Перевозка кондитерских изделий

Курсовая работа

Введение

маршрут диспетчерский подвижной

Автомобильный транспорт — одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой сфере. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках. Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее массовый вид транспорта. На его долю приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых перевозок.

В России с ее огромной территорией именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. Всевозрастающие масштабы общественного производства, расширение сфер промышленного использования природных ресурсов, развитие экономических и культурных связей как внутри страны, так и с зарубежными странами, требования обороноспособности страны не могут быть обеспечены без мощного развития всех видов транспорта, широко разветвленной сети путей сообщения, высокой мобильности и маневренности всех видов транспорта.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

Главная задача, стоящая перед работниками транспорта, — своевременное качественное и полное удовлетворение потребности страны в перевозках и повышение экономической эффективности работы каждого предприятия и отрасли в целом. Следовательно, основой работы предприятий транспорта должно стать не только выполнение достаточного объема перевозок, но, и главным образом своевременное и качественное обслуживание предприятий различных отраслей экономики и населения, сокращение транспортных издержек и тарифов. Рыночная экономика приводит к усилению борьбы за потребителей транспортных услуг, что, в свою очередь, положительно сказывается на повышении качества предоставляемых услуг и расширении их ассортимента.

5 стр., 2353 слов

Список литературы "Экономика предприятия"

... Цветков. - М.: Педагогическое общество России, 2016 . - 288 c. 75. Черутова, М. И. Экономика предприятия / М.И. Черутова, О.С. ... Теневая экономика в системе рыночного хозяйства / Ю.Н. Попов. - М.: Дело, 2016 . - 130 c. 57. Производственно-экономическая работа ... Х. Справочник экономиста по труду / С.Х. Гурьянов, И.А. Поляков, К.С. Ремизов. - М.: Издательство экономической литературы, 2018 . - ...

Цель курсового проекта:

Организация перевозки торговых грузов (кондитерские изделия).

Задачи курсового проекта:

1) Охарактеризовать груз.

2) Выбрать и охарактеризовать подвижной состав и погрузо-разгрузочные механизмы.

3) Определить и рассчитать рациональные маршруты движения и производственную программу.

4) Составить графики работы автомобилей на маршруте, работы водителей, выпуска автомобилей на линию и возврата их в парк.

5) Организовать оперативное диспетчерское руководство работой подвижного состава на линии.

6) Выбрать мероприятия по охране труда, безопасности движения и охране окружающей среды.

1. Расчетно-исследовательский раздел

1.1 Характеристика груза

Груз на транспорте — это все предметы с момента принятия их к транспортировке у отправителя до сдачи получателю.

По заданию курсового проекта перевозимый груз — кондитерские изделия (торты).

Один из самых деликатных в обращении видов грузов — торты и всевозможные кондитерские изделия. При перевозке тортов как никогда важен температурный режим и условия транспортировки, так как ни в коем случае не должны пострадать ни вкусовые качества продуктов, ни их эффектный внешний вид. В целом, перевозка тортов и кондитерских изделий также осуществляется при комфортной температуре от +2 до +5 градусов Цельсия. Исключение составляют замороженные торты и пирожные — их транспортируют при минусовой температуре.

Виды кондитерских изделий:

  • ? сахаристые изделия. К ним относятся: варенье, повидло, зефир, конфеты;
  • ? мучные изделия, в список которых входят торты, печенье, вафли.

Кондитерские изделия классифицируются:

1. по таре: тарные;

2. по способу погрузки-разгрузки: штучные;

3. по условиям перевозки и хранения: специфические;

4. по степени использования грузоподъемности: относятся к 3 классу груза, коэффициент использования грузоподъемности 0,6;

5. по условиям защиты от внешних воздействий: требуют специальных условий перевозки.

