Особенности осмотра места происшествия при ДТП

Курсовая работа

Введение

Об актуальности этого вопроса свидетельствует ситуация в области безопасности дорожного движения в регионе и в остальном мире. В разработанном ГУ ГАИ МВД России проекта Концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 г. отмечается: «Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях (дальше Т.П.) погибают более 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Более 70% от общего числа травм со смертельным исходом приходится на трудоспособный возраст. Число пострадавших в ДТП. многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

Снижение количества основных аварий за последние 5 лет не оказало существенного влияния на изменение общего долгосрочного роста количества ДТП и количества пострадавших.

Высокие показатели двигателя создают дополнительные предпосылки для ухудшения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 миллиона единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Этот этап является неотъемлемой частью процесса автомобилизации и характеризуется сильным усложнением ситуации, обеспечивающей безопасность движения, увеличением количества ДТП. К этому следует добавить, что автомобильная и автомобильная часть страны не соответствует реальной интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,3 километра на квадратный километр территории, фактически оказалась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Техническое состояние большинства автодорог также не соответствует установленным требованиям. Состояние транспортных правил участников дорожного движения остается неудовлетворительным. Только в 1996 г. выявлено более 50 миллионов нарушений Правил дорожного движения. При этом широко распространены нарушения, связанные с умышленным невыполнением установленных требований. Проблема безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире.

Ежегодно во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 300 000 человек и около 9 миллионов получают травмы. Ежегодно материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествия составляет в США — 50 млд. долларов, в ФРГ — 7 млд. марок, во Франции — 140 млд. марок.

15 стр., 7233 слов

Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия

... дорожного движения и других нормативных актов, запрещающих эксплуатацию неисправных транспортных средств. В ходе проверки могут быть получены данные, свидетельствующие о том, что водитель ... проведения осмотра специально обучают в соответствующих высших юридических учебных заведениях, однако, в силу специфики учебного процесса либо особенностей ... транспортных средств, их конфигурации и протяженности, ...

Расследование дорожно-транспортного происшествия является одним из основных элементов работы по повышению безопасности дорожного движения, а осмотр места происшествия — его основным компонентом, поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. В статье исследуются особенности осмотра места ДТП при ДТП в отечественной юридической науке и следственной практике. Ввиду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и расследования ДТП всесторонне рассмотрены в научной, учебной и специальной литературе, но во многом морально устарели.

В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкивается следователь при осмотре места происшествия ДТП. Основное внимание уделяется раскрытию темы исследования — особенностям осмотра места ДТП, поэтому работа носит практическую направленность.

Характеризуя степень научной проработанности проблемы, следует отметить, что данная тема уже анализировалась разными авторами в различных публикациях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в Интернете. Данная проблематика рассматривалась в работах следующих авторов: Дворкин А.И., Кривицкий А.М., Евтюков С. А. и др. Однако при изучении литературы и источников недостаточно полных и подробных исследований по предмету осмотра места происшествия.

Научная значимость данной работы заключается в оптимизации и упорядочении имеющейся научно-методической базы по изучаемой проблематике — исследования другого независимого автора.

С одной стороны, тема исследования вызывает интерес в научных кругах, с другой, как было показано, имеется недостаточная проработка и нерешенные проблемы. Это означает, что данная работа, помимо учебной, будет иметь теоретическое и практическое значение.

Нормативная база представлена ​​действующим законодательством Российской Федерации по состоянию на май 2008 года.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству).

Третий — это научные статьи в периодических изданиях по изучаемой тематике.

При проведении исследования рассматриваемой темы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения).

Объект исследования — характеристика единичного следственного действия, например осмотра места происшествия.

Предметом исследования являются частные проблемы обследования на месте аварии.

Целью диссертации является исследование и анализ результатов следственной экспертизы исследователя. оставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к характеристике проверки на месте ДТП.

6 стр., 2850 слов

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

... транспортных средств. Задачи работы: рассмотреть следы транспортных средств как объект криминалистического исследования; рассмотреть классификацию следов транспортных средств; определить задачи, решаемые в ходе экспертного исследования следов транспортных средств; охарактеризовать методы решения экспертных задач. следов транспортных криминалистического исследования 1. Следы транспортных средств ...

2. Изучить работу следователя при осмотре места происшествия.

3. Изучить способы записи хода и результаты осмотра места происшествия.

Работа состоит из введения, четырех глав, основной части, заключения, списка нормативных документов и литературы, приложений.

следственный дтп криминалист

Глава 1. Общие положения следственного осмотра

§1. Понятие, виды, задачи следственного осмотра

Осмотр места происшествия — следственное действие, направленное на сбор доказательств, в первую очередь, путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе. Осмотр происшествия состоит из четырех частей: осмотр места ДТП; трупа потерпевшего; транспортного средства, а также отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.

Максимальная эффективность анализа сбоев достигается, если в начале этого процесса определены все проблемы, которые необходимо изучить и исследовать. В этом случае необходимо не только определить объекты и задачи их изучения, но и способы их изучения. В связи с этим представляется важным раскрыть содержание способов поиска объектов судебной экспертизы, что создает четкую систему познания их содержания. Судебной медицине недостаточно определить совокупность изучаемых ею объектов. Важно выделить цели, пути их исследования. Это даст полное знание законов преступности, процессов ее отражения в окружающей действительности. На этой основе создаются криминалистические теории, научные прогнозы, рекомендации к практической деятельности.

