Перевозка бумаг в рулонах

Курсовая работа

Повышение эффективности и качества перевозок грузов является одной из важнейших комплексных проблем на автомобильном транспорте. Качество перевозок грузов автомобильным транспортом зависит от совокупности свойств автотранспортной системы (экономических, технических, организационных, социальных и экологических параметров и показателей), характеризующих полезность ее производственных процессов и возможностей при их реализации удовлетворять потребность страны в перевозках. Наиболее важными показателями качества перевозки грузов автомобильным транспортом являются своевременность выполнения перевозок, сохранность количества и потребительских свойств грузов и экономичность системы доставки. Своевременность выполнения перевозок зависит от своевременности вывоза грузов от грузоотправителя и сроков доставки грузов грузополучателю. Влияние этих показателей на размеры затрат грузоотправителей зависит не только от форм их материально-технического снабжения (складские либо кооперативные поставки, монтаж «с колес» и т.п.), но и от подверженности грузов естественной убыли и порчи. Так, например, при складской форме доставки грузов своевременность выполнения перевозок оказывает определяющее влияние на размеры запасов годовой продукции у грузоотправителей, средств в обороте и производственных запасов продукции у грузополучателей. Размеры запасов зачастую превышают объективную потребность, поскольку предполагается с их помощью исключить возможность сбоев в основном производстве грузоотправителей и грузополучателей при непредвиденных обстоятельствах.

В случае кооперативных поставок и монтаже «с колес» от своевременности доставки грузов зависят темпы и ритмичность производственных процессов у грузополучателей.

Сохранность грузов, его потребительских свойств и экономичность ставки зависят от того, на каких типах подвижного состава осуществляются перевозки грузов. Следовательно, транспортные средства должны соответствовать видам грузов (фургоны, самосвалы, цистерны и т.п.), обеспечивать наибольшую сохранность грузов (например, перевозка цемента целесообразна не в полужесткой таре, а в автоцементовозе, муки — не в мягкой таре, а в муковозе) и механизированное выполнение погрузочно-разгрузочных операций.

Своевременность выполнения перевозок зависит от своевременности вывоза грузов от грузоотправителя, срока и своевременности доставки грузов грузополучателю. Влияние этих показателей на размеры затрат клиентуры зависит не только от форм их материально-технического снабжения и подверженности грузов естественной убыли и порчи, но и от способов погрузки и разгрузки. При сравнительно удовлетворительных технико-эксплуатационных и экономических показателях использования транспортных средств непосредственно в самом процессе движения подвижной состав весьма неэффективно используется при перегрузочных операциях, как правило, из-за сверхнормативных простоев. Это особенно остро ощущается при перевозке тарно-штучных грузов в торговле. Так, например, на каждую тонну грузов широкого потребления приходится в среднем 50-60 тарных мест. Следовательно, при перевозке 1 млн. т грузов в торговую сеть необходимо выполнить 50-60 млн. тарно-грузовых операций. Для повышения эффективности перевозок применяют различные типы кузовов, оборудования, при использовании которых можно сократить непроизводительные простои подвижного состава под погрузкой и разгрузкой.

15 стр., 7246 слов

Выплата, доставка и корректировка трудовой пенсии

... частей: базовой части; части. Порядок назначения, перерасчета размеров и выплаты трудовых пенсий регулируется ст. 18 Закона о трудовых пенсиях. Порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий регулируется ст. 17 Закона о трудовых пенсиях. Постановлением Минтруда России и Пенсионным фондом Российской Федерации ...

Условия погрузки, разгрузки и перевозки грузов отражают транспортно-технологические схемы перевозок, позволяющие выявить на любой стадии транспортного процесса недостатки, затраты материальных и трудовых ресурсов и дать рекомендации по повышению эффективности использования транспортных средств и подъемно-транспортных механизмов.

1 Груз, понятие груза

На разных этапах экономического цикла схема «производство — транспортировка — потребление — результат труда» каждый раз предстает в новом качестве. На первом этапе (производство) материальным результатом общественного труда является продукт, обладающий стоимостью и потребительской стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован ля продажи или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром. На втором этапе с момента передачи транспорту для пространственного перемещения продукт обретает новое качество: он становится грузом, то есть объектом транспортировки. На третьем этапе, то есть при реализации потребительской стоимости, груз (товарная часть продукта) опять выступает в роли только продукта.

Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления и стоимости транспортировки. Потребительская стоимость максимальная, так как она может быть реализована в полной мере. Следовательно, в экономическом цикле «производство — транспортировка — потребление» материальный результат труда последовательно выступает в разных качествах по схеме «продукт — товар — груз — продукт». Эта схема замкнут, если на последнем этапе потребительская стоимость погашается потребителем, или не замкнута, если потребительская стоимость используется для расширенного воспроизводства.

В процессе перемещения груза основными участниками производственного процесса (транспортировки) становятся не производитель и потребитель продукта, а грузовладелец и транспортное предприятие со своими обслуживающими организациями. Объективно транспортировка повышает стоимость продукта для потребителя. Поэтому сокращать транспортные издержки следует не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки груза.

Все полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую стоимость, являются существенными на начальном и конечном этапе экономического цикла. На промежуточном этапе цикла (транспортировка) продукт становится грузом и многие потребительные свойства, характеризующие его как товар, оказываются несущественными, так как не влияют на процесс транспортировки. На первый план при этом выступают те свойства товара, которые связаны с процессом транспортировки и составляют транспортную характеристику груза.

14 стр., 6647 слов

Способы хранения и транспортирования яиц куриных и сухих яичных продуктов

... и сухой желток. Высушивание производят на вальцовых или распылительных сушилках. Сухие яичные продукты обладают более высокой энергетической ценностью, чем свежие яйца, ... хранения, размещение товаров, условия хранения, сроки сохраняемости и другие важные факторы. 1.2 Факторы сохраняемости яиц куриных и сухих яичных продуктов Внутренние факторы сохраняемости яиц куриных и сухих яичных продуктов Яйца ...

