Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с другими государственными органами и его роль в повышении эффективности деятельности таможенных органов

Курсовая работа

Введение

Начиная с 2003 года в России на основании указа Президента Российской Федерации происходит реформирование в органах государственной власти. Таможенная служба не стала исключением. Владимиром Путиным были поставлены следующие задачи: создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы; определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов; обеспечение открытости государственной службы, для развития гражданского общества: сокращение функций государственных органов и др. Для этого была проведена инвентаризация тех самых функций и выяснилось, что две трети из них совершенно не нужны, либо дублируют друг друга. В связи с этим в Российской Федерации было сокращено значительное количество таможенных постов и таможен в разных регионах.

Актуальность данной темы состоит с том, что таможенные органы играют важнейшую роль в системе органов государственной власти, а значит взаимодействие их с другими органами играет огромную роль. Ведь таможенные органы выполняют как основные функции, присущие другим органам, так и вполне специфические. К основным можно отнести правоохранительные, а к специфическим — взимание таможенных пошлин.

Объектом исследовательской работы станут таможенные и другие органы государственной власти. Предметом — взаимодействие таможенных и иных органов власти.

Цель курсовой работы — исследование взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами, а также изучить перспективы их взаимодействия.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Дать общую характеристику таможенных органам и другим государственным органам;

2. Определить место таможенных органов в системе государственных органах;

3. Проанализировать взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами;

4. Выяснить, какие проблемы существуют при взаимодействии с другими государственными органами.

В данной курсовой работе были использованы следующие источники: федеральные законы; постановления Правительства РФ; Приказы различных ведомств; Указы Президента РФ; официальные источники служб и ведомств; различная научная литература.

4 стр., 1886 слов

Инновационная модель управления таможенными органами

... может представлять теоретический интерес для тех, кто занимается изучением систем управления инновационной деятельностью органов власти в целом и таможенных органов в частности. 1. Методологическая основа подготовки к внедрению. В качестве ...

В работе использовались такие методы как: классификация, анализ.

1.1 Место таможенных органов в системе органов государственной власти, основные государственные органы, взаимодействующие с Федеральной таможенной службой

Прежде чем переходить непосредственно к выяснению места таможенных органов в системе государственных органов необходимо выяснить чем занимаются таможенные органы и какова их структура. Согласно Федеральному закону от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенными органом и являются:

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

2. Региональные таможенные управления.

3. Таможни.

4. Таможенные посты.

Если опираться на Таможенный кодекс Таможенного союза, то там определение проще и короче. В соответствии со статьей 4 таможенными органами являются «таможенные органы государств — членов таможенного союза».

В учебных изданиях и специальной литературе трактовка понятия «таможенные органы» может немного отличаться. Например, в учебном пособии Немировой Г.И., Рожковой Ю.В Экономика таможенного дела: Учебное пособие / Г. И. Немирова, Ю. В. Рожкова — СПб.: Троицкий мост, 2013. — 312 с..: таможенные органы представляют собой федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами полномочия и функции в установленной сфере деятельности по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела и смежных с ним областях. В более раннем издании Бакаевой О. Ю., Матвиенко Г. В. таможенный орган трактуется как государственный орган, наделенный специальной компетенцией, осуществляющий функции контроля и надзора в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли Таможенное право : курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Мат- виенко. — М. : РАП, Эксмо, 2009. — 272 с. — (Учебный курс : кратко и доступно)..

Таможенные органы во главе ФТС осуществляют следующие функции, определенные настоящим законом Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»:

1. Проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

2. Содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота. государственный таможенный власть

3. Ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза и специальную таможенную статистику.

4. Взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию и др.

Федеральная таможенная служба является органом исполнительной власти. Она также является главным исполнителем таможенного законодательства и таможенной политики РФ, осуществляет координацию действий подчиненных ему таможенных органов, а также имеет право издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по таможенному делу, которые обязательны для исполнения всеми субъектами таможенной системы.

23 стр., 11159 слов

Анализ ежегодных посланий Президента Российской Федерации органам ...

... Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в марте 1999 г.[11]Кроме того, ежегодное послание Президента ... бюджетным посланием, но обращение с этими посланиями не означает обязанности Федерального Собрания беспрекословно согласиться с высказанными идеями. Такие послания в присутствии Президента не обсуждаются. Послание Президента ... и функционировании органов государственной власти, ...

Сама структура таможенных органов РФ и организаций ФТС России представляет собой иерархическое древо. На официальном сайте ФТС России, а точнее сказать в ежегодном сборнике «Таможенная служба Российской Федерации» опубликована подробная схема структуры таможенных органов РФ за 2016 год. К сожалению более позднего выпуска нету. Итак, таможенные органы РФ и организаций ФТС России представлены ниже на схеме:

Рис. 1.1 Структура таможенных органов РФ

Интересно заметить, что в структуре имеется место и для Российской таможенной академии — специализированного вуза, занимающегося подготовкой специалистов в сфере таможенного дела.

