Страхование внешнеторговых грузов

Курсовая работа

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/osobennosti-strahovaniya-vneshnetorgovyih-perevozok/

1.1 Понятие, сущность и роль страхования грузов

Страхование грузов КонсультантПлюс // правовой портал .- 1997-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru — имущественное страхование, применяемое с целью защиты грузов от транспортных рисков ( повреждения, утраты, уничтожения груза) при транспортировке от грузоотправителя к грузополучателю различными видами транспорта как при мультимодальных, так и смешанных (комбинированных) перевозках.

Страхование закреплено в Федеральном законе « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 N 40-ФЗ См. там же . К нормам законодательства в РФ, которые применимы к вопросам страхования грузов, в первую очередь относится Гражданский кодекс.

При страховании грузов осуществляется страхование следующих видов перевозок груза:

1. страхование грузов при автоперевозках (страхуются как внутренние автоперевозки грузов так международные автоперевозки груза);

2. страхование грузов при перевозках железнодорожным транспортом (страхуются как внутренние железнодорожные перевозки грузов так и международные железнодорожные перевозки грузов);

3. страхование грузов при авиаперевозках (страхование внутренних авиаперевозок и международных авиаперевозок грузов);

4. страхование грузов при перевозках водным транспортом (речным и морским водным транспортом);

5. страхование грузов при смешанных перевозках, то есть перевозках груза различными видами транспорта (страхование комбинированных перевозок груза).

Страхование грузов осуществляется по внешнеэкономическим контрактам и по внутренним договорам, смотреть диаграмму 1.

Диаграмма 1. Рынок страхования грузов

В диаграмме показано, что 70 % это грузы, перевозимые без страховки. Грузы, застрахованные, по внешнеэкономическим контрактам, составляют 30 % и всего 10 % это грузы, застрахованные по внутренним договорам.

Страхование грузов дает участникам договоров купли — продажи не только прямую выгоду в виде защиты интересов их владельцев, но также и ряд косвенных преимуществ:

1. позволяет компаниям, понесшим убытки, продолжать свою деятельность (производить товары, предоставлять услуги, реализовывать внешнеторговые контракты), что в значительной степени способствует созданию стабильного делового климата;

6 стр., 2818 слов

По курсу: «Организация грузовых перевозок» : «Организация перевозки ...

... Основные факторы, обуславливающие выбор: вид и характер груза, размер партии груза, способ осуществления погрузочно-разгрузочных работ, скорость доставки груза. Лучший вариант организации перевозок и тип подвижного состава определяют, сравнивая себестоимость ...

2. в определенной степени обеспечивает безопасность торговых сделок, так как позволяет предпринимателям перевести на страховую компанию риски при транспортировке, которые они не могут контролировать;

3. плата за страхование высвобождает денежные средства, содержащиеся в целевом резерве компании для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации убытков.

Кроме страхования возможным путем возмещения возникающих во время доставки грузов убытков является получение компенсации с виновной стороны, которой при транспортировке могут оказаться компания -перевозчик, экспедитор / оператор, либо фирма, осуществляющая операции с грузом в пунктах его перевалки с одного вида транспорта на другой.

Однако взаимоотношения сторон по договору перевозки экспортно-импортных грузов строятся на основе международных конвенций и соглашений, которые, как правило, предусматривают ограниченную ответственность виновной стороны, то есть материальное возмещение убытков, не всегда покрывает реальный ущерб, нанесенный грузу. Так, например, в соответствии с Конвенцией ООН о морской перевозке грузов ответственность перевозчика за ущерб, являющийся результатом утраты или повреждения груза, устанавливается в сумме, эквивалентной 835 Автоматическая диспетчерская служба // информационный сайт. — 2004-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.avtodispetcher.ru единицам СДР (SDR) за 1 кг веса брутто утраченного или поврежденного груза в зависимости от того, какая сумма пишется. В некоторых ситуациях перевозчик в силу причин непреодолимой силы вообще освобождается от ответственности (форс — мажорные обстоятельства).

При этом страхование груза и ответственность перевозчика отнюдь не исключают друг друга. Владелец груза, отправитель, получатель не лишаются права на предъявление претензий к перевозчику и на их удовлетворение, так как при любом страховании часть ответственности по рискам все — таки остается на грузовладельце и подлежит возмещению перевозчиком, если убыток произошел по его вине, смотреть диаграмму 2.

Диаграмма 2. Структура условий страхования грузов за 2010 год

В диаграмме видно, что при страховании грузов больше всего применяются условия « с ответственностью за все риски» и составляет 78 %, условия «с ответственностью за частную аварию» 19 %, условия без ответственности за повреждение, кроме случая крушения» 5 %.

Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности подразделяется на страхование «каско» (hull insurance), страхование «карго» (cargo insurance) и страхование ответственности перевозчика, экспедитора / оператора за груз перед его владельцем (liability insurance).

Термин «каско» Рин фин — финансовая юридическая служба // информационный сайт. — 2000-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.rinfin.ru/insurance_services/cargo применяется при страховании подвижного состава транспорта (судов, автомобилей, железнодорожных вагонов, самолетов, контейнеров и так далее), участвующего в международных перевозках. Этот вид страхования осуществляет непосредственно владелец транспортных средств.

Стороны по внешнеторговому контракту не имеют отношения к страхованию «каско», за исключением случаев, когда транспортировка осуществляется их собственными транспортными средствами, например, при поставке товара на условиях «с завода» покупатель вывозит товар со склада продавца на принадлежащих ему автомобилях, которые он может застраховать по системе «каско».

6 стр., 2619 слов

Обеспечение сохранности перевозимых грузов. Ответственность за ...

... перевозчиков за не сохранность перевозимого груза. К условиям ответственности перевозчиков за не Для обеспечения сохранности перевозимых грузов на некоторых видах транспорта заключаются договоры перевозки грузов с условием об их ...

