Пассажирские перевозки

Курсовая работа

Отечественная классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава

. Расшифровать и дать краткое описание транспортных средств: Москвич-2141, УРАЛ-4320 (6х6), РАФ-2203.

три основные группы по дорожным ограничениям

К первой (группа А)

предназначенные для использования только на дорогах высших технических категорий с ровным усовершенствованным покрытием, допускающие осевые нагрузки до 12 т от одиночной оси и полную массу автопоезда до 60 т. К ним относятся автобусы особо большого и частично большого классов.

Ко второй (группа Б)

допуска ю щие осевы е нагрузки д о 6 т о т одиночной оси. Максимально допустимая полная масса автопоезда – 30 т. Сюда относятся автобусы ПАЗ, КАВЗ, РАФ, ГАЗель и все легковые автомобили.

К третьей (группа В)

Система обозначений автомобильного подвижного состава (АТС) в России регламентируется отраслевой нормалью ОН 025 270-66.В соответствии с этой нормалью – обозначение автотранспортного средства включает сокращенное название завода-изготовителя, затем через черту 6 цифр и далее, иногда через черту, приставку 01, 02, 03 и др. указывающие на то, что эта базовая модель имеет модификации. Например ГАЗ – 310221, ВАЗ-212182 брон., ЛиАЗ-525610, ЗИЛ-442160, РАФ-22035-01 и др.

1-ая цифра индекса обозначает класс АТС: для автобусов по габаритной длине (м), см. табл. 2;

  • для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя в литрах или куб. дм, см. табл. 3;
  • для грузовых автомобилей по полной массе всего 7 групп (до 1,2 т, 1,2…2 т,2…8 т, 8…14 т и т.д.).

2-ая цифра обозначает mun АТС: 1 – легковой автомобиль; 2 – автобус;

3…7, 9 – грузовые автомобили.

3 и 4 цифры индексов указывают порядковый номер модели.

5-ая цифра – модификация автомобиля.

6-ая цифра – вид испонения (1 – для холодного климата, 6 – экспортное исполнение для умеренного климата, 7 – для тропического климата).

особо малые

Таблица 2.

Груп

-па

Габарит- ная длина, м

Городские

Пригородные

Междуго-

родные, туристские, экскурси- оные;

Всего мест

Мест

для сидения

Мест

для проезда стоя

Всего

Мест

для сидения

Мест

для проезда стоя

Всего

I

До 5

10

10

10

II

6-7,5

18-22

10-15

28-37

20-25

5

25-30

20-25

III

8-9,5

20-25

30-35

50-60

25-35

10

35-45

25-35

IV

10-15

25-35

55-75

80-110

35-40

15

50-55

35-40

V

16,5 и

более

35-45

85-100

120 и

более

конструктивным схемам

виду перевозок

Легковые автомобили классифицируются по объему двигателя.

особо малые, малые, средние, большие, особо большие

Таблица 3.

Класс автомобилей

Рабочий объем двигателя

Число мест

Сухая масса автомобиля, кг

Наименование

Группа

Особо малые

I

II

Менее 0,9

0,9-1,2

2 или 4

Менее 700

700-850

Малые

I

II

1,2-1,5

1,5-1,8

4 или 5

850-950

950-1150

Средние

I

II

1,8-2,5

2,5-3,5

5 или 6

1150-1250

1250-1500

Большие

Более 3,5

7 или 8

1500 и более

виду перевозок легковые

По типу применяемого двигателя, По типу кузова, Легковые автомобили

В настоящее время также используется классификация западноевропейских автомобилей. Автомобили делятся на 10 классов или групп – 6 групп по размеру (габаритной длине) кузова и 4группы по типу (форме) кузова.

РАФ 2203:

РАФ — Рижский автомобильный завод — сокращенное наименование производителя.

