Особенности осмотра места происшествия при ДТП

Курсовая работа

Введение

Об актуальности данной темы свидетельствует обстановка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в области и остальном мире. В разработанном ГУ ГАИ МВД России проекта Концепции дальнейшего развития и совершенствования деятельности Госавтоинспекции на период 1997-2005 г. отмечается: «Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в Российской Федерации остается сложной. Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях (дальше Т.П.) погибают более 30 тысяч и получают ранения свыше 180 тысяч человек. Свыше 70% из общего количества смертельно травмированных приходится на лиц трудоспособного возраста. Число пострадавших в ДТП. многократно превышает число пострадавших на всех других видах транспорта.

Происходящие на протяжении последних 5 лет снижения основных показателей аварийности не оказало существенного влияния на изменение общего многолетнего роста количества ДТП и числа пострадавших в них людей.

Высокие темпы автомобилизации создают дополнительные предпосылки ухудшения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В последнее время ежегодный прирост автопарка составляет около 1,3 миллионов единиц. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная часть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза. Плотность дорожной сети в крупных городах, которая по нормам должна составлять 2,2-2,3 километра на квадратный километр территории, фактически оказалась на уровне 1970-1980 гг. и в большинстве городов не превышает 1,5-1,6 километра на квадратный километр территории. Не отвечают установленным требованиям и техническое состояние большинства автомобильных дорог. Остается неудовлетворительным состояние транспортной дисциплины участников дорожного движения. Только в 1996 г. выявлено более 50 миллионов нарушений Правил дорожного движения. При этом широкое распространение получили нарушения, связанные с сознательным невыполнением установленных требований. Проблема безопасности дорожного движения остро стоит во всем мире.

9 стр., 4360 слов

Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств

... 1.1 Безопасность при эксплуатации транспортных средств Основными причинами опасностей, аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией транспортных средств является: нарушение требований правил дорожного движения на ... скальных породи руд. 2.1.1 Техника безопасности при эксплуатации бульдозера Помимо общих требований техники безопасности, выполнение отдельных видов бульдозерных работ ...

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибает около 300 тысяч человек и около 9 миллионов получают ранения. Ежегодно материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествия составляет в США — 50 млд. долларов, в ФРГ — 7 млд. марок, во Франции — 140 млд. марок.

Расследование ДТП является одним из основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения, а осмотр места происшествия является главной его составной частью и поэтому рассмотрение данной темы является актуальным. В данной работе рассматриваются особенности производства осмотра места происшествия при ДТП в отечественной правовой науке и следственной практике. В виду большой общественной значимости вопросы безопасности дорожного движения и расследования дорожно-транспортных происшествий разносторонне рассматривалась в научной, учебной и специальной литературе, но во многом она морально устарела.

В данной работе рассматриваются основные трудности с которыми сталкивается следователь при осмотре места происшествия ДТП. Основное внимание уделено раскрытию темы исследования — особенности осмотра места происшествия ДТП, поэтому работа носит практическую направленность.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Данная проблематика рассматривалась в работах следующих авторов: Дворкин А.И., Кривицкий А.М., Евтюков С. А. и др. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики осмотра места происшествия.

Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике — еще одним независимым авторским исследованием.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, с другой стороны, как было показано, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа, помимо учебной, будет иметь теоретическую и практическую значимость.

Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на май 2008 года.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству).

К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

При проведении исследования рассматриваемой темы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения).

Объект исследования — особенности отдельно взятого следственного действия, такого как осмотр места происшествия.

Предмет исследования — частные вопросы производства осмотра места происшествия.

15 стр., 7282 слов

Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия

... особенностей обучаемых, на практике весьма редко можно встретить четко, тщательно, объективно и грамотно составленный протокол этого важнейшего следственного действия. Ошибки и неточности, допущенные должностными лицами при проведении осмотра места происшествия, ...

Цель дипломной работы заключается в исследовании и анализе производства следственного осмотра следователем. оставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к характеристике осмотра места происшествия при дорожно-транспортном происшествии.

2. Изучить работу следователя при осмотре места происшествия.

3. Исследовать способы фиксации хода и результатов осмотра места происшествия.

Работа состоит из введения, четырех глав, основной части, заключения, списка нормативных актов и литературы, приложений.

следственный дтп криминалист

Глава 1. Общие положения следственного осмотра

§1. Понятие, виды, задачи следственного осмотра

Осмотр места ДТП — это следственное действие, направленное на сбор доказательств, в основном, путем наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе. Осмотр происшествия состоит из четырех частей: осмотр места ДТП; трупа потерпевшего; транспортного средства, а также отдельных следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.

Наибольшая результативность анализа ДТП достигается в том случае, если в самом начале этого процесса выделить все проблемы, подлежащие изучению и исследованию. При этом необходимо не только определять объекты и цели их исследования, но и пути их изучения. В связи с этим представляется важным раскрыть содержание путей исследования объектов криминалистики, что создает четкую систему познания их содержания. Для криминалистики недостаточно определить совокупность изучаемых ею объектов. Важно выделить цели, пути их исследования. Это обеспечит полное познание закономерностей преступления, процессов его отражения в окружающей действительности. На такой основе создаются криминалистические теории, разрабатываются научные прогнозы, рекомендации для практической деятельности.

Определить основные цели и пути исследования объектов — это, значит, подойти к построению системы анализа. Знание задач, стоящих перед осмотром, его методологических основ, позволяет определить цели и основные пути исследования всех объектов криминалистического изучения. Прежде чем их конкретизировать применительно к каждой группе объектов, необходимо обозначить общие цели исследования. Следует проанализировать каждый из объектов преступления:

какие составляющие определяют появление и развитие такого явления, как преступление?