Страхование ответственности предусматривает, что страховщик берет на себя обязательство возместить застрахованной компании суммы, подлежащие выплате ей третьим лицам за причиненный ущерб. Страхование этого вида покрывает только юридическую ответственность компании и обычно в пределах обусловленных лимитов.

Страхование «карго» См там же — это защита от различных убытков, связанных с транспортировкой груза, являющегося предметом купли — продажи по внешнеторговому договору. При ущербе в результате гибели, повреждения и иного неблагоприятного воздействия на застрахованное имущество он компенсируется в виде определенной суммы, называемой страховым возмещением (insurance indemnity).

Данный вид страхования может быть осуществлен участниками контракта или по их поручению.

Сторона, которая страхует определенный имущественный интерес, называется страхователем (insured).

Страховщик (insurer, underwriter) Рин фин — финансовая юридическая служба // информационный сайт. — 2000-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.rinfin.ru/insurance_services/cargo — это юридическое лицо, принимающее на себя обязательство возместить убытки, возникшие в процессе транспортировки, при наступлении событий, от которых осуществлялось страхование ( страховой случай, страховой риск ).

За свою работу страховщик получает определенное вознаграждение -страховую премию (insurance premium), которая оплачивается страхователем всегда независимо от того, имел ли место страховой случай и понес ли страхователь действительные убытки, связанные с грузом.

Объектами страхования «карго» во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) могут быть:

1. интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением грузами, и убытки, возникающие вследствие утраты, недостачи или повреждения товара;

2. транспортные и другие платежи, связанные с доставкой этого товара;

3. ожидаемая прибыль.

Действительная стоимость товара как объекта страхования называется страховой стоимостью (insurance value).

При этом, как правило, подразумевается фактическая стоимость груза в месте его нахождения в момент заключения договора страхования, которая подтверждается инвойсами, оформленными в соответствии с требованиями внешнеторгового контракта. Конкретный порядок исчисления размера страховой стоимости имеет свои особенности в различных странах и основан на действующем законодательстве и сложившейся практике, смотреть диаграмму 3.

Диаграмма 3. Страховая стоимость перевезенных грузов

На диаграмме видно, что самая большая страховая стоимость перевезенных грузов составляла 4581 тыс. руб. в 2008 году. Самая низкая стоимость была в 2005 году и равнялась 102 тыс. руб.

От страховой стоимости отличается страховая сумма (suminsured), то есть объявляемая при заключении договора страхования сумма, которая по общему порядку является пределом ответственности страховой компании, за некоторыми небольшими исключениями. Страховая сумма, указываемая в договоре страхования, может быть меньше страховой стоимости. В этом случае осуществляется страхование риска на неполную стоимость или частичное страхование (partial insurance).

4 стр., 1678 слов

Страхование грузов

... безопасность перевозок. Постепенно растет информированность бизнес-сообщества о пользе страхования грузов — хотя в этом направлении страховым компаниям необходимо приложить максимальные усилия, проделать гигантскую «миссионерскую» ... Для сегментирования можно использовать и объемные показатели: величину грузопотока, среднюю стоимость партии груза и т. д. И уже в зависимости от определенной целевой ...

При таком варианте убытки возмещаются в соответствии с практикой страхового дела пропорционально отношению суммы к стоимости, то есть часть возможного ущерба остается на собственном риске владельца товара. Однако договором между страхователем и страховщиком может быть предусмотрен более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой стоимости.

Если страховая сумма превышает стоимость, договор страхования считается недействительным в отношении этой разницы. Завышение, сделанное владельцем товара умышленно, может служить основанием для страховой компании требовать признания договора недействительным.

Страховая сумма, указанная в договоре страхования, считается согласованной между сторонами договора страхования и не может оспариваться впоследствии. Его положение относится как к случаям ее определения на основании заявления лица, которое страхует, так и при оценке ее страховой компанией своими силами. Исключение сделано для ситуации, когда страховщик был умышленно введен в заблуждение относительно страховой стоимости груза и, считая представленные сведения достоверными, не произвел его осмотра. При таких обстоятельствах договор может быть признан недействительным.

Под транспортными расходами как самостоятельным объектом страхования понимаются затраты непосредственно на доставку груза вплоть до его принятия получателем, а также другие платежи, связанные с перемещением груза, включая экспедиторскую и другие виды комиссий. Страхованию и возмещению подлежат только платежи, находящиеся на «риске», то есть суммы, уплачиваемые перевозчику в пункте отправления и не подлежащие возврату независимо от того, будет ли товар доставлен по назначению или утрачен в пути следования. Пометка о совершенных в виде предоплаты транспортных платежах должна быть сделана в соответствующих документах — коносаментах, авиа-, авто- и железнодорожных накладных международного образца.

Под ожидаемой прибылью (anticipated profit) понимается риск неполучения доходов, связанных с застрахованным товаром.

В торговых сделках груз считается застрахованным в сумме, заявленной владельцем, но не выше его стоимости, указанной в счете поставщика, с включением расходов по доставке и ожидаемой прибыли, если между сторонами не согласовано иное.

Страховое законодательство, как правило, не ограничивает перечень объектов имущественного страхования, из чего следует, что стороны по договору страхования сами имеют возможность определить предмет страхования в зависимости от соглашения между продавцом и покупателем и конкретных условий внешнеторгового контракта, который подлежит защите Таможня // Информационно- аналитический портал.- 2004-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.tamognia.ru.

Страхование одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков на суммы, превышающие в целом страховую стоимость, относится к двойному страхованию (double insurance).

Возможность получить возмещение от каждого из страховщиков означает необоснованное обогащение лица, получающего страховое возмещение. Поэтому установлено, что все страховщики по такому страхованию отвечают лишь в пределах страховой стоимости груза, причем каждый из них отвечает пропорционально отношению страховой суммы по заключенному им договору страхования к общей сумме всех заключенных договоров по данному грузу.

