Транспортные договоры

Курсовая работа

Правовое регулирование в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее – ГК, Кодекс) отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей (для сравнения, гл. 30 о купле — продаже насчитывает более ста статей).

Это связано с тем, что отношения между грузоотправителями, перевозчиками и получателями традиционно детально регулируются картами и транспортными кодами. Что же касается кодифицированных гражданско-правовых актов, то они, также традиционно, включают лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылают к транспортным уставам и кодексам (см., например, гл. 32 ГК РСФСР 1964 г.; гл. 13 Основ гражданского законодательства 1991 г.).

В данной работе будет рассмотрена система транспортных договоров в Российской Федерации, сравнительный анализ некоторых из них. Также мы займемся правовыми отношениями, непосредственно связанными с транспортом.

1. Нормативно-правовая база

транспортного законодательства

В Гражданском кодексе Российской Федерации установлены правовые нормы, определяющие следующие виды отношений, возникающих в связи с осуществление транспортной деятельности:

  • услуги по перевозке (гл. 40 ГК), в том числе: особенности перевозки пассажира (ст.ст. 786, 795, 800 ГК);
  • особенности перевозки груза (ст.ст. 785, 791, 792, 796-798 ГК);
  • перевозка транспортом общего пользования (ст. 789 ГК);
  • прямое смешанное сообщение (ст. 788 ГК);
  • провозная плата (ст. 790 ГК);
  • перевозки по государственным и муниципальным заказам (гл. 30, подраздел 4;
  • гл.37, подраздел 5;
  • ст. 790, п. 5 ГК);
  • транспортная экспедиция (гл. 41 ГК);
  • договор фрахтования транспортного средства (ст. 787 ГК);
  • аренда транспортных средств с подразделением на аренду без экипажа или с экипажем (гл. 34, § 3 ГК);
  • хранение в камерах хранения транспортных организаций (ст.923 ГК);
  • ответственность за вред, причиненный транспортным средством, как источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК).
    12 стр., 5989 слов

    Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом

    ... единство таможенной территории Российской Федерации; гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой; - взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях ...

Гражданским кодексом установлена возможность осуществления коммерческой деятельности юридическими лицами (в различных организационно-правовых формах) и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. На транспорте получили распространение обе эти формы предпринимательства. Здесь относительно велика доля государственных и муниципальных организаций. Отчасти это связано с наличием естественных монополий в транспортном комплексе. Предприятия городского массового пассажирского транспорта (метрополитен, автобус, троллейбус и трамвай) преимущественно относятся к государственному или муниципальному сектору экономики.

В отношении разделения активов на движимое и недвижимое следует отметить, что подвижной состав различных видов транспорта как объект гражданских прав рассматривается по-разному. Статья 130 Гражданского кодекса гласит, что к недвижимым вещам относятся воздушные и морские суда, подлежащие государственной регистрации, а также суда внутреннего плавания. Правила государственной регистрации недвижимости установлены ст. 131 ГК, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Подвижной состав автомобильного и железнодорожного транспорта, а также городской электротранспорт, суда, не подлежащие государственной регистрации, относятся к движимому имуществу.

Транспортные средства — сложные технические объекты, эксплуатация которых невозможна без сохранения их целостности. Поэтому к транспортным средствам применимы положения ст. 133 ГК: » вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой. Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами статей 252, 258 » .

Общие положения о перевозке установлены ст. 784 ГК. Гражданский кодекс вводит понятие договора перевозки. На основании договора перевозки осуществляется перевозка пассажиров, грузов и багажа.

Следует отметить, что в тех местах ГК, где речь идет об отношениях с использованием транспорта, вместо подробного изложения соответствующих норм, всегда приводятся отсылки и «транспортным уставам, кодексам», к законам о прямых (комбинированных) перевозках и о транспортно-экспедиционной деятельности, иным законам. Например, выдержка из гл. 40 ГК: » Общие условия перевозки определяются транспортными картами, кодами, другими законами и постановлениями, издаваемыми в соответствии с ними. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами, и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное » . Всего в Гражданском кодексе 29 ссылок на федеральные законы, транспортные уставы и кодексы. Такого обилия отсылок к иным правовым актам нет более нигде в тексте ГК. Это свидетельствует о том, что транспортные отношения имеют особую специфику и должны регулироваться актами транспортного законодательства. Разделы этих актов, содержащие нормы, регулирующие гражданско-правовые отношения участников транспортной деятельности, относятся к гражданскому праву.

Фактическая разработанность правовых актов транспортного законодательства, на которые сделаны отсылочные указания в ГК, характеризуется следующими данными:

3 стр., 1368 слов

«Проектирование АТП для перевозки 955 тыс. т. грузов с разработкой ...

... специалист в области эксплуатации транспорта должен хорошо знать систему организации основного производства АТП. В соответствии с этим дипломная работа посвящена разработке современного автотранспортного предприятия для перевозки грузов. В дипломном проекте рассмотрены современные ...

  • железнодорожный транспорт — Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (ТУЖД) ;
  • гражданская авиация — Воздушный кодекс (ВК) ;
  • морской транспорт — Кодекс торгового мореплавания (КТМ) ;
  • речной транспорт – Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР (УВВТ) ;

— автомобильный транспорт — федеральные законы «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и «О безопасности дорожного движения». Эти законы регулируют лишь небольшую часть гражданских отношений на автомобильном транспорте. УАТ .

Никаких законов о прямых мультимодальных перевозках и судоходстве принято не было. TRA содержит главу, регулирующую прямые мультимодальные перевозки с участием железнодорожного транспорта, с указанием ограничения срока действия соответствующих правил на момент введения в действие закона о прямых мультимодальных перевозках. В KTM, UHVT и UAT действуют правила, регулирующие прямые мультимодальные перевозки с участием соответствующих видов транспорта. Также существует система узловых договоров об осуществлении взаимодействия между предприятиями различных видов транспорта в транспортных узлах.

В ГК не содержится норм, регулирующих международные перевозки. Правовые отношения в сфере таких перевозок регулируются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Согласно конституции, ГК, КТМ, ТУЖД, федеральным законам «О федеральном железнодорожном транспорте», «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их исполнения» нормы международных договоров РФ имеют приоритет перед нормами российского законодательства, если иное не установлено законом. Подобных установленных законом исключений в части гражданских правоотношений в транспортном комплексе в настоящее время нет. Страны-участницы СНГ заключили соглашения, регулирующие транспорт. Железнодорожные перевозки грузов выполняются в соответствии с Соглашением о международном грузовом сообщении между государствами СНГ (СМГС).

Перевозки пассажиров осуществляются по национальным правилам на территории соответствующего государства СНГ. При международных перевозках также применяются правила, установленные в договорах транспортных организаций, которые осуществляют такие перевозки и находятся в разных государствах. Эти соглашения требуют от перевозчиков соблюдения соответствующих требований национального законодательства о транспорте и транспортной деятельности.

каботажем

Под определение перевозки в местном сообщении (когда транспортировка пассажиров или грузов производится силами одной транспортной организации) подпадает, в частности, воздушная перевозка, осуществляемая одной авиакомпанией или морская перевозка грузов в большом каботаже силами одного пароходства. На автомобильном транспорте применяется иная градация перевозок:

  • городские (в пределах черты города);
  • пригородные (за пределами черты города, но не более 50 километров);
  • междугородные (более 50 километров за чертой города);
  • межреспубликанские;
  • международные (ст. 5 УАТ).

системе транспортных договоров

3 стр., 1022 слов

Перевозки пассажиров, груза и багажа

... при перевозке пассажиров и их багажа; определить общие и особенные права потребителей при перевозке; отобразить меры ответственности за нарушение прав потребителей при перевозке; дать определение видам обязательств по перевозке грузов; отобразить виды договоров перевозки грузов ...

транспортных обязательств

предпринимательские

  • о возможности одностороннего расторжения или изменения договора, если это предусмотрено не только законом, но и договором (ст. 310 ГК);
  • о презумпции солидарного характера обязательства при множественности лиц на стороне должника или кредитора (ст. 322 ГК);
  • об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства без учета вины (п.

3 ст. 401 ГК) и др.

Что же касается так называемых транспортных договоров, то, очевидно, что этим понятием можно объединить договоры, используемые (применяемые) в транспортной деятельности. В данном случае речь идет о множестве договоров, относящихся к разным видам гражданских и различных обязательств, даже в их родовой принадлежности. Например, в деятельности морского и воздушного транспорта широко используется договор фрахтования транспортного средства на время, который, однако, является отдельным видом договора аренды и не имеет никакого отношения к договору перевозки; на морском и речном транспорте применяется договор буксировки судна, относящийся к категории договоров на оказание возмездных услуг; экспедиционное обслуживание грузов, осуществляемое на всех видах транспорта, охватывается иным самостоятельным договором – договором транспортной экспедиции. Таким образом, термин «транспортные контракты» только указывает объем различных контрактов, но никоим образом не может быть признан категорией гражданского права. Таким образом, любая попытка выделить так называемые транспортные обязательства, претендующие на собственное место в системе автономных гражданских обязательств, представляется заведомо искусственной и по существу некорректной .

В то же время если принять позицию, в соответствии с которой круг отношений, регулируемых договором перевозки, не ограничивается реальным договором перевозки конкретного груза, а включает в себя договоры, опосредующие отношения, связанные с транспортировкой грузов, пассажиров и багажа, как и предусмотрено в ГК, можно дать определенную классификацию договора перевозки с использованием различных критериев, предопределяющих выделение соответствующих классификационных групп, включающих в себя отдельные виды договора перевозки.

При использовании такого критерия как момент , с которого договор перевозки считается заключенным , мы получим по принципу дихотомии две группы договоров перевозки соответственно: реальный договор перевозки отдельного груза и все остальные виды договора перевозки, которые по определению носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.)

предмету договора

В зависимости от субъектного состава отношений можно говорить как о связанных с перевозкой, о следующих видах договора перевозки:

  • договор перевозки пассажира, участником которого является пассажир ;

перевозки грузов

транспортными организациями

Если взять за основу цель договора перевозки, то все договоры могут быть дифференцированы на три группы:

  • договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков (договоры об организации перевозок, договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов, договоры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
  • договоры направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении, узловые сообщения);
  • договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).
    15 стр., 7431 слов

    Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении ...

    ... всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст. 11, ст. 360 ТК РФ). Интересно отметить, что определение товаров, находящихся под таможенным контролем, по ст. 360 ...

правовому положению

По форме договора можно выделить договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом (реальные договоры перевозки конкретного груза); договоры, заключаемые путем акцепта оферты, выражающегося в виде конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя на выделение транспортных средств для перевозки грузов; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.д.); договоры, заключаемые в общем порядке .

В ГК осуществляется специальное регулирование таких видов договора перевозки, как договор перевозки пассажиров; договор перевозки груза (реальный); договор фрахтования; соглашение транспортных организаций о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении; договор об организации перевозок; договоры между организациями различных видов транспорта об организации работ по обеспечению перевозок грузов.

3. Договор перевозки и договор организации перевозок.

Необходимо различать два тесно связанных понятия: договор перевозки и договор транспортной организации. По договору перевозки (ст.ст. 785 и 786 ГК) перевозчик обязуется перевезти в назначенный пункт пассажира и его багаж, либо доставить в пункт назначения вверенный ему груз и выдать этот груз управомоченному лицу. Поэтому договор перевозки всегда относится к конкретному объекту транспорта. Договор об организации перевозок не является договором перевозки, в связи с чем подчиняется нормам общей части обязательственного права (раздел 3 ГК).

Договоры на организацию перевозок (ст. 798 ГК) заключаются между перевозчиком и грузовладельцем в случае, когда их отношения приобретают длящийся характер. По договору об организации грузовых перевозок перевозчик обязуется принять к перевозке представленные товары в объемах, указанных владельцем груза, в указанный срок. Следовательно, предметом данного контракта является не конкретный груз, а только объем груза, сроки его предъявления и сроки доставки получателю. Гражданский кодекс не предусматривает договоров на организацию пассажирских перевозок, которые, однако, фактически доступны в пассажирских перевозках, например, в перевозках туристов.

двусторонний

Соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа представляют собой договоры, в которых определяются порядок передачи, приема грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когда перевозка грузов осуществляется разными водами транспорта по единому перевозочному документу (транспортной накладной, проездному билету, багажной квитанции), а также условия осуществления перевозок. Такие соглашения должны заключаться между транспортными организациями в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК).

5 стр., 2313 слов

Договор морской перевозки пассажиров и багажа. Договор круиза

... сторон при организации договора перевозки пассажиров и багажа, и круиза, некоторые вопросы организации круиза, а также краткое описание услуг предоставляемых в соответствии с договором перевозки и договором круиза. Глава 1. Договор морской перевозки пассажиров и багажа Рассматривая договор морской перевозки пассажира, можно ...

Эти соглашения в основном определяют отношения между транспортными организациями.

Заключение договоров об организации перевозок предусмотрено также в транспортных уставах, кодексах: ст. 17 ТУЖД, ст. 107 КТМ, ст. 60 УВВТ, ст. 36 УАТ. На внутреннем водном транспорте аналогичный термин «договор судоходства» используется вместо термина «договор транспортной организации».

Взаимодействующие в транспортном узле организации транспорта заключают двух- или многосторонние договоры об организации работ по обеспечению перевозок грузов, о централизованном завозе и вывозе грузов и другие (ст. 799 ГК), обычно именуемые узловыми соглашениями. Эти контракты не являются контрактами на перевозку товаров, а относятся к контрактам договорного типа.

4. Договор перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется доставить пассажира до пункта назначения. В случае, если пассажир проверяет багаж, перевозчик также обязуется доставить багаж в пункт назначения и передать его лицу, имеющему право забрать багаж. Пассажир обязуется оплатить установленный тариф, а при регистрации багажа — также за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а выдача багажа пассажиром — багажной квитанцией. Бланки билетов и багажных квитанций устанавливаются в порядке, установленном транспортными картами и кодами. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях, провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм, сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 786 ГК).

двусторонний

Перевозчик обязуется доставить пассажира и багаж в пункт назначения в установленные сроки способами, предусмотренными транспортными картами и кодами, а при отсутствии таких сроков — в разумные сроки. Отнесение личных вещей пассажира к багажу определяется по правилам, установленным правилами перевозки пассажиров и багажа на соответствующем виде транспорта.

За перевозку пассажиров и багажа применяется транспортный сбор, установленный по взаимному соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или иными нормативными актами. Оплата перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом определяется на основании тарифов, утвержденных по способам, предусмотренным транспортными картами и кодами. Перевозчик имеет право удерживать переданный ему для перевозки багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещается транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. В настоящее время существует более 60 льготных категорий пассажиров, которым предоставляется оплата проезда и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, товарно-транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом (ст. 785 ГК).

4 стр., 1679 слов

Правила приема груза к перевозке железнодорожным транспортом

... под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза железнодорожным транспортом, погрузку грузов на грузовом дворе, расчеты за перевозку груза . Подготовка груза к перевозке. Груз к перевозке должен ... перевозки грузов. Права и обязанности сторон. Реализация принятых к исполнению заявок (заказов) на перевозку грузов осуществляется путем заключения и исполнения договоров между перевозчиками ...

Порядок оформления погрузочных документов определяется транспортными правилами соответствующих видов транспорта.

Данный договор может быть квалифицирован как реальный , поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз).

Из определения этого договора усматривается его отнесение к числу двусторонних договорных обязательств, так как права и обязанности имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем. В договорных отношениях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель , на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности.

За транспортировку товара взимается транспортная стоимость, установленная по взаимному соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или иными нормативными актами. Оплата перевозки грузов, пассажиров и багажа общественным транспортом определяется на основании тарифов, утвержденных в порядке, предусмотренном транспортными картами и кодами. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по заявлению собственника груза и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства. В случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества в транспортных расходах на перевозку товаров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, за счет бюджета возмещаются расходы на транспортировку товаров в случае перевозки в связи с чрезвычайной ситуацией.

Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Отправитель груза имеет право отказаться от представленных транспортных средств, не пригодных для перевозки данного груза. Погрузка и выгрузка груза осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором и с соблюдением положений, установленных транспортными уставами, кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка и выгрузка груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

4 стр., 1521 слов

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом

... для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек? каким законом и подзаконными актами регулируется порядок лицензирования пассажирских перевозок автотранспортом? ... г. № 280 "Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если ...

Перевозчик обязан доставить товар в пункт назначения в установленные сроки способами, предусмотренными транспортными картами и кодами, а при отсутствии таких сроков — в разумные сроки.

Кроме того, в ГК РФ имеются нормы, определяющие еще два вида договоров, относящихся только к сфере правоотношений связанных с перевозкой грузов .

Договор об организации перевозок грузов

двусторонний

Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов

заявкой (заказом)

договорную

6. Договор перевозки транспортом общего пользования

Перевозка пассажиров, груза и багажа, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организацией разрешения (лицензии) вытекает, она обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые транспортом общего пользования, публикуются в установленном порядке. Однако для такой публикации не установлено никаких единых правил, и публикации в настоящее время не применяются, за исключением железнодорожного транспорта, который публикует инструкции по тарифам.

Контракт на общественный транспорт — это публичный контракт. Правила оказания услуг по публичному договору установлены ст. 426 ГК. Согласно публичному контракту, перевозчик должен обслуживать любого пассажира или клиента, обратившегося к нему за соответствующей услугой. Правила предоставления услуг по договору общественного транспорта и тарифы устанавливаются единообразно для всех получателей услуг. Следовательно, госзакупка — это предложение перевозчика.

Общие условия перевозки определяются картами и транспортными кодами, другими законами и постановлениями, издаваемыми в соответствии с ними, если не указано иное.

необходимо различать термины «общественный транспорт» и «общественный транспорт». Сущность первого понятия была рассмотрена выше. Общественный транспорт – категория, широко использовавшаяся в недавнем прошлом, ныне в документах правового характера используется органиченно для указания на льготы пассажирам в оплате проезда (городской общественный транспорт).

7. Договор фрахтования (чартер)

ГК РФ в ст.787 также установлены общие правила договора фрахтования (чартера).

В соответствии с этим соглашением одна сторона — фрахтователь, обязуется предоставить другой стороне — фрахтователю за вознаграждение всю вместимость или часть одного или нескольких транспортных средств для одного или нескольких пассажирских рейсов, товары, багаж. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК).

Чартерные договоры наиболее широко используются на морском и речном транспорте, а также на воздушном транспорте. Конкретные формы аренды в зависимости от вида транспорта регулируются KTM, VK и UVHT.

двусторонним

В транспортной отрасли при перевозках пассажиров, груза и багажа используется большое число терминальных сооружений (вокзалы, грузовые терминалы, склады, грузовые дворы), обеспечивающие временное хранение различных грузов и багажа. Общие правила хранения грузов установлены гл. 47 ГК «Хранение». Хранение осуществляется на основании договора хранения (ст. 886 ГК) или договора складского хранения (ст. 907 ГК).

6 стр., 2592 слов

Договор хранения на транспорте

... транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа представляют собой договоры, в которых определяются порядок передачи, приема грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когда перевозка грузов ... 34, § 3 ГК); хранение в камерах хранения транспортных организаций (ст.923 ГК); ответственность за вред, причиненный транспортным средством, как источником ...

Контракт на складское хранение подразумевает хранение на складе, понимаемом как организация, которая хранит товары и предоставляет услуги, связанные с хранением, как компания. В сфере транспорта к ним относятся терминалы, другие транспортные организации, имеющие складские помещения. Контракт на хранение может быть автономным или быть частью транспортного контракта. Подробные правила хранения товаров, багажа и грузового багажа содержатся в TRA. Условия хранения товаров и багажа также указаны в других кодах и транспортных карточках.

Статья 923 Гражданского кодекса устанавливает, что депозиты, находящиеся в ведении организаций общественного транспорта, обязаны принимать на хранение личные вещи пассажиров и других граждан, независимо от того, сопровождаются ли они проездными документами. Договор на хранение вещей в шкафчиках транспортных организаций признается государственной закупкой. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утери квитанции или жетона переданная на склад вещь передается при предъявлении доказательств принадлежности вещи поклажедателю. Срок, в течение которого камера хранения обязана сдать вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с положениями Гражданского кодекса, если более длительный срок не установлен по взаимному соглашению сторон. В камере хранения багажа должны храниться вещи, которые не были востребованы в течение указанного периода времени, в течение еще 30 дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть переданы в порядке, предусмотренном ГК. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение, подлежат возмещению хранителем в течение 24 часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Хранение верхней одежды головных уборов и иных подобных вещей, оставляемых без сдачи их на хранение гражданами в местах, отведенных для этих целей в организациях и средствах транспорта, предполагается безвозмездным, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным очевидным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК).

Транспортная деятельность сопряжена с эксплуатацией источников повышенной опасности, каковыми являются транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, высоковольтные устройства энергообеспечения электрического транспорта и др. Понятие источника повышенной опасности и ответственность за возможные вредные последствия в связи с его эксплуатацией установлены в ГК. Вред, который источник повышенной опасности причинил людям, имуществу, природным объектам должен быть возмещен владельцем этого источника даже в том случае, когда отсутствует виновность владельца.

Статьей 1079 ГК установлено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным п.п. 2 и 3 ст. 1083 ГК. Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т.п.) третьим лицам.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В ТУЖД, ВК, КТМ, УВВТ и УАТ установлены нормы, регулирующие ответственность участников перевозок и других отношений, связанных с транспортной деятельностью. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК, если законом и договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленным соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что опоздание или задержка имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело. Ущерб, причиненный при перевозке груза и багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа. Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в установленном порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, равен одному году с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Заключение

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. Во время господства административно-командной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм права перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.

В транспортной отрасли также назрела необходимость в переменах в соответствии с требованиями рыночной экономики и современных реалий. В настоящее время готовится крупная правовая реформа на транспорте. Например, увидели свет Федеральные законы № 17-ФЗ от 10.01.2003г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», № 18-ФЗ от 10.01.2003г. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и № 29-ФЗ от 27.02.2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Хочется верить, что на этом реформирование транспортной отрасли не закончится, и транспортное законодательство, доставшееся нам в наследство с советских времен, будет приведено в соответствие с требованиями современности.

Список нормативных актов

и использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL:

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации. СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель. М. 1996.
  3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207
  4. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218.
  5. Устав автомобильного транспорта СССР. СП РСФСР. 1969. № 2-3.
  6. Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР. Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964.
  7. Витрянский В. Статья «Понятие и виды договоров перевозки. Система договоров перевозки» Журнал «Хозяйство и право», №1, 2001г.
  8. Журнал «Право и экономика», раздел «Новое в гражданском и хозяйственном законодательстве». — Издание Союза юристов России. №3, 2003г.
  9. Калпин А.Г. (под. ред.) «Гражданское право. Часть вторая». – М. 2002.
  10. Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997.
  11. Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997.
  12. Спирин И.В. Транспортное право: Учебное пособие. – М.: Транспорт, 2001.

Имеются в виду статьи ГК.

п. 2, ст.784 ГК.

СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218

СЗ РВ. 1997. №12. Ст. 1383

СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207

Сборник законодательства по внутреннему водному транспорту. М., 1964

СП РСФСР. 1969. № 2-3

Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Глава 38. Транспортные обязательства. – В кн.: Гражданское право: Учебник. Ч. II / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997, с. 388-396

Медведев Д.А., Смирнов В.Т. Указ. соч., с. 308.

Ковалевская Н.С. Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., 1997, с. 308.

Витрянский В.В. Понятие и виды договора перевозки. Система договоров перевозки. Статья. Журнал «Хозяйство и право», № 1, 2001.

Закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках до настоящего времени не принят; правила, регулирующие такие перевозки, включаются в отдельные транспортные уставы и кодексы; см., например главу 4 (ст. 68-85) ТУЖД.