Тарифные льготы: понятия, виды и случаи освобождения

Курсовая работа

Внешняя торговля для многих стран мира является важнейшей сферой экономической деятельности, состояние которой зависит от устойчивости национальной экономики, а также от уровня экономического развития.

В рыночных условиях государственное регулирование экономики является одним из важнейших факторов экономического развития. Под государственным регулированием внешней торговли принято понимать деятельность, направленную на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Реализация внешнеэкономической политики предполагает определение стратегических целей государства во внешнеэкономических отношениях с отдельными странами и группами стран, а также разработку методов и средств, гарантирующих достижение поставленных целей и сохранение полученные результаты.

В сфере коммерческой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и другие вопросы. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в основном изучает экономические условия и последствия реализации мер торговой политики.

Таможенно-тарифное регулирование — это система стоимостных инструментов и экономико-правовых мер по регулированию затрат на ввозимую и вывозимую продукцию с учетом затрат и цен отечественных производителей, эффективности потребления отечественной и импортной продукции и удовлетворения общественной потребности в тех или иных товарах.

Регулирование таможенных тарифов — это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения таможенных пошлин на импорт и экспорт.

Совершенствование нормативной правовой базы деятельности таможенных органов РФ в области таможенно-тарифного регулирования является необходимым шагом на пути становления, развития и дальнейшего функционирования Таможенного Союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Важность данной курсовой работы связана с тем, что сейчас Таможенный союз создан тремя государствами, поэтому необходимо достичь консенсуса по вопросу предоставления тарифных преимуществ и преференций третьим странам.

Целью данной курсовой работы является изучение концепции тарифной преференции, целей ее применения, механизма практической реализации в Таможенном союзе трех стран.

Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие конкретные задачи:

  • Раскрыть понятие и дать характеристику тарифных льгот.

.Определить цели применения тарифного стимулирования внешнеэкономической деятельности.

4 стр., 1608 слов

Организация контроля и надзора за деятельностью таможенных органов

... осуществляемая органами исполнительной ветви власти, именуется контролем. Данный термин используется и для характеристики одного из направлений деятельности судебных органов (судов общей и специальной юрисдикции) – судебный контроль за деятельностью таможенных органов. Поводом к началу проверочной деятельности по ...

.Рассмотреть порядок предоставление тарифных льгот

.Проанализировать применение тарифной уступки в Таможенном союзе.

Предмет исследования — система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Целью является предоставление тарифных уступок странам или группам стран в одностороннем или взаимном порядке.

. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ В ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

1.1 Понятие и сущность тарифной льготы, виды

Внешнеторговая политика России реализуется посредством экономических и административных методов (мер) регулирования внешнеэкономической деятельности. Одним из наиболее используемых экономических методов является таможенно-тарифное регулирование, включающее в себя:

таможенный тариф;

таможенную стоимость товара и методы её определения;

определение страны происхождения товара;

тарифные льготы;

тарифные преференции и другие методы.

Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, позволяющих увеличить объем импорта товаров, претендующих на предоставление преференций. Этот механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставлены тарифные преференции. В основном тарифные льготы предоставляются на товары первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в недостаточном количестве.

Вопросы таможенно-тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых многие принципы, правила, условия и организационные основы таможенно-тарифной системы определены на многосторонней основе.

Ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе» содержит определение тарифной льготы. «Под тарифной льготой: понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара». Основная особенность тарифных уступок в том, что они не могут носить индивидуальный характер. Недопустимость получения личной выгоды соответствует такому принципу государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, как: равенство участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминация.

Тарифная льгота является разновидностью налоговых льгот. Он предполагает льготное налогообложение в отношении взимания таможенных пошлин, размер которых указывается в таможенном тарифе. Привилегия — это инструмент реализации коммерческой политики, используемый как в одностороннем порядке, так и на взаимной основе.

25 стр., 12361 слов

Совершенствование таможенно-логистической деятельности в зоне ...

... логистических систем таможенно-логистических комплексов; внести рекомендации по совершенствованию логистической системы таможенно-логистического комплекса и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий. 1. Теоретические основы управления таможенно-логистическими комплексами 1.1 Основные принципы управления деятельностью таможенно-логистических комплексов таможенный ... и длительной работы в рамках ...

В Законе РФ «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:

возврат ранее уплаченной пошлины;

освобождение от уплаты пошлины;

предоставление тарифных преференций;

установления тарифных квот на преференциальный ввоз/вывоз товара.

Возврат ранее уплаченных пошлин является одной из форм налоговых льгот. Этот вид тарифных уступок активно используется для стимулирования экспорта. Возврат ранее уплаченных пошлин осуществляется отдельными таможенными процедурами, санкционированными Таможенным кодексом Таможенного союза. Например, таможенная процедура реэкспорта (ст. 296 ТК ТС) подразумевает, что товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

От ввозной таможенной пошлины освобождаются:

. Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств — участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении одного из следующих критериев:

а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25000 шт./год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками таможенного союза, по позициям Единого таможенного тарифа таможенного союза «для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, их узлов и агрегатов» в объеме не более 70% от общей стоимости авто компонентов используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС.

б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства, проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5000 шт./год, а также заключение в срок до 1 июля 2010 г. соглашения с государством — участником таможенного союза, на территории которого осуществляется производство, содержащего обязательства по обеспечению соответствия условиям, указанным в подпункте а) настоящего пункта, в срок, не превышающий 84 месяца с даты принятия таких обязательств.

. Моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств — участников таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии таможенного союза;

. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы территории таможенного союза для обеспечения деятельности судов государств — участников таможенного союза и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств — участников таможенного союза, осуществляющих рыболовство;

12 стр., 5746 слов

Таможенный кодекс Таможенного союза

... области таможенного регулирования; Таможенный кодекс таможенного союза; нормативные правовые акты Комиссии таможенного союза, издаваемые во исполнение положений Кодекса; отсутствие таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних таможенных границах; единообразное применение таможенных процедур (режимов) на единой таможенной территории и ...

. Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств — участников таможенного союза;

. Приобретенное за счет целевых средств бюджетов государств — участников оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся на территории таможенного союза, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных иностранными государствами или правительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на единую таможенную территорию в целях реализации действующих социально-значимых программ, реализуемых государствами — участниками таможенного союза;

. Плавучие суда зарегистрированы в международных реестрах судов, установленных законодательством государств-членов таможенного союза. Для предоставления льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств — участников таможенного союза;

. Товары, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, ввозимые в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, согласованного с Международным олимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения VII зимних Азиатских игр 2011 г. в городах Астана и Алматы, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанных игр, согласованного с Олимпийским Советом Азии и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 году в городе Минске, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанного чемпионата и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров;

11 стр., 5289 слов

Таможенная пошлина как основной таможенный платёж

... и таможенных платежах. Цель курсовой работы: Изучить таможенную пошлину как основной таможенный платеж. Задачи курсовой работы: изучить функции и сущность таможенных пошлин; изучить виды ставок таможенных пошлин; рассмотреть отличие таможенных пошлин от таможенных сборов; изучить обеспечение уплаты таможенных пошлин. Объектом исследования является таможенная пошлина как основной таможенный платеж. ...

. Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств — участников таможенного союза, в отношении которых за пределами таможенной территории государства − участника таможенного союза были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, при условии, если указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 г. и которые ранее были вывезены с указанной территории;

. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства — участника таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства − участника таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — участника таможенного союза.

Указанная льгота предоставляется в отношении сырья и/или материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся в государствах — участниках таможенного союза или, если производимые в государствах — участниках таможенного союза сырье и/или материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

Комиссия таможенного союза составляет и обновляет на основании предложений государства — участника таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов. Государства — участники таможенного союза обеспечивают контроль за целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин;

. Гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввозимые до 1 июля 2014 года в Республику Беларусь и Республику Казахстан, в целях их использования для международных перевозок и (или) внутренних перевозок по территории государства, где осуществляется ввоз данного товара, и (или) между территориями государств — членов таможенного союза;

. Гражданские пассажирские самолеты (код ТН ВЭД ТС 8802 40 002 2), ввезенные в Республику Беларусь и Республику Казахстан с применением льготы, и ввозимые в течение срока их эксплуатации в Республику Беларусь и Республику Казахстан после их ремонта или технического обслуживания за пределами таможенной территории таможенного союза;

. Авиационные двигатели, запчасти и оборудование, необходимое для ремонта и обслуживания гражданской авиатехники иностранного производства.

Предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами государств — участников таможенного союза, подписанными до 1 января 2010 года, до унификации и/или прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств — участников таможенного союза.

10 стр., 4826 слов

Таможенный союз Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии ...

... Центральноамериканский общий рынок, Организация восточно-карибских государств, Центральноазиатский союз В своем реферате я хочу рассмотреть таможенный союз, заключенный между странами Российской Федерации, Казахстана и ... быть отменены все тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле государств – членов Таможенного союза, введен единый торговый режим, унифицированный таможенный тариф, в ...

Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза развивающимся и наименее развитым странам.

Список развивающихся стран — пользователей схемы тарифных преференций утверждается Комиссией Таможенного союза. В этот список входят страны, которые не классифицируются Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.

Список наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций также утверждается Комиссией таможенного союза. В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

1.2 Соотношение понятий тарифная льгота и тарифная преференция

тарифный льгота преференция таможенный

Как отмечает Ершов А.Д.: «Понятие таможенных преференций, т.е. таможенных льгот появилось в конце прошлого века. Это благоприятный таможенный режим, предоставляемый любой страной для товаров из определенных стран или групп стран».

Страна происхождения товаров в основном используется при регулировании тарифов или при предоставлении таможенных льгот для уплаты таможенных пошлин. Такого рода льготы имеют название тарифных преференций (латин. preferens — предпочтение).

здесь необходимо уточнить, что «таможенная льгота» и «тарифная льгота» — это не совсем одно и то же понятия. Как справедливо отмечает Козырин А.Н.: «Следует различать понятия «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название — тарифная льгота).

Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.

Одной из важных задач при изучении порядка предоставления тарифных преимуществ и преференций является сравнение концепций, используемых в системе таможенно-тарифного регулирования. Также весьма важным является раскрытие содержания данных понятий с указанием отличительных и существенных признаков (табл. 1)

10 стр., 4948 слов

Перспективы развития Таможенного союза

... года обеспечить: введение единого таможенно-тарифного (включая тарифные льготы, тарифные преференции) и нетарифного регулирования: -Единый таможенный тариф; -систему мер нетарифного регулирования; -передачу Комиссии таможенного союза полномочий в области таможенно-тарифного и нетарифного ...

Таблица 1 — Соотношение понятийного аппарата в области льгот и преференций

Тарифная льготаТарифная преференция ЛьготаПолное или частичное освобождение от выполнения установленных обязательств по налогам и сборам ПреференцииХарактеризуются предпочтением или преимуществом в торгово-экономической политике Таможенные льготыДействуют в отношении льгот по уплате таможенных платежей, преференций, привилегий и льгот при таможенном оформлении и таможенном контроле Таможенные преференцииПредоставляются в виде тарифных преференций, льгот по косвенным налогам и таможенным процедурам, связанных с определением страны происхождения товара Тарифные льготыПредоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, тарифных преференций, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот.Тарифные преференцииПредоставляются в виде освобождения от уплаты пошлины или снижения ставок пошлин, связанных с определением страны происхождения товара

Понятие «тарифная льгота» закреплена в Законе РФ «О таможенном тарифе». В определении законодатель использует понятия тарифной льготы и тарифной преференции как синонимы, что не совсем правильно.

Во-первых, предоставление тарифных преимуществ и преференций происходит в разных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций зависит, во-первых, от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных преференций необходимо определить определенные критерии, такие как, например, под какой таможенный режим помещаются товары, для каких целей они ввозятся. То есть тарифные преимущества и тарифные преференции также различаются по срокам предоставления.

Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на основе взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Эти льготы установлены для всех активов или для их конкретных типов.

Можно сделать вывод, что преимущества и преференции являются эффективным средством проведения внешнеторговой политики и используются в конкуренции за рынки сбыта, источники товаров и области капитальных вложений.

1.3 Цели применения тарифной льготы

Понятие «привилегия» происходит от славянских слов «льга», «легкость», которые означают, с одной стороны, легкость, легкость, а с другой стороны, особые права, преимущества перед другими.

В современных экономических энциклопедических словарях «привилегия» означает предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их реализации.

Тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и являются частью сложной системы таможенных льгот.

В ст. 74 ТК ТС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

) тарифные преференции;

) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

) льготы по уплате налогов;

) льготы по уплате таможенных сборов.

13 стр., 6313 слов

Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии

... и литературы. 1. Таможенный союз Росии, Белорусии и Казахстана 1.1 Предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации - межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. Формирование таможенного союза ...

Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под какую таможенную процедуру помещается товар, в каких целях он ввозится на единую таможенную территорию Таможенного союза, стоимость ввозимого товара и т.д. Кроме того, могут быть предусмотрены тарифные преимущества в отношении уплаты таможенных пошлин как при импорте, так и при экспорте. С момента создания Таможенного союза объем предоставляемых тарифных льгот не изменился. Произошли некоторые изменения, когда товары, ввозимые для использования в инвестиционных проектах, освобождаются от уплаты импортных пошлин. Данная льгота теперь распространяется не только на технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, но и сырье и материалы, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза. Эта льгота является привлекательной для многих производственных компаний, ввозящих сырье и материалы, которые облагаются достаточно высокими ставками ввозных пошлин — 10-15%.

Еще одна новая льгота касается автомобильного сектора. Как известно, в режиме промсборки в Россию ввозятся комплектующие, откуда и собираются автомобили. Многие иностранные компании заключили соглашения с Минэкономразвития и работают в этом направлении. На уровне Таможенного союза приняты определенные критерии, при достижении которых товар считается произведенным на территории ТС и в дальнейшем беспошлинно ввозится на территорию любой из стран, участвующих в ТС. Критериями являются: достижение локализации, минимальный объем производства, выполнение обязательных технологических операций, заключение соглашений о промышленной сборке, включение компании в перечень, утверждаемый КТС. Список уже одобрен CCC, и около 19 компаний имеют право на это пособие. В рамках ТС возникают новые возможности при реализации промышленной сборки: выполнить условия локализации за счет компонентов, производимых на территории какой-либо из стран Таможенного союза, или применить льготу в отношении иных видов транспорта (автобусов, автокранов и т.д.).

При достижении целей тарифного регулирования тарифные стимулы выполняют регулирующие и стимулирующие функции. Государство, устанавливая ту или иную выгоду, старается создать максимально благоприятные условия для ввоза или вывоза товаров в тех сферах, которые способствовали бы, в первую очередь, улучшению экономического положения страны, развитию страны конкретная отрасль. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития экономики России. Таким образом, тарифные льготы также можно определить как неотъемлемую часть тарифного инструмента для реализации внешнеторговой политики государства.

2.МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ

.1Практика применения тарифных льгот в Европейском союзе

Использование тарифных преференций в любой стране тесно связано с действующей законодательной и правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на национальном законодательстве страны, так и на международном праве.

5 стр., 2254 слов

Таможенные льготы

... 1.2 Виды таможенных льгот В данной главе содержатся более полные и подробные описания видов таможенных льгот. Тарифные преференции Тарифные преференции -- особые таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами. Допускаются по таможенному тарифу ...

В соответствии с законодательством, льготы должны предоставляться на товары, которые не производятся в стране, либо производятся в ограниченном количестве, учитывая при этом, интересы отечественных товаропроизводителей.

В мировой практике на основе решений конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Всемирной торговой организации (WTO) льготы предоставляются исходя из условий и критериев внешнеторговой политики. Кроме того, они предоставляются в соответствии с решениями ООН и ряда конвенций в области преимуществ, привилегий и иммунитетов для дипломатических представительств и отдельных категорий иностранных лиц.

Экономическая интеграция государств — это наивысшая форма взаимодействия стран, обеспечивающая и наибольший экономический эффект — взаимную выгоду для её участников. Для этого государства-участники экономической интеграции создают необходимые организационные и экономические предпосылки стимулирования взаимодействия, прежде всего, в рамках интеграции, например путем создания льгот, и преференций при таможенно-тарифном регулировании.

В 2006 г. Евросоюз поменял свои внешнеторговые приоритеты. Льготы на ввоз товаров предоставляются лишь тем странам, которые поддержали Киотский протокол и приняли международные экологические и трудовые нормы.

В Евросоюзе действует общий таможенный тариф и является общим для всех участников союза, но ставки пошлин отличаются от одного вида импорта к другому в зависимости от того, что они собой представляют и откуда они прибывают. Ставки зависят от экономической чувствительности товаров. Соответственно, тариф — это термин, объединяющий в себе комбинацию номенклатуры и ставок пошлин, которые применяются к каждому классу товаров. Кроме того, тариф содержит другие предписания, которые имеют отношение к таможенной пошлине, подлежащей оплате с импорта, например о стране происхождения. Через тариф реализуется принцип, по которому отечественные производители должны быть в состоянии конкурировать справедливо и одинаково на внутреннем рынке с изготовителями, экспортирующими из других стран.

Общий таможенный тариф выполняет регулирующую функцию, которая образована из:

тарифных квот;

приостановлений;

льгот и преференций;

интеграционных требований.

Пошлины общего таможенного тарифа применимы ко всем товарам, импортированным в ЕС. Однако при определенных обстоятельствах такое налогообложение неоправданно из-за специальных условий (например, при выезде или возврате граждан в ЕС без коммерческих целей), при которых обычная потребность в защите экономики от импорта товаров отсутствует.

Как часть политики помощи в развитии, ЕС применяет обобщенные тарифные преференции импорту из развивающихся стран. Данный аспект регламентируется Постановлением Совета (ЕС) от 27 июня 2005 года N 980/2005 «О применении схемы обобщенных тарифных преференций».

С 1968 г. по инициативе международной конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) развитые индустриальные страны ввели генеральную систему преференций (GSP) в торговле с развивающимися экономиками. В рамках GSP с 1971 г. ЕС разрешает 178 другим странам импортировать беспошлинно или со скидками к действующему тарифу различные товары. Условия GSP пересматриваются раз в 10 лет.

Более бедным экономикам, чтобы получить льготы, нужно приложить массу усилий. В соответствии с новыми условиями GSP будет распространяться на них, только если до конца 2008 г. государства-претенденты подпишут и ратифицируют 27 международных конвенций и соглашений. В их число входят Киотский протокол, Монреальский протокол об озоновых дырах, почти все конвенции Международной организации труда, Соглашения о защите прав женщин и детей, Конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция ООН 1971 г. о психотропных средствах.

В обмен на это беднейшие экономики (около 50 государств) смогут беспошлинно импортировать в ЕС свою продукцию, за исключением оружия. Странам побогаче надо будет платить пошлины только на чувствительные для ЕС статьи импорта (например, сельхозпродукцию), но со скидкой в 3,5% от тарифа. При этом государства, пользующиеся преференциями в рамках двусторонних соглашений с ЕС, право на льготы по GSP потеряют. Всего программа будет распространяться на 7200 наименований продукции.

Генеральная система преференций ЕС — это распространяющиеся на развивающиеся страны тарифные льготы на экспорт продукции, условием для которых является соблюдение государством норм Международной организации труда (МОТ).

GSP применяется ко всем развивающимся странам. Тем из них, которым предоставлены определенные преимущества, пользуются ими сверх нее. Таковыми являются:

льготы 69 странам Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, предоставляемые в рамках Ломейской конвенции. Из этих стран беспошлинно ввозятся любые товары, кроме некоторых минеральных и аграрных продуктов (рис, кукуруза, говядина, свежих апельсинов).

Особый режим существует также для рома, сахара и бананов;

льготы странам Северной Африки и Ближнего Востока (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия).

Обеспечивается свободный ввоз в ЕС промышленных, а с 1995 г. и традиционных сельскохозяйственных продуктов.

Задача тарифных льгот состоит в стимулировании экономической активности, повышении конкуренции, создании занятости, модернизировании структуры и т.д., открывая фирмам доступ к конкретным поставкам по низшей цене.

Единожды предоставленные льготы становятся достоянием любого участника Евросоюза. Тарифные льготы регулярно пересматриваются, чтобы учесть технические или экономические тенденции в производстве и рынках, с возможностью добавления, модификации или отмены. Заявления подаются странами-участницами по поручению перерабатывающих или производящих предприятий ЕС. Заявления не подлежат рассмотрению, если сумма неинкассированных таможенных пошлин оценивается на менее чем 20 тыс. евро в год. Малые и средние предприятия могут объединяться, чтобы выполнить это условие.

ЕС уже предоставляет больше всех в мире торговых льгот развивающимся странам, но необходимо уделить особое внимание самым бедным странам с неустойчивой экономикой, которым особенно сильно необходим доступ на европейский рынок.

2.2Тарифная льгота в рамках таможенного союза

Тарифные льготы, предоставляемые в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории государств, сторон или на единую таможенную территорию государств-участников Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются независимо от страны происхождения товаров.

Стороны информируют Комиссию Таможенного союза о применяемых ими тарифных льготах и внесении изменений законодательства государств, сторон по вопросам применения тарифных льгот.

Комиссия Таможенного союза проводит сравнительный анализ законодательств государств, сторон по вопросам применения тарифных льгот и организует проведение сторонами переговоров с целью достижения договоренностей в отношении случаев применения тарифных льгот.

Ст. 5 Соглашения о Едином таможенно-тарифном регулировании говорит, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств, сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.

Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством;

) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;

) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств, сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией Таможенного Союза.

В ст. 6 указывается, что при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств, сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

) продукция морского промысла судов государств, сторон, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств, сторон;

) товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств Сторон или их законодательства;

) валюта государств Сторон, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством государств Сторон;

) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

) товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования и предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;

) товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования;

) товары, подлежащие обращению в собственность государств, сторон, в случаях, предусмотренных их законодательством.

Предоставление тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества Таможенного союза по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри союза, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетным направлением создания Таможенного союза является укрепление координации экономической политики и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства, создание общего экономического пространства и выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешняя торговля стала для многих стран мира важнейшей сферой экономической деятельности, от состояния которой зависит стабильность национальной экономики, а также уровень экономического развития. Поэтому страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы. Применение тарифных льгот и преференций является составной частью внешнеторговой политики государств, представляют собой эффективное средство проведения внешнеторговой политики и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Предоставление тарифных льгот — это важное направление деятельности Таможенного союза, так как это способствует сокращению экономического неравенства между странами и стимулирует выход союза на мировой рынок. Но необходимо также уделить внимание законодательной базе в отношении тарифных льгот, которые предоставляются на определенные виды товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров.

Таможенный союз планирует создание Единого Экономического пространства. Создание Единого экономического пространства невозможно без развития торгового взаимодействия, функционирования однотипных механизмов регулирования экономики, основанных на рыночных принципах и применения гармонизированных правовых норм. Если страны не увеличивают взаимную торговлю, то возникают проблемы дисбаланса, связанные с тем, чтобы унифицировать процедуры, связанные с торговлей с другими странами. Поэтому необходимо, чтобы три страны договорились об унификации торгового законодательства — это большой шаг вперед, который свидетельствует о том, что эти страны ориентированы на дальнейшее увеличение взаимной торговли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/vidyi-tarifnyih-lgot-v-tamojennom-soyuze/

1.Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года <http://tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/ProtokoloizmTK.aspx>).

.Протокол от 12.12. 2008 «О предоставлении тарифных льгот»

.Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций»

.Решение Комиссии Таможенного союза от 16.07.2010 № 328 «О применении тарифных льгот, полного освобождения от таможенных пошлин, налогов, а также продлении сроков временного ввоза и применении отдельных таможенных процедур при ввозе гражданских пассажирских самолетов».

.Соглашение от 25.01.2008 «О едином таможенно-тарифном регулировании»

.Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 №5003-1

.Федеральный закон РФ от 08.12.2003 №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 22.07.2005 N 117 ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ)

.Буданова О.Г. «Роль тарифных льгот и преференций в регулировании» Академический вестник, №7 (с.147-151) 2009 г.

.Дюмулен И.И. Международная торговля товарами. Тарифное и нетарифное регулирование: учебник — 2-изд. — М.: ВАВТ, 2009 г.

.Ершов А.Д., Сизова К.А. Льготы и преференции в таможенным деле: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2004 г.

.Мандражицкая М. «Особенности уплаты таможенной пошлины при ввозе технологического оборудовании на территорию РФ» Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №3 (с. 35-39) 2010 г.

.Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография. М.: РИО РТА, 2006г.

.Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие — М.: Экономистъ, 2004г.

.Сизова К.А. «Единый тариф — опыт применения». Таможенное регулирование. Таможенный контроль, №8 (с. 45-49), 2010 г.

.Таможенная политика и экономическая безопасность РФ: состояние, проблемы и направления их решения: Сборник материалов международной научно-практической конференции. / Под общей ред. В.С. Чечеватова. М.: РИО РТА, 2008 г.

.Халипов С.В. Таможенное право. М., 2007.

.Цветинский М.П., Ревин В.Н. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная статистика: учебно-методическое пособие. М.: РИО РТА, 2008 г.

.<http://www.customs.ru>

.http://www.evrazes-bc.ru

20.http://www.tsouz.ru