Преступления в сфере таможенного дела

Курсовая работа

Одной из основ экономического и социального развития демократического государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности. Одним из наиболее опасных видов экономических преступлений — как по размерам наносимого государству ущерба, распространенности, так и по разнообразию входящих в него деликтов — являются преступления в сфере таможенного дела. Последние кризисные явления в мировой экономике породили резкий всплеск нарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, связанных с незаконным перемещением товара через границу и имеющих цель уклонения от уплаты таможенных платежей, в целях минимизации расходов (а, следовательно, и увеличения прибыли) недобросовестного участника внешнеэкономической деятельности.

Анализ динамики правонарушений в таможенной сфере в 2009 году в сравнении с предыдущими периодами позволяет утверждать, что актуальность института защиты экономической безопасности государства существенно возросла. До 1994 г. преступления в сфере таможенного дела (ст.ст.188, 189, 190, 194 УК РФ), имели устойчивую тенденцию к росту. Показатели же статистики последних лет, фиксирующие снижение уровня указанных преступлений, вряд ли можно признать отражающими реальную действительность. Поскольку объективных причин для резкого снижения преступности в стране в настоящее время нет, а уровень организованности и профессионализма преступной деятельности, в том числе и в сфере таможенного дела, неуклонно растет, есть все основания полагать, что значительное число преступлений сохраняет латентность, а лица их совершившие, остаются за рамками правового воздействия.

Следует отметить, что эффективность правоприменительной деятельности по данной категории дел остается низкой. Наиболее характерными недостатками последней являются: неправильная квалификация действий правонарушителей, привлечение к административной ответственности при наличии признаков уголовно-наказуемого деяния, невысокое качество дознания, следствия по делам о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей, отсутствие координации в следственной и оперативно-розыскной работе, нарушение закона при рассмотрении и разрешении сообщений о совершенных преступлениях и их расследовании.

Помимо экономического ущерба, преступления в таможенной сфере зачастую наносят урон здоровью граждан (когда ввозятся товары, не соответствующие требованиям нормативов, технических условий и Гостов, не прошедшие сертификацию соответствия, санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую сертификацию) подрывают рынок отечественных производителей путем ввода в оборот более дешевых и некачественных, нежели их российские аналоги, товаров, посягают на экологическую безопасность, нарушают законодательство о товарных знаках.

22 стр., 10503 слов

Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ

... работе происходит более детальное описание и раскрытие понятий «таможенное дело» и «таможенная политика». Эти два понятия необходимо разграничивать, так как таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, а таможенная ...

Таким образом, распространенность преступлений в сфере таможенного дела, их высокая общественная опасность, латентность и недостаточная эффективность противодействия со стороны правоохранительных органов, свидетельствуют от актуальности данной темы.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать преступления в сфере таможенного дела, и на основе изучения исторического опыта, теоретических исследований и эмпирического материала разработать предложения по совершенствованию законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за преступления в сфере таможенного дела и практики его применения. Достижение названной цели обусловило постановку и решение следующих основных задач:

1. Изучить исторический опыт регламентации ответственности за преступления в сфере таможенного дела в российском уголовном законодательстве;

2. Сформулировать понятие преступления в сфере таможенного дела;

3. Дать уголовно-правовую характеристику преступлениям в сфере таможенного дела.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие как в процессе совершения таможенных преступлений, содержащих признаки ст. ст. 188, 189, 190, 194 УК РФ, так и в процессе деятельности правоохранительных органов по борьбе с этими преступлениями. Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы действующего законодательства, предусматривающие ответственность за преступления в сфере таможенного дела.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания и частно-научные методы: логический, исторический, статистический, социологический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.

Теоретической основой исследования являются труды следующих учёных: Андриянов В.Н., Бондаренко К.В., Жбанков В.А, Кирсанов А.Ю., Сучков Ю.И, Козодаев В.Н., Колесникова М.М., Михайлов В.И., Диканова Д.А, Семенов С.Е., Федоров А.В. Козырин А.Н. и др.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, действующее таможенное, гражданское, административное, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере таможенной деятельности.

