Особенности совершения таможенных операций и производства таможенного контроля легковых автомобилей, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Перемещение легковых автомобилей через таможенную границу — традиционно одна из проблемных зон таможенной деятельности. Особенно это касается ввоза легковых автомобилей физическими лицами. Поэтому в таможенном законодательстве Таможенного союза значительное место отведено регулированию порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, а также вопросам осуществления таможенных операций в отношении этих товаров. Уяснение особенностей перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и таможенных операций, совершаемых в ходе такого перемещения, является предпосылкой правильного понимания процесса и, как следствие, соблюдения физическими лицами непосредственно таможенных правил, законодательства РФ и международных договоров РФ в области таможенного дела.

Наблюдаемое в последние годы постоянное увеличение пассажиропотока через таможенную границу Таможенного союза обусловливает необходимость уменьшения времени на проведение таможенных операций в отношении товаров, и в особенности такой их группы как легковых автомобилей. Вместе с тем представляется, что уменьшение времени на проведение таможенных операций неблагоприятно скажется на эффективности контрольных мер . В этой связи проблема развития системы таможенного контроля ввозимых транспортных средств с одновременным упрощением таможенных операций и сокращением времени на их выполнение, представляется весьма злободневной.

Под термином «транспортные средств», в данном случае, как правило, понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования. Все доводы, изложенные выше, и определяют актуальность темы данной дипломной работы.

Целью данной работы является анализ особенностей таможенного декларирования и таможенного контроля легковых автомобилей, ввозимых на территорию Таможенного Союза.

Задачи работы, вытекающие из поставленной в работе цели, следующие: транспортный ввоз таможенный автомобиль

10 стр., 4959 слов

Место таможенных союзов в мировой интеграции государств

... таможенных союзов. Второй задачей является выделение конкретных признаков таможенного союза как явления современной мировой экономики. И, наконец, на заключительном этапе работы мы покажем перспективы создания таможенных союзов ... позволило достичь поставленных перед таможенным союзом целей досрочно, к 1 июля 1968 г. В данной работе мы попытаемся показать место таможенных союзов в мировой интеграции ...

  • анализ нормативно-правового регулирования таможенного декларирования и таможенного контроля легковых автомобилей, ввозимых на территорию Таможенного Союза.
  • изучение организации таможенного контроля за ввозом легковых автомобилей и рассмотрение особенностей его совершения на территории Таможенного союза
  • выразить методы по совершенствованию таможенных операций и производства таможенного контроля за ввозом легковых автомобилей на территорию Таможенного Союза

Предметом исследования работы является теоретический анализ норм законодательства, регламентирующих деятельность таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля легковых автомобилей.

Объектом исследования работы является система таможенного оформления и таможенного контроля легковых автомобилей органов ФТС ТС

Методологическую основу работы составляют современные методы теории познания, включая: исторический, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический и другие.

Нормативную базу исследования составили законные и подзаконные нормативно-правовые акты, отраслевое (административное) законодательство. В работе также использованы нормативно-правовые акты таможенных органов по исследуемому вопросу.

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

1.1 Понятие и классификация транспортных средств

Общее понятие «транспортное средство» определено пп. 39 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Транспортное средство

Вместе с тем в соответствии со статьей 351 ТК ТС под транспортным средством для личного пользования понимается авто, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Под товарами для личного пользования понимаются, прежде всего, товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Кроме того, понятие автотранспортного и мототранспортного средства для личного пользования определено ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». В соответствии с ним дано определение транспортным средствам:

1. автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные, главным образом, для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце;

10 стр., 4644 слов

Таможенный контроль транспортных средств

... и об обмене предварительной информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» принято в целях эффективного взаимодействия и координации деятельности таможенных органов ЕАЭС в обеспечении таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную ...

  • квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
  • мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;

— моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что данное определение делит понятие автотранспортного мототранспортного средства на четыре группы, самой большой и самой распространенной из которой является группа легковых автомобилей.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками. Для того, чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются в основном на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п

Согласно действующим Правилам дорожного движения в РФ в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

В настоящее время применяют классификацию двух видов — по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.).

Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств.

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные двигателем, и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать в совокупности комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

13 стр., 6363 слов

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ...

... отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу. Бакаева ...