Определение основных целей и методов изучения объектов означает подход к построению системы анализа. Знание задач, которые должны стоять перед экзаменом, его методологических основ, позволяет определить цели и основные методы исследования всех объектов судебно-медицинской экспертизы. Прежде чем конкретизировать их применительно к каждой группе объектов, необходимо обозначить общие цели исследования. Следует проанализировать каждый из объектов преступления:

какие составляющие определяют появление и развитие такого явления, как преступление?

какие существуют закономерности в отражении преступления?

из чего складывается деятельность по расследованию?

необходимо классифицировать объекты исследования, которые облегчат процесс изучения предметов и явлений и позволят быстро выявить внутренние закономерности, определяющие развитие и изменение изучаемых объектов и явлений.

Классификация определяется как логическая операция, заключающаяся в разделении множества исследуемых объектов на сходства и различия на отдельные группы, классы. Классификация в криминалистике обеспечивает не только анализ объектов, но и познание процессов взаимодействия, реализации отождествления (идентификации).

Большое значение при экспертизе имеет такая задача, как выявление и изучение взаимосвязи объектов, влияние на другие объекты судебно-медицинской экспертизы.

К целям осмотра места дорожно-транспортного происшествия можно отнести:

  • установление совокупности материальных объектов, которые присутствовали (действовали) при совершении преступления;
  • определение связей между объектами, которые характеризуют преступление;
  • совокупности элементов преступления, их связей, механизма совершения преступления;
  • определение пути установления субъективных факторов (мотивы, способы) через изучение материальных элементов преступления.

Конечная цель инспекции места аварии — построение более общих параметров ее модели, что полностью достигается с помощью системного подхода.

12 стр., 5808 слов

Организация и проведение государственного технического осмотра автотранспорта

... Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств. Предметом исследования ... технического осмотра транспортных средств» (с изменениями от 18 мая 2001 г., 19 марта 2004г.) Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств ... происшествий ...

Правильное и полное определение целей исследования объектов криминалистики позволяет определить последовательность исследования объектов. расследование следует начинать только после первой общей оценки преступления. Объекты при осмотре надо изучать в следующей последовательности:

  • материальные объекты, взаимодействовавшие при совершении преступления;
  • отражение преступления на элементах окружающей действительности и в сознании человека;
  • содержание деятельности по расследованию преступления.

Помимо определения последовательности предметов, необходимо наметить основные способы изучения каждой группы предметов. Они могут изучаться путем непосредственного анализа объекта (явления) через выявление его свойств, функций (результатов действия); исследование отражений их свойств, действий в других системах при взаимодействии с ними. Эти исследовательские пути требуют использования всех возможных научных подходов, определенных методологической базой судебной экспертизы. Он использует системный подход, поскольку объект исследования следует рассматривать и изучать как систему с ее внутренними и внешними взаимодействиями.

С помощью диалектического подхода исследуются объекты досмотра места происшествия, что требует сочетания конкретного и абстрактного, поскольку многие из их компонентов можно понять только посредством реализации процессов абстракции. Кроме того, следует учитывать, что эти предметы и их элементы развиваются, изменяются и действуют из-за противоречий.

Необходим деятельностный подход, поскольку и совершение преступления, и его расследование — это процессы деятельности, которые следует изучать в соответствии с общими правилами этого подхода, в том числе при расследовании преступлений на транспорте. Наконец, эти виды деятельности осуществляются людьми со всеми присущими каждому человеку особенностями, что определяет необходимость индивидуального подхода.

Следственный осмотр на месте происшествия заключается в непосредственном обнаружении и исследовании следователем значимых для уголовного процесса объектов с целью изучения их признаков, свойств, статуса и расположения. Это следственное действие отличается от других как по процессуальному характеру, так и по тактике. При качественном проведении следственного осмотра удается обнаружить и исследовать большую часть следов преступления, а также других объектов, которые могут быть вещественными доказательствами, т. е. от этого следственного действия во многих случаях вообще зависит успех расследования.

Задача расследования места крушения — выявление, исправление, сбор и поиск информации, основанной на доказательствах. Следственное обследование как познавательный процесс является важным средством получения информации о рассматриваемом событии. Информация может быть получена в процессе осмотра, а также в процессе подготовки к нему, в ходе опроса очевидцев, из личных впечатлений от обзора места происшествия и т. д. Если информация носит доказательный характер, она используется для предоставления доказательств суду, если нет, то используется следователем для представления версий по делу об организации оперативно-исследовательских мероприятий, для определения интервала, последовательности и тактики действий будущее.

15 стр., 7294 слов

Преступления на воздушном транспорте

... и регламентации ответственности в сфере преступлений на воздушном транспорте. Одной из самых дискуссионных проблем ... 4.1 воздушных происшествий на регулярных коммерческих рейсах на один миллион полетов, то есть на втором ... в том числе разделение серии действий на правонарушения. Все это свидетельствует о ... средств и мер, обеспечивающих ее. Следует отметить, что в законодательстве отсутствует единое ...

