаружения следов преступления и других вещественных доказательств, выяснения ситуации происшествия, а также других обстоятельств, имеющих значение для дела. Это процессуальное правило формулирует общие задачи проверки, а для каждого вида преступления судебно-медицинская экспертиза разрабатывает конкретные задачи.

Такими конкретными задачами осмотра места дорожно-транспортного происшествия являются:

1) обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств;

2) выяснение обстановки места происшествия;

3) установление технического состояния транспортного средства;

6 стр., 2850 слов

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

... месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование. 2. Классификация следов транспортных средств Под следами транспортных средств подразумеваются следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, ...

4) обнаружение признаков других преступлений;

5) розыск водителя, скрывшегося с места происшествия;

6) установление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Самая важная задача на месте дорожно-транспортного происшествия — обнаружение следов и других вещественных доказательств. Сложность обследования определяется характером следов и ситуацией ДТП. Следовательно, найти следы, указывающие на столкновение транспортного средства, несложно. Эти следы легко воспринимаются. Однако можно констатировать тот факт, что соприкосновение деталей транспортного средства с одеждой пострадавшего при наезде на пешехода возможно только с применением специальных средств и приемов.

Инспекция — важное средство получения доказательной информации о расследуемом событии. Эту информацию содержат не только объекты, но и обстановка мест ДТП (дорожные условия, пространственное размещение объектов и другие обстоятельства).

Конкретная задача осмотра на месте происшествия — установить техническое состояние автомобиля. Это следует из правил дорожного движения и других нормативных актов, запрещающих эксплуатацию неисправных транспортных средств.

В ходе проверки могут быть получены данные, свидетельствующие о том, что водитель или другое лицо совершили правонарушение, не связанное с дорожно-транспортным происшествием.

Так, при осмотре автомобиля в связи со столкновением с пешеходом следователь обратил внимание на наличие в кузове железных чехлов, на перевозку которых у водителя не было документов. Тщательное изучение этого обстоятельства позволило выявить преступную группу, давно воровавшую кровлю и другие строительные материалы в одной из строительных организаций.

Важной задачей осмотра места происшествия является поиск водителя, который скрылся с места происшествия. Поэтому необходимо принять все меры для обнаружения следов, оставленных на месте ДТП, и, используя их, организовать исследовательскую деятельность.

Существенное значение для предупреждения дорожно-транспортных происшествий имеет положение ст. 68 УПК РСФСР об установлении в процессе расследования обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Часто такие обстоятельства обнаруживаются непосредственно при обследовании.

Осмотр места происшествия важен для организации правильного расследования и вместе с другими следственными действиями помогает смоделировать ситуации ДТП, понять и объяснить механизм их развития. Результаты проверки используются при производстве других следственных действий. Например, проведение следственного эксперимента невозможно без учета обстоятельств, установленных при осмотре (расположение транспортных средств и следов, состояние проезжей части, видимость и др.).

Данные проверки позволяют отличить неверные суждения опрошенных от верных, уточнить некоторые важные моменты для расследования.

В целях полного обнаружения, фиксации и изъятия следов при осмотре места дорожно-транспортного происшествия важно установить следующие обстоятельства:

1) место дорожно-транспортного происшествия, которое включает в себя не только ограниченный участок территории (улица, дорога) с расположенными на нем следами, но и место, в котором непосредственно наступили вредные последствия (наезд транспортного средства на пешехода, столкновение транспортных средств и т. д.);

7 стр., 3009 слов

Транспортная травма

... Для выяснения механизма транспортной травмы особо большое значение имеют получаемые при осмотре места происшествия данные, позволяющие установить направление движения пострадавшего и транспортного средства, скорость последнего, ту часть транспортного средства, которой могли быть ...

2) время совершения дорожно-транспортного происшествия;

3) вид дорожно-транспортного происшествия (наезд на пешехода, опрокидывание, наезд на препятствие и т. д.);

4) видимость в метрах в зависимости от состояния погоды (ясно, дождь, туман) и времени суток;

5) обзорность для водителя, состояние его рабочего места (установка сиденья, состояние стекол), расположение предметов окружающей обстановки (их расположение и пространственное размещение);

6) характер последствий дорожно-транспортного происшествия (повреждение транспортных средств, предметов окружающей обстановки, наличие пострадавших);

7) направление движения транспортных средств;

8) наличие следов торможения и их особенности (форма, длина);

9) координаты места столкновения транспортных средств, наезда транспортного средства на пешехода и т. д.;

10) расстояние до места наезда, которое преодолел пешеход от тротуара или другого ориентира;

11) средства регулирования движения (наличие, характер, исправность средств регулирования, их расположение и др.).

Человек, покидающий место ДТП, должен быть знаком с типичными следами ДТП, их характеристиками и уметь понимать механизм их образования. Это единственный способ обеспечить качественное расследование места происшествия. В противном случае любая тактическая рекомендация, даже самая совершенная, теряет практическое значение. Например, если сотрудник органов внутренних дел (милиционер, участковый инспектор милиции, инспектор ДПС) не знает особенности следов дорожно-транспортного происшествия, то, естественно, он не сможет обеспечить их сохранность до прибытия следственно-оперативной группы. Таким образом, знание круга типовых объектов досмотра места ДТП повышает эффективность его осмотра. К таким объектам следует отнести: участок местности, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие; обстановку места происшествия; труп; транспортное средство; следы происшествия; следы действий по сокрытию происшествия.