Итак, подробно рассмотрев структуру таможенных органов, их функции, можно переходить к рассмотрению взаимодействия органов государственной власти с ФТС России. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» структуру органов государственной власти можно разделить на несколько блоков:

1. Первый блок — представляет органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (так называемые политические органы).

В них входят такие органы как МВД России, МИД России и др.

2. Второй блок — федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В них входят: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Минкультуры России и др.

3. Третий блок — федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В них входят: ФТС России, Федеральная служба государственной статистики.

С недавнего времени, а именно с 15.01.2016 года на основании Указа Президента РФ N 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» ФТС больше не находится в непосредственном подчинении Правительству РФ. Теперь ФТС подотчётна Министерству финансов РФ (Минфин).

Учитывая, что в функции таможни входят не только фискальные функции, но значительные контрольно-ограничительные полномочия, а также задачи по выявлению и пресечению административных правонарушений и уголовных преступлений в области таможенного дела значительно возрастает в кабинете министров и без того немалая роль Министра финансов РФ.

Также, с ФТС России взаимодействуют такие органы как Минобороны РФ, МВД России, Минэкономразвития (он связан с ФТС в части подготовки проекта федерального бюджета) и другие.

На первый взгляд может показаться, что у таможенных органах хорошие отношения абсолютно со всеми органами государственной власти. Однако это не так. В 2017 году глава Счётной палаты Татьяна Голикова обязала ФТС внедрить дорогостоящее программное обеспечение и уличило в безрезультатных растратах 700 млн рублей. Дело в том, что еще в 2009 году Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выдал РФ заём в размере $14,1 млн на модернизацию документооборота. Модернизацией занималась компания «Ай-Теко». Она должна была внедрить интегрированные компоненты Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС).

13 стр., 6015 слов

Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации

... службу в таможенные органы Российской Федерации; выявить систему прохождения государственной службы в таможенных органах Российской Федерации; представить схему и порядок увольнения с государственной службы в таможенных органах Российской Федерации. Объектом данной курсовой работы является государственная служба, предметом - государственная служба в таможенных органах Российской Федерации. При ...

В 2013 году компания закончила свою работу, а ФТС все удачно оплатила. Однако в 2015 году на проверку пришли представители Счётной палаты и очень удивились тому, что программное обеспечение (ЕАИС) не было внедрено, хотя деньги были заплачены. И вот через пару месяцев в Главное управление информационных технологи таможни пришли с обыском сотрудники ФСБ. Как сообщили СМИ, обыски были связаны с контрактом на разработку ЕАИС. Далее последовали события, связанные с отставкой бывшего руководителя ФТС России А. Ю. Бельянинова и про скандал с ЕАИС забыли. Но в декабре 2016 года, когда руководство ФТ России взял на себя Владимир Булавин, Счётная палата пришла с ревизией и выяснила, что новое программное средство до сих пор не установлено. Тогда Голикова поставила ультиматум Булавину: если новое программное средство не будет установлено, ведомству перекроют финансовые потоки. Ситуация довольно запутанная и крайне неприятна. Мало того, что бывший руководитель службы покинул ее со скандалом, так еще ФТС могли перестать поступать необходимые средства из бюджета. Во-первых, это могло сказаться на простых служащих. Могли начаться массовые сокращения, рост социальной напряженности в рядах таможенниках, что привело бы к росту коррупции и объему контрабанды. Во-вторых, сокращение в финансировании скажется и на сокращении в финансировании главного учебного заведения — Российской таможенной академии.

Конфликт со Счётной палатой не единственный в которой поучаствовала ФТС России. В 2016 году главный таможенный орган страны проигнорировал замечание Минэкономразвития и ограничивать места для прохождения таможенных процедур импортёрам химической продукции. Раньше ограничения действовали только в Москве и в Московской области, теперь захватывают всё Центральное таможенное управление и Северо-Западное таможенное управление. С 18 апреля 2016 года грузы химической промышленности, ввозимые в Россию автомобильным транспортом в регионе деятельности СЗТУ, могут быть задекларированы только на одном таможенном посту.

Примером слаженного взаимодействия ФТС и других органов власти может служить работа с ФСБ России. В ноябре 2017, когда благодаря совместным усилиям двух органов удалось перекрыть канал контрабанды на миллионы рублей.

