Организация перевозок скоропортящихся грузов

Курсовая работа

Основные районы производства продуктов сельского хозяйства в России распространены на значительном расстоянии от важнейших промышленных центров страны, что вызывает массовые перевозки продуктов питания, причём основная нагрузка ложится на железнодорожный транспорт.

Большинство сельскохозяйственных пищевых продуктов и практически вся продукция рыбной промышленности относится к группе скоропортящихся, которые требуют специальных условий хранения и транспортировки. Эти условия, оптимальные для каждого вида продукта, обеспечивают сохранность груза при хранении и перевозках. Очень давно для хранения и перевозок скоропортящихся продуктов используют холод. И сейчас основным средством консервирования продуктов являются низкие температуры.

Обычно скоропортящиеся продукты в зависимости от вида хранят при температурах от -30 о С до +14о С. Но так как перевозка скоропортящихся грузов осуществляется круглый год, транспортники сталкиваются с необходимостью охлаждать грузовое помещение подвижного состава в летнее время, и, наоборот, для не мороженых грузов в зимнее время производить их подогрев, Это значительно усложняет процесс перевозок, делает его дорогостоящим.

В России для перевозки скоропортящихся грузов используют все виды транспорта. Железнодорожный хладотранспорт является неотъемлемой частью железнодорожного транспорта. Выделение эксплуатации хладотранспорта в отдельную дисциплину вызвано рядом особенностей, основные из них следующие:

  • необходимость обеспечения при перевозках скоропортящихся грузов условий, эквивалентных или близких к условиям хранения этих грузов на стационарных холодильниках и складах. Для этого нужны изотермические вагоны охлаждения;
  • потери массы (в ряде случаев достигают 20% и более массы нетто) и качество дорогостоящих массовых скоропортящихся грузов. Эти потери находятся в прямой зависимости от продолжительности перевозок и других факторов. Требуется выполнение предельных сроков перевозок и хранения для многих видов скоропортящихся грузов;
  • высокая стоимость скоропортящихся грузов, которая в среднем в 7-8 раз превышает среднюю стоимость грузов, перевозимых по железным дорогам;
  • некоторая односторонность грузопотока, в результате которой возникает большой порожний пробег изотермических вагонов;
  • дальность перевозок скоропортящихся грузов, которая превышает среднюю дальность перевозок не скоропортящихся грузов в 2-3,5 раза;
  • сезонность перевозок, вызванная особенностью заготовок и производства скоропортящихся грузов;

— необходимость создания при выполнении погрузо- разгрузочных операций особых условий, связанных с сокращением воздействия неблагоприятных внешних факторов ни скоропортящиеся грузы, для чего строятся специальные платформы, вводится дополнительная механизация для ускорения погрузочно-разгрузочных работ.

36 стр., 17757 слов

Организация перевозок продуктов по городу Петрозаводску

... обоснование дипломного проекта Перевозка грузов подвижным составом автомобильного транспорта является сложным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. В дипломном проекте проанализирована существующая организация перевозок. Доставка продуктов с ...

Все эти особенности приводят к необходимости своеобразного подхода к решению технических, технологических, экономических и управленческих вопросов эксплуатации железнодорожного хладотранспорта.

1 СПОСОБЫ ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ

К скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при хранении и перевозке требуют защиты от воздействия высоких или низких температур, и влажности наружного воздуха.

По железным дорогам перевозят: мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, масло животное, молочные продукты, фрукты, овощи, и др.

Основная задача хранения и перевозки скоропортящихся грузов — соблюдение условий, при которых они не подвергались бы вредному воздействию физико-химических и биологических факторов.

На результаты хранения и перевозки влияют:

1) Качество, состояние и подготовка продукта к хранению или перевозке, его тара и упаковка;

2) Температура, влажность, циркуляция и вентиляция воздуха в помещении, где хранятся или перевозятся продукты;

Способы перевозки:

Погрузка в вагоны мяса и мясоп родуктов разрешается после осмотра их ветеринарным врачом органа Госветнадзора.

О назначенном времени погрузки мяса грузоотправитель уведомляет местный орган Госветнадзора не менее чем за 24 часа до подачи вагонов под погрузку.

Грузоотправитель обязан предъявить к перевозке замороженное мясо, отвечающее следующим условиям:

  • Туши крупного рогатого скота и прочих крупных животных должны быть разделены на продольные полутуши или четвертины;
  • туши свиней — на продольные полутуши или целые туши без голов;
  • баранина и мясо прочих мелких животных должны предъявляться к перевозке целыми тушами без голов.

На тушах, полутушах не должно быть остатков внутренних органов, сгустков крови, бахромок, загрязнений, а также снега и льда. Туши и полутуши не должны иметь повреждений поверхности, выхватов подкожного жира, кровоподтеков побитостей.

Температура мяса говядины, баранины и козлятины в толще мышц у костей при погрузке в рефрижераторные вагоны и в рефрижераторные контейнеры должна

быть не выше -8 о С, а мяса свинины — не выше -10 о С.

Замороженные мясные блоки должны быть завёрнуты в пергамент, подпергамент, целлофан или другие полимерные плёнки, упакованы в ящики из гофрированного картона или специализированные изотермические картонные контейнеры, размещённые на стоечных или плоских поддонах.

Температура в толще блока при предъявлении к перевозке должна быть не выше: блоков из мяса на костях — минус 8 о С, блоков из жилованного мяса и субпродуктов мяса и птицы — минус 12 о С, блоков из мяса птицы механической обвалки и из мясной массы — минус 18 о С.

