Организация пассажирских перевозок

Курсовая работа

Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, различных видах сообщения, на различное расстояние. Перевозки людей могут осуществляться как на профессиональной основе, так и самостоятельно гражданами в личных целях, но для этого также необходимо иметь лицензию на данный вид деятельности.

Пассажирский транспорт подразделяют на наземный, водный, воздушный, а так же транспорт, использующий искусственно созданную среду. Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в пассажирских перевозках.

Перспективы автомобильных перевозок общего пользования показывают следующее, что во внутригородском и пригородном сообщениях произойдет смена поколений подвижного состава, будет расширена сеть маршрутов, повышена частота и регулярность движения автобусов. Во многих городах появляются метрополитены, произойдет восстановление больших таксомоторных предприятий. В междугородном сообщение увеличится число автобусных маршрутов и т. д.

Целью моего курсового проекта является, организация работы автобусов на городском маршруте №28 «ДП -7 – пл. Ленина»

Для реализации данного курсового проекта необходимо выполнить следующие задачи: охарактеризовать маршрут, выполнить нормирование скоростей движения и исследовать пассажиропоток на данном маршруте. Провести организацию движения автобусов на маршруте рассчитать производственную программу.

1 Исследовательский раздел

1.1 Характеристика маршрута

Маршрут № 28 является городским, протяжённостью 14,7 километра, время простоя на промежуточной остановке 21 сек, количество промежуточных остановок – 14, время простоя на конечной остановке — 5 мин.

Изучив маршрут, я проанализировал трассу, асфальтовое покрытие на всем протяжении маршрута, ширина проезжей части различна. По пути следования находятся такие пассажирообразующие пункты как: школа милиции, магазин Жемчужина, Торговый город, магазин Голубой огонек, Площадь Ленина, КДЦ им. Маяковского также данные пункты являются особо опасными участками. На которых необходимо снижение скорости и организация безопасного движения автобусов. Тип маршрута поостановочный, Пункт начала движения – ДП — 7. Часы пик на маршруте расположились в следующих временных промежутках утром с 7 до 8 часов, как в прямом, так и в обратном направлении, а вечером с 17 до 18 часов, как в прямом, так и обратном направлении.

4 стр., 1691 слов

Оценка качества перевозок пассажиров на городском пассажирском транспорте

... регулярности движения. Предлагаемые показатели качества оценивают качество организации движения автобусов на маршрутах, качество работы ПАТП и удобство перевозок для пассажиров. Автором предлагается дифференциальная оценка качества в ... движения автобусов на линии. В работе Варелопуло Г. А. «Организация движения и перевозок на городском пассажирском транспорте» [2] качество обслуживания пассажиров ...

Скорости движения нормируют для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации ПС, рационализации использования труда водителей и сокращения затрат времени пассажиров на поездки. Нормы времени на выполнение рейсов на маршруте устанавливают с учетом продолжительности движения на перегонах, пассажирообмена на остановочных пунктах и межрейсовых отстоев на конечных пунктах маршрута. Нормы времени на выполнение рейсов служат исходной информацией при распределении автобусов по маршрутам, составлений расписаний движения и организации скоростного и экспрессного сообщений.

Применяют два метода нормирования скоростей движения автобусов на маршрутах и определении времени рейса:

  • Хронометражный метод основан на замерах фактических затрат времени на рейс и отдельные его элементы (движение по перегонам, остановки и задержки по разным причинам).

    При хронометраже соблюдают ряд условий: выпуск автобусов на маршрут должен быть полным; проезжая часть должна быть сухой; число замеров не менее четырех в каждом направлении движения; при использовании разнотипного подвижного состава замеры проводят для наименее динамичных автобусов; обследование ведут в течение всего рабочего дня с последующим выделением характерных периодов суток и дифференциацией времени рейса; на время обследования расписание движения отменяется, и автобусы отправляются в рейсы по интервалу (водители выбирают скорость движения самостоятельно, исходя из обеспечения безопасности перевозок и дорожных условий).Результаты замеров фиксируют в картах хронометражных наблюдений.

  • Расчетный метод нормирования скоростей движения на маршрутах и определения времени на рейс основан на разделении маршрута на отдельные участки, в пределах каждого из которых обеспечивается примерное равенство условий движения автобусов с последующим расчетом времени, необходимого на пробег по каждому из этих участков. Границами участков служат остановочные пункты, светофоры и перекрестки, железнодорожные переезды, места изменения типа дорожного покрытия, ширины и продольного уклона проезжей части, интенсивности транспортного потока, а также места установки дорожных знаков, ограничивающих скорость движения.

Исходные данные для нормирования расчетным методом берут из паспорта автобусного маршрута.

1.2.1 Время движения за рейс

tдв = , (ч) (1.1)

где, tдв – время простоя на каждом перегоне, ч.

lм – длина маршрута, км

VТ– техническая скорость, км/ч

tдв =

1.2.2. Суммарное время простоя на промежуточных остановках

tпо = n*tпо, (ч) (1.2)

где n- количество промежуточных остановок.

tпо – время простоя на промежуточной остановке.

tпо = 14*0,006 = 0,084 ч = 5 мин

1.2.3. Время рейса

tp = tдв + n×tno + tko (ч) (1.3)

где n – количество промежуточных остановок

tno – средняя продолжительность времени простоя на промежуточной остановке, ч

tko – время простоя на конечной остановке, ч

tp = 0,65 + 0,09 + 0,09 = 0,83 ч = 50 мин

1.3. Исследование пассажиропотока на заданном маршруте

Исследование можно провести силуэтным методом на нескольких остановочных пунктах в прямом и обратном направлениях, в различные периоды суток.

