Преступления на воздушном транспорте

Курсовая работа

Сегодня воздушный транспорт — одна из неотъемлемых составляющих транспортной системы мира и Российской Федерации в частности. Учитывая огромную территорию страны, увеличение скорости деловых и социальных процессов, а также не всегда развитую дорожную инфраструктуру, вынуждает Россию активно использовать воздушный транспорт. Также стоит отметить, что Россия одновременно является транзитным пунктом для международных рейсов, что также накладывает дополнительную нагрузку на организацию воздушного движения, техническое обслуживание самолетов, безопасность и многое другое.

Сегодня в России не гарантируется должный уровень безопасности на воздушном транспорте. В частности на европейский регион (куда, в том числе входит и Российская Федерация) приходится 4.1 воздушных происшествий на регулярных коммерческих рейсах на один миллион полетов, то есть на втором месте по аварийности, уступая лишь Африканскому региону, по информации Международной Организации Гражданской Авиации.

В качестве одной из мер по снижению уровня аварийности постоянно предлагается организация нормативно-правовой базы, в том числе разделение серии действий на правонарушения. Все это свидетельствует о высоком уровне заинтересованности государственных органов в управлении транспортной безопасностью, что на фоне неутешительной статистики свидетельствует о высокой степени актуальности данной работы.

Однако, несмотря на весьма интенсивные теоретические исследовании, в науке уголовного права до настоящего времени нет единообразного решения отдельных принципиальных вопросов, относящихся к конструированию рассматриваемых составов и регламентации ответственности в сфере преступлений на воздушном транспорте. Одной из самых дискуссионных проблем остается проблема межотраслевого и внутриотраслевого разграничения ответственности эксплуатантов воздушного движения с учетом характера и степени их эффективного участия в совершении преступления.

Цели и задачи работы. Целью данного исследования является изучение характеристик преступлений против безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, включая роль и важность случайных обстоятельств, а также определение их криминальной значимости.

Методологической основой исследования является комплекс общенаучных и частнонаучных методов, применяемых в юриспруденции: логических, исторических, системно-структурных, специально-правовых, а также разработанные в уголовном праве теоретические положения.

7 стр., 3473 слов

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения ...

... о транспортных преступлениях. Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельных норм об ...

1. Понятие транспортной безопасности

1.1 Понятие и содержание транспортной безопасности

Транспорт — важнейшая составляющая промышленной инфраструктуры России. Его стабильное и эффективное функционирование является предпосылкой стабилизации, восстановления и реструктуризации экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности и обороны страны, улучшения условий и уровня жизни населения.

Надо сказать, что транспорт — это не только экономическое развитие, но и источник большей опасности. Как отмечает Н.Ф. Попова «…ежедневно в транспортных авариях в России погибает около 100 тысяч человек (преимущественно на автомобильном транспорте) и несколько сотен получает травмы различной тяжести. А за год в них погибает до 40 тысяч человек. В средствах массовой информации все больше внимания уделяется авиакатастрофам и, к счастью, пока еще редким, авариям на гидроциклах.

В распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. «О транспортной стратегии Российской Федерации» также констатируется, что остается низким уровень безопасности транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном транспорте. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет 9-10 человек.

Основной целью административно-правового регулирования в области транспорта является формирование транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров и грузов, социальные, оборонные, природоохранные и другие специальные требования, а также структурная перестройка на транспорте, направленная на усиление государственного регулирования естественных монополий, снижение транспортных издержек в цене продукции, определение экономически обоснованных тарифов, повышение конкуренции между транспортными предприятиями. При этом развитие транспорта должно быть направлено не только на полное удовлетворение платежеспособного спроса на перевозки пассажиров и грузов, но и на смягчение и устранение ограничений, накладываемых стоимостью и условиями перевозок на функционирование отраслей производства, внешнеэкономическую деятельность, социальную сферу и должно осуществляться взаимоувязано с общими направлениями и прогнозами социально-экономического развития страны, отвечать требованиям экономической эффективности капитальных вложений предусматривать существенное повышение технического уровня и всех видов транспорта, их обновление и модернизацию.

Говоря о безопасности транспорта и транспортной инфраструктуры, следует отметить, что безопасность — это состояние защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Эта концепция безопасности является общей для всех типов безопасности. Но для каждого вида общественной безопасности существует особый административно-правовой режим ее обеспечения. В связи с этим, прежде чем рассматривать понятие и содержание безопасности как объекта регулирования особого режима, необходимо установить, что понимается под категориями «безопасность» и «общественная безопасность».

Как отмечает С.В. Проценко «безопасность», «национальная безопасность», «общественная безопасность», «транспортная безопасность», «экологическая безопасность», «информационная безопасность» закладываются в основание государственных стратегий развития, различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений нашей страны. Они стали предметом законотворческого процесса.

12 стр., 5790 слов

Транспортное обеспечение экономической безопасности

... обеспечения национальной безопасности государства. Тема курсовой работы - механизм совершенствования транспортного обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Проблемы транспортного обеспечения экономической безопасности России определяют актуальность темы этого курса. Объект работы - экономическая безопасность России в сфере транспортной инфраструктуры. Объектом работы ...

В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» национальная безопасность — определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

В этом документе также подчеркивается, что для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества необходимо улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышать защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В древности под безопасностью понималось спокойное состояние души, которое считало себя защищенным от любой опасности. Как отмечается в литературе, посвященной исследованию феномена «безопасность», благодаря философским концепциям, подготовленных в XVII-XVIII вв., категория «безопасность» приобретает широкое распространение в западноевропейских государствах и означает состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические и политические условия, способствующие созданию данной ситуации.