Классификация грузов автомобильного транспорта.

Все грузы, доставляемые автомобильным транспортом, подразделяются на одиннадцать групп.

Первая — тарно-упаковочные и штучные грузы. Это грузы в мешках, кулях, бумажных мешках и пакетах, в кипах, тюках, в деревянных, фанерных коробках, корзинах, клетках, бидонах, в связках и без упаковки ( в том числе штучные грузы — толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, кроме огнеупорного, паркет, планки в пачках и связках и др.) массой нетто до 250 кг за исключением металлов, лесных грузов; катно-бочковые грузы в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, цилиндрах, рулонах, на катушках и в бухтах до 500 кг.

Вторая — говядина и мясо других видов крупного рогатого скота в разрубе, а полутуши и четверти, баранина и телятина в тушах, свинина в разрубе на полутуши.

Третья — хлебобулочные изделия. Это хлеб подовой, булочные и мелкоштучные изделия, уложенные в специальные лотки.

Четвертая — тяжеловесные грузы. Это грузы в упаковке и без упаковки, В том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и другие массой места более 250 кг (кроме металлов и лесных грузов); катно-бочковые грузы в бочках, барабанах, цилиндрах, катушках, в рулонах и бухтах более 500 кг.

Пятая — металлы и металлические изделия. Это металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (толстолистовой металл в пачках и др.) независимо от массы одного места, за исключением тяжеловесных станин, машин, станков, относящихся к тяжеловесным грузам.

Шестая — лесные грузы. Это лес круглый любого диаметра, телеграфные и телефонные столбы, шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева (детали домов, фанера, паркет, клепа, пленки, дощечки россыпью).

Седьмая — огнеупорные грузы. Это все виды изделий из огнеупорных материалов — шамотные, динасовые, магнезитовые, хромомагнезитовые, высокоглинистые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей.

Восьмая — зерновые грузы россыпью. Это тяжеловесное зерно (рожь, пшеница, просо, кукуруза в зерне, горох, бобы, вика, фасоль, соя, чечевица, лен, горчица, рапс, кунжут); легковесное зерно (гречиха, овес, ячмень, рис необрушенный, клещевина); подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм, шрот, кукуруза в початках.

Девятая — овощные грузы россыпью. Это картофель, свекла, морковь, лук репчатый, капуста качанная, репа, редька, арбузы, дыни, тыквы и др.

Десятая — навалочные грузы. Это различные сыпучие материалы (песок, гравий, щебень, галька, уголь, кокс, руда и др.), которые перевозятся без упаковки (навалом, насыпью) и хранятся в штабелях, кучах, отвалах и др.

Одиннадцатая группа — наливные грузы. Это нефтепродукты, растительные масла, химические продукты (кислоты, щелочи, лаки, краски, и др.), пищевые продукты (молоко, питьевая вода), спирты, прочие технические жидкости.

Различают также четыре характерные разновидности груза.

Навалочные и насыпные грузы (песок, гравий и т.п.), перевозимые без упаковки. Используемые для их переработки погрузочно-разгрузочные механизмы имеют в основном однотипную конструкцию. Поэтому требования к транспортным средствам с точки зрения их приспособленности к погрузке и выгрузке также являются одинаковыми.

Тарно-штучные грузы (грузы в мешках, тюках, ящиках и в другой таре и упаковке), перевозка которых связана с формированием отдельных грузовых мест. Погрузка и выгрузка этих грузов частично связана с большими затратами ручного труда и с использованием однотипных погрузочно0разгрузочных механизмов.

Наливные и газообразные грузы перевозятся в кузовах определенного типа, представляющих собой одну упаковку.

Негабаритные грузы и грузы большой массы требуют применения мощных стационарных и передвижных перегрузочных механизмов.

В моей работе рассматривается род груза — катно-бочковый, тип груза — бумага в рулонах.

2 Транспортная характеристика груза

Основными факторами, влияющими на выбор типа подвижного состава и его параметры, являются вид груза и его транспортная характеристика.

Транспортной характеристикой груза называется свойство товара, которое проявляется в процессе транспортировки и определяет этот процесс. В транспортную характеристику входят: физико-химические свойства, объемно-массовые показатели, тара, упаковка, режим хранения, перевозки, перегрузки. Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.

Вид груза с соответствующей средней плотностью является важнейшим признаком при выборе типа кузова, поскольку соблюдение принципа «груз-соответствующий тип кузова» способствует повышению степени сохранности грузов на автомобильном транспорте.

На автомобильном транспорте грузы могут перевозиться в различной таре, в упаковке без тары или частично затаренные. Тара бывает мягкая (тюки, мешки), стеклянная (банки, бутылки), деревянная (ящики, бочки), металлическая (бочки, фляги) и др.

Грузы могут иметь различные внешние очертания. Например, грузы в таре или без нее, имеющие прямоугольную или квадратную форму, требуют применения прямоугольных кузовов в поперечном и продольном направлениях. Грузы специфической формы требуют установки специальных стоек для их крепления. В некоторых случаях такие кузова должны иметь и разгрузочное оборудование для снятия груза в условиях, когда отсутствуют погрузочно-разгрузочные средства у клиентуры.

Габаритные размеры грузов определяют внутренние параметры кузовов, погрузочную высоту и компоновку шасси транспортного средства в целом. Негабаритные грузы определяют типы рам кузовов, количество опор, состав транспортного средства и их базу. Масса неделимых грузов является одним из основных признаков, на основе которого устанавливается грузоподъемность транспортного средства.

По физическому состоянию грузы делятся на: твердые, сохраняющие свой объем в процессе перевозок; жидкие и криогенные, обладающие текучестью; газообразные.

По приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ грузы делятся четыре характерные группы: навалочные и насыпные грузы; тарно-штучные грузы; наливные и газообразные грузы; негабаритные грузы и грузы большой массы. Некоторая часть грузов очень восприимчива к динамическим нагрузкам. Такие грузы требуют применения мягкого покрытия внутри кузова или подвески грузов. Положение центра тяжести для неделимых и тяжелых грузов определяет общую компоновку транспортного средства, погрузочную высоту и устройства для крепления груза.