Механические транспортные средства подразделяются:

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль

Под снаряженной массой понимается ничто иное как полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Буксируемые транспортные средства подразделяются:

  • на прицепы
  • на полуприцепы

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.

На категории транспортные средства делятся следующим образом:

  • категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:
  • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;

— категория L6 — легкий квадроцикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

33 стр., 16249 слов

О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

... 2009 г. N 720 ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2010 N 706) I. Общие положения 1. Настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске ...

a) при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

b) при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

c) при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

  • категория L7 — квадроцикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
  • категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
  • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;
  • категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
  • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
  • категория О — прицепы (включая полуприцепы):
  • категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории. Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

15 стр., 7053 слов

Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

... либо ввести товары или транспортные средства. Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений основных принципов перемещения товаров и транспортных средств. К таким принципам относятся: ...

  • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
  • обеспечивается условие Р- (М + N 68) >
  • N 68, где Р — технически допустимая масса транспортного средства, кг;
  • М — масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг;
  • N — число мест для сидения, помимо места водителя.

Поскольку 68 кг — средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

Технически допустимой максимальной массой является максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

Все мы знаем, что Армения относительно недавно вступила в Таможенный Союз и является его полноправным участником. Закон республики Армения от 8 декабря 2010 года №ЗР-171 Статья 27. «Классификация транспортных средств и право на управление ими» подробно раскрывает нам классификацию транспортных средств.

Механические транспортные средства подразделяются на следующие категории и подкатегории:

1. подкатегория «А1» — мотоциклы (легкие мотоциклы) с рабочим объемом двигателя не более 125 кубических см, и максимальной мощностью двигателя не более 11 кВт (или 15 лошадиных сил);

2. категория «A» — мотоциклы, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «А1»;

3. подкатегория «B1» — трициклы и квадроциклы;

4. категория «В»:

13 стр., 6238 слов

Возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. ...

... позволяет им выполнять различные функции. Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу. 1. Возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов Обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов возникают при ввозе ...

a) автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг или с числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8-ми, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «A», или

b) автомобиль с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг или с числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8-ми, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «A», или

c) автомобиль с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг или с числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8-ми, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без снаряжения, а разрешенная максимальная масса такого подвижного состава не превышает 3500 кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «A»;

5. подкатегория «С1»:

a) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «D», или

b) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг, за исключением транспортных средств, относящихся к подкатегории «D»;

6. категория «С»:

a) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «D», или

b) а также грузовые автомобили категории «C», разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «D»;

7. подкатегория «D1»:

a) автомобили (автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми, но не более 16-ти сидячих мест, помимо сиденья водителя, или

b) автомобили (автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми, но не более 16-ти сидячих мест, помимо сиденья водителя, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг;

8. категория «D»:

a) автомобили (автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми сидячих мест, помимо сиденья водителя, или

b) автомобили (автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми сидячих мест, помимо сиденья водителя, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

9. категория «ВЕ»:

a) автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки, или

b) автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого подвижного состава превышает 3500 кг;

10. подкатегория «С1Е» — автомобиль подкатегории «C1», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого подвижного состава не превышает 12000 кг;

11 стр., 5456 слов

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств

... период в истории таможенного досмотра связан с формированием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. 1.3 Классификация таможенного досмотра товаров и транспортных средств Таможенный досмотр можно классифицировать ... вызвали необходимость изменения процедуры таможенного контроля, переноса основной работы по таможенному оформлению и досмотру грузов с таможенной границы вглубь страны. В ...

11. категория «CE» — автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

12. подкатегория «D1E» — автомобиль подкатегории «D1», сцепленный с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого подвижного состава не превышает 12 000 кг;

13. категория «DE» — автомобиль (автобус) категории «D», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

14. категория «T» — троллейбус.

1.2 Нормативно-правовое регулирование ввоза транспортных средств на территорию Таможенного союза

Транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, могут иметь статус:

  • иностранные транспортные средства;
  • транспортные средства Таможенного союза.

Определение для таможенных целей статуса транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования (иностранное транспортное средство или транспортное средство Таможенного союза), осуществляется таможенными органами Российской Федерации на основании информации, содержащейся в электронных базах данных, представленных таможенными органами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, с учетом зависимости от представленных физическим лицом документов.