Как видно из анализа юридической литературы, именно в этот период были предприняты первые попытки теоретического развития понятия «безопасность». Безопасность приобретает значение философской категории, поскольку охватывает практически все стороны жизни и играет в ней существенную и решающую роль. В настоящее время существует ряд определений категории «безопасность», каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления.

Так, С.В. Степашин, рассматривая категорию «безопасность» с общетеоретической точки зрения, пришел к следующему выводу: «что одним из условий нормального развития человека и общества является безопасность государства. Под безопасностью страны как одного из условий нормального развития человека и общества С.В. Степашин понимает безопасность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих поступательное развитие человека и общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, исходящих от внутренних и внешних противоречий».

Б.П. Кондрашов, проанализировав определение «безопасности» пришел к выводу о том, что: безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности — личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер и средств предусмотренных законом.

9 стр., 4032 слов

Безопасность в общественном транспорте

... 2. Безопасность в общественном транспорте 2.1 Безопасность в метрополитене Метро – это огромная искусственная система, рельсовый вид общественного ... было бы. Цель реферата: узнать правила поведения в общественном транспорте 1. Общественный транспорт Общественный (коммунальный) транспорт — ... имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства. Если это возможно, перейдите в незанятую ...

Объектом нашего исследования является общественная безопасность, а также совокупность административно-правовых средств и мер, обеспечивающих ее.

Следует отметить, что в законодательстве отсутствует единое определение «общественная безопасность», имеются определения различных видов общественной безопасности (пожарная безопасность, безопасность дорожного движения, экологическая безопасность и др.).

Разделение общественной безопасности на различные типы основывается на объеме и характере социальных отношений, которые складываются в определенной сфере жизни. В административно-правовой литературе к сфере общественной безопасности обычно относят те общественные отношения, которые связаны с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. В сферу общественной безопасности включают отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему и др.

Так, Л.М. Розин говорит о том, что «общественная безопасность представляет собой систему отношений, складывающихся в соответствии с правовыми нормами при использовании объектов, представляющих повышенную опасность для общества, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.

Следует отметить, что данное определение не охватывает все элементы такого сложного социально-правового явления, как общественная безопасность.

Г.А. Туманов и В.И. Фризко говорят о том, что общественная безопасность в юридическом смысле представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими и техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде. Данное определение сформулировано в конце 80-х годов XX в. в связи с чем оно не отражает современных реалий складывающихся в сфере обеспечения общественной безопасности.

В современный период наиболее приемлемым для целей нашего исследования является определение общественной безопасности, сформулированное Б.П. Кондрашовым.

Так, Б.П. Кондрашов рассматривает общественную безопасность как разновидность социальной безопасности, под которой понимается система общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствия, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств.

Анализ этого определения позволяет выявить основные источники, содержащие угрозу общественной безопасности. Таким образом, угрозы общественной безопасности можно разделить на группы.

4 стр., 1522 слов

Анализ транспортной инфраструктуры Оренбургской области

... инфраструктуре всего транспортного комплекса региона, выявляться перспективные возможности и новые векторы использования всех его видов. Транспортный комплекс Оренбургской области представлен автомобильным, железнодорожным, воздушным и трубопроводным видами транспорта. Автомобильный транспорт области представлен пассажирскими транспортными ...

Первая включает в себя: технические средства, созданные людьми для удовлетворения своих потребностей (механизмы, машины, приборы и т.п.), вторая группа включает в себя: стихийные бедствия природного характера, третья группа включает в себя: предметы и вещества, подпадающие под разрешительную систему, четвертая группа включает в себя факторы социального и личного характера.

Знание видов общественной безопасности имеет большое значение, что способствует разработке стратегии и тактики, а также организации всей системы безопасности с использованием административных и правовых средств. Следует отметить, что классификация основана на наиболее существенных характеристиках. В основном это объекты безопасности и характер источника угрозы.

По характеру источника угрозы в ее наиболее общей форме можно различить: безопасность от угроз, исходящих от окружающей среды, и безопасность, источник угроз, которым принадлежат отдельные лица и социальные системы.

Кроме того, каждый из этих типов ценных бумаг можно разделить по разным критериям.

Следовательно, угрозы со стороны окружающей среды могут быть спонтанными и возникать независимо от деятельности человека. Но в то же время деятельность человека привела к созданию так называемых техногенных природных угроз. К ним относятся: источники повышенной опасности (взрывчатые вещества, транспортные средства, различные виды оружия и т.п.), а также экологические угрозы, являющиеся следствием неразумного воздействия человека на природную среду. Таким образом, безопасность от природных угроз можно рассматривать в трех независимых формах: безопасность от стихийных бедствий, безопасность от антропогенных угроз и безопасность от экологических угроз.

В свою очередь Б.Н. Дудышкин говорит о необходимости разделить транспортную безопасность на два блока защиты от угроз: обеспечение безопасности транспортных операций и обеспечение защиты от актов незаконного вмешательства в транспортную инфраструктуру и транспортные средства.

Безопасность от социальных источников угроз наиболее целесообразно рассматривать в сферах связей с общественностью, где эти угрозы проявляются и действуют. В данном случае можно говорить о технологической, экологической, информационной безопасности в сфере транспорта и эксплуатации транспортных инфраструктур. Говоря о безопасности на транспорте и эксплуатации транспортной инфраструктуры, следует отметить, что содержание транспортной безопасности также далеко не однозначно. Согласно Федеральному закону от 9 февраля 2007 г. «О транспортной безопасности» транспортная безопасность — это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (ст.1 п.9).