2 — 1-ая цифра индекса обозначает класс АТС: для автобусов по габаритной длине (м)

М 2

АТС, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя)

До 5,0

Автобусы: городские, кл. I,

междугородные, кл. II,

туристические, кл. III

2 — 2-ая цифра обозначает mun АТС: 2-автобус

03 — 3 и 4 цифры индексов указывают порядковый номер модели.

Москвич-2141:

Москвич – название завода

2 — 1-ая цифра индекса обозначает класс АТС: для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя в литрах или куб. дм.

2 — 2-ая цифра обозначает mun АТС: 1 – легковой автомобиль

41 — порядковый номер модели.

УРАЛ-4320 (6х6):

УРАЛ — название завода.

4 — 1-ая цифра индекса обозначает класс АТС: для грузовых автомобилей по полной массе всего 7 групп (до 1,2 т, 1,2…2 т,2…8 т, 8…14 т и т.д.).

3 — 2-ая цифра обозначает mun АТС: грузовой автомобиль.

20 — порядковый номер модели.

(6х6): означает полный привод на все три оси.

Пассажиропотоки и методы их изучения.

Мощность пассажирских потоков, их направление по территории обслуживаемой территории являются определяющими факторами при формировании маршрутной сети.

На основании данных о пассажиропотоке выбираются маршрут маршрутов, вид транспорта, город и количество подвижного состава.

Пассажиропотоки меняются по времени (часы суток, дни недели, месяцы, сезоны года), по длине маршрута. Принято изображать пассажиропотоки графически в виде эпюр, где по оси координат

откладываются их величины, а по оси абсцисс дискретно время суток, дни недели, месяцы года, спрямленная длина маршрута и направления движения

Для выявления пассажиропотоков, их распределения по направлениям, сбора данных об изменении пассажиропотоков во времени проводятся опросы. Существующие методы обследования классифицируются по ряду характеристик.

По длительности охватываемого периода различают обследования систематические (ежедневно в течение всего периода движения) и разовые (кратковременные по той или иной программе).

По ширине охвата транспортной сети различают сплошные (одновременно по всей транспортной сети) и выборочные (по отдельным районам движения).

По типу методы обследования могут быть анкетными, отчетно-статистическими, полевыми и автоматизированными.

Анкетный метод обычно охватывает всю маршрутную сеть региона и все виды транспорта. Включает опросы населения по специальной анкете.

Исследования проводятся в подвижном составе, в пунктах отдыха, пунктах обучения пассажиров, а также на рабочих местах населения. Очень важна продуманность анкеты и возможность ее машинной обработки.

Метод отчетности и статистики основан на данных билета и регистрационной карты, а также на количестве проданных билетов. При этом необходимо учитывать пассажиров с месячными пропусками, льготные категории граждан и служебные удостоверения.

Естественный метод делится на купонный, табличный, визуальный, силуэтный и анкетный.

При талонном, При табличном,, При визуальном, Силуэтный

Опросный – учетчики в салоне транспорта опрашивают пассажиров о пунктах следования.

Автоматизированный метод делится на контактный, бесконтактный, непрямой и комбинированный. Метод позволяет получать информацию о пассажиропотоке без участия людей.

При контактном,, При неконтактном,

выходе из транспорта.

Косвенный, Комбинированный, Организация движения автобусов на городских маршрутах

Внутригородские маршруты по территориальному расположению подразделяются на диаметральны, полудиаметральные, радиальные, хордовые, вылетные, кольцевые, рис.5.

Целесообразная вместимость автобуса для маршрута в зависимости от пассажиропотока выбирается

Пассажиропоток,

пасс/ч

Тип и средняя вместимость автобуса

200 – 1000

Малый (40)

1000 – 1800

Средний (65)

1800 – 2600

Большой (80)

2600 – 3800

Большой (100)

3800 и выше

Особо большой (160)

Интервал движения автобусов на маршруте J в зависимости от средней вместимости q и пассажиропотока Q может быть определен по диаграмме, рис. 6.