По производственным, технологическим причинам обслуживаемой клиентуры грузы могут требовать срочной или несрочной доставки. Срочные грузы влияют на выбор кузова, который должен быть приспособлен к быстрой и механизированной погрузке и выгрузке, а также транспортного средства с соответствующими тягово-скоростными качествами.

Стоимость груза влияет на конструкцию кузова, который должен обеспечивать безопасность перевозки.

Размеры перевозок грузов устанавливают грузоподъемности транспортных средств, что в конечном итоге определяет уровень рентабельности перевозок грузов.

Классификация грузов автомобильного транспорта представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1-Клисифкация грузов автомобильного транспорта

Номер группы

Классификация грузов

Типы транспортных средств и их параметры

1

По виду: бумага

Бортовой — крытый

2

По типу тары и упаковки: тарный

Бортовой — крытый

3

По форме: параллелепипед

Форма кузова, соответствующая форме груза. Специальные стойки для крепления, погрузки и разгрузки груза

4

По габаритным размерам: габаритные

Компоновка, учитывающая габаритные размеры кузова. Рама лонжеронного типа.

5

По массе: нормальной

Без ограничения массы

6

По физическому состоянию: твердое

Кузов закрытый

7

По приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ: тарно- штучные

Приспособленность кузова к погрузке и разгрузке сверху, сбоку, сзади.

8

По физико-механическим свойствами: воспламеняющийся

Кузов, обеспечивающий вентиляцию, сохранение определенного температурного режима и влажности

9

По физико-химическим свойствам: —

10

По требуемой степени сохранности: требующие повышенной сохранности

Регулируемый тепловой режим, защита от окружающей среды

11

По расположению центра тяжести: грузы с низким центром тяжести

Компоновка, учитывающая центр тяжести груза.

12

По срочности доставки: несрочные

Механизированная погрузка, разгрузка.

13

По стоимости: без объявленной стоимости

Кузов закрытого типа, повышенной прочности

14

По размерам твердых частиц: мелкие

Применение погрузочно-разгрузочных механизмов

15

По массе груза в таре: нетто и брутто 80 кг

Корректировка грузоподъемности на массу тары

16

По партионности перевозок: мелкопартионные

Ряды грузоподъемностей: средние 2-8т.

3 Объемно-массовые показатели

Грузовое место характеризуется габаритными размерами: длиной, шириной, высотой, произведение которых дает габаритный объем места и массы места брутто. Удельный объем грузового места (м 3 /т) это отношение его габаритного объема к массе брутто.

Отношение суммы габаритных объемов грузовых мест и их суммой массе брутто определяет собой удельный объем груза (м 3 /т).

При штабелировании между грузовыми местами неизбежно оставляют свободное пространство, в результате чего объем штабеля превышает сумму объемов мест, составляющих штабель. Это приращение учитывается коэффициентом укладки груза, рассчитываемым как отношение объема штабеля к сумме габаритных объемов грузовых мест.

При укладки ровными рядами коэффициент укладки грузов применяемой формы и катно-бочковых можно выразить как произведение линейных коэффициентов укладки груза. Линейных коэффициентов укладки груза представляют собой отношение линейных размеров штабеля (длины, ширины, высоты) к соответствующей сумме размеров грузовых мест; они зависят от отношения линейных размеров свободных пространств между местами груза по длине, ширине и высоте к соответствующим размерам грузового места (длине, ширине, высоте).

В расчетах, связанных с хранением грузов, применяют удельный складочный объем груза, который равен произведению удельного объема груза на коэффициент укладки груза.

К объемно-массовым показателям груза — бумага в рулонах относятся:

  • размеры грузового места (ширинаЧвысота), мм -840Ч800;
  • масса грузового места, кг — 300;
  • удельный погрузочный объем, м 3 /т — 3,99;

4 Важнейшие свойства груза

Продукция целлюлозной и бумажной промышленности требует предохранения от увлажнения. При подмочке целлюлоза сильно разбухает, упаковочные пояса лопаются и кипы становятся нетранспортабельными. Бумагу можно грузить совместно с пищевыми грузами, не выделяющими влагу.

Основные свойства груза:

  • легковоспламеняющийся;
  • гигроскопичен;
  • не влаголюбив;
  • подвержен загрязнению, воздействию жиров и др.

химических веществ.

5 Тара, упаковка, маркировка грузов

Тарой называется промышленное изделие, в которое помещают продукцию для ее сохранности при транспортировке. Тара делится на потребительскую и транспортную.

В потребительскую тару (бутылки, коробки. банки и т.д) расфасовывают товары для доставки потребителю.

Транспортная тара (в частном случае контейнер) служит для упаковки грузов в потребительской таре, а так же неупакованных. Основное назначение тары — защита главным образом от механических повреждений при транспортировке.

По способности противостоять внешним механическим воздействиям тара бывает жесткая, способная сохранять форму в наполненном или порожнем виде; хрупкая, способная в порожнем виде сохранять форму; мягкая, без содержимого принимающая первоначальную плоскую форму. По материалу изготовления тара бывает деревянная, картонно-бумажная, металлическая, стеклянная, текстильная, из синтетических материалов. По сроку службы — разовая, многооборотная.

Упаковочные материалы (древесина, бумага, картон, ткани и др.) предназначены совместно с тарой, защищать груз в потребительской и транспортной таре или в контейнере от механических повреждений, физико-химических и биологических воздействий. При транспортировке груз испытывает следующие воздействия: механические — удары, толчки, статистические нагрузки, вибрацию, трение; гидрометеорологические — атмосферные осадки, влажностью воздуха, колебания температуры; биологические — деятельность микроорганизмов.

Маркировкой называют различные надписи, рисунки, знаки и условные обозначения, которые наносятся на грузовые места.