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. определяет, что авиационная безопасность — состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраной федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Н.Ф. Попова раскрывая задачи транспортной безопасности также отмечает, что «…законодательное определение транспортной безопасности подразумевает только защищенность транспортных средств от актов незаконного вмешательства, т.е. от террористических актов. Но на практике гораздо больший вред жизни, здоровью граждан приносят транспортные катастрофы, вызванные различными техническими неисправностями транспортных средств (отказ тормозных систем, двигателя и т.д.), а также «человеческим фактором», т.е. нарушением правил безопасной эксплуатации со стороны водителей этих средств».

3 стр., 1348 слов

Оценка экономической безопасности транспортного предприятия

... вопросы оценки экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта железнодорожного транспорта. Первая глава посвящена рассмотрению концептуальных основ оценки экономической безопасности и особенностям экономической безопасности железнодорожного предприятия. Во второй главе предложена методология оценки экономической безопасности транспортного предприятия. ...

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что транспортная безопасность — это состояние защищенности транспорта и транспортной инфраструктуры, потребителей транспортных услуг (пассажиров) от различного рода угроз (природного и техногенного характера), а также актов незаконного вмешательства, направленная на бесперебойное и эффективное функционирования различных видов транспорта.

Безопасность транспорта и безопасность транспортной инфраструктуры не существует сама по себе, соответствующий вид безопасность обеспечивается комплексом мер, а именно:

·установлением соответствующего правового режима функционирования транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;

·установлением комплекса технических регламентов и стандартов в сфере функционирования транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;

·установлением разрешительной системы функционирования транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;

·осуществлением контрольно-надзорной деятельности за функционированием транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;

·установлением мер юридической ответственности за нарушением порядка эксплуатации транспорта и объектов транспортной инфраструктуры;

·защитой транспорта и объектов транспортной инфраструктуры от незаконного вмешательства и актов терроризма;

·защитой транспорта и объектов транспортной инфраструктуры с помощью страхования;

·создание системы федеральных органов исполнительной власти призванных осуществлять контрольно-надзорную, разрешительную, юрисдикционную, а также нормотворческую деятельности в сфере функционирования различных видов транспорта и объектов транспортной инфраструктуры и др.

.2 История развития законодательства транспортной безопасности на воздушном транспорте

Правила, гарантирующие безопасность движения и работу транспорта, существовали в дореволюционном уголовном законодательстве. Основное внимание в Уголовном уложении 1903 г. уделялось в первую очередь обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта. Так, в гл. 30 «Повреждение имущества, путей сообщения, граничных и тому подобных знаков или иных предметов» устанавливалась ответственность лиц, виновных «в повреждении служащих для общественного пользования водяных путей, шлюзов, водоспуска, плотины, моста или иного сооружения для переправы, судоходства, предупреждения наводнений» (ст. 557).

4 стр., 1652 слов

Реферат виды транспорта и правила поведения

... видов транспорта, а также в соответствии с положениями настоящей главы. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и ... правилами. 2. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ... средства и коммуникации (в том числе пути сообщения, системы управления движением, сооружения и иное ...

В ч. 2 этой статьи предусматривалась ответственность за такие же действия, если они создавали опасность для жизни людей. В ст. 558 говорилось об ответственности за нарушение безопасности железнодорожного движения или плавания, что могло выражаться в повреждении железнодорожных путей или подвижного состава железных дорог, пароходов и морских судов, а также об ответственности за повреждение «предостерегательных знаков, установленных для безопасности железнодорожного движения или судоходства». Более суровая ответственность предусматривалась ст. 558 Уложения в случаях крушения железнодорожного транспорта, парохода и морского судна.

В Уголовном уложении содержались и другие нормы, обеспечивающие безопасность функционирования железнодорожного и водного (морского и речного) транспорта. Установлена ​​наиболее серьезная ответственность для лиц, нарушивших правила техники безопасности с целью вызвать аварию на одном из указанных видов транспорта. Советская власть с первых дней существования решительно боролась с организаторами и участниками контрреволюционных выступлений, саботажей, разбоев, погромов и пр. В условиях экономического хаоса и сложной экономической ситуации борьба с транспортными преступлениями была предоставлена ​​только в рамках борьбы с саботажем и саботажем. В первую очередь нуждался в охране железнодорожный транспорт. Поэтому уже 10 декабря 1919 г. Совет рабочей и крестьянской обороны принимает постановление, согласно которому разрешалось в надлежащих случаях расстреливать на месте лиц «за злоумышленное разрушение железнодорожных сооружений», т.е. за действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта. В Уголовном кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта не было. Однако это регулировалось правилами, предусматривающими ответственность за несоблюдение или нарушение правил, установленных законом, или обязательным постановлением о защите порядка передвижения на железных и водных путях. С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием на воздушные пути. Таким образом, данные нормы легли в основу формирования уголовного законодательства о транспортных преступлениях.

Ответственность за уголовные преступления, связанные с безопасностью железнодорожного, морского и воздушного транспорта, предусмотрена в различных главах Кодекса, что определяется особенностями субъективной стороны и объекта преступления. Таким образом, при наличии контрреволюционной цели вторжение в безопасность железнодорожного, морского или воздушного транспорта было квалифицировано как контрреволюционное преступление и было предусмотрено в соответствующей главе. Аналогичные действия, совершенные без контрреволюционной цели, считались преступлениями против порядка управления (например, совершенные при массовых беспорядках).

