Оперативно-розыскные мероприятия таможенных органов

Курсовая работа

Современная отечественная теория оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) стала формироваться с начала 60-х годов прошлого века, после принятия уголовно-процессуальных кодексов союзных республик, где впервые на законодательном уровне появился термин «оперативно-розыскные меры», осуществление которых было возложено на органы дознания.

До этого в закрытых изданиях употреблялись термины «оперативная работа», «агентурно-оперативная работа». В трудах по криминалистике использовался термин «розыскная работа».

Основы современной теории оперативно-розыскной деятельности и практики проведения оператино-розыкных мероприятий заложили ученые и практики в МВД СССР: А. И.Алексеев, В. Г. Бобров, Б. Е. Богданов, А. С. Вандышев, А. Ф. Возный, Д. В. Гребельский, А. Г. Лекарь, В. А. Лукашов, Б. Г. Морохин, С. С. Овчинский, П. А. Олейник, В. Г. Самойлов, В. В. Сергеев, Г. К. Синилов, А. Б. Утевский и др.

Одновременно проблемы ОРД активно исследовались в отечественной криминалистике (Р. С. Белкин, А. И. Винберг, И. Ф. Пантелеев, Н. П. Яблоков и др.).

В этот же период в КГБ СССР разрабатывались проблемы теории контрразведывательной деятельности (В. Я. Дорохов, В. П. Ерошин, М. П. Карпушин, Б. П. Курашвили и др.), которую по ряду параметров можно рассматривать как составную часть теории ОРД.

С принятием Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» в 1992 г., а затем Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в 1995 г. начался новый этап развития теории ОРД в Российской Федерации.

В настоящее время нормы, напрямую регулирующие оперативно-розыскные правоотношения, помимо Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ содержатся в 18 федеральных законах.

По вопросам ОРД принято множество подзаконных актов — указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативно-правовых актов, как субъектов ОРД, так и иных федеральных органов исполнительной власти, участвующих в ОРД.

Большинство этих нормативных правовых актов носят открытый характер и использованы при написании настоящей дипломной работы.

Одновременно учтены положения международно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскные правоотношения в России. В документах ООН, Совета Европы, СНГ содержатся нормы, регулирующие проведение международных агентурных операций, контролируемых поставок, а также электронное наблюдение, обмен оперативной информацией.

26 стр., 12674 слов

Правовые основы организации и деятельности Следственного комитета ...

... Следственным комитетом. Предмет исследования: правовые основы организации и деятельности Следственного комитета Российской Федерации. Целью работы является комплексный анализ деятельности Следственного комитета и изучение оснований такой деятельности. ... розыскному процессу пришел следственный процесс, основы которого закреплялись во второй части Воинского устава 1716 г. Он базировался на теории ...

Особую роль в правовом регулировании ОРД играют решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые закрепили конституционность норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и иных федеральных законов, регулирующих оперативно-розыскные правоотношения.

Теория ОРД как наука получила в настоящее время развитие не только в закрытых работах научных и учебных заведений правоохранительных органов и спецслужб, но и во множестве открытых публикаций. По проблемам теории ОРД только в начале XXI века защищено уже несколько десятков открытых докторских и кандидатских диссертаций.

Теория ОРД стала самостоятельной учебной дисциплиной во многих юридических вузах и на факультетах.

Целью настоящего дипломного исследования является систематизация и обобщение имеющейся информации касающейся оперативно-розыскной деятельности, определения круга проблем возникающих в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами Российской Федерации и выработка возможных путей их решения.

Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:

  • сформулировать определение, понятие и цели оперативно-розыскной деятельности;
  • сформулировать определение понятия и содержания ОРМ;
  • определить круг проблем возникающих в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами Российской Федерации.
  • выработка возможных путей решения проблем возникающих в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами Российской Федерации.

Объектом научного анализа настоящей работы являются правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи и по поводу оперативно-розыскных мероприятий проводимых таможенными органами Российской Федерации.