11 стр., 5498 слов

Анализ тенденций развития обязательного страхования в России

... страхования в России; провести анализ динамики показателей рынка обязательного страхования в России рассмотреть проблемы обязательного страхования; определить направления и перспективы развития обязательного страхования в России. Объектом исследования в курсовой работе явилось обязательное страхование. Предметом исследования - проблемные аспекты обязательного страхования в России. ...

В данном случае речь идет о заключении двух или нескольких договоров страхования в отношении одного и того же интереса одного выгодоприобретателя. Однако страховые интересы различных лиц могут существенно различаться. Один и тот же груз может быть, например, застрахован грузовладельцем (для охраны права собственности), перевозчиком (для охраны приоритетного права на груз и обеспечения причитающихся ему платежей), банком (для охраны своих прав, вытекающих из взаимных правоотношений) и так далее. Такие случаи под действие данного определения не подпадают.

Кроме того, под двойным страхованием подразумеваются договоры, заключенные в целях охраны одного и того же страхового интереса от одних и тех же опасностей (страховых рисков).

От различных же опасностей груз и связанные с ним интересы могут быть застрахованы в полной стоимости несколько раз. Так, например, можно одновременно со страхованием груза на одном из основных вариантов условий, предлагаемых Правилами страховщика, застраховать его в полной стоимости также от военного риска.

От двойного страхования следует отличать сострахование.

Сострахование (co-insurance) Рин фин — финансовая юридическая служба // информационный сайт. — 2000-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.rinfin.ru/insurance_services/cargo — страхование, при котором двое и более страховщиков участвуют определенными долями в страховании одного и того же объекта на случай наступления одного и того же события (страхового случая).

Такое страхование является способом разделения риска между страховыми компаниями путем отнесения на каждую из них заранее обусловленной доли возможных убытков и причитающейся страховой премии.

Возможность сострахования заранее оговаривается сторонами при заключении договора страхования и осуществляется по требованию либо с согласия страхователя, который вправе указать состраховщиков и долю участия каждого из них в риске.

Сострахование осуществляется страховыми компаниями на условиях солидарной ответственности перед страхователем.

В процессе страхования экспортно — импортных грузов и связанных с ним интересов участвуют не только страхователь и страховщик, но и выгодоприобретатель, бенефициар (beneficiary), то есть лицо, которое имеет право на получение возмещения всего убытка или его части.

Надо отметить, что при страховании внешнеторгового товара страхователь и бенефициар не всегда совпадают. Дело в том, что необходимым элементом правоотношений, возникающих по договору страхования, является страховой интерес (insurable interest), для наличия которого нужно, чтобы претендент на получение возмещения ущерба имел какие — либо права в отношении застрахованного имущества или нес связанные с ним обязанности. При реализации торговой сделки таким лицом может быть не только собственник имущества, но и его наниматель, комиссионер, которым передан товар.

Страховой интерес в грузе признается также за теми, кто имеет залоговое право на него в пределах суммы требования, обеспеченного залогом, например за банком, выдавшим ссуду под залог груза, перевозчиком, когда он в предусмотренном порядке осуществляет залоговое право на груз в обеспечение получения провозных платежей, подлежащих взысканию в пункте назначения.

6 стр., 2869 слов

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

... страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и с 1 июля 2003 г. закон вступил в действие. В связи с ведением в действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ... недовольны введением обязательного страхования их гражданской ответственности, эксперты отмечают повышение общей страховой культуры россиян. Еще ...

Таким образом, страховой интерес при исполнении внешнеторговой сделки могут, иметь несколько лиц одновременно и каждое из них, является бенефициаром в пределах своей материальной заинтересованности.

Создание действительной защиты интересов предпринимателей при повреждении груза, являющегося предметом торговой сделки, в значительной степени зависит от маркетинга рынка страховых услуг и правильного выбора страховой компании, надежность которой может определяться несколькими показателями:

1. наличием регистрационных документов и лицензии на те виды деятельности, по которым предполагается провести страхование;

2. продолжительностью работы на рынке и динамикой развития компании;

3. размерами собственных средств страховщика;

4. структурой страхового портфеля или совокупностью принятых страховщиком обязательств за определенный период. Портфель обязательно должен быть сбалансированным, то есть иметь различные формы риска, которые соответствующим образом уравновешивали бы друг друга и не могли бы одновременно проявить себя;

5. анализом финансовой ответственности и соответствующими показателями (рентабельность, платежеспособность или структура капитала, ликвидность ).

Страховщики могут осуществлять свою деятельность через страховых агентов и брокеров.

Страховые агенты Рин фин — финансовая юридическая служба // информационный сайт. — 2000-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.rinfin.ru/insurance_services/cargo — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры См. там же — юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика. Брокер не несет юридической ответственности перед страховщиком, в то же время он не должен гарантировать платежеспособность страховой компании страхователю и не отвечает за оплату убытков и возврат премии. Если брокер допустил небрежность при выполнении своих обязанностей, в результате которой нанесен ущерб страхователю, последний имеет право потребовать от брокера возмещения ущерба.

Риск выплаты страхового возмещения, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.

Законодательные акты в области страхования могут быть сведены в основном к регламентации, во-первых, функционирования страховых рынков, во-вторых, деятельности страховых обществ, в-третьих, взаимоотношений страховых компаний и потребителей страховых услуг путем регулирования требований, предъявляемых к заключению и содержанию договоров страхования.

В настоящее время в Российской Федерации заключение договоров на транспортное страхование грузов осуществляется и рамках общестраховых законодательных норм, регламентирующих имущественное страхование, так как специальные нормы или законодательные акты, регулирующие интересы сторон при страховании грузов, пока еще не разработаны КонсультантПлюс // правовой портал .- 1997-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

15 стр., 7362 слов

Стратегии грузоперевозок в России

... услуг в сфере грузоперевозок по всей территории России, предлагают своим клиентам такой сервис, как анализ и разработка оптимального маршрута для осуществления качественной и своевременной транспортировки груза в место назначения. ... 351 млн. тонн, или 79%. Рынок железнодорожных перевозок стабилизируется. Если в 2007 году его объемы выросли на 4,3%, в 2006-м - на 2,9%, то в 2007 году ...