Прояснению ситуации на месте ДТП во многом способствует изучение участка проезжей части, на котором произошло ДТП. Поэтому при осмотре необходимо установить набор информации, характеризующий проезжую часть. К их числу следует отнести:

1) тип покрытия (асфальт, бетон, асфальтобетон, щебенка, грунт и т. д.);

2) продольный профиль дороги (горизонтальный, подъем, спуск) и поперечный профиль дороги (уклон в сторону тротуара, обочины).

Уклон дороги измеряется при помощи специальных приборов: теодолита, эклиметра ни велика;

3) ширину проезжей части, которая определяется расстоянием между тротуарами или обочинами. Если проезжая часть засыпана снегом, измеряется ширина участка, по которому производится движение. При наличии разделительной линии измеряется ширина каждой полосы.

Если авария произошла вблизи перекрестка или пешеходного перехода, положение пересекающихся линий разметки измеряется относительно выбранной для них контрольной точки. Кроме того, определяется состояние разметки. Все дефекты разметки (отслоившаяся, стертая краска и т. д.) подлежат тщательному изучению и фиксации.

Атмосферные условия оказывают существенное влияние не только на безопасное движение транспортных средств, но и на процесс формирования некоторых путей, на их сохранность в течение определенного времени. Атмосферные условия влияют на видимость, обзорность, состояние дорожного покрытия и др. Так, дождь значительно ухудшает обзорность. Попадая на стекло, капли воды и грязи образуют полупрозрачную пленку, из-за чего водителю сложно наблюдать за дорогой. Следовательно, это может происходить только через сектора, образованные движением дворников. Сведения об этом позволяют установить важные для расследования факты. Часто сильный ветер заставляет человека, переходящего улицу, повернуть голову, чтобы ветер не ударил его в лицо. И тогда половина дороги (в зависимости от направления ветра) оказывается вне поля зрения пешехода. Это может быть одним из обстоятельств, повышающих вероятность дорожно-транспортного происшествия.

5 стр., 2115 слов

Велосипедист водитель транспортного средства

... этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств." "Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между ... вас справа, они тем не менее будут обязаны вас пропустить. г) Как показывает практика, водители на примыкающих справа дорогах не видят велосипедиста едущего поперечным курсом, ...

Важное значение при осмотре ДТП имеет температура воздуха. Из-за его колебаний состояние проезжей части меняется на момент осмотра. Поэтому при осмотре необходимо учитывать характер осадков, направление ветра в зависимости от расположения дороги, температуру воздуха, состояние проезжей части. Оно оказывает непосредственное влияние не только на процесс образования следов, но и на возникновение ДТП. Состояние покрытия определяется величиной сцепных качеств дороги и колеса автомобиля, которое может существенным образом отличаться как от времени года, так и от ряда обстоятельств (качество материала покрытия дороги, атмосферные условия, различные наслоения).

Характеристики дорожного покрытия определяют с помощью специальных приборов: переносных устройств, динамометрических тележек.

При осмотре проезжей части выявляются также ее дефекты (неровности, повреждения), имеющиеся не только в месте нахождения следов торможения, но и на некотором расстоянии от их начала. Информация о них часто позволяет объяснить характер действий водителя перед ДТП и обстоятельства его совершения.

На проезжей части могут быть разные слои, влияющие на процесс торможения. Так, наслоения грязи во время дождя делают дорогу скользкой. В этом случае при осмотре необходимо установить протяженность участка загрязненной дороги, характер наслоения (песок, глина), размещения на нем следов торможения.

Заснеженные или промерзшие участки дороги зимой чередуются с участками без снега и льда. Если следы торможения проходят по таким участкам;, то они измеряются относительно расположения каждого такого участка.

Следы образуются непосредственно на местности (дороге, окружающей обстановке) и на различных объектах транспортном средстве, потерпевшем и его одежде и др.).

Значительная часть следов располагается на дороге. Это могут быть следы, характеризующие движение транспортного средства и пострадавшего и указывающие на место столкновения или столкновения.

Формирование следов транспортных средств определяется рядом факторов. Так, при движении по твердому или мягкому дорожному покрытию образуются следы поверхности или объема соответственно.

Первый тип следов делится на два подвида: следы расслоения и следы расслоения. Следы расслоения очень часто остаются на асфальте колес автомобиля, съехавшего с проселочной дороги. В этом случае частицы почвы выносятся протектором шины на поверхность дороги. Следы отслаивания образуются при вращении протектора колеса по поверхности проезжей части.

Объемные следы образуются на мягкой поверхности (заснеженной, проселочной, грунтовой дороге и т. д.).

4 стр., 1546 слов

Виды транспортных средств; характеристика и состав транспортного комплекса

... транспортных средств и дать их характеристику. Также изучить понятие транспортного комплекса и дать его характеристику. Задачи: 1)Изучить виды транспортных средств и их характеристику. 2)Изучить транспортный комплекс и его характеристику. ... по почтовым каталогам. 5) Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти ...

Протектор шины проталкивается через мягкий слой дорожного полотна, оставляя дисплей, на котором каждый выступ соответствует углублению колеса, а каждое углубление соответствует его высоте. Поверхностные и объемные следы передают характеристики шины с большей точностью, что в некоторых случаях позволяет идентифицировать конкретную шину. Чтобы найти эти особенности, необходимо внимательно изучить гусеницы на всех четырех колесах. Следует отметить, что в современном автомобиле следы передних колес полностью или частично перекрываются следами задних колес. Поэтому снимать следы всех колес можно только в момент поворота или поворота транспортного средства.