Предмет исследования — теоретические и правовые основы проведения оперативно-розыскных мероприятий таможенными органами Российской Федерации.

Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.

Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы планирования, проведения и фиксации результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической деятельности.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа законодательства формирующего правовое поле оперативно-розыскных мероприятий проводимых таможенными органами Российской Федерации и проблем, возникающих в ходе их проведения.

Актуальность работы выражается в назревшей необходимости конкретизации оперативно-розыскных мероприятий проводимых таможенными органами Российской Федерации, а так же предложения автором путей решения проблем, возникающих в ходе проведения ОРМ.

1. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности, задачи и принципы

Статья 1 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Федеральный Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (с изм. и доп. вступающими в силу с 07.09.2007 года).

30 стр., 14966 слов

Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности ...

... обстановке в нашем государстве, некоторые вопросы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на сегодняшний день остаются нераскрытыми. Цель работы Для достижения указанной цели в работе были обозначены следующие задачи : представить ...

— М.: Юридическая литература, 2007. — С. 3.

Законодательное определение понятия оперативно-розыскной деятельности является базовым для уяснения сущности и содержания как указанной деятельности в целом, так и ее отдельных элементов и видов (направлений).

В отечественном законодательстве термин «оперативно-розыскные меры» впервые появился в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятых 25 декабря 1958 г. В соответствии со ст. 29 Основ на органы дознания было возложено «принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших». Аналогичное понятие было продублировано в ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР и соответствующих статьях УПК других союзных республик СССР.

Более детальная регламентация ОРД реализовывалась в закрытых нормативных актах Правительства СССР, МВД СССР и КГБ СССР, а также закрытых постановлениях ЦК КПСС.

Только в 1992 г. в связи с принятием первого Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» стало формироваться российское оперативно-розыскное законодательство, которое получило свое развитие в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», принятом в 1995 г. Коряинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 6.

ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности , которая имеет исключительно государственный характер. Это определяется тем, что она законодательно определена и санкционирована государством, ограничена кругом ее специальных субъектов, выступающих от имени государства, осуществляется в порядке и в пределах, определенных и ограниченных им, подконтрольна государственным органам, направлена на обеспечение права и его защиту специфическими средствами и методами.

Отличительной особенностью оперативно-розыскной деятельности является ее разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено, прежде всего тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.

С содержательной стороны оперативно-розыскную деятельность составляет проведение оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых строго ограничен Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Однако ОРД не ограничивается только процедурой их проведения. Она охватывает также проведение организационных мероприятий, применение тактических приемов, действий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в оперативно-розыскной деятельности физических и юридических лиц, применение специальных технических средств и химических веществ, которые в конечном итоге способствуют проведению конкретных оперативно-розыскных мероприятий или их совокупности. Важно отметить, что и организационные, и тактические, и обеспечивающие меры носят подчиненный характер по отношению к оперативно-розыскным мероприятиям, часто предшествуют им ибо являются их следствием, логически, технически, методически из них вытекают.

13 стр., 6321 слов

Управленческая деятельность в таможенных органах

... Объектом данного исследования является управленческая деятельность в таможенных органах. Предметом исследования является современная система управления таможенными органами Российской Федерации. Цель курсовой работы заключается в изучении управленческой деятельности в таможенных органах Российской Федерации. Для достижения цели в работе определены следующие задачи: проанализировать ...

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 13).

Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только Федеральным Законом.

К оперативным подразделениям относятся структурные единицы органов внутренних дел (ОВД) РФ, органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ (ФТС), Службы внешней разведки РФ (СВР), Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), органов по контролю за оборотом наркотиков, органа внешней разведки Минобороны РФ, в обязанности которых входит проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскная деятельность часто носит характер конфликта, несоответствия целей и интересов субъектов и объектов этой деятельности. Цель субъектов ОРД состоит, прежде всего, в выявлении, раскрытии преступлений, выявлении, обнаружении лиц, их совершивших; цель объектов ОРД — избежать ответственности, скрыться от правосудия. В этой связи, поскольку изначально неясен процессуальный статус объектов оперативно-розыскной деятельности, виновность их не определена, содержательная сторона ОРД включает ряд положений, которые непосредственно направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этой деятельности.