Потребность в автобусах устанавливают по всем часам периода движения, (обычно 5…6 утра до 0…1 ч ночи), т.е. на период 18…20 ч. Потребность в автобусах в рассматриваемый час равна

Q р t о К т

А рас =

q Т ? н , е д ,

где: Q р – наибольший по двум направлениям пассажирооборот в рассматриваемый час; tо – время оборота автобуса на маршруте; Кт – 1,1 – коэффициент внутричасовой неравномерности движения; q – вместимость автобуса; Т = 1 ч – расчетный период времени; ?н = 0,73…0,8 – расчетное значение коэффициента наполнения автобуса.

Исходя из расчетного числа автобусов по всем часам периода движения А рас строится диаграмма потребности в автобусах, характерный вид диаграммы для частного случая показан на рис. 7. Далее с использованием графоаналитического метода форма диаграммы потребности преобразуется в другую форму, рис. 8 и 9. Суть преобразований сводится к сглаживанию вершины диаграммы при сохранении неизменными площади под кривой диаграммы и значений потребления автобусов в час в течение дня.

По измененной диаграмме, рис. 9. производится расстановка автобусов на маршруте по сменности работы. В автобусных парках обычно принято

автобусы по сменности работы делить на четыре группы: 3-х сменная работа;

2-х сменная утреннего и вечернего выходов; 2-х сменная с дневной выемкой;

1-сменная утреннего и вечернего выхода, рис. 10.

Число водителей для каждой группы автобусов рассчитывается по формуле

м + 2tн + 2(tпз +tмо )] Аг р Дn

N в о д = ,

Ф в

где: Т м – время работы группы автобусов на маршруте, ч; tн , tпз, tмо – время нулевого пробега, подготовительно-заключительных операций и медицинского осмотра по каждому выходу; Аг р – число автобусов в конкретной группе; Дn – число календарных рабочих дней месяца; Фв – месячный фонд рабочего времени водителя, ч. Число Nвод для каждой группы автобусов округляется до целого числа.

Организация движения автобусов в «часы пик» важна в городском автобусном транспорте». По этой причине желательно иметь в автобусном парке полноценную адресную программу транспортного обслуживания населения в часы пик». Важные разделы работы этой программы – это выпуск на линию в «часы пик» автобусов большой и особо большой вместимости, развитие централизованного управления движением на маршруте и т.д.

Организация легковых пассажирских перевозок

По функциональному назначению парклегковых автомобилей подразделяется на следующие 6 групп:

  • специализированные автомобили такси;
  • легковые общего пользования, представляемые предприятием для служебных поездок;
  • автомобили ведомственного подчинения;
  • личные автомобили граждан;
  • автомобили проката индивидуального пользования;
  • автомобили специальные (скорая, патрульная и т.д.).

Парк личных автомобилей в России около 30 млн единиц, в том числе по возрасту составляет до 5 лет – 21%, 5-10 лет – 29% и свыше 10 лет – 50% (данные РСА за 2007 г.).

Поэтому почти 40% парка сильно изношены, что снижает безопасность движения.

Доля таксомоторных перевозок в городах России составляет 6…9%, причем меньшая цифра 6% относится к крупным городам с более 1 млн. жителей, а большая к мелким городам. Эта доля 6…9% невелика, но в жизни городских жителей имеет значение, т.к. закрывает важные виды перевозок: требующие большой срочности; в часы, когда не работает городской `транспорт; в места, где нет городских маршрутов; экскурсионные поездки. Распределение cпроса на таксомоторные перевозки характеризуется основным «пиком» спроса в период 19…21 ч, см. рис. 2.

Различают 8 форм обслуживания населения автомобилями – такси.

1. Предварительный заказ или вызов такси к пассажиру.

2. Маршрутные такси по постоянным и временным маршрутам.

3. Найм такси на стоянке.

4. Найм свободного такси в пути следования.

5. Групповое обслуживание пассажиров с пунктов массового отправления (вокзалы, метро и т.д.).