Анализ положения гусениц позволяет определить направление движения транспортного средства. Так, угол раздвоения следов колес при повороте увеличивается в направлении движения транспортного средства.

Криминалистическая ценность следов движения заключается в том, что их изучение позволяет установить тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой, трактор), идентифицировать шину, имеющую характерные особенности—повреждения, износ, внедрившиеся в рисунок протектора предметы и т. п. Такие следы имеют большое значение, например, для розыска транспортного средства, скрывшегося с места происшествия. При движении автомобиля по грязи, снегу на дне следа образуются зубцы, пологие концы которых обращены в сторону его движения. Они возникают от захвата колесами верхнего слоя покрытия и отбрасывания его частиц на дно следа. Но возможен и другой механизм образования следов. При небольших отрицательных температурах движущееся по рыхлому снегу колесо спрессовывает его в виде пластин, которые под действием вращения смещаются, налагаясь друг на друга в сторону, обратную движению транспортного средства, вследствие чего на дне следа также образуются зубцы, пологие стороны которых обращены в направлении движения транспорта.

Направление движения транспортного средства можно проследить и на траве, которая приминается в направлении движения. Пробуксовывающее колесо оставляет на дне следа веерообразные трассы, обращенные узкими концами в направлении движения. На вертикальной стенке глубокой колен боковые части шины оставляют дугообразные следы, которые незавершенной частью дуги обращены в направлении движения транспортного средства. Нередко вращающаяся шина грузового автомобиля боковой частью соприкасается с бордюрным камнем дороги и грунтозацепами оставляет следы в виде расположенных под острым углом друг к другу двух полос неодинаковой длины, острие которых направлено книзу. Более короткая часть полосы следа обращена в сторону, противоположную движению транспортного средства.

К другим признакам, определяющим направление движения транспортного средства, можно отнести: раздавленные колесом ветки, сухие листья, следы переезда через лужи, капли горюче-смазочных веществ, упавшие с автомобиля на проезжую часть, и т. д.

Следы торможения являются одним из наиболее важных объектов анализа дорожно-транспортного происшествия. По следам торможения определяются: направление движения и скорость транспортного средства, остановочный пункт, место наезда (столкновения), механизм сближения транспортных средств, путь пешехода до места наезда и другие обстоятельства.

Следы торможения могут характеризовать автомобиль его технические данные, а также действия водителя. Так, криволинейные следы отпечатков протектора могут свидетельствовать о попытке водителя избежать происшествия маневрированием перед торможением. Наличие только следов скольжения является признаком внезапного обнаружения опасности или панических действий водителя. Этот же признак в следах большой протяженности может указать на высокую скорость автомобиля, которую водитель пытался погасить резким торможением. Изучение некоторых следов помогает установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения, как правило, прямолинейно. Отклонение от движения по прямой линии объясняется неравномерным торможением левых и правых колес или наличием поперечного уклона дороги. В этом случае отклонение будет происходить в сторону ранее заблокированных колес или в сторону уклона. Следы могут указывать и на некоторые неисправности тормозной системы.

3 стр., 1242 слов

Виды и средства транспортных перевозок

... вид транспорта, несмотря на относительно высокую стоимость, бесспорным лидером в перевозке туристов на дальние расстояния. В системе транспортного обеспечения в туризме различают: трансфер-предоставление транспортных средств ... графиков движения. Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления: организация автобусных путешествий; организация путешествий на личном ...

Следы, образующиеся при наезде на пешеходов. На проезжей части “роме следов колее, могут быть и другие следы: кровь, осколки, стекла, грязь и частицы отслоившейся от нижних частей автомобиля краски, следы волочения потерпевшего и т. д. Сложность обнаружения следов и большое доказательственное значение требуют тщательного их исследования на месте происшествия.

Образование следов крови зависит от того, совершен ли наезд на потерпевшего, находившегося на проезжей части в вертикальном или горизонтальном положении. В первом случае кровь редко концентрируется в одном месте. По ее следам можно проследить место первоначального падения тела, его перемещение в процессе отбрасывания и место оконечной остановки. Следы крови, как правило, располагаются в виде отдельных капель различной частоты на участке первоначального падения и обширных пятен в месте конечной остановки тела после перемещения. Во втором случае, в силу значительных повреждений тела и обильного оттока крови, образуются обширные лужи с потеками в сторону уклона проезжей части. При повторном переезде тела эти лужи имеют следы веерообразного разбрызгивания. С учетом формы, размеров и взаимного расположения следов крови решается вопрос, в каком положении (стоя, сидя, лежа) находился потерпевший в момент наезда, разоблачаются инсценировки дорожно-транспортных происшествий.

На месте происшествия могут быть обнаружены осколки разбитых от автомобиля стекол, рассеивателей фар, подфарников, лампочек.

При расследовании наездов важное значение имеет изучение осколков стекла разбитого рассеивателя фары. Анализ осколков стекла следует рассматривать в двух аспектах—в зависимости от того, произошел ли наезд в начале или в конце торможения. При наездах на человека, происшедших в начале торможения, когда скорость автомобиля еще достаточно велика, тело человека сначала плотно прижимается к фаре, вследствие чего стекло ее повреждается. По мере нарастания замедления автомобиля оно по инерции отбрасывается вперед. При этом осколки рассеивателя фары сначала вдавливаются внутрь фары, а при падении тела человека они выбрасываются вперед в направлении движения автомобиля. По этим осколкам стекла можно определить расположение автомобиля на проезжей части перед наездом, направление его движения, а также ряд поисковых задач в случае сокрытия водителя с места происшествия.

