Особенности регулирования труда работников транспорта

Курсовая работа

Трудовое право — важная основа формирования социального законодательства. Принятие Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) ознаменовало собой завершение важнейшего этапа реформы трудового законодательства. В результате компромисса между интересами работников и работодателей Трудовой кодекс Российской Федерации направлен на достижение социального партнерства между ними, обеспечивая условия для эффективной и творческой работы. Принятие Кодекса дало импульс дальнейшему обновлению законодательных актов по вопросам труда и устранению пробелов в правовой дисциплине отношений в сфере труда.

В настоящее время трудовое право решает сложные и важные задачи, связанные с реализацией Трудового кодекса Российской Федерации, который в той или иной степени учитывает сегодняшние реалии и потребности и нацелен на будущее.

Особенности регулирования труда работников транспорта установлены гл. 51 ТК РФ.

В постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июля 2006 г. N 13 «Об обеспечении безопасных условий труда работников транспорта Российской Федерации» говорится следующее.

Риски для здоровья транспортников обусловлены особыми условиями осуществления транспортного процесса, концентрацией большого количества объектов и устройств, пассажиров и грузов в транспортных средствах, а также использованием различных технологий для их выполнения поддержание. Сегодня специфические риски усугубляются износом береговой и наземной инфраструктуры, частой сменой диапазона перегруженных нагрузок и отказом от специализации производственно-перегрузочных комплексов, а также длительным сроком эксплуатации транспортных средств.

Гигиенические параметры обитаемости транспортных средств и состояния объектов, обслуживающих транспорт не отвечают уровню санитарно-эпидемиологической безопасности, несмотря на проводимые мероприятия по устранению и предупреждению воздействия вредных и опасных факторов, по улучшению организации труда, быта и отдыха работников.

По данным управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ и по железнодорожному транспорту, в 2005 г. удельный вес неудовлетворительных результатов исследований физических факторов рабочих мест на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры составил от 75 до 100% (г. Санкт-Петербург, Свердловская обл., Брянская обл., Кировская обл., Нижегородская обл., Краснодарский кр., Республика Дагестан, Красноярский кр.)

— На объектах железнодорожного транспорта и связанной с ним инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» удельный вес неудовлетворительных результатов исследований физических факторов на рабочих местах по сети железных дорог составил от 17 до 34,4%: Северная железная дорога — 34,4%, Забайкальская железная дорога — 18,6, Свердловская железная дорога — 18,0, Северо-Кавказская железная дорога — 17,3, Западно-Сибирская железная дорога — 17,0%.

10 стр., 4799 слов

Оплата труда работникам таможенных органов Российской Федерации

... для работников ФТС: 1)Для работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, ввели систему оплаты труда, установленную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №583 2)Утвердился прилагаемый Порядок организации системы оплаты труда работников таможенных органов Российской Федерации ...

Анализ состояния здоровья транспортников за последние годы свидетельствует о его значительном ухудшении.

Особенность положения работников, связанных с движением транспортных средств рассматривается в ряде конвенций МОТ: N 108 «О национальных удостоверениях личности моряков» (1958 г.), N 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (1949 г.), N 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.), N 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.).

Статья 6 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» устанавливает ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством РФ и периодически (не реже 1 раза в 5 лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.

Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Подобные ограничения вызваны заботой государства о безопасности дорожного движения.

Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они создаются федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку государственной политики и правовое регулирование в сфере транспорта, с учетом мнения профильного Общероссийского профсоюзного объединения и Общероссийского объединения работодателей.

Государство уделяет большое внимание регулированию труда, закрепляя в законах и иных нормативных правовых актах условия и порядок его применения и использования, гарантии прав и интересов сторон трудовых отношений, прежде всего работников как основных носителей способности к труду.

4 стр., 1702 слов

Особенности регулирования труда работников железнодорожного транспорта

... трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой запрещается установление ненормированного рабочего дня". Статья 26. Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования. 1. Дисциплина труда работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется трудовым ...

Современный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) невозможен без использования транспорта. Часто от него зависит конечный финансовый результат работы организации.

Транспорт является связующим звеном экономики любого государства и представляет собой единый комплекс, охватывающий все виды производства, распределения и общественного обмена.

В контексте перехода к рыночной экономике важное значение приобретают отношения, связанные с транспортом. Отличительной особенностью транспорта как отрасли материального производства является то, что он не создает новых материальных ценностей и, следовательно, не увеличивает благосостояние общества. Его продукция — это деятельность по территориальному перемещению товаров или людей.