Грузоотправитель (кондитерская фабрика и др.) должен предъявлять для перевозки торты в специальных упаковках, безопасных для здоровья и защищающих товар от вредного воздействия окружающей среды, которые перевязываются бечевкой, ленточкой. На коробках проставляется дата выпуска и срок годности. Коробки с тортами возможно укладывать в кузове автомобиля друг на друга в несколько рядов.

Упаковочные коробки для тортов, как правило, картонные или коробки из полимерных материалов, разрешенные к применению органами санитарно-эпидемиологического надзора. Дно упаковочной коробки застилают салфеткой из пергамента, парафинированной бумаги или пергамина. При упаковывании вафельных тортов для накрывания верхнего ряда возможно применение писчей бумаги.

21 стр., 10110 слов

Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при осуществлении ...

... распределения. Цель работы - изучить тему «Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при осуществлении процесса перевозки грузов» и предложить способ уменьшить затраты на транспортировку на реальном торговом предприятии. ... функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме организации. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит ...

1.2 Выбор и характеристика подвижного состава

При выборе подвижного состава, необходимо учитывать его эксплуатационные качества:

  • грузовместимость;
  • грузоподъёмность;
  • маневренность;
  • скорость движения и проходимость;
  • удобство использования и приспособленность к погрузке-разгрузке;
  • условия эксплуатации:
  • объём перевозок;
  • размер партии и вид груза;
  • расстояние перевозки;
  • условия погрузки-разгрузки.

По этим критериям выбираем автомобиль марки ГАЗ — 3302, представляющий собой автофургон-рефрижератор. Этот вид автотранспорта целесообразно использовать в городском режиме, сочетая в себе перевозку хлебобулочных и кондитерских изделий. Автомобиль марки ГАЗ — 3302 является первооткрывателем семейства «ГАЗель». Именно вариант с бортовой платформой выехал первым с конвейера автозавода в 1994 году. Автомобиль марки ГАЗ — 3302 «ГАЗель» представляет собой малотоннажный коммерческий автомобиль, грузоподъемностью 1.5 т. Автомобили этой серии являются одними из самых распространенных в сегменте. Компактные кузовные габариты позволяют этому маневренному грузовику уверенно передвигаться в черте города. Малая погрузочная высота в 1 м достигнута за счет применения низкопрофильных шин. Комфортная трёхместная кабина автомобиля ГАЗ — 3302 обеспечивает водителю хорошую обзорность. Фургон-рефрижератор состоит из монолитных сэндвич-панелей, герметично скрепленных между собой. В качестве термоизоляционного материала используется пенополистирол (или пенополиуретан).

Наружная обшивка фургона выполнена из плакированного металла. Это обеспечивает и эстетичный внешний вид, и хорошую антикоррозийную защиту. Внутренний слой обшивки, сталь с оцинкованным пищевым покрытием, безопасен для перевозки продуктов питания. В зависимости от того, какие температурные условия необходимы заказчику (охлаждение или глубокая заморозка), фургон может изготавливаться с толщиной стенок от 50 до 100 мм. Холодильные установки на рефрижераторе также могут быть различными: либо обеспечивающими стабильную температуру от 0°С до +5°С, либо обладающие функцией глубокой заморозки до -20°С.

Внешний вид автомобиля-фургона марки ГАЗ — 3302 и его технические характеристики представлены на рисунке 1.1 и в таблице 1.1.

Рисунок 1.1. Внешний вид автофургона-рефрижератора марки ГАЗ — 3302

Таблица 1.1. Технические характеристики автомобиля марки ГАЗ — 3302

Наименование параметра

Значение параметра

Колёсная формула

4х2

Тип двигателя

Бензиновый

Длина, мм

5480

Ширина, мм

2066

Максимальная скорость, км/ч

120

Полная масса, кг

3600

Грузоподъемность. т

1,5

Объем кузова, м 3

8

Снаряженная масса, кг

1900

1.3 Выбор и характеристика погрузочно-разгрузочных механизмов

Погрузочно-разгрузочные механизмы (ПРМ) выбирают исходя из условий их работы, эксплуатационных качеств для обеспечения наименьшего простоя самих погрузочно-разгрузочных механизмов и автотранспортных средств. Поэтому для выбора погрузочно-разгрузочных механизмов, необходимо учитывать: характер использующегося груза; характер грузопотока; физические свойства груза; суточный объём переработки груза; тип подвижного состава.