В зависимости от объекта различают следующие виды следственного осмотра:

  • осмотр места происшествия;
  • осмотр местности;
  • наружный осмотр трупа (если труп и предметы находятся на месте происшествия, то их осмотр представляет собой составную часть осмотра места происшествия);
  • осмотр предметов;
  • осмотр транспортных средств.

Если есть характеристики, определяющие тактику каждого типа, существуют процедурные меры и общая тактика для любого из перечисленных типов экзаменов.

Общие процессуальные положения осмотра предусмотрены в УПК РФ. Они сводятся к участию в осмотре понятых; к праву следователя привлечь к участию обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля; к приглашению в необходимых случаях специалиста (криминалиста, судебного медика, автотехника, дорожника, трассолога и т. д.),— к осмотру, как правило, всех найденных объектов по месту их обнаружения. В случаях, требующих длительного времени для проведения анализа при неблагоприятных погодных условиях, при отсутствии необходимого специального оборудования, инструмента, специалистов, необходимых на момент проверки, она может быть проведена на месте расследования. Действия, унижающие честь и достоинство вовлеченных лиц или опасные для их здоровья, а также действия, которые могут причинить неоправданный материальный ущерб, не должны допускаться в процессе проверки. При необходимости исследователь может предупредить участников теста об их ответственности за раскрытие результатов теста. Ход и результаты осмотра должны быть зафиксированы в протоколе осмотра места ДТП.

Общими положениями осмотра, имеющими тактический характер, являются: неотложность (своевременность), объективность, полнота, всесторонность, целеустремленность, использование научно-технических средств и помощи специалистов, соблюдение правил обращения с исследуемыми объектами, разработанных криминалистами, единое руководство осмотром.

Успех расследования во многих случаях зависит от качества произведенного осмотра места ДТП, именно поэтому следователю (дознавателю) стоит избегать формального, поверхностного проведения данного следственного действия, сущность которого заключается в установлении наличия имеющих доказательное значение фактов, свидетельствующих о преступлении.

Итак, осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем места происшествия в целях изучения обстановки, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и других вещественных доказательств, выдвижения и проверки версий о событии преступления, способе его совершения, участниках, а также решения других вопросов, имеющих значение для дела.

Место происшествия является основным источником информации о месте преступления. Любая человеческая деятельность отражается на результатах и ​​оставляет следы. Это относится и к преступлению. Преступная деятельность обычно состоит из подготовки, совершения и сокрытия преступления, и все эти действия могут оставить многочисленные следы.

10 стр., 4654 слов

Дорожно-транспортное происшествие

... в городе. В Москве в 1993 году было зарегистрировано 8303 таких происшествия. В России в 1994 году в ДТП погибло 35 тысяч человек. ТРАНСПОРТНЫЕ ... движущийся с большой скоростью. Самый типичный случай, если пассажиры, нарушая правила, обходят автобус или троллейбус спереди: ... все следы происшествия (если нельзя организовать объезд, водители обязаны составить схему расположения всех предметов и следов на ...

Проверка также является связующим звеном между теорией познания и теорией доказывания, санкционированной уголовно-процессуальным законодательством в форме этого следственного действия. Это предполагает способность исследователя не только восстановить статическую картину события, но и представить динамику аварии. И если ему это удастся, то в результате осмотра места происшествия он получит доказательства, он сможет узнать, что произошло в этом месте.

Осмотр места преступления связан с изучением материальной среды места преступления. На основании найденных следов следователь, используя профессиональные навыки, мысленно воссоздает вероятную модель события, его механизм и идентифицирует лиц, совершивших преступление. Степень достоверности этой модели зависит от умения следователя «читать» следы преступления, т. е. выделять в них те свойства и качества, которые значимы для раскрытия преступления.

Процесс проверки разделен на три последовательных этапа: общий обзор, детальный осмотр и заключительный этап. Начинать его рекомендуется с общего обзора места происшествия. Задача обзорной стадии осмотра места происшествия заключается в построении ориентирующей информационной модели расследуемого события, в общих чертах отражающей происшедшее событие. На этой стадии следователь выдвигает версии о том, что произошло, определяет границы территории, подлежащей осмотру, порядок осмотра отдельных объектов, передвижения участников, распределяет обязанности между ними.

Криминалистикой выработано три основных способа осмотра места происшествия, применяемых в чистом или комбинированном виде. Это концентрический, эксцентрический способ и способ фронтального осмотра.

Концентрическим способом считается такой, при котором осмотр места происшествия ведется от периферии к центру места происшествия по спирали.

Эксцентрический способ — это способ, при котором осмотр ведется от центра места происшествия к его периферии. Иначе его называют способом «развертывания спирали».

Обычно центр в криминалистике связывают с главными объектами, на которых находятся наиболее важные следы происшедшего события (труп человека, транспортное средство, очаг возгорания и т. д.).

В целом это правильно, но центр следует рассматривать как единство двух взаимосвязанных сторон — вещественной и информационной. С вещественной стороны центр — это отдельные следы, предметы и их совокупности, а с информационной — массив информации, заключенной в этих следах, предметах и их совокупностях. Под периферией следует понимать отдельные, прилегающие к центру участки, на которых находятся следы, предметы и их совокупности, являющиеся носителями только частной информации, относящейся к отдельным обстоятельствам расследуемого события. Кроме того, они взяты в отдельности, вне связи с иными обстоятельствами и не дают возможности построить модель расследуемого события, в целом характеризующую происшествие.