Транспорт — связующее звено экономики страны, охватывающее все виды производства, распределения и социального обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

К гражданам, осуществляющим деятельность, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования в отношении профессиональной подготовки, состояния здоровья, которые вытекают из специальных законов и других нормативных актов.

Транспортные средства представляют собой источник повышенной опасности, поэтому люди, которым требуется работа, связанная с вождением транспортного средства, должны быть профессионально отобраны.

Регулирование труда работников транспорта имеет свою специфику.

Вышесказанное определяет актуальность темы курсового исследования.

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение вопросов, связанных с особенностями регулирования труда работников автомобильного транспорта.

Задачи курсового исследования. Поставленная цель определила выполнение следующих задач:

1) показать особенности регулирования труда работников транспорта;

2) исследовать особенности использования труда водителей;

3) рассмотреть трудовой договор с водителем;

4) изучить рабочее время и время отдыха водителей.

Методы исследования:

1) аналитический;

2) логический;

3) анализ и синтез полученной информации;

4) обобщения полученных данных.

Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, учебная литература, материалы по теме, опубликованные в периодической печати таких авторов, как: Анисимов Л.Н., Батяев А.А., Ершова Е.А., Корнийчук Г.А., Филина Ф.Н., Харитонова Ю.В. и др.

Структура работы определяется содержанием темы, задачами и целью учебного курса. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

Поскольку транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Целью этих требований является минимизация возможности причинения вреда людям с использованием транспортных средств, другим людям и окружающей среде. Необходимостью обеспечения круглосуточной деятельности соответствующих служб, разъездным характером работы, невозможностью ежедневного возвращения к месту постоянного жительства, а также особенностями условий труда обусловлено введение особых режимов труда для данной категории работников.

4 стр., 1665 слов

Расположение транспортных средств на проезжей части

... на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается и по другим полосам. Запрещается движение транспортных средств ...

В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с обращением транспортных средств. Чаще всего под работой, связанной с движением транспортных средств, понимается работа, состоящая в управлении транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

В соответствии с ч. 1 ст. 328 ТК РФ лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. При приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, необходимо предоставить соответствующие документы, подтверждающие, что лицо, претендующее на эту работу, обладает соответствующими профессиональными навыками. Отсутствие этих документов является основанием для отказа в приеме на работу.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 года N 13 «О порядке утверждения Перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств» установлено, что Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения РФ утверждают указанный Перечень профессий (должностей) и работ. При приеме на работу, которая включена в список, утвержденный указанными органами, необходимо предоставить документы, подтверждающие прохождение соответствующего профессионального обучения.

Из ч. 2 ст. 328 ТК РФ следует, что прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, определенном органом федеральной исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Медицинские осмотры также проводятся во время трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением транспортных средств. В настоящее время их прохождение регламентируется Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденным Минздравом РФ от 14 марта 1996 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Отсутствие медицинских документов о прохождении данного обследования является основанием для отказа от работы, непосредственно связанной с обращением транспортных средств. Нарушение сроков прохождения медицинских осмотров в течение трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, является основанием для отстранения работника от работы на основании ст. 76 ТК РФ.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени при выполнении работ, непосредственно связанных с движением транспорта, а также с вредными и (или) опасными условиями труда. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Однако установление этих особенностей не может ухудшать положение работников транспорта по сравнению с ТК РФ.

4 стр., 1755 слов

Технико – эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта

... часть Технико – эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта Технико-эксплуатационные показатели работы автомобильного транспорта характеризуют ... движения грузовых автомобилей. Транспортные затраты и негативное влияния транспортных средств на окружающую среду необходимо свести к минимуму, а эффективность использования транспортной сети максимально повысить [2]. Показателями ...

Постановлением Минтруда РФ N 16 от 25 июня 1999 года утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, которое действует с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Минтруда РФ от 23 октября 2001 года N 77. В нем имеются условия, которые создают более благоприятные условия труда, чем предусмотрены ТК РФ. В соответствии с п. 7 данного Положения работодатель не может произвольно вводить суммированный учет рабочего времени. Сводный учет рабочего времени автомобилиста может быть введен работодателем по согласованию с профсоюзным органом организации, а при его отсутствии — по согласованию с работником. Решение работодателя о введении суммарного рабочего времени должно быть мотивированным, оно может быть обжаловано работниками, их представителями в лице профсоюзов в суде.

Как правило, сводный учет рабочего времени автомобилистов вводится за календарный месяц. Исключение из этого правила составляют случаи перевозки пассажиров на туристическом курорте в летне-осенний период и на другом транспорте, относящемся к сезонным работам. Для сезонных работ отчетный период может быть установлен до шести месяцев. Тогда как в соответствии со ст. 104 ТК РФ учетный период может устанавливаться сроком до одного года. Следовательно, в данном случае должно применяться специальное правило, которое создает более благоприятные условия для автомобилистов, чем общее правило.

