Совершенствование системы транспортного обслуживания населения

Курсовая работа

Городской общественный транспорт — одна из важнейших отраслей городской экономики. Стабильная работа транспортной системы обеспечивает нормальную жизнь города, работу предприятий, организаций и учреждений, возможность для жителей города получать товары и услуги, необходимые для поддержания жизни, здоровья, интеллектуального и духовного уровня.

Объектом исследования является деятельность городского общественного транспорта в г. Улан-Удэ.

Целью курсовой работы является разработка основных направлений стратегического плана по совершенствованию деятельности городского общественного транспорта.

Для достижения поставленной цели в рамках проекта необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные понятия городского общественного транспорта;
  • дать анализ зарубежному и российскому опыту регулирования деятельности городского общественного транспорта;
  • рассмотреть структуру администрации города Улан-Удэ;
  • провести анализ динамики социально-экономического развития города Улан-Удэ;
  • провести анализ действий администрации г.Улан-Удэ по регулированию деятельности городского общественного транспорта;

— на основе полученной в результате анализа информации разработать обоснованные предложения для определения основных направлений совершенствования деятельности городского общественного транспорта.

Раздел 1. Теоретические аспекты понятия и организации городского пассажирского транспорта

1.1 Понятие регулирования деятельности городского общественного транспорта

Транспорт — отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также с тем или иным видом транспорта.

Это означает, что городской общественный транспорт является отраслью национальной экономики, связанной с перевозкой людей и товаров, связанной с работой, добровольной деятельностью, политическими, культурными, профессиональными потребностями коллектива и действующей в пределах города.

Городской общественный транспорт существовал в первой половине 19 века. Омнибус (в переводе с латинского – «для всех») – многоместный конный экипаж с империалом – открытой площадкой и сиденьями наверху, на крыше кареты. Со временем каркас конных экипажей усовершенствовался: рессоры, тормоза и механизмы поворота. Обычные колеса заменили колесами с ребордами (выступающая часть на краю обода, препятствующая сходу колеса с рельса), и усилиями запряженных лошадей омнибус покатил по рельсам городских железных дорог – так родилась конка. Открытие конно-железной дороги в России состоялось в 1864 году в Петербурге

3 стр., 1391 слов

Логистика городского общественного транспорта

... и её регионов. Цель данной курсовой работы является разработка управленческого решения по организации логистики городского общественного транспорта (на примере г. Омска ПП-8), ... необходимостью: исключения дублирования маршрутов движения общественного транспорта; сокращения транзитных маршрутов общественного транспорта, проходящих через центры городов; распределения подвижного состава по маршрутам ...

Появление городского общественного транспорта связано с экономическими причинами. Быстрый рост городов и промышленности сильно оттолкнул места проживания горожан от рабочих мест. В течение дня возникла необходимость в больших массах людей, которые периодически путешествовали на большие расстояния в разросшихся городах. Перед городскими властями встала проблема организации массовых и стабильных перевозок горожан. Необходимость упорядочивания, налаживания, направления развития городского общественного транспорта потребовала от городских властей разработки специфических методик планирования и контроля, целевых финансовых вложений, поиска альтернативных видов транспорта, учета фактора общественного транспорта при принятии любого управленческого решения. Процесс не прекращается и по сей день.

1.2 Современные подходы к регулированию пассажирских перевозок в городах России

Около 73% населения Российской Федерации проживает в городах, и лишь небольшое количество людей владеют автомобилями. Таким образом, это предопределяет существенное влияние городского общественного пассажирского транспорта как на эффективность экономики в целом, так и на выполнение социальных функций. Надежная система общественного пассажирского транспорта всегда была и остается важным фактором социально-политической стабильности. Автобусный транспорт обслуживает более 1260 городов и поселков городского типа, при этом примерно 100 городов имеют также троллейбусную и/или трамвайную сеть. В 2008 году городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования было перевезено 35-40 миллиардов пассажиров, что соответствует выполнению более 200 миллиардов пассажиро-километров.

В рыночных отношениях существует два направления в организации услуг пассажирских перевозок: с одной стороны, работа транспорта согласовывается со спросом на свои услуги, а с другой стороны, спрос на транспорт формируется исходя из пропускной способности транспортной системы. Это реализуется в комплексе технологий организации и управления транспортным процессом [22].

Управление транспортом можно разбить на четыре классических компонента: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование транспортного процесса невозможно без необходимого количества исходных статистических данных.

Социально-экономические изменения в стране за последнее десятилетие практически не коснулись статистики транспортных систем городов, к сожалению и без того весьма бедной [21].

Анализ представленных статистических показателей показывает, что не всегда можно оценить уровень транспортных и пассажирских услуг для населения городов, которые ими пользуются, а в некоторых случаях колебания просто необъяснимы. Одна из причин — несовершенство современной информации о состоянии городского общественного транспорта. Даже по такому важнейшему показателю как определение единицы объема перевозок (продукции) нет единства: тут и пассажиры, и пассажиро-километры, место-километры и вагоно-километры. А ведь через показатель объема производства определяются объемы финансирования, себестоимость, производительность труда и производительность капитала.

8 стр., 3941 слов

Анализ системы городского пассажирского транспорта города Омска: ...

... так и других городских планировочных структур. Транспортная система города должна обеспечивать бесперебойное, безопасное своевременное перемещение людей и грузов. К числу важнейших отраслей жизнеобеспечения городов относится пассажирский транспорт, от функционирования которого ...