Нанесение транспортной маркировки на грузовые места обусловлено требованиями к основным из которых относятся (ГОСТ14192 -77):

  • Обеспечение сохранности груза при перегрузки транспортировании и хранении посредством нанесения на грузовые места манипуляционных знаков, а в некоторых случаях — предупредительных надписей;
  • Установление взаимосвязи между грузом и сопровождающими его транспортными документами;

Соблюдение особых условий транспортировки и хранения груза.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные знаки. Манипуляционные знаки — это изображение указывающее на способ обращения с грузом. Допускается применять предупредительные надписи типа «Штабелирование в два ряда», «Осторожно хрупкое», «На верх не ставить».

Основные надписи содержат:

  • Полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
  • Число грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывается дробно (в числителе порядковый номер места в партии, в знаменателе — число мест в партии).

Наименование пункта назначения с указанием в случае необходимости станции или порта перегрузки.

Дополнительные надписи содержат:

  • Полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
  • Наименование пункта отправителя с указанием железнодорожной станции отправителя и сокращенное наименование дороги отправителя.

Информационные надписи содержат:

  • Массу брутто и нетто грузового места (кг);
  • Габаритные размеры грузового места (мм): длинна, ширина, высота или диаметр и высота;

Объем грузового места (м 3 ).

По назначению маркировка делится на товарную, отправительскую, транспортную и специальную.

Товарную маркировку наносит изготовитель тары на изделие или потребительскую тару. В товарную маркировку входят сведения, интересующие потребителя и относящиеся к содержанию товара, его качеству и др.

Отправительская маркировка должна содержать реквизиты, определяющие принадлежность грузовых мест к определенной партии груза, следующие по накладной: дробь, числитель которой представляет собой номер места и знаки отправителя, а заменитель — число мест; наименование отправителя и получателя; пункты отправления, перевалки (при смешанном сообщении), назначения.

Транспортная транспортировка наносится отправителем на все грузовые места независимо от отправительской маркировки в виде дроби: в числителе — порядковый номер, под которым отправка зарегистрирована в книге отправления; в знаменателе — число грузовых мест данной отправки. Наличие и правильность отправительской и транспортной маркировок проверяют путем сопоставления с данными грузовых документов.

Специальная маркировка наносится отправителем на грузовые места, если они требуют особого общения при погрузо-разгрузочных работах, перевозке и хранении и представляет собой условные знаки или короткие надписи.

Примеры маркировки приведены на рисунке 5.1

Рисунок 5.1 — Маркировка грузов (манипуляционный знак «Скоропортящийся груз» печатается синей краской, «Тропическая упаковка» — красной)

Возможно применение следующих знаков маркировки в данном случае: «Боится сырости», «Крюками непосредственно не брать», «Герметичная упаковка» и т.д.

6 Способы складирования

Складирование грузов вызвано имеющимися в практике неравномерностями циклов производства, транспортировок и потребления материальных ценностей. Склады различных типов создаются в начале и в конце транспортных грузопотоков или производственных процессов для временного накапливания грузов и своевременного снабжения производства материалами в нужных количествах.

Временное накапливание груза обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолевать временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления.

Склады промышленных предприятий представляют собой неотъемлемую часть общего и организационного процесса производства. Они влияют на общий ритм и организацию производства, внутризаводские грузопотоки, простои внешнего транспорта на грузовых фронтах предприятия, его компоновку и т.д.

По назначению склады промышленных предприятий подразделяются на следующие: склады материально-технического снабжения, склады готовой продукции, производственно технологические склады.

Склады материально-технические относятся к группе общезаводских и имеют целью снабжение производственных участков и цехов исходным сырьем, материалами, заготовками, полуфабрикатами и комплектующими изделиями, поступающими по внешней кооперации с других промышленных предприятий того же региона или других городов.

Склады материально-технического снабжения промышленных предприятий очень разнообразны по номенклатуре хранящихся и перерабатываемых грузов, характеру строительной части, физическим условиям среды, уровню механизации и автомобилизации и другим характеристикам.

Особенность этих складов состоит и также в том, что они входят, с одной стороны, в систему складского хозяйства промышленного предприятия и связаны с технологией основного производства, а с другой — в состав общей структуры материально-технического снабжения того региона, в котором находится промышленное предприятие, т.е. в региональную инфраструктуру.

К складам материально-технического обеспечения можно отнести все общезаводские склады, через которые предприятие получает сырье, материалы, изделия, заготовки, необходимые для производства. Особенностями этих складов являются назначение и характер перерабатываемых грузов.

По роду и параметрам перерабатываемых грузов склады материально-

технического снабжения делятся на следующие четыре группы: склады сыпучих грузов (песок, уголь, руда и т.д.); склады товарно-штучных грузов (разнообразные грузы в ящиках, бочках, мешках и т. д.); склады длинномерных грузов (круглый лес, пиломатериалы, металлопрокат сортовой и листовой); склады крупногабаритных грузов (оборудование, контейнеры, железобетонные изделия).

Склады материально-технического снабжения выполняют следующие функции: прием продукции производственно-технического назначения по количеству и качеству от предприятий изготовителей и транспортных организаций; погрузку и разгрузку с транспортных средств; заказ автомобильного транспорта для централизованного вывоза грузов потребителям; хранение грузов в соответствии с требуемыми нормами от момента прибытия до выдачи на транспорт для доставки потребителям; отборку, комплектацию и выдачу материалов по заявкам потребителям; оформление документов на принимаемые и выдаваемые со склада грузы; учет и отчетность по приемке, выдаче и наличию грузов на складе; периодическую инвентаризацию складских запасов грузов.

Характерными особенностями складов материально-технического снабжения являются большие сроки хранения грузов (от 20-25 суток на складах промышленных предприятий, до 70-90 суток и более на снабженческо-сбытовых базах материально-технического снабжения);

  • прибытие грузов внешним транспортом, а отсюда и возможная большая неравномерность грузопотока прибытия и большие партии прибытия грузов;
  • необходимость хорошей связи и четких технических, экономических и юридических отношений с железнодорожной станцией и автотранспортными предприятием, доставляющим грузы;
  • необходимость связей с большим количеством поставщиков грузов и т.д.