В п. 8 названного Положения установлено правило о том, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если время в пути превышает 12 часов, на рейс необходимо отправить двух водителей.

В соответствии с п. 11 рассматриваемого Положения ненормированный рабочий день может быть установлен водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных работах, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях. Решение о введении ненормированного рабочего дня должно приниматься работодателем по согласованию с профсоюзом, действующим в организации, а в его отсутствие — по согласованию с работником.

Таким образом, решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня может быть принято только по отношению к водителям, занятым на перечисленных в п. 11 Положения работах, и только по согласованию с представителями работников, а при их отсутствии — по согласованию непосредственно с работниками. Работники и их представители в лице профсоюзов могут обжаловать решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня в суде.

15 стр., 7457 слов

Безопасность труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах

... соответствует Перечню неисправностей и условий, при которых движение транспортных средств запрещено, их использование не допускается. Должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается: допускать к управлению транспортными средствами водителей в состоянии алкогольного ...

В свою очередь, ст. 101 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне позволяет установить по отношению ко всем работникам организации соглашением, коллективными договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Конечно, общее правило не распространяется и на автомобилистов, поскольку специальное правило предусматривает более благоприятные условия для рабочих, чем общее.

В состав рабочего времени водителей включаются следующие периоды: 1) время управления автомобилем, которое не должно превышать 9 часов в день; 2) периоды остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных остановках продолжительностью не менее 15 минут; 3) время, необходимое для подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с нее; 4) периоды медицинских осмотров перед выездом водителей на линию и после возвращения с линии; 5) периоды стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; 6) периоды простоев не по вине водителя, например при отсутствии горюче-смазочных материалов; 7) периоды по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; 8) периоды охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены в трудовом договоре, заключенном с водителем.

В соответствии со ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, помимо ТК РФ регламентируется положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей, в частности для обеспечения жизни и здоровья других людей, по отношению к работникам, выполняющим работу, непосредственно связанную с движением транспорта, могут быть предусмотрены дополнительные меры дисциплинарной ответственности, например перевод с их согласия на другую работу, которая не связана с движением транспорта.

Отличительным критерием правового регулирования труда транспортников является особенность выполняемой ими трудовой функции. Рабочие обязанности этих работников связаны с выполнением действий, которые создают большую опасность для окружающих. В целях защиты их прав трудовым законодательством предусмотрены особые условия для выполнения работ, непосредственно связанных с передвижением транспортных средств.

Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития.

Порядок профессионального отбора и профессионального обучения работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в отрасли соответствующего вида транспорта.

14 стр., 6761 слов

Обеспечение безопасности движения при управлении автомобилем ...

... движения автомобиля. Она складывается из ряда обстоятельств, которые водителю необходимо учитывать. К ним относятся: наличие светофоров, регулировщиков, дорожных знаков, указателей, линий разметки, скорость транспортных средств, следующих в ... состояние протекторов шин, скорость движения, реакцию водителя, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций. В городских условиях безопасной ...

В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, определения психофизиологических качеств, профессиональной пригодности устанавливается положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и многоместным подвижным составом на железных дорогах России. Вопросы профессионального отбора и обучения работников воздушного транспорта регулируются Воздушным кодексом Российской Федерации и системой законодательных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

Работодатель обязан при приеме на работу, связанную с оборотом транспортных средств, запросить у работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.

Обязательным условием для заключения трудового договора с лицами, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, является прохождение работником обязательного предварительного медицинского осмотра, в соответствии со статьями 69, 213 ТК РФ.

Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не могут быть допущены к работе непосредственно в связи с обращением транспортных средств.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

Важнейшая функция руководителя любой организации — это правильный подбор персонала, грамотное и исчерпывающее документирование трудовых отношений с сотрудниками.

При приеме на работу работодатель вправе запросить только те документы, которые предусмотрены ТК РФ или иными законодательными актами. запрещается требовать представления документов, не предусмотренных трудовым законодательством.

Согласно ст.65 ТК РФ работник при приеме на работу предъявляет следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (свидетельство о рождении для лиц, не достигших 16 лет;
  • удостоверение личности или военный билет — для военнослужащих);
  • трудовую книжку;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Кроме того, военнообязанные лица и лица, подлежащие призыву на военную службу, обязаны предъявить документы воинского учета (военный билет, удостоверение призывника).