4 стр., 1665 слов

Расположение транспортных средств на проезжей части

... перестроении. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю ... световые приборы Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства. Регулировка фар не соответствует ...

Если наезд произошел в конце торможения, когда скорость транспортного средства уже невелика, осколки стекла фары осыпаются на проезжую часть, как правило, в месте соприкосновения транспортного средства с телом человека. Часть мелких из них остается в ее корпусе, на одежде и теле потерпевшего, а большинство крупных остается на проезжей части. Анализ характера и расположения осколков стекла в данном случае, наряду с уже отмеченными обстоятельствами, позволяет более точно установить и место наезда.

Другие стекла повреждаются реже и не образуют на проезжей части большого количества осколков. Так, переднее (ветровое) стекло повреждается при наезде на потерпевшего передней частью автомобиля. В этом случае стекло повреждается в виде исходящих из одной точки множества лучей, располагающихся по углам стекла или в его средней части. Боковые (поворотное, опускаемое) стекла повреждаются реже. Одновременно на дверцах, крыльях, крыше кузова могут быть следы наслоения: отпечатки пальцев рук, отпечатки губ, кровь и другие биологические вещества.

Характерными для наездов транспортных средств на пешеходов являются следы волочения. Они образуются на проезжей части в результате скольжения тела потерпевшего, отброшенного после наезда, а также при захвате частями транспортного средства одежды и последующего волочения тела человека по проезжей части. Места наезда определяют довольно точно по следам скольжения обуви потерпевшего. В некоторых случаях по ним делают вывод о положении потерпевшего в момент наезда. Так, человек при ходьбе попеременно переносит тяжесть тела с одной ноги на другую. В момент наезда прижатая к дороге силой тяжести тела подошва скользит, оставляя на дороге следы. Эти следы чаще всего бывают в виде одной (реже двух) полос скольжения длиной 20—40 см, расположенных параллельно следам торможения. Выраженность следов скольжения обуви зависит от многих факторов: состояния и типа дорожного покрытия, скорости автомобиля, веса потерпевшего, материала подошвы обуви.

При захвате одежды деталями передней или боковой частей автомашины потерпевший падает на дорогу и на ней образуются следы протаскивания тела. Эти следы хорошо прослеживаются на грунтовой дороге или на дорожном покрытии, имеющем наслоения.

Отброшенное после наезда тело потерпевшего оставляет обширные следы волочения, образующиеся за счет нарушения наслоений на проезжей части дороги. Они имеют вид широких полос (до размера потерпевшего).

Иногда в таких следах обнаруживается кровь. Следы волочения указывают направление движения автотранспорта.

Следы столкновения транспортных средств. Столкновения транспортных средств можно классифицировать на встречные, поперечные и попутные. В свою очередь, каждый из этих видов столкновений можно соответственно разделить на следующие подвиды: лобовое, касательное, перекрестное, косоугловое; угловое.

Практическая значимость классификации следов столкновения заключается в том, что на основе следовой информации при осмотре места происшествия можно определить дорожную ситуацию столкновения транспортных средств.

Отправным звеном анализа дорожной ситуации столкновений является наличие или отсутствие для участников движения внезапности изменения дорожной обстановки, т. е. неожиданного возникновения опасности. Например, выезд автомобиля на полосу встречного движения является неожиданным для водителя транспортного средства, двигавшегося навстречу.

Встречные столкновения возникают в условиях двустороннего движения и являются наиболее опасными, так как транспортные средства движутся навстречу и, как правило, с большой скоростью.

Лобовые столкновения происходят, в основном, при обгонах, когда вследствие неправильной оценки дорожной обстановки водитель выезжает на полосу встречного движения и транспортные средства ударяются передними частями (полностью или частично).

При этом происходит деформация деталей: разрыв металла кузова, обрыв крепления различных узлов (двигателя, подвесок колес).

Характерными признаками этих столкновений является направление повреждений: вдоль продольной оси от передней к задней части автомашины.

Некоторые детали (фары, подфарники, части кузова, выполненные из алюминиевых и других хрупких сплавов и стекла) разрушаются и рассеиваются на проезжей части дороги. Одновременно под воздействием деформации из-под крыльев автомобиля осыпаются грязь (снег).

Совокупный анализ этих следов позволяет определить место столкновения транспортных средств.

Кроме того, на месте падения грузов также можно определить точку столкновения автотранспорта.

Касательные столкновения происходят при движении автомобилей под некоторым углом. Для этого вида столкновений характерно образование повреждений на боковых частях транспортных средств. Они не влекут глубокой деформации металла и наряду с поверхностными повреждениями краски возможны также его разрывы или отщепы деревянных частей. Разрывы металла имеют форму заусениц, расположенных в одной плоскости. При поверхностных (без разрыва металла) повреждениях наблюдаются царапины или перенос краски с одного транспортного средства на другое.

Следы торможения при этих столкновениях встречаются редко, так как отсутствует элемент неожиданности. Торможение применяется, как правило, после столкновения, однако криминалистическая ценность этих следов от этого не уменьшается. Они позволяют установить направление движения и расположение транспортных средств на проезжей части дороги и нередко служат основой криминалистического анализа ситуации.

Вторым видом являются поперечные столкновения, которые классифицируются на перекрестные и косоугловые.