Фронтальный осмотр (иногда его называют линейным) заключается в осмотре площадей от одной их границы, принятой за исходную, до противоположной. Этот способ находит наибольшее применение при исследовании мест дорожно-транспортных происшествий, которые обычно имеют незначительную ширину и большую длину, доходящую до нескольких десятков, а то и сотен метров. Если место происшествия занимает небольшое пространство, границы его определены ориентировочно и не ясен центр, исследование осуществляется по направлению движения часовой стрелки или наоборот.

3 стр., 1237 слов

Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий

... осмотр проводится раз в 3-5 лет), * улучшение технического состояния автомобилей, совершенствование организаций перевозок, улучшение дорожных условий; * совершенствование службы безопасности движения, * совершенствование работы с кадрами. Заключение дорожный транспортный аварийность происшествие ... происшествий: 1. Столкновение -- дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные ...

Исследование по узлам проводится в тех случаях, когда на месте происшествия имеется несколько участков пространства, на которых находится ярко выраженная группа следов, свидетельствующих о характере происшедшего события. Исследование по квадратам, прямоугольникам или по участкам с естественными границами (тропа, дорога и т. д.) проводится в случаях, если границы места происшествия определить трудно. Данный метод может использоваться при обнаружении трупа за пределами дороги.

В зависимости от охвата осматриваемого пространства выделяют сплошной и выборочный осмотр. Сами наименования говорят о содержании этих методов. Метод сплошного осмотра является более предпочтительным по сравнению с выборочным и в практике применяется больше. Используется он обычно в пределах очерченных следователем границ. Метод выборочного осмотра применяется, в основном, при исследовании дорожки следов волочения, крови, идущих с места или к месту ДТП, а также при исследовании места происшествия, носящего динамичный характер.

Следует различать также первоначальный, повторный и дополнительный осмотр места происшествия. Повторный представляет собой осмотр уже изученного органами расследования места происшествия; объектом его могут быть не все, а лишь отдельные элементы места происшествия. От повторного следует отличать дополнительный осмотр. Он заключается в изучении отдельных объектов, и в этом сходен с повторным осмотром. Однако при дополнительном осмотре следователь (дознаватель) имеет дело с объектами, ранее не осматривающимися, по отношению к которым данный осмотр будет первоначальным.

При исследовании места происшествия используются различные научно-технические средства, которые позволяют получить больше информации об изучаемых явлениях, с большей степенью достоверности установить конкретные причины ДТП. К их числу относятся средства освещения, поисковые приборы, оптические увеличительные приборы, физические средства обнаружения следов, измерительные средства, фото- кино- и видеоаппаратура, портативные диктофоны и магнитофоны, принадлежности для составления планов и схем места происшествия, приборы для регистрации замедления при торможении и фиксации его усиления и времени торможения и т. п.

Глава 2. Тактика осмотра ДТП

§1. Подготовительный этап

Следователю (дознавателю), занимающемуся расследованием ДТП, необходимо помнить, что от его подготовленности к осмотру места происшествия и его экипировки зависит правильность отражения результатов осмотра, поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств. Для качественного осмотра ДТП следователь (дознаватель) должен иметь следственный чемодан (портфель), в комплекте которого должны быть представлены:

  • рулетка длиной не менее 20 м;
  • электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦИП);
  • планшет для ведения записей;
  • чертежные принадлежности — следственная линейка;
  • цветные карандаши для составления схемы ДТП;
  • электрический фонарик, так как в поиске вещественных доказательств фонарик эффективнее неподвижных источников света (фар и пр.) — при использовании его под разными углами (в лучах преломления) можно обнаружить следы, которые не обнаруживаются при прямом свете;
  • фонарик удобен при детальном осмотре транспортных средств, трупа, одежды трупа и т.п.;
  • мелок для нанесения отметок на проезжей части места ДТП, интересующих повреждений на транспорте, расположения трупа и т.д.;
  • стандартные бланки протокола осмотра;

— * миллиметровая бумага (листы) — для составления масштабных схем, которые в дальнейшем в случае необходимости помогут точно воспроизвести картину ДТП. Использование для схем чистого листа бумаги приводит к искажению действительности обстоятельств (расположение места столкновения транспортных средств и т.д. относительно проезжей части дороги) и создает неправильное восприятие и понимание виновности или невиновности водителя (пешехода) в отраженной ситуации. Кроме этого отсутствие масштабной схемы затрудняет воссоздание (воспроизводство) механизма ДТП при проведении следственного эксперимента с целью уточнения показаний участников предварительного расследования, а в конечном итоге создает трудности в расследовании.

2 стр., 975 слов

Безопасность движения автотранспорта

... находящиеся непосредственно на месте происшествия. В ходе осмотра проезжей части нужно отметить, а затем указать в протоколе наличие дорожных знаков, светофоров и других средств регулирования уличного движения, особенности пути ...

* мерное колесо для измерения закруглений автодороги, так как правильное установление радиуса закругления играет решающую роль при установлении причины ДТП;

  • уровень (обыкновенный) и линейка для измерения уклона автодороги.