Если работа требует от работника определенных специальных знаний, специальной подготовки (например, водители ТС), то предъявляются также документы об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Если человек начинает работать впервые, работодатель составляет трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Если сотрудник устраивается на работу на неполную ставку и не хочет вносить информацию об этой работе в трудовую книжку, он может не отправлять ее.

Транспортные средства представляют собой источник повышенной опасности, поэтому люди, которым требуется работа, связанная с вождением транспортного средства, должны быть профессионально отобраны.

Глава 51 ТК РФ предусматривает особенности регулирования труда транспортников. Статья 328 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что к гражданам, осуществляющим деятельность, связанную с обращением транспортных средств, предъявляются особые требования в отношении профессионального обучения и состояния здоровья, необходимых для выполнения служебных функций.

34 стр., 16806 слов

Организация труда водителей

... человека ночное время. Учитывая вышеперечисленные особенности, организация труда водителей должна обеспечивать: четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров; безопасность перевозки пассажиров; полное использование нормы рабочего ...

При приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение и т.д.).

Кроме того, администрации любого предприятия (организации) в обязательном порядке необходимо при приеме на работу кандидатов на должность водителей потребовать от них представления медицинской справки о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением ТС.

Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. ст.25 — 27).

Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам Российской Федерации, достигшим установленного возраста, не имеющим ограничений на управление транспортными средствами, после получения права на управление транспортными средствами.

В зависимости от вида транспортного средства, допускаются к управлению:

  • мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») — лица, достигшие 16-летнего возраста;
  • автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д» (категории «С»), — лица, достигшие 18-летнего возраста;
  • автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория «Д»), — лица, достигшие 20-летнего возраста;
  • составами транспортных средств (категория «Е») — лица, имеющие право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
  • трамваями и троллейбусами — лица, достигшие 20-летнего возраста.

Граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объеме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории, могут сдавать экзамены на получение лицензии на управление транспортными средствами. также разрешается самостоятельно обучать водителей для получения права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» по соответствующим программам.

Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством РФ на основании соответствующих государственных образовательных стандартов (ст. ст.25, 26 Закона о безопасности дорожного движения).

Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:

  • истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
  • ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
  • лишение права на управление транспортными средствами.

Каждый сектор в силу специфики производственных процессов имеет определенные особенности в организации работы своего персонала. В автомобильном транспорте эти характеристики связаны с водителями, основной категорией транспортников. Труд водителей происходит вне трудового коллектива. Водитель испытывает нервно-эмоциональную перегрузку. Для водителя характерно понятие “рабочее место” — автомобиль и “рабочая зона” — дорога, АТП, АЗС и т.п. Рабочее место — автомобиль является местом повышенной опасности. От работы водителей во многом зависит выполнение плана перевозок. Поэтому одна из важнейших задач — правильная организация работы водителей. Существует ряд особенностей в организации труда водителей:

6 стр., 2597 слов

Основы организации и безопасности дорожного движения

... по Правилам дорожного движения и навыкам практического вождения транспортных средств; выдача удостоверений на право управления транспортными средствами различных категорий. Лица, желающие получить квалификацию водителя, должны пройти: специальное ... на дорогах. В этих условиях особое значение принимала деятельность по предупреждению гибели людей и получения ими увечий в результате ДТП. Особая роль ...

  • основная работа водителей протекает вне предприятия, поэтому и ее результаты в значительной степени зависят от инициативы водителей;
  • в отличие от промышленного предприятия на результаты деятельности АТП во многом влияют внешние факторы (состояние дорог, климатические условия, интенсивность движения транспорта на протяжении маршрута и др.), из-за которых возможны изменения в видах и объемах работ водителей;
  • работа водителей протекает на открытом воздухе и связана с воздействием на него изменяющихся метеорологических факторов, зависящих от климатической зоны, времени года, условий погоды, повышается значимость влияния субъективных факторов на результаты деятельности водителя и безопасность движения;
  • продолжительность рабочей смены водителей достигает во многих случаях 10-12 ч (при соблюдении месячного баланса рабочего времени) без строго регламентированного обеденного перерыва (его подчас трудно регламентировать);
  • из двух видов нагрузок, действующих на человека в процессе труда (физической и нервно-эмоциональной), у водителя преобладает нервно-эмоциональная.

Эти специфические условия должны учитываться в комплексе мероприятий по организации нормирования труда на АТП. Также следует отметить, что сложность работы — одна из основных составляющих ее оплаты. Улучшение организации нормирования заработной платы имеет большое значение для повышения производительности труда и увеличения пассажиропотока. Выполнению этих задач должно способствовать правильное применение и соблюдение применимого законодательства о заработной плате.