В преамбуле Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определена позиция законодателя относительно территориальности осуществления оперативно-розыскной деятельности. Из буквального толкования употребленной в преамбуле формулировки следует, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории Российской Федерации. Это можно понимать следующим образом: во-первых, установленные законом предписания распространяются только на территорию России; во-вторых, ОРД может проводиться и за пределами Российской Федерации; в-третьих, содержание ОРД вне пределов Российской Федерации регламентируется (определяется) иными нормативными правовыми актами (международными соглашениями).

Суть оперативно-розыскной деятельности составляет установление истины. Иными словами, с помощью ОРД не процессуальными, но правовыми средствами, не нарушающими прав человека, тайным (скрытым) и открытым способом устанавливается реальный виновник (виновники) преступления, воссоздается картина самого преступления, устанавливаются возможные пути получения доказательств этого преступления.

12 стр., 5915 слов

Анализ системы оценки деятельности должностных лиц таможенных ...

... работы обеспечивается решением следующих задач: 1. Раскрытие понятие эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов. 2. Рассмотрение нормативно-правового регулирования оценки деятельности должностных лиц таможенных органов. 3. Изучение основных положений оценки эффективности деятельности должностных лиц таможенных органов. 4. Проведение анализа существующих методик организации ...

С помощью оперативно-розыскной деятельности, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, установленных Федеральном законом «Об оперативно-розыскной деятельности», с применением различных специальных технических средств, путем всевозможных уловок, комбинаций, психологической игры подозреваемые и обвиняемые склоняются к деятельному раскаянию, к совершению действий, которые ведут к их изобличению. Поэтому все правовое содержание ОРД пронизано нормами Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса, служит целям уголовно-правового и уголовно-процессуального воздействия.

Если же речь идет о предупреждении и пресечении преступлений, то в этом случае назначение ОРД состоит в проникновении в замыслы лиц, подготавливающих, продумывающих преступные деяния. Оперативно-розыскная деятельность направлена на их опережение, просчет (предвидение, предугадывание) возможных преступных действий.

То же касается сбора информации о безопасности государства и общества. В этом состоит единство ОРД с разведывательной и контрразведывательной деятельностью специально уполномоченных органов государства.

Задачами оперативно-розыскной деятельности, согласно ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В соответствии с иерархией ценностей (личность, общество, государство) Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» отразил и определенную логическую последовательность решаемых ОРД задач — это прежде всего работа по преступлениям, их выявление и раскрытие, установление лиц, их совершивших, затем осуществление розыскной работы и, в заключение, добывание информации о событиях и действиях.

Такая последовательность в постановке задач связана и с тем, что необходимость осуществления ОРД по конкретным преступлениям очевидна, она продиктована уже реально существующей общественной опасностью, исходящей от подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений и от лиц, их совершивших. Что касается добывания информации, необходимость в ней продиктована еще не реальной, а лишь возможной угрозой для безопасности.

Сформулированные законодателем задачи оперативно-розыскной деятельности являются специфичными, отличающими эту деятельность от других видов деятельности государственных органов. Никакой иной вид государственной деятельности не выполняет задачи выявления преступлений, розыска лиц, добывания информации об угрозе безопасности Российской Федерации. К тому же никакая иная деятельность не располагает набором сил, средств и методов, при помощи которых было бы возможно эффективно решить такие задачи.

2 стр., 983 слов

Всемирная таможенная организация — структура, содержание ...

... по вопросам применения или интерпретации конвенций. Перечень конвенций, разработанных ВТО ВТО: Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) СТС - это основное звено международной системы сотрудничества государств по таможенным вопросам. Совет изучает все аспекты, в ...