какие существуют закономерности в отражении преступления?

из чего складывается деятельность по расследованию?

Необходимо классифицировать объекты исследования, что облегчит процесс изучения предметов и явлений и позволит быстрее раскрыть внутренние закономерности, которые определяют развитие и изменение исследуемых предметов и явлений.

Классификация определяется как логическая операция, состоящая в разделении изучаемого множества предметов по сходству и различиям на отдельные группы, классы. Классификация в криминалистике обеспечивает не только анализ объектов, но и познание процессов взаимодействия, реализации отождествления (идентификации).

Важное значение в осмотре имеет и такая цель, как выявление и исследование взаимосвязей объектов, влияние на другие объекты криминалистического исследования.

4 стр., 1508 слов

Судебная экспертиза ее сущность, предмет и объекты исследования

... знаний, процессуальную форму назначения судебной экспертизы, процессуальную самостоятельность и индивидуальную ответственность судебного эксперта, непосредственное исследование объектов экспертизы, объективное и всестороннее проведение судебной экспертизы, процессуальное оформление результатов экспертизы. Другая, называет признаками экспертизы использование специальных знаний, ...

К целям осмотра места дорожно-транспортного происшествия можно отнести:

  • установление совокупности материальных объектов, которые присутствовали (действовали) при совершении преступления;
  • определение связей между объектами, которые характеризуют преступление;
  • совокупности элементов преступления, их связей, механизма совершения преступления;
  • определение пути установления субъективных факторов (мотивы, способы) через изучение материальных элементов преступления.

Конечной целью осмотра места ДТП является построение наиболее общих параметров его модели, что полнее всего достигается при использовании системного подхода.

Правильное и полное установление целей исследования объектов криминалистики дает возможность определить последовательность изучения объектов. Начинать расследование необходимо только после общей первичной оценки преступления. Объекты при осмотре надо изучать в следующей последовательности:

  • материальные объекты, взаимодействовавшие при совершении преступления;
  • отражение преступления на элементах окружающей действительности и в сознании человека;
  • содержание деятельности по расследованию преступления.

Кроме определения последовательности объектов следует наметить основные пути исследования каждой группы объектов. Они могут изучаться путем непосредственного анализа объекта (явления) через выявление его свойств, функций (результатов действия); исследование отражений их свойств, действий в других системах при взаимодействии с ними. Такие пути исследования требуют использования всех возможных научных подходов, определяемых методологической основой криминалистики. В ней применяется системный подход, поскольку объект исследования должен рассматриваться и изучаться как система с ее внутренними и внешними взаимодействиями.

С помощью диалектического подхода исследуются объекты осмотра места ДТП, требующие сочетания конкретного и абстрактного, поскольку многие их составляющие могут быть поняты только через осуществление процессов абстрагирования. Кроме того, следует учитывать, что эти объекты и их элементы развиваются, меняются и действуют, благодаря противоречиям.

Деятельностный подход необходим в связи с тем, что и совершение преступления и его расследование есть процессы деятельности, которые должны изучаться по общим правилам, предусмотренным этим подходом, в том числе, и при расследовании транспортных правонарушений. Наконец, эти виды деятельности осуществляются людьми, со всеми присущими каждому человеку особенностями, что и определяет необходимость личностного подхода.

Следственный осмотр места ДТП заключается в непосредственном обнаружении и исследовании следователем объектов, имеющих значение для уголовного дела, с целью изучения их признаков, свойств, состояния и взаиморасположения. Это следственное действие отличается от других, как по своей процессуальной природе, так и по тактике проведения. При качественном проведении следственного осмотра удается обнаружить и исследовать большую часть следов преступления, а также других объектов, которые могут быть вещественными доказательствами, т. е. от этого следственного действия во многих случаях вообще зависит успех расследования.

3 стр., 1361 слов

Транспортные преступления Республики Казахстан

... Объединение транспортных преступлений в самостоятельную главу Уголовного кодекса РК обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым ... транспортных преступлений. Актуальность Объектом исследования данной работы является правовая природа транспортных преступлений, а также методы предупреждения данного вида преступлений. Предметом исследования являются транспортные преступления, ...

Задачей следственного осмотра места ДТП является выявление, фиксация, сбор и исследование доказательственной информации. Следственный осмотр, как познавательный процесс, является важным средством получения информации о расследуемом событии. Информация может быть получена в процессе осмотра, а также в процессе подготовки к нему, в ходе опроса очевидцев, из личных впечатлений от обзора места происшествия и т. д. Если информация носит доказательственный характер, то она используется для предоставления доказательств в суд, если же нет, то используется следователем для выдвижения версий по делу организации оперативно-розыскных мероприятий, определения круга, последовательности и тактики предстоящих действий.

В зависимости от объекта различают следующие виды следственного осмотра:

  • осмотр места происшествия;
  • осмотр местности;
  • наружный осмотр трупа (если труп и предметы находятся на месте происшествия, то их осмотр представляет собой составную часть осмотра места происшествия);
  • осмотр предметов;
  • осмотр транспортных средств.

При наличии особенностей, определяющих тактику проведения каждого вида, существуют общие процессуальные и тактические положения при проведении любого из перечисленных видов осмотра.