Глава 1. История развития уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела

История борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела, и в частности с контрабандой неразрывно связана с развитием таможенного дела, экономикой страны, внутренней и внешней торговлей. Термин «контрабанда» произошел от итальянского «contrabands» («contra» — против и «bando» — правительственный указ).

18 стр., 8757 слов

Организационная структура государственного управления в таможенной ...

... является сама организационная структура государственного управления в таможенной сфере Республики Беларусь, объектом исследования является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, его структура, цели, ... законодательства республики, таких таможенных пунктов у нас двенадцать. Это Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская область, Минская область, центр Минска, таможня «Минск-2», ...

Соответственно, лица, занимающиеся контрабандой, стали называться контрабандистами. В Толковом словаре русского языка даны следующие определения контрабанды:

«1) нарушающий таможенное законодательство тайный провоз товаров и других предметов через границу… 2) товары, предметы, провезенные незаконным способом» 1 .

В юридическом словаре под термином «контрабанда» подразумевается «незаконное перемещение через границу товаров, ценностей и иных предметов»2 . Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары. Возрастание масштабов контрабанды проходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием.

1.1. История развития уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела в средние века

Огромный размах приобрела контрабанда в средние века в связи с началом промышленного переворота в Англии, Голландии и других странах. Причина тому — введение протекционистского тарифа и других государственных мер, направленных на защиту национальной экономики государства. Никакие таможенные барьеры, полицейские посты, охранявшие остров, не могли воспрепятствовать незаконному вывозу, например, английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой размах. Так было и в других странах, где производились дефицитные товары, где в основу таможенной политики был положен протекционизм3 .

О контрабанде в Древней Руси знали еще в X в. в старейшем древнерусском своде законов «Русская правда» уже были закреплены правила торговли, порядок уплаты таможенных пошлин, применение санкций за контрабанду 4 . Примером может послужить такая разновидность штрафа, как «промыт», который устанавливал двойную ставку мыта за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. В судебнике князя Владимира говорится, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиения плетью перевозчика5 .

Зарождение таможенного законодательства происходило одновременно с процессом возникновения товарообмена. Торговые отношения Киевской Руси обусловили разнообразие пошлин, взимаемых как за право торговать, так и за право провоза товаров. Внутренние экономические интересы развития Руси потребовали государственно-правового регулирования пошлин, о чем свидетельствуют русско-византийские договоры, Русская Правда, Новгородская и Псковская Судные грамоты и другие нормативные акты.

К XII-XIII вв. в связи с увеличением таможенных сборов в удельных княжествах усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. В это время складывается система штрафов и других наказаний за нарушение установленных правил провоза и продажи товаров. Наряду с таким штрафом как «промыт» появляется «заповедь» — пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади, а также штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц; протаможи — штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, протамга — пеня за неявку в таможню. Таким образом, к моменту создания централизованного русского государства уже сложилась определенная система наказаний за нарушение порядка торговли и неуплату пошлин, хотя, конечно таможенные пошлины и штрафы отличались в различных удельных княжествах.

3 стр., 1413 слов

Экономическая сущность таможенной пошлины

... той страной, где был произведён товар [3]. ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ВЫВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Нужно отметить немалую долю таможенных платежей в структуре федерального бюджета РФ. ...

1.2. История развития уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела в новое время

История того времени сохранила мало свидетельств контрабандной деятельности, поскольку она еще не носила массового характера, но гораздо позже, в XVI-XVII вв., этот запрещенный промысел начал процветать. Причин этому, как свидетельствуют исторические источники, несколько: во-первых, началось формирование внутреннего всероссийского рынка, что привело к более активному росту производительных сил и развитию внешней торговли; во-вторых, выход на внешний рынок осуществлялся, как правило, через иностранцев, которые с середины XVI в. получили льготные торговые грамоты.

Российские и иностранные источники свидетельствуют о том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная с представителей Ганзы в Новгороде в XIII-XIV вв., затем английские купцы в XVI-XVII вв.