Перечисленные в указанной норме Федерального Закона задачи взаимосвязаны между собой — они подчинены общей и единой цели деятельности, однако они имеют самостоятельное содержание, самостоятельные и специфические способы их разрешения, часто присущие только конкретной задаче. В частности, добывание информации об угрозах безопасности достигается, как было указано выше, в том числе путем применения специфических разведывательных и контрразведывательных действий.

Наиболее значимыми задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Это вытекает, прежде всего, из законодательного определения ОРД, ориентированной на защиту личности, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

выявление преступлений

Выявление преступления является одним из оснований возбуждения уголовного дела. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий создаются условия и предпосылки для официальной регистрации деяния в качестве преступления и принятия процессуального решения о возбуждении дела и проведения по нему расследования.

Задача предупреждения преступлений

В зависимости от стадии развития преступной деятельности, на которой были получены оперативные данные, при помощи оперативно-розыскных средств и методов возможно и иногда необходимо провести предупреждение конкретного замышляемого или подготавливаемого преступления. Это могут быть мероприятия, направленные на склонение объекта к отказу от совершения преступления, от продолжения начатых действий, либо задержание его за совершение иного преступления, например объект совершил приготовление к убийству, приобрел для этих целей огнестрельное оружие, но до начала действий, направленных на причинение смерти, был задержан за незаконное ношение, хранение оружия. В любом случае, будет ли доказан факт приготовления к убийству или нет, конкретное преступление (убийство) можно считать предупрежденным хотя бы потому, что не наступили его общественно опасные последствия.

Пресечение преступлений

К пресечению преступлений следует отнести и меры по разобщению, разложению организованных преступных формирований.

Раскрытие преступлений

В этом случае оперативно-розыскная деятельность выступает как в качестве инструмента выявления криминального деяния, так и в качестве средства обеспечения деятельности органов дознания, следствия, прокурора и суда в решении задач установления события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказания. Это связано с тем, что преступление не раскрывается при помощи только оперативно-розыскных средств и методов. Здесь прослеживается органическая связь оперативно-розыскная деятельность с уголовным процессом, включающим выяснение обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК), что служит ориентиром ОРД на решение задач уголовного судопроизводства.

Собранные оперативно-розыскным путем фактические данные сами по себе, без их процессуального получения и подтверждения доказательствами не являются, именно поэтому Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ст. 11) декларирует возможность использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

16 стр., 7746 слов

Правоохранительная деятельность таможенных органов

... составляют Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный Кодекс Таможенного союза. Правовую основу деятельности таможенных органов как органов дознания составляют Уголовно-процессуальный и Уголовный кодекс Российской Федерации. Правовую основу деятельности таможенных органов как органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, составляют ФЗ ...

Оперативно-розыскная деятельность выступает вспомогательным средством, обеспечивающим раскрытие преступлений, и потому, что для признания преступления раскрытым законодательством определена соответствующая юридическая процедура, гарантирующая установление истины по делу, исключающая привлечение к уголовной ответственности невиновных лиц, т.е. уголовный процесс. Преступление нельзя считать раскрытым до того момента, пока виновность обвиняемого не доказана в предусмотренном законом порядке и не установлена вступившим в законную силу приговором суда. На это прямо ориентирует ст. 49 Конституция Российской Федерации. Соответственно, решение задачи ОРД по раскрытию преступления актуально как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе оперативно-розыскного обеспечения предварительного следствия.

Раскрытие преступления нельзя отождествлять с его обнаружением (выявлением), установлением лица, его совершившего. Как представляется, законодатель, формулируя задачу раскрытия преступлений, исходит из широкого понимания этой задачи и не отождествляет ее решение с моментом, с которого преступление можно считать раскрытым, например с момента установления лица, его совершившего, предъявления ему обвинения, составления обвинительного заключения, вынесения приговора либо, наоборот, освобождения его от уголовной ответственности и наказания.