Но сначала необходимо определить границы регулируемого рынка. Здесь следует упомянуть успешный опыт городов Новокузнецк [9], Омск [13] и Томск по разработке и утверждению городской пассажирской транспортной сети с утверждением маршрутов следования и остановок общественного транспорта. Все эти решения городских властей основывались на результатах исследования пассажиропотока. При этом необходимо было учитывать:

1. Протяженность автомобильных дорог, в том числе основных городского и районного значения.

2. Улиц с городским общественным транспортом.

3. Среднюю вместимость единицы подвижного состава.

4. Общее количество пассажиров с разделением на платных и льготных.

В г. Комсомольск-на-Амуре среди целей при утверждении городской пассажирской транспортной сети указывались и такие, как: исключение неоправданного дублирования автобусных и трамвайных маршрутов, исключение перегрузки центральных улиц, организация равного транспортного сообщения для всех районов города [34].

1.3 Роль городского пассажирского транспорта жизнедеятельности граждан

В вопросе обследования пассажиропотока общественного городского транспорта интересен опыт города Находка [14].

Опрос проводился транспортным отделом администрации города и городским автотранспортным предприятием №1. 1 совместно с Находкинским инженерно-экономическим институтом Дальневосточного государственного технического университета. Ежедневно в течение недели на разных маршрутах общественного транспорта жители Находки могли видеть молодых людей, которые регистрировали пассажиров, перевозимых автобусами. Таким образом, студенты Находкинского института ДВГТУ выполняли первый этап проводимого в Находке обследования пассажиропотока, результаты которого в дальнейшем позволил бы властям города и перевозчикам разработать мероприятия по совершенствованию работы городского общественного транспорта.

Интересные выводы были получены в ходе социального обследования, проведенного в городах Волгоград, Новгород и Рыбинск [11].

Результаты данных обследований должны были убедить как Администрацию, так и предприятия пассажирского транспорта, что их плановые и управленческие решения, а значит и их инвестиции, должны основываться на свежих фактических данных о моделях (видах) поездок пассажиров.

Очень незначительное число людей, около 3,5% от всех опрошенных, вообще не пользуются общественным, муниципальным транспортом, около 41% пользуются им ежедневно, 23% используют транспорт только несколько раз в неделю, 15% — несколько раз за месяц, и 18% пользуются транспортом только раз в месяц, а то и реже.

Это средние данные для всех упомянутых городов, очевидно, каждый из них имеет свою статистическую основу. В среднем по Российской Федерации каждый житель обычно совершает более одной поездки на общественном пассажирском транспорте в день. В ходе одной городской поездки чаще всего используется более чем один вид муниципальных автотранспортных средств (метро, троллейбус, трамвай или автобус), зависящий от имеющейся системы городского общественного пассажирского транспорта. Среднее расстояние поездки варьируется от 3 до 10 километров, эта величина в основном зависит от размера города; для сравнения — среднее расстояние поездки в Москве составляет около 12 км.

Почти 80% пассажиров проводят до 1 часа в общественном транспорте, около 17% — от 1 до 2 часов в день в пути и около 3% — более 2 часов в городском общественном транспорте.

9 стр., 4365 слов

Городская транспортная система

... многие другие вопросы». Отметим, что в дальнейшем при формировании транспортной системы города власти будут отдавать приоритет электрическим видам транспорта, в частности, трамваям. Параллельно будут прорабатываться варианты внедрения легкого ... с улицы Лесной на Волжский проспект. Из городского бюджета на эти цели выделяется около 1 млн рублей. Еще около 4 млн рублей будет направлено на оборудование ...

В ходе обследования население спрашивали: как в настоящее время они обычно (1) добираются до работы, (2) ездят по магазинам и (3) совершают поездки в связи с развлечениями и отдыхом.

Около 60% используют общественный транспорт или добираются до работы пешком (от 31 до 48% пользуются городским общественным транспортом, 11-29% добираются пешком), более 1/3 (36%) всех опрошенных оказались не работающими гражданами или теми, кому не нужно перемещаться к месту работы. Только 3-5% добираются до работы используя собственные легковые автомобили (в городах среднего размера), доля тех, кто использует такси (в том числе маршрутные), мотоциклы или велосипеды практически ничтожна. В группе опрошенных работающих имело место следующее распределение по использованию видов транспорта (в среднем по всем городам, где проводился опрос) для целей рабочих поездок:

1. 64% общественным транспортом

2. 29% пешком

3. 6% частным автомобилем

4. 1% прочие виды транспорта

Использование частного транспорта для покупок, отдыха и культурных поездок несколько выше, чем для деловых поездок. В поездках за покупками доля использующих городской общественный транспорт почти равна доле “пеших” покупателей (40% и 48% соответственно; 5-8% ответили, что они не занимаются покупками вообще).

Относительно интенсивно используется общественный транспорт для посещения культурных учреждений: 53-63% от всех опрошенных (18-27% добираются до культурных учреждений пешком и 11-13% вообще не совершают такого рода поездок).

Из тех, кто использует частные легковые автомобили для рабочих поездок, около 75% пользуются собственными автомобилями, в то время как 25% используют автомобили, принадлежащие непосредственному работодателю опрашиваемого человека (какой-либо компании или муниципалитету/другим государственным органам) или работодателю одного из членов семьи опрашиваемого. Как уже упоминалось, данная группа, является весьма немногочисленной (всего 6% от всех поездок типа “дом-работа-дом”).