Таким образом, в данном пункте была представлена четкая структура таможенных органов РФ, а также были рассмотрена структура органов исполнительной власти и показаны примеры взаимодействия с некоторыми из них. Нетрудно разглядеть то, что таможенные органы взаимодействует почти со всеми органами государственной власти. И это не спроста, ведь таможенная служба обеспечивает колоссальные поступления в бюджет. Так, по данным на сайте ФТС, за 2016 год в бюджет было получено 4 трлн 360,5 млрд. рублей при прогнозном задании 4 трлн 357,3 млрд. рублей.

В следующем пункте будет подробно рассмотрено правовое обеспечение взаимодействия государственных органов власти.

1.2 Правовое обеспечение взаимодействия государственных органов

Правовую деятельность в федеральных органах государственной власти осуществляют не только юридические подразделения, но и все иные структурные звенья этих органов. Они участвуют в подготовке нормативных правовых актов по направлениям своей деятельности. Их руководители издают правоприменительные акты, регулирующие конкретные действия подчиненных им должностных лиц, контролируют правильность применения ими правовых норм, принимают необходимые меры в случае нарушения подчиненными требований нормативных правовых актов.

Еще в 2001 году был подписан Указ Президента РФ от 8 мая 2001 г. N 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов». В нем давались рекомендации по повышению уровня правого обеспечения деятельности федеральных органов власти и иных органов государственной власти. В положениях о федеральных министерствах, государственных комитетах и других федеральных ведомствах правовое обеспечение деятельности подчиненных органов за-креплено как одна из основных их функций. Некоторыми из них разработаны и утверждены концепции правового обеспечения, где определены приоритетные направления комплексного решения данной проблемы.

Основополагающим нормативным актом (за исключением Конституции РФ) для государственных органов власти является Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Деятельность государственных органов основана на принципах, которые даны в соответствии с Конституцией:

1. Государственная и территориальная целостность Российской Федерации.

2. Распространение ее суверенитета на всей территории.

3. Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

4. Единство системы государственной власти.

Опираясь на эти принципы можно сделать вывод о том, что все органы государственной власти между собой взаимосвязаны. Также убедится в том, что государственные органы составляют систему можно опираясь на ранее упомянутый документ, а именно Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». В нем описано как разделяется общая система, и какие органы каким подчиняются. Это значительно облегчает задачу при постановке конкретных задач для тех или иных органов власти, ведь таким образом сразу просматривается иерархия всей системы государственной власти.

Правовое обеспечение взаимодействия ФТС России и других органов в основном базируется на соглашениях. Более того перечень этих соглашений доступен в свободном доступе на официальном сайте ФТС России.

Ниже представлен список органов, с которыми ФТС России сотрудничает, а также документы, на котором они взаимодействуют.

Таблица 1.1 Перечень соглашений (договоров, меморандумов) о взаимодействии (информационном взаимодействии) с федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти и иными организациями

Наименование федерального органа исполнительной власти, иного органа государственной власти или иной организации

Наименование соглашения (договора, меморандума)

Дата подписания соглашения (договора, меморандума)

Минтранс России

Соглашение о взаимодействии между Министерством транспорта и Федеральной таможенной службой

20.03.2007

Минкомсвязь

Соглашении о взаимодействии при обеспечении предоставлении государственный услуг и исполнении государственных функций в электронном виде

17.05.2011

Минкомсвязь

Соглашение о взаимном признании электронных подписей

18.10.2011

Минэкономразвития России

Соглашение об информационном обмене между Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной таможенной службой

05.11.2009

Росстат

Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой государственной статистики

20.06.2005

Как можно заметить данный перечень не полный, список взаимодействующих органов довольно большой, однако цель состояла в том, чтобы не продемонстрировать объемы органов, взаимодействующих с ФТС России, а показать насколько разносторонние направления работы. Взять, например, Минтранс, важнейший орган для взаимодействия. С каждым годом увеличивается объемы перевозок, с которых взимаются таможенные пошлины. Это огромная статья доходов в федеральный бюджет, и без должного понимания того, насколько важно развивать и поддерживать хорошие отношения с этим министерством, невозможно добиться положительных результатов в плане поступления необходимых денежных средств в казну.

Также довольно важный аспект во взаимодействии ФТС России и органов власти — это актуальность нормативных актов. Довольно часто устаревшие соглашений или договоры подвергаются редактированию и дополнением. Например, Соглашение между Росстатом и ФТС России было подписано в 2005 году. С того момента произошло множество кардинальных изменений: создание единого Таможенного кодекса Таможенного союза, расширение использование электронного декларирования, образование ЕАЭС и др. Соответственно и нормативная база тоже должны была претерпеть изменения. Поэтому в 2012 году были внесены изменения в уже имеющееся соглашении по приказу Министерства финансов.