Только постановка (толкование) задачи раскрытия преступления в широком ее понимании способствует плодотворному взаимодействию оперативных подразделений, органов дознания и предварительного следствия, концентрации (объединения) их усилий при выявлении и изобличении виновных лиц.

Задача раскрытия преступления ориентирует оперативно-розыскные отделы и на решение задач уголовного процесса, состоящих в быстром и полном раскрытии преступлений.

Задача выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления,

Задача установления лиц, совершивших преступление, взаимосвязана с раскрытием преступления либо с его пресечением. Это также зависит от того, стало ли известно лицо до момента совершения (окончания) им общественно опасных действий либо в момент или после выполнения части криминальных действий.

Преступление нельзя считать раскрытым, если не выявлено и не установлено лицо, его совершившее, невозможно пресечь действия абстрактного субъекта преступления; вряд ли следует считать решенной задачу предупреждения абстрактных преступлений, замышляемых или подготавливаемых неопределенными лицами (за исключением общего предупреждения).

Отметим, однако, что такое детальное терминологическое разграничение задач может носить весьма условный характер, но иметь принципиально важное практическое значение, в частности ориентировать правоприменителя (субъектов ОРД) не только на достижение конечного результата в виде раскрытия преступления, но и на решение промежуточных задач, которые могут быть более важными и значимыми, чем сам конечный результат. Это, прежде всего, относится к преступлениям, общественно опасные последствия которых носят необратимый характер. Коряинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 25.

25 стр., 12297 слов

Правовое регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации

... правового регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд промежуточных задач: Раскрыть особенности внешнеторговой деятельности Российской Федерации. Дать характеристику правовой системы регулирования внешнеторговой деятельности. Рассмотреть таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности России ...

В качестве самостоятельной и специфичной задачи оперативно-розыскной деятельности законодателем выделена задача осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

Задача розыска имеет различия по процессуальному положению лиц и может характеризовать этап оперативно-розыскной деятельности, следующий за раскрытием преступления, либо являться его составной частью. Розыск без вести пропавших характеризует в некоторой мере задачу выявления преступления, когда без установления жертвы, ее идентификации невозможно установить факт и признаки преступления, или его отсутствие либо доказать виновность или снять подозрение с лица, подозреваемого в исчезновении (убийстве) разыскиваемого.

Задача розыска характеризует и взаимосвязь оперативно-розыскной деятельности с задачами уголовного процесса по обеспечению быстрого, полного и объективного расследования, неотвратимости наказания независимо от того, принято ли решение по делу или оно находится в стадии расследования.

Задача розыска отличается от задачи выявления и установления лиц, совершивших преступление, прежде всего тем, что для осуществления розыска лицо необходимо не только выявить, но и установить хотя бы оперативным путем его причастность к совершению преступления, т.е. розыск осуществляется уже по известным фактам преступной деятельности и в отношении конкретных лиц. Задача же их выявления и установления заключается в том, чтобы определить, конкретизировать (идентифицировать) лицо, подготавливающее, совершающее или совершившее преступление.

Решение задачи розыска предполагает осуществление специальной розыскной работы, которая только с осуществлением оперативно-розыскной деятельности не отождествляется: ОРД является ее составной частью.

В соответствии с УПК (п. 38 ст. 5) розыскные меры — это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления.

Производство розыскных действий, осуществляемых по поручению и указанию следователя, в контексте ст. 157 УПК следует рассматривать как синоним выявления и обнаружения, осуществления оперативно-розыскной деятельности в целом, а не термин, тождественный розыскной работе, решению задачи по розыску лиц.