Выделенные факторы по характеру своего влияния являются пассивными (то есть не зависимыми от водителя и АТП) и активными. Соотношение их влияний предопределяет степень значимости воздействия сложности труда водителя на конечные показатели производственно-хозяйственной деятельностью АТП. К активным факторам относятся организационные, экономические, социальные, пассивно-технические и технологические, дорожно-климатические, организационно-технические. Все эти факторы непосредственно воздействуют и на эффективность труда водителей через психофизиологические и социальные результаты труда (утомляемость, заболеваемость, безопасность движения, текучесть кадров и др.) Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий, отображение различных параметров системы водитель — автомобиль — среда движения; интеллектуальных — осмысливание полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией — с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля и т.д., построение на основе этой информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки), принятие соответствующего решения; моторных — сложно-координированное воздействие на органы управления автомобилем. Двухсменный график работы в известной мере нарушает обычный ритм труда и бодрствования. По данным А.И. Вейсмана сверхурочные часы работы — длительность смены до 12 часов, недостаточная продолжительность сна перед сменой у большинства водителей, крайне малые по времени перерывы для отдыха и обеда водителя сказываются на состоянии здоровья, работоспособности водителей и безопасности движения. Так, продолжение работы водителей после десяти часов пребывания на маршруте может явиться предвестником резкого падения функциональных возможностей. Психофизиологические данные нашли своё подтверждение в результатах анализа влияния различной длительности рабочего дня на заболеваемость водителей. Например, число заболеваний, вызывающих временную утрату трудоспособности среди водителей, длительность рабочего дня которых достигает 12 часов, почти в 1,5 раза выше, чем у их коллег, работающих ежедневно с более короткой сменой. В качестве особенностей трудовой деятельности водителей следует указать частое отсутствие определенного ритма поступления информации, возможность возникновения ситуаций, требующих принятия нестандартных (не предусмотренных инструкциями) решений нередко в условиях жестокого ограничения времени, необходимость постоянного поддерживания высокого для безопасного движения уровня бодрствования.

Методы оценки сложности труда водителей

Ещё одной специфической особенностью трудовой деятельности водителей автобусов является работа на маршрутах с различными условиями движения.

Оценка деятельности водителей с точки зрения степени сложности процессов управления автобусами различных типоразмеров и характера маршрутов движения должна быть комплексной, учитывать конструктивные особенности органов управления автобусами и условия движения на маршруте. Она должна проводиться различными методами и учитывать различные её составляющие. Водитель во время работы выполняет большое количество действий, причём внешне они довольно просты и сводятся к нажатию педалей, перемещению рычагов, включению и выключению тумблеров, повороту рулевого колеса. Все эти действия по управлению автомобилем проводятся в определённом порядке в зависимости от типовых дорожно-транспортных ситуаций. Очень разный диапазон изменения сложности движения как для автобусов марки «ЛИАЗ», так и для автобусов марки «ИКАРУС». Во время работы водитель выполняет большое количество моторных действий, причём величина усилий, прилагаемых к органам управления автобусом, достаточна, велика и неодинакова. Поэтому целесообразно не просто учитывать типовые действия водителя, а взвешивать их по величине усилий, прилагаемых к органам управления автобуса. Существенным недостатком этого метода является не учёт технических факторов, влияющих на сложность трудовой деятельности водителя по управлению автобусом ( габаритной длины, полной массы, типа конструкции коробки передач).

Следует также отметить, что характер взаимосвязи между сложностью трудовой деятельности водителя и расходом топлива может быть различен. Например, рассматривая движение автобуса при переменном продольном профиле маршрута можно отметить, что расход топлива больше при движении на подъем, а сложность, наоборот, при движении на спуск. Сравнение расхода топлива и сложности процессов управления автобусов, оборудованных гидромеханической коробкой переключения передач и обычной механической показывает, что топливная экономичность меньше, а сложность в управлении ниже. Методика ориентирована на комплексную оценку «трудности» работы водителей автобусов на маршруте. Комплексность оценки обеспечивается расчётом «суммарного коэффициента тяжести», являющегося интегральным показателем мультипликативного типа (произведением частных коэффициентов тяжести, определяемых следующими факторами: эксплуатационной скоростью, зоной работы, протяженностью маршрута, количеством остановок, временем оборотного рейса, профилем дорог, наполняемостью салона.) Использование методов алгоритмического анализа на городском автомобильном транспорте является более научно обоснованным способом, чем применение коэффициента тяжести и менее трудоёмким, чем использованием физиологических методов. В тоже время оплата труда водителей с учетом сложности автобусных маршрутов способствует существенному улучшению работы автобусного транспорта и, следовательно, повышению качества транспортного обслуживания населения. Для решения этой задачи необходимо проведение аттестации автобусных маршрутов. Один из подходов к разработке методов анализа и оценки трудовой деятельности был предложен Липуновым А.А идею развил Зараковский Г.М, разработавший конкретные приёмы анализа рабочих процессов с введением их количественных характеристик, имеющих определённый психофизиологический смысл. Данный метод получил название алгоритмического. Сущность данного метода заключается в разложении рабочего процесса на качественно различные элементарные составляющие. Такими элементарными составляющими являются «оперативные единицы информации» (ОЕН) и « элементарные действия» (ЭД).