2 стр., 737 слов

Лицензирование на воздушном транспорте как комплексный подход ...

... лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Субъектом лицензирования ... формирования, утверждения и опубликования расписания регулярных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, выполняемых ...

В некоторых случаях преступления, наносящие ущерб безопасности дорожного движения и транспортных операций, законодатель относил к преступлениям против собственности.

Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельные положения об ответственности за правонарушения, связанные с автомобильным транспортом, в этом Кодексе еще не предусмотрены. В 1929 г. в него ввели статью об ответственности за разрушения и повреждения железнодорожного и иных путей сообщения, сооружений на них, предостерегающих знаков, подвижного состава и судов с целью вызвать крушение поезда или судна.

января 1931 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта», в соответствии с которым в Кодекс была включена ст. 59-3в. К уголовно наказуемым деяниям были отнесены нарушения работником транспорта трудовой дисциплины (нарушение правил движения, недоброкачественный ремонт подвижного состава и пути и т.п.), если эти нарушения повлекли или могли повлечь повреждение или уничтожение подвижного состава, пути и путевых сооружений либо несчастные случаи с людьми, несвоевременную отправку поездов и судов, скопление на местах выгрузки порожняка, простой вагонов и другие действия, влекущие за собой срыв (невыполнение) намеченных правительством планов перевозок или угрозу правильности или безопасности движения. Законодатель отнес этот акт к группе государственных преступлений, подгруппе контрреволюционных преступлений. Верховный Суд СССР в постановлениях Пленумов от 26 мая 1932 г. и от 19 декабря 1936 г. ориентировал судебные органы на говорилось лишь о деяниях на железнодорожном и водном транспорте, по ней квалифицировались также преступные нарушения правил движения на автотранспорте.

Впоследствии Уголовный кодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работниками гражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетов или несчастные случаи с людьми; об ответственности лиц, достигших 12-летнего возраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда. И только в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 15 сентября 1950 г. «О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте», разъяснялось, что при авариях автотранспорта с человеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работниками транспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины по статьям о преступлениях против личности. Такое решение вопроса проблему не решало. Поэтому в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.

Статьи об ответственности за подобные действия содержатся в нескольких главах Кодекса. В гл. I «Государственные преступления» в подразделе «Иные государственные преступления» предусматривалась ответственность за нарушение правил международных полетов (ст. 84), нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст. 85), повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 86).

11 стр., 5255 слов

Идентификация транспортных средств

... использованием различных опций; результатов проверки фактической комплектности на основе осмотра транспортного средства. Порядок идентификации транспортных средств Установление марки (модели) транспортного средства Марка тестируемого автомобиля определяется по эмблемам, обычно размещаемым в передней ...

В 1993 г. в раздел «Иные государственные преступления» была включена ст. 86.2 (нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода).

Вместе с тем в разделе «Особо опасные государственные преступления» сохранялась ответственность за диверсию (ст. 68) и вредительство (ст. 69).

В ст. 68 предусматривалась ответственность за «разрушения или повреждения: предприятий, сооружений, путей и средств сообщения: с целью ослабления Советского государства», а в ст. 69 — за совершенные с той же целью действия или бездействия, направленные, в частности, к подрыву транспорта и пр.

На момент вступления в силу Уголовного кодекса 1960 г. в нем содержались в гл. 10 следующие статьи об ответственности за: нарушения правил безопасности движения и эксплуатации механического транспорта работником транспорта (ст. 211), такие же нарушения лицами, не являющимися работниками транспорта (ст. 212), и нарушения действующих на транспорте правил (ст. 213).

В 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1), самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).

В 1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничение ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта ни теоретически, ни практически не оправдано.

В том же 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений была дополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 211.1); за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 211.2).

Позднее ст. 211.1 была из Кодекса исключена, и он был дополнен ст. 211.3 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения).

В 1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. 213.2 «Угон воздушного судна».

Кроме глав 1 и 10 две статьи гл. 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности», по мнению некоторых ученых, должны были быть отнесены к группе транспортных преступлений. Это — ч. 2 ст. 127 (оставление в опасности) и ст. 129 (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).

Примерно с середины 1960-х годов в теории уголовного права выделяется группа транспортных преступлений как подсистема «преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».

Таким образом, к моменту принятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса в доктрине уголовного права сложилась довольно стройная система транспортных преступлений. И хотя некоторые преступления этой группы продолжали оставаться в разделе «Другие государственные преступления», многие ученые говорили о несоответствии универсальных объектов степени опасности других государственных и транспортных преступлений. В то же время появляется все больше сторонников разделения всех преступлений, нарушающих безопасность движения и использование любого вида транспорта, с учетом их специфики и общности общего объекта, в автономную главу Кодекс.

В следственной и судебной практике возникают вопросы о квалификации и разграничении с соответствующими элементами деяний, квалифицируемых как транспортные преступления. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 января 1950 г. (с последующими изменениями) отмечалось, что «в судебной практике нет единообразия в вопросе квалификации преступлений, повлекших аварии судов, не принадлежащих органам министерств морского и речного флота». На ошибки в квалификации нарушений правил безопасности движения механического транспорта указывалось и в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 г. (с последующими изменениями).