В связи с тем, что эти предметы в следственном портфеле (чемодане), как правило, отсутствуют и следователями (дознавателями), как показывает практика, почти не применяются, это приводит к необъективному отражению в протоколе некоторых параметров, ибо все делается «на глазок».

Следователь (дознаватель) обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, так как без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить ясного представления о характере происшествия и необходимости возбуждения уголовного дела, а также затруднительно наметить правильный план его расследования.

Необходимость как можно более скорого выезда следователя (дознавателя) на место происшествия обусловливается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия. С улицы (дороги) необходимо быстро убрать трупы потерпевших и (или) животных, а также обломки разбитого транспорта, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.

Это необходимо еще и потому, что нельзя оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она заняла проезжую часть, нет возможности в данном месте организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер).

14 стр., 6761 слов

Обеспечение безопасности движения при управлении автомобилем ...

... дорожно-транспортного происшествия. Движение автомобилей в городах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками имеет свои особенности: рядность движения, небольшие расстояния между автомобилями, обилие технических средств ... интервал при разъезде, в условиях плохой видимости, при обгоне велосипедистов и мотоциклистов. Лобовые и боковые столкновения транспортных средств часто вызываются тем, ...

Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место ДТП.

Своевременное и непременное присутствие следователя (дознавателя) на месте ДТП позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра. По прибытии на место ДТП следователь (дознаватель) обязан:

  • определить границы места ДТП;
  • с помощью сотрудников ГИБДД и общественности ограждать место ДТП, дабы не утратить вещественные доказательства (следы торможения, юза, крови, масла, битого стекла и т.д.), применяя при этом дорожные знаки, а в темное время суток — флюоресцирующие или светоотражающие предметы;
  • с помощью сотрудников ГИБДД принять необходимые меры по безопасности и защите себя, участников осмотра и других лиц, находящихся на месте происшествия;
  • осуществить с помощью сотрудников ГИБДД регулирование движения с целью устранения заторов и аварийной ситуации на дороге;
  • принять меры по розыску и задержанию водителя и транспортного средства, скрывшегося с места происшествия;
  • осуществить другие необходимые действия с целью сохранения различных следов на месте ДТП как вещественных доказательств, необходимых для тщательного расследования ДТП.

§2. Рабочий этап

Осмотр — это одно из основных следственных действий при’ расследовании дорожно-транспортных происшествий. В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации это следственное действие регламентируется ст. 176-177 УПК РФ, а также ст. 164-170 УПК РФ, предусматривающими: общие правила производства, порядок составления протокола, удостоверения факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия, участия специалиста, переводчика, понятых.

Не следует забывать, что протокол осмотра (ст. 180 УПК РФ) является доказательством по уголовному делу. И если он не будет соответствовать требованиям ст. 75, 83 УПК РФ, то такое доказательство может быть признано недопустимым, то есть не иметь юридической силы, его нельзя положить в основу обвинения, а также использовать для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. Поэтому при расследовании дорожно-транспортных происшествий осмотр места ДТП приобретает особое значение, так как нередко это единственное объективное доказательство. Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны.

1. Исходная зона — это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности.

2. Промежуточная зона — место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.).

3. Зона совершения ДТП — включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

Знание, понимание и правильное применение следователем последовательности этих зон позволяет ему легко определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключит возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.

Осмотр места ДТП следователь должен начинать с «зоны совершения ДТП» и продолжать до «исходной зоны». При таком порядке осмотра ему легче исключить из рассмотрения следы, оставленные транспортным средством, не участвовавшим в ДТП.

При осмотре следователь не должен упускать малозначительных на первый взгляд объектов и фактов, которые в совокупности с другими доказательствами в общей картине ДТП приобретают большую значимость. Вот некоторые из них:

  • положение рычага переключения передач, нейтральное или выключенные передачи — если выключена передача, то какая именно (это может дать представление о возможной скорости движения);
  • чистота лобового и боковых стекол, что позволяет установить видимость и обзорность для водителя;
  • положение переключателей осветительных приборов — при каком свете автомобиль следовал и какая при этом была видимость в темное время суток;
  • был ли включен обогреватель заднего стекла — можно сделать вывод о степени ограничения видимости сзади;
  • общее состояние системы управления и интерьера салона — это может свидетельствовать о степени трудности управления автомобилем.

Итак, прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение автомашин, следов, иных вещественных доказательств посредством фотографирования, замеров и т.д.

Для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и его результатов (ст. 60 УПК РФ), следователь (дознаватель) привлекает незаинтересованных в исходе уголовного дела лиц. Участие понятых при осмотре места происшествия (ДТП) регламентируется ст. 170 УПК РФ. Следует учитывать, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей, поэтому желательно выбирать понятых из лиц, имеющих водительское удостоверение, разбирающихся в обстановке ДТП и способных дать подробные показания об обстоятельствах осмотра, вещественных доказательствах. УПК РФ предусмотрено проведение осмотра и без участия понятых, когда место происшествия расположено в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей. Однако в этом случае применяются технические средства фиксации хода и его результатов, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Приступая к осмотру места ДТП, должны четко быть поставлены задачи, все то, к чему они сводятся.