Основные функции склада готовой продукции промышленного предприятия следующие: прием готовой продукции по количеству от цеха изготовителя или от внутризаводского транспорта; разгрузка готовой продукции с внутрипроизводственного транспорта; хранение продукции в соответствии с требуемыми нормами от момента ее поступления на склад отгрузки на внешний транспорт;

  • отборка продукции с мест хранения и комплектация ее по потребителям и пунктам назначения;
  • составление заявок на подачу внешнего транспорта под погрузку к складу;
  • погрузка готовой продукции на внешний склад;
  • оформление документов на принимаемые и отправляемые со склада грузы;
  • учет и отчетность по приемке, выдаче и наличию готовой продукции на складе и т.д.

Особенностями складов готовой продукции являются короткие сроки хранения грузов (от 1-2 до 8-10 суток); отправка грузов автомобильные (железнодорожным) транспортом; ритмичное поступление грузов на склад средствами внутризаводского транспорта; необходимость формирования наиболее рациональных транспортных партий с учетом интересов потребителя, транспортных организаций и собственного производства.

Склады готовой продукции создаются как в виде отдельно стоящих объектов, так и в блоке со сборочным цехом, что является наиболее рационным. К производственно-технологическим складам относятся различные операционные накопители, цеховые и участковые склады, а также склады гибких автоматизированных производств.

Цель создания производственно — технологических складов состоит в, чтобы компенсировать неравномерности производственных циклов и да производства на различных участках и в цехах предприятия. Такие склады создаются в тех местах, где параметры грузопотока, выходящего с это производственного участка, не соответствуют параметрам грузопотока, который должен входить на следующий производственный участок, по последовательности технологического цикла производства.

Особенностями производственных складов являются сравнительно небольшие сроки (до 2-3 суток) и запасы хранения грузов; возможность

прибытия и отправления грузов небольшими партиями с небольшими интервалами времени или даже непрерывным потоком; зависимость грузопотоков от производственной обстановки; ритмичность грузопотоков и отсутствие большой их неравномерности.

С учетом таких условий для производственных складов часто целесообразным бывает применение подвижных систем складирования контейнеры, циркуляционные склады, подвесные грузонесущие конвейеры т.д.).

Поэтому производственно-технологические склады являются не вспомогательными сооружениями на участках и в цехах, а способствуют выполнению важнейших функций организации и планирования производства.

В данном случае склад будет представлять собой комплекс производственных зданий и инженерных сооружений, подъемно-транспортных машин и оборудования, средств вычислительной техники и автоматики для управления и контроля их работы. На складах должны быть оборудованы подъездные пути с твердым и ровным покрытием, обеспечивающий бесперебойную подачу и выезд АТС и ПРМ, средства оперативной связи, служебные и бытовые помещении, средства наружного освещения. Наиболее оптимальным будет закрытый склад, т.к. бумага — груз гигроскопичный. Необходимо так же применение штабелей груза в плоских, стоечных, и ящичных поддонах; стеллажи бесполочные и каркасные клеточные, тупиковые, проходные, гравитационные, передвижные, консольные, Ш-образные стеллажи.

Схема склада показана на рисунке 6.1. Схема размещения груза и погрузочно-разгрузочного механизма в грузопункте показана на рисунке 6.2.

Рисунок 6.1 — Двухэтажный склад с указанием места расположения АТС

7 Режим хранения

Понятие «способ хранения грузов» включает в себя условия хранения, типы и параметры оборудования, применяемого для хранения грузов и доставки их на места хранения; типы и параметры строительных конструкций, создающих определенные условия для хранения грузов.

По роду хранимых материалов оборудование для хранения грузов может быть разделено на оборудование для хранения штучных крупногабаритных, тарно-штучных, сыпучих, жидких и газообразных грузов в соответствии с физическим состоянием и характеристиками хранимых грузов. По стационарности хранимых материалов оборудование подразделяются стационарное, нестационарное (переставное), передвижное, составное сборно-разборное); по материалу, из которого они изготовляются, — на металлическое, бетонное и пр.; по тину применяемого оборудования — на спешное и универсальное.

В зависимости от типа и назначения складов и их связей с основными технологическими процессами производства, а также от физических и технологических свойств самих грузов на складах могут хранится грузы с различными строительными характеристиками: на открытых складах; на закрытых отдельно стоящих складах; на складах, расположенных в закрытых продовольственных помещениях, в блоке с цехами основного производства.

Для хранения сыпучих грузов применяются штабеля у повышенных путей и разгрузочных эстакад; приемные траншеи, закрома, бункеры, силосы, эстакадные, шатровые и закрытые склады.

Для хранения штучных грузов применяются штабеля грузов в плоских, строечных и ящичных поддонах; стеллажи бесполочные и каркасные клеточные, тупиковые, проходные, гравитационные, передвижные, консольные, Ш-образные стеллажи.

Общим признаком всего оборудования для хранения грузов является их целевое назначение, которое состоит в том, чтобы хранить грузы в течение более или менее длительного времени. Параметры выбираемого оборудования для хранения грузов зависят от рода и характеристики грузов, требуемых условий хранения и технологии переработки грузов, сроков хранения и других факторов и могут быть очень разнообразными.

Условия хранения грузов на складах должно обеспечивать качественную и количественную сохранность всех хранящихся

на складе грузов; наиболее рациональное размещение грузов по участкам хранения в зависимости от их свойств и технологии

переработки; возможности использования наиболее рациональных технологических процессов переработки грузов и видов средств механизации и т.д. Каждое из требований к зоне и оборудованию для хранения грузов должно формировать систему критериев, характеризующих зону хранения склада как техническое сооружение.

Для вида груза — бумаги в рулонах — в местах хранения должен поддерживаться определенный тепловой режим, также не должно быть источников огня в связи с легковоспламеняемостью груза. На складе и погрузочно-разгрузочном пункте должна быть защита от влаги, так как бумага — груз гигроскопичный.