К числу задач, не связанных с уголовным процессом, относится добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Представляется, что суть рассматриваемой задачи не сводится к добыванию информации о событиях или действиях, которые квалифицируются в качестве преступления, например как экологические преступления, преступления против общественной безопасности, преступления в сфере экономики, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, хотя они в целом (как и вся преступность) представляют собой угрозу безопасности Российской Федерации, так как добывание такой информации вписывается в задачу выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

13 стр., 6235 слов

Система таможенных органов Российской Федерации

... в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно существенном значении таможенных органов в системе органов исполнительной власти РФ, и достойно более детального рассмотрения. ОБЩАЯ ХАРТКРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Таможенные органы России в ...

Осуществление ОРД применительно к рассматриваемой задаче носит превентивный характер. Здесь в определенной мере реализуется и задача предупреждения преступлений, причем такое предупреждение носит стратегический, глобальный характер.

Исходя из положений ст. 3 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» эта деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип — руководящая идея, основное правило поведения, понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на всю совокупность познаваемых явлений и процессов реальной действительности.

Если задачи оперативно-розыскной деятельности закрепляют, что необходимо сделать для реализации ее цели, то принципы определяют, чем необходимо руководствоваться при осуществлении ОРД.

В ст. 3 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» отражено два вида принципов, на которых основывается оперативно-розыскная деятельность в целом. Это конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина (о чем непосредственно отмечено в диспозиции статьи) и отраслевые, непосредственно отражающие сущность, назначение и особенности оперативно-розыскной деятельности, — принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности подчеркивают их верховенство перед отраслевыми, а также подтверждают общность оперативно-розыскной деятельности с иными видами правоохранительной деятельности, направленной на обеспечение соблюдения и защиты права, определяющими смысл, содержание и применение ими законов.

Принцип законности

В оперативно-розыскной деятельности принцип законности заключается в точном и безусловном соблюдении всеми органами и должностными лицами, ее осуществляющими, Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса, Уголовно-исполнительного кодекса, Таможенного кодекса, Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», иных законов и нормативных правовых актов, имеющих отношение к обеспечению безопасности личности, общества и государства, охране правопорядка и борьбе с преступностью, ведомственных нормативных правовых актов субъектов ОРД, регламентирующих вопросы организации и тактики проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Законность предполагает существование системы государственных гарантий, исключающих возможность злоупотреблений при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Такие гарантии получили закрепление в ряде норм Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности, законом регламентирован перечень оперативно-розыскных мероприятий, перечислен строго фиксированный круг субъектов, наделенных правом их проведения, определены условия проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, установлены задачи этой деятельности, а также наложен законодательный запрет на использование ОРД для решения задач, не предусмотренных Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», и др. Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц оперативных подразделений путем применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора за рассматриваемым видом деятельности, что усиливает действенность принципа законности.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина

В Федеральном Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» законодатель также признает приоритет личности в системе ценностей, при этом проводит некоторую дифференциацию прав правопослушного гражданина и правонарушителя. Приоритетная цель деятельности — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1).

В этом заключается первоочередной смысл деятельности. Вместе с тем признаются и права объектов оперативно-розыскной деятельности, лиц, преступивших закон. Если применительно к первым назначение оперативно-розыскной деятельности в целом состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение либо защитить их право, то по отношению к последним закон, основываясь на Конституции Российской Федерации, определяет гарантии, способы обеспечения и защиты их прав как объектов оперативно-розыскных мероприятий. Указанный принцип в равной мере распространяется и на лиц, оказывающих содействие органам — субъектам ОРД. В частности, Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» декларирует их государственную защиту, закрепляет меры их социальной и правовой защиты, обеспечение безопасности и неприкосновенности конфидентов, определяет конфиденциальность отношений.

Конституция Российской Федерации закрепляет права всех граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25).

Тем не менее ограничение этих прав допустимо с позиции Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и не противоречит комментируемому принципу. Это связано, прежде всего с тем, что Конституцией Российской Федерации допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55) и в соответствии с Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», т.е. тех благ, на защиту которых направлена ОРД. К тому же ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения (ст. 23, 25 Конституции Российской Федерации), что предусмотрено и Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 8).