Если информации об автомобиле отсутствует в электронной базе данных, то таможенные органы Российской Федерации направляют соответствующий запрос в таможенный орган той страны, откуда ввозится автомобиль.

Перевозя автомобиль через границу, на таможне необходимо:

  • представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа;
  • уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных ТК ТС и Соглашением;
  • выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.

Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что появляется необходимость отдельного порядка таможенного декларирования автомобилей, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, обусловленная спецификой товара и необходимостью их государственной регистрации. С началом функционирования Таможенного союза появились некоторые особенности перемещения товаров в том числе и транспортных средств, для личного пользования регулируемые законодательством Таможенного союза и национальным законодательством РФ. Так, например, в ст. 8 Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 освещен порядок декларирования товаров для личного пользования, осуществляемый физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

4 стр., 1657 слов

Таможенный кодекс Таможенного союза

... проекта Таможенного кодекса таможенного союза. Решением Интеграционного комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации определены принципы разработки Таможенного кодекса таможенного союза: 1) таможенное законодательство таможенного союза включает в себя: международные договоры между Сторонами в области таможенного регулирования; Таможенный кодекс таможенного союза; ...

При таможенном декларировании перемещаемых транспортных средств для личного пользования в письменной форме декларант обязан:

Представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных ТК ТС и (или) Соглашением.

Выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.

Декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Ко всему прочему в ст. 9 Соглашения оговаривается порядок помещения транспортного средства для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита, а порядок временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза регламентируется статьей 358 ТК ТС.

Данная статья предусматривает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временно ввозимых на территорию иностранными физическими лицами, при условии, что эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории.

В ст. 10 Соглашения говорится о порядке выпуска товаров для личного пользования, а в Приложении 6 установлены ставки таможенных пошлин на транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» (далее — Постановление) устанавливаются ставки таможенных сборов за таможенные операции (размеры ставок раскрыты в главе 2 ,п.1.1.1).

При таможенном декларировании автомобилей легковых, классифицируемых в товарных позициях 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС, перемещаемых через таможенную границу ТС физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в соответствии с пунктом 1 постановления (размеры ставок раскрыты в главе 2 п.п. 1.1.1).

В инструкции «О порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» (далее — Инструкция) раскрывается алгоритм действий декларанта и должностных лиц в момент совершения таможенных операций в отношении транспортных средств для личного пользования. В п. 2 Инструкции говорится об оборудовании мест совершения таможенных операций и их оснащении информационными стендами. В информационном письмом ФТС России от 2 августа 2010 года «О перемещении автотранспорта для личного пользования на территории Таможенного союза» разъясняется порядок проведения таможенного контроля автомобилей для личного пользования.

Следует отметить, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу необходимо соблюдать все требования и условия, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного Союза и государств-участников.

Нормативно-правовая база, регулирующая порядок перемещение легковых автомобилей в торговом обороте.

Торговый оборот обслуживает продвижение товаров от изготовителей к потребителям. Объекты торгового оборота обозначаются единым понятием — «товары».

Объекты торгового оборота — материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты коммерческого права вступают в частно-правовые отношения.

К видам объектов гражданских можно отнести вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

Формулировку понятия «легковой автомобиль» можно отыскать в разных источниках. Так, например, понятие раскрыто в Советской Энциклопедии: «легковой автомобиль» — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя).

Наибольшее распространение получили 4—5-местные легковые автомобили с закрытыми кузовами.

Легковой автомобиль классифицируются по рабочему объёму цилиндров двигателя: особо малый до 1,2 л, малый от 1,2 до 1,8 л, средний от 1,8 до 3,5 л, большой свыше 3,5 л. За рубежом легковой автомобиль с рабочим объёмом двигателя до 0,85 л называется микролитражным автомобилем, а от 0,85 до 1,5 л. — малолитражным автомобилем. Несмотря на давность издания, данное определение актуально до сих пор.

Транспортные средство международной перевозки — транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

В таможенных целях автомобили в торговом обороте классифицируются по ряду признаков: тип двигателя, его объем, мощность, и т.д.