Погрузка и выгрузка тортов должны производиться осторожно, без ударов и резких встряхиваний. При погрузке и выгрузке они должны быть предохранены от воздействия атмосферных осадков.

Для облегчения погрузочно-разгрузочных работ мною была выбрана стеллажная тележка ТС-19 для транспортировки коробок с тортами.

Перемещение груза на тележках и тележек без груза: при погрузке кондитерских изделий и выгрузке тары на расстояние до 5 м, при складской переработке на расстояние до 10, 40, 50 м в зависимости от варианта работы. Погрузка кондитерских изделий в автомобиль через погрузочное окно или тележку производится двумя грузчиками, один из которых подает груз в погрузочное окно или на тележку, а второй снимает с погрузочного окна или тележки и устанавливает в автомобиль. Для удобства перемещения стеллажной тележки с грузом на ней имеется 4 колеса, вращающихся вокруг своей оси.

Внешний вид и характеристики тележки-стеллажа представлены на рисунке 1.2 и в таблице 1.2.

Рисунок 1.2. Внешний вид тележки-стеллажа марки ТС-19

Таблица 1.2. Характеристики тележки-стеллажа марки ТС-19

Наименование параметра

Величина параметра

Длина, мм

1000

Ширина, мм

500

Высота, мм

1985

Материал

Нержавеющая сталь

Масса, кг

45

Количество ярусов (стеллажей), шт.

3

Время простоя автомобиля под погрузкой определяется на основании Межотраслевых норм времени на немеханизированную погрузку вагонов, автотранспорта и составляет 19 минут:

t п = 19 мин = 0,32 ч

t nА1 = tnА2 =19 мин = 0,32 ч

Время простоя автомобиля под разгрузкой определяется на основании Межотраслевых норм времени на немеханизированную разгрузку вагонов, автотранспорта и составляет 13 минут:

t р = 13 мин = 0,22 ч

t рБ1 = tрБ2 = tрБ3 =13 мин = 0,22 ч

Время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой определяется по формуле 1.1:

t пр =tп +tр , (ч) (1.1)

где t п — время на погрузку, ч;

t р — время на разгрузку, ч.

t п-рА1Б1 =0,32+0,22=0,54 ч

t п-рА1Б2 =0,32+0,22=0,54 ч

t п-рА1Б3 =0,32+0,22=0,54 ч

t п-рА2Б3 =0,32+0,22=0,54 ч

Время погрузки 1 т груза определяется по формуле 1.2:

t п1т =tп /(qн * гс ), (мин) (1.2)

где t п — время на погрузку, мин;

q н — номинальная грузоподъемность, т;

г с — коэффициент статического использования грузоподъемности.

t п1тА1 = 19/(1,5*0,6)= 21 мин

t п1тА2 = 19/(1,5*0,6)= 21 мин

Пропускная способность поста погрузки определяется по формуле 1.3:

µ т =60/tп1т *н , (т/ч) (1.3)

где 60 — количество минут в часе;

t п1т — время погрузки 1 т груза, мин;

н — коэффициент неравномерности подачи автомобилей под погрузку

( н =1ч2).

м тА1 =60/21*1=2,9 т/ч

м тА2 =60/21*1=2,9 т/ч

Потребное количество постов погрузки определяется по формуле 1.4:

N п = Qдн /(µт *Tн ), (п) (1.4)

где Q дн — дневное количество груза, т;

µ т — пропускная способность поста, т/ч;

Т н — время в наряде, ч.

