Проблемы маркетинга таможенных услуг

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Таможенная служба, являясь составной частью системы государственного управления внешнеэкономической деятельностью, активно участвует в ее регулировании, начиная от регулирования декларируемой информации и представляемых документов и до непосредственного создания условий для осуществления торговли. Это означает, что в современных условиях таможенная служба РФ, как часть экономической системы государства, наряду с выполнением традиционных функций государственного администрирования в области налогообложения внешней торговли, все активнее выступает как социально-экономический институт, где таможенная услуга проявляется как особая форма экономической деятельности, фактически создает либо благоприятные условия, либо барьеры для осуществления внешнеторговой деятельности и тем самым может либо способствовать, либо препятствовать развитию внешнеторговой деятельности. таможенный услуга маркетинг

Таможенные услуги являются важным сектором услуг, обслуживающим внешнеэкономическую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Целью таможенного маркетинга является определение способов обеспечения конкурентоспособности таможенной службы.

На рынке государственных услуг, который в последнее время был только первым, таможенная служба, сохраняя свою целостность, остается практически монополистом.

Эти факты обуславливают актуальность темы данной курсовой работы. В связи с этим целью данного курса является изучение таможенных услуг в Российской Федерации и маркетинга таможенных услуг как концепции таможенного менеджмента.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие таможенных услуг, их структура и классификация

Таможенные услуги являются важным сектором услуг, обслуживающим внешнеэкономическую деятельность экспортеров и импортеров. Кроме того, таможенные органы предоставляют услуги не только субъектам внешнеэкономической деятельности на определенном этапе внешнеторговой сделки, но и государству, выполняя функцию по регулированию, а также возможности защиты экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.

Основными участниками указанного рынка являются:

14 стр., 6919 слов

Информационное обеспечение управления деятельностью таможенных органов

... Дать определение общего понятия об информационном обеспечении управления. 2) Определить особенности управления в таможенных органах. 3) Охарактеризовать процесс автоматизации управления таможенными органами. Объектом курсовой работы является информационное обеспечение управления деятельности ФТС России. Предметом - проведение ...

  • органы экспортно-импортного контроля;
  • субъекты хозяйствования, непосредственно осуществляющие

внешнеэкономическую деятельность (как резиденты, так и нерезиденты);

  • таможенные агенты;
  • владельцы складов временного хранения и таможенных складов;
  • транспортно-экспедиционные компании;
  • организации — поручители.

Разрешается деятельность, связанная с совершением таможенных операций, контроль над которой осуществляется таможенными органами и органами экспортно-импортного контроля.

Все услуги, предоставляемые заинтересованным лицам, содержат базовый перечень действий, выполняемых в отношении имущества, товаров, транспортных средств, необходимых для таможенного оформления и контроля. В зависимости от выбранной таможенной процедуры и характера товаров, имущества, транспортного средства таможенный агент в соответствии с приведенной выше структурой подготавливает или проверяет правильность документов.

Расширенная типология и классификация видов таможенных услуг, позволяющая более полно определить содержание понятия «таможенное обслуживание», представляющее собой организованную деятельность таможенных органов по оказанию таможенных услуг, представлена на рис.1.1.

Рис.1.1Типология видов таможенных услуг

Классификация совершаемых операций таможенным агентом выглядит следующим образом:

  • таможенный агент обрабатывает и составляет информацию, полученную от заинтересованного лица для таможенных целей;
  • обеспечивает соблюдение предусмотренных законодательством запретов и ограничений на разглашение, использование в собственных целях, передачу третьим лицам, а также государственным органам полученной от заинтересованного лица информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну;
  • проверяет полномочия заинтересованного лица в отношении товаров и транспортных средств;
  • разъясняет заинтересованному лицу нормы таможенного законодательства;
  • обеспечивает хранение договоров с заинтересованными лицами, копий деклараций и иных документов, связанных с осуществлением таможенным агентом своей деятельности, в течение трех лет с даты их заключения (таможенного оформления) в целях их предоставления по месту требования при возникновении правового случая;
  • по поручению заинтересованного лица представляет товары и транспортные средства для осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и иных видов государственного контроля, проводимого органами государственного управления в отношении декларируемых таможенным агентом товаров и транспортных средств, для чего сообщает этим органам о перемещении таких товаров и транспортных средствах, представлять им необходимые документы и сведения, пробы и образцы товаров или содействует взятию проб и образцов товаров этими органами, а также совершает иные действия, необходимые для осуществления указанных видов государственного контроля;
  • на основании предварительного решения таможенного органа либо самостоятельно производит классификацию товаров;
  • определяет таможенную стоимость или количество товара, страну его происхождения, производит исчисление и обеспечивает уплату необходимых таможенных платежей, производит пересчет иностранной валюты в валюту, применяет правила взимания таможенных пошлин и налогов в зависимости от избранного таможенного режима;
  • заявляет по установленной форме точные сведения о товарах и транспортных средствах, таможенном режиме, избранном заинтересованным лицом, и иные сведения, необходимые для таможенных целей;
  • представляет одновременно с таможенной декларацией транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы на товары и транспортные средства, а в случаях, предусмотренных законодательством, разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, необходимые для таможенных целей, полученные у перевозчика или заинтересованного лица;
  • предъявляет по требованию таможенного органа декларируемые товары и транспортные средства в месте, где они находятся (при необходимости доставив должностных лиц таможенного органа в это место), или в месте, указанном должностными лицами таможенного органа (при необходимости, с перемещением товаров и транспортных средств в это место);
  • производит по требованию таможенного органа транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров и транспортных средств, вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, а также производит иные операции, необходимые для таможенного оформления;
  • уплачивает или обеспечивает уплату причитающихся таможенных платежей заинтересованным лицом либо третьим лицом, если это предусмотрено договором между таможенным агентом и заинтересованным лицом, в сроки, установленные таможенным законодательством;
  • обеспечивает соблюдение заинтересованным лицом мер экономической политики и иных мер нетарифного характера;
  • соблюдает порядок производства таможенного оформления, включая требование о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения;
  • оспаривает в установленном порядке решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;
  • требует от должностных лиц таможенных органов представления документального подтверждения получения на проверку оригиналов коммерческих и иных документов, переданных заинтересованным лицом таможенному агенту и имеющих отношение к таможенному оформлению;
  • вскрывает упаковку, производит упаковку либо переупаковку товаров, подлежащих таможенному оформлению;
  • с разрешения таможенного органа берет пробы и образцы товаров;
  • проводит исследование (экспертизу) взятых проб и образцов товаров либо обеспечивает проведение такого исследования (экспертизы) в соответствии с законодательством;
  • ходатайствует перед таможенным органом о производстве таможенного оформления вне времени работы этого органа либо в месте, отличном от определенного для производства таможенного оформления;
  • ходатайствует о применении упрощенного порядка таможенного оформления в случаях, предусмотренных нормативными актами;
  • присутствует при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов и других органов государственного управления;
  • знакомиться с результатами проведенного исследования взятых проб и образцов этими органами при условии информирования заинтересованного лица;
  • уплачивает таможенные платежи;
  • по поручению заинтересованного лица ходатайствует о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
  • в порядке, предусмотренном законодательством, требует возврата излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, если платежи были уплачены таможенным агентом либо взысканы с него, или если он уполномочен на это плательщиком таможенных платежей;
  • изменяет или дополняет сведения, указанные в таможенной декларации, а также изымает поданную таможенную декларацию в сроки, установленные законодательством;
  • с разрешения таможенного органа подает временную или периодическую декларацию в установленом порядке;
  • присутствует при досмотре товаров и транспортных средств, декларируемых им;
  • ходатайствует перед таможенными органами о корректировке таможенной стоимости.

Таким образом, под таможенной услугой понимается результат действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей участников внешнеторговой деятельности в ускоренном и эффективном проведении таможенной «очистки» товара, с одной стороны, и государства — в обеспечении экономической безопасности и пополнении государственного бюджета — с другой.

16 стр., 7613 слов

Особенности применения административной ответственности за правонарушения ...

... Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ ...

