Уголовная ответственность за контрабанду (ст. 188 УК РФ)

Курсовая работа

Актуальность темы курсовой работы обусловлена ​​увеличением количества преступлений в сфере экономической деятельности в целом и связанных с контрабандой в частности. Как вы знаете, в настоящее время в России наблюдается обострение существующих социально-экономических и политических проблем. Многочисленные противоречия в экономике, социальной сфере, национальной ситуации и других сферах общественной жизни приводят к росту преступности и изменению ее качественных показателей.

Экономическая преступность в ее нынешнем измерении представляет собой серьезную угрозу нормальному функционированию государственной системы. Глобальная степень общественной опасности деятельности преступных сообществ, специализирующихся на совершении преступлений в сфере экономической деятельности, не подвергается сомнению. Большое внимание уделяется проблемам борьбы с данным видом преступности на государственном и международном уровне.

Однако правоохранительные органы в своей практике сталкиваются с большим количеством трудностей, связанных с выявлением, расследованием и раскрытием преступлений в сфере экономической деятельности.

Высокий уровень образования субъектов преступления, а также сложный многоэтапный механизм преступного деяния обеспечивают высокий уровень латентности этих преступлений. Между тем, правоохранительным органам становится все труднее контролировать теневую экономику страны и масштабы бегства капитала.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности и практической значимости данного исследования, необходимости инновационного подхода к решению поставленных в нем задач.

Поставленные задачи определили структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре абзаца, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Уголовно-правовая характеристика контрабанды

1.1 Понятие контрабанды

Слово «контрабанда» происходит от итальянского «contrabando» («contra» — против, «bando» — правительственный указ).

В лексикографической литературе традиционно выделяют три основных значения соответствующего понятия. Во-первых, под контрабандой понимается тайное перемещение товаров, валюты и других ценностей через границу в нарушение таможенного законодательства. Во-вторых, товар или другой предмет, незаконно перемещенный через границу, называется контрабандой. Наконец, в-третьих, контрабандой часто называют все, что запрещено, осуществляется тайно, тайно перемещается. См.: Словарь иностранных слов. — М.: Политиздат, , 1990. — С. 249.

4 стр., 1826 слов

Преступления в сфере таможенного дела

... нормативные акты, регулирующие отношения в сфере таможенной деятельности. Глава 1. История развития уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела История борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела, и в частности с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней ...

В «Словаре русского языка» См.: Ожегов С. И.Словарь русского языка. — М: Русский язык, 1987. — С. 236. С.И. Ожегов акцентирует внимание на беспошлинном характере перевозки грузов через границу. Тем самым подчеркивается, что контрабандой, по существу, является лишь то, что перемещается через границу без уплаты специального налога (пошлины).

Это положение, на наш взгляд, очень важно для понимания сути контрабанды и отграничения контрабанды от внешне похожих преступлений и других преступлений. Несмотря на «зарастание» бытовыми смыслами, понятие контрабанды, на наш взгляд, несомненно, законно. Оно активно используется в международно-правовых документах. Одной из первых конвенций, ратифицированных СССР, стала Конвенция о пресечении контрабанды алкогольных товаров, подписанная в Гельсингфорсе 19 августа 1925 года Конвенция ратифицирована ЦИК СССР 10 июля 1929 г. // Законодательство России. 2003. №1. 15. Термин «контрабанда» по состоянию на 1 января 2004 г. употреблялся в 794 нормативных правовых актах, действующих в Российской Федерации.

До недавнего времени (до 1 июля 2002 г.) в российском законодательстве были закреплены существенно различающиеся определения понятия контрабанды. Помимо Уголовного кодекса РФ и Таможенного кодекса РФ одновременно несколько значений понятия контрабанды закреплял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. В действующем Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель отказался от термина «контрабанда».

Ситуация, когда один и тот же термин использовался для обозначения социально вредных действий существенно разного характера и степени, не может считаться нормальной с точки зрения интересов правоохранительных органов и контроля за борьбой с контрабандой. В частности, это обстоятельство побуждало Государственный таможенный комитет РФ периодически уточнять терминологическую коллизию. Например, в Письме от 24 ноября 1997 г. №06-10/22644 «О предмете контрабанды» было указано, что «… В соответствии с закрепленным в статье 3 УК РФ принципом законности преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно — правовые последствия определяются только УК РФ…В этой связи хотелось бы обратить внимание и напомнить, что… введение в действие статьи 219 ТК России устанавливалось только с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР. См.: «О предмете контрабанды». Письмо Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24 ноября 1997 г. №06-10/22644 // Законодательство Российской Федерации. 2003. №1.

Статья 219 ТК России 1993 г. была введена в действие с 18 июля 1994 г. -с момента вступления в силу Федерального закона от 1 июля 1994 г. №10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР». Федеральный закон от 27 декабря 1996 г. №161-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» признал утратившими силу с 1 января 1997 года наряду с Уголовным кодексом РСФСР все законы и иные нормативные правовые акты, принятые в период с 27 октября 1960 г. до 1 января 1997 г. в части внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР. Этим же Федеральным законом было установлено, что другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации, и впредь до приведения в соответствие с Уголовным кодексом Российской Федерации указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Уголовному кодексу Российской Федерации.

8 стр., 3839 слов

Уголовно-правовая характеристика контрабанды алкогольной продукции ...

... 2 Уголовно-правовая оценка преступлений в области контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий 2.1 Квалификация преступлений в сфере контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий Ранее упоминалось, что в ст. 200.2 УК РФ закреплены положения о наказании за контрабанду алкогольной и табачной продукции. ...

В соответствии с изложенным контрабанда как преступление в сфере таможенных отношений должна квалифицироваться в соответствии с признаками состава преступления, установленными УК РФ. В части 2 статьи 188 УК РФ говорится о контрабанде огнестрельного оружия. В соответствии с частью 2 статьи 188 УК РФ, статьей 3 Федерального закона от 13.12.1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» специальным предметом контрабанды является, в том числе и охотничье оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами».

До 1 января 2004 г., т.е. до момента вступления в силу нового ТК РФ, федеральное законодательство Российской Федерации содержало два нормативных определения понятия контрабанды, которые также заметно отличались друг от друга. Хотя в статье 219 Таможенного кодекса РФ 1993 г. См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. №5221-1, который утратил силу с 1 января 2004 г., указывалось, что контрабанда наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации, в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации законодатель так и не воспроизвел тождественного См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. №61-ФЗ (с изм., согласно Федеральному закону от 23.12.2003 №186-ФЗ) понимания форм контрабанды, ограничившись лишь фиксацией сущностного сходства.

1.2 Объективные признаки контрабанды

Определение общего объекта сложности не вызывает. Обычным объектом контрабанды, как и любого другого преступления, предусмотренного уголовным кодексом, является совокупность общественных отношений, защищенных уголовным законодательством от преступной узурпации. Общий объект един для всех преступлений.

Сложнее обстоит дело с определением общих и непосредственных объектов контрабанды. Описанный в уголовном праве состав преступления не всегда содержит указание на предмет данного преступления. Это положение относится и к контрабанде. В данном случае объект определяется на основе понимания общего смысла борьбы с контрабандой, места этого состава преступления в системе Особенной части Уголовного кодекса, а также анализа содержания ст. 188 УК РФ.

Родовой объект контрабанды можно определить как совокупность охраняемых уголовным законом (а именно — статьями УК РФ, помещенными в главу «преступления в сфере экономической деятельности») общественных отношений в сфере экономической деятельности.

Непосредственным объектом, как отмечают О. Круглова и А. Котельников — является «установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу» Круглова О. Котельников А. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей. // Законность, 2000, №7. С. 10. и Н.И. Ветров и Ю.И. Ляпунов «установленные государством порядок и правила перемещения в крупном размере через таможенную границу, обеспечивающие экономическую стабильность РФ» Уголовное право / под редакцией Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова — М., 2003. — С. 350. или говоря иными словами им являются охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу и внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов.

15 стр., 7053 слов

Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

... и вывоз товаров и транспортных средств. Суть этого принципа перемещения через таможенную границу заключается в том, что все юридические и физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и ...

Как пишет Васенин О.Н. «непосредственным объектом контрабанды является установленный порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации, поскольку далеко не всегда контрабанда посягает на внешнеэкономические аспекты деятельности государства. Утрата определенной части предметов контрабанды никаким образом не влияет на экономические интересы государства в целом, например, при вывозе фамильных реликвий, не зарегистрированных в качестве культурных ценностей, наркотиков, изготовленных самим перевозчиком путем выращивания на личном приусадебном участке и пр.» Васенин О. Н. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов при раскрытии и расследовании отдельных видов контрабанды: По материалам Северо-Западного федерального округа, — Калининград, 2003. — С. 26.

После объекта контрабанды обычно рассматривают предмет. Для контрабанды предмет является обязательным признаком преступления.

Предметом контрабанды могут быть любые товары, т.е. вещи, ценности, соответствующие юридическому понятию товара, а также те объекты, которые по действующим нормативно-правовым актам подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию. В этом смысле объектом контрабанды может быть растение или колбаса, а не верхняя одежда, белье, перемещаемое через таможенную границу.

Н.И. Ветров и Ю.Н. Ляпунов подразделяют предмет контрабанды на две категории, как это сделано в диспозиции части 1 и 2 ст. 188 УК РФ Уголовное право / под редакцией Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова — М., 2003. — С. 350..

При совершении преступления, предусмотренного частью первой указанной статьи, контрабандным товаром являются товары и предметы, за исключением указанных во второй части настоящей статьи.

Иными словами, это те предметы, которые, согласно российскому законодательству, подлежат таможенному контролю, таможенной идентификации или декларированию (одежда, обувь, валюта, транспортные средства — кроме транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров и т.д.).

Под товарами в п. 1 ст. 11 ТК РФ понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

В ч. 2 ст. 188 УК РФ в качестве предмета приводится перечень товаров и предметов, оборот которых запрещен или ограничен, т.е. следующих: наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации

9 стр., 4230 слов

Анализ таможенной службы Российской Федерации

... с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. января 2016 года указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Министерству финансов Российской Федерации. Ранее Федеральная таможенная служба Российской Федерации подчинялась Правительству Российской Федерации, ...

В последние годы наблюдается неуклонный рост количества запрещенных наркотиков. Расследование дел такой категории имеет свои сложности. В некоторых случаях преступники заявляют, что имеют при себе химические вещества, не обладающие свойствами наркотических, психотропных или сильнодействующих веществ. Поэтому необходимо иметь в виду, что отнесение тех или иных веществ к указанным в законе категориям определяется на основании специальных перечней (списков).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 (последние изменения 8.07.2006) утвержден Перечень наркотических средств, психотропных веществ СЗ РФ, 1998, №27. Cт. 3198., подлежащих контролю в Российской Федерации.

Этот перечень в соответствии с законодательством Российской федерации и международными договорами России включает четыре списка:

  • первый — список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (список I),
  • второй — список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список II),
  • третий — список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III),
  • четвертый — список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список IV).

Следует отметить, что во всех случаях при решении вопроса об относимости конкретного вещества к наркотическому, психотропному, сильнодействующему или ядовитому необходимо привлекать специалиста, а если такой вопрос возникает в ходе расследования уголовного дела — назначать экспертизу.

Кроме того, появление нового уголовного кодекса привело к принятию Постоянным комитетом по контролю над наркотиками критериев для определения психотропных веществ, интоксикантов, химических веществ, используемых для незаконного изготовления наркотических средств и психотропных веществ.

Наркотическими средствами и психотропными веществами признаются вещества естественного или синтетического происхождения, препараты и растения, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с российским законодательством и международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. и Конвенцией о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. 23 — М., 1970 — с. 105-131; Вып. 25 — М., 1981. — С. 416-434.

Ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ осуществляется только государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Для каждого случая пересечения таможенной границы Российской Федерации в целях ввоза (вывоза) указанными государственными унитарными предприятиями должны быть получены разрешения федеральных органов исполнительной власти и специально уполномоченных органов, а также сертификат на право ввоза (вывоза), выдаваемые в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Указанные разрешения и сертификат нельзя передать другому юридическому лицу. При этом следует учитывать, что могут иметь место факты ввоза и вывоза наркотических средств и психотропных веществ физическими лицами.

6 стр., 2558 слов

Транспортное право в системе российского права. Предмет и метод ...

... о железнодорожном транспорте) также обусловливает их включение в предмет транспортного права. Предметом транспортного права, Метод правового регулирования При этом возникает вполне закономерный вопрос: ... совокупности не образуют. Транспортное право Таким образом, транспортное право представляет собой комплексную отрасль российского права, но не может быть признано самостоятельной отраслью права. На это ...

Помимо радиоактивных веществ в этом законе указаны и другие объекты, представляющие радиационную опасность, а именно: ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества; радиоактивные отходы — ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается; радиационные источники — не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

В юридической литературе высказано мнение, что применительно к ст. 188 УК РФ все эти объекты охватываются понятием радиоактивные вещества См. Волженкин Б.В. Экономические преступления, СПб, 1999. С. 187, т.е. предлагается рассматривать понятие радиоактивных веществ не в узком, как это определено в законе, а в широком смысле.

Под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные под воздействием внешнего импульса (удара, накола, трения, нагрева и т.п.) к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению взрыва, при котором происходит скоротечное освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох, твердое ракетное топливо и т.п. По составу взрывчатые вещества делятся на взрывчатые химические соединения и взрывчатые химические смеси, а по назначению на инициирующие (первичные) и бризантные (вторичные).

Под взрывным устройством понимается механизм для взрыва (срабатывания) боеприпаса при определенных внешних воздействиях или в требуемый момент в соответствии с его назначением для поражения людей и повреждения (разрушения) объектов. К взрывным устройствам относятся предохранители, детонаторы, предохранители и другие устройства, предназначенные для инициирования взрыва. Некоторые авторы толкуют понятие взрывного устройства более широко. Например, Б.В. Волженкин считает, что к взрывным устройствам относятся не только средства взрывания, но и устройства, способные вызвать взрыв (мины, гранаты, торпеды, бомбы, толовые и динамитные шашки и т.п.) Волженкин Б.В. Экономические преступления, СПБ, 1999. С. 188, а И.Моторный отмечает, что в широком смысле под взрывными устройствами понимаются промышленные, кустарные и самодельные изделия однократного применения, в конструкции которых предусмотрено создание поражающих факторов или выполнение полезной работы за счет использования энергии взрыва заряда взрывчатого вещества или взрывоспособной смеси. Он также определяет гранаты, мины и бомбы как взрывные устройства Моторный И. Понятие и экспертное исследование взрывного устройства//Российская юстиция, 1998, №7. С. 28.

17 стр., 8475 слов

Таможенные преступления

... А также указывает, что: таможенные правонарушения вообще и таможенные преступления, в частности, характеризуются ... контрабанды; - выявить проблемы определения состава преступления. Методологической основой исследования Структурно работа Глава 1. Таможенные преступления в системе преступлений в сфере экономической деятельности 1.1. Понятие таможенных преступлений Борьба с таможенными преступлениями ...

В ч. 2 ст. 188 УК РФ конкретно поименованы как предметы контрабанды взрывчатые вещества, взрывные устройства и боеприпасы, в связи с чем широкое толкование понятия взрывных устройств в данном случае неприменимо.

В настоящее время понятия оружия (в том числе — огнестрельного) и боеприпасов определены в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» СЗ РФ, 1996, 51. Ст. 5881 (последние изменения 13 июля 2006 г.) Ранее под огнестрельным оружием в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 г. «Об оружии» Ведомости РФ, 1993, №24. С. 860. понимались устройства и предметы, конструктивно предназначенные для механического поражения живой или иной цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, а также основные части оружия, определяющие его функциональное предназначение.

При решении вопроса о том, является ли тот или иной объект оружием, необходимо руководствоваться соответствующими положениями Федерального закона «Об оружии» и назначить эксперта. Уголовный кодекс Российской Федерации криминализирует не только контрабанду огнестрельного оружия, но и ядерного, химического, биологического и другого оружия массового поражения.

Указанные виды оружия в соответствии с Законом «Об оружии» 1993 г. (ст. 3) были отнесены к боевому оружию.

Следует отметить, что общественная опасность контрабанды оружия чрезвычайно высока. Наличие в незаконном обороте большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ является одним из наиболее дестабилизирующих факторов криминальной ситуации, вызывающих совершение особо тяжких насильственных преступлений. Вовлечение оружия массового уничтожения в незаконный оборот может привести к катастрофическим последствиям в глобальном масштабе.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, включает незаконные действия по перемещению товаров или иных предметов, способы их совершения, крупный размер перемещаемых товаров и иных предметов. Наступления преступных последствий не требуется. Преступление считается оконченным в момент совершения общественно опасных действий (использование тайников, перемещение преступных последствий не требует вне зоны таможенного контроля и проч.).

Часть 2 ст. 188 УК РФ, сохраняя конструкцию и описание объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ, устанавливает повышенную ответственность за перемещение исчерпывающего перечня предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения.

Объективная сторона этого преступления включает действия по перемещению указанных в статье предметов; способы перемещения, а также перечисленные в статье действия, связанные с нарушением специального нормативно — правового режима перемещаемых предметов. Наступления преступных последствий в данном случае не требуется.

Движущиеся товары признаются подпадающими под перечень настоящей статьи на основании законодательных актов, устанавливающих особые правила их обращения в различных таможенных режимах и на особых условиях, в том числе с учетом происходящих законодательных изменений.

Таким образом, можно сделать вывод, что объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ, совпадает полностью, за исключением одного признака — размера перемещаемых ценностей, и заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации. По ч. 1 статьи 188 УК РФ предметы контрабанды, указанные для нее, перемещаются в крупном размере.

18 стр., 8625 слов

Понятие и формы таможенного декларирования товаров и транспортных средств

... РФ, подлежат декларированию таможенному органу РФ. Декларирование товаров является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Под декларированием понимается заявление по установленной форме таможенному органу точных сведений ...

1.3 Субъективные признаки контрабанды

Субъектом рассматриваемого преступления, как указано в статье 19 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть только вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

Исходя из ст. 20 УК РФ, уголовной ответственности за контрабанду подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Причем, время начала шестнадцатилетия — это не день рождения, а следующий день. Понятие вменяемости в уголовном законе не дано, оно выводится методом «от противного» из содержания в ст. 21 УК РФ определения «невменяемости». С учетом этого ответственности за незаконное перемещение товаров и предметов могут нести только те лица, которые, во-первых, сознают фактический характер и общественную опасность своих действий и во-вторых, способны руководить ими.

Таким образом, субъектом контрабанды может быть вменяемое физическое лицо (гражданин России, иностранец или лицо без гражданства), достигшее шестнадцатилетнего возраста.

В теории уголовного права под субъективной стороной обычно понимается внутреннее и психологическое отношение человека к совершаемому им действию. К признакам, образующим субъективную сторону преступления, относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель преступления. Вина, являясь основным признаком субъективной стороны правонарушения, включается в объект доказывания по каждому уголовному делу. При проведении расследования, предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде доказывается вина обвиняемого в совершении преступления и причины преступления. Среди обязательных признаков субъективной стороны контрабанды законодатель называет только вину, причем только в виде умышленных проступков. Иных признаков субъективной стороны состава преступления в диспозиции ст. 188 УК не указано.

Однако в юридической литературе встречаются и другие точки зрения на эту тему. Так, например, Ю.И.Сучков считает, что «контрабанде присуща строго определенная и ярко выраженная цель, направленная не только на незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации, но и обязательный их вывоз на территорию иностранного государства для реализации на внешнем рынке (продажи, обмена, передачи другим лицам или организациям безвозмездно, использования для удовлетворения личных потребностей и т.д.), либо такой же ввоз с территории иностранных государств на таможенную территорию России для реализации на ее внутреннем рынке. При отсутствии такой цели как промежуточного звена между моментом перемещения предметов через таможенную границу и достижением конечного преступного результата, например, извлечения личной выгоды, названное деяние не подпадает под признаки субъективной стороны состава контрабанды» См. Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу РФ, 1996 г. // Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права Специального юридического факультете СпбГУ, 1996, №4(7).

21 стр., 10117 слов

Контроль таможенных органов после выпуска товаров

... таможенного контроля после выпуска товаров; 4) выявление, предупреждение и пресечение при проведении таможенного контроля после выпуска товаров административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) выявление признаков преступлений, ...

С. 72-73..С этим утверждением вряд ли можно согласиться. Контрабанда — это формальное преступление, его объективная сторона включает только одно деяние. Следовательно, контрабанда прекращается с момента перемещения товаров или других предметов через таможенную границу. Для признания данного преступления совершенным и подлежащим уголовной ответственности не требуется достижения какого-либо другого «окончательного преступного результата», кроме прямого перемещения через таможенную границу. Более того, закон не связывает наступление ответственности за контрабанду с конкретной причиной и целью преступления. Эти компоненты субъективной стороны контрабанды не имеют значения для квалификации незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу как преступления, предусмотренного ст. 188 УК.

Таким образом, субъективная сторона контрабанды характеризуется лишь виной в форме прямого умысла, когда лицо осознает общественную опасность своих действий по незаконному перемещению через таможенную границу конкретных товаров и предметов и желает их совершить. Осознание общественной опасности незаконного оборота товаров или предметов, оборот которых ограничен или запрещен, обеспечивает понимание виновным как реальной, так и социальной природы совершаемых им действий.

1.4 Квалифицированные виды контрабанды

контрабанда таможенный правоохранительный уголовный

Статья 188 УК РФ предусматривает два вида квалифицирующих признаков. Первый включает использование должностным лицом своего служебного положения и совершение преступления с применением насилия в отношении лица, осуществляющего таможенный контроль. Второй тип — более серьезный — это совершение преступления организованной группой.

Должностным лицом, совершившим контрабанду с использованием своего служебного положения, следует считать таких должностных лиц, служебное положение которых обязывает осуществлять соответствующие действия по досмотру перемещаемых через таможенную границу товаров и давать на это разрешение. К ним относятся должностные лица таможни: начальники таможни, их заместители, инспекторы, а также должностные лица вышестоящих таможенных органов, должностные лица, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль.

Чиновнику нет необходимости лично перемещать товар через границу. Чтобы нести ответственность, достаточно, чтобы сотрудник службы выполнил или, наоборот, не выполнил все те действия, которые должны были обеспечить беспрепятственное прохождение товаров через зону таможенного контроля.

Следует отметить, что контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по статье 285 УК РФ.

Насильственные действия, применяемые к лицу, осуществляющему таможенный контроль, не должны содержать самостоятельного состава преступления. Такие действия могут выражаться в сопротивлении, избиении, ссадинах, ушибах при условии, что они не вызывают повреждений, вызывающих кратковременное нарушение здоровья. В этом случае действия виновного должны квалифицироваться по совокупности п. «в», ч. 3 ст. 188 УК РФ и ст. 115 УК РФ. Совершение насилия, причинившего наиболее серьезный ущерб здоровью жертвы, требует квалификации по всем преступлениям.

Особо квалифицированная контрабанда — это ее совершение организованной группой.

Контрабанда признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (часть 3 статьи 35 УК РФ).

Глава 2. Практика взаимодействия правоохранительных органов в расследовании дел о контрабанде

Экономическая и общественная опасность контрабанды, а также трудности, с которыми зачастую связано ее раскрытие и расследование, требуют объединить усилия органов предварительного следствия, оперативно-розыскных и таможенных отделов дознания с оперативно-техническими подразделениями других правоохранительных органов и пограничных войск, а нередко и с правоохранительными органами зарубежных государств. Под объединением усилий нужно понимать не простое сложение сил, а взаимодействие чиновников с четким разграничением их прав и обязанностей по закону.

В результате по одному и тому же таможенному правонарушению ведется два дела: одно уголовное, второе административное.

Уголовное дело сначала расследуют сотрудники следственного управления таможни или краевой таможни, затем передаются следователю территориальной прокуратуры или транспорта. Административные нарушения таможенных правил осуществляются сотрудником следственного отдела или таможенного следственного отдела, в результате одни и те же люди являются свидетелями как по уголовному делу, так и по делу о нарушении таможенных правил. Одни и те же предметы фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовным, так и по административным делам. Следовательно, подобные обстоятельства подлежат доказыванию не только в уголовном деле о контрабанде, но и в случае нарушения таможенных правил.

Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство. В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу.

По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.

Опыт показывает, что чем раньше следователь примет к своему производству дело о контрабанде, досконально изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

Только тесное деловое взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их. Следователь должен изучить практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии. Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной группы, в которую включаются сотрудник отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов. Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы контрабандных товаров.

План расследования должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения агентурно-оперативные и иные мероприятия.

Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и транспортных прокуратур с таможенными органами и пограничными контрольно-пропускными пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах контрабанды, новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, примененных преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности контрабандистов, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

Взаимодействие с иностранными правоохранительными органами требуется тогда, когда по уголовному делу нужно проверить факт существования зарубежных фирм, заключения ими с российскими хозяйствующими субъектами соответствующих внешнеторговых контрактов, а также при наличии в уголовном деле материалов о нарушении таможенных правил зарубежными поставщиками. В подобных случаях взаимодействие с правоохранительными органами «дальнего» и «ближнего» зарубежья осуществляется через Генеральную прокуратуру РФ путем направления отдельных следственных поручений об оказании соответствующей помощи по уголовному делу или через ФТС России (запрос направляется в зарубежную таможенную службу).

Результативность борьбы с контрабандой зависит от своевременной информированности соответствующих служб таможенных органов, прокуратуры, милиции и ФСБ о совершенной или готовящейся контрабанде. При поступлении данных о готовящейся контрабанде в прокуратуру или инспекцию они в конечном итоге передаются в таможенные органы и КПП пограничных служб. Последние в официальном порядке принимают меры к обнаружению признаков контрабанды и ее пресечению. При расследовании контрабанды выявляются нестандартные разновидности способов сокрытия ее предметов, подделки документов и другие ухищрения контрабандистов. В рамках взаимодействия следственные органы должны незамедлительно информировать об этом таможенные структуры и пограничные КПП.

Эффективность взаимосогласованных действий по выявлению и пресечению контрабанды наиболее очевидна, когда обнаруживается крупный бесхозный контрабандный товар на транспортных средствах межгосударственного сообщения. Для борьбы с такими фактами контрабанды, сбора доказательств, выявления виновных и применения к ним предусмотренных законом мер воздействия необходимы совместные усилия представителей правоохранительных органов различных государств в рамках существующих международных договоров об оказании правовой помощи. Например, расследование уголовных дел, связанных с контрабандой крупных партий товаров, требует обязательной встречной проверки таможенных документов, оформленных в Российской Федерации, с аналогичными таможенными документами, оформленными в отношении тех же товаров в государствах, откуда они импортировались или куда экспортировались, или через которые шли транзитом.

Итак, обобщая изложенный в данной курсовой работе материал, можно сделать следующие выводы:

1. непосредственным объектом контрабанды являются охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок товарооборота через таможенную границу и внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов,

2. предмет контрабанды подразделяется на две части, предусмотренный частью 1 ст. 188 УК РФ и предусмотренный частью 2 данной статьи,

3. объективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 188 УК РФ заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации,

4. субъектом контрабанды может быть вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста,

5. субъективная сторона контрабанды характеризуется лишь виной в форме прямого умысла.

Взаимодействие правоохранительных органов, их следственных подразделений с оперативно-розыскными аппаратами всегда рассматривалось в криминалистической и уголовно-процессуальной литературе как одно из важнейших условий их успеха в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Однако особую значимость оно приобрело в современных условиях борьбы с преступностью, что объясняется не только негативными изменениями в развитии самой преступности, но и обуславливаемыми ими организационно-структурными изменениями в системе правоохранительных органов. Как следствие, взаимодействие между ними усложнилось, актуализировались прежние, возникли новые проблемы его организационного, правового, научно-технического и информационного обеспечения.

В настоящее время, как никогда ранее очевидно, что взаимодействие правоохранительных органов, в частности, внутренних дел и таможенной службы, будучи элементом организации раскрытия и расследования преступлений, само нуждается в организации. Следовательно, его организационные формы, в отличие от процессуальных, реализуются не только в процессе раскрытия и расследования тех или иных преступлений, но и в порядке формирования готовности правоохранительных органов к их взаимодействию, к совместным и согласованным действиям в указанных целях.

Однако в исследовании проблем взаимодействия правоохранительных органов традиционно превалирует процессуальный аспект, а организационный обозначается лишь с позиции расследования уголовных дел и в основе своей в контексте «личностно-должностных» отношений следователя с иными субъектами осуществляемой в этих целях деятельности. Хотя, в последнее десятилетие под влиянием негативных тенденций развития преступности, все более настойчиво формировалось убеждение, что успешное расследование преступлений обеспечивается не просто согласованными действиями следователя и других субъектов этой деятельности, а взаимодействием на уровне служб и подразделений правоохранительных органов. В настоящее время не только тактические операции, комбинации, но и обычные следственные действия нередко проводятся в порядке оперативно-розыскного сопровождения, технического и информационного обеспечения, при физической (или силовой) поддержке соответствующих служб.

Вакуленко А.В. О понятии «контрабанда» в законодательстве РФ и международном праве //Закон и право. 2004. №9.

Васенин О.Н. Взаимодействие следственных и оперативно-розыскных органов при раскрытии и расследовании некоторых видов контрабанды: По материалам Северо-Западного Федерального округа — Калининград, 2003.

Волженкин Б.В. Экономические преступления — СПБ, 1999.

Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. — М., 2004. — 1040 с.

Гусева А.В., Рассецкая Т.А. Криминалистика. Учебник. — М.: Приор-издат, 2007. — 236 с.

Григорянц С. Правовая и криминалистическая характеристика контрабанды и производство неотложных следственных действий // Законодательство Российской Федерации на современном этапе: Материалы регион. науч.-практ. студ. конф., апр. 2001 г. / Отв. ред. Т.А. Антоненко. — Ростов н/Д, 2001. — С. 180-181.

Грязнов А.В. Контрабанда (ст. 188 УК РФ) (историко-правовое, социологическое, уголовно-правовое исследование) // Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — М., 2000.

Кравцов Р.В. Эволюция законодательства об ответственности за контрабанду // СибЮрВестник, №4, 2001.

Назаренко Г.В. Российское уголовное право. Учебник для вузов. — М.: Приор, 2004. — 552 с.

Соболев В., Душкин С. Спорные вопросы при рассмотрении дел о контрабанде // Российская юстиция, №3, 2002.

Сучков Ю.И. Новое понятие объекта и предмета контрабанды по Уголовному кодексу Российской Федерации 1996 г // Актуальные вопросы уголовного права, процесса и криминалистики: Сборник научных трудов. — Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1998. — С. 14-21.

Сучков Ю.И. Ответственность за контрабанду по Уголовному кодексу РФ, 1996 г.//Юридическая практика. Информационный бюллетень Центра права Специального юридического факультета СПбГУ, 1996, №4 (7).