Говоря об организации пассажирских перевозок городским общественным транспортом, необходимо, прежде всего, говорить об установлении единых правил, по которым будет работать рынок пассажирских перевозок.

Хорошим примером установления таких единых правил будут требования Европейского Союза к вновь вступившим в него странам к организации функционирования городского общественного транспорта [23].

Вступая в Европейский Союз (ЕС), Республика Литва принимает меры по усовершенствованию организации, планирования и управления местным пассажирским транспортом в соответствии с требованиями этого Союза. Под местным пассажирским транспортом понимается городской и пригородный транспорт общего пользовании, принадлежащий общественным автобусным (в Вильнюсе и Каунасе – и троллейбусным) паркам (100% акций этих парков принадлежат городским самоуправлениям), а также частным (приватным) автобусным предприятиям (включая и микроавтобусы).

Основным положением для улучшения пассажирских перевозок, предусмотренным в проекте дальнейшего улучшения транспортных работ в Литовской Республике, является создание равных условий конкуренции для всех перевозчиков.

10 стр., 4754 слов

Грузовые перевозки воздушным видом транспорта

... грузов, а также транспортное обслуживание территорий, лишенных других видов транспорта. Воздушный транспорт является в основном пассажирским транспортом. Грузовые перевозки, выполняемые им, в общем объеме грузооборота страны имеют ... Ан-12 известны коммерческой загрузкой до 20 тонн. Они применяются для авиаперевозки грузов сложного образца: большого объема, крупных габаритов, имеющих большой вес. ...

Согласно требованиям ЕС, весь пассажирский транспорт должен работать в конкурентной среде. Поэтому процесс организации массового пассажирского транспорта строится на рыночных отношениях. Каждый местный маршрут расценивается как товар, который должен быть продан перевозчику как можно по более выгодным условиям для заказчика (т.е. для городского самоуправления).

Таким образом, чтобы обеспечить равные условия игры, перевозчиков следует выбирать посредством тендеров. В проектных предложениях конкурс в пяти наиболее крупных городах Литвы – Вильнюсе (578 тыс. жителей), Каунасе (415 тыс.), Клайпеде (202 тыс.), Шяуляе (147 тыс.) и Паневежис (133 тыс.) – должны организовывать транспортные агентства, в меньших городах – самоуправления или их уполномоченные транспортные агенты. Согласно требованиям ЕС, все перевозчики должны работать в одинаковых условиях, независимо от их принадлежности и статуса.

Поэтому рекомендуется оценивать предложения участников конкурса на обслуживание маршрута по таким основным показателям: запрашиваемая сумма финансирования маршрута за год (этот критерий следует оценивать как наиболее весомый); техническое состояние, комфортность и возраст транспортных средств; перспектива деятельности перевозчика; предлагаемые удобства при обслуживании пассажиров и т.д. Каждый показатель должен оцениваться в баллах отдельно. Конкурс выигрывает участник, набравший наибольшее число баллов. Конкурс может объявляться на обслуживание одного маршрута.

В одних городах, таких как Улан-Удэ, попытки провести распределение маршрутов на основе конкурса провалились [18].

В других документированная процедура проведения соревнований постоянно развивалась и со временем приобрела успешно функционирующие формы.

В положениях о тендерах на осуществление регулярных пассажирских перевозок по транспортной сети муниципалитета много общего. Например, в большинстве городов принята балльная оценка участников конкурса. Составы комиссий по должностям, практически, идентичны.

В заключение данного раздела можно сделать следующие выводы:

Все усилия городских властей направлены на то, чтобы чисто экономическими методами привести в равновесное состояние спрос на поездки (готовность жителей города платить за поездку) и общественные затраты при осуществлении этой поездки.

Спрос на поездку зависит от совокупной стоимости поездки личным транспортом, т.е. суммы стоимости проезда и временных затрат. Чем дороже поездка, тем меньше водителей.

Общественные расходы, связанные с поездкой, равны сумме личных путевых расходов плюс внешние расходы.

На движение по дорогам влияют внешние эффекты заторов на дорогах. Внешние факторы вождения — это пустая трата времени для других водителей: каждый дополнительный водитель замедляется, заставляя других проводить больше времени в дороге.

Движущими силами движут их собственные, не социальные издержки, поэтому их равновесный объем превышает оптимальный.

Плата за перегрузку учитывает внешние эффекты перегрузки, помогая оптимизировать поток трафика. Плата за перегрузку должна быть выше в часы пик и на наиболее загруженных маршрутах.

Налог на заторы повышает эффективность систем городского транспорта за счет сокращения расстояний проезда. Имеется несколько альтернативных вариантов налога на перегруженность:

13 стр., 6460 слов

Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками

... и анализ существующей организации перевозок Маршрут: Горячеводск-Нальчик. Маршрутом называется установленный и оборудованный путь следования подвижного состава, выполняющего регулярные перевозки. По виду сообщения маршруты подразделяют на городские, пригородные, междугородные и международные. Маршрут : Горячеводск-Нальчик это междугородний маршрут. Данный маршрут ...

1. Налог на бензин не подходит, так как он будет одинаковым на всех маршрутах и ​​в любое время.