Исключение составляет страхование грузов при морской перевозке, которое в РФ, так же как и в других морских державах, имеет сравнительно развитую законодательную базу.

Отсутствие специального законодательства по вопросам проведения транспортного страхования грузов в РФ позволяет заключать договоры такого плана только в добровольной форме — на основе свободного волеизъявления страхователя и страховщика.

В отношении экспортно-импортных грузов следует подчеркнуть, что они не выделяются в отдельную группу и их страхование осуществляется по установленным правилам, применяемым ко всем видам товаров. Такое положение подтверждается Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», в ст. 27, в которой в частности, говорится, что услуги по страхованию этого рода деятельности на территории РФ осуществляются в соответствии с Федеральным законом о страховании, то есть на основании общих принципов См. там же.

В отношении обеспечения страховой защиты по договорам купли — продажи прежде всего определяется, что страхование товара осуществляется по правилам страхования имущества. Это означает, что оно подчиняется общим принципам имущественного страхования См. там же.

1.2 Применение Инкотермс — 2010

Инкотермс 2010 (Incoterms 2010)Таможня // Информационно- аналитический портал.- 2004-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.tamognia.ru — это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.

Редакция ИНКОТЕРМС — 2010 вступила в силу с 01 января 2011 года Страхование в России // информационный сайт. — 1996-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.allinsurance.ru.

Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли — продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

Инкотермс 2000 представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Инкотермс 2000: Условия риска при перевозке грузов от продавца к покупателю

страхование груз рынок анализ

Отличия новой редакции ИНКОТЕРМС — 2010 от прошлого ИНКОТЕРМС — 2000.

1. Условия: DAP и DAT: В Инкотермс 2010 количество терминов было уменьшено с 13 до 11. Но при этом создано два новых положения (DAP — delivered at place — поставка до пункта, DAT — delivered at terminal — поставка до терминала), которые могут использоватся как мультимодальные. Четыре наименее используемых в практике термина были отменены (DAF, DES, DEQ, и DDU);

2. Термин DAT (поставка до терминала) заменяет собой термин DEQ: товар предоставляется в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства. DAT в отличие от DEQ применимо для мультимодальных перевозок. По оценкам экспертов по логистике поставка до терминала DAT соответствует больше всего практике логистики в порту;

5 стр., 2187 слов

Обязательное страхование в России

... году сборы страховщиков составили уже 49,3 млрд. руб., за 9 месяцев 2005 г. страховщики собрали по ОСАГО более 38,7 млрд. руб., Общие сборы страховых компаний ... при введении нового вида обязательного страхования. В случае обязательного страхования ответственности товаропроизводителей существует два ... основательны претензии потерпевшего, и в каком объеме они подлежат удовлетворению. Частное лицо не ...

3. Термин DAP (поставка до пункта) является общим положением, при котором важно точно указать место назначения. Термин DAP заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU, и предусматривает, что товар предоставляется покупателю уже готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем, или же для растаможки);

4. Новые расходы и риски в FOB, CFR и CIF: в условиях поставки FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт) и CIF (стоимость, страхование и фрахт) затраты и риски устанавливаются по-новому. В Инкотермс 2000 при этих трех условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в Инкотермс 2010 переход рисков осуществляется после полной погрузки груза на борт судна (о распределении ответственности и переходе рисков в Инкотермс 2000 смотрите далее).

Правила Инкотермс — 2010 для любого вида транспорта:

1) EXW — Франко завод

2) FCA — Франко перевозчик

3) CPT — Перевозка оплачена до

4) CIP — Перевозка и страхование оплачены до

5) DAT — Поставка на терминале

6) DAP — Поставка в место назначения

7) DDP — Поставка с оплатой пошлины

Правила Инкотермс — 2010 для моря и внутреннего водного транспорта:

8) FAS — Свободно вдоль борта судна

9) FOB — Свободно на борту судна

10) CFR — Стоимость и фрахт

11) CIF — Стоимость, страхование и фрахт

Структура Инкотермс 2010:

1. группа Е: обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя;

2. группа F: обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка им не оплачена;

3. группа С: продавец организует и оплачивает перевозку без принятия на себя связанных с ней рисков;

4. группа D: расходы и риски продавца максимальны, так как он обязан предоставить товары в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения (обеспечить прибытие).

Внутри групп основные обязательства различаются незначительно. Например, в группе С по базисам СIF и CIP продавец обязан дополнительно застраховать товар, а в группе D по условию DDP — уплатить импортные пошлины. Внутри групп F и D есть отличия, связанные с погрузкой (разгрузкой).

Инкотермс 2010 представлен в виде таблицы 1 в приложение 1.

1.3 Объем рынка страхования внешнеторговых грузов

По итогам 2009 года доля страхования грузоперевозок в общем объеме совокупного сбора премий в России составила около 3,5%. По мнению аналитиков, данная отрасль страхового бизнеса характеризуется стабильными и позитивными тенденциями к росту. Среднегодовые темпы прироста страховых премий в страховании грузоперевозок оцениваются в 8-12% Транспортный обозреватель // информационный сайт. — 2009-2011.- [Электронный ресурс]. URL: . В последние 2009-2010 года наблюдается значительное увеличение объемов страхования грузоперевозок, что связано, в частности, с развитием экономики России, реализацией ряда госпроектов, направленных на восстановление и модернизацию социально — экономической и производственной сфер, ростом страховой культуры хозяйствующих субъектов, появлением у них свободных средств, которые могут быть направлены на приобретение страховых полисов. При этом данная отрасль страхования в России считается одной из наиболее перспективных. Сказываются, во-первых, огромная территория страны и, во-вторых, относительно низкий уровень охвата рынка грузоперевозок страховыми услугами.