При перекрестных столкновениях транспортные средства располагаются так, что их продольные оси составляют прямой или близкий к нему угол. Они возникают при столкновении, как правило, па перекрестках, при выездах со дворов и т. п. Столкновения происходят, нередко, на большой скорости, в местах с ограниченной видимостью: “закрытые” перекрестки, недостаточная обзорность. Такой вид столкновений является неожиданным для водителя, пользующегося преимущественным правом проезда, так как он полагает, что и другие участники добросовестно выполняют требования Правил дорожного движения.

Следы первичного удара располагаются на передней части одного и на боковой части другого транспортного средства. При этом возможно их повторное столкновение, ибо от удара они поворачиваются вокруг центра тяжести. Однако от второго удара повреждения меньше.

Поврежденные части транспорта могут оставлять на поверхности дороги царапины, по которым определяется движение автомобилей в процессе их столкновения.

Косоугловые столкновения возникают при маневрировании (поворотах, разворотах), когда одно транспортное средство движется прямолинейно, а второе производит маневр и под углом пересекает путь первого. Угол столкновения, как правило, меньше прямого по отношению к продольным осям транспортных средств. Поэтому и повреждения располагаются соответственно движению транспорта (на транспортном средстве, движущимся прямолинейно,—на передних углах кузова; на производящем маневр—на боковой стороне).

Третью группу составляют попутные столкновения, классифицирующиеся на соосные и угловые. При соосных столкновениях деформирующая сила прилагается вдоль продольных осей транспортных средств, т. е. когда одно транспортное средство передней частью ударяется в заднюю часть другого. Столкновения происходят на прямолинейных участках, как правило, около светофоров или в транспортном потоке, когда меняются скоростные режимы движения. Контактирующие в момент удара поверхности могут охватывать всю ширину транспортных средств или ее часть.

Для водителя транспортного средства, движущегося впереди, столкновение, как правило, является неожиданным, потому он не может применить торможение. В то же время водитель второго транспортного средства пытался торможением избежать столкновения, и поэтому на месте ДТП могут образоваться следы торможения. После столкновения переднее транспортное средство (при условии, что они имеют одинаковые массы или переднее—большую) перемещается вперед от места столкновения.

На месте удара остаются осколки стекла, фар, подфарников, задних фонарей и осыпь грязи. Их частицы зачастую падают на проезжую часть близко от места столкновения. Транспортные средства имеют обширные вмятины металла. На горизонтальных поверхностях, расположенных ниже осветительных приборов, можно обнаружить осколки поврежденных деталей.

Угловые столкновения характеризуются тем, что одно транспортное средство движется прямолинейно, а другое (переднее или заднее) производит перестроение из одной полосы движения в другую. ДТП возникает при недостаточном интервале или при резком торможении переднего, когда водитель заднего транспортного средства пытается путем маневра предотвратить столкновение. Деформирующая сила при этом направлена под углом к продольной оси движущегося впереди транспортного средства.

При самом столкновении транспортные средства получают значительные повреждения, однако опасность этих столкновений состоит в том, что косонаправленная к продольной оси сила удара влечет выезд одного из них на полосу соседнюю и столкновение его с другим транспортным средством. Большое криминалистическое значение имеет осмотр трупа. На месте происшествия осмотр трупа следует начинать с определения его местонахождения. Затем фиксируется поза трупа, т. е. расположение отдельных частей тела, и устанавливается положение его по отношению к проезжей части, следам торможения, остановившемуся автомобилю или к отдельным деталям.

Установление положения трупа имеет значение для восстановления картины происшествия. Если, например, при наезде труп обнаружен перед началом следов торможения, то это обстоятельство является основанием для выдвижения версии, что потерпевший был сбит транспортным средством еще до начала торможения.

При нахождении трупа на месте происшествия необходимо установить наличие, характер и расположение видимых телесных повреждений и иных следов ДТП. С этой целью труп первоначально осматривается в том положении, в котором он обнаружен, не допуская перемещений.

При дальнейшем осмотре с трупа снимается одежда. Если труп лежит на спине, то осматривается голова, грудная клетка, брюшная часть, руки и ноги. Трупные пятна описываются по цвету, форме и месту их расположения. Следует иметь в виду, что трупные пятна, которые располагаются со стороны спины, образуются за счет оттока крови. Если под трупом оказались выступающие предметы (камни, доски и др.), то в месте их соприкосновения трупные пятна не возникают, однако каждому углублению ложа трупа (поверхность дороги, грунт, на которых он лежит) соответствуют ярко выраженные пятна.

Затем тело переворачивают и осматривают со спины в такой же последовательности. Во время осмотра проверяется степень трупного окоченения, которое устанавливается путем сгибания конечностей в суставах. Время наступления трупного окоченения зависит от температуры окружающей среды. Кроме того, измеряется температура трупа медицинским градусником, путем введения его в прямую кишку. Полученные сведения позволяют специалисту-медику установить время наступления смерти и т. д.

Телесные повреждения подробно описываются по характеру (рана, ссадина), состоянию (кровотечение, засохшая кровь), форме и размеру, расстоянию от подошвенного уровня стопы. -Если потерпевший нес в руке предмет, оставивший след на транспортном средстве, то необходимо измерить расстояние от подошвенного уровня стопы до расположения второй фаланги пальцев рук.

Открытые раны подлежат исследованию с целью обнаружения в них инородных тел. В этом отношении большое значение имеют раны на не защищенных одеждой участках тела, в которых могут быть частицы отслоившейся от автомобиля краски, позволяющие его идентифицировать. Повреждения и другие следы (грязь, красители) подлежат измерению.