Общие процессуальные положения осмотра предусмотрены в УПК РФ. Они сводятся к участию в осмотре понятых; к праву следователя привлечь к участию обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, свидетеля; к приглашению в необходимых случаях специалиста (криминалиста, судебного медика, автотехника, дорожника, трассолога и т. д.),— к осмотру, как правило, всех найденных объектов по месту их обнаружения. В случаях, требующих продолжительного времени для анализа при неблагоприятных метеорологических условиях, при отсутствии в момент осмотра необходимой специальной аппаратуры, инструментов, нужных специалистов, его можно провести по месту производства следствия. В процессе осмотра нельзя допускать действия, унижающие честь и достоинство участвующих лиц, или опасные для их здоровья, а также действия, которые могут причинить неоправданный материальный ущерб. Следователь, в случае необходимости, может предупредить участников осмотра об ответственности за разглашение результатов осмотра. Ход и результаты осмотра должны быть зафиксированы в протоколе осмотра места ДТП.

Общими положениями осмотра, имеющими тактический характер, являются: неотложность (своевременность), объективность, полнота, всесторонность, целеустремленность, использование научно-технических средств и помощи специалистов, соблюдение правил обращения с исследуемыми объектами, разработанных криминалистами, единое руководство осмотром.

Успех расследования во многих случаях зависит от качества произведенного осмотра места ДТП, именно поэтому следователю (дознавателю) стоит избегать формального, поверхностного проведения данного следственного действия, сущность которого заключается в установлении наличия имеющих доказательное значение фактов, свидетельствующих о преступлении.

Итак, осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем места происшествия в целях изучения обстановки, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и других вещественных доказательств, выдвижения и проверки версий о событии преступления, способе его совершения, участниках, а также решения других вопросов, имеющих значение для дела.

24 стр., 11818 слов

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

... дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; организация дорожного движения ...

Место происшествия — это основной источник информации о месте совершения преступления. Любая деятельность человека отражается в результатах и оставляет следы. Это относится и к преступлению. Преступная деятельность обычно складывается из подготовки, совершения и сокрытия преступления, и все эти стадии могут оставить многочисленные следы.

Осмотр места происшествия — это и связь между теорией познания и теорией доказательств, закрепленная уголовно-процессуальным законом в форме этого следственного действия. Это предполагает умение следователя не только восстановить картину события в статике, но и представить динамику происшедшего. И если он это сумеет сделать, то в результате осмотра места происшествия получит доказательственный материал, сумеет узнать, что же произошло на этом месте.

Осмотр места происшествия связан с исследованием материальной среды места совершения преступления. По обнаруженным следам следователь, используя профессиональные навыки, мысленно воссоздает вероятную модель события, его механизм и устанавливает лиц, совершивших преступление. Степень достоверности этой модели зависит от умения следователя «читать» следы преступления, т. е. выделять в них те свойства и качества, которые значимы для раскрытия преступления.

Процесс осмотра делится на три последовательные стадии — общий обзор, детальный осмотр и заключительная стадия. Начинать его рекомендуется с общего обзора места происшествия. Задача обзорной стадии осмотра места происшествия заключается в построении ориентирующей информационной модели расследуемого события, в общих чертах отражающей происшедшее событие. На этой стадии следователь выдвигает версии о том, что произошло, определяет границы территории, подлежащей осмотру, порядок осмотра отдельных объектов, передвижения участников, распределяет обязанности между ними.

Криминалистикой выработано три основных способа осмотра места происшествия, применяемых в чистом или комбинированном виде. Это концентрический, эксцентрический способ и способ фронтального осмотра.

Концентрическим способом считается такой, при котором осмотр места происшествия ведется от периферии к центру места происшествия по спирали.

Эксцентрический способ — это способ, при котором осмотр ведется от центра места происшествия к его периферии. Иначе его называют способом «развертывания спирали».

Обычно центр в криминалистике связывают с главными объектами, на которых находятся наиболее важные следы происшедшего события (труп человека, транспортное средство, очаг возгорания и т. д.).

В целом это правильно, но центр следует рассматривать как единство двух взаимосвязанных сторон — вещественной и информационной. С вещественной стороны центр — это отдельные следы, предметы и их совокупности, а с информационной — массив информации, заключенной в этих следах, предметах и их совокупностях. Под периферией следует понимать отдельные, прилегающие к центру участки, на которых находятся следы, предметы и их совокупности, являющиеся носителями только частной информации, относящейся к отдельным обстоятельствам расследуемого события. Кроме того, они взяты в отдельности, вне связи с иными обстоятельствами и не дают возможности построить модель расследуемого события, в целом характеризующую происшествие.

12 стр., 5779 слов

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий

... происшествия подразделяются на: 1. столкновение транспортных средств; 2. наезд на пешехода, препятствие, велосипедиста, гужевой транспорт, животное и т. д.; 3. опрокидывание транспортного средства; 4. выпадение пассажиров При расследовании дорожно-транспортных происшествий ...

Фронтальный осмотр (иногда его называют линейным) заключается в осмотре площадей от одной их границы, принятой за исходную, до противоположной. Этот способ находит наибольшее применение при исследовании мест дорожно-транспортных происшествий, которые обычно имеют незначительную ширину и большую длину, доходящую до нескольких десятков, а то и сотен метров. Если место происшествия занимает небольшое пространство, границы его определены ориентировочно и не ясен центр, исследование осуществляется по направлению движения часовой стрелки или наоборот.

Исследование по узлам проводится в тех случаях, когда на месте происшествия имеется несколько участков пространства, на которых находится ярко выраженная группа следов, свидетельствующих о характере происшедшего события. Исследование по квадратам, прямоугольникам или по участкам с естественными границами (тропа, дорога и т. д.) проводится в случаях, если границы места происшествия определить трудно. Данный метод может использоваться при обнаружении трупа за пределами дороги.