В развернувшейся в теории уголовного права дискуссии относительно содержания главы о транспортных преступлениях предлагалось тяжесть наказания за транспортные преступления определять не столько наступившими последствиями, сколько иными обстоятельствами (например, нахождение за рулем водителя в состоянии опьянения, особо злостный характер нарушения или неоказание помощи потерпевшему в аварии), включая эти признаки в качестве квалифицирующих признаков отдельных транспортных преступлений. Также льготные поезда предлагались при наличии таких сигналов, как обусловленность последствий нарушения правил дорожного движения действиями других людей, наличие скрытых дефектов в транспортном средстве, экстремальные условия ситуации.

Однако законодатель пошел по иному пути, унифицировав нормы о транспортных преступлениях, за исключением трех (ст. 265, 270, 271 УК), и сконструировав их в зависимости от тяжести последствий: ч. 1 — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо крупный материальный ущерб (в некоторых нормах);

ч. 2 — смерть человека;

ч. 3 — смерть двух или более лиц.

Объединив нормы об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспорта в самостоятельной главе Уголовного кодекса, законодатель сохранил прежние составы преступлений, дополнив систему транспортных преступлений лишь ст. 265 (оставление места дорожно-транспортного происшествия).

Однако в статьи, предусматривающие ответственность за указанные преступления, были внесены существенные изменения и дополнения.

2. Преступления связанные с нарушением правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта по российскому уголовному закону

.1 Нарушение правил безопасного движения и эксплуатации, воздушного транспорта

Основным объектом этого правонарушения является безопасность движения и эксплуатации воздушного или морского транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.

К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры и другие летательные аппараты, принадлежащие флоту гражданской авиации, различным организациям и отдельным гражданам.

С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, наступлении указанных в законе последствий и причинной связи между фактом нарушения указанных правил и наступившими вредными последствиями.

Нарушение указанных правил может быть совершено как путем действия (например, превышение скорости движения превышающее ограничение указанное в руководстве по летной эксплуатации, установка оборудования не предусмотренного технической документацией данного типа воздушного судна), так и бездействия (например, несвоевременная подача предупреждающего сигнала, неповиновению требованиям органам управления воздушного движения).

Состав преступления материальный.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, предполагает наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Для признания преступления необходимо реальное наступление указанных последствий.

Ст. 263 УК РФ — норма бланкетная. Основными нормативными актами, регулирующими безопасность движения воздушного транспорта, является Воздушный кодекс РФ, принятый 19 февраля 1997 г. (далее — ВК РФ).

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность причинения вредных последствий в виде тяжкого вреда здоровью, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие), либо не предвидит эти последствия, хотя должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность).

Субъектом преступления (субъект специальный) может быть только работник воздушного транспорта, на которого непосредственно возложена обязанность по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта. Это, прежде всего, люди, непосредственно управляющие транспортным средством, то есть водители, а также другие лица, ответственные за соблюдение правил безопасности движения и выполнение транспортных операций: экспедиторы и механики.

Часть 2 ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 -смерть двух или более лиц.

Основные нормы, содержащие правила по использованию воздушного пространства на территории Российской Федерации содержаться в Постановлении Правительства Российской Федерации «об утверждении Федеральных Правил Использования воздушного пространства Российской Федерации». Нарушение именно этих норм способно повлечь за собой уголовную ответственность, такие же последствия способны породить нарушения правил указанных в технической документации к каждому конкретному типу воздушного судна. В качестве примера рассмотрим руководство по летной эксплуатации Ту-204. Прежде всего, этот документ содержит набор инструкций по выполнению полета и действий экипажа в аварийных ситуациях, очевидно, что невыполнение этих правил способно привести к аварии или катастрофе. Исходя из этого, поставим вопрос: можно ли рассматривать нарушение правил РЛЭ как правонарушения содержащего составы преступлений? Обратимся к статье 263 УК, а она предусматривает уголовную ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (в том числе и воздушного), следовательно, и нарушение РЛЭ способно повлечь уголовную ответственность. С другой стороны указывается, что в соответствии со статьей 2 Воздушного Кодекса, воздушное законодательство на территории Российской Федерации относится исключительно к сфере деятельности федеральных органов власти, в связи с этим возникает другой вопрос: как юридические лица, разрабатывающие РЛЭ создают правовую норму сами, на это не уполномоченные? Отметим что вся техническая документация по каждому, отдельно взятому, типу воздушного судна должна получить сертификат соответствия летной годности в Авиационном Сертификационным Центре Государственного Научного Исследовательского Института Гражданской Авиации, и получение сертификата дает этим правилам уже обязательную силу, в силу делегирования этих полномочий федеральными органами государственной власти. Более того, техническая документация может быть выполнена не только на русском языке, всё семейство пассажирских и грузовых самолетов фирмы «Boeing» в руководстве о летной эксплуатации содержит правило согласно которому, переговоры между экипажем связанные с управлением воздушным судном должны вестись исключительно на английском языке, в том числе вся техническая документация выполнена на английском языке и применяется в таком виде по всему миру. Подводя итог, можно прийти в выводу что правила безопасности движения воздушного транспорта формируются не на исключительной деятельности органов государственной власти (как например Правила и фразеология радиообмена при выполнении полётов и управлении воздушным движением) но так же и организациями занимающимися производством и обслуживанием воздушных судов, формирующие правила должного поведения экипажа в различных ситуациях. В свою очередь это указывает на специфику субъектного состава этого преступления, а именно, рассматриваемые деяния совершаются экипажем воздушного судна.

Всё вышесказанное наглядно просматривается в приговоре суда города Калачинска Омской области под номером 1-149/2013 в котором, диспетчер, будучи лицом, вовлеченным в процесс осуществления полета воздушного судна, нарушил правила воздушного движения, что привело к повреждению воздушного судна.