При наездах на пешеходов исключительное значение имеет осмотр одежды, который начинается с изучения ее внешнего состояния, позволяющего нередко выяснить поведение потерпевшего непосредственно перед наездом и решить вопрос о границе территории, подлежащей осмотру. Например, отсутствие предметов одежды (головной убор, шарф, перчатки) зимой предполагает расширение границ осмотра места ДТП.

Значение осмотра одежды определяется и тем, что она, во-первых, является объектом, который первым вступает в контакт с автомобилем и дорожным покрытием. Во-вторых, следы на одежде и на теле потерпевшего взаимосвязаны. Расположение следов на одежде соответствует расположению телесных повреждений на трупе.

Повреждения на одежде возникают в результате прямого или скользящего удара передними частями транспортного средства или скольжению тела по проезжей части.

Удары частями, имеющими ровные поверхности, под прямым углом (прямой контакт) влекут раздавливание нитей, иногда передающее форму следообразующей поверхности.

Скользящий удар вызывает разрывы отдельных нитей или значительные разрывы ткани, возникающие от остроугольных деталей. Форма разрывов зависит от характера переплетения нитей основы тканей. При скользящем ударе движущегося с большой скоростью автомобиля на его частях можно обнаружить “прикипевшие” частицы ворсовых тканей.

При переезде одежды колесами транспортного средства происходит как раздавливание нитей, так и их разрывы.

По характеру повреждений одежды определяется поверхность, которая соприкасалась с одеждой, механизм образования следов. Так, при скольжении тела потерпевшего на проезжей части дороги характерны обширные следы в виде складок истертой ткани, которые чередуются с неповрежденными ее участками. Складки сглаживаются в противоположном скольжению тела направлении.

На одежду потерпевшего нередко попадают кусочки краски, автомобиля, осколки стекла, пыль. Эти частицы могут находиться на поверхности ткани одежды, в складках, швах, карманах. Так, следы наслоения краски возникают, как правило, при скользящем ударе. Механизм их образования объясняется тем, что при ударе, вследствие трения одежды и окрашенных частей машины, краска разогревается и ее частицы переносятся- на одежду. Наслоения краски на одежде бывают ярко выраженными или слабо заметными в виде поперечных параллельно расположенных полос.

Одежда может иметь следы “металлизации”, образующиеся при соприкосновении ее с хромированными деталями транспортного средства. Эти следы сохраняются продолжительное время и имеют большое доказательственное значение.

Не меньшее значение имеют и следы пыли. Предположение об их нахождении на одежде потерпевшего можно сделать при осмотре транспортного средства, так как его детали, соприкасаясь с одеждой, очищаются от пыли.

Осмотр одежды имеет своей целью не только отыскание следов, но и установление личности погибшего. В карманах одежды могут находиться личные документы, письма с адресами, записки, рецепты лечебных учреждений и др. При отсутствии документов необходимо тщательно осматривать одежду для выявления личных меток и других признаков, изучая которые можно установить личность погибшего.

Осмотр одежды начинается с передней части (сверху вниз), а затем в такой же последовательности со спины. При этом фиксируется тип ткани, цвет, данные, характеризующие сходство или контраст цвета одежды и проезжей части. Последнее особенно важно для установления обстоятельств, связанных с наездами в условиях недостаточной видимости.

Предметы осмотренной одежды снимают с трупа и при наличии следов, легко подверженных изменению, фиксируют с помощью листов фанеры, плотного картона и т. п. Одежду нельзя помещать в полиэтиленовые пакеты, так как отсутствие воздуха способствуем ее гниению и утрате следов. Влажная или окровавленная одежда просушивается при комнатной температуре.

Осмотру подвергается также обувь потерпевшего, которая сохраняет следы взаимодействия с дорожным покрытием. Изучение этих следов необходимо для познания механизма наезда. На обуви потерпевшего обычно образуются следы в виде разрывов и царапин. Так, при наезде колесом на стопу происходит смятие головки обуви и грубые разрывы. Деформация обуви происходит в направлении движения транспортного средства. Характерные следы также образуются на ее подошве в виде параллельных прямолинейных или дугообразных царапин. Изучение этих следов позволяет определить характер движения потерпевшего (стоял, двигался бегом или шагом), а также направление движения транспортного средства в момент наезда.

Большое криминалистическое значение имеют следы, возникшие на предметах, находившихся у потерпевшего: сумке, портфеле, чемодане и т. п. Они образуются в результате контакта этих предметов с частями транспортного средства и имеют характер поверхностного повреждения или разрушения. В свою очередь эти предметы оставляют на транспортном средстве следы наслоений, вмятины или царапины.

Криминалистическое значение следов, образовавшихся в результате взаимодействия находившихся у потерпевшего предметов с транспортным средством, состоит в том, что с их помощью можно установить факт наезда на человека, определить, какой частью его нанесен удар, положение потерпевшего в момент наезда, а также объяснить характер и механизм телесных повреждений.

Зимой автомобиль марки ГАЗ-51 наехал на женщину. Водитель на месте происшествия показал, что удар нанесен левым передним крылом. Изучая обнаруженные следы на автомобиле, следователь обратил внимание на примерзшие к правой части переднего бампера частицы яичной скорлупы и желтка. Бумажный пакет с разбитыми яйцами лежал на проезжей части дороги. Исходя из установленных сведений о том, что потерпевшая несла пакет с продуктами, и из обнаруженных на автомобиле следов, было определено точное место столкновения с автомобилем.