ОЕН определяется как сообщение, которое протекает целостно и дифференцируется человеком в процессе данной деятельности хотя бы к одному существенному для него признаку. Под ЭД понимается преобразование энергии информации (акт восприятия, мыслительная операция, извлечение данных из памяти, моторные действия), которое ведёт к формированию некоторых ОЕН. Одним из наиболее сложных вопросов данного метода является установление уровня детализации ОЕН и ЭД, на котором следует осуществлять данный анализ. Трудности определения элементарных составляющих деятельности часто заставляют осуществлять алгоритмическое описание на уровне единиц, которые могут непосредственно фиксироваться в процессе работы или явно выраженных логических условий, которые присутствуют при выборе способа действия. В таком случае алгоритмическое описание может осуществляться уже на уровне типовых действий и логических условий. Вместо ЭД можно использовать типовые действия, а вместо ОЕН — логические условия. В этом методе деятельность отображается посредством символических обозначений.

Психофизические аспекты сложности

Труд водителя включает: управление автомобилем при выполнении перевозок, приемку автомобиля у сменщика, подготовку к выезду на линию и оформление необходимой документации, сдача автомобиля сменщику, устранение ряда неисправностей автомобиля. Кроме того, водитель в ряде случаев выполняет обязанности кондуктора, контролера, экспедитора. Однако основным содержанием труда водителя, наиболее важным, ответственным, занимающим, как правило, большую часть рабочего времени и вместе с тем наиболее характерным для его труда в целом, является вождение автомобиля. Поэтому именно процесс вождения автобуса определяет наиболее существенные физиологические психофизиологические характеристики труда водителя. Характерным для управления автобуса является то, что оно осуществляется водителем, находящимся непосредственно в автомобиле. Таким образом, физиологическая и психофизиологическая характеристика труда водителя системе водитель — автомобиль в очень большой степени зависит от эргономических характеристик автомобиля, т.е. от характеристик, определяющих соответствие автомобиля особенностям человека — водителя и вместе с тем особенностям его деятельности — управления автомобилем. Наука эргономика изучает закономерности приспособления производственной среды к возможностям организма-оператора. Это одна из важнейших целей эргономического обеспечения создания методов рационализации трудовых процессов, происходящих в системе ЧМС («человек — машина-среда») на основе формализованного их описания.

Эти методы позволяют:

1) строго математически представить содержание каждого элемента трудового процесса, их взаимосвязь в соответствии с принятой последовательностью выполнения;

2) одновременно рассматривать содержание каждого элемента трудового процесса как вариантную задачу, решение которой по заданному критерию (психофизиологическому, стоимостному или временному) позволяет выбрать оптимальный вариант ее осуществления.

Можно выделить следующие группы эргономических характеристик автомобиля. Характеристики, обусловленные анатомическим строением, размерами механикой (биомеханикой) человеческого тела, его органов движения. К ним относятся: размеры и форма кабины, сиденья, размеры, форма, расположение, кинематика и динамика органов управления автомобилем, расположение щитка приборов, зеркал заднего вида, особенности конструкции автомобиля и рабочего места водителя, обуславливающие обзорность. Характеристики, обусловленные физиологическими особенностями человеческого организма,- микроклимат кабины: состав, влажность и движение воздуха, температура, шум и вибрация на рабочем месте. Характеристики, обусловленные психофизиологическими и психологическими особенностями человека. Эти характеристики связаны, прежде всего, с получением передачей информации водителем. К ним относятся обзорность автомобиля, прозрачность стекол кабины, читабельность приборов, размеры и форма зеркал заднего вида, эффективность осветительных устройств автомобиля, информативность органов управления, обеспечивающая регуляцию воздействий на них водителя. Физиологические и психофизиологические характеристики деятельности водителя по управлению автомобилем в большой степени зависят и от дорожно-транспортных условий. Так, неровное покрытие вызывает значительное усиление вибрации; загазованность воздуха на дороге влияет на состав воздуха в кабине, освещенность и распределение света на дороге — на работу зрения и т.д. однако влияние дорожно-транспортных условий на физиологию и психофизиологию водительского труда в значительной мере зависит от эргономических характеристик автобуса. Эти характеристики могут в большой или меньшей степени нейтрализовать неблагоприятное влияние многих дорожно-транспортных условий.