Таким образом, рассмотрев основные нормативные акты, которые регулируют взаимодействия государственных органов в целом и ФТС России в частности, можно составить объективную картину того, насколько хорошо взаимодействуют органы на правовом уровне, при этом попутно указав несколько важных нюансов.

1.3 Порядок и направления взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с другими государственными органами

Взаимодействие таможенных органов с другими органами власти — это безусловно важный аспект в работе ФТС России. И было бы некорректно, и неправильно обойти без рассмотрения основные направлений и порядок их взаимодействия.

Для начала разберем каких в принципе направлений придерживается ФТС России, опираясь на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2575-р. Этот документ предполагает рассмотрение и принятие Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. В главе 1 «Общие положения» говориться о том, что основными направлениями развития таможенной службы являются:

1. Таможенное регулирование.

2. Осуществление фискальной функции.

3. Правоохранительная деятельность.

4. Предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций и др.

Если переходить о конкретных направлениях во взаимодействии таможенных органов с другими органами власти, то хотелось в первую очередь отметить переход на безбумажное декларирование. Такой подход имеет ряд преимуществ: возможность подавать документы удаленно, экономия времени, снижается количество ошибок и др. Однако, имеются проблемы при взаимодействии с органами, касающихся безбумажного декларирования. Как говорится в распоряжении Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2575-р: «Вместе с тем полный переход на безбумажные технологии осложнен неготовностью других государственных контрольных органов к использованию современных механизмов взаимодействия». Даже при электронном декларировании часть документов по этой причине представляется на бумажных носителях. Для того чтобы создать эффективную систему применения электронного декларирования необходимо для начала наладить работу межведомственного взаимодействия и получения сведений о разрешительных документах.

Следующим важным направлением в развитии отношений между таможенными и другими органами — это правоохранительная деятельность. Эта тема чрезвычайно важна, так как одна из основных функций ФТС является именно правоохранительная. Хорошая экономическая безопасность страны — залог процветания и развития государства. И кто как не таможенные органы будут этим заниматься. Упрощение перемещения товаров через границу Таможенного союза и сокращение времени таможенных процедур требует развитие и совершенствование таможенного контроля после выпуска. Но к сожалению, таможенные проверки производятся точечно и по информации, полученных из других правоохранительных и контролирующих органов на основании жалоб, а также на основе собственных аналитических проверок, не способствуя при этом реализации системного подхода к организации проверочных мероприятий. В рамках Таможенного союза проведена работа, связанная с формированием единых подходов к управлению рисками и унификации национальных систем управления рисками. Проведена работа по унификации стоимостных индикаторов риска, а также индикаторов рисков, охватывающих товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования.

Несмотря на комплексный подход и значительный объем реализованных мероприятий, остаются актуальными проблемы недостоверного декларирования товаров, занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций, в том числе в рамках применения системы управления рисками.

Таможенные органы тесно связаны с Федеральной налоговой службой. У двух этих органов власти есть общие функции — сбор платежей. А значит их взаимодействие чрезвычайно важно для государства. Основные направления во взаимодействии четко прописаны Соглашении о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы (Москва, 21 января 2010 г. № 01-69/1/ММ-27-2/1) во второй статье. Одно из таких направлений говорит о контроле за деятельность участников внешней экономической деятельностью (ВЭД) путем оперативного информационного обмена и координации проведения проверок участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми на таможенную территорию Российской Федерации. Данное направление можно логически включить в правоохранительную деятельность. Однако сам подход здесь немного отличается. Основную роль будет играть разработка совместных ведомственных актов. Это позволит двум органам вести взаимодействие более эффективно.

Итак, в данной главе было подробно рассмотрены теоретические аспекты во взаимодействии таможенных органов и других органов государственной власти, а также были рассмотрены: правовая основа взаимодействия, и некоторые направления взаимодействия.

Во второй главе будет проведен анализ взаимодействия таможенных органов с другими органами.

2. Анализ взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами

2.1 Анализ участия ФТС в работе межведомственных координационных и совещательных органов

В ФТС России действуют совещательные и межведомственные координационные органы, которые призваны осуществлять деятельность по поддержанию нормального функционала всей таможенной системы. Все они действуют на основании Приказа от 20 мая 2015 года N 954 «О координационных и совещательных органах». Такие органы как правило входят в одно из подразделений таможенного органа. Например, Рабочая группа по совершенствованию таможенного администрирования находится в ведении подразделения Аналитическое управление (АУ).

К слову, Аналитическое управление имеет ряд очень важных направлений:

1. Информационно-аналитическое обеспечение реализации функций ФТС России по выработке государственной политики в области таможенного дела.