5 стр., 2324 слов

Долг и честь в таможенных органах

... этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов». 1. Профессиональный честь и долг как моральная основа таможенной службы Категория чести относится к числу наиважнейших ... категорий профессиональной этики. Честь – это положительная социально-нравственная оценка человека или учреждения, авторитет, репутация; это ...

1.2 Таможенные органы, предоставляющие таможенные услуги

Таможенные органы — это государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов деятельности государственной власти в области таможенного дела и других смежных областях и наделенные для этого особыми полномочиями.

Таможенные органы классифицируются как исполнительная ветвь государственной власти, так как их функция заключается в применении законодательства в таможенной сфере. Их основная цель — организовать процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, поддерживая и защищая определенный порядок осуществления таких перевозок и предотвращая нарушения этого порядка. Таким образом, таможенные органы можно квалифицировать как правоохранительные. Как сотрудники правоохранительных органов, таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений.

Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с таможенными преступлениями и административными правонарушениями.

Таможенные органы входят в структуру федеральных органов власти; В субъектах Федерации не допускается создание таможенных органов регионального уровня. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и административную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Административная деятельность таможенных органов осуществляется строго в рамках положений, определенных таможенным законодательством, и любые действия или решения таможенных органов административного характера могут быть обжалованы в официальном или судебном порядке.

7 стр., 3080 слов

Таможенные органы Российской Федерации

... «военного коммунизма» негативно отразились на таможенной службе. Главной задачей таможенных органов становится контроль за экспортом - импортными ... Однако со временем кадуцей был принят как символ внешней торговли, поскольку таковым и являлся ... таможенных органов и ее символики. Общее руководство геральдическим обеспечением таможенных органов Российской Федерации осуществляет руководитель ФТС России ...

В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов России включает в себя (по нисходящей):

1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. В настоящий момент таким центральным государственным органом является ФТС, находящаяся непосредственно в ведении Правительства РФ;

  • РТУ;
  • таможни;
  • таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 ТК России таможенные органы осуществляют следующие основные функции:

1) осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

  • взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
  • обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  • обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВТД и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
  • обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
  • ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
  • осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
  • ведут таможенную статистику внешней торговли;

9) обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

10) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

11) поводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела. Ст. 408 ТК закрепляет за таможенными органами следующие полномочия, необходимые для выполнения вышеизложенных функций

принимать меры, предусмотренные ТК и иными НПА, относящимися к сфере таможенного законодательства, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;

14 стр., 6715 слов

Анализ кадрового обеспечения таможенных органов РФ на современном этапе развития

... использованных источников. 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ 1.1 Кадровый потенциал таможенной службы РФ Кадры (личный состав, персонал) таможенного дела - это совокупность всех работающих в таможенных органах и занимающих должности сотрудников, федеральных ...

требовать документы, сведения, представление которых

предусмотрено ТК;

  • проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
  • требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
  • осуществлять в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно- процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
  • осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством России;
  • осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;
  • использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении.

Имущественный вред, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ;

  • задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел РФ лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством РФ;
  • производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых операций;
  • получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с действующим законодательством;
  • выносить руководителям государственных органов, организаций, предприятий, общественных объединений, а также гражданам предупреждения в письменной форме с требованиями устранить нарушения таможенного законодательства РФ и контролировать выполнение указанных требований;

предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

  • о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов с лиц, отказывающихся уплатить их добровольно;
  • об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • в иных случаях, предусмотренных действующим российским законодательством;

14) устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением ВЭД, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества и взаимодействия по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;

3 стр., 1312 слов

Таможенный кодекс РФ 1993 г. и развитие таможенного законодательства ...

... технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Целями данного реферата являются Изучить Таможенный кодекс 1993г как основной документ, регулировавший деятельность таможенной службы во второй половине 90-х годов 20-го века. Ознакомиться дальнейшим развитием таможенного законодательства во ...

15) осуществлять иные правомочия, предусмотренные действующим российским законодательством.

2. ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

2.1 Факторы, актуализирующие проблему маркетинга таможенных услуг

В 2005 году была разработана и принята в Российской Федерации в 2005-2010 годах Концепция административной реформы».

Концепция административной реформы предусматривает:

  • реализацию комплекса мер в области внедрения в деятельность органов исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;
  • внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг;
  • разработку и внедрение административных и электронных административных регламентов;
  • повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд;
  • создание и реализацию особых механизмов регулирования в коррупционно опасных сферах;
  • создание механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции);
  • завершение пересмотра избыточных и дублирующих функций органов исполнительной власти и устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику;
  • реформу контрольно-надзорных органов, развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов;
  • реформирование территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • обеспечение прозрачности и эффективности взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.

Поскольку таможенные органы напрямую связаны с правоохранительными органами, реализация данной концепции является одной из основных задач их деятельности.

Федеральная таможенная служба

Эти функции были возложены на ФТС исходя из социально-экономических проблем, существовавших внутри страны в период 2006-2010 гг. Таких как:

  • сохранение узкой специализации российскими компаниями и низкий уровень проникновения в сферы деятельности, не имеющие прямой связи с их производственной деятельностью;
  • отставание России от наиболее развитых стран в области техники и технологии в целом и по отдельным направлениям, областям;
  • сохранение достаточно серьезных ограничений при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности;
  • недостаточное развитие инфраструктуры;
  • слабое развитие сферы государственных услуг в определенных областях.

Инструменты регулирования, накопленные в ходе многолетней маркетинговой практики, могут быть адаптированы к таможенному сектору. И на этой основе более широкой и важной целью таможенного маркетинга будет гарантировать конкурентоспособность таможенной службы в решении национальных проблем, связанных с устранением основных существующих социально-экономических проблем. Таким образом, маркетинг — это основа формирования таможенной службы.

3 стр., 1267 слов

Таможенная политика и основные направления ее реализации в странах ...

... органами мероприятий по либерализации или ограничению экспорта или импорта товаров и услуг большое значение приобретают решения стран Европейского Союза. Приоритетными направлениями являются развитие ... исполнении Таможенного Кодекс (июль, 1993); 3. Постановление об осуществлении таможенной очистки (март, 1983); 4. Единый Таможенный тариф Европейского Сообщества; 5. Закон о таможенном управлении ...

В настоящее время, данную проблему актуализируют нижеперечисленные факторы:

  • а) развитие таможенных услуг в сфере ВЭД; обеспечение беспрепятственного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД.

Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективное выполнение таможенной службой таких задач, как ускорение торговли, пополнение бюджета и обеспечение национальной безопасности, является взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности. Постоянное общение с этим субъектом, а также обсуждение возникших между ними проблем и совместный поиск решений — все это не только приведет к ускорению товарооборота, но и повысит эффективность таможенного администрирования.

б) повышение эффективности бюджетных расходов и более организованное управление результатами бюджетного финансирования;

— В частности, признано целесообразным, чтобы субъекты бюджетного планирования (федеральные министерства, федеральные службы и агентства, другие ведомства) представляли в специально созданную правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов доклады о результатах и основных направлениях их деятельности в части расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, и повышение эффективности расходования бюджетных средств. В отчетах должен быть специальный раздел, посвященный эффективности бюджетных расходов. Их своевременное составление и представление — обязательный элемент нового бюджетного процесса.

в) изменение направлений деятельности таможенных органов согласно основным рыночным механизмам;

  • Таможенная система должна адекватно реагировать на изменения на рынке и адаптироваться к ним, не теряя своей роли.

г) развитие международного сотрудничества в таможенной сфере.

Установление и развитие международных таможенных отношений является одним из основных элементов в процессе усиления функциональности таможенных органов во всем мире в целях реагирования на вызовы и возможности 21 века.

Основные направления в сфере развития международного сотрудничества Российской Федерации:

  • окончательное решение вопроса о вступлении России во Всемирную торговую организацию;
  • решение основных проблем таможенного сотрудничества в рамках СНГ;
  • урегулирование вопросов в рамках Таможенного союза РФ — Казахстан — Белоруссия.

Поэтому при определении основных направлений деятельности таможенных органов и маркетинга таможенных услуг необходимо учитывать большое количество факторов, которые как косвенно, так и прямо влияют на этот выбор.