3 стр., 1097 слов

Страхование международных перевозок

... компании. Однако по неофициальным данным, только 50 % от числа зарегистрированных большегрузных автомобилей, работающих на международных перевозках, застраховано по CMR-страхованию. ... договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: [Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/referat/strahovanie-mejdunarodnyih-perevozok-gruzov/ 1.Журавлев Ю.М. Страхование во ...

По официальному экспертному рейтингу по КАСКО за прошедший год, в первую тройку лидеров по сборам входят компании «Росгосстрах», «СОГАЗ» и «Ингосстрах». Далее следуют компании «РЕСО-Гарантия», «Военно-страховая компания», «Альфастрахование», «Согласие», «Росно», «Ренессанс страхование», «Страховая группа МСК», «Капитал Страхование» и «Уралсиб» Транспортный обозреватель // информационный сайт. — 2009-2011.- [Электронный ресурс]. URL: , смотреть диаграмму 4.

Диаграмма 4. Поступления, млн. руб.

Одним из наиболее проблемных средств перевозки грузов не без оснований считается автомобильный транспорт. С одной стороны, страхование грузоперевозок автомобильным транспортом приносит большую часть премий страховщикам, но в то же время это наиболее убыточная отрасль страхования грузов из-за наиболее высокой частоты страховых случаев. Повсеместны случаи повреждения грузов вследствие аварий: зачастую автомобильным транспортом перевозят достаточно дорогостоящие и хрупкие товары. Более того, данная отрасль больше всего подвержена убыткам вследствие различного рода мошенничества. «Зачастую в сговор с преступными сообществами вступают лица, вовлеченные в организацию перевозки: водитель, охранник и так далее.

Достаточно убыточным также считается страхование грузоперевозок морским транспортом. Здесь наиболее часты случаи повреждения при погрузочно-разгрузочных работах, повреждения забортной водой. Однако избежать в конечном итоге отрицательного результата, по мнениям специалистов, позволит диверсификация рисков.

Страхование авиаперевозок и грузоперевозок железнодорожным транспортом считается менее убыточным, что вызвано меньшей частотой страховых случаев.

Если в международной практике застрахованы практически 100% грузоперевозок, то доля внутрироссийских грузов, оказывающихся под страховой защитой, оценивается в 20-30% — грузоотправители стараются сэкономить. По оценкам аналитиков страховой группы «Ренессанс Страхование», объем застрахованных перевозок на море составляет 80%, на втором месте — автомобильный транспорт (около 40%), на третьем — железнодорожный (20%) и, наконец, авиаперевозки — порядка 10%. При этом доля грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом в общем объеме перевозок грузов, по данным Федеральной службы государственной статистики за 2009 год, составила 62,87% Урал сиб страхование // информационный сайт. — 2001-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.uralsibins.ru. Благодаря более или менее устойчивой и благоприятной экономической ситуации в России объем грузоперевозок стремительно растет, открывая перед страховщиками огромные перспективы. Не стоит забывать и о страховании грузов, перевозимых трубопроводным транспортом. В настоящее время страхование грузоперевозок данным видом транспорта самое прибыльное: он наиболее безопасен и обладает самой большой пропускной способностью. Однако «под страховой защитой находится всего семь — восемь процентов российского рынка трубопроводных грузоперевозок. Это обусловлено тем, что финансовые службы нефтегазодобывающих компаний, подсчитав свои издержки по убыткам, которые они несут в процессе транспортировки нефтепродуктов по трубе, сделали вывод о том, что они ниже затрат на страхование, которые на сегодняшний день предлагают страховщики, смотреть диаграмму 5.

Диаграмма 5. Объем застрахованных грузовоперевозок

В диаграмме видно, что основной объем застрахованных грузоперевозок осуществляется морским транспортом 80 %, затем автомобильным 40 %, железнодорожным 20 %, воздушным 10 % и трубопроводным 8 %.

В 2010 году объем международных и внутрироссийских автомобильных грузоперевозок сократился приблизительно на 30%. Более существенно сократились тарифы на осуществление перевозок. При этом парк легальных перевозчиков Северо — Запада, насчитывавший ранее 9200 автомобилей, взятых в лизинг, на сегодняшний день сократился, по экспертным оценкам, до 7300 Экономический портал // информационный сайт. — 2008-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.timocom.ru автомобилей. Впрочем, компании-перевозчики не считают, что отрасль грузоперевозок испытывает стагнацию, отмечая, что если для Европы 10% падение рынка можно считать весьма существенным, то для России такая динамика не выглядит пугающей. Наиболее сильное падение произошло в сегменте перевозок легковых автомобилей, в меньшей степени пострадали контейнерные перевозки и в наименьшей степени — рефрижераторные грузы.

В такой ситуации неизбежно сокращается рынок страхования грузоперевозок. По оценкам экспертов, его падение достигает до 50%. Чтобы не терять клиентов, страховым компаниям нужно будет переориентировать свои продукты на отдельные сегменты грузов. Как отмечают сами перевозчики, страхование остается актуальным для сегментов электроники и подакцизных товаров, тогда как товары средней категории, скорее всего, будут в меньшей степени покрываться страховкой ввиду сокращения расходов участниками рынка. Если говорить о состоянии рынка страхования грузов, то верным является снижение показателей. Если раньше страховщики оценивали объемы, как правило, исходя из 4-8 кругорейсов одной машины, то теперь оборот снизился, и 4 — это максимальный предел, а в среднем — это 2-3 рейса. В целом, по мнению специалистов РОСНО, перевозки страхуются пассивно, не более 35% от общего объема поставок, проводимых компаниями, работающими на территории России. Для сравнения: этот же показатель в Европе, несмотря на кризис, достигает 85% Экономический портал // информационный сайт. — 2008-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.timocom.ru.