2. Информационно-аналитическое обеспечение формирования позиции ФТС России по основным вопросам реализации таможенного дела, а также иным вопросам, затрагивающим компетенцию ФТС России.

3. Анализ деятельности и эффективности исполнения функций таможенных органов.

4. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности руководства таможенных органов.

5. Анализ деятельности и эффективности исполнения функций таможенных органов.

Одним из самых важных координационно-совещательных органов является Коллегия ФТС России. Он действует на основании приказа ФТС России от 22 октября 2015 г. № 2145 «Об утверждении Положения о коллегии ФТС России». Ответственным подразделением является Главное организационно-инспекторское управление (ГОргИУ).

Основной задачей коллегии является рассмотрение на ее заседаниях наиболее важных вопросов, касающихся деятельности ФТС России, требующих принятия коллегиальных решений, в том числе вопросов, представляющих взаимный интерес как для ФТС, так и для иных органов государственной власти. У Коллегии есть ряд функций:

1. Подведение итогов работы ФТС России, подчиненных таможенных органов за прошедший год и определение приоритетных целей и задач и их деятельность на предстоящий год.

2. Выработка по вопросам деятельности ФТС России согласованных решений, способствующих обеспечению функционирования ЕАЭС, повышению уровня экономической безопасности Российской Федерации в сфере внешнеэкономической деятельности, созданию благоприятных условий для развития импортного, экспортного и транзитного потенциала, улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, обеспечению своевременного поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

3. Заслушивание отчетов структурных подразделений ФТС России, таможенных органов, учреждений о ходе выполнения мероприятий, обеспечивающих реализацию возложенных на ФТС России задач и функций, и подготовка рекомендаций по решению проблемных вопросов, связанных с осуществлением таких мероприятий.

Интересной чертой работы коллегии является то, что на заседаниях рассматривают не более двух основных вопросов. Председателем коллегии является руководитель ФТС России.

Заседания Коллегии является важным мероприятием. На нем не только подводятся важные итоги по прошествии полугодия (заседания проводятся 2 раза в год), но и разрешаются важные вопросы с представителями других органов власти. Так в марте 2017 года было проведено расширенное заседание, на котором присутствовали руководитель ФТС России Владимир Булавин, глава Минфина Антон Силуанов и Министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Говорили, как о результатах и достижениях в 2016 года, так и о намеченных планах 2017 года. В будущем таможня будет придерживаться нескольких принципов, среди которых простота и удобство, эффективность и безопасность. И в 2016 году ведомству почти получилось приблизиться к постулатам. Таможенные органы обеспечили необходимые поступления в бюджет, усовершенствовала таможенное администрирование и также необходимые благоприятные условия для участников ВЭД. Безусловно, такие результаты внушают уверенность. Более того, около 100% деклараций было оформлено в электронном виде. И на основе этого ФТС России смогла перейти к внедрению других технологий. Например, внедрение автоматической регистрации на товары, поданной в виде электронных документов, удаленный выпуск товаров. Также, было отмечено, что за 2016 год было возбуждено более 2,2 тысяч уголовных дел и 80,3 тысяч административных правонарушений. Выявлено почти 20,5 млн единиц контрафакта и предотвращен ввоз 150 партий санкционного товара. Похвастались в ФТС разработкой 60 технологических карт, осуществление которых было сделано в тесной связи с другими министерствами и ведомствами. Таким образом, на основе результатов 2016 года с уверенностью можно говорить о том, что план на 2017 год скорее всего будет выполнен.

Информационная безопасность — очень важное направление, и переоценить его значение крайне трудно. Поэтому логично предположить, что в таможенных органах должен существовать соответствующий совещательный орган при ФТС России. Таким органом при ФТС является Совет по обеспечению информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации. Он был утвержден Приказом ФТС от 22 августа 2011 года № 1702 «Об утверждении Положении и состава Совета по обеспечении информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации». В качестве ответственного подразделения выступает Главное управление информационных технологий (ГУИТ).

Перед Советом имеется ряд важных задач, прописанных в приказе:

1. Обеспечение надежного и эффективного управления системой защиты государственной тайны и ее функционирования в таможенных органах.

2. Организация и координация работ по противодействию иностранным техническим разведкам и по технической защите информации.

3. Рассмотрение программ создания и совершенствования системы информационной безопасности таможенных органов.

4. Выработка единой технической политики в области защиты информации в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов.

5. Совершенствование системы физической и технической защиты объектов таможенных органов.

Одной из самых важных функций является рассмотрение каналов неправомерного распространения сведений, составляющие государственную тайну, и выработка рекомендаций по их закрытию.

Председателем данного Совета является первый заместитель руководителя ФТС России, курирующий вопросы информационной безопасности таможенных органов. Председатель Совета имеет двух заместителей — по вопросам обеспечения информационной безопасности и технической защиты информации и по вопросам защиты государственной тайны. Обязанности заместителя председателя Совета по вопросам обеспечения информационной безопасности и технической защиты информации выполняет начальник Главного управления информационных технологий ФТС России (по должности), заместителя председателя Совета по вопросам защиты государственной тайны — начальник службы защиты государственной тайны и специальной документальной связи Управления делами ФТС России (по должности).

Заседания Совета могут происходить не реже чем раз в полугодие. Также на заседания могут приглашаться представители федеральных органов исполнительной власти и должностные лица структурных подразделений ФТС России, таможенных органов, учреждений и др. Так, например, на заседании 8 февраля 2016 года в Екатеринбурге (Уральское таможенное управление) было свыше 80 представителей: от руководителей высшего звена ФТС — до начальников и специалистов обеспечивающих функционирование систем информационной связи таможенных органов, ее безопасность и защиту. С развитием информационных технологий вопрос безопасности и бесперебойной работы ЕАИС ведомства имеет огромное значение, и она должна быть надежно защищена от рисков несанкционированного проникновения, как внутренних, так и внешних. Для большей защищенности система обеспечения информационной безопасности таможенных органов имеет многоуровневую защиту. На основании таких нормативных актов как Доктрина информационной безопасности (Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации») и Концепции информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации (приказ ФТС России от 13.12.2010 № 2401) были выделены основные направления обеспечения информационной безопасности. И сформулированные направления легли в основу главного документа по планированию деятельности обеспечения информационной безопасности таможенных органов РФ — План практических мероприятий по обеспечению информационной безопасности таможенных органов РФ в 2016 году. К сожалению данных за 2017 год пока что нету. И да, ошибочно думать, что данный план касается только подразделений касающихся исключительно информационно-технический подразделений, либо подразделений занимающихся информационной безопасностью. Этот документ охватывает все направления деятельности таможенных органов.

В данном пункте не стояла задача рассмотреть абсолютно все координационно-совещательных органов. Их более 50 штук и рассматривать каждое из них было не целесообразно. Задача стояла в том, чтобы понять насколько важно взаимодействие ФТС России и его подразделений, ведь таможенные органы представляют собой целую систему, которая состоит из отдельных элементов. Отличная связь между этими элементами — залог успешной работы всей системы в лице таможенных органов. Во втором пункте второй главы будет рассмотрено информационный обмен, как одно из важнейших направлений работы таможенных органов.

2.2 Информационный обмен как одно из важнейших направлений взаимодействия

Современный мир характеризуется проникновением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) почти во все сферы общества, будь то социальная-экономическая сфера или политическая. Для государства наличие высоких ИКТ залог крепкой экономики. И таможенные органы в лице ФТС России — одни и тех, кто должны в полной мере развивать это направление. Не зря именно ФТС занимает лидирующие позиции среди других министерств и ведомств. Поэтому развитие информационного обмена между органами власти, а также между участниками ВЭД и других организаций крайне важно.

Поскольку с первого января 2017 года вступила в силу шестая версия Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которая является международной основой ТН ВЭД СНГ, Совет руководителей таможенных служб государств — участников Содружества Независимых Государств (СРТС) принял решение о приведении ТН ВЭД СНГ в соответствие с ее международной основой. Утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ на основе шестого издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

Таможенные органы обмениваются между собой и с участниками ВЭД сведениями из имеющихся информационных систем, в том числе через Интернет. Отсутствие общих принципов организации контроля состояния безопасности информационных систем и ресурсов может привести к утечке информации к третьим лицам. Для предотвращения таких случаев принято решение о подготовке Типовых требований к безопасности информационных систем таможенных органов. Они позволят защитить передаваемую информацию.

Подписано Решение Совета о скоординированной позиции по вопросам регламентации процедуры выборов на руководящие посты Всемирной таможенной организации. Благодаря поддержке, в том числе и стран СНГ, в июле 2016 года заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов избран Председателем Совета ВТамО.

В рамках ЕАЭС с целью координации взаимодействия таможенных служб в 2011 году была образована Объединенная коллегия. В ее задачи входит мониторинг применения таможенных процедур и правил, обсуждение общих решений, оперативное урегулирование проблем. Объединенная коллегия стала площадкой, на которой вырабатываются согласованные решения и благодаря хорошему деловому взаимопониманию удается многое сделать непосредственно на уровне компетенции таможенных служб.

Предоставленные Объединенной коллегии полномочия позволяют не только осуществлять мониторинг исполнения законодательства Таможенного союза, но и принимать совместные планы и меры, направленные на обеспечение единообразного соблюдения норм таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.