6. Подача по наряду в учреждения и организации по договорам.

7. Обслуживание руководящих работников.

8. Заказ такси с самолетов, поездов, судов.

Изучение спроса на такси-транспорт проводится различными методами. При анкетном, статистическом и табличном методах информация, полученная от пассажиров, водителей, грузоотправителей, используется без привлечения бухгалтеров. С бухгалтерским и визуальным методами привлекаются специальные бухгалтеры, которые работают на таксопарках.

Самая важная работа АТП такси — это разработка графиков выхода такси на линию. По этим графикам вся работа эксплуатационной и технической служб АТП. Разработка графика начинается с «часа пик». Расписания составляются ежемесячно отдельно для будних, праздничных, субботних и праздничных дней.

Водители работают посменно по 9-10 часов два дня с 3 выходными или в односменном режиме — 5 или 6 дней в неделю соответственно по 8,2 или 7 часов в день.

Каждому водителю устанавливается сменно-суточное задание (план) в рублях или натуральных (пасс-км) показателях.

Такси размещают на территории города на стоянках, оборудованных указателями «Т». На каждую стоянку заводится паспорт.

Желательно ввести положение диспетчера о распределении такси на стоянках.

Оптимально в больших городах на 1 стоянку такси должно приходится 8-12 тыс. жителей, а в малых 11-17 тыс. жителей.

Большой интерес представляет организация перевозки пассажиров на такси «от двери до двери» по предварительной договоренности.

В связи с развитием маршрутных такси важны требования к подвижному составу. Эти требования использование автобусов особо малого и малого классов; широкие сдвижные двери; привод на передние (или на все) колеса; электронный таксометр; дверь сзади; кузов вагонного типа; переборка для защиты водителя; обивка сидений кожзаменителем; дизельный двигатель.

Организация труда обслуживающего персонала транспортных средств

На автомобильном транспорте широко применяется бригадная форма организации работы. Бригады бывают комплексные из работников разных профессий (водители, кондукторы, ремонтники и т.д.), специализированные (например только из водителей), сменные работающие в одну смену и сквозные, работающие все смены подряд. Основная форма — это сплошная интегрированная команда, работающая над единым костюмом с оплатой за конечный результат. В этом случае отношения между бригадой и администрацией определяются соглашениями и контрактами.

Планирование работы водителей осуществляется с помощью графиков, составляемых в виде таблиц (табулярная форма), табл. 9.

Качественной организации труда водителей очень помогает использование методики СОТВ (система организации труда водителей).

Это типичный документ, содержащий комплекс мер по рациональному размещению, смене и отдыху водителей.

В автопарках применяются различные варианты закрепления автобусов за водителями и бригадами водителей, основные – шесть, см. табл. 10.

Труд и отдых водителей регулируется «Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей» от 25.06.1999 г. С учетом дополнений №77 от 23.10.2001г.

Норма рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В АТП организуется поденный или помесячный (суммированный) учет рабочего времени водителей. Ежедневный рабочий, когда водитель работает одинаковое количество часов каждый день — 8,2 часа для 5-дневной рабочей недели и 7 часов для 6-дневной рабочей недели.Ежемесячно по результатам работы за месяц, при сменной работе — 2 дня работы, 3 выходной. Продолжительность смены не более 10ч.

В состав рабочего времени водитель Т р входят 8 составляющих.

Т р = Т пз + Т мо + Т м + Т от + Т о с п + Т р + Т о хр ,

где: Т пз = 0,3 ч/смена – подготовительно-заключительные операции на маршруте; Тмо = 5 мин – предрейсовый медицинский осмотр; Тм – работа на маршруте; Тот – простой по организационным и техническим причинам; То =

5 мин кр атковременный отдых в пути и на с т оянка х ; Т с п отдых в сало н е

при турной езд е ; Т р , Т охр ремонт и охрана авт о буса при дальних маршрутах

на конечной станции.