N пА1 =(112+130+126)/(2,9*10) ? 13 п

N пА2 = 150/(2,9*10) ? 6 п

1.4 Определение маршрутов движения

Для расчета маршрутов движения используется комплекс программ «Автоперевозки».

Расчет количества плоездок

А1Б1 Ze=112/(1,5*0,6)=124 (езд)

А1Б2 Ze=130/(1,5*0,6)=144 (езд)

А1Б3 Ze=126/(1,5*0,6)=140 (езд)

А2Б3 Ze=150/(1,5*0,6)=167 (езд)

Проверка плана на оптимальность

А1Б2 2 — 0 < 6

А1Б1 5 — (-2)< 8

Т.к. для всех незагруженных клеток разность между соответствующими им потенциалами меньше или равна расстоянию, указанному в этой клетке (v-u<c или v-u=c), то следовательно план перевозок является оптимальным.

Определение маршрутов движения

Маятниковые маршруты:

№1 A1Б1Б1А1 — 124 (об)

№2 A1Б3Б3А1 — 140 (об)

№3 A2Б3Б3А2 — 23 (об)

Кольцевые маршруты:

№1 А1Б2Б2А2А2Б3Б3А1 — 144 (об)

1.5 Расчет маршрутов движения

Схема кольцевого маршрута №1

2. Организационный раздел

2.1 Графики работы автомобилей на маршрутах

Для составления графиков движения автомобилей на маршрутах используется комплекс программ «Автоперевозки».

2.2 График работы водителей

Работа водителя относится к одной из наиболее напряженных и ответственных форм труда, т.к. она связана с большим нервно-эмоциональным напряжением, требует постоянной концентрации внимания, протекает в часто меняющихся условиях, в отрыве от производственного коллектива.

Организация работы водителей является существенным фактором, оказывающим влияние на безопасность дорожного движения, на организацию и выполнение перевозок грузов. Рациональная организация работы водителей заключается в таком нормировании и распределении рабочего времени, при котором не нарушаются требования трудового законодательства, обеспечивается поддержание высокой эффективности труда на протяжении всей рабочей смены. В соответствии со ст. 329 Трудового кодекса РФ. особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. При этом необходимо не допускать значительной переработки по сравнению с установленной продолжительностью рабочего дня (не более 10 часов на городских маршрутах и не более 12 часов на междугородных маршрутах), рабочей недели (40 часов), месячным и годовым фондом рабочего времени. При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной рабочей смены не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством (ст. 99 Трудового кодекса РФ).

Сверхнормативная переработка водителями допускается не более 120 часов в год, т.е. в среднем за месяц не более 10 часов.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, нормативная продолжительность смены — 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов

Рабочее время водителей складывается из двух основных элементов: времени, затрачиваемого на выполнение подготовительно-заключительных работ (работы, связанные с выпуском АТС на линию и возвращением их в парк) и времени, затрачиваемого непосредственно на перевозку 1 груза. Норма подготовительно-заключительного времени установлена 23 мин. (0,38 ч) в смену с учетом 5 минут на предрейсовый медосмотр.

2.3 График выпуска автомобилей на линию и возврата их в парк

Составление плана выпуска автомобилей на линию (по согласованному с пунктами погрузки графику) обеспечивает равномерное прибытие их к местам погрузки и создаёт определённый ритм работы, сохраняемый, как правило, в течение дня. Выпуск автомобилей на линию производится по графикам, составляемым отделом эксплуатации совместно с технической службой в соответствии с характером предстоящей перевозочной работы двумя способами.

При первом способе диспетчер при выписке путевых листов закрепляет автомобили за определёнными маршрутами и проставляет в путевых листах номера автомобилей и фамилии водителей. При выпуске водитель получает путевой лист на закреплённый за ним объект.

При втором способе путевые листы выписываются обезличенно, без предварительного закрепления автомобилей: при выпуске водитель получает путевой лист на очередной объект по указанию диспетчера. В этом случае все реквизиты путевого листа (номер автомобиля, фамилия водителя, его табельный номер и т.п.) заполняются диспетчером в процессе выпуска.