22 стр., 10916 слов

Организация перевозки скоропортящихся грузов

... использования технических средств. Перевозки планируют по следующей номенклатуре: 1) мясо, молоко и молочные продукты; 2) рыба; 3) картофель, овощи и фрукты. Основными условиями правильной организации перевозок скоропортящихся грузов, ... мороженое при погрузке должны иметь температуру не выше - 18С. Перевозку мороженой рыбы допускают только в упаковке: в ящиках вместимостью 30- 40 кг, мешках и тюках ...

Температура мяса на экспорт должна быть не выше -10 о С, а температура блоков от -12 о С до -18 о С в зависимости от вида продукции.

Рыба мороженая должна иметь температуру в толще тела при сухом и мокром замораживании не выше -8 о С, а при льдосоляном или естественном, а также льдосоляном замораживании в камерах — не выше -6 о С.

Перевозка мороженой рыбы допускается только в упаковке: ящиках, мешках продуктовых.

Рыба мороженая, мороженое рыбное филе, упакованные в пакеты плёночные, пачки картонные без полимерного покрытия с предварительной упаковкой рыбы в плёночные пакеты, укладываются в ящики.

Признаки доброкачественности мороженой рыбы: чистая, естественной окраски поверхность тела или потускневшая поверхность рыбы солёной и мокрой заморозки, светло- или тёмно- красные жабры, запах свежей рыбы.

Свежемороженую рыбу упаковывают в деревянные и картонные ящики, сухотарные бочки, корзины, короба, хлопчатобумажные мешки, рогожные кули и тюки.

На ящиках с замороженной рыбой горячего копчения, крупным шрифтом должна быть нанесена надпись «ЗАМОРОЖЕННАЯ».

Дощатые и фанерные ящики с рыбой и рыбной продукцией должны быть забиты и по торцам обтянуты стальной упаковочной лентой или стальной проволокой.

Ящики из гофрированного картона с продукцией должны быть обтянуты стальной проволокой или оклеены клеевой лентой. Картонные ящики с икрой зернистой оклеиваются клеевой лентой в для пояса.

Концы проволоки, обвязывающей ящики с икрой зернистой, должны быть плотно закручены.

Мешки с рыбой мороженной должны быть плотно зашиты, а бочки с рыбой — хорошо закупорены.

Свежие плоды и овощи должны быть чистыми, не повреждёнными вредителями и болезнями, без механических повреждений, однородными по степени зрелости в каждой по вагонной партии, упакованными и в стандартную тару, если стандартами или техническими условиями не предусмотрена перевозка без тары. Картофель и плодо-овощи в изотермических вагонах можно перевозить только в таре. Данные о сортах, дате сбора и упаковке плодо-овощей указывают в качественном удостоверении. Картофель и овощи без тары грузят на высоту, обеспечивающую их сохранность.

Плодо-овощи должны быть упакованы в соответствующую для каждого вида тару, если перевозка их без тары не предусмотрена стандартами или техническими условиями:

  • картофель поздний — в ящиках, ящичные поддоны, тканевые и сетчатые мешки, а картофель ранний — в жёсткую тару;
  • свекла и морковь столовые — в ящики, мешки тканевые и ящичные поддоны;
  • лук репчатый — в ящики дощатые, сетчатые и тканевые мешки;
  • чеснок — в ящики;
  • огурцы, баклажаны, кабачки, капуста цветная — в ящики дощатые;
  • капуста белокочанная — в ящики, а среднеспелая, среднепоздняя и позднеспелая — в ящики и в ящичные поддоны.

В период массовых заготовок по согласованию с грузоотправителем и грузополучателем допускается перевозка навалом в крытых вагонах позднего картофеля, свеклы столовой, арбузов, тыквы продовольственной, белокочанной капусты среднепоздних и позднеспелых сортов, а также картофеля, предназначенного для производства спирта, крахмала и патоки.

23 стр., 11127 слов

Организация перевозок скоропортящихся грузов на заданном направлении

... На расфасованные минеральные воды, виноградные и плодово-ягодные вина предъявление документов о качестве не требуется. При подготовке и организации перевозок скоропортящихся грузов необходимо учитывать климатические условия района погрузки и предполагаемого направления перевозки. ...

Сохранение качества плодов и овощей при перевозке во многом зависит от температуры их предъявления. Предварительно охлаждённые плоды и овощи транспортируются лучше и более длительно хранятся до реализации. При организации перевозок охлаждённых грузов отпадает необходимость в большой мощности специального оборудования рефрижераторных вагонов. Охлаждённые плоды и овощи можно загружать в вагоны более плотно.

Консервную продукцию (варенье, мёд, сиропы, консервированные плоды и ягоды, овощные, мясные, рыбные консервы и др.) в жестяной и стеклянной расфасовке укладывают в ящики. Консервы не имеют ограниченных сроков доставки и могут перевозиться на любые расстояния. Мясные консервы в жестких и стеклянных банках в течение всего года перевозят в крытых вагонах. Стеклянные банки ставят в ящики, имеющие поперечные и продольные перегородки, образующие клетки. Горизонтальные ряды металлических банок в ящиках должны быть переложены картонными или плотными бумажными прокладками.

Допускается перевозка консервированной продукции в жестяных банках в виде блоков, обтянутых термоусадочной плёнкой. Блоки перевозятся только объединёнными в пакеты на поддонах с обвязкой пакета термоусадочной плёнкой.

При перевозке консервной продукции в стеклянной расфасовке картонные ящики должны иметь не менее чем на ѕ их высоты внутренние и продольные прокладки между стеклянными банками и бутылками, нижние, верхние и боковые картонные вкладыши, а также обеспечивать сохранность грузов при укладке их в транспортные средства на высоту до 3,5 м. После укладки груза в ящики их обклеивают контрольной лентой, не допускающей изъятия груза без нарушения упаковки.

Фрукты и ягоды должны быть упакованы в соответствующую для каждого вида тару, если перевозка их без тары не предусмотрена стандартами или техническими условиями: