Виды опасного груза; правила их перевозок

Курсовая работа

Транспорт является связующим звеном экономики любого государства и представляет собой единый комплекс, охватывающий все виды производства, распределения и общественного обмена.

В настоящее время развитие и совершенствование транспортного законодательства в нашей стране происходит несколько своеобразно. Гражданский кодекс Российской Федерации в гл. 40 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров, а также иных транспортных обязательств. Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные кодексы и уставы или нет. Так, они нашли свое отражение в недавно принятых Воздушном кодексе Российской Федерации (1997 г., далее — ВК), Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г., далее — УЖТ), Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г., далее — КТМ), Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации (2001 г., далее — КВВТ), Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (2007 г., далее — УАТ и ГЭТ).

Транспортное законодательство в основном регулирует отношения между транспортными компаниями и их клиентами при перевозке товаров, пассажиров и багажа.

В данной курсовой работе мы рассмотрим типы опасных грузов, их классификацию, некоторые характеристики и правила их перевозки.

С момента предъявления товаров к транспортировке они переходят в новое состояние — становятся грузом. При превращении товара в категорию груза для транспорта теряет значение ряд его товарных характеристик (потребительских свойств), но появляется необходимость изучения и учета транспортных характеристик груза. Транспортные характеристики груза — это совокупность свойств груза, которые определяют способ и условия его транспортировки, погрузки и хранения. В понятие характеристик грузового транспорта в основном входят объемные и массовые характеристики, способы хранения, физико-химические свойства, характеристики тары и упаковки, а также некоторые свойства товаров.

К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

21 стр., 10110 слов

Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при осуществлении ...

... склада в системе распределения. Цель работы - изучить тему «Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при осуществлении процесса перевозки грузов» и предложить способ уменьшить затраты на транспортировку на реальном торговом предприятии. Поставленная цель определяет ...

Подавляющее большинство опасных грузов по территории Российской Федерации перевозится автомобильным и железнодорожным транспортом (около 95% всех перевозок опасных грузов).

Гораздо меньшая доля выпадает на водный и воздушный транспорт. В то же время автомобильные и железнодорожные пути естественным образом сконцентрированы в наиболее густонаселенных районах. Поэтому большая часть перевозимых опасных грузов сосредоточена в местах, где любая потеря или другая авария может привести к значительному материальному ущербу, ущербу окружающей среде или смерти. Поэтому во всех развитых странах разработаны строгие правила, направленные на обеспечение безопасности перевозки опасных веществ и снижение последствий возможных аварийных ситуаций при их транспортировке. Кроме того, из-за большого количества международных грузовых перевозок и возможного глобального масштаба последствий аварий с опасными веществами существуют различные международные соглашения, регулирующие такие перевозки. Как пример, можно привести следующие документы: «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), «Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов» (заключили бывшие советские республики, кроме Прибалтики), «Рекомендации по перевозке опасных грузов» ООН и другие документы. Также следует отметить, что большая часть международных перевозок опасных грузов регулируется именно международными соглашениями и рекомендациями ООН, а тем более — документами тех стран, через которые осуществляется перевозка.

Согласно ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка «Опасные вещества делятся на классы, подклассы, категории и группы в зависимости от их физических и химических свойств, типов и степени опасности при транспортировке. Кроме того, для классификации опасных грузов используются номера согласно списку ООН — четырехзначные числа, присвоенные Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов для обозначения вещества или группы веществ.

1. Классификация опасных грузов. Упаковка и маркировка

К опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных. В более общем плане опасная нагрузка может быть определена как нагрузка, физические, химические и биологические свойства которой способны оказывать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей, оборудование, конструкции и окружающую среду.

Классификация опасных грузов

Установлены следующие классы опасных грузов:

класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ);

класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

класс 5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

класс 6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);

класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);

класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);

класс 9 — прочие опасные вещества.

Подклассы опасных грузов установлены в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Номер

Наименование подкласса

класса

подкласса

1

1.1

Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой

1.2

Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой

1.3

Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой

1.4

Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности

1.5

Очень нечувствительные взрывчатые материалы

1.6

Изделия чрезвычайно низкой чувствительности

2

2.1

Невоспламеняющиеся неядовитые газы

2.2

Ядовитые газы

2.3

Воспламеняющиеся (горючие) газы

2.4

Ядовитые и воспламеняющиеся газы

3

3.1

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °С в закрытом тигле

3.2

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18 °С, но менее 23 °С в закрытом тигле

3.3

Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23 °С, но не более 61 °С в закрытом тигле

4

4.1

Легковоспламеняющиеся твердые вещества

4.2

Самовозгорающиеся вещества

Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

5

5.1

Окисляющие вещества

5.2

Органические пероксиды

6

6.1

Ядовитые вещества

6.2

Инфекционные вещества

7

Радиоактивные материалы на подклассы не разделены

8

8.1

Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами

8.2

Едкие и (или) коррозионные вещества, обладающие основными свойствами

8.3

Разные едкие и (или) коррозионные вещества

9

9.1

Грузы, не отнесенные к классам 1-8

9.2

Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом водным транспортом

Отнесение опасного груза к классу, а также к подклассам 4.1; 4.2; 4.3; 5.1; 5.2; 6.1 производится в соответствии с основным видом опасности.

До 1993 года в России было два стандарта на упаковку: внутренний и экспортный. Принципиальным отличием международных стандартов и соответствующего им экспортного ГОСТа заключалось в том, что они регламентировали перечень и количественные критерии испытаний, которые должна успешно проходить упаковка каждого вида, в то время, как внутренний ГОСТ регламентировал технологию изготовления упаковок. Ныне действующий ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка» соответствует международным требованиям. Однако внедрение этого стандарта практически не повлияло на качество упаковки опасных грузов, так как в настоящее время упаковка для большинства опасных грузов не соответствует стандарту. Основная причина такой ситуации — отсутствие контроля качества упаковки для опасных грузов, что происходит из-за несоответствия российской транспортной и сопроводительной документации международным требованиям. Вместо государственного сертификата на упаковку используется так называемый сертификат соответствия, который подписывается самим отправителем.

Для каждого вида упаковки установлен перечень тестов, среди которых общепринят краш-тест в свободном падении. Критерием прохождения теста является отсутствие вытекания вещества из упаковки. По результатам испытаний на каждый вид упаковки выдается сертификат Госстандарта.

Подтверждением соответствия упаковки действующим стандартам является маркировка упаковки (рис. 1).

Виды опасного груза; правила их перевозок 1

Рис. 1. Маркировка упаковки для опасных грузов

Маркировка упаковки включает в себя:

1. код упаковки (первая арабская цифра обозначает тип упаковки, латинские буквы обозначают материалы, из которых изготовлена упаковка, вторая цифра обозначает конструктивные особенности упаковки);

2. буквы, обозначающей группу(ы) упаковки (X — 1,2 и 3; Y — 2 и 3; Z — 3) и: величины относительной плотности, округленной до первого десятичного знака для жидкостей или максимальной массы брутто в килограммах;

  • букву «S», указывающую, что упаковка предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары, либо величину испытательного давления, в кПа, округленную до 10 кПа;
  • две последние цифры года изготовления упаковки;
  • международный автомобильный код государства, санкционировавшего нанесение маркировки;
  • наименование изготовителя или его кодовое обозначение.

Обозначение типа упаковки для опасных грузов.

1. Барабаны — тара цилиндрической формы с плоскими или выпуклыми днищами, изготовленная из металла, фибрового картона, фанеры или других соответствующих материалов (включая сужающуюся или расширяющуюся тару в виде конуса).

  • Деревянные бочки — емкости из натурального дерева, круглого сечения, с выпуклыми стенками, состоящие из заклепок и днищ, закрепленных кольцами.
  • Банки — металлическая или пластиковая тара с прямоугольным или многоугольным сечением.

— Ящики — тара со сплошными прямоугольными или многоугольными стенками, изготовленная из металла, древесины, фанеры, древесного материала, фибрового картона, пластмассы или других соответствующих материалов. Допускаются небольшие отверстия для простоты обращения, открытия или необходимых соединений в соответствии с требованиями классификации, если они не влияют на целостность упаковки во время транспортировки.

  • Пакеты — это мягкие контейнеры из бумаги, полиэтиленовой пленки, текстиля, ткани или других подходящих материалов.

— Тара комбинированная — тара, состоящая из наружной тары и внутреннего сосуда (емкости), сконструированная так, что внутренний сосуд и наружная тара образуют единое изделие. После сборки остается неделимая единица, которая заполняется, хранится, транспортируется и опорожняется как таковая.

  • Емкости — это контейнеры для размещения и удержания в них веществ или продуктов, включая любые средства закрытия.

Обозначение материала, из которого изготовлена упаковка:

А — сталь,

В — алюминий,

С — древесина,- фанера,- древесный материал,- фибровый картон,- пластмассы,- текстиль,- бумага многослойная,- другие материалы,- стекло, фарфор и т.п.

Группа упаковки должна соответствовать степени опасности вещества: низкая степень опасности — 1 группа упаковки, средняя степень опасности — 2 группы упаковки, высокая степень опасности — 3 группы упаковки. Критерии отнесения веществ различных классов к степеням опасности указаны в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

Если пакет был отремонтирован, наносится дополнительная маркировка, аналогичная указанной выше, только с указанием названия и обозначения компании, в которой он ремонтировался, а также буквы «R» и двух последних цифр года ремонта и упаковки.

В соответствии с правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом опасные грузы должны упаковываться в доброкачественную тару, сконструированную и укупоренную таким образом, чтобы из упаковки, подготовленной к транспортированию, предотвратить любую утечку, которая может возникнуть в обычных условиях перевозки в результате вибрации, изменения температуры, влажности или давления. На внешних сторонах грузовых мест не должно оставаться никаких следов опасных веществ (это требование относится как к новой, так и к постоянно используемой таре).

Элементы упаковки, непосредственно контактирующие с опасными веществами, должны быть устойчивы к химическому или другому воздействию этих веществ. При необходимости на них следует нанести подходящее внутреннее покрытие или обработку.

При наполнении контейнеров жидкостями необходимо оставлять достаточно места для предотвращения утечки или деформации контейнера из-за расширения жидкости, вызванного возможными изменениями температуры во время транспортировки.

Опасные грузы не должны помещаться в одну упаковку с другими опасными или неопасными грузами, если они вступают друг с другом в реакцию, вызывающую:

  • возгорание и (или) выделение значительного количества тепла;
  • выделение воспламеняющихся, токсичных или удушающих газов;
  • образование коррозионных веществ;
  • образование нестабильных веществ.

Упаковка, в маркировке которой указано испытательное гидравлическое давление, должна заполняться жидкость так, чтобы давление в упаковке не превышало 2/3 испытательного давления.

Пакеты с опасными грузами должны иметь специальную маркировку в виде предупреждающих знаков.

На упаковку наносится как знак основной опасности, так и знаки дополнительной опасности (если есть).

На знаке основной опасности в нижней части указывается номер класса.

Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами.

Правила перевозки опасных грузов

На территории Российской Федерации основные требования к организации перевозки опасных грузов определены как международными договорами, нормами и стандартами, так и нашими законодательными документами. На автомобильном транспорте это «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные Министерством транспорта России от 08.08.1995 №73, на железной дороге — «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденные Госгортехнадзора России 16.08.1994 №50. Также существует ряд документов, регулирующих перевозку опасных грузов речным, морским и воздушным транспортом.

Перевозки опасных грузов автомобильным транспортом:

К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при транспортировке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, которым присвоено название «особо опасные грузы».

Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется в соответствии с «Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» и с соблюдением особых требований безопасности.

Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГИБДД МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства.

При перевозке автомобильным транспортом «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения.

Для получения разрешения на перевозку «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление, с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • аварийная карточка системы информации об опасности;
  • маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем);
  • свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Отметку о разрешении транспортировки «особо опасного груза» производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения.

Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию товаров, перемещаемых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев.

В соответствии с действующим законодательством органы Госатомнадзора России выдают разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Перевозка «особо опасных грузов» допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица — представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними.

Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к «особо опасным грузам», определяет грузоотправитель (грузополучатель).

Сопровождающие лица и лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем).

В тех случаях, когда по договору перевозки грузов автомобильным транспортом сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой груза по правилам обращения и перевозки его.

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки, заключенного в соответствии с действующим законодательством.

Разработку маршрута перевозки опасных грузов осуществляет автотранспортная организация, выполняющая данную перевозку.

Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГАИ МВД России в следующих случаях:

  • при перевозке «особо опасных грузов»;
  • при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.));
  • при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.

При разработке маршрута транспортировки автотранспортная организация должна руководствоваться следующими основными требованиями:

  • вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты;
  • маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники и другие особо охраняемые территории;
  • на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом.

Маршрут транспорта не должен проходить через крупные населенные пункты. При перевозке опасных грузов в пределах крупных населенных пунктов маршруты движения не должны проходить вблизи развлекательных, культурных, образовательных, образовательных, дошкольных и медицинских учреждений.

Для согласования маршрута транспортировки опасных грузов автотранспортная организация обязана не менее чем за 10 суток до начала перевозки представить в территориальные подразделения ГАИ МВД России

  • разработанный маршрут перевозки по установленной форме в 3-х экз.;
  • свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;

— для «особо опасных грузов» дополнительно — специальную инструкцию на перевозку опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД Российской Федерации по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя).

Маршруты транспорта согласовываются с управлениями ГИБДД МВД России, на обслуживаемой территории находятся автотранспортные организации, перевозящие опасные грузы или в которых временно зарегистрированы транспортные средства, перевозящие опасные грузы.

Маршрут перевозки, согласованный с подразделениями ГИБДД МВД России, действителен в течение срока, указанного в разрешении. В случаях, когда этот срок не указан, опасные грузы могут перевозиться по согласованному маршруту в течение 6 месяцев с даты утверждения.

В случае возникновения обстоятельств, требующих изменения согласованного маршрута, автотранспортная организация обязана согласовать разработанный ею новый маршрут перевозки опасных грузов в тех подразделениях ГАИ МВД России, где первоначальный маршрут был согласован.

Прием опасных грузов к перевозке и их доставка получателю осуществляется весовым, а в упакованном — по количеству мест.

Перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом:

Грузоотправители, грузополучатели, работники магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, владельцы и арендаторы подвижного состава и контейнеров, а также предприятия, осуществляющие транспортно — экспедиционное обслуживание, при перевозках опасных грузов должны обеспечить соблюдение «Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», другой действующий нормативно — технической документации по перевозкам опасных грузов.

Опасные грузы принимаются к перевозке железнодорожным транспортом в порядке, установленном Правилами перевозки грузов.

Грузоотправители обязаны выполнять следующее:

  • загружать опасные грузы только в подвижной состав, который по своей конструкции, назначению и техническому состоянию пригоден для безопасной и сохранной перевозки конкретного опасного груза;
  • иметь документацию, подтверждающую классификацию опасного груза, об условиях его безопасной перевозки и аварийную карточку;

— применять тару, упаковку, упаковочные комплекты, которые должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий на конкретные опасные грузы, пройти испытания по установленным программам и методикам в целях предотвращения любой утечки (просыпания) содержимого, которая может возникнуть в пути следования вследствие динамических воздействий, изменения температуры, влажности и т.д.

Прием к перевозке и доставка опасных грузов должны осуществляться в соответствии с Правилами перевозки грузов.

Класс 1. Взрывчатые материалы (ВМ)

Перед погрузкой взрывчатых веществ в универсальные крытые вагоны и контейнеры отправитель обязан провести работы по их подготовке в соответствии с требованиями настоящего Положения в порядке, установленном МПС России.

Движение поездов, в которых имеются вагоны с ВМ, должно быть организовано по возможности в обход крупных населенных пунктов, на безопасном расстоянии от взрывопожароопасных производств, без остановок на промежуточных станциях, под контролем служб отделений, дорог, МПС в установленном порядке.

Погрузка и разгрузка промышленных взрывчатых веществ должна производиться на подъездных путях предприятий. Места стоянки таких вагонов до их отправления со станции должны быть удалены от жилых и производственных строений, тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива легковоспламеняющихся грузов, от главных станционных путей не менее чем на 125 м.

Выбор парковочных мест для таких автомобилей осуществляется комиссией с участием представителей Госгортехнадзора России и других заинтересованных организаций.

запрещено хранить ВМ на складах вокзалов.

При перевозке на открытом подвижном составе ВМ в специализированных контейнерах, тип и параметры которых совпадают с типами и параметрами универсальных контейнеров МПС России, их размещение и крепление производятся в соответствии с требованиями «Технических условий погрузки и крепления грузов», утвержденных МПС России.

Работники железнодорожных станций обязаны проверить правильность размещения и крепления специализированных контейнеров с ВМ на открытом подвижном составе при отправлении грузов без сопровождения специалистов или охраны грузоотправителя (грузополучателя).

совместная перевозка в контейнере БМ разных подклассов запрещена, за исключением груза, входящего в комплект.

К перевозке допускаются только ВМ классифицированные, а также допущенные Госгортехнадзором России к производству и применению в установленном порядке. При этом взрывчатое вещество считается новым не только с учетом изменения его физико-химических свойств, но и в случае использования новой конструкции тары и упаковки, увеличивающей вес единицы заряжания.

Класс 2. Газы сжатые, сжиженные

После заполнения цистерны опасными грузами 2 класса необходимо проверить герметичность дверцы цистерны и арматуры.

Все рабочее оборудование цистерны из наливного цеха необходимо привести в транспортное положение. Верхняя дверца и предохранительный клапан закрываются предохранительными колпачками и пломбируются. Письменное разрешение на отправку вагона — цистерны с этими грузами выдается представителем ОТК. При этом необходимо следить за исправным рабочим состоянием тележки, соответствием маркировки, герметичностью резервуарного котла, наличием предохранительных колпачков на арматуре, которые должны быть заблокированы и опломбированы.

Грузополучатель обязан слить груз из вагона — цистерны, контейнера — цистерны полностью. Давление в цистерне после слива должно быть не менее норм, установленных нормативно — технической документацией для данного груза.

В накладной на порожнюю вагон — цистерну грузополучатель обязан записать: «Вагон — цистерна слита полностью. Давление в котле … МПа».

При перевозке сжиженных газов под нормальным давлением вагон — цистерна должна быть оборудована отводящей трубой для испарения газа, находящейся в открытом состоянии.

На вагонах — цистернах в этом случае у места свободного выхода газа должна быть надпись: «Газосброс не закрывать».

Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости

После налива и слива опасных грузов подтеки на наружной поверхности котла вагона — цистерны должны быть грузоотправителем (грузополучателем) удалены.

При наливе и сливе опасных грузов:

  • работы по наливу и сливу должны быть механизированы с обеспечением максимальной герметизации;
  • работники, производящие налив и слив этих грузов, должны быть перед началом работ ознакомлены с их свойствами, проинструктированы по вопросам техники безопасности при работах с этими продуктами и снабжены соответствующей защитной одеждой, средствами индивидуальной защиты;
  • работы внутри котла вагона — цистерны должны проводиться с обязательным применением шлангового противогаза.

Класс 4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ), вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

Взрывоопасные легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные загораться без предварительного подогрева от источника зажигания с низкой энергией, должны предъявляться к перевозке только в герметичной таре.

Перевозка опасных грузов подкласса 4.1 разрешается в таре в крытых сухих вагонах и контейнерах. Запрещается транспортирование этих грузов на открытом подвижном составе, без упаковки.

Материалы животного и растительного происхождения, способные к воспламенению от тепла, выделяемого при химических и биологических процессах, а также при ударе или трении, должны перевозиться только повагонными отправками или в контейнерах.

Класс 5. Окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)

Вагоны для перевозки опасных грузов подкласса 5.1 должны быть тщательно очищены от остатков ранее перевозимых грузов, пыли или промыты и не иметь следов минеральных и растительных масел.

Органические пероксиды, требующие регулирования температурного режима, должны перевозиться в специализированных изотермических вагонах грузоотправителя или грузополучателя.

Вагоны для перевозки органических пероксидов как в груженом, так и в порожнем состоянии должны транспортироваться в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя).

Классы 6 и 8. Ядовитые (ЯВ), едкие, коррозионные (ЕК) и инфекционные вещества (ИВ)

На котлы вагонов — цистерн, контейнеров — цистерн, предназначенных для перевозки ядовитых веществ и продуктов других классов опасности, обладающих ядовитыми свойствами, наносится знак опасности 6а в соответствии с ГОСТ 19433-88.

Пестициды, а также порожняя тара из-под них должны перевозиться в собственных вагонах грузоотправителя (грузополучателя) или арендованных им крытых вагонах. Вагоны должны быть окрашены владельцем (арендатором) в желтый цвет. На дверях вагонов наносятся надписи: над знаком опасности — «Пестициды», а под знаком — «Другими грузами не загружать».

Опасные грузы класса 8, прежде всего кислоты, олеум, меланж, обладают способностью вызывать тяжелые химические ожоги и интенсивную коррозию металла и других элементов подвижного состава, поэтому перевозка этих грузов должна осуществляться в вагонах — цистернах, контейнерах — цистернах, предназначенных для перевозки конкретного опасного груза. Материал котла таких вагонов — цистерн или внутреннее защитное покрытие должны надежно противостоять агрессивному действию перевозимого груза.

Перевозка опасных грузов класса 8 в не предназначенных для этих целей вагонах — цистернах запрещается.

В случае самовольного налива грузоотправителем грузов класса 8 в вагон — цистерну, не предназначенную для перевозки этого продукта, станция отправления обязана возвратить цистерну грузоотправителю для слива, очистки и нейтрализации.

Перевозки опасных грузов воздушными судами:

Запрещается перевозка опасных грузов воздушными судами, за исключением случаев, указанных в «Правилах перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» и Технических инструкциях.

Опасные грузы упаковываются и перевозятся в упаковочных комплектах (емкости или другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции по удержанию содержимого).

Требования к упаковочным комплектам указаны в Технических инструкциях.

Для перевозки жидких опасных грузов используются упаковочные комплекты, выдерживающие значение давления, указанное в Технических

Упаковочные комплекты защищаются и снабжаются прокладками и абсорбирующими материалами, не вступающими в опасное взаимодействие с опасным грузом.

Упаковочный комплект не используется повторно до тех пор, пока не пройдет проверку, установившую отсутствие в нем коррозии или других повреждений. Если упаковочный комплект используется повторно, то принимаются все необходимые меры для того, чтобы не допустить загрязнения нового груза.

Если пустые неочищенные упаковочные комплекты могут представлять опасность, то они плотно закрываются и обрабатываются, исходя из степени опасности, которую они представляют.

Грузовое место с опасным грузом маркируется с нанесением знаков опасности в соответствии с Техническими инструкциями.

Маркировка опасного груза производится на русском языке. При перевозке опасного груза воздушными судами в другое государство, маркировка дополняется переводом на английском языке.

Перевозки опасных грузов водным транспортом:

Опасные грузы перевозятся в соответствии с правилами перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В случае неправильного указания в транспортной накладной наименования опасного груза, его свойств, особых отметок или необходимых при перевозке опасного груза мер предосторожности, отправления запрещенного для перевозки внутренним водным транспортом груза перевозчик вправе требовать от грузоотправителя или грузополучателя выгрузки за их счет опасного груза в любое время и в любом месте. В случае если грузоотправитель или грузополучатель отказывается от выгрузки такого груза либо обстоятельства требуют немедленной его выгрузки, перевозчик вправе уничтожить или обезвредить такой груз без возмещения понесенных грузоотправителем или грузополучателем в связи с этим убытков. Плата за перевозку опасного груза в случаях, указанных в настоящем пункте, грузоотправителю не возвращается. В случае если плата за перевозку такого груза не была уплачена при его отправлении, перевозчик вправе взыскать ее с грузоотправителя полностью. Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за убытки, нанесенные ему таким грузом.

В случае если груз, погруженный с ведома и согласия перевозчика, станет опасным для судна, другого груза или находящихся на судне людей, перевозчик вправе потребовать от грузоотправителя или грузополучателя немедленной выгрузки такого груза, либо в зависимости от обстоятельств обезвредить или уничтожить такой груз без возмещения грузоотправителю или грузополучателю понесенных в связи с этим убытков. Перевозчик имеет право на долю провозной платы, пропорциональную фактически пройденному судном расстоянию с таким грузом.

3. Транспортно-сопроводительные документы

При осуществлении перевозки опасных грузов водитель должен иметь при себе следующие транспортно-сопроводительные документы:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • водительское удостоверение;
  • путевые листы, установленной формы для всех видов перевозки, для ОГ делается красная отметка в верхнем левом углу о том, что перевозится ОГ;
  • товарно-транспортные накладные (ТТН) установленной формы, в товарном и транспортном разделах которых указывается следующая информация о грузе согласно ДОПОГ: идентификационный номер ООН, наименование груза с синонимами, класс (подкласс) опасности и группа совместимости;
  • свидетельство о прохождении водителем специальной подготовки по перевозке опасных грузов. Выдается ДОПОГ-свидетельство международного образца, по истечении трех лет водитель должен пройти переподготовку;
  • свидетельство о допущении транспортного средства к перевозке опасного груза, свидетельство выдается органами ГИБДД МВД РФ по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра (периодичность прохождения технического осмотра — шесть месяцев);
  • маршрут перевозки опасного груза. Срок действия маршрута должен соответствовать сроку действия свидетельства о допущении транспортного средства к перевозке ОГ.

аварийную карточку;

  • сертификат соответствия.

Документы должны находиться на каждом транспортном средстве, осуществляющем перевозку опасных грузов.

опасный груз перевозка транспортный

Заключение

Перевозка опасных грузов осуществляется различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, воздушным, речным.

Для каждого вида транспорта разработаны свои нормы и правила организации перевозок, лицензирования, сертификации, оформления документации, маркировки, свои требования к подвижному составу, а также предусмотрена ответственность персонала в случае аварийной ситуации. Перевозка опасных грузов указанными видами транспорта регулируется общими правовыми правилами и специальными по отдельным видам транспорта. Такие перевозки по территории России и за рубежом осуществляются в соответствии с национальными и международными законами, соглашениями и нормами. Они являются специфическим видом перевозок.

Список использованной литературы, Нормативные акты:

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/markirovka-opasnyih-gruzov-na-avtomobilnom-transporte/

1. Конституция Российской Федерации от 21.12.1993г. (в ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // СПС «Консультант Плюс»;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Федер. Закон: принят Гос. Думой 1 ноября 2001 г.: одобрен Советом Федерации 14 ноября 2001 г. (ред. от 14.06.2012)) // СПС «Консультант Плюс»;

  • Воздушный кодекс Российской Федерации (Федер. Закон: принят Гос. Думой 19 февраля 1997 г.: от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)) // СПС «Консультант Плюс»;

4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СПС «Консультант Плюс»;

5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СПС «Консультант Плюс»;

6. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СПС «Консультант Плюс»;

7. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 года (заключено в Женеве)// СПС Консультант Плюс;

8. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ « Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 7 июля 2003 г.)

9. Приказ Минтранса РФ от 5 сентября 2008 г. N 141 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации» // СПС Гарант

10. ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ — Москва, 2004г.

11. ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка» Москва, Стандартинформ, 2007г.

  • Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утв. приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73) (с изменениями от 11 июня, 14 октября 1999 г. ) // СПС Консультант Плюс;)

13. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 N 50) (ред. от 20.06.2002) // СПС Консультант Плюс

Учебная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/markirovka-opasnyih-gruzov-na-avtomobilnom-transporte/

1. Егиазаров В.А.: Транспортное право: Учебник. 7-е изд., доп и перераб. // Юстицинформ, 2011, 592 с.

2. Морозов С.Ю. Транспортное право: учебное пособие. — М.: Издательство Юрайт, 2010. — 531 с.

3. Гречуха В.Н. Международное транспортное право : учебник для магистров.- М. : Издательство Юрайт, 2011.- 474 с.