2. Опыт использования платы за парковку показал, что она снижает трафик, побуждая водителей сотрудничать или пользоваться общественным транспортом. Однако проблема в том, что этот тариф не зависит от пройденного расстояния.

3. Увеличение пропускной способности дороги снижает загруженность дорог, что увеличивает выгоду для клиентов.

4. Субсидирование общественного транспорта побуждает некоторых водителей пользоваться общественным транспортом, уменьшая заторы.

Легковые и грузовые автомобили создают различные типы загрязнения воздуха.

Одним из способов борьбы с загрязнением является введение налогов на загрязнение при покупке новых автомобилей.

Второй — введение налога на бензин, соизмеримого со средними внешними затратами.

Третий способ – субсидирование общественного транспорта. Этот механизм позволяет снизить степень загрязнения.

Во многих городах России муниципальные власти осознали, что независимо от их желания сформировался рынок пассажирских перевозок. Чтобы избежать спонтанности, этот рынок, как и любой другой, должен быть организован и контролироваться на основе законодательно утвержденных правил.

К сожалению, в настоящее время нет научно обоснованных и успешно апробированных методов планирования и организации рынка пассажирских перевозок, мотивации перевозчиков и их контроля. Нет единых методов определения самого главного: объема рынка и его основных показателей.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В Г. УЛАН УДЭ

2.1 Актуальные проблемы в деятельности органов муниципальной власти по регулированию рынка автомобильных пассажирских перевозок

При сравнении действующей практики работы Комитета по социально-экономическому развитию городской администрации г. Улан-Удэ с опытом других российских городов, деятельность органов муниципальной власти города Улан-Удэ по регулированию рынка автомобильных пассажирских перевозок имеет ряд существенных недостатков:

1. В городе отсутствует научно разработанная, экономически обоснованная схема, учитывающая интересы абсолютного большинства горожан в схеме автобусного маршрута.

2. Маршруты делятся между перевозчиками без конкурса, даже если в 2000 году был принят указ о разграничении права на осуществление перевозки пассажиров на конкурсной основе.

3. Тариф на пассажирские перевозки по территории города устанавливает комитет по ценам правительства РБ. За 2004 год тариф на пассажирские перевозки поднялся на 50% — с 6 до 9 рублей [38].

К сожалению, выяснить, насколько оправдано такое повышение, как рассчитывается новый тариф, не удалось.

4. Администрация города участвует в перевозке пассажиров через МУП «Городские маршруты», которое бесплатно пользуется имуществом города. Имущество города сдается в аренду физическим лицам через серию ООО, созданных МУП «Городские маршруты». Руководство МУП «Городские маршруты» в своей отчетности, подаваемой в администрацию города, показывает убытки, превышающие доходы в 7 раз. При этом руководство EUTM «Городские маршруты» просит у администрации города бюджетное финансирование на сумму заявленных убытков. На все попытки администрации города изъять свое имущество у МУП «Городские маршруты» и передать его обратно уже на праве аренды встречает жесткое сопротивление со стороны руководства МУП «Городские маршруты», которое, в ином случае, грозит начать процедуру банкротства. Бюджетное финансирование МУП «Маршруты города» в 2004 году составило более 26 миллионов рублей. Дефицит городского бюджета в 2005 году составит 127 миллионов 429 тысяч рублей [35].

4 стр., 1691 слов

Оценка качества перевозок пассажиров на городском пассажирском транспорте

... «Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте» [2] качество обслуживания пассажиров ГПТ определяется многими показателями: доступность; комфорт поездки; минимум затрат времени на передвижение по городу; высокая надежность работы ...

5. Контракты, заключаемые администрацией города с перевозчиками, с экономической и правовой точки зрения не проработаны. Перевозчики не платят за право развивать свой сектор рынка пассажирских перевозок, не платят за использование городского пространства. В контрактах не оговаривается количество автомобилей, летящих по каждому маршруту, и их количество, что позволяет «владельцу» маршрута выпускать автобусы, не учтенные на маршруте. Ответственность перевозчика за нарушение условий договора четко не указана. В контрактах не предусмотрены обязательства перевозчиков, обслуживающих льготные категории пассажиров.

6. МУП «Улан-Удетранссервис» не в полной мере выполняет возложенные на него функции. 4 диспетчерских пункта не обеспечивают сбора необходимого объема информации. Полученная информация не используется ни городской администрацией для планирования пассажиропотока и контроля перевозчиков, ни налоговой службой для контроля за соблюдением налогового законодательства.

7. При открытии путей интересы MUP Tram Management не учитываются». Практически все автобусные линии частично дублируют трамвайные линии, а некоторые автобусные линии полностью дублируют трамвайные линии. Это приводит к предсказуемой убыточности городского трамвая. Только за январь 2005 года убытки МУП «Трамвайное управление» составили 3 миллиона рублей. Учитывая такую убыточность, при принятии бюджета города на 2005 год на нужды трамвая было заложено всего 10 миллионов рублей [36].

8. Выполнение автобусных пассажирских перевозок является высокодоходным бизнесом. Об этом говорят факты подпольных продаж маршрутов, сдачи их в аренду и незаконных сборов с перевозчиков.

9. Практически отсутствует контроля над перевозчиками со стороны городской администрации, ГИБДД, бурятского регионального отделения российской транспортной инспекции, налоговой инспекции.

10. Все вышеперечисленное наводит на мысль о заинтересованности в сохранении существующего положения дел в области автомобильных пассажирских перевозок у людей, располагающими силовыми, административными и политическими ресурсами.