Одной из сфер деятельности Объединенной коллегии является подготовка согласованных решений, затрагивающих область таможенного дела для последующего внесения на рассмотрение Евразийской экономической комиссии. Всего проведено 21 заседание Объединенной коллегии. Наиболее значимыми из состоявшихся решений являются решения по вопросам практического взаимодействия между таможенными службами государств — членов Евразийского экономического союза по различным направлениям деятельности.

Это вопросы информационного взаимодействия между таможенными службами государств-членов Евразийского экономического союза, единообразной классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по ряду товаров, применения системы управления рисками, по переносу акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров.

Хорошее информационное взаимодействие — результат деятельности многих подразделений и управлений ФТС России, а также различных организаций и участников ВЭД. Для этого нужно развитое техническое оснащение и разработка соответствующих актов. Совокупность всех составляющих элементов и составляет информационный обмен.

Таким образом, в данной главе был проведен анализ взаимодействия таможенных органов и других органов государственной власти. Были рассмотрены такие важные категории как информационный обмен и взаимодействие координационно-совещательных органов внутри ФТС России. В следующей главе будет рассмотрены основные проблемы взаимодействия ФТС с другими государственными органами.

3.1 Взаимодействие Федеральной таможенной и Федеральной налоговой служб: проблемы и пути решения

В последние годы совместная деятельность таможенных и налоговых органов всех уровней становится все более скоординированной и результативной, а проводимые в тесном взаимодействии мероприятия — от совместных проверок до заседаний Координационных советов — в значительной мере способствуют лучшему взаимопониманию и выработке единых подходов в работе, направленной на формирование федерального

В план деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) на 2016 год было включено создание объединенной информационной базы с Федеральной таможенной службой (ФТС).

Единая система администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей при ввозе и вывозе товаров позволит ведомствам совместить потоки информации об импорте и подтверждать нулевую ставку НДС, тем самым упростив таможенное администрирование. В Правительстве РФ было принято решение о создании единой автоматизированной системы, которая объединит данные от налоговой службы и таможенной службы еще осенью 2015 года. Целью создания такой единой информационной системы является единое администрирование двух служб и контроль за транзакциями предприятий. Ведь, по сути, обе службы пересекаются в вопросах налогообложения и государственной пошлины. Однако из-за разного руководства, администрирования и информационной базы их взаимодействие далеко от идеального. Поэтому при оформлении импорта или экспорта товаров нередко возникают ситуации, когда заинтересованным в возврате НДС лицам приходится проходить множество инстанций, чтобы доказать это право. И это первая проблема.

Также очень часто возникают и противоположные ситуации, когда организации реализуют схемы, так называемого «серого импорта». Это сделки, в которых, помимо конечного покупателя и поставщика, участвуют еще несколько фирм-посредников. В результате создаются условия, при которых занижается таможенная стоимость товара или он растаможивается не по своему таможенному коду. В результате занижается НДС. В целях предотвращения таких схем в ФНС уже довольно давно работает специальная система АСК НДС-2. Однако, она не позволяет отслеживать весь путь товара до его растаможивания на территории России. Новая система даст возможность налоговикам отслеживать товар в момент ввоза, поэтому количество таких мошеннических схем должно сократиться.

Хотя в январе 2016 года ФТС России была передана Президентом России Владимиром Путиным под управление Министерства финансов, обе службы до сих пор имеют проблемы из-за отсутствия тесного взаимодействия. Так, недобросовестные бизнесмены, пользуются возможностью бесконтрольного трансфертного ценообразования. В ФТС организации предоставляют одни сведения по ценам, в ФНС — другие, в результате имеют необоснованную налоговую выгоду на НДС. Ведь даже до сих пор налоговики не получают от таможенников полной информации по счетам-фактурам. Однако, большинство специалистов в области таможенного и налогового права, а также представителей реального бизнеса, уверены, что полностью совмещать эти две службы все же не стоит. По их мнению, достаточно будет только усовершенствовать администрирование в таможенной службе. Причем, не только в вопросах налогообложения экспортных и импортных товаров, но и в вопросах прохождения разного рода контроля и служб непосредственно на границе. В частности, предприниматели будут рады упрощению санитарного и ветеринарного контроля ввозимых и вывозимых товаров. В этом смысле предлагаемое объединение информационных систем также может стать «первой ласточкой» в упрощении соответствующих контрольных и надзорных процедур.

Таким образом, в данном пункте были описаны основные проблемы ФТС России и ФНС, а также некоторые пути их решения.