8 Способ погрузки, разгрузки

На автомобильном транспорте используются различные формы организации погрузо-разгрузочных работ. Наиболее распространенной из них является выполнение работ средствами грузоотправителей и грузополучателей при постоянном закреплении погрузо-разгрузочных машин, механизаторов, грузчиков и стропальщиков за грузовыми постами или пунктами. При такой форме достигается необходимая специализация рабочих и машин по условиям производства погрузо-разгрузочных работ, виду груза, типам применяемого подвижного состава, что в конечном итоге способствует повышению производительности труда при погрузке и выгрузке грузов.

При определении преимущественного способа выполнения погрузо-разгрузочных работ у клиентуры должен соблюдаться основной принцип — максимальный уровень механизации погрузки у грузоотправителя и выгрузки у грузополучателя. Выделяются ручной, частично механизированный (погрузка ручная, выгрузка механизированная и наоборот) и механизированный способы. При частично механизированном и механизированном способах с применением экскаваторов, бункеров, автомобилеопрокидователей, авто- и электропогрузчиков устанавливается направление погрузки и выгрузки: сверху, сзади слева или справа. Одновременно возникает дополнительное требование — необходимо усилить пола кузова, если погрузо-разгрузочные операции внутри кузова выполняются авто- и электропогрузчиками.

Ручной способ выполнения погрузо-разгрузочных работ требует минимальной погрузочной высоты и обязательного оборудования транспортного средства грузоподъемным бортом типа УГБ, различными типами кранов и опрокидывающих устройств.

При преимущественном использовании различных перегрузочных устройств и механизмов предпочтительно применение открытых или закрытых кузовов со съемными, сдвижными крышками, а также широко открывающимися дверьми.

В большинстве случаев погрузку, разгрузку тарно-штучных грузов выполняют вилочными погрузчиками.

Вилочные погрузчики представляют собой передвижные нестреловые подъемно-транспортные механизмы. У вилочных погрузчиков отсутствует шарнирно-сочленненая с остальным оборудованием стрела. Она заменена совершенно иным рабочим органом — вертикальной грузоподъемной рамой с укрепленным на ней подвижным захватным приспособлением. Благодаря этому автопогрузчики обладают способностью передвижения вместе с грузом на любое расстояние. Свойство, практически недоступное автомобильным кранам. Другая особенность, свойственная вилочным погрузчикам, — возможность в процессе выполнения погрузки-разгрузки обходиться без операций по застропке и отстропке груза. Это обеспечивается благодаря особой конструкции рабочих органов погрузчика. Соответственно сокращается трудоемкость процесса, а также уменьшается продолжительность простоя под погрузкой и выгрузкой.

Вилочные погрузчики принадлежат к числу наиболее современных подъемно-транспортных механизмов. Подразделяя автопогрузчики прежде всего в зависимости от сферы их преимущественного применения, можно назвать две группы погрузчиков , наделенных многими различиями в технической характеристике:

  • автопогрузчики на пневматическом ходу, предназначенные в основном для работы под открытым небом;
  • малогабаритные погрузчики для работы в закрытых складских помещениях.

Разница в характере сфер применения погрузчиков сопровождается различием в их силовом оборудовании и отражается на грузоподъемности погрузчиков.

В данном случае для вида груза — бумага в рулонах, выбран вилочный погрузчик 4043М. Вид рабочего оборудования ПРМ — на рисунке 8.1, тип погрузочно-разгрузочного механизма представлен на рисунке 8.2.

Рисунок 8.2 -Автопогрузчик со смещающимся боковым захватом

Рисунок 8.3 — Последовательность операций рабочего цикла вилочного погрузчика при выполнении погрузки штучного груза из штабеля на автомобиль

Часто так же используются аккумуляторные вилочные погрузчики-штабелеры. Они предназначены для работы в особо стесненных условиях, а именно в условиях очень узких проходов между штабелями груза в складских помещениях.

Для удобства и рентабельности погрузочно-разгрузочного процесса оптимальным будет пакетирование груза на поддоны марки ТМ142 по 4 рулона в 2 яруса. Пакетирование штучных грузов заключается в укладке на поддоны, формирование пакетов с обвязкой проволокой или лентой, разделении отдельных мест или пачек прокладками. При пакетировании значительно упрощается хранение, учет, сортировка и передача грузов.

В данном случае масса груза на поддоне равна 1,236 т (с учетом собственной массы поддона) при грузоподъемности погрузчика, равной 3,0 т.

9 Способ перевозки

В транспортном процессе наиболее динамичным элементом является транспортное состояние груза, которое в результате научно-технического прогресса подвергается существенное трансформации, а это требует создания принципиально новых типов транспортных средств, перегрузочного оборудования, других организационных форм перевозки.

Влияние транспортного состояния груза на транспортные и перегрузочные средства и технологию перевозки особенно проявилось при транспортировке мелкоштучного грузов.

Мелкоштучные грузы во всех больших количествах перевозят в виде укрупненных грузовых мест. На первом этапе в качестве средств укрепления грузовых мест были использованы пакеты, сформированные на универсальных поддонах. Производительность технологических линий увеличилась. Однако общее время доставки грузов продолжало оставаться большим. Требовались радикальные меры в области транспортировки грузов, одной из которых явилось применение контейнеров. Их использование при организации сквозных перевозок «от двери грузоотправителя до двери грузополучателя» позволило решить три основные проблемы транспортировки: сократить общее время доставки грузов, снизить стоимость перевозки, автоматизировать процесс учета и планирования транспортного потока. Это вызвало радикальную перестройку транспортной системы: в материально-технической области потребовалось создать парк крупнотоннажных контейнеров, соответствующих транспортных средств; построить терминалы с мощным подъемно транспортным оборудованием; создать контейнерные участки на железнодорожных станциях, речных пристанях.