11. Перевозки осуществляются на микроавтобусах производства Южной Кореи, не сертифицированных в России для этих целей.

12. Льготники потеряли возможность (хотя, в полной мере и не имели ее) пользоваться правом льготного проезда на автомобильном пассажирском транспорте.

Выделенные недостатки также отмечались в ходе получения экспертной оценке деятельности Комитета по социально-экономическому развитию городской администрации г. Улан-Удэ (в качестве экспертов выступали руководящие работники указанной службы).

16 стр., 7966 слов

Выбор вида городского пассажирского транспорта на вновь открываемый маршрут

... городского общественного пассажирского транспорта. Этот транспорт предназначен, прежде всего, для перевозки групп населения, обеспечения территориальной целостности городов, наличия всех элементов городского хозяйства. Таким образом, городской общественный пассажирский транспорт ... не позволяет подвижному составу работать на разных режимах движения. Троллейбус целесообразно использовать в городах с ...

Все указанное подтверждает необходимость совершенствования деятельности городского общественного транспорта г. Улан-Удэ. Отдельные организационные аспекты реализации предложений автора по совершенствованию деятельности городского общественного транспорта г. Улан-Удэ будет освещены в третьей главе дипломного проекта.

2.2 Анализ деятельности органов муниципальной власти по регулированию рынка автомобильных пассажирских перевозок в г. Улан-Удэ

Вопросы транспортного обслуживания городского населения находятся в ведении комитета по социально-экономическому развитию городской администрации. В 2008 году вступило в силу постановление №7 городской администрации от 12.01.2008г. утверждающее порядок распределения маршрутов между перевозчиками на конкурсной основе [1].

Это постановление оказалось недееспособным, так как не учитывало реальное состояние рынка и механизмы его функционирования.

Такой подход создает неразбериху в формировании городской маршрутной сети. Порядок с маршрутами восстановился после того, как на летней сессии горсовета был утвержден новый перечень маршрутов. Старые маршруты (всего 14 номеров) обозначились как социально-значимые. Все остальные разбили на социально-значимые, сезонные и те, что выполняют общественно-коммерческий заказ. Последних набралось около 40, и именно туда вошли маршруты-новички. На этом, казалось бы, перетасовка городского транспорта должна была бы завершиться. Однако не прошло и года, как на городских дорогах стали появляться незнакомые номера. Первая партия была выпущена весной 2004 года и носила характер «помощи сельчанам». 4 апреля приказом за подписью начальника Управления промышленности, связи и транспорта Кожухова Ю.М. был выпущен маршрут №33 (ТЦ «Восточные ворота» — поселок Исток).

Как гласит документ, новая транспортная линия была открыта на период дачного сезона, который должен был завершиться 10 октября 2004 года. Той же весной значится день рождения маршрута №131 (ул. Добролюбова – поселок Еловка).

27 апреля в городе появилось сразу два маршрута — №61 и №71. Микроавтобус №61 стал возить людей из села Нижняя Иволга до 40 квартала. №71 был пущен вкруговую по линии «113 микрорайон – инфекционная больница – БСМП – 113 микрорайон» [7].

Все маршруты как выполняющие общественно-коммерческий заказ были утверждены приказом комитета по транспорту единолично, без организации какого-либо конкурса. А ведь конкурс – одно из условий обслуживания «коммерческого» маршрута, постановление мэрии никто не отменял. Неизвестно в чьих, реально, интересах были открыты новые маршруты, учитывалось ли мнение других перевозчиков. Не поинтересовались даже мнением муниципальных перевозчиков, иначе не появился бы «уникальный» маршрут №99, полностью дублирующий трамвай. В результате и без того испытывающий большие трудности муниципальный транспорт лишился приличной части пассажиропотока, а значит, живых денег. Транспортники называют такое явление очень просто – недобросовестная конкуренция. Но открытием маршрута №99 все не ограничивается. Практически каждый вновь открываемый маршрут проходит вдоль трамвайных линий, забирая с собой потенциальных клиентов. Из 15 рублей за билет – 12 рубля уходят на налоги. То, что остается, не хватает даже на самое необходимое. Потому что трамвай не маршрутка. Работает целый день, с половины шестого утра и до позднего вечера. Как в советское время, ходит он с четко утвержденной периодичностью – и в часы пик, и когда закрываются последние театры.

5 стр., 2192 слов

История развития городского транспорта

... города , играет важную роль в устойчивом развитии городской инфраструктуры. Для коренных петербуржцев трамвай стал самым любимым видом городского транспорта. ... могли добраться во все районы города по пяти маршрутам всего с одной пересадкой. ... нескольких сотен автомобилей. Абсолютно все перевозки контролировались государством, и понятия ... и фуражку военного образца. история такси Долгое время такси ...

Отсутствие конкурса при утверждении нового маршрута порождает самовольное поведение перевозчиков, с которым вынуждены сталкиваться все, кому выпало жить за чертой города. В результате, с 17.00 до 20.00 уехать, к примеру, с остановки «Стрелка» до поселка Восточный можно только на такси, потому что здесь не останавливаются не только маршрутки, но и большеместные автобусы в виду своей переполненности. После 20.00 закрыт для горожан путь и в поселок Сокол. После 17.00 живущим в поселке Коминтерн невозможно попасть в единственную маршрутку №77, а значит и домой. Сельские маршруты (№129, №130, №131, №128 и пр.) не придерживаются своего прямого предназначения. Проезжая по городским улицам, в понятном желании заработать, они «подбирают» и горожан. В результате, когда микроавтобус встречает мерзнущих на остановке жителей поселков Сотниково, Ошурково или Гурульба, работающих в городе, места в машине уже нет.