По оценкам специалистов РОСНО, объем рынка страхования грузов в СЗФО до 2008 г. достигал (без учета кэптивного страхования) 400-500 млн. рублей в год. Ежегодный прирост рынка по РФ до 2008 года составлял более 10%, около 60-70% суммарно за 5 лет. Наиболее динамично развивался сектор страхования автоперевозок. Основным драйвером развития рынка может стать страхование внутрироссийских перевозок: сравнительно небольшие компании по отношению к западным аналогам обладают значительно меньшим запасом прочности, и полис страхования для них является наиболее бюджетным вариантом решения затруднений в связи с незапланированными тратами в результате ДТП или хищения.

Наибольшим спросом пользуется группа рисков, связанных с повреждением или гибелью груза в результате ДТП при перевозке, а также в результате хищения. В Топ-3, наиболее привлекательных для правонарушителей, входят такие ликвидные грузы, как бытовая и мобильная техника, а также мясо и мясная продукция. Нарушителям закона известно множество схем хищения грузов — от разбойных нападений на трассах до различных вариантов мошенничества.

1.4 Проблемы, препятствующие развитию рынка страхования грузов

Рынок страхования грузоперевозок существует в России много лет. До недавних пор он пребывал в недоразвитом состоянии. Типовые экспортно-импортные операции не вызывали у страховщиков необходимости диверсифицировать предложение, а общее угнетенное состояние экономики не способствовало открытию новых ниш, особенно на рынке внутренних перевозок. Рост товарно-грузовых потоков, обусловленный общим экономическим подъемом и увеличением объемов импорта в последние два-три года, привел к тому, что возможности по предоставлению многих сопутствующих перевозке грузов страховых услуг перестали соответствовать запросам рынка. Возникают на пути такие проблемы как:

1. растаможка грузов, не обеспеченных страховым полисом, так как страхование ввозимых в страну грузов законодательно не закреплено;

2. страховщики обвиняют в «неграмотности» грузоперевозчиков, которые не думают о возмещении стоимости груза «пока гром не грянет», а потенциальные страхователи устанавливают слишком высокие тарифы;

3. еще один подводный камень внутреннего рынка страхования грузоперевозок — мошенничества;

4. еще одна проблема это слабое развитие транзита. Он является, потенциальным гигантским сегментом транспортных перевозок и мог бы стать солидным источником дохода всего государства.

В заключение данной главы можно сделать вывод о том, что страхование это имущественное страхование, применяемое с целью защиты грузов от транспортных рисков при транспортировке от грузоотправителя к грузополучателю различными видами транспорта.

Существует три вида страхования грузов каско, карго, страхование ответственности.

Лицо, занимающееся страховой деятельностью называется страховщик. Страховщик это юридическое лицо, принимающее на себя обязательство возместить убытки, возникшие в процессе транспортировки, при наступлении событий, от которых осуществлялось страхование. Он может осуществлять свою деятельность через страховых агентов и брокеров.

У застрахованного товара есть действительная стоимость, которая называется страховой стоимостью.

В 2011 году произошла редакция Инкотермс 2000, который получил название Инкотермс 2010. Его основные отличия от предыдущего заключаются в том, что в условиях DAP и DAT количество терминов было уменьшено с 13 до 11. Но при этом создано два новых положения DAP , DAT. Термин DAT заменяет собой термин DEQ. Термин DAP заменяет собой три термина: DAF, DES, DDU. Новые расходы и риски в FOB, CFR и CIF: в условиях поставки FOB, CFR и CIF затраты и риски устанавливаются по-новому. В Инкотермс 2000 при этих трех условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в Инкотермс 2010 переход рисков осуществляется после полной погрузки груза на борт судна.

По итогам 2009 года доля страхования грузоперевозок в общем объеме совокупного сбора премий в России составила около 3,5%. Объем застрахованных перевозок на море составляет 80%, на втором месте — автомобильный транспорт (около 40%), на третьем — железнодорожный (20%) и, наконец, авиаперевозки — порядка 10%.

Существуют также различные проблемы, которые затруднят благополучное развитие рынка страхования в РФ.

2.1 Анализ конкурентной среды рынка страхования

Федеральная служба страхового надзора (ФССН) подвела итоги деятельности страховых компаний по ОСАГО за 2007 год. Согласно данным ФССН, объем страхового рынка в России за 2009 год вырос всего на 2.4% — до 357.89 млрд. руб РБК. Рейтинг // информационный сайт.- 1995-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://rating.rbc.ru.

Лидирует компания «Ресо — Гарантия», общий объем премий составил в 2007 году 59, 9 млрд. руб., общий объем выплат 33,3 млрд. руб. Произошло увеличение на 8,3 % по отношению к 2006 году. Поступления у крупнейшей страховой компании России «Ингосстраха» по итогам составили порядка 43,9 млрд. руб. На третьем месте расположилась компания «Россно», показатель которой по итогам 2007 года составил почти 1,6 млрд. руб., увеличение произошло на 24, 4%. Десятое место занимает компания «Военно-страховая компания» ее премии в 2007 году составили 21,5 млрд. руб., по сравнению с 2006 годом наблюдается увеличение на 11 %, выплаты на 13, 4 %. Замыкает компания «Прогресс — гарант» ее премии составили 3 млрд. руб., по сравнению с предыдущим годом наблюдается снижение на 81 % (приложение 2, таблица 2).