Все легковые автомобили в зависимости от типа установленного двигателя можно разделить на следующие категории: работающие на бензине либо работающие на дизельном топливе (бензиновые и дизельные), а также имеющие электродвигатель. Дизельным топливом является обыкновенная солярка, на которой в том числе работают тракторы и другая сельхозтехника, военная техника, дизель-поезда, и др. Данные классификации определены в Едином Таможенном Тарифе Внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарной группе 87. Там же определены ставки таможенных пошлин для каждой из них в зависимости от года выпуска.

При классификации в соответствии с ЕТН ВЭД ТС ранее бывших в эксплуатации транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, необходимо руководствоваться нижеследующим.

Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления , которая может быть указана на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства (например: технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченными органом страны-экспортера (продавца).

Если на транспортном средстве и в регистрационных документах указан только месяц изготовления, то таким днем считается 15 число этого месяца, если указан только год — 1 июля этого года. При отсутствии в регистрационных документах даты изготовления транспортного средства год выпуска определяется по коду изготовления, указанному в его идентификационном номере, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля года изготовления транспортного средства. При этом в случае если в идентификационном номере отсутствует информация о годе выпуска, то моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).

Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и не представлены регистрационные документы, или сведения о дате изготовления, указанной на транспортном средстве и в регистрационных документах, расходятся, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления, в том числе и информация, полученная от официальных представительств заводов-изготовителей транспортного средства в Российской Федерации. В случае невозможности определить дату изготовления (момент выпуска) транспортного средства, классифицируемого в группе 87 ТН ВЭД ТС, такой датой необходимо считать год официального начала производства данной марки (модели/модификации) транспортного средства.

Общий порядок перемещения, сроки, внесение обеспечения, места проведения таможенного контроля таких транспортных средств регламентируются ТК ТС и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Порядок заполнения таможенной декларации определен Решением комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. (в ред. от 31.01.2013 г.) № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Инструкция раскрывает понятие товарной партии при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — таможенная территория).

Товарная партия — это товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьей 185 ТК ТС, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со статьей 197 ТК ТС.

Решением комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» введен перечень классификаторов, указанных в Приложениях. Классификатор необходим для надлежащего заполнения таможенной декларации на товары.

При использовании транспортного средства как транспортного средства международных перевозок необходимо руководствоваться главой 48 ТК ТС, где в полной мере говорится о порядке перемещения таких транспортных средств, сроках временного ввоза и порядке их декларирования.

Решением комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и инструкции и порядке ее заполнения» определяется порядок и правила заполнения таможенной декларации на транспортное средство международной перевозки. Согласно Решению ТДТС заполняется заглавными буквами с использованием печатающих устройств или от руки печатными буквами, разборчиво, не должна содержать подчисток, помарок и исправлений. Номера транспортных средств международной перевозки (далее — ТСМП) указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита. ТДТС может быть подана на состав ТСМП, если все остальные сведения, за исключением сведений о транспортном средстве, относятся ко всему составу, то в графе 3 «Транспортное средство» сведения о каждом транспортном средстве указываются с новой строки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основные направления совершения таможенных операций перемещения транспортных средств в торговом обороте и направления совершения таможенных операций перемещения транспортных средств физическими лицами для личного пользования закреплены в ТК ТС и Федеральном законе № 311-ФЗ, а это значительно упрощает понимание нормативно-правовой базы в целом.

1.3 Таможенные операции и таможенный контроль по оформлению ввоза легковых автомобилей на территории Таможенного союза

В соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17 с 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС).

Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования, ярко выражены положениями главы 49 ТК ТС, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее — Соглашение).

Согласно ч. 3 ст. 3 Соглашения к товарам, не отнесенным к товарам, перемещаемым для личного пользования, положения Соглашения не применяются.

Статьей 10 Соглашения установлено, что таможенные операции, связанные с выпуском транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных на территории иностранного государства и таможенной территории таможенного союза, перемещаемых следующими на них физическими лицами, осуществляются в местах прибытия на территории государства — члена которого постоянно или временно проживает физическое лицо, либо в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо.

Согласно п. 1 ст. 17 Соглашения предусмотрено, что автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных в Российской Федерации (согласно приложению 5 к Соглашению), признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным в РФ согласно Приложению 5 к Соглашению, или до 01.01.2013.