Отсутствие конкурса – это грязные салоны, угрожающие надписи в них, грубое поведение водителей, их неясное здоровье и, наконец, несоблюдение элементарных правил дорожного движения. Это рост числа ДТП и травматизма среди пассажиров.

В 2008 году с участием микроавтобусов, работающих в режиме маршрутного такси, в Бурятии произошло 232 ДТП, что на 18% больше показателей 2007 года. На 8% увеличились случаи наезда на пешеходов. Ранено в маршрутных ДТП 31 человек. Среди причин ДТП, совершенных по вине водителей маршрутных такси, более половины (54%) составляют нарушения правил проезда пешеходных переходов. 15,4% — нарушение правил проезда перекрестка, по 11,5% — превышение скорости и нарушение правил маневрирования, 7,7% — выезд на полосу встречного движения.

За различные нарушения в 2008 году было оштрафовано около 800 перевозчиков. Если усреднить показатели, это почти каждый второй водитель маршрутных такси [7].

По информации на 2008 год МУП «Городские маршруты» (далее – МУП «ГМ») городской администрацией переданы по договору безвозмездного пользования: административно-бытовой корпус, производственный корпус, механическая мойка, подземная стоянка, нефтебаза, станки, оборудование, транспортные средства (более 100 единиц).

Остаточная балансовая стоимость переданного имущества составила более 63 миллионов рублей [26].

Кроме того, город осуществляет обновление транспортного парка, компенсацию перевозки льготников и оплачивает транспортный налог, страховку, госпошлину. МУП «ГМ» имеет право сдавать переданную ему недвижимость в аренду с направлением вырученных от этого средств на капитальный ремонт подвижного состава и производственной базы. В том же 2004 году для МУП «ГМ» мэрией были закуплены 30 корейских большеместных автобусов [43].

По информации на февраль 2008 года автобусы были переданы МУП «ГМ», но без оформления соглашений, так как мэрия посчитала нужным передать эти автобусы на условиях аренды, а МУП «ГМ» настаивало на прежних условиях безвозмездного пользования. Тем не менее, фактически автобусы были переданы и стали выполнять пассажирские перевозки.

Для минимизации налогообложения МУП «ГМ» учредило семь ООО «Колонна» под соответствующими номерами. Весь подвижной состав МУП «ГМ» был передан во вновь образованные предприятия на праве безвозмездного пользования. Шесть предприятий занимаются пассажирскими перевозками, седьмое отвечает за ремонт подвижного состава.

По неофициальной информации дочерние предприятия МУП «ГМ» сдают транспортные средства частникам на условиях аренды.

Делаются попытки со стороны некоторых городских структур вывести хотя бы часть городского имущества из безвозмездного пользования и передать его уже на условиях аренды, но эта инициатива встречает сопротивление со стороны руководства МУП «ГМ».

Каждый год между комитетом по социально-экономическому развитию Администрации города, как заказчиком, и МУП «ГМ», как исполнителем, заключается договор на исполнение муниципального заказа [28].

По этому договору исполнитель обязуется оказать транспортные услуги в определенном объеме, объем измеряется в машино-часах. Исполнитель, также, обязуется обеспечивать плановый сбор выручки собственными силами на маршрутах на определенную сумму.

По договору на 2004 год МУП «ГМ» обязалось оказать транспортные услуги в объеме 74334,6 машино-часов, обеспечить плановый сбор выручки на сумму 4404,0 тысяч рублей. При этом в приложении к договору эксплутационные расходы указываются на сумму 27085,4 тысяч рублей и, соответственно, убытки составляют 23853,5 тысяч рублей. Заказчик обязуется помесячно оплачивать транспортные услуги исполнителя в сумме убытков. В конечном счете, бюджетное финансирование МУП «ГМ» в 2004 году составило сумму 26341,9 тысяч рублей.

В отдельном приложении к договору указываются маршруты, по которым исполнитель будет оказывать транспортные услуги, а, также, количество автобусов, работающих на каждом маршруте. Всего определено 13 маршрутов, количество автобусов на каждом маршруте колеблется от 1 до 3.

Кроме договора на исполнение муниципального заказа городская администрация каждый год заключает с МУП «ГМ» договор на транспортное обслуживание учащихся общеобразовательных школ, проживающих в отдаленных районах города и договор на транспортное обслуживание сезонных маршрутов [9].

В договоре на транспортное обслуживание сезонных маршрутов оговаривается объем транспортных услуг, указанный в машино-часах, обязательство исполнителя обеспечивать плановый сбор выручки и маршруты следования с количеством автобусов на каждом маршруте [7].

В договоре на транспортное обслуживание учащихся дан только перечень маршрутов и величина льготного тарифа для школьников.

При анализе вышеперечисленных договоров обращают на себя внимание ряд интересных моментов:

1. Объем транспортных услуг измеряется в машино-часах. На каждом из маршрутов величина пассажиропотока разная, следовательно, собираемая выручка будет, тоже, разная, а, значит, себестоимость перевозки по каждому из маршрутов будет разной. Было бы логичнее измерять объем транспортных услуг в пассажиро-километрах.