В зависимости от охвата осматриваемого пространства выделяют сплошной и выборочный осмотр. Сами наименования говорят о содержании этих методов. Метод сплошного осмотра является более предпочтительным по сравнению с выборочным и в практике применяется больше. Используется он обычно в пределах очерченных следователем границ. Метод выборочного осмотра применяется, в основном, при исследовании дорожки следов волочения, крови, идущих с места или к месту ДТП, а также при исследовании места происшествия, носящего динамичный характер.

Следует различать также первоначальный, повторный и дополнительный осмотр места происшествия. Повторный представляет собой осмотр уже изученного органами расследования места происшествия; объектом его могут быть не все, а лишь отдельные элементы места происшествия. От повторного следует отличать дополнительный осмотр. Он заключается в изучении отдельных объектов, и в этом сходен с повторным осмотром. Однако при дополнительном осмотре следователь (дознаватель) имеет дело с объектами, ранее не осматривающимися, по отношению к которым данный осмотр будет первоначальным.

При исследовании места происшествия используются различные научно-технические средства, которые позволяют получить больше информации об изучаемых явлениях, с большей степенью достоверности установить конкретные причины ДТП. К их числу относятся средства освещения, поисковые приборы, оптические увеличительные приборы, физические средства обнаружения следов, измерительные средства, фото- кино- и видеоаппаратура, портативные диктофоны и магнитофоны, принадлежности для составления планов и схем места происшествия, приборы для регистрации замедления при торможении и фиксации его усиления и времени торможения и т. п.

Глава 2. Тактика осмотра ДТП

§1. Подготовительный этап

Следователю (дознавателю), занимающемуся расследованием ДТП, необходимо помнить, что от его подготовленности к осмотру места происшествия и его экипировки зависит правильность отражения результатов осмотра, поиска, сбора и фиксации вещественных доказательств. Для качественного осмотра ДТП следователь (дознаватель) должен иметь следственный чемодан (портфель), в комплекте которого должны быть представлены:

  • рулетка длиной не менее 20 м;
  • электронно-цифровой измеритель пути (ЭЦИП);
  • планшет для ведения записей;
  • чертежные принадлежности — следственная линейка;
  • цветные карандаши для составления схемы ДТП;
  • электрический фонарик, так как в поиске вещественных доказательств фонарик эффективнее неподвижных источников света (фар и пр.) — при использовании его под разными углами (в лучах преломления) можно обнаружить следы, которые не обнаруживаются при прямом свете;
  • фонарик удобен при детальном осмотре транспортных средств, трупа, одежды трупа и т.п.;
  • мелок для нанесения отметок на проезжей части места ДТП, интересующих повреждений на транспорте, расположения трупа и т.д.;
  • стандартные бланки протокола осмотра;

— * миллиметровая бумага (листы) — для составления масштабных схем, которые в дальнейшем в случае необходимости помогут точно воспроизвести картину ДТП. Использование для схем чистого листа бумаги приводит к искажению действительности обстоятельств (расположение места столкновения транспортных средств и т.д. относительно проезжей части дороги) и создает неправильное восприятие и понимание виновности или невиновности водителя (пешехода) в отраженной ситуации. Кроме этого отсутствие масштабной схемы затрудняет воссоздание (воспроизводство) механизма ДТП при проведении следственного эксперимента с целью уточнения показаний участников предварительного расследования, а в конечном итоге создает трудности в расследовании.

41 стр., 20084 слов

Безопасность дорожного движения

... теме в качестве дипломной работы, что позволит проанализировать действующее законодательство, изучить эффективность форм и методов работы правоохранительных и иных органов по предупреждению авто транспортных преступлений. Аварийность на ... дорожных происшествий. Это породило иллюзию, будто бы намеченный комплекс мер в целом эффективен и система обеспечения безопасности дорожного движения функционирует ...

* мерное колесо для измерения закруглений автодороги, так как правильное установление радиуса закругления играет решающую роль при установлении причины ДТП;

  • уровень (обыкновенный) и линейка для измерения уклона автодороги.

В связи с тем, что эти предметы в следственном портфеле (чемодане), как правило, отсутствуют и следователями (дознавателями), как показывает практика, почти не применяются, это приводит к необъективному отражению в протоколе некоторых параметров, ибо все делается «на глазок».

Следователь (дознаватель) обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, так как без ознакомления с обстоятельствами дела на месте и самого подробного осмотра места происшествия невозможно составить ясного представления о характере происшествия и необходимости возбуждения уголовного дела, а также затруднительно наметить правильный план его расследования.

Необходимость как можно более скорого выезда следователя (дознавателя) на место происшествия обусловливается еще и тем, что на улице или дороге трудно сохранить длительное время в неизменном виде место происшествия. С улицы (дороги) необходимо быстро убрать трупы потерпевших и (или) животных, а также обломки разбитого транспорта, чтобы они не мешали нормальному движению, что особенно важно на тех улицах (дорогах), где происходит интенсивное движение автотранспорта.

6 стр., 2850 слов

Криминалистическое исследование следов транспортных средств

... автомобиля при столкновении с преградой. В зависимости от характера дорожного покрытия следы транспортных средств делятся на объемные и поверхностные. Объемные следы представляют собой углубления, которые транспорт оставляет при движении по ...

Это необходимо еще и потому, что нельзя оставлять на дороге автомашину, если в результате наезда или аварии она заняла проезжую часть, нет возможности в данном месте организовать объезд места происшествия для машин, курсирующих в ту или другую сторону. Движущиеся по дороге машины могут повредить важные для расследования следы, которые восстановить уже никогда не удастся. Наконец, следы на улице (дороге) особенно подвержены изменениям и порче под влиянием атмосферных явлений (дождь, снег, ветер).