В гораздо меньшей степени зависит от эргономических характеристик автомобиля воздействие на водителя таких дорожно-транспортных характеристик, как интенсивность движения. Между тем именно интенсивность движения определяет в первую очередь объем и скорость поступления информации, а следовательно напряженность ее приема и переработки водителем. Отметим, что необходимость принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время ответственный характер решений, связанный с возможностью возникновения дорожно-транспортных происшествий, влекут за собой большие нервно психические напряжения. Этот высокий уровень нервно-психической напряженности является одной из главных характеристик труда водителя. Физиологию и психофизиологию труда водителя нельзя рассматривать в отрыв от режима его работы и отдыха. Правильный режим труда и отдыха способствует сохранению работоспособности на протяжении рабочего дня, предотвращает накопление усталости, а также возникновение и развитие ряда профессиональных заболеваний. Правильный режим- труда и отдыха включает своевременные паузы в процессе рабочего дня, специализированную производственную гимнастику соответствующую характеру труда и возрасту, своевременное питание, достаточное время для сна, полноценный отдых и обеспечение гигиенических условий на рабочем месте.

Рассмотрим теперь физиологические и психофизиологические характеристики работы водителя более подробно. В процессе управления автомобилем водитель находится на своем рабочем месте, в кабине. При этом он располагается на сиденье конкретной конструкции, в вынужденной позе, ограничен объемом кабины и особенностями обзорности. Длительное нахождение в сидячей позе и связанная с ней гипокинезия (ограниченная двигательная активность) приводят к ряду физиологических сдвигов в организме и вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний. Поэтому очень большое значение имеют конструкция и средства регулировки сиденья, материал, из которого оно изготовлено, расположение конструкции органов управления, а также характеристики кабины, обуславливающие обзорность.

В каждой профессии можно выделить наиболее важные психофизиологические свойства человека — оператора сложной системы, позволяющие безопасно и качественно выполнять требуемый объем работ.

Для водителя такими свойствами являются:

  • Зрительные ощущения
  • Слуховые ощущения
  • Ощущение равновесия, ускорений, вибраций
  • Восприятие
  • Память
  • Мышление
  • Оперативные качества
  • Реакция
  • Эмоциональное состояние

Зрительные ощущения

Возможности органов чувств и мозга водителя не могут быть неограниченными. Их перегрузка ведет к быстрому переутомлению, что очень опасно, так как в состоянии утомления водитель не может правильно и полностью воспринимать обстановку на дороге.

В первую очередь нагрузка идет на органы зрения, ведь в процессе управления автомобилем зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей обстановке. Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. Статистика указывает на большое число ДТП (до 50%) в темное время суток, несмотря на снижение интенсивности движения в это время. Наибольшие затруднения возникают для водителя при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточности освещенности, при недостаточной контрастности объектов на дороге. Имеет значение и зрительное поле водителя, его способность воспринимать цвета. У некоторых людей существуют различные отклонения, такие как суженое поле зрения или нарушение цветочувствительности. Такие люди, безусловно, не могут быть водителями, а тем более водителями общественного транспорта. Водителю, не имеющему отклонений, приходится мобилизовать все возможности своего зрения, что не просто и может в дальнейшем привести к его расстройству.

Слуховые ощущения

Как средство получения информации, слуховые ощущения являются для человека вторыми по значению после зрительных ощущений. Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля при помощи слуха; воспринимает информацию, передаваемую звуковыми сигналами другими водителями, звонки у железнодорожных переездов, сирену автомобиля, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота которых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.

Постоянно действующий шум оказывает отрицательное действие на органы слуха. Под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, ухудшается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушается координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление. Опасность представляет собой и низкая плотность поступающей информации, приводящая к снижению внимания водителя, компенсируемого неоправданным увеличением скорости движения. Увеличение скорости делает водителя неподготовленным к возникновению экстремальных ситуаций (резкому торможению и повороту рулевого колеса, а также их сочетанию).

