Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, различных видах сообщения, на различное расстояние. Перевозки людей могут осуществляться как на профессиональной основе, так и самостоятельно гражданами в личных целях, но для этого также необходимо иметь лицензию на данный вид деятельности.
Пассажирский транспорт подразделяют на наземный, водный, воздушный, а так же транспорт, использующий искусственно
Перспективы автомобильных перевозок общего пользования показывают следующее, что во внутригородском и пригородном сообщениях произойдет смена поколений подвижного состава, будет расширена сеть маршрутов, повышена частота и регулярность движения автобусов. Во многих городах появляются метрополитены, произойдет восстановление больших таксомоторных предприятий. В междугородном сообщение увеличится число автобусных маршрутов и т. д.
Целью моего курсового проекта является, организация работы автобусов на городском маршруте №28 «ДП -7 – пл. Ленина»
Для реализации данного курсового проекта необходимо выполнить следующие задачи: охарактеризовать маршрут, выполнить нормирование скоростей движения и исследовать пассажиропоток на данном маршруте. Провести организацию движения автобусов на маршруте рассчитать производственную программу.
1 Исследовательский раздел
1.1 Характеристика маршрута
Маршрут № 28 является городским, протяжённостью 14,7 километра, время простоя на промежуточной остановке 21 сек, количество промежуточных остановок – 14, время простоя на конечной остановке — 5 мин.
Изучив маршрут, я проанализировал трассу, асфальтовое покрытие на всем протяжении маршрута, ширина проезжей части различна. По пути следования находятся такие пассажирообразующие пункты как: школа милиции, магазин Жемчужина, Торговый город, магазин Голубой огонек, Площадь Ленина, КДЦ им. Маяковского также данные пункты являются особо опасными участками. На которых необходимо снижение скорости и организация безопасного движения автобусов. Тип маршрута поостановочный, Пункт начала движения – ДП — 7. Часы пик на маршруте расположились в следующих временных промежутках утром с 7 до 8 часов, как в прямом, так и в обратном направлении, а вечером с 17 до 18 часов, как в прямом, так и обратном направлении.
Оценка качества перевозок пассажиров на городском пассажирском транспорте
... регулярности движения. Предлагаемые показатели качества оценивают качество организации движения автобусов на маршрутах, качество работы ПАТП и удобство перевозок для пассажиров. Автором предлагается дифференциальная оценка качества в ... движения автобусов на линии. В работе Варелопуло Г. А. «Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте» [2] качество обслуживания пассажиров ...
Скорости движения нормируют для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации ПС, рационализации использования труда водителей и сокращения затрат времени пассажиров на поездки. Нормы времени на выполнение рейсов на маршруте устанавливают с учетом продолжительности движения на перегонах, пассажирообмена на остановочных пунктах и межрейсовых отстоев на конечных пунктах маршрута. Нормы времени на выполнение рейсов служат исходной информацией при распределении автобусов по маршрутам, составлений расписаний движения и организации скоростного и экспрессного сообщений.
Применяют два метода нормирования скоростей движения автобусов на маршрутах и определении времени рейса:
- Хронометражный метод основан на замерах фактических затрат времени на рейс и отдельные его элементы (движение по перегонам, остановки и задержки по разным причинам).
При хронометраже соблюдают ряд условий: выпуск автобусов на маршрут должен быть полным; проезжая часть должна быть сухой; число замеров не менее четырех в каждом направлении движения; при использовании разнотипного подвижного состава замеры проводят для наименее динамичных автобусов; обследование ведут в течение всего рабочего дня с последующим выделением характерных периодов суток и дифференциацией времени рейса; на время обследования расписание движения отменяется, и автобусы отправляются в рейсы по интервалу (водители выбирают скорость движения самостоятельно, исходя из обеспечения безопасности перевозок и дорожных условий).Результаты замеров фиксируют в картах хронометражных наблюдений.
- Расчетный метод нормирования скоростей движения на маршрутах и определения времени на рейс основан на разделении маршрута на отдельные участки, в пределах каждого из которых обеспечивается примерное равенство условий движения автобусов с последующим расчетом времени, необходимого на пробег по каждому из этих участков. Границами участков служат остановочные пункты, светофоры и перекрестки, железнодорожные переезды, места изменения типа дорожного покрытия, ширины и продольного уклона проезжей части, интенсивности транспортного потока, а также места установки дорожных знаков, ограничивающих скорость движения.
Исходные данные для нормирования расчетным методом берут из паспорта автобусного маршрута.