Вот почему совершенно недопустимо, чтобы следователь откладывал свое прибытие на место ДТП.

Своевременное и непременное присутствие следователя (дознавателя) на месте ДТП позволяет ему правильно зафиксировать обстановку ДТП в протоколе осмотра. По прибытии на место ДТП следователь (дознаватель) обязан:

  • определить границы места ДТП;
  • с помощью сотрудников ГИБДД и общественности ограждать место ДТП, дабы не утратить вещественные доказательства (следы торможения, юза, крови, масла, битого стекла и т.д.), применяя при этом дорожные знаки, а в темное время суток — флюоресцирующие или светоотражающие предметы;
  • с помощью сотрудников ГИБДД принять необходимые меры по безопасности и защите себя, участников осмотра и других лиц, находящихся на месте происшествия;
  • осуществить с помощью сотрудников ГИБДД регулирование движения с целью устранения заторов и аварийной ситуации на дороге;
  • принять меры по розыску и задержанию водителя и транспортного средства, скрывшегося с места происшествия;
  • осуществить другие необходимые действия с целью сохранения различных следов на месте ДТП как вещественных доказательств, необходимых для тщательного расследования ДТП.

§2. Рабочий этап

Осмотр — это одно из основных следственных действий при’ расследовании дорожно-транспортных происшествий. В новом Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации это следственное действие регламентируется ст. 176-177 УПК РФ, а также ст. 164-170 УПК РФ, предусматривающими: общие правила производства, порядок составления протокола, удостоверения факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия, участия специалиста, переводчика, понятых.

Не следует забывать, что протокол осмотра (ст. 180 УПК РФ) является доказательством по уголовному делу. И если он не будет соответствовать требованиям ст. 75, 83 УПК РФ, то такое доказательство может быть признано недопустимым, то есть не иметь юридической силы, его нельзя положить в основу обвинения, а также использовать для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ. Поэтому при расследовании дорожно-транспортных происшествий осмотр места ДТП приобретает особое значение, так как нередко это единственное объективное доказательство. Место осмотра ДТП условно можно подразделить на три зоны.

1. Исходная зона — это место (точка) практического восприятия водителем возникшей опасности.

2. Промежуточная зона — место, с которого водитель по прошествии времени реакции принимает меры к предотвращению ДТП (торможение, изменение направления движения и т.д.).

3. Зона совершения ДТП — включает место столкновения (удара), расположения после столкновения и следы ДТП (торможение, юз, разброс стекол и деталей, выбоины, царапины на дорожном покрытии и т.д.).

Знание, понимание и правильное применение следователем последовательности этих зон позволяет ему легко определить границы осмотра, правильно его оградить, что исключит возможность утери и уничтожения вещественных доказательств.

Осмотр места ДТП следователь должен начинать с «зоны совершения ДТП» и продолжать до «исходной зоны». При таком порядке осмотра ему легче исключить из рассмотрения следы, оставленные транспортным средством, не участвовавшим в ДТП.

При осмотре следователь не должен упускать малозначительных на первый взгляд объектов и фактов, которые в совокупности с другими доказательствами в общей картине ДТП приобретают большую значимость. Вот некоторые из них:

  • положение рычага переключения передач, нейтральное или выключенные передачи — если выключена передача, то какая именно (это может дать представление о возможной скорости движения);
  • чистота лобового и боковых стекол, что позволяет установить видимость и обзорность для водителя;
  • положение переключателей осветительных приборов — при каком свете автомобиль следовал и какая при этом была видимость в темное время суток;
  • был ли включен обогреватель заднего стекла — можно сделать вывод о степени ограничения видимости сзади;
  • общее состояние системы управления и интерьера салона — это может свидетельствовать о степени трудности управления автомобилем.

Итак, прежде чем удалить с проезжей части транспортные средства и другие объекты, мешающие восстановлению нормального движения, надо зафиксировать взаимное положение автомашин, следов, иных вещественных доказательств посредством фотографирования, замеров и т.д.

Для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и его результатов (ст. 60 УПК РФ), следователь (дознаватель) привлекает незаинтересованных в исходе уголовного дела лиц. Участие понятых при осмотре места происшествия (ДТП) регламентируется ст. 170 УПК РФ. Следует учитывать, что понятые могут быть допрошены в суде в качестве свидетелей, поэтому желательно выбирать понятых из лиц, имеющих водительское удостоверение, разбирающихся в обстановке ДТП и способных дать подробные показания об обстоятельствах осмотра, вещественных доказательствах. УПК РФ предусмотрено проведение осмотра и без участия понятых, когда место происшествия расположено в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей. Однако в этом случае применяются технические средства фиксации хода и его результатов, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Приступая к осмотру места ДТП, должны четко быть поставлены задачи, все то, к чему они сводятся.

Выяснение обстановки, установление места и времени происшествия, а также его последствий.

Обнаружение, фиксация, изъятие следов и вещественных доказательств.

Определение технического состояния транспортного средства для установления технических , причин и условий, повлекших происшествие.

Поиск ориентирующей информации о марке, модели, особенностях и других данных о транс- I портных средствах, отсутствующих на месте ДТП, определение направления их движения после происшествия.

Установление причин происшествия и условий, способствовавших его совершению.

Построение и проверка версий об обстоятельствах происшествия.

Начинать осмотр места происшествия целесообразно с того участка дороги (улицы), на котором могли сохраниться следы происшествия, требующие быстрой фиксации во избежание их порчи.