Порядок уплаты таможенных пошлин и система наказаний за уклонение от их уплаты были регламентированы в IX главе Соборного Уложения 1649 г. Изложенные в ст. 2 Уложения положения были направлены на борьбу с попытками незаконного провоза товаров, т.е. с контрабандой. Суровое наказание полагалось тем, что пытался провезти товары без мыта и мостовщины, прикрываясь именем служилых людей: «бить кнутом и имати на Государя пени по пяти рублев с человека»6 .

Запрещалось самовольно, без разрешения Государя, строить заставы и собирать мыто, за это следовало наказание — изъятие всей полученной прибыли в казну. Введение этой статьи и объяснялось тем, что на Руси в XVI-XVIII вв. нередко лжетаможенники самочинно устанавливали заставы на путях движения и собирали пошлины.

Еще большего размаха достигла контрабанда после отмены льгот на торговлю и установления высоких ставок пошлин с иноземных торговцев в соответствии с Новоторговым уставом 1667 г. Новоторговый Устав включал в себя постановления относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, порядка устройства таможен и пр. Поэтому этот документ можно рассматривать как первый таможенный устав русского государства 7 .

В целом развитие таможенного управления на протяжении ХVII в. отражало основные тенденции эволюции государственного строя. Главной среди них была тенденция централизации, наметившаяся еще в начале века. К этому времени основная масса таможенных сборов поступала в государственную казну, деятельность таможен находилась под строгим контролем государственной власти. Эти задачи продолжали решаться в ходе преобразований Петра I.

Новым всплеском контрабандной деятельности был отмечен период после введения протекционистского тарифа 1724 г. Если ранее борьбу с контрабандистами вели лишь таможенники и контрабанда провозилась в основном на торговых судах через пограничные порты, то в связи с развитием мануфактур по производству товаров для внутреннего пользования, ограничением ввоза зарубежных изделий и ужесточением контроля, а также с развитием рыночных отношений контрабанда пошла и вне таможен на западной сухопутной границе. В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному провозу товаров Петр I издает указ, предписывавший конфискацию всех провозимых тайно товаров8 .

2 стр., 936 слов

Прибытие товаров на таможенную территорию ЕАЭС и таможенные операции, ...

... правовых аспектов, такие как таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, грузовые операции, срок уплаты и исчисление таможенных платежей, предварительное информирование таможенных органов получили свое дальнейшее развитие. С другой стороны, ...

Значительное место в деятельности таможенных органов занимала борьба с контрабандой на море. За незаконный провоз товаров брали двойную пошлину, а если владелец не мог ее выплатить, судно конфисковывалось. Дальнейшее развитие таможенное законодательство получило в Таможенном уставе 1755 г. В дальнейшем в связи с отменой протекционистского тарифа контрабанда сократилась, но не исчезла, а в последней четверти XVIII в. в связи с повышением ставок пошлин и запретом ввоза и вывоза отдельных товаров, наоборот, усилилась. Это вызвало беспокойство в государстве. Высочайшим Указом Екатерины II для охраны западных границ России в экономическом отношении в 1782 г. была создана таможенная пограничная пограничная стража9 .

1.3. История развития уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела в новейшее время

В начале нового, XIX в., контрабанда превратилась в бедствие для страны. Был принят ряд государственных и, в первую очередь, таможенных мер по ее пресечению. Введение протекционистского тарифа 1822 г. и переход России на протекционистскую таможенную политику с 1877 г,, а также строительство железных дорог и развитие внешней торговли на юге и востоке страны при вели к расширению контрабанды не только на государственной границе, но и в торговых и промышленных центрах России.

Борьба с контрабандой приобретает большое государственное значение. Важным фактором успешной борьбы с контрабандой явилось развитие законодательства по борьбе с незаконным провозом товаров. Знакомство с правовыми основами борьбы с контрабандой, изложенными в уголовных уложениях, таможенных уставах и других документах, показывает, что государство ужесточает меры наказания за занятие контрабандой, переходя от административных наказаний к привлечению к уголовной ответственности контрабандистов и их пособников.