Определение для таможенных целей статуса автомобилей осуществляется таможенными органами при условии представления физическими лицами, их перемещающими, следующих документов:

  • документов, оформленных на таможенной границе Таможенного союза при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, или

— свидетельства о регистрации транспортного средства или технического паспорта транспортного средства с отметками о снятии автомобиля с регистрационного учета, заверенного подписью начальника регистрационного подразделения (или иного уполномоченного должностного лица) и печатью этого подразделения, или документов, подтверждающих дату ввоза на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан (при необходимости — уплату таможенных пошлин, налогов).

Если свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (включая содержащее отметку о снятии автомобиля с регистрационного учета) выдано на автомобиль до 1 января 2010 года, такой автомобиль считается товаром Таможенного союза.

Если свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (включая содержащее отметку о снятии автомобиля с регистрационного учета) выдано на автомобиль после 1 января 2010 года, физическим лицом, перемещающим такой автомобиль, представляются документы, подтверждающие дату ввоза на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан.

В случае ввоза автомобиля на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан после 1 января 2010 года, представляются документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов. Таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены по единым ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, или должны быть уплачены таможенные пошлины по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Документом, подтверждающим дату ввоза на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан и уплату таможенных пошлин, налогов на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, может быть:

  • оригинал ГТД или ее копия, заверенная печатью таможенного органа Республики Беларусь или Республики Казахстан;
  • оригинал ТПО или его копия, заверенная печатью таможенного органа Республики Казахстан, либо оригинал ТПО или удостоверения формы ТС-25в или их копий, заверенные печатью таможенного органа Республики Беларусь;
  • для транспортных средств, таможенное оформление которых осуществлялось в таможенных органах Республики Беларусь до 1 января 2010 года, — письмо Минской центральной таможни (МЦТ) или таможни, проводившей таможенное оформление, по форме: «Транспортное средство (марка, N кузова/N шасси), оформлено (дата) в таможенных органах Республики Беларусь с целью постоянного размещения на таможенной территории Республики Беларусь.

Таможенные пошлины, налоги взысканы в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действовавшим на дату таможенного оформления.»;

— для транспортных средств, таможенное оформление (выпуск) которых осуществлялось в таможенных органах Республики Беларусь после 1 января 2010 года, — письмо таможни, проводившей таможенное оформление (выпуск), по форме: «Транспортное средство (марка, N кузова/N шасси), оформлено (дата) в таможенных органах Республики Беларусь с целью постоянного размещения на территории Республики Беларусь. Уплачены таможенные платежи (вид платежа: таможенные пошлины, налоги по единым ставкам или таможенная пошлина по ставкам ЕТТ ТС) в сумме (указывается уплаченная сумма таможенных пошлин, налогов по единым ставкам либо сумма таможенных пошлин по ставкам ЕТТ ТС).

Указанные справки могут выдаваться МЦТ только лицам, по поручению которых производилось такое декларирование и только в отношении транспортных средств, ввезенных до 1 января 2010 года. Данная справка заверяется гербовой печатью МЦТ.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

Главой 16 ТК ТС установлены следующие формы таможенного контроля:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;

12) таможенная проверка.

При этом таможенный контроль в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, производится таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся места пересечения и (или) пункты пропуска на российско-белорусском и российско-казахстанском участках границы Российской Федерации, а при необходимости уплаты таможенных платежей таможенные операции совершаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Производство таможенных операций в отношении транспортных средств, перемещаемых для личного пользования, которые считаются товарами Таможенного союза, таможенным законодательством не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территорию Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее — Технический регламент) установлены требования к экологическому классу автомобилей, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на них двигатели внутреннего сгорания в части выбросов. В соответствии с требованием Технического регламента, с 01.01.2010 введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 4 (ЕВРО 4).

Таможенные органы при выдаче паспорта транспортного средства (далее — ПТС) осуществляют контроль соответствия экологического класса транспортных средств на основании информации, представленной Минпромэнерго России, а в случае её отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми органами по сертификации, аккредитованными Ростехрегулированием.

Заполнение строки «Экологический класс» ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Одобрения типа транспортного средства» и «Заключениях о соответствии шасси предъявляемым требованиям».

В соответствии с п. 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее — Положение) (зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 № 6842), ПТС выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Анализ таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых физическими лицами

Все транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному контролю таможенным органом.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами

Транспортное средство для личного пользования — автотранспортное или мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.