Силуэтный метод используется при обследовании наполнения автобусов на остановках маршрута. Прошедшие предварительную подготовку учетчики визуально оценивают наполнение автобуса «на просвет» на основе силуэтов шести видов.

Таблица 1- Распределение пассажиропотока по участкам маршрута.

Участки маршрута

Расстояние, км

Количество пассажиров

Прямое направление

Обратное направление

пл. Ленина

3569

маг. Жемчужина

1,2

3561

5800

12 м/район

5,3

6318

4400

ул. Дианова

3,6

5500

3254

ДП — 7

4,6

3200

Таблица 2- Распределение пассажиропотока по часам суток.

Часы суток

Количество пассажиров

Прямое направление

Обратное направление

6-7

501

524

7-8

1425

1258

8-9

1337

938

9-10

1206

806

10-11

966

767

11-12

1028

828

12-13

1243

1052

13-14

1090

1092

14-15

1312

1012

15-16

1003

985

16-17

1063

1263

17-18

1172

1773

18-19

939

1375

19-20

676

877

20-21

600

698

21-22

200

262

22-23

195

203

23-24

79

75

24-1

2 Расчетно-технологический раздел

2.1 Характеристика пассажиропотока

Пассажиропоток — количество пассажиров которое фактически проезжает в данный момент времени в одном направление, пассажиропотоки характеризуют нагрузку транспортной сети города по направлениям, следующим в каждый период времени (час, сутки).

Методы изучения пассажиропотока:

  • Анкетный

Анкетный метод обследования перевозок пассажиров основан на заполнении гражданами или специальными учетчиками анкеты опроса о количестве поездок, цели и способах передвижения, маршрутах следования, местах пересадки, времени передвижения и для выяснения других вопросов, в зависимости от цели проводимого обследования.

  • Талонный

Талонный метод обследования перевозок пассажиров применяется с использованием специальных учетных талонов, которые выдаются каждому

пассажиру при входе в транспортное средство. По учетному талону можно определить расстояние поездки каждого пассажира, а по сумме всех собранных талонов получить необходимые данные о направлении и мощности пассажиропотока на данном маршруте в прямом и обратном направлениях, коэффициенты пересадочности и использования вместимости транспортных средств и ряд других показателей.

  • Табличный

Табличный метод обследования основан на учете перевозимых пассажиров специальными учетчиками, находящимися или внутри салона транспортного средства, или на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта.

Учет пассажиров производится в специальных таблицах различными способами.

Глазомерный метод применяет водитель автобуса, которому перед выездом на линию выдают специальную форму. Находясь на наиболее пассажиронапряженном перегоне маршрута, водитель на глаз оценивает наполнение автобуса пассажирами и выставляет в форме соответствующие баллы: 1-заняты до половины мест для сидения; 2- заняты в основном все места для сидения; 3- заняты все места для сидения и до половины мест для проезда стоя; 4 – автобус заполнен полностью, но посадка еще возможна; 5 – автобус переполнен, наблюдаются отказы в посадке. Обработка полученных от водителей заполненных форм заключается в расшифровке бальных оценок и определении по ним числа пассажиров.

  • Силуэтный

Силуэтный метод используется при обследовании наполнения автобусов на остановках маршрута. Прошедшие предварительную подготовку учетчики визуально оценивают наполнение автобуса « на просвет» на основе силуэтов шести видов. При обследовании учетчик записывает в форму время прохождения автобуса определенного типа (мин) с наполнением, соответствующим наиболее похожему силуэту. Обработка данных, полученных в ходе проведения силуэтного обследования, заключается в определении фактического числа пассажиров, соответствующего тому или иному силуэту для данного автобуса, группировке результатов по отдельным маршрутам и периодам суток.

Весовой метод подсчета наполнения салона пассажирами предусматривает использование датчиков, смонтированных на пневморессорах автобуса. Датчики формируют сигналы, пропорциональные массе пассажиров, находящихся в автобусе. Средняя масса одного пассажира принимается равной 70 кг.

  • Автоматизированный

Автоматизированный метод обеспечивает снижение трудоемкости и стоимости обследования пассажиропотоков, повышение оперативности получения информации на основе использования автоматических регистраторов пассажиропотока. Регистратор состоит из датчиков, фиксирующих вход и выход пассажиров, блока питания, подключаемого к бортовой электросети автобуса.

  • Опросный

Опросный метод обеспечивают учетчики, располагающиеся в автобусах у каждой двери. Они опрашивают вошедших пассажиров: до какой остановки они едут, совершают ли при поездке пересадки и на какие маршруты. Данные о межостановочных корреспонденциях вносят в таблицу. Опросный метод применим при небольшом числе остановочных пунктов на маршруте и при незначительной интенсивности потока садящихся в автобус пассажиров. В противном случае наблюдается искажение информации вследствие неполного учета, и возникают задержки автобусов на остановках из-за замедления процесса пассажирообмена.

Опросный метод может применяться для определения корреспонденции пассажиров и на остановочных пунктах. В таком случае учетчик опрашивает подходящих на остановку пассажиров. Обследование возможно только при благоприятных погодных условиях. Количество учетчиков определяется числом дверей работающих на маршруте автобусов с учетом резерва 5 % . Вместо анкет при опросном методе можно использовать малогабаритные кнопочный регистраторы, конструктивно схожие с калькулятором.