Выданные путевые листы (номера) записываются диспетчером в ведомости выпуска автомобилей или в диспетчерский журнал, составляемые по колоннам. Показания спидометра при выезде из автотранспортного предприятия и возвращении, а также остаток бензина в баке автомобиля при выезде и возврате записываются механиком или другим уполномоченным на это лицом. Время выезда автомобиля из автотранспортного предприятия и возврата в предприятие отмечается в путевом листе и ведомости диспетчером.

Старшим диспетчером смены составляется суточный рапорт, в котором указываются:

  • количество выпущенных автомобилей за сутки, по колоннам, моделям, сменам;
  • количество автомобилей по клиентам (лимитированным), а при централизованных перевозках по грузоотправителям (поставщикам);
  • число опозданий с выездом (против графика) и общее число часов опозданий.

В подготовке и выпуске подвижного состава на линию участвуют служба эксплуатации, техническая служба, начальники колонн, дежурные механики, диспетчеры, механики контрольно-пропускных постов и водители.

Перед выездом на линию водители производят технический осмотр подвижного состава. В целях сокращения времени выпуска подвижного состава на линию в некоторых автотранспортных предприятиях опытным водителям, работающим без аварий, разрешается выезд на линию без контрольного осмотра их автомобилей механиком. После выполнения подготовительных работ водители в диспетчерской получают путевые листы, где указано время выезда на линию.

При приёме автомобиля с линии диспетчер обязан проверить, выполнил ли водитель сменное задание и правильно ли оформлены товарно-транспортные документы.

В случае если имеются нарушения, диспетчер обязан выяснить причину и требовать письменного объяснения водителя.

График выпуска подвижного состава на линию и возврата его в парк откладывается в координатах время / автомобили. По оси ординат откладывается количество автомобилей, по оси абсцисс откладывается время в часах в соответствии с принятым масштабом. При построении откладывается, во сколько выпускается первый автомобиль, а второй автомобиль выпускается через время погрузки. Далее выпускаются все автомобили через время погрузки. Также в графике выпуска учитывается время обеда и время пересмены.

В графике выпуска подвижного состава указывается последовательность выпуска автомобилей на линию по времени суток.

2.4 Организация оперативного диспетчерского руководства работой подвижного состава на линии

Организация оперативного диспетчерского руководства работой подвижного состава на линии

Организация оперативного диспетчерского руководства и управление перевозками грузов на автотранспортных предприятиях включает в себя:

  • организацию приема заявок (заказов) на перевозку груза и разработку сменно-суточных планов перевозок;
  • организацию выпуска подвижного состава на линию и приема его при возвращении с линии;
  • организацию и осуществление руководства и контроля за работой подвижного состава на линии;
  • организацию и осуществление оперативного учета и анализа работы подвижного состава.

Всеми этими вопросами на автотранспортном предприятии занимается служба эксплуатации.

Основные ее задачи: организация и осуществление перевозок грузов, и обеспечение выполнения, установленного (по клиентуре и номенклатуре) плана перевозок при наиболее эффективном использовании подвижного состава.

Диспетчерская группа занимается оперативным (сменно-суточным) планированием перевозок, выпуском подвижного состава на линию и приемом его при возвращении с линии, оперативным руководством работы подвижного состава на линии, составлением сменно-суточного отчета о выпуске на линию и суточного отчета о работе подвижного состава, оперативным анализом выполнения плана перевозок грузов (по клиентуре и номенклатуре).

Диспетчерское руководство перевозками является главным звеном в вопросах организации и управления автотранспортным предприятием. Поэтому на каждом автотранспортном предприятии имеется в составе отдела (службы) эксплуатации диспетчерская группа (служба), осуществляющие руководство перевозками.

Организационные формы и структура диспетчерской службы зависят от масштабов предприятия и принятой формы управления.

Независимо от организационной формы диспетчерской службы ее основной задачей являются оперативное руководство и контроль работы подвижного состава на линии с целью лучшего обслуживания предприятий и организаций перевозками, достижения более высоких технико-эксплуатационных показателей работы и обеспечение выполнения сменно-суточного задания каждым водителем.

В своей повседневной работе аппарат диспетчеров внутренней (центральной) и линейной службы использует различные методы руководства и контроля работы подвижного состава.

Документооборот

На основании утвержденного плана перевозок автотранспортное предприятие или организация заключает с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. В годовом договоре на перевозку грузов автомобильным транспортом устанавливаются объемы перевозок по утвержденной номенклатуре, условия перевозок (режим работы по приему и выдаче грузов, обеспечение сохранности грузов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ в установленное время и т.д.), порядок расчетов за перевозку, определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

Договор составляется на автотранспортном предприятии, подписывается им и в двух экземплярах высылается грузоотправителю, который не позднее 10 дней с момента получения обязан подписать договор, один экземпляр которого возвращается автотранспортному предприятию или организации.

При наличии разногласий по договору грузоотправитель в 10-дневный срок обязан подписать договор, составить протокол разногласий и направить его в двух экземплярах автотранспортному предприятию или организации вместе с подписанным договором. При несогласии с замечаниями грузоотправителя к договору, указанными в протоколе разногласий, автотранспортное предприятие или организация обязаны рассмотреть разногласия.

Развитие рыночных отношений в экономике страны создало условия для реализации на автомобильном транспорте международной практики первичного учета автомобильных перевозок грузов. Согласно Уставу автомобильного транспорта Российской федерации, путевой документ является основным документом, удостоверяющим принадлежность транспортного средства юридическому лицу или гражданину, осуществляющему перевозку грузов с указанием в нем цели поездки и иных установленных сведений.

Схема документооборота

1. Договор на перевозку груза

2. Заявка на перевозку груза

3. Суточный оперативный план перевозок

4. Сведения о готовности подвижного состава

5. Путевой лист

6. Товарно-транспортная накладная

7. Учет выполнения технико-эксплуатационных показателей

8. Учет выполнения плана по клиентуре

9. Счет за перевозку груза

10. Начисление заработной платы водителю.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/perevozka-konditerskih-izdeliy/

1. Краткий автомобильный справочник в 5-ти т. Т. 2, ч. 1. Грузовые автомобили. / Кисуленко Б.В., Венгеров И.А., Дементьев Ю.В. и др. — 2-е изд. — М.: Автополис-плюс; М.: ИПЦ «Финпол», 2006

2. Леонова С.В. Грузовые перевозки: метод. рекомендации по выполнению курсового проекта: в 2-х ч. / Леонова С.В., Перерва Г.В.; ФГОУ СПО «Омский автотранспортный колледж». — Омск: Типография «Максимум», 2006. — 52 с.

3. Майборода М.Е. Грузовые автомобильные перевозки: учебное пособие. / Майборода М.Е., Бернадский В.В. Издание Ростов-на-Дону: Феникс 2008 — 442 с.

4. Межотраслевые нормы времени на погрузку, разгрузку вагонов, автотранспорта и складские работы. Издание официальное. — М. Центральное бюро нормативов по труду Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2001.

5. Прейскурант №13-01-01. Тарифы на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом. — М.: Госкомцен РСФСР, 1989. — 42 с.

6. Савин В.И. Перевозки грузов автомобильным транспортом: справочное пособие. / — 2-е изд., перераб. и доп. / Савин В.И. — М.: «Дело и Сервис» — 2004 -544 с.

7. Стандарт предприятия. Система менеджмента. Дипломные работы и проекты. Курсовые работы и проекты. Правила оформления и структура. / Жукова М.Н., Сидоренко И.В., Шмидт Н.М. БПОУ «Омский АТК». П-ОАТК-03.143-2016.

8. Туревский И.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие. / Туревский И.С. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009.