Надо «привязать» место ДТП на схеме к определенному недвижимому объекту. Замеры проводят от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. Положение колес, точки начала N окончания следов торможения, волочения и т.п. следует очертить на асфальте мелом и произвести необходимые замеры. При этом по длине проезжей части исходными точками могут быть обозначения пешеходной дорожки, линия «стоп», угол дома, километровый или телеграфный столб, иные ориентиры. Дорожную обстановку, положение объектов, их координаты также фиксируют на схеме ДТП.

Главная задача следователя, на наш взгляд, заключается в том, чтобы точно зафиксировать, где именно располагались обнаруженные при осмотре предметы.

Если место ДТП находится в населенном пункте, необходимо указать название улицы, номер дома и расстояние от определенного угла здания. Вне населенного пункта следует указать наименование шоссе (дороги), километр и ориентир.

Обязательно подлежат фиксации все дорожные знаки, их местонахождение:

  • светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности и все иные объекты, имеющие отношение к месту ДТП, состояние краски;
  • расположение отметки;
  • наличие подземного перехода, направление выходов, их расстояние от места происшествия.

Осмотр следует производить исходя из принципа направления движения ТС.

Характерными параметрами дорог, которые должны быть зафиксированы при осмотре, являются ширина проезжей части, обочин, радиусы закруглений, величина подъемов или спусков и поперечных углов.

Приступая непосредственно к осмотру, необходимо стремиться к тому, чтобы как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта, осмотреть прежде всего менее устойчивые следы, к которым относятся:

  • следы, указывающие на точку наезда или место столкновения автомашин (осыпь грязи, стекол и т.д.);
  • следы крови;
  • следы вещества, которым был загружен транспорт;
  • следы масла автомашины.

Сюда же относятся следы в виде осколков фар, частей одежды и обуви пострадавшего. Затем следователь переходит к осмотру следов протектора, торможения, повреждений на автомашинах и т.д.

Таков общий порядок осмотра МП при ДТП, который не является обязательным, однако рекомендуется при расследовании типичных ДТП. Что же необходимо выяснять и учитывать при осмотре.

1. Обзорность (видимость) на дороге по прямой зависит от марки автомашины (у грузовой видимость больше, чем у легковой), от погодных условий, времени суток и т.д.. Это влияет на восприятие водителем обстановки на дороге, позволяет принимать соответствующие меры при ее нарушении (снизить скорость, принять вправо, остановиться и т.д.).

2. Фактическое время и место опасности позволяют сопоставить место (точку) видимости опасности, установленные следователем (возможного восприятия), с местом (точкой) видимости, указанным водителем (фактического восприятия), которые могут совпадать, что будет подтверждать правильность даваемых водителем показаний. И наоборот, несовпадение этих данных может уличить водителя в даче неправдивых показаний.

3. От фактического восприятия до принятия мер по предотвращению той или иной аварийной ситуации, сложившейся на автодороге, проходит некоторое время (время реакции водителя).

Автомашина же, в зависимости от скорости, проходит определенное расстояние, прежде чем сработают тормоза или начнет уходить «вправо-влево».

Установив расстояние при помощи замера от места фактического восприятия до места начала следов торможения, юз? и т.п., следователь может, используя достижения автотехнической экспертизы, определить место столкновения ТС. При столкновении двух автомобилей можно, по следам разброса их обломков, установить место столкновения, которое будет располагаться между местами разброса.

Осыпи грязи располагаются вблизи места столкновения, так как крылья ТС препятствуют их перемещению на значительное расстояние, что облегчает следователю задачу по определению места столкновения.

Масло, вода, тосол, антифриз, вытекающие из поврежденных деталей автомашины, могут прямо указывать место столкновения, так как их разбросу препятствует другой автомобиль и поэтому они вытекают вниз, прямо на поверхность дороги в месте повреждения.

По следам бокового перемещения следов скольжения шин следователь, изучая их, может довольно точно определить место столкновения, так как отклонение от первоначального движения происходит в момент столкновения, что приводит к резкому небольшому отклонению следов скольжения шин задних колес в боковом направлении.

Следы повреждений на придорожных объектах, таких как насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д., могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения ТС после ДТП, их порой трудно обнаружить. Вот почему по прибытии на место происшествия следователь в первую очередь должен определить границы осмотра и поиска вещественных доказательств.

Следы повреждений, оставленные на придорожных объектах, помогут следователю:

  • установить путь движения ТС до столкновения;
  • получить информацию о возникновении ДТП;
  • найти точки, в которых ТС выехало за пределы дороги;
  • установить изменение направления движения до столкновения, так как в результате наезда на неподвижные объекты может заметно и резко измениться направление движения ТС, и без установления следов соприкосновения у следователя возникнут трудности в определении направления первоначального движения;
  • обнаружить отпечатки следов шин и других следов;

— * решить вопрос о том, где находился автомобиль перед столкновением, что можно установить при опросе свидетеля, который может указать, где впервые увидел один или другой автомобиль (возле придорожного объекта, опоры светильника, остановки и т.д.).

Однако следователю необходимо научиться различать старые следы повреждений, оставленные на придорожных объектах ранее, от следов повреждений, оставленных непосредственно перед ДТП.

Отличие в следующем. Старые следы имеют наслоения пыли, грязи и т.д., они более тусклые, затертые, имеют следы наслоения, оставленные другими транспортными средствами, другие отличия.

Первоначальная фиксация обстановки ДТП и результатов осмотра МП

ДТП происходят либо при движении двух ТС, либо при движении одного из них и неподвижности другого. ДТП возникает также в случае, когда два или более ТС оказываются в одно время в одном и том же месте.