2. Нет экономического обоснования себестоимости перевозок. Нет расчетов себестоимости по каждому из маршрутов. Не определены критерии оценки себестоимости.

3. Не определен график выполнения рейсов.

4. Автобусы МУП «ГМ» распределены по разным маршрутам по одному – три автобуса. Было бы логичнее сконцентрировать все автобусы МУП «ГМ» на одном – двух наиболее важных для жителей города маршрутах. Это дало бы возможность хотя бы на этих маршрутах поддерживать необходимый график движения, обеспечить контроль над расходованием бюджетных средств, организовать обслуживание льготных категорий граждан.

5. На МУП «ГМ» возлагается обоснование расчетного тарифа на выполнение перевозок. Результатом такого подхода стало семикратное превышение расходов над доходами. В это трудно поверить, потому что при истинности таких расчетов ни один частник не взялся бы за осваивание рынка пассажирских перевозок с исходной убыточностью.

6. Не понятно, по каким критериям МУП «ГМ» определяет величину плановой выручки. Было бы верным предположить, что деньги собираются с живых людей, а не с километров.

С каждым частным перевозчиком администрация города в лице начальника Управления промышленности, связи и транспорта заключает договор о порядке осуществления перевозок по городскому маршруту регулярного коммерческого транспорта общего пользования сроком до 5 лет [3].

В договоре упоминается МУП «Улан-Удэтранссервис» как организация, обеспечивающая перевозчика проездными билетами.

МУП «Улан-Удэтранссервис» было создано по решению администрации г. Улан-Удэ с целью осуществления функций заказчика пассажирских перевозок автомобильным транспортом и трамваями по городу Улан-Удэ и является структурным подразделением Комитета по промышленности, строительству, архитектуре, транспорту и связи администрации г. Улан-Удэ. Основные функции МУП «Улан-Удэтранссервис»:

1. Составление, проверка и утверждение паспорта, схемы маршрута и схемы опасных участков.

2. Диспетчерское регулирование движения автобусов.

3. Проведение конкурсов.

4. Координация работы автомобильного и городского электрического пассажирского транспорта.

При анализе договоров, заключаемых администрацией города с частными перевозчиками, обращают на себя внимание главные недостатки:

1. Городские власти передают в частные руки право осваивать сектор городского рынка пассажирских перевозок на, практически, безвозмездной основе.

2. В договоре не оговорен график движения микроавтобусов, их общее количество, номера машин, которые будут обслуживать маршрут.

3. Ни один перевозчик добровольно не возьмет на себя обязательство по обслуживанию льготников без целевого финансирования этой статьи своих затрат со стороны мэрии. С другой стороны, перевозчик будет вынужден обслуживать льготные категории граждан, если это будет одним из основных условий договора.

4. В договорах не отражены все возможные полномочия МУП «Улан-Удэтранссервис». Частные перевозчики платят МУП «Улан-Удэтранссервис» за диспетчерское регулирование, но нет документально зафиксированных полномочий администрации влиять на перевозчиков, исходя из информации, полученной от диспетчерских пунктов. Даже налоговая инспекция отказывается пользоваться информацией диспетчерских пунктов. Это дает возможность некоторым перевозчикам предоставлять в налоговую инспекцию фальшивые справки, выданные станциями технического обслуживания, о том, что перевозчик весь отчетный налоговый период стоял на ремонте и рейсов не выполнял. Соответственно, налоги не уплачиваются.

Пассажирские перевозки являются прибыльным бизнесом. Об этом говорит и тот факт, что, по информации бурятского регионального отделения российской транспортной инспекции, ежеквартально выдается около 200 лицензий на осуществление пассажирских перевозок. Правда, в это число входят и лицензии, которые вновь выдаются после окончания срока действующей лицензии.

Непонимание (нежелание) городской администрации возможности получения дополнительных доходов от сдачи в аренду автобусных маршрутов приводит к тому, что часть прибыли от выполнения пассажирских перевозок уходит в тень. Свято место, как говорится, пусто не бывает.

В своих официальных отчетах работники городской администрации признают:

1. Наличие аренды рабочего места на маршруте от 3 тысяч рублей до 12 тысяч рублей в месяц в зависимости от доходности маршрута. Доходные маршруты перевозчики называют «жирными». Очевидно, что это маршруты с высоким показателем пассажиропотока.

2. Продажу рабочих мест на маршрутах, предлагаемая цена за место составляет от 50 тысяч до 200 тысяч рублей, также, в зависимости от доходности маршрута.

В настоящий момент, по информации на конец февраля 2005 года, все льготы по проезду в городском общественном автомобильном транспорте отменены.

В Улан-Удэ проживает 29000 региональных льготников и 24000 федеральных льготников. Городской администрацией решено выделять региональным льготникам такую же сумму, что и федеральным – 50 рублей в месяц.

РАЗДЕЛ 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Г. УЛАН УДЭ

Отправной точкой разработки стратегического плана совершенствования городского общественного транспорта должно стать волевое решение городских властей. Решиться на проведение преобразований будет не легко, учитывая сложившуюся ситуацию на рынке услуг пассажирских перевозок. Большое количество участников рынка заинтересовано в сохранении сложившегося положения дел.