Составной частью осмотра места происшествия является исследование транспортного средства, которое позволяет получить информацию о механизме дорожно-транспортного происшествия. Указанный осмотр подразделяется на общий и детальный.

При общем осмотре на месте происшествия устанавливаются: государственный номер, марка, модель, цвет, а также количество пассажиров, характер груза, его размещение, вес и способ крепления.

Особое внимание обращают на расположение транспортного средства по отношению к следам торможения. Когда автомобиль находится на месте окончания следов торможения, то следователь ограничивается проведенными ранее измерениями. Если автомобиль остановился на некотором расстоянии за следами торможения, то дополнительно измеряется расстояние от места окончания следов торможения до задней оси автомобиля, так как при определении скорости автомобиля необходимо знать не только расстояние, которое он преодолел в заторможенном состоянии, но и расстояние после прекращения торможения до его остановки. Возможно, что следы торможения и не отобразятся, тогда положение транспортного средства позволит предположить, как оно располагается на проезжей части во время движения перед происшествием, определить величину пути потерпевшего до места наезда или столкновения, а также другие обстоятельства.

При детальном осмотре осуществляется обнаружение, фиксация и изъятие следов и других вещественных доказательств и определяется техническое состояние транспортного средства. Приступая к детальному осмотру, следователь в зависимости от характера происшествия должен предвидеть, образование каких следов возможно на отдельных деталях.

Следы на транспортном средстве делятся на две группы:

  • не повлекшие повреждения транспортного средства (следы отслоения и наслоения);
  • повлекшие повреждения частей транспортного средства (вмятины, разбитые стекла, царапины, изломы деталей и т.

п.).

В процессе движения транспорта наружная часть кузова машины покрывается тонким слоем пыли и грязи. Причем, пыль незаметна, особенно, если окраска светлая. Во время соприкосновения с одеждой потерпевшего этот слой нарушается. Участки, на которых наслоения нарушены, имеют более яркий вид по сравнению с остальной поверхностью автомобиля. Иногда такие следы указывают, в какую часть тела потерпевшего был нанесен удар.

Так, в ночное время на неосвещенном участке Московской кольцевой автомобильной дороги такси был сбит мужчина, скончавшийся на месте происшествия. Водитель утверждал, что потерпевший на близком расстоянии неожиданно выбежал на путь следования машины и в связи с этим невозможно было предотвратить наезд. При осмотре автомобиля на переднем бампере были обнаружены два следа отслоения пыли овальной формы, находившиеся друг от друга на расстоянии 9 см. С учетом их формы и расположения, следователь выдвинул версию, что эти следы оставлены голенями потерпевшего. Характер следов указывал, что потерпевший в момент наезда стоял или двигался вдоль дороги. Дальнейшее расследование подтвердило версию о движении потерпевшего в попутном автомобилю направлении.

В сухую погоду на поверхности транспортного средства в месте расположения следов отслоения пыли можно обнаружить прилипшие ворсинки ткани одежды потерпевшего, следы красителя сумки,портфеля и др.

На выступающих деталях транспортного средства часто остаются обрывки нитей ткани одежды потерпевшего. Обычно их можно обнаружить на боковых частях машины. По обрывкам ниток можно определить направление движения транспортного средства. Нитки обхватывают ту часть выступающей поверхности детали, которая обращена в направлении движения транспортного средства. Свободный конец нитки всегда обращен в сторону, противоположную его движению.

Дорожно-транспортные происшествия почти всех видов сопровождаются повреждениями транспортных средств.

Для наездов характерными являются повреждения деталей кузова в виде вмятин (с прогибом металла) овальной формы без повреждения слоя краски на дне вмятины. Размеры их различны и зависят от модели транспортного средства, скорости и других факторов. Деформация металла происходит вдоль линии столкновения в направлении к поперечной оси машины.

При скользящем ударе, типичном для наезда боковой частью транспортного средства, характерны следы отслоения (реже наслоения), имеющие большие размеры и вид широких, расположенных параллельно дороге полос.

На грузовых автомобилях повреждения от столкновения с телом человека бывают менее значительными и нередко слабо выраженными.

На месте происшествия следователю важно тактически правильно определить последовательность осмотра транспортного средства, а также предотвратить уничтожение следов и возможность появления новых от случайного прикосновения к частям транспорта. Сначала осматривается передняя часть, затем—правая боковая, а затем—задняя и левая боковые части, а после— крыша и низ.

Передняя часть осматривается снизу вверх, начиная с наиболее выступающих элементов. Боковые части изучаются от передней к задней части. Осмотр задней части производится также, как и передней. Крыша и нижняя часть кузова осматриваются спереди назад. С целью обеспечения эффективности осмотра транспортное средство целесообразно разделить на несколько участков:

  • передняя часть (передний бампер, облицовка радиатора, подфарники, фары, передняя часть крыльев, капот, лобовое стекло, передние стойки кузова, передняя часть кузова);
  • передняя боковая сторона (переднее крыло, переднее колесо, зеркало бокового вида, кронштейн, антенны радиоприемника, передняя дверь, средняя стойка кузова, задняя дверь, задняя стойка кузова, заднее крыло, заднее колесо);
  • левая боковая сторона (осматривается как правая боковая сторона);
  • задняя часть (задний бампер, габаритные фонари, крышка багажника, заднее стекло);
  • крыша кузова;
  • нижняя часть.

После осмотра следов переходят к исследованию технического состояния транспортного средства. Исследованию подвергаются различные системы управления. Сначала осуществляется проверка систем в состоянии покоя, а затем в движении.