.2 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Непосредственным объектом данного преступления является безопасность движения и эксплуатация транспортных средств, а также здоровье и жизнь человека, собственность.

Объективную сторону данного преступления образуют:

) Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;

) Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Недоброкачественный ремонт означает нарушение правил приведения в техническое состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации, связи и другого транспортного оборудования в состояние, не обеспечивающее полной безопасности их эксплуатации и движения транспортных средств. Он может выражаться в не установлении неисправности какого-либо агрегата или детали, установке неисправных деталей, приборов, оставлении без замены изношенных шпал, рельсов, отдельных узлов, сигнальных приборов, установке агрегатов и узлов без стендовых проверок и испытаний и т.п.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств предполагает выдачу лицом, обеспечивающим безопасную эксплуатацию автотранспорта, разрешения на использование автотранспорта, который в действительности имеет какие-то технические неисправности.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является также и наступление по неосторожности, как следствие недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями, вредных последствий в виде причинения вреда тяжкой степени.

Субъективная сторона определяется двойной формой вины, то есть, по отношению к недоброкачественному ремонту транспортных средств и выпуску их в эксплуатацию с техническими неисправностями вина может быть и умышленной, но только по отношению к последствиям — только неосторожной.

Субъектом могут быть лица:

) Осуществляющие ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, а также иного транспортного оборудования;

) Ответственные за выпуск транспортных средств в технически неисправном состоянии.

Владельцы индивидуального транспорта за эксплуатацию транспортных средств в неисправном состоянии подлежат ответственности по ст. 264 УК РФ.

Часть 2 ст. 266 УК РФ предусматривает повышенную ответственность при наступлении по неосторожности смерти человека , а ч. 3 — при наступлении по неосторожности смерти двух или более лиц.

Говоря о ремонте воздушных судов, отметим Приказ Минтранса России «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», содержащие требования в отношении наземного персонала технического обслуживания, то есть одних из субъектов рассматриваемых преступлений. Однако осуществление ремонта лицами не имеющим разрешение на техническое обслуживание ещё не создает основания для уголовной ответственности без наступления неблагоприятных последствий (выпуск в эксплуатацию неисправного воздушного судна).

По своему назначению документация о технической эксплуатации воздушного судна разделяется на общую (то есть для всех типов воздушных судов) и типовую (для конкретного типа воздушного судна).

К первой группе в частности относится ФАС РФ Приказ от 19.02.1999г. №41 Об утверждении и введении в действие федеральных авиационных правил «Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники» (ФАП-145), Информационное письмо и.о. начальника УПЛГ ВС от 24.04.2012 № 03.10-10 «Выполнение модификации отдельных экземпляров гражданских воздушных судов в ремонтных организациях». Ко второй же группе отнесем техническую документацию по техническому обслуживанию воздушного судна. Всё вышесказанное весьма наглядно отображается в приговоре Казанского городского суда. Один из сотрудников казанского вертолетного завода при проведении ремонтных работ, не проследил за чистотой воздухозаборников двигателей вертолета, в результате чего, при пробном полете стружка попала в двигатель и вызвала его остановку, в результате чего воздушное судно совершило вынужденную посадку на режиме авторотации, что привело к значительному повреждению воздушного судна и получения травм экипажа средней степени тяжести.

2.3 Приведение в негодность воздушных транспортных средств

Непосредственным объектом деяния являются безопасные условия движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского, речного и автомобильного транспорта, а также здоровье и жизнь человека, собственность.

Объективная сторона анализируемого преступления состоит в:

) разрушении;

) повреждении;

) приведении иным способом в негодное состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования, а также в блокировании транспортных коммуникаций, повлекшим по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба.

Разрушение состоит в полном приведении в негодность транспортных средств (электровоза, тепловоза, судна, катера, самолета, вертолета, трамвая, троллейбуса, автомобиля и др.), путей сообщения (снятие шпал, рельсов и др.), средств сигнализации (светофоров, семафоров, предупредительных световых и звуковых сигнальных приборов, маяков и др.), средств связи (снятие телефонных проводов, антенн и др.), другого транспортного оборудования (оградительных щитов, шлагбаумов, путевых стрелок, дорожных знаков, габаритных знаков, лоцманских указателей и др.), делающих невозможным их эксплуатацию.

Повреждение означает частичное изменение функциональных способностей указанных объектов, для восстановления которых требуется производство соответствующих ремонтных работ.

Приведение в негодное состояние иным способом транспортных средств и иных объектов может выразиться, например в перестановке сигнальных и габаритных знаков, затоплении транспортного средства, в проколе шин и др.

Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании разного рода препятствий для свободного перемещения транспортных средств, например, выход на взлетную полосу, перегораживание железнодорожных путей посторонними предметами или перекрытие их людьми, проведение несанкционированных пикетов, шествий, манифестаций и др.

Для состава рассматриваемого преступления требуется также, чтобы в результате разрушения и повреждения транспортных средств и иных транспортных объектов, а также блокирования транспортных коммуникаций наступили последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека и крупного ущерба, который носит оценочный характер для каждого конкретного случая.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом по отношению к совершаемым действиям по приведению в негодность транспортных средств или путей сообщения в негодность транспортных средств или путей сообщения и неосторожностью к наступившим последствиям.

Субъектом могут быть любые лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста. В соответствии с ч. 2 ст. 267 УК РФ ответственность виновных наступает при причинении по неосторожности смерти человека, а при наступлении смерти двух и более лиц содеянное квалифицируется по ч.3.

.4 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Непосредственным объектом деяния являются безопасность работы транспорта, здоровье и жизнь человека.