Фиксация результатов ДТП включает в себя следующие факторы:

  • положение каждого ТС в начальный момент попытки занятия конфликтной зоны;
  • глубина проникновения в занятую зону и соответствующие деформации каждого ТС в результате столкновения.

Выявление и изучение следователем данных факторов ведет к необходимости определения:

  • направления движения до удара;
  • изменение направления движения во время удара;
  • направление движения после удара;

— * других данных, необходимых следователю (дознавателю) хотя бы для предварительного (впоследствии документально подтвержденного) уяснения картины и механизма образования ДТП. Помимо составления протокола осмотра места происшествия обстановка ДТП фиксируется в схеме, которая вместе с фототаблицей является приложением к протоколу осмотра. На схеме следователь может показать наиболее важные моменты механизма ДТП:

  • точки, места столкновения или наезда;
  • объекты — расположение ТС или потерпевшего;
  • следы торможения, юза, заноса, скольжения, отделившейся грязи и т.д.;
  • отдельные следы, оставленные на дорожном покрытии (выбоины, царапины, маслянистые пятна и т.д.);
  • отдельные узлы и детали, отделившиеся от автомобиля при столкновении, и т.д..

Схема служит для того, чтобы зафиксировать примерное взаимное расположение наиболее важных объектов на месте ДТП относительно автодороги и предполагаемого места столкновения с указанием на ней требуемых замеров (размеров).

Это так называемая «черновая» схема осмотра места ДТП.

В дальнейшем; как правило, составляется более подробная схема осмотра места ДТП, которую обязаны подписать все лица, подписавшие «черновую» схему, не исключая и понятых. При необходимости можно провести повторный осмотр места ДТП, если на этом настаивают лица, заинтересованные в исходе дела (потерпевшие, водитель и т.д.).

Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характер дороги (напряженность пешеходного движения в определенное время суток), а также общее состояние дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, подъемов, поворотов, вида покрытия. Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев, но и расположением других автомашин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование.

§3. Особенности осмотра отдельных объектов

Особенности осмотра транспортных средств. Осмотр транспортных средств, участвовавших в аварии, может быть частью осмотра места происшествия или самостоятельным следственным действием. Основными задачами осмотра транспортных средств являются, во-первых, выявление следов и повреждений, возникших в результате дорожно-транспортного происшествия, во-вторых, установление их технического состояния. Для решения этих задач, в особенности касающихся оценки технического состояния транспортного средства, требуются специальные познания, поэтому к осмотру целесообразно привлекать специалиста-автотехника. Перед началом осмотра транспортного средства необходимо зафиксировать его местонахождение и положение относительно других ориентиров (других транспортных средств, трупа, обочины и т. д.).

Осмотр транспортных средств следует начинать с повреждений, возникших в результате наезда, столкновения, опрокидывания и т. д. При этом необходимо проявлять осторожность, чтобы не повредить или не уничтожить другие имеющиеся на транспортном средстве следы: следы крови, частицы краски, трассологические отпечатки и др.

Каждое повреждение должно быть подробно описано в протоколе с указанием их местонахождения, формы, размеров. Если повреждения имеют форму царапин, трасс, необходимо отметить их направление относительно горизонтали. Местонахождение повреждений, помимо указания, на какой части автомашины они обнаружены, фиксируется путем производства измерений. Одним из двух постоянных ориентиров, расстояние от которых замеряется, должен быть уровень дороги. Этот показатель дает представление о высоте относительно проезжей части, на которой обнаружено повреждение. Сопоставляя данные измерения с локализацией повреждений на других транспортных средствах, а также на потерпевшем, можно выяснить, какой частью осматриваемого транспортного средства эти повреждения нанесены.

Чтобы лучше и нагляднее представить, в каком состоянии находился осматриваемый автомобиль после происшествия и каковы повреждения на нем, производится его фотографирование по правилам узловой и детальной фотосъемки. На узловых фотоснимках фиксируется общий вид транспортного средства с каждой стороны. Затем фотографируются отдельно повреждения и следы с масштабной линейкой.

Исследование обнаруженных в ходе осмотра повреждений на транспортном средстве, их сопоставление с повреждениями и другими следами на иных объектах, связанных с происшествием (теле трупа, препятствиях, других транспортных средствах), позволяет определить взаимное расположение транспортных средств, пешеходов, препятствий на проезжей части в момент аварии, определить направление действия механических сил при соударении и в конечном счете с возможной достоверностью восстановить ее механизм.

Выявление и фиксация всех видимых следов и повреждений на транспортном средстве позволяет приступить к установлению его технического состояния. Эту работу следует проводить с участием автотехника. Особое внимание должно быть обращено на выявление тех технических неисправностей транспортного средства, которые могли явиться причиной дорожно-транспортного происшествия. С этой целью самым тщательным образом проверяется состояние тормозной системы, ходовой части, световой сигнализации и других важных с точки зрения обеспечения безопасности движения узлов и агрегатов, которые имеют первостепенное значение для обеспечения и безопасности эксплуатации транспортного средства.

В тех случаях, когда для установления технического состояния требуется использование сложных диагностических приборов, специального оборудования, демонтажа узлов и механизмов транспортного средства или когда требуется выяснить не только наличие, но и причины неисправностей, назначается автотехническая экспертиза.

При осмотре нескольких транспортных средств на месте происшествия, важно не только выявить все имеющиеся на них следы и повреждения, но и сопоставить их друг с другом.