Главным организатором, вдохновителем преобразований должен стать Совет по транспорту, который будет обладать соответствующими полномочиями. Одной из первых задач Совета будет задача исследование объема и параметров городского рынка пассажирских перевозок. Это будет возможно осуществить только с помощью научно разработанной и апробированной методики.

Следующим этапом должно стать формирование городской маршрутной сети. При этом необходимо учесть работу всех видов городского пассажирского общественного транспорта, направление основных пассажиропотоков, оптимальное количество пересадок пассажиров при переезде из одной части города в другую.

Учитывая большую общественную значимость общественного транспорта Совет по транспорту должен заранее продекларировать свои намерения с помощь разработки и открытого согласования с общественность основополагающего документа, таким документом может стать Положение об организации и осуществлении пассажирских перевозок по маршрутной сети города. В этом Положении можно будет определить условия конкурса на основании которого и будут распределяться права на выполнение перевозок по городским маршрутам.

Снижение себестоимости перевозок в МУП «Городские маршруты» можно снизить, с одной стороны, проведением анализа финансовой и управленческой деятельности предприятия и снижением накладных расходов и, с другой стороны, снижением прямых расходов.

Одним из способов снижения прямых расходов является газификация большеместных автобусов. При стоимости газового оборудования с установкой в размере 13 тысяч рублей, стоимости сжиженного газа в размере 7,5 рубля за литр и среднедневном расходе топлива в 100 литров затраты окупятся за 17 дней при стоимости бензина 15,6 рублей за литр.

При формировании городской пассажирской транспортной сети должны соблюдаться основные принципы:

1. Должны учитываться интересы жителей всех районов города и ближайших пригородов. Исключение диспропорции между перегруженностью центральных улиц и необеспеченностью транспортным сообщением ряда районов города.

2. Должны учитываться возможности, как автобусного сообщения, так и перевозка пассажиров трамваем. Автобусы и трамваи должны входить в единую городскую пассажирскую транспортную сеть.

3. Городская пассажирская транспортная сеть должна обеспечивать переезд пассажира в любой район города с количеством пересадок не более установленного. При этом необходимо выбрать «золотую» середину между двумя крайностями – минимальное количество пересадок, но сильно разветвленная и хаотичная транспортная сеть с большим количеством маршрутов (это наблюдается в Улан-Удэ на данный момент), и городская транспортная сеть с ограниченным числом маршрутов, но большое количество пересадок при переезде из одного района города в другой.

4. Исключение дублирования маршрутов.

5. Возможность полного контроля над перевозчиками диспетчерской службой города.

6. Удобство пересадок пассажиров с одного маршрута на другой. Узловые пункты пересадок должны быть оборудованы соответственно транспортному и пассажирскому потокам.

7. Центральные улицы должны быть освобождены от излишнего количества маршрутов и большого количества автобусов. Особое внимание необходимо уделить району остановки «Элеватор». Это место можно сравнить с дозатором в песочных часах. Ограниченная ширина проезда под железнодорожным мостом затрудняет переезд из Железнодорожного района города в Советский район и обратно, возможность объезда отсутствует. В часы пик и при ДТП в этом районе образуются большие пробки, все усугубляется большим количеством маршрутных микроавтобусов, производящих посадку-высадку пассажиров на небольшой остановке.

Следующим этапом мог бы стать этап формирования городской маршрутной сети с определением параметров каждого маршрута – динамики пассажиропотока, количества и места остановок, графика движения транспорта, необходимого количества автобусов, определения целесообразности привлечения к выполнению перевозок большеместных автобусов или только микроавтобусов. При этом необходимо исходить из того, что изменение себестоимости перевозок пассажиров большеместными автобусами и изменение себестоимости перевозок пассажиров микроавтобусами в зависимости от величины пассажиропотока различны.

Предпосылки совершенствования системы пассажирских перевозок:

1. Городская администрация обязана обеспечить выполнение социальных гарантий в отношении наименее обеспеченных слоев населения.

2. Городской рынок пассажирских автомобильных перевозок может быть доходным.

3. При правильном менеджменте городская администрация может обеспечить всех жителей города необходимым количеством и качеством транспортных услуг.

4. При выполнении необходимого объема перевозок возможно снижение интенсивности движения, повышения безопасности перевозок и снижение тарифа на них.

5. Городской бюджет может получать дополнительный доход от передачи перевозчикам права пользования городским пространством, более полного взимания налогов и введения новых налогов.

Предполагается, что для достижения указанных целей в первую очередь необходимо создание коллегиального органа в структуре местной администрации, в ведении которого находились бы вопросы транспортного обслуживания населения. Например, в Омске такой совет был создан в целях объединения усилий органов местного самоуправления в вопросах обеспечения стабильной работы и повышения эффективной деятельности городского пассажирского транспорта.

В омском варианте в совет входят только чиновники городской администрации, хотя для более успешного планирования и организации пассажирских перевозок было бы правильным привлечение представителей ГИБДД, территориального отделения российской транспортной инспекции, представителей общественности, научных кругов. Такой состав отвечал бы той важности, которую играет пассажирский общественный транспорт в жизни города.

Основными задачами такого Совета, по нашему мнению, должны быть следующие:

1. Выявление проблем в организации транспортного обслуживания населения.

2. Стратегическое планирование совершенствования деятельности городского общественного транспорта.

3. Разработка основных направлений стратегии обеспечения деятельности муниципальных транспортных предприятий и учреждений.

4. Разработка предложений по финансированию из городского бюджета деятельности городского общественного транспорта.