Объективную сторону рассматриваемого преступления образует нарушение пассажиром или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ) против правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Правила безопасности движения на воздушном транспорте, а также правила эксплуатации транспортных средств определены различными нормативными актами применительно к каждому из указанных видов транспорта. Результатом нарушения данных правил должно обязательно стать наступление последствий в виде тяжкой степени вреда нанесения вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется двойной формой вины, содержание которой раскрывается в ст. 27 УК РФ

Субъектом являются пассажиры, пешеходы, велосипедисты, водители гужевого транспорта, пастухи, погонщики скота и др. за исключением лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ.

При обоюдной вине указанных лиц и водителей транспортных средств первые привлекаются к ответственности по ст. 286, а вторые — по ст. 263 или 264 УК РФ.

В ч. 2 ст. 286 УК РФ установлена повышенная ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека, а в ч. 3 — смерть двух или более лиц.

На примере приговора Бассманого суда города Москвы видно, что уголовную ответственность могут нести лица, не относящиеся к персоналу, и даже пассажирам. Согласно материалам дела осужденный из хулиганских побуждений светил мощной лазерной указкой по воздушным судам находящихся на глиссаде с целью ослепления пилота, что повлекло за собой создание угрозы для безопасности воздушного движения.

Заключение

Итак, преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением)признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия. Под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций.

Разграничение преступного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств с преступлениями, посягающими на безопасность трудовой или производственной деятельности, следует проводить на основании того, какие правила были нарушены: правила дорожного движения (эксплуатации транспортных средств) или правила безопасного осуществления трудовой деятельности. Проблема нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспорта является комплексной. Она не должна замыкаться в рамках только технических наук. Использование правового, криминологического потенциала, достижения демографии, социологии, психологии и других общественных наук позволяет взглянуть на нее более объемно, учитывая при этом и реалии научно-технического прогресса.

Объективными детерминантами преступного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспорта являются состояние автотранспортного средства и дороги, конфигурация дороги, погодные условия, динамичность смены дорожной обстановки, действия третьих лиц — переходов, ремонтных работников, сотрудников правоохранительных органов и др.

Социально-демографическая, уголовно-правовая и нравственно-психологическая характеристика личности водителей, совершивших преступное нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, дают достаточно оснований для того, чтобы утвердиться в выводе о том, что преступление детерминирует не ситуация, не стечение случайных моментов, а поведение лица, допустившее невнимательность, беспечность, неправильную оценку ситуации, несвоевременное, неверное, неумелое реагирование на возникшую опасность при движении по дороге.

При сопоставлении криминологической характеристики лиц, виновных в совершении автотранспортных преступлений, с данными, характеризующими лиц, совершивших иные, в том числе и умышленные преступления, отчетливо просматриваются общие закономерности, тенденции, качества. Они связаны с возрастом, образованием, предшествующим поведением, уровнем правосознания, отношением к труду, совершенному деянию и рядом других социально-психологических качеств.

Эти закономерности весьма перспективно учитывать при определении мероприятий по предупреждению рассматриваемых преступлений, а также форм и методов профилактического воздействия на личность водителя-правонарушителя.

деятельность по оценке качества работы школ и курсов, занимающихся подготовкой автолюбителей, введением специальных курсов повышения водительской квалификации;

улучшение информирования участников дорожного движения об особенностях конкретных участков дорог, внедрение новых, более современных технических средств активной безопасности, повышение общего уровня организации дорожного движения.

осуществление индивидуально-профилактической работы с лицами, допускающими систематическое совершение административных правонарушений в области дорожного движения;

активизация взаимодействия со средствами массовой информации в осуществлении правовой пропаганды и популяризации правил дорожного движения;

деятельность по реорганизации медико-профилактических мероприятий, связанных с обследованием водителей на автопредприятиях, проводимые во время предрейсовых медицинских осмотров.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/prestupleniya-na-vozdushnom-transporte/

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с учетом поправок от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный Интернет-портал правовой информации — http://www.pravo.gov.ru — 01.08.2014.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. № 63-ФЗ (с изм. от 21.07.2014г. № 130-ФЗ)// Российская газета. 1996. 18 июля; Официальный Интернет-портал правовой информации — http://www.pravo.gov.ru — 21.07.2014.

.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. №60-ФЗ (с изм. от 20.04.2014г. № 185-ФЗ) // Российская газета. 1997. 26 марта; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru — 21.04.2014.

. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»//Собрание законодательства РФ. — 2009. 18 мая.

. Постановление Правительства Российской Федерации «об утверждении Федеральных Правил использования воздушного пространства Российской Федерации» от 11.03.2010г. № 138 (с изм. от 23.01.2014г. № 735) // Российская Бизнес-газета. 2010. 13 апреля; Российская газета. 2012. 30 июля.

. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2008. 15 января.

. Приказ Министерства Транспорта Российской Федерации «Об утверждении Федеральных авиационных правил «требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»» от 12.09.2008 № 147 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 30. — Ст. 2578.

. Уголовный кодекс Р.С.Ф.С.Р. от 19.02.1926г. (с изм. От 05.03. 1926г.) // СУ РСФСР. — 1926. — № 80. — Ст. 600 (утратил силу).

. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960г. // Свод законов РСФСР. — 1960. — т.8 с. 497 (утратил силу).

. Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960г. // Свод законов РСФСР. — 1960. — т.8 с. 497 (утратил силу).