Выяснение обстановки, установление места и времени происшествия, а также его последствий.

Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств.

Определение технического состояния транспортного средства для установления технических , причин и условий, повлекших происшествие.

Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транс- I портных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определение направления их движения после происшествия.

Установление причин происшествия и условий, способствовавших его совершению.

Построение и проверка версий об обстоятельствах происшествия.

Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

Надо «привязать» место ДТП на схеме к определенному недвижимому объекту. Замеры проводят от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. Положение колес, точки начала N окончания следов торможения, волочения и т.п. следует очертить на асфальте мелом и произвести необходимые замеры. При этом по длине проезжей части исходными точками могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия «стоп», угол дома, километровый или телеграфный столб, иные ориентиры. Дорожную обстановку, положение объектов, их координаты также фиксируют на схеме ДТП.

Главная задача следователя, на наш взгляд, заключается в том, чтобы точно зафиксировать, где именно располагались обнаруженные при осмотре предметы.

Если место ДТП находится в населенном пункте, необходимо указать название улицы, номер дома и расстояние от определенного угла здания. Вне населенного пункта следует указать наименование шоссе (дороги), километр и ориентир.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение:

  • светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности и все иные объекты, имеющие отношение к месту ДТП, состояние краски;
  • расположение отметки;
  • наличие подземного перехода, направление выходов, их расстояние от места происшествия.

Осмотр следует производить исходя из принципа направления движения ТС.

Характерными параметрами дорог, которые должны быть зафиксированы при осмотре, являются ширина проезжей части, обочин, радиусы закруглений, величина подъемов или спусков и поперечных углов.

Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта, осмотреть прежде всего менее устойчивые следы, к которым относятся:

  • следы, указывающие на точку наезда или место столкновения автомашин (осыпь грязи, стекол и т.д.);
  • следы крови;
  • следы вещества, которым был загружен транспорт;
  • следы масла автомашины.

Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего. Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждений на автомашинах и т.д.

Таков общий порядок осмотра МП при ДТП, который не является обязательным, однако рекомендуется при расследовании типичных ДТП. Что же необходимо выяснять и учитывать при осмотре.

1. Обзорность (видимость) на дороге по прямой зависит от марки автомашины (у грузовой видимость больше, чем у легковой), от погодных условий, времени суток и т.д.. Это влияет на восприятие водителем обстановки на дороге, позволяет принимать соответствующие меры при ее нарушении (снизить скорость, принять вправо, остановиться и т.д.).

2. Фактическое время и место опасности позволяют сопоставить место (точку) видимости опасности, установленные следователем (возможного восприятия), с местом (точкой) видимости, указанным водителем (фактического восприятия), которые могут совпадать, что будет подтверждать правильность даваемых водителем показаний. И наоборот, несовпадение этих данных может уличить водителя в даче неправдивых показаний.

3. От фактического восприятия до принятия мер по предотвращению той или иной аварийной ситуации, сложившейся на автодороге, проходит некоторое время (время реакции водителя).

Автомашина же, в зависимости от скорости, проходит определенное расстояние, прежде чем сработают тормоза или начнет уходить «вправо-влево».

Установив расстояние при помощи замера от места фактического восприятия до места начала следов торможения, юз? и т.п., следователь может, используя достижения автотехнической экспертизы, определить место столкновения ТС. При столкновении двух автомобилей можно, по следам разброса их обломков, установить место столкновения, которое будет располагаться между местами разброса.

Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья ТС препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что облегчает следователю задачу по определению места столкновения.

Масло, вода, тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных деталей автомашины, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль и поэтому они вытекают вниз, прямо на поверхность дороги в месте повреждения.

По следам бокового перемещения следов скольжения шин следователь, изучая их, может довольно точно определить место столкновения, так как отклонение от первоначального движения происходит в момент столкновения, что приводит к резкому небольшому отклонению следов скольжения шин задних колес в боковом направлении.

Следы повреждений на придорожных объектах, таких как насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д., могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения ТС после ДТП, их порой трудно обнаружить. Вот почему по прибытии на место происшествия следователь в первую очередь должен определить границы осмотра и поиска вещественных доказательств.

Следы повреждений, оставленные на придорожных объектах, помогут следователю:

  • установить путь движения ТС до столкновения;
  • получить информацию о возникновении ДТП;
  • найти точки, в которых ТС выехало за пределы дороги;
  • установить изменение направления движения до столкновения, так как в результате наезда на неподвижные объекты может заметно и резко измениться направление движения ТС, и без установления следов соприкосновения у следователя возникнут трудности в определении направления первоначального движения;
  • обнаружить отпечатки следов шин и других следов;

— * решить вопрос о том, где находился автомобиль перед столкновением, что можно установить при опросе свидетеля, который может указать, где впервые увидел один или другой автомобиль (возле придорожного объекта, опоры светильника, остановки и т.д.).

Однако следователю необходимо научиться различать старые следы повреждений, оставленные на придорожных объектах ранее, от следов повреждений, оставленных непосредственно перед ДТП.

Отличие в следующем. Старые следы имеют наслоения пыли, грязи и т.д., они более тусклые, затертые, имеют следы наслоения, оставленные другими транспортными средствами, другие отличия.