Особенности осмотра трупа. На месте дорожно-транспортного происшествия осмотр трупа с участием судебно-медицинского эксперта производится по общим правилам. Особое внимание должно быть уделено имеющимся на трупе следам и повреждениям. Изучение следов и повреждений, обнаруженных на теле трупа, уже в ходе осмотра дает основание врачу для предварительного вывода о причинах смерти, помогает распознать инсценировку дорожно-транспортного происшествия.

В ходе осмотра тщательно осматриваются одежда и обувь трупа. На них могут быть обнаружены следы транспортных средств, совершивших наезд (протектора колес, бампера, крыльев и пр.), другие следы, позволяющие восстановить отдельные детали механизма события (например, следы волочения потерпевшего по асфальту) и в дальнейшем идентифицировать транспортное средство.

Фиксация результатов осмотра трупа на месте происшествия предполагает отражение в протоколе следующих обстоятельств:

  • ¦ местонахождения трупа и его позы;
  • ¦ расположения трупа относительно других важных в криминалистическом отношении объектов: транспортных средств, участвовавших в аварии, дорожных знаков и дорожной разметки, предметов, которые нес потерпевший в руках; следов (следов волочения трупа, следов торможения и т.

д.), обнаруженных в ходе осмотра и т. д.;

  • ¦ следов на одежде трупа, их формы, размеров, местонахождения, характера следов (механическое повреждение, наслоение микрочастиц и т. д.);
  • ¦ повреждений и других следов на теле трупа, их характера, локализации, формы, размеров, дающих представление о силе, направлении удара и др.;
  • ¦ следов на обуви, особенно на ее подметочной и каблучной части, их размеров, расположения, характера (статические, динамические в виде трасс и т. д.), формы и др.;
  • ¦ иных обстоятельств, позволяющих судить о времени и причинах наступления смерти (трупные пятна, температура тела трупа и др.).

В процессе осмотра производится фотографирование, измерение. Результаты подробно описываются в протоколе. По повреждениям на теле трупа, их локализации, степени тяжести, по имеющимся на одежде трупа следам можно судить о том, какой частью транспортного средства эти повреждения причинены, какова сила удара, направление удара и др.

Глава 3. Фиксация хода и результатов осмотра ДТП

Оценка обстановки места происшествия осуществляется после установления фактических обстоятельств, относящихся к дорожной обстановке: интенсивность, равномерность и скорость движения транспорта на дороге или улице, где произошло происшествие, характер дороги, ее ширины, рядности (полос) движения, наличие уклонов, поворотов, вида покрытия. Тщательным образом исследуется видимость с места водителя. Она определяется не только освещенностью, состоянием погоды, профилем пути, наличием деревьев и т.п., но и в зависимости от расположения других машин на проезжей части. Сопоставление и анализ указанных обстоятельств позволяют правильно оценить дорожную обстановку на месте аварии и облегчить дальнейшее расследование. Достоверное уяснение обстановки места происшествия самим следователем (дознавателем) зачастую определяет его субъективный и объективный подход к расследованию ДТП. Так, следователь, оценив сложный характер рельефа (местности) дороги в месте ДТП, аварийно-опасный участок дороги в месте происшествия, отсутствие соответствующего предупреждающего знака, освещения и т.п., делает вывод о том, что, будучи сам на месте водителя, совершившего аварию, вряд ли бы предотвратил ее. «Внутренне» следователь предрасположен к водителю, уже интуитивно предполагая его невиновность.

Однако сразу после осмотра места ДТП, проведения всех вышеуказанных первоначальных (главных) следственных действий не следует делать каких-либо прогнозов и выводов, в том числе и тогда, когда интуиция явно указывает на невиновность водителя. Следует помнить, что и сам факт невиновности субъекта должен быть доказан следствием.

Процессуальное оформление результатов осмотра места происшествия имеет специфику, которая заключается в том, что фиксации подлежат размеры, расстояния, взаимное положение объектов, повреждения на машине, то есть информация, словесное описание которой представляет значительные трудности. Поэтому протокол осмотра обязательно должен быть дополнен и иллюстрирован фотоснимками, схемами, планами, чертежами.

Помимо общих требований, предъявляемых к процессуальным документам, в протоколе осмотра ДТП должно найти отражение:

  • а) описание места аварии ;
  • б) состояние погоды в момент осмотра;
  • в) характеристика дороги и проезжей части;
  • г) следы торможения;
  • д) координаты точек наезда, столкновения или опрокидывания транспортных средств, расположения объектов, раскрывающих механизм происшествия.

При описании места аварии отмечают название улицы и способ регулирования движения на ней, фиксируют ширину проезжей части, размещение дорожных знаков, указателей, остановок транспорта и переходов, состояние проезжей части дороги (сухая, мокрая, заснеженная, обледенелая, скользкая и т.п.), приблизительно величину радиусов поворота, подъема, уклона. Необходимые точные данные нужно запросить в дорожных учреждениях.

Специфика дорожно-транспортного происшествия определяет тактику его проведения. В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом, из-за атмосферных и метеорологических условий или по другим причинам. Затем фиксируются все остальные следы (повреждения на ТС и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и др.).

Измерения на месте ДТП

Из существующих способов измерений наиболее удобно использовать систему прямоугольных координат. В качестве одной из осей координат (X) могут быть использованы прямолинейный бордюр, прямолинейная кромка проезжей части, стена здания либо линия, являющаяся ее продолжением, и другие объекты, ограниченные прямыми линиями. Вторая ось координат (Y) должна проходить через выбранный ориентир (место установки дорожного знака, угол здания и т.д.) и быть перпендикулярной первой.