. Уголовный Кодекс РСФСР от 27.10.1960г. (с изм. от 30.07.1996 № 103-ФЗ) // Свод законов РСФСР. 1960. т.8 с. 497; Российская газета. 1996. 3 июля (утратил силу).

. Декрет СНК «Об установлении порядка надзора за пользованием пассажирскими поездами»//СУ РСФСР. — 1921. — N 64. — Ст. 474.(Утратил силу)

. Постановление ЦИК и СНК «об ответственности за преступления, дезорганизующие работу транспорта»// СЗ СССР. — 1931. — N 4. — Ст. 44 (Утратил силу).

Книги

. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: Учебник / Под ред.: Коренев А.П. — М.: Изд-во Моск. юрид. ин-та МВД России, 1996. 248 с.

. Антонов, А.Б., Балашов, В.Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства / А.Б. Антонов. М.: Юрайт. 2013г. 528 с.

. Дагель ,П.С. Злобин, Г.А.. Основания уголовно-правового запрета. Криминализация и декриминализация / П.С. Дагель, Г.А. Злобин, С.Г. Келина, Г.Л. Кригер, и др.; Отв. ред.: Кудрявцев В.Н., Яковлев А.М. — М.: Наука, 1982. 645 с.

. Кондрашов, Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения/ Б.П. Кондрашов М.: Юрайт 1998. 279 с.

. Костенников, М.В., Куракин, А.В. Актуальные проблемы административного права / Костенников М.В., Куракин А.В. М.: Маросейка, 2013. 712 с.

. Кузнецов, Н.Ф. Новое уголовное право России. Особенная часть: Учебное пособие / Борзенков Г.Н., Бородин С.В., Волженкин Б.В., Комиссаров В.С., и др.; Под ред.: Кузнецова Н.Ф. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. 488 с.

. Куринов, Б.А., Автотранспортные преступления. Квалификация и ответственность / Куринов Б.А.. 2-е изд., перераб. М.: Юрид. лит., 1976. 387 с.

. Розин, Л.М. Административное право / Под ред., Л.Л. Попова. М., Юрайт 2014. 238 с.

. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР, 1924 — 1986 гг. / Сост.: Бушуев Г.И., Замятин В.И., Мазалов А.Г., Ромазин С.Б., Савкин С.Ф., Смоленцев Е.А., Темушкин О.П., Трубников П.Я., Филатов А.М.; Под общ. ред.: Теребилов В.И. М.: Известия, 1987. 426 с.

. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам / Сост.: Забарин С.Н., Качанов А.Я., Соловьев А.Л. — М.: Спарк, 1999. 517 с.

Статьи из периодической печати и сборников

. Дудышкин, Б.Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте/ Б.Н. Дудышкин // Транспортное право. 2008. № 4. — С. 34-39.

. Куракин, А.В., Административно-правовое регулирование этического поведения государственных гражданских служащих и обеспечение их надлежащего служебного поведения / А.В. Куракин // Административное и муниципальное право 2013, № 5. — С. 9-17.

. Куракин, А.В., Костенников, М.В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств /А.В. Куракин М.В. Костенников // Российское полицейское право. — 2013. № 1. — C. 65 — 83.

. Попова, Н.Ф. Транспортная безопасность как фактор обеспечения национальной безопасности РФ: теоретический и геополитический аспекты /Н.Ф. Попова // Актуальные вопросы административного и информационного права. 2013. — С. 183 — 188.

. Попова, Н.Ф. Транспортная безопасность как фактор обеспечения национальной безопасности РФ: теоретический и геополитический аспекты/ Н.Ф. Попова // Актуальные вопросы административного и информационного права. 2013г. № 5. — С. 58 — 61.

. Проценко, С.В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации /С.В. Петренко// Российская юстиция. 2010. № 8. — С. 40 — 46.

. Соломатина, Е.А. Правовое регулирование деятельности полиции в зарубежных странах / Е.А. Соломатина //Российское полицейское право. 2013. № 3. C. 104 — 118.

. Туманов, Г.А., Фризко, В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях /Г.А. Туманов, В.И. Физко// Советское государство и право. 1989. № 8. — С. 16 — 25.

Диссертации

. Кондрашов, Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. Дис. … докт. юрид. Наук / Б.П. Кондрашов. Москва: МГУ, 1998. С.6

. Степашин, С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … д-ра. юрид., наук / С.В. Степашин. СПб: СПбГУ, 1994. С. 10

Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет

. ИКАО. Безопаность полетов. Состояние безопасности полетов в мире. Издание 2013г.[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.icao.int/safety/State%20of%20Global%20Aviation%20Safety/ICAO_SGAS_book_RU_SEPT2013_final_web.pdf — Загл. с экрана. Дата обращения: 1.01.2014г.

Судебная и иная правоприменительная практика

. Приговор Басманного суда города Москвы 08.07.2013г. по делу № 1-152/2013 // Росправосудие — https://rospravosudie.com/court-moscovs/act-44247512/ — Загл. с экрана. Дата обращения 10.01.2014.

. Приговор Казанского городского суда 09.10.2013г. по делу № 1-654/2013 // Росправосудие — https://rospravosudie.com/court-kazan/act-44022/ — Загл. с экрана. Дата обращения 10.01.2014

. Приговор Калачинского городского суда от 14.11.2013г. по делу № 1-149/2013 // Росправосудие — https://rospravosudie.com/court-kalachinskij-gorodskoj-sud-omskaya-oblast-s/act-442280668/ — Загл. с экрана. Дата обращения 10.01.2014

. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 6.10.1970г. № 11 «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» // Известия советов народных депутатов. 1970. 10 октября (утратил силу).