3.2 Взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной службы государственной статистики: проблемы и пути решения

Существование достоверной статистики является важной составляющей для любого ведомства и министерства, ведь на основании статистических данных делаются прогнозы на будущий период и проводится анализ уже полученных результатов. В Российской Федерации органом, занимающимся статистикой является Федеральная служба государственной статистики (Росстат), которая пришла на замену Госкомстата СССР. Росстат выполняет ряд функций:

1. Предоставление статистической информации гражданам Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, органам государственной власти, средствам массовой информации и др.

2. Сбор статистической информации и формирование на ее основе официальной отчетности.

3. Разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы.

4. Развитие информационной системы государственной статистики и др.

ФТС России и Росстат взаимодействуют на основании Соглашения от 28.09.2005 года «Об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой государственной статистики». Хоть данное соглашение было подписано относительно давно своей актуальности оно не потеряло. Среди основных положений соглашения было предоставление ФТС данных об экспортно-импортных операциях по агрегированным десятизначным кодам с уточнением предыдущих периодов текущего года и соответствующих периодов предыдущего года.

Также были сделаны предложения взаимодействия не только на государственном, но и на международном уровне. Так, например, в 2014 году ФТС предлагала Росстату передать обязанность формировать официальную статистику о взаимной торговле России со странами-членами Таможенного союза. Такое предложение содержалось в проекте постановления Российской Федерации, разработанного с ФТС. Так, ФТС обеспечивает сбор и обработку статистических форм учета перемещения товаров, а Росстат отвечает за формирование официальной статистической информации о взаимной торговле России. Кроме того, в его обязанностях — анализ этой информации и предоставление официальной статистической информации заинтересованным пользователям. В документе указывается, что в Белоруссии за сбор информации о взаимной торговле отвечает Государственный таможенный комитет, а за ведение статистики взаимной торговли в части формирования официальной статистической информации — Национальный статистический комитет.

В Республике Казахстан сбор и формирование официальной статистической информации о взаимной торговле осуществляет Агентство Республики Казахстан по статистике. Также во многих странах Европейского союза (Германия, Чехия, Польша) взаимную торговлю курируют статистические ведомства.

Кроме того, в проекте постановления были уточнены категории товаров, на которые не распространяются правила ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами-членами Таможенного союза и не требуется представление статистической формы.

Казалось бы, что такое соглашение помогло бы вести статистику более эффективно. Однако уже в 2015 году ФТС разработала новые правила ведения статистики при взаимной торговли Российской Федерации со странами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) В 2015 году был подписан документ о создании ЕАЭС.. По мнению таможенного ведомства, практика распределения полномочий между ФТС и Росстатом в части ведения статистики не позволяет добиться качественной информации о взаимной торговле Российской Федерации, оценить реальный торговый оборот России со странами-членами ЕАЭС и его динамику. Согласно проекту постановления, которое призвано заменить ныне действующее Постановление Правительства РФ от 29.01.2011 года № 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС», ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Союза, в том числе сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработка содержащихся в них данных, формирование, публикация и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации, будут полностью обеспечиваться ФТС. При этом, как пояснили в Росстате, статистическое ведомство замечаний и предложений к проекту акта не имеет, а в связи с тем, что ФТС является правообладателем формируемой информации, то в соответствии с Федеральным законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» самостоятельно определяет, разрешить или ограничить доступ к этой информации другим ведомствам.

Таким образом практика показывает, что разграничение полномочий между ФТС и Росстатом оказалось несостоятельным.

Заключение

Итак, взаимодействие между таможенными органами и другими органами власти очень важно, особенно в период экономических изоляций и нестабильных ситуаций. В первой главе была произведен анализ всей системы таможенных органов, рассмотрена общая характеристика взаимодействия таможенных органов и иных органов государственной власти. Также в той же главе была рассмотрена правовая основа деятельности всех органов власти и разобраны основные направления взаимодействия таможенных органов.

Во второй главе был проведен анализ взаимодействия таможенных органов с другими органами, в том числе с координационно-совещательными органами внутри ФТС. Было уделено отдельное внимание информационному обмену.

В заключительной третьей главе были рассмотрены основные проблемы при взаимодействии с органами государственной власти, а также пути их решения. Данный анализ был проведен на примере двух органов: Федеральной налоговой службой (ФНС) и Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/organizatsionnoe-vzaimodeystvie-v-sisteme-tamojennyih-organov/

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015).

2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

1. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)».

3. Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 03.04.2017) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

4. Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации».

5. Указ Президента РФ от 8 мая 2001 г. N 528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов».

6. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2575-р.

8. Постановление Правительства РФ от 29.01.2011 года N 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»

9. «Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы» (Заключено в г. Москве 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1) (ред. от 05.09.2016).

10. Соглашение от 06.06.2005 года «Об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой государственной статистики».

11. Приказ ФТС России от 20 мая 2015 г. № 954 «О координационных и совещательных органах».