Анализируя, 2008 год по сравнению с 2007 мы наблюдаем, что лидирует компания «Ресо — Гарантия», общий объем премий составил в 2008 году 67,8 млрд. руб., общий объем выплат 37,4 млрд. руб. Произошло увеличение на 13,6 % по отношению к 2007 году. Поступления у крупнейшей страховой компании России «Ингосстраха» по итогам составили порядка 58,8 млрд. руб. На третьем месте расположилась компания «Россно», показатель которой по итогам 2008 года составил 50,6 млрд. руб., увеличение произошло на 15, 4%. Десятое место занимает компания «РОСГОССТРАХ-СИБИРЬ» ее премии в 2008 году составили 24,5 млрд. руб., по сравнению с 2007 годом наблюдается увеличение на 4,6 %, выплаты на 19,6 %. Замыкает компания «Прогресс — гарант» ее премии составили 2,2 млрд. руб., по сравнению с предыдущим годом наблюдается увеличение на 3,6 % (приложение 3, таблица 3).

Анализируя, 2009 год по сравнению с 2008 мы наблюдаем, что лидирует компания «Ресо — Гарантия», общий объем премий составил в 2009 году 75, 9 млрд. руб., общий объем выплат 37 млрд. руб. Произошло увеличение на 11,8 % по отношению к 2008 году. Поступления у крупнейшей страховой компании России «Ингосстраха» по итогам составили порядка 58,8 млрд. руб. На третьем месте расположилась компания «Россно», показатель которой по итогам 2009 года составил почти 4 млрд. руб., увеличение произошло на 24, 4%. Десятое место занимает компания «Военно-страховая компания» ее премии в 2009 году составили 26,7 млрд. руб., по сравнению с 2008 годом наблюдается увеличение на 8,6 %, выплаты на 37, 4 %. Замыкает компания «Прогресс — гарант» ее премии составили 26, 9 млрд. руб., по сравнению с предыдущим годом наблюдается снижение на 80% (приложение 4, таблица 4).

Лидирует компания «Ресо- Гарантия», общий объем премий составил в 2010 году 85, 5 млрд. руб., общий объем выплат 46 млрд. руб. Произошло увеличение на 12,7 % по отношению к 2009 году. Поступления у крупнейшей страховой компании России «Ингосстраха» по итогам составил порядка 61,8 млрд. руб. На третьем месте расположилась компания «Спасские ворота», показатель составил 47 млрд. руб., увеличение произошло на 26, 8 %. Десятое место занимает компания «Уралсиб» ее премии в 2010 году составили 26,2 млрд. руб., по сравнению с 2009 годом наблюдается снижение на 4,1 %. Замыкает компания « Аско» ее премии составили 5, 1 млрд. руб., по сравнению с предыдущим годом наблюдается увеличение на 4% (приложение 5, таблица 5).

За 2011 год российский страховой рынок «потерял» 62 участника. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН) по состоянию на 30 июня 2011 года, в едином, тогда как годом ранее, на 30 июня 2010 года, их было 666 Информационный портал о страховании // информационный сайт .- 2006-2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.prostrahovanie.ru. Первое место в обновленном рейтинге по итогам I полугодия 2011 года занимает компания «Росгосстрах». Объем страховых премий у этого участника составил 41,2 млрд. руб., что на 20,76% больше, чем годом ранее. Объем страховых выплат за аналогичный период у «Росгосстраха» составил 20,2 млрд. руб. против 17,5 в I полугодии 2010 года, рост за 12 месяцев превышает 15%. Второе место — за компанией «Согаз», объем премий которой в этом полугодии составил 32,6 млрд. руб., что на 11,11% больше, чем в прошлом году. При этом, объем страховых выплат, в процентном соотношении, у этого участника вырос более значительно — почти на 30%, с 8,8 млрд. руб. до 11,4 млрд. руб. Объем выплат «Ингосстраха» за 12 прошедших месяцев в отличие от первых двух участников, наоборот, снизился до 13,6 млрд. руб., то есть на 7,6%. А вот объем премий вырос на 15,5% и по итогам I полугодия составил 25,3 млрд. руб., что соответствует третьему месту (приложение 6, таблица 6).

В дистанционном рейтинге надежности по итогам I квартала 2011 года приняли участие 25 страховых компаний, смотреть таблицу 4. Рейтинг был составлен на основе данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности за I квартал 2011 года, и отчетов о платежеспособности. Также при пересмотре дистанционного рейтинга принимались во внимание общая ситуация в экономике, тенденции и существенные риски в страховой отрасли, корпоративные события, происходящие в компаниях.

Итогами I квартала 2011 года стали образование единого органа надзора за финансовыми институтами (кроме кредитных организаций), положительная динамика объемов премий, резкий рост убыточности по ОСАГО, активизация процесса консолидации мелких и средних региональных игроков. Основными рисками, оказывающими влияние на страховой рынок, по-прежнему остаются риск расходов, связанных с обеспечением деятельности, риск снижения ликвидности активов, риск роста убыточности, риск недостаточности уставного капитала, риск потери клиентской базы.

Концентрация рынка по сравнению с 2010 годом незначительно повысилась (первые двадцать компаний собирают 72 % премий).

По сравнению с прошлым годом в состав ТОП-20 компаний вошли ОАО «Росгосстрах», ЗАО «СК «Транснефть» и ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз». Покинули двадцатку лидеров ООО «Страховая компания «Цюрих», ООО «СК «ВТБ Страхование» и ОАО «Ростра». При этом на первые десять страховщиков приходится 59% премий (98,8 млрд. рублей).

Проанализируем страховую компанию «Инвестфлот», как менялись ее финансовые показатели в течение последних 5 лет под влиянием конкурентной среды (приложение 7, таблица 7).

Проделав, анализ мы наблюдаем, что в 2007 году увеличился прибыль до уплаты на 69,44 %, и без изменения остался уставный капитал. Все остальные показатели показали динамику снижения. Активы снизились на 6,65%, страховые резервы на 0,85%, страховые премии на 12,54%, страховые выплаты на 8,9 %. В 2008 году ситуация изменилась, мы наблюдаем тенденцию к росту. Увеличение активов произошло на 1,59%, страховые резервы 9,69%, прибыль до уплаты на 11,7%, страхование премии на 118,8 %, снижение наблюдается в уставном капитале на 16, 6% и страховых выплатах на 7,14 %. В 2009 году мы видим снижение страховых выплатах и страховых на 34,4 % резервах 3,35 %, уставный капитал не изменился. В 2010 году резкое снижение всех показателей. Неизменным остался по — прежнему уставный капитал (диаграмма 6).