Система рулевого управления является одним из важнейших узлов транспортного средства. Поэтому к ней предъявляются жесткие требования. Указанная система должна быть надежной и обеспечивать управление транспортным средством при минимальных усилиях.

Систему рулевого управления, с целью планомерного ее исследования, условно можно разделить на три части: рулевое колесо, рулевая колонка и связанные с ней узлы, шарнирные соединения.

Свидетельством неисправности являются увеличенные люфты в соединениях рулевой системы, ослабление креплений или рассоединение отдельных элементов, наличие на них трещин или следов остаточной деформации, нарушение герметичности усилительных устройств. Одни неисправности (например, деформация рулевых тяг) выявляются при визуальном осмотре, другие могут быть обнаружены лишь специальными исследованиями специалистов.

При увеличении угла поворота рулевого колеса не должно ощущаться стуков, заеданий. Колеса автомобиля должны поворачиваться до ограничителей поворота. Рулевое колесо не должно иметь обломов пластмассового покрытия. Не допускается применение рулевого колеса, не предусмотренного для данной модели транспортного средства. Если на рулевое колесо надеть чехол, то наибольшая толщина обода вместе с ним не должна превышать 40 мм, так как увеличение этого предела затрудняет управление транспортным средством. Чехол должен быть надежно зафиксирован и не проскальзывать по ободу рулевого колеса. Надежность крепления его проверяют в нескольких удаленных от спиц местах, проворачивая колесо одной рукой. Рулевая колонка не должна иметь изгибов, вмятин. Надежность крепления колонки проверяется перемещением ее за рулевое колесо в продольном и поперечных направлениях.

Осмотр тормозной системы следует начинать с установления уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра для автомобилей с гидравлической тормозной системой. Жидкость не должна опускаться ниже отметки минимально допустимого уровня. Если уровень жидкости опустился ниже этого предела или она отсутствует в бачке, то прежде, чем продолжать исследование тормозной системы, нужно выяснить у водителя причину пониженного уровня жидкости. В случае отказа тормозной системы (разрыв тормозного шланга, разгерметизация трубопроводов и рабочих цилиндров) на транспортном средстве или на проезжей части дороги должны быть следы этой жидкости.

В пневматической тормозной системе проверяется герметичность соединений, исправность компрессора и манометра, показывающего величину давления воздуха.

На данном этапе детальному осмотру подвергаются также колеса транспортного средства. Не допускается эксплуатация колес с дисками, имеющими трещины, деформацию, а также кустарно изготовленными или непрочно зафиксированными запорными кольцами. При осмотре шин обращают внимание на их тип (диагональные, радиальные), рисунок протектора и его состояние. Не допускается установка на одной оси шин различных типов, а также с различными рисунками протектора. Если транспортное средство имеет восстановленные покрышки, то на передней оси легкового автомобиля (автобуса) не должно быть покрышек, восстановленных по второй группе ремонта. На переднюю ось междугородного автобуса запрещена установка восстановленных шин, а на заднюю— по второй группе ремонта.

Кроме того, шины по размерам и допустимой нагрузке должны соответствовать данной модели транспортного средства. Не допускается эксплуатация шин, если остаточная высота рисунка протектора составляет менее 1,6 мм для легкового автомобиля, 1,00 мм—грузового автомобиля, 2 мм—автобуса и 0,8 мм—мотоцикла. Установление высоты протектора осуществляется любым измерительным инструментом, имеющим класс точности не менее ±0,1 мм.

Шины не должны иметь сквозных порезов, повреждений, вызывающих обнажение нитей корда, расслоение каркаса, отслоения протектора от боковины. Обращается внимание на наличие различных потертостей шин (на беговой дорожке, боковинах) и измеряется манометром давления в каждой шине.

При дальнейшем осмотре транспортного средства определяется работоспособность других рычагов и систем. Так, осматриваются положение рычагов переключения передач, указатели поворота, светосигнальные устройства, стеклоочистители.

Вывод об исправности отдельных систем и механизмов автомобиля можно сделать только на основании результатов изучения его систем в состоянии покоя и движения. Но прежде чем перейти к следующему этапу детального осмотра транспортного средства— проверке работы отдельных систем в движении, необходимо убедиться, что на полу кабины, где расположены рычаги управления, отсутствуют посторонние предметы, которые могли затруднить управление автомобилем и явились одной из причин происшествия.

Например, водитель опрокинувшегося на повороте дороги автомобиля ЗИЛ-130 пояснил, что на спуске перед поворотом он пытался снизить скорость торможения, но педаль тормоза заклинило. При осмотре на полу кабины были обнаружены несколько пробок от ванн. При движении под уклон одна из пробок переместилась под педаль тормоза, вследствие чего у водителя создалось впечатление отказа работы тормозной системы. После извлечения пробки педаль рабочего тормоза свободно перемещалась.

Если в находящемся в состоянии покоя транспортном средстве обнаружены неисправности рулевого управления или тормозной системы, то проверка его в движении не производится.

Результаты анализа обнаруженных на транспортном средстве следов и вещественных доказательств, его технического состояния, а также данные изучения обстановки места происшествия являются основой для последующего расследования (проведение допросов, следственных экспериментов и других следственных действий).

Таким образом, изучение отдельных объектов и всей обстановки места происшествия позволяет выявить возможную взаимосвязь между ними с тем, чтобы вместе с другими обстоятельствами дела установить механизм происшествия во всех деталях.