Изменение технологии транспортировки привело к изменению ее организации. Развитие перевозок в контейнерах, трейлерах вызвало углубление интеграции разных видов транспорта в национальном и междугородном масштабах. При этом оказались затронутыми интересы не только транспорта, но и отправителей и получателей грузов.

Влияние транспортного состояния груза на технологию и организацию перевозок — процесс не односторонний. Условия и масштабы перевозок, их технологическая оснащенность приводят к максимальной унификации транспортного состояния груза, его наибольшей приспособленности к контейнерным условиям данной транспортировки.

При транспортировании грузов должны соблюдаться требования Правил дорожного движения.

Груз должен быть равномерно распределен в кузове, чтобы не нарушать устойчивость автомобиля и не затруднять управление им. Груз не должен смещаться во время движения.

Бумагу по ГОСТ 1641-75 транспортируют в упакованном виде в крытых транспортных средствах. При перевозках в пределах города транспортом всех видов и при иногородних перевозках автотранспортом, повагонными и контейнерными отправками без перевалок в пути; применяется мягкая упаковка кип.

Для перевозки бумаги в рулонах можно использовать следующие транспортные средства: автомобиль-фургон ГЗСА-891, полуприцеп-фургон ЦКТБ-А475, автомобиль-фургон ГЗСА-3705, автомобиль ГАЗ-3307 и т.д.

Автомобиль-фургон ГЗСА-891 выпускается Горьковским заводом специализированных автомобилей с 1964 г. на шасси ГАЗ-52-01. Предназначен для перевозки промышленных и продовольственных товаров. Кузов — деревометаллический, снаружи обшит листовой сталью, двухдверный (боковая одностворчатая и задняя двухстворчатая).

Общий вид автомобиля-фургона ГЗСА-891 показан рисунке 9.1, параметры представлены в таблице 9.1.

Рисунок 9.1 — Общий вид автомобиля-фургона ГЗСА-891

Таблица 9.1 — Параметры автомобиля-фургона ГЗСА-891

Наименование параметра

Размерность

Значение

Кузов:

длина

ширина

высота бортов

погрузочная высота

мм

мм

мм

мм

6460

2500

3120

1250

Грузоподъемность

т

2

Полуприцеп-фургон ЦКТБ-А475 выпускается Митинским опытно — экспериментальным заводом № 31 на базе полуприцепа ОдАЗ-885В. Предназначен в основном для перевозки пакетированных грузов на поддонах. Тягач — ЗИЛ-130В1 или КАЗ-608. Кузов — цельнометаллический, каркасный, обшитый алюминиевым листом. Пол разделен на ячейки для поддонов, пакеты прижимаются сверху подвижными рамками. Фиксируются одновременно четыре пакета. Двери — шесть боковых (по три с каждой стороны) раздвижных и одна задняя двусторонняя. Общий вид полуприцепа-фургона ЦКТБ-А475 показан на рисунке 9.2, параметры представлены в таблице 9.2.

Рисунок 9.2 — Общий вид полуприцепа-фургона ЦКТБ-А475

Таблица 9.2 — Параметры полуприцепа-фургона ЦКТБ-А475

Наименование параметра

Размерность

Значение

Кузов:

длина

ширина

высота бортов

мм

мм

мм

7395

2325

3620

Грузоподъемность

т

6,850

Автомобиль-фургон ГЗСА-3705 для перевозки бумаги выпускается Каспийским машиностроительным заводом с 1971 г. на шасси автомобиля ГАЗ-53А. Предназначен для перевозки бумаги в рулонах и кипах. Кузов — цельнометаллический, имеет заднюю двустворчатую дверь со штанговым запором. В задней части автомобиля установлен грузоподъемный борт с гидравлическим приводом. Общий вид автомобиля-фургона ГЗСА-3705 показан на рисунке 9.3, параметры представлены в таблице 9.3.

Рисунок 9.3 — Общий вид автомобиля-фургона ГЗСА-3705

Таблица 9.3 — Параметры автомобиля-фургона ГЗСА-3705

Наименование параметра

Размерность

Значение

Кузов:

длина

ширина

высота бортов

погрузочная высота

мм

мм

мм

мм

6520

2315

3675

1320

Грузоподъемность

т

3

Из выше перечисленных транспортных средств для перевозки груза выбран автомобиль ГАЗ — 3307.

Грузовой автомобиль ГАЗ-3307 предназначен для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуется высокими технико-эксплуатационными показателями. Автомобиль имеет цельнометаллическую двухместную кабину капотного типа, с панорамным стеклом, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления. Кабина имеет рациональное размещение органов управления, современную по конструкции панель приборов, мягкую обивку дверей и внутренних панелей, регулируемые сиденья, оснащенные ремнями безопасности. По заказу автомобиль может быть оборудован предпусковым подогревателем. Платформа — с деревометаллическим основанием и тремя откидными бортами, предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента. Общий вид автомобиля ГАЗ — 3307 показан на рисунке 9.4, схема — на рисунке 9.5. Параметры автомобиля представлены в таблице 9.4.

Рисунок 9.4 — Общий вид автомобиля ГАЗ — 3307

Таблица 9.4 — Параметры автомобиля ГАЗ — 3307

Наименование параметра

Размерность

Значение

Кузов:

длина

ширина

высота бортов

погрузочная высота

мм

мм

мм

мм

3740

2170

610

1400

Грузоподъемность

т

4,5

Рисунок 9.5 — Схема автомобиля ГАЗ — 3307

Существует множество вариантов укладки штучных грузов в кузов автомобиля с учетом максимального использования полезной площади. Некоторые варианты укладки груза представлены на рисунке 9.6.

Рисунок 9.6 — Использование площади пола кузова подвижного состава при перевозке штучных грузов в зависимости способа укладки (черным показана неиспользуемая площадь): а — ящики, кипы; б — бревна, бруски, дрова; в — бочки, рулоны; г — мешки, кули

В данном случае перевозка груза поштучно буден не рентабельна, поэтому рациональнее перевозить груз в пакетированном виде на поддоне ТМ142.