1.2.1 Время движения за рейс
tдв = , (ч)
где, tдв – время простоя на каждом перегоне, ч.
lм – длина маршрута, км
VТ– техническая скорость, км/ч
tдв =
1.2.2. Суммарное время простоя на промежуточных
tпо = n*tпо, (ч)
где n- количество промежуточных остановок.
tпо – время простоя на промежуточной остановке.
tпо = 14*0,006 = 0,084 ч = 5 мин
1.2.3. Время рейса
tp = tдв + n×tno + tko (ч)
где n – количество промежуточных остановок
tno – средняя продолжительность времени простоя на промежуточной остановке, ч
tko – время простоя на конечной остановке, ч
tp = 0,65 + 0,09 + 0,09 = 0,83 ч = 50 мин
1.3. Исследование пассажиропотока на заданном маршруте
Исследование можно провести силуэтным методом на нескольких остановочных пунктах в прямом и обратном направлениях, в различные периоды суток.
Силуэтный метод используется при обследовании наполнения автобусов на остановках маршрута. Прошедшие предварительную подготовку учетчики визуально оценивают наполнение автобуса «на просвет» на основе силуэтов шести видов.
Таблица 1- Распределение пассажиропотока по участкам маршрута.
Участки маршрута |
Расстояние, км |
Количество пассажиров |
|
Прямое направление |
Обратное направление |
||
пл. Ленина |
3569 |
||
маг. Жемчужина |
1,2 |
3561 |
5800 |
12 м/район |
5,3 |
6318 |
4400 |
ул. Дианова |
3,6 |
5500 |
3254 |
ДП — 7 |
4,6 |
3200 |
Таблица 2- Распределение пассажиропотока по часам суток.
Часы суток |
Количество пассажиров |
|
Прямое направление |
Обратное направление |
|
6-7 |
501 |
524 |
7-8 |
1425 |
1258 |
8-9 |
1337 |
938 |
9-10 |
1206 |
806 |
10-11 |
966 |
767 |
11-12 |
1028 |
828 |
12-13 |
1243 |
1052 |
13-14 |
1090 |
1092 |
14-15 |
1312 |
1012 |
15-16 |
1003 |
985 |
16-17 |
1063 |
1263 |
17-18 |
1172 |
1773 |
18-19 |
939 |
1375 |
19-20 |
676 |
877 |
20-21 |
600 |
698 |
21-22 |
200 |
262 |
22-23 |
195 |
203 |
23-24 |
79 |
75 |
24-1 |
2 Расчетно-технологический раздел
2.1 Характеристика пассажиропотока
Пассажиропоток — количество пассажиров которое фактически проезжает в данный момент времени в одном направление, пассажиропотоки характеризуют нагрузку транспортной сети города по направлениям, следующим в каждый период времени (час, сутки).
Методы изучения пассажиропотока:
- Анкетный
Анкетный метод обследования перевозок пассажиров основан на заполнении гражданами или специальными учетчиками анкеты опроса о количестве поездок, цели и способах передвижения, маршрутах следования, местах пересадки, времени передвижения и для выяснения других вопросов, в зависимости от цели проводимого обследования.
- Талонный
Талонный метод обследования перевозок пассажиров
пассажиру при входе в транспортное средство. По учетному талону можно определить расстояние поездки каждого пассажира, а по сумме всех собранных талонов получить необходимые данные о направлении и мощности пассажиропотока на данном маршруте в прямом и обратном направлениях, коэффициенты пересадочности и использования вместимости транспортных средств и ряд других показателей.
- Табличный
Табличный метод обследования основан на учете перевозимых пассажиров специальными
Учет пассажиров производится в специальных таблицах различными способами.
Глазомерный метод применяет водитель автобуса, которому перед выездом на линию выдают
- Силуэтный
Силуэтный метод используется при обследовании наполнения автобусов на остановках
Весовой метод подсчета наполнения салона пассажирами предусматривает использование датчиков, смонтированных на пневморессорах автобуса. Датчики формируют сигналы, пропорциональные массе пассажиров, находящихся в автобусе. Средняя масса одного пассажира принимается равной 70 кг.
- Автоматизированный
Автоматизированный метод
- Опросный
Опросный метод обеспечивают учетчики, располагающиеся в автобусах у каждой двери. Они опрашивают вошедших пассажиров: до какой остановки они едут, совершают ли при поездке пересадки и на какие маршруты. Данные о межостановочных корреспонденциях вносят в таблицу. Опросный метод применим при небольшом числе остановочных пунктов на маршруте и при незначительной интенсивности потока садящихся в автобус пассажиров. В противном случае наблюдается искажение информации вследствие неполного учета, и возникают задержки автобусов на остановках из-за замедления процесса пассажирообмена.
Опросный метод может применяться для определения корреспонденции пассажиров и на остановочных пунктах. В таком случае учетчик опрашивает подходящих на остановку пассажиров. Обследование возможно только при благоприятных погодных условиях. Количество учетчиков определяется числом дверей работающих на маршруте автобусов с учетом резерва 5 % . Вместо анкет при опросном методе можно использовать малогабаритные кнопочный регистраторы, конструктивно схожие с калькулятором.