Первоначальная фиксация обстановки ДТП и результатов осмотра МП

ДТП происходят либо при движении двух ТС, либо при движении одного из них и неподвижности другого. ДТП возникает также в случае, когда два или более ТС оказываются в одно время в одном и том же месте.

Фиксация результатов ДТП включает в себя следующие факторы:

  • положение каждого ТС в начальный момент попытки занятия конфликтной зоны;
  • глубина проникновения в занятую зону и соответствующие деформации каждого ТС в результате столкновения.

Выявление и изучение следователем данных факторов ведет к необходимости определения:

  • направления движения до удара;
  • изменение направления движения во время удара;
  • направление движения после удара;

— * других данных, необходимых следователю (дознавателю) хотя бы для предварительного (впоследствии документально подтвержденного) уяснения картины и механизма образования ДТП. Помимо составления протокола осмотра места происшествия обстановка ДТП фиксируется в схеме, которая вместе с фототаблицей является приложением к протоколу осмотра. На схеме следователь может показать наиболее важные моменты механизма ДТП:

  • точки, места столкновения или наезда;
  • объекты — расположение ТС или потерпевшего;
  • следы торможения, юза, заноса, скольжения, отделившейся грязи и т.д.;
  • отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т.д.);
  • отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении, и т.д..

Схема служит для того, чтобы зафиксировать примерное взаимное расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно автодороги и предполагаемого места столкновения с указанием на ней требуемых замеров (размеров).

Это так называемая «черновая» схема осмотра места ДТП.

В дальнейшем; как правило, составляется более подробная схема осмотра места ДТП, которую обязаны подписать все лица, подписавшие «черновую» схему, не исключая и понятых. При необходимости можно провести повторный осмотр места ДТП, если на этом настаивают лица, заинтересованные в исходе дела (потерпевшие, водитель и т.д.).

Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характер дороги (напряженность пешеходного движения в определенное время суток), а также общее состояние дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, подъемов, поворотов, вида покрытия. Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев, но и расположением других автомашин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование.

§3. Особенности осмотра отдельных объектов

Особенности осмотра транспортных средств. Осмотр транспортных средств, участвовавших в аварии, может быть частью осмотра места происшествия или самостоятельным следственным действием. Основными задачами осмотра транспортных средств являются, во-первых, выявление следов и повреждений, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия, во-вторых, установление их технического состояния. Для решения этих задач, в особенности касающихся оценки технического состояния транспортного средства, требуются специальные познания, поэтому к осмотру целесообразно привлекать специалиста-автотехника. Перед началом осмотра транспортного средства необходимо зафиксировать его местонахождение и положение относительно других ориентиров (других транспортных средств, трупа, обочины и т. д.).

Осмотр транспортных средств следует начинать с повреждений, возникших в результате наезда, столкновения, опрокидывания и т. д. При этом необходимо проявлять осторожность, чтобы не повредить или не уничтожить другие имеющиеся на транспортном средстве следы: следы крови, частицы краски, трассологические отпечатки и др.

Каждое повреждение должно быть подробно описано в протоколе с указанием их местонахождения, формы, размеров. Если повреждения имеют форму царапин, трасс, необходимо отметить их направление относительно горизонтали. Местонахождение повреждений, помимо указания, на какой части автомашины они обнаружены, фиксируется путем производства измерений. Одним из двух постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги. Этот показатель дает представление о высоте относительно проезжей части, на которой обнаружено повреждение. Сопоставляя данные измерения с локализацией повреждений на других транспортных средствах, а также на потерпевшем, можно выяснить, какой частью осматриваемого транспортного средства эти повреждения нанесены.

Чтобы лучше и нагляднее представить, в каком состоянии находился осматриваемый автомобиль после происшествия и каковы повреждения на нем, производится его фотографирование по правилам узловой и детальной фотосъемки. На узловых фотоснимках фиксируется общий вид транспортного средства с каждой стороны. Затем фотографируются отдельно повреждения и следы с масштабной линейкой.

Исследование обнаруженных в ходе осмотра повреждений на транспортном средстве, их сопоставление с повреждениями и другими следами на иных объектах, связанных с происшествием (теле трупа, препятствиях, других транспортных средствах), позволяет определить взаимное расположение транспортных средств, пешеходов, препятствий на проезжей части в момент аварии, определить направление действия механических сил при соударении и в конечном счете с возможной достоверностью восстановить ее механизм.

Выявление и фиксация всех видимых следов и повреждений на транспортном средстве позволяет приступить к установлению его технического состояния. Эту работу следует проводить с участием автотехника. Особое внимание должно быть обращено на выявление тех технических неисправностей транспортного средства, которые могли явиться причиной дорожно-транспортного происшествия. С этой целью самым тщательным образом проверяется состояние тормозной системы, ходовой части, световой сигнализации и других важных с точки зрения обеспечения безопасности движения узлов и агрегатов, которые имеют первостепенное значение для обеспечения и безопасности эксплуатации транспортного средства.

В тех случаях, когда для установления технического состояния требуется использование сложных диагностических приборов, специального оборудования, демонтажа узлов и механизмов транспортного средства или когда требуется выяснить не только наличие, но и причины неисправностей, назначается автотехническая экспертиза.