Размер грузового места, мм — 840Ч800, масса, кг — 300.

Исходя из приведенных данных грузового места и поддонов для пакетирования, а также габаритных размеров и грузоподъемности выбранного автомобиля для перевозки, наиболее рентабельным будет перевозка трех поддонов ТМ142 с 2 рулонами в 2 яруса. При данном варианте наиболее максимально используется площадь кузова и грузоподъемность автомобиля. Схема размещения спакетированного груза представлена на рисунке 9.7.

При данном способе перевозки, занятая площадь кузова составляет 6,1 мІ при общей площади кузова — 8,1 мІ. Масса перевозимого груза — 4,428 т(с учетом собственной массы поддонов) при грузоподъемности автомобиля, равной 4,5 т.

10 Полная масса и грузоподъемность АТС

Полная масса автотранспортных средств состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров (по числу мест), их багажа, водителя и другого обслуживающего персонала.

Полная масса автопоездов: для прицепного поезда — сумма полных масс тягача и прицепа; для седельного — сумма снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа.

Грузоподъемность определяется как масса перевозимого груза без массы водителя и пассажиров в кабине.

По виду покрытий все дороги разделяются на пять групп:

  • Д1 — цементобетонные (монолитные и сборные);
  • асфальтобетонные из смесей, укладываемых в горячем, теплом и холодном состоянии;
  • из брусчатки и мозаики на бетонном или каменном основании.

Д2 — покрытия из бетонно-минеральных смесей подобранного состава с применением прочного щебня и вязкого битума, приготовленных в смесителях и укладываемых в горячем состоянии.

Д3 — щебеночные, гравийные и из других прочных минеральных материалов с необходимым уплотнением их при строительстве; дегтебетонные смеси, укладываемые как в горячем, так и в холодном состоянии.

Д4 — покрытия из булыжного и колотого камня; покрытия из грунтов и местных мало-прочных каменных материалов, обработанных органическими вяжущими веществами или сочетанием различных вяжущих и добавок активных веществ.

Д5 — естественные грунтовые дороги; из грунтов, укрепленных или улучшенных различными местными материалами; деревянные покрытия.

11 Осевая нагрузка

Все автотранспортные средства разделены на три группы:

  • Группа А — автомобили и автопоезда, предназначенные для эксплуатации на автодорогах первой и второй категории с усовершенствованным капитальным покрытием, а также на других дорогах, проезжая часть которых рассчитана на пропуск автотранспортных средств этой группы;
  • Группы Б — автомобили и автопоезда, предназначенные для эксплуатации на всех автодорогах общей сети России.

Автомобили повышенной и высокой проходимости с нагрузкой от одиночной оси, превышающей 10 т. предназначены для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью.

При планировании автомобильных перевозок важно правильно, с учетом эксплуатационных ограничений рассчитать массу перевозимого груза в кузове автопоезда, которая не должна превышать установленные нормативные весогабаритные ограничения. При осуществлении международных перевозок действуют эксплуатационные ограничения, основанные на директивах ЕЭК ООН, представленные в таблицах 11.1 и 11.2

Таблица 11.1 — Директивные ограничения для АТС по общей массе в ЕС

Количество осей

Для автомобиля, т

Для прицепа, т

Для седельного автопоезда, т

Одна

10

Две

18

18

Три

25(26*)

24

28

Четыре

30(32*)

36(38**)

Пять и более

40(44***)

* Для АТС с пневмоподвеской.

** При расстоянии между осями полуприцепа свыше 1,8 м.

*** При перевозке ISO-контейнеров трехосными тягачами.

Таблица 11.2 — Директивные ограничения для АТС по осевой нагрузке в ЕС

Количество осей

Расстояние между соседними осями, м

Для автомобиля, т

Для прицепа и полуприцепа, т

Одна:

обычная

10

10

ведущая

11,5

Две

До 1 м

1…1,3

1,3…1,8

Свыше 1,8

11,5*

16*

18(19**)

11

16

18

20

Три

До 1,3

Свыше 1,3

22

24

* Для тележки с ведущим осями

** Для АТС с пневмоподвеской

Российская система весогабаритных ограничений в настоящее время формализована Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27.05.96, разработанной в основном дорожными службами и сильно отличающейся по содержанию от европейских рекомендаций и правил (таблицы 11.3, 11.4, 11.5).

Таблица 11.3 — Габаритные ограничения для АТС в России

Тип АТС

Предельно допустимое значение, м

Высота Ширина* Длина

Автомобиль, прицеп

4

2,5

12

Авторефрижератор или изотермический кузов прицепа (полуприцепа)

4

2,6

Автопоезд**

4

20

* Эластичные элементы оснастки могут выступать за габарит по ширине не более чем на 5 см.

** Допускаются для движения только одно- и двухзвенные автопоезда.

Таблица 11.4 — Ограничения для АТС по общей массе в России*

Количество осей

Для автомобиля, т

Для прицепа, т

Для автопоезда, т

одна

10

Две

18

18

Три

25

28

Четыре

30

36

Пять и более

38

* предельное значение зависит также от расстояний между крайними осями автопоезда и установлено для случаев с разницей в осевых нагрузках: до 40% — для передней оси; до 35% — для других осей.

Таблица 11.5 — Ограничения на осевые нагрузки для автотранспорта в России

Количество осей у тележки

Межосевое расстояние. м

На ось, т

На тележку, т

Одна

10

Две

Свыше 2

1,65…2

1,35…1,6*

1…1,35**

До 1

10

9

8

7

6

18

18

16(15)

14(16)

12

Три*** (при расстоянии между крайними осями)

Свыше 5

3,2…5

2,6…3,2

2…2,6

До 2

10

8

7,5

6,5

5,5

28

24

22,5

19,5

16,5

Примечание. Для контейнеровозов осевая нагрузка на ось 9 т, на тележку 18 т.

* Разрешается до 9 т. если на смежную ось приходится 6 т.

** Для АТС, спроектированных до 1995 г., допускается 8 т.