Диаграмма 6. Динамика изменения финансовых показателей за 2006 — 2010 года

В диаграмме наблюдаем, что темп прироста страховых премий самый высокий составлял 20 % в 2008 году, самый низкий — 40 % в 2010 году. Темп прироста страховых выплат самый высокий 15 % в 2007, 2008 годах, самый низкий -40% в 2009 году. В 2010 году наблюдаем, что страховые премии превысили страховые выплаты, что говорит о неблагоприятной тенденции для предприятия.

2.2 Анализ оценки эффективности работы рынка страхования внешнеторговых грузов

Федеральная служба страхового надзора опубликовала официальную статистику сборов и выплат за несколько лет. Чтобы определить, какая компания является более надежной, необходимо оценить соотношение сборов и выплат за определенный период времени (таблицы 7,8,9,10).

Анализирую динамику взносов, наблюдается увеличение за 2007 год в среднем на 20% процентов. У таких компаний, например, Россгострах темп прироста составил 22,3 %, Ингосстрах 16,6 %, СОГАЗ 28 %, Согласие 189 %. Снижение показателя наблюдается у таких компаний Группа «Капитал» на 5,3 %, РЦС на 37,3 %, Группа Росно 39,2 % (диаграмма 8).

Диаграмма 8 . Динамика взносов за 2006-2007 года

В диаграмме видно, что самое высокое значение взносов составило в 2007 году у компании Группа «Согаз», самое низкое значение взносов наблюдается в 2006 году у компаний Регионгрант, СК «Транснефть».

Анализирую динамику взносов за 2007 — 2008 года, наблюдается положительный темп прироста у таких компаний как Россгострах 6,3 %, Ингосстрах 4,3 %, Группа «МСК» 53 %, Межреогионогрант 15, 9 %. Снижение показателя наблюдается у таких компаний Группа «Капитал» на 6,3 %, Росгосстрах РЦС на 14,8 % (диаграмма 8).

Диаграмма 8 . Динамика взносов за 2007-2008 года

По диаграмме видно, что незначительное изменение произошло в 2008 году. Взносы практически не изменились. Наблюдается только повышение взносов у компании Группа «Согаз», Ск «Транснефть».

Анализирую динамику взносов за 2008 — 2009 года, наблюдается отрицательная динамика. У Россгостраха темп прирости снизился на 26,5 %, Ингосстрах 17,8 %, Группа «МСК» 26 %, Межреогионогрант 21, 9 % (диаграмма 9).

Диаграмма 9 . Динамика взносов за 2008-2009 года

По диаграмме видно, что 2008 году была успешней работа компаний поступление взносов больше, чем в 2009 году.

Анализирую динамику взносов, наблюдается увеличение за 2010 год в среднем на 70% процентов. У таких компаний, например, Россгострах темп прироста составил 45,9 %, Ингосстрах 18,6 %, СОГАЗ 56,2 %, Согласие 190 %, Группа РОСЭНЕРГО 35,4%. Снижение показателя говорит о неблагоприятной тенденции. Возможно, это связано с тем, что на рынке преобладают лидеры, которым больше доверяют и отдают предпочтение. Снижение выявлено у таких компаний как РСЦ -14, 1%, Группа БАСК -34%, Группа «УРАЛСИБ» -24,3 %, АРТЕКС 62,7 % (диаграмма 7).

Диаграмма 10 . Динамика взносов за 2009-2010 года

По диаграмме видно, что динамика взносов в 2009 и 2010 году практически одинаковая. У некоторых компаний наблюдается уменьшение взносов, например, Макс.

1. Среди страховых компаний России среднее значение выплат превышает половину от суммы сборов и составляет 60%. Таким образом, этот показатель — норма по рынку в 2010 году;

2. Все компании, чей показатель соотношения выплат к сборам меньше 60% можно назвать относительно стабильными на рынке;

3. Страховые компании, лидирующие по сборам, но чьи выплаты составляют более 60% от совокупной премии, можно отнести к группе с отрицательным соотношением прибыльности;

4. Из 20 крупнейших Российских компаний по ОСАГО в 2010 году негативная тенденция со свободными средствами и резервными фондами наметилась в компаниях: «Цюрих», «Уралсиб», «Страховая группа МСК», «Инногарант», «Спасские Ворота», «Макс». Особую тревогу вызывает ситуация в компании «Цюрих», где выплаты составили 93% от сборов;

5. Наиболее стабильными компаниями из лидеров отрасли являются: «Российская национальная СК», «Военно-Страховая Компания», «СОГАЗ», «Ростра», «Альфастрахование», «Группа Ренессанс страхование», «Ингосстрах», «Росно»;

6. Нейтральное значение показателя соотношения сборов и выплат — у компании «Росгосстрах». С учетом акцента компании на страховании домашнего имущества и недвижимости юридических лиц, объемов уставного капитала и резервных фондов можно сделать вывод об относительной устойчивости на рынке.

Экспертный рейтинг о сборах и выплатах не дает представление о качестве обслуживания клиентов в той или иной компании. Для более осознанного выбора страховщика необходимо принять во внимание отзывы клиентов (таблица 12).

«Insurance Opinion» предоставляет другие данные (таблица 13).

Проанализировав информацию, можно сделать вывод, что мнения клиентов страховых компаний серьезно разняться:

1. Негативно настроенные клиенты чаще оставляют отзывы о компании, позитивно настроенные и довольные страхователи не заостряют внимания на ситуации, поэтому рейтинг, составленный, по отзывам, зачастую субъективен;