Выполнение данных условий обеспечивается не только предписаниями норм Федерального Законома «Об оперативно-розыскной деятельности», но и положениями иных законодательных актов, например устанавливающими ответственность в случае нарушения указанных конституционных прав, а также законодательной регламентацией права обжалования незаконных действий властей и механизма его обеспечения (защиты).

Отказ от ограничения рассматриваемых прав граждан при условии и в случаях, предусмотренных в законе, может расцениваться как отказ государства от средств защиты прав потерпевших в пользу обеспечения неприкосновенности правонарушителей (преступников).

Необходимо отметить и то, что ОРД является единственным, вынужденным, не имеющим альтернативы средством борьбы с преступностью, с ее скрытыми проявлениями.

принцип конспирации.

Под конспирацией применительно к оперативно-розыскной деятельности понимается сохранение в тайне ее сил, средств и методов, организационных и тактических аспектов осуществления. Конспирация подразумевает осуществление таких правил поведения, применение таких методов, приемов, способов, при помощи которых обеспечиваются скрытность проводимых оперативно-розыскных мероприятий, действий их субъектов, зашифровка целей и объектов ОРМ, сохранение в тайне отношений конфиденциального сотрудничества, информации (сведений, фактических данных), являющейся результатом (продуктом) такого сотрудничества.

Необходимость соблюдения принципа конспирации обусловлена тем, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, действия их участников невозможно сделать абсолютно скрытыми от посторонних лиц, все они происходят в условиях реального времени, места, осуществляются конкретными лицами. В то же время возможно, необходимо и целесообразно представить оперативно-розыскные мероприятия и действия так, что окружающими они воспринимаются как обыденные, не имеющие отношения к деятельности оперативного подразделения. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть как все), использованием специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

Конспиративность при проведении оперативно-розыскных мероприятий (осуществлении оперативно-розыскной деятельности) имеет и другое назначение. Она, в частности, позволяет не допустить преждевременной или необоснованной компрометации объектов оперативно-розыскных мероприятий, является мерой обеспечения прав лиц, оказывающих содействие субъектам оперативно-розыскной деятельности, условием обеспечения безопасности участников мероприятий и др.

принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Рассматриваемый принцип содержит положения хотя и противоположные, автономные по содержанию, но не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Выполнение одного не вызывает обязательность исполнения или исключения другого. Оперативно-розыскная деятельность в содержательной части предполагает проведение достаточно обширного перечня оперативно-розыскных мероприятий, характер и сочетание которых диктуются конкретными условиями и законодательными границами. Их проведение может быть как гласным, открытым для лиц, в отношении которых они проводятся, либо для окружающих, так и негласным, тщательно скрываемым от окружающих и самих объектов оперативно-розыскных мероприятий. В частности, опрос может носить как гласный, так и негласный характер. В то же время при проведении комплекса ОРМ одни из них могут проводиться гласно, другие, наоборот, могут быть негласными, например при проведении гласного опроса можно негласно контролировать поведение опрашиваемого, его реакцию на информацию, выдаваемую ему в ходе беседы. Коряинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 31.

В законодательной формулировке анализируемого принципа употреблены термины «методы» и «средства».

методом ОРД

Средствами ОРД

1.2 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности

Под правовой основой ОРД рассматривается совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, на которых базируется оперативно-розыскная деятельность.

Правовая основа ОРД имеет многоуровневую структуру, состоящую из четырех основных уровней:

  • конституционный, который составляют нормы Основного закона и решения Конституционного Суда РФ по вопросам конституционности норм Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • международно-правовой;
  • законодательный, который составляют собственно Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и иные Федеральный законы, содержащие нормы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность;

— подзаконный, включающий указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации как непосредственно по вопросам оперативно-розыскной деятельности, так и регулирующие определенные правоотношения в сфере ОРД, решения Верховного Суда Российской Федерации и акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, касающиеся ОРД, а так же межведомственные и ведомственные нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отдельные правоотношения в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Конституционный уровень

Конституция Российской Федерации является главной правовой основой ОРД, которая имеет прямое отношение к защите законных прав и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств.

На конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина базируются все нормы Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и основывается содержание ОРД, что подтверждено рядом решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Значимость решений Конституционного Суда Российской Федерации для всей системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, трудно переоценить. Фактически в этих решениях сформулированы правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтверждающие конституционность всех основных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а значит, и самой оперативно-розыскной деятельности.

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации,

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» (от 15.07.1995 № 101-ФЗ) установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Согласно п. «а» ст. 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерации с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры) и от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры).

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял специальное Постановление от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Россия является участником целого ряда межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров, соглашений, конвенций, решений, которые напрямую регулируют оперативно-розыскные правоотношения в Российской Федерации.

Как уже было отмечено, Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988) регулирует проведение контролируемых поставок. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и Конвенция ООН против коррупции (2003) также предусматривают проведение контролируемых поставок и использование электронного наблюдения и агентурных операций.

Особенно интенсивно заключались различные виды договоров, касающихся оперативно-розыскных мероприятий, в СНГ.

Например, решением Совета глав государств СНГ в апреле 1999 г. одобрена Концепция взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью, которой в качестве основной формы взаимодействия компетентных органов признано осуществление совместных ОРМ на территориях государств — участников СНГ.

На основе международных договоров действуют Национальное центральное бюро Интерпола в России, а также Антитеррористический центр государств — участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, которые являются международными субъектами ОРД. Нормативные документы, регулирующие их деятельность, также составляют правовую основу ОРД.

На международно-правовой базе строятся также взаимоотношения Российских субъектов ОРД с Европолом. В основе этого лежит «Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией»(2003).

Международно-правовая база оперативно-розыскной деятельности настолько обширна и многопланова, отличима от международного уголовного права (хотя и неразрывно с ним связана), что можно говорить о формировании новой отрасли международного права — международного оперативно-розыскного права.

Законодательный уровень

Именно на законодательном уровне в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» непосредственно урегулированы оперативно-розыскные правоотношения.

Изданием Закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (1992), а затем Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995) положено начало формированию новой отрасли российской юриспруденции — оперативно-розыскного права.

Помимо самого Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и Уголовно-процессуального кодекса в систему российского оперативно-розыскного права входит 18 Федеральных законов, напрямую регулирующих оперативно-розыскные правоотношения. Во всех этих 18 Федеральных законах используются термины «оперативно-розыскная деятельность», «оперативно-розыскные мероприятия» либо называются отдельные ОРМ. Нормы указанных Федеральных законах, регулирующие ОРД, дополняют Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (например, положениями о неприкосновенности судей, о взаимоотношениях оперативных подразделений и адвокатов, об использовании в ОРД дактилоскопических учетов, о взаимосвязи ОРД и гостайны, об использовании ОРД в государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, об использовании ОРД в госохране); отграничивают ОРД от других видов деятельности (например, от разведывательной, контрразведывательной, частной сыскной); раскрывают понятие отдельных ОРМ (например, контролируемой поставки); определяют компетенцию различных субъектов ОРД.

Все указанные Федеральные законы создают единую систему оперативно-розыскных правоотношений и находятся в неразрывной связи по вопросам оперативно-розыскной деятельности при ведущей и определяющей роли Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

2. Оперативно-розыскные мероприятия как основа осуществления оперативно-розыскной деятельности

Оперативно-розыскные мероприятия — это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач.

Согласно ст. 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

1. опрос граждан;

2. наведение справок;

3. изъятие образцов для сравнительного исследования;

4. проверочная закупка;

5. исследование предметов и документов;

6. наблюдение;

7. отождествление личности;

8. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9. контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

10. прослушивание телефонных переговоров;

11. съем информации с технических каналов связи;

12. оперативное внедрение;

13. контролируемая поставка;

14. оперативный эксперимент.

Этот перечень — исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.