При осмотре нескольких транспортных средств на месте происшествия, важно не только выявить все имеющиеся на них следы и повреждения, но и сопоставить их друг с другом.

Особенности осмотра трупа. На месте дорожно-транспортного происшествия осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта производится по общим правилам. Особое внимание должно быть уделено имеющимся на трупе следам и повреждениям. Изучение следов и повреждений, обнаруженных на теле трупа, уже в ходе осмотра дает основание врачу для предварительного вывода о причинах смерти, помогает распознать инсценировку дорожно-транспортного происшествия.

В ходе осмотра тщательно осматриваются одежда и обувь трупа. На них могут быть обнаружены следы транспортных средств, совершивших наезд (протектора колес, бампера, крыльев и пр.), другие следы, позволяющие восстановить отдельные детали механизма события (например, следы волочения потерпевшего по асфальту) и в дальнейшем идентифицировать транспортное средство.

Фиксация результатов осмотра трупа на месте происшествия предполагает отражение в протоколе следующих обстоятельств:

  • ¦ местонахождения трупа и его позы;
  • ¦ расположения трупа относительно других важных в криминалистическом отношении объектов: транспортных средств, участвовавших в аварии, дорожных знаков и дорожной разметки, предметов, которые нес потерпевший в руках; следов (следов волочения трупа, следов торможения и т.

д.), обнаруженных в ходе осмотра и т. д.;

  • ¦ следов на одежде трупа, их формы, размеров, местонахождения, характера следов (механическое повреждение, наслоение микрочастиц и т. д.);
  • ¦ повреждений и других следов на теле трупа, их характера, локализации, формы, размеров, дающих представление о силе, направлении удара и др.;
  • ¦ следов на обуви, особенно на ее подметочной и каблучной части, их размеров, расположения, характера (статические, динамические в виде трасс и т. д.), формы и др.;
  • ¦ иных обстоятельств, позволяющих судить о времени и причинах наступления смерти (трупные пятна, температура тела трупа и др.).

В процессе осмотра производится фотографирование, измерение. Результаты подробно описываются в протоколе. По повреждениям на теле трупа, их локализации, степени тяжести, по имеющимся на одежде трупа следам можно судить о том, какой частью транспортного средства эти повреждения причинены, какова сила удара, направление удара и др.

Глава 3. Фиксация хода и результатов осмотра ДТП

Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характер дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, поворотов, вида покрытия. Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев и т.п., но и в зависимости от расположения других машин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование. Достоверное уяснение обстановки места происшествия самим следователем (дознавателем) зачастую определяет его субъективный и объективный подход к расследованию ДТП. Так, следователь, оценив сложный характер рельефа (местности) дороги в месте ДТП, аварийно-опасный участок дороги в месте происшествия, отсутствие соответствующего предупреждающего знака, освещения и т.п., делает вывод о том, что, будучи сам на месте водителя, совершившего аварию, вряд ли бы предотвратил ее. «Внутренне» следователь предрасположен к водителю, уже интуитивно предполагая его невиновность.

Однако сразу после осмотра места ДТП, проведения всех вышеуказанных первоначальных (главных) следственных действий не следует делать каких-либо прогнозов и выводов, в том числе и тогда, когда интуиция явно указывает на невиновность водителя. Следует помнить, что и сам факт невиновности субъекта должен быть доказан следствием.

Процессуальное оформление результатов осмотра места происшествия имеет специфику, которая заключается в том, что фиксации подлежат размеры, расстояния, взаимное положение объектов, повреждения на машине, то есть информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому протокол осмотра обязательно должен быть дополнен и иллюстрирован фотоснимками, схемами, планами, чертежами.

Помимо общих требований, предъявляемых к процессуальным документам, в протоколе осмотра ДТП должно найти отражение:

  • а) описание места аварии ;
  • б) состояние погоды в момент осмотра;
  • в) характеристика дороги и проезжей части;
  • г) следы торможения;
  • д) координаты точек наезда, столкновения или опрокидывания транспортных средств, расположения объектов, раскрывающих механизм происшествия.

При описании места аварии отмечают название улицы и способ регулирования движения на ней, фиксируют ширину проезжей части, размещение дорожных знаков, указателей, остановок транспорта и переходов, состояние проезжей части дороги (сухая, мокрая, заснеженная, обледенелая, скользкая и т.п.), приблизительно величину радиусов поворота, подъема, уклона. Необходимые точные данные нужно запросить в дорожных учреждениях.

Специфика дорожно-транспортного происшествия определяет тактику его проведения. В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом, из-за атмосферных и метеорологических условий или по другим причинам. Затем фиксируются все остальные следы (повреждения на ТС и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и др.).

Измерения на месте ДТП

Из существующих способов измерений наиболее удобно использовать систему прямоугольных координат. В качестве одной из осей координат (X) могут быть использованы прямолинейный бордюр, прямолинейная кромка проезжей части, стена здания либо линия, являющаяся ее продолжением, и другие объекты, ограниченные прямыми линиями. Вторая ось координат (Y) должна проходить через выбранный ориентир (место установки дорожного знака, угол здания и т.д.) и быть перпендикулярной первой.