МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Курсовая работа
по дисциплине
«Теория и практика экономической деятельности»