Ощущение равновесия, ускорений, вибраций

Равновесие — это свойство органов человека воспринимать и реагировать на изменение положение тела в пространстве, а также действие на организм ускорений и перегрузок. В состоянии равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих рефлексов. Ускорение характеризует быстроту изменения скорости по численному значению и по направлению. Реакция человека на ускорение определяется рядом факторов, среди которых существенное значение принадлежит времени действия, скорости нарастания и направления вектора перегрузки. Общее состояние человека при действиях ускорения характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при значительных перегрузках) и полном отсутствием возможности движений. Большие ускорения приводят к нарушению зрительных функций. В реальных условиях движения ускорения, действующие на водителя не велики. Эти ускорения не могут вызвать у водителя значительных физиологических расстройств. Но во время и после прохождения кривой малого радиуса может наблюдаться изменение тонуса мышц рук, вследствие чего водитель не всегда может выдержать прямолинейное направление движения и ошибается, поворачивая рулевое колесо в направлении тонуса мышц. Так, при прохождении со значительными скоростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлекторно смещает автомобиль на наружную сторону дороги и в ряде случаев заезжает на полосу встречного движения. В результате длительного периодического действия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым малых радиусов) возможно возникновение болезненного состояния, так называемой морской болезни, основные проявления которой — плохое самочувствие, головокружение, тошнота.

Вибрация (механические колебания) оказывает существенное влияние на человеческий организм, причем степень и характер ее действия зависят от вида колебания и направления действия. Под влиянием вибрации в организме могут наступать различные психофизиологические изменения, в том числе изменения в системе кровообращения, в центральной нервной системе, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Воздействие вибрации может привести к функциональным нарушениям, которые не носят затяжного характера и быстро исчезают после непродолжительного отдыха. Под действием вибрации ухудшается зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, снижается точность действия.

Для уменьшения отрицательного воздействия этих явлений современные автомобили комплектуются:

  • вибродемпферами, виброизоляторами;
  • крупногабаритными глушителями шума выпуска отработанных газов с шумозаглушающим эффектом;
  • каталитическими нейтрализаторами;
  • камерами дополнительных (предварительных) глушителей, заполненными шумопоглощающей набивкой из специального волокна, металлической шерсти, стекловолокна;
  • термоэкранами в виде слоеных листов конструкций;
  • сильфонными или шаровыми компенсаторами колебаний выхлопной системе;
  • крупногабаритными воздухоочистительными системами впуска двигателей, которые кроме функции очистки воздуха, выполняют параллельную функцию глушения шума впуска;
  • электровентиляторами систем охлаждения двигателя с закольцованной крыльчаткой вентилятора, чем реализует беззазорное сочленение периферии лопастей с направляющим кожухом, благоприятное сточки зрения минимизации генерируемого аэродинамического шума вентилятора;
  • генераторами низкошумной конструкции.

Перечисленные выше и другие мероприятия по вибро- шумозащите — важные направления развития мирового автомобилестроения, существенно повышающие безопасность жизнедеятельности водителей и пассажиров.

Восприятие

Водитель в процессе своей профессиональной деятельности на основе нескончаемого потока информации постоянно совершает действия, соответствующие его пониманию сложившейся ситуации. При этом водитель руководствуется рядом тактических задач: соблюдением безопасной скорости движения, необходимостью остановок. Управляя автомобилем, он должен воспринимать большое число зрительных, звуковых и других раздражителей, совокупность которых формирует дорожно-транспортную ситуацию. Качество восприятия водителя, то есть его быстрота, полнота, своевременность и точность, во многом зависят от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.

Память

Любой процесс принятия решения не может быть осуществлен без участия памяти, как свойства нервной системы хранить информацию о событиях и реакциях организма на эти события. Поэтому водителю важно обладать хорошей и, кроме того, долговременной памятью, которая хранит все навыки, приобретенные в процессе учебы и практики.

Мышление

Управление автомобилем требует от водителя выдерживания такого режима движения, который учитывает постоянное изменение ситуации. Эту деятельность выполняет мышление. Результатом мышления является принятие решения, следствием которого — выполнение определенных действий. Для водителей важна скорость мышления, так как умозаключения и следующие за ними действия должны выполняться тем быстрее, чем больше скорость движения автомобиля. Одновременно с этим у водителя должна быть развита широта мышления, то есть способность предвидеть различные последствия своих действий и в соответствие с оценкой этих последствий принимать необходимые и правильные решения.

Оперативные качества водителя:

Наиболее важные из них — это высокая эмоциональная устойчивость, сообразительность, высокие показатели координации движения, высокие качества внимания и памяти. Все эти качества в реальной деятельности проявляются во взаимодействии и единстве. Однако в процессе движения и управления автомобилем водитель не должен сосредотачивать свое внимание только на одном или на нескольких заранее определенных объектах ввиду постоянно меняющейся дорожно-транспортной ситуации. Водителю необходимо обладать способностью следить даже за теми событиями, которые в сложившейся ситуации не являются определяющими, и переключать внимание при возникновении каких-либо других существенных событий.