Для водителей предусмотрены виды отдыха: обеденный перерыв, ежедневный и еженедельный отдых, отдых и укороченный рабочий день в праздничные и предпраздничные дни, ежегодный отпуск.

Если нахождение в автомобиле планируется более 12 часов, в рейс отправляются два водителя и автобус оборудуется спальным местом.

Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания

продолжительностью не более 2 ч, как правило, в середине рабочей смены,

но не позднее, чем через 4 ч после начала работы.

Еженедельный непрерывный отдых водителя должен составлять не менее 42 ч.

Режимы труда и отдыха водителей в международном сообщении устанавливаются в соответствии с Европейским соглашением (ЕСТР),

участником которого является Россия. Основные требования и положения этого соглашения возраст водителей автобусов не моложе 21 года; стаж работы не менее 1 года; ежедневная продолжительность управления автобусом не более 9 ч; общая продолжительность управления в течение 2-х недель не более 90 часов; непрерывный ежедневный и еженедельный отдых соответственно 11 и 45 ч; непрерывное управление автобусом не более 4,5 ч перерывом не менее 45 мин.

Диспетчерское управление движением транспортных средств

Диспетчерское руководство (управление из одного центра) на автомобильном транспорте включает весь комплекс работ по подготовке, организации выпуска и возвращения подвижного состава в АТП и управление их движением на линии. Ключевой особенностью управления доставкой является его реализация в реальном времени.

Диспетчерское руководство подразделяется на внутрипарковое и линейное.

Внутрипарковое руководство, Линейное руководство

Для централизованного управления работой подвижного состава на линии при территориальных транспортных объединениях, либо при крупных транспортных предприятиях, создаются центральные диспетчерские службы(ЦДС).

Руководство движением из одного центра, снабженного комплексной системой информации, обеспечивает принятие более рациональных оперативных решений, целесообразных и технически обоснованных, так как они исходят из общих задач наилучшего обслуживания пассажиров на территории населенного пункта.

Типовая пассажирских ЦДС представлена на рис. 12. В пассажирскую ЦДС города входят несколько отделений (автобусное, таксомоторное, троллейбусное, трамвайное).

Важнейшая функция автобусного отделения ЦДС – это обеспечение регулярности движения автобусов на маршруте, которое оценивается коэффициентом регулярности

R ф – Rн

? R = ,

R

где: R ф количество фактически выполненных рейсов; Rн – количество рейсов с нарушением расписания; R – плановое количество рейсов.

Организация работы автобусного отделения диспетчерской службы

предусматривает различные методы управления по обеспечению регулярной работы автобусов в целом по обслуживаемому району, которыми пользуются

в зависимости от оперативной обстановки и особенностей работы автобусов на каждом маршруте.

АСУ пассажирскими перевозками

Опыт эксплуатации автоматизированной системы управления в России и за рубежом показывает, что эти системы могут улучшить качество обслуживания пассажиров и повысить безопасность движения. Внедрение АСУ позволяет:

  • автоматизировать контроль и учет в процессе перевозки пассажиров;
  • улучшить информационное обеспечение пользователей;
  • расширит возможности маневра подвижного состава;
  • усилить материальное и моральное стимулирование трудящихся;
  • сократить диспетчерский аппарат.

АСУ на основе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Высокочастотная система ГЛОНАСС разрабатывалась в России и внедрялась как система двойного назначения (для обеспечения национальной безопасности и решения гражданских проблем).

Она одобрена международными организациями как один из элементов глобальной навигационной спутниковой системы наряду с американской системой GPS. Для транспортного комплекса целесообразно использовать сигналы обеих систем. Использование систем ГЛОНАСС/GPS и телекоммуникационных систем позволяет эффективно обеспечивать нормальное функционирование транспорта при городских, пригородных и междугородних перевозках. При этом СКУД собирает и обрабатывает данные с приемников спутниковых систем, установленных на автомобилях. АСУ обеспечивает цифровую и голосовую радиосвязь с подвижным составом в любой точке маршрутной сети.

АСУ обеспечивает автоматизированное выполнение следующих функций ЦДС города:

  • координацию работы различных видов транспорта;
  • оперативное перераспределение подвижного состава;
  • ликвидацию последствий аварийных ситуаций, в т.ч. решать вопросы,

свя з анные с безопасностью движени я , водителей и пасса ж иров;

  • связь и взаимодействие с другими службами и системами городского хозяйства;
  • анализ работы наземного городского общественного транспорта за день, месяц, квартал, год.

по модульному принципу. При отказе одного из модулей

система в целом остается работоспособной. Программно-аппаратный комплекс АСУ ТП состоит из стандартизированного и сертифицированного оборудования, интегрированного в локальную сеть с доступом к другим сетям.

ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧА 1

Автопредприятие добилось увеличения скорости сообщения автобусов с 20 до 25 км/ч. Определить: 1) на сколько сократится время каждого рейса; 2) на сколько рейсов больше будет делать каждый автобус за день.

Скорость сообщения (маршрутная) V с есть средняя скорость доставки пассажиров. Она определяется отношением длины маршрута Lк времени рейса tр :

V с = L / t р => t р = L / Vc

t р1 = 54 мин

t р2 = 43,2 мин

Следовательно время каждого рейса, при увеличении скорости сообщения с 20 км/ч до 25 км/ч, сократится на t р1 — tр2 =10,8 мин

Время работы на маршруте 19 часов, т. е. 1140 минут. Отсюда при 20 км/ч автобус будет делать примерно 21 рейс, а при 25 км/ч 26, следовательно на 5 рейсов больше будет делать каждый автобус за день.

Ответ: 1) 10,8 минут; 2) на 5 рейсов больше.

ЗАДАЧА 2

Исследование пассажиропотока показало, что 4 из 20 остановок на диаметральном маршруте города можно сделать «по запросу». Используя исходные данные табл. 16, определить: на сколько возрастут скорость сообщения и эксплуатационная скорость автобуса.

Табли ц а 16

Показатели

Варианты заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Последняя цифра шифра зачетной книжки

Длина маршрута, км

10

11

12

13

14

15

16

17

16

15

Техническая скорость, км/ч

24

23

22

21

20

21

22

23

24

25

Предпоследняя цифра шифра зачетной книжки

Время простоя на конечных

остановках, мин

4

5

4

4

5

6

6

4

4

5

Время простоя на

промежуточных остановках, мин

0,5

0,6

0,7

0,8

1

0,9

0,5

0,7

0,6

0,7

V c =L/tдв +n*tпо

V э =L/tдв +n*tпо +tко

V т =L/tдв => tдв =0,7 ч=42 мин

V c при 20 остановках примерно 16,3 км/ч

V c при 16 остановках примерно 16,9 км/ч

V э при 20 остановках примерно 14,58 км/ч

V э при 16 остановках примерно 15,05 км/ч

Ответ: скорость сообщения возрастет на 0,6 км/ч; эксплуатационная скорость возрастет 0,47 км/ч.

ЗАДАЧА 3

Введены экспресс-маршруты для повышения качества обслуживания пассажиров на городской кольцевой дороге. Определить: на сколько сократится время рейса. Время простоя на промежуточных остановках равно 1 мин, а на конечных – 4 мин. Исходные данные для решения задачи приведены в табл. 17.

Табли ц а 17

Показатели

Варианты заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Последняя цифра шифра зачетной книжки

Длина маршрута, км

14

5

7

8

10

11

12

6

9

7

Техническая скорость, км/ч

28

22

23

24

27

25

20

19

18

17

Предпоследняя цифра шифра зачетной книжки

Количество промежуточных

остановок

20

15

17

11

12

14

13

16

8

10

t р =L/Vт +n*tпо +tко =0.638 ч = 38,28 мин

t р =L/Vт +tко =26,22 мин

Ответ: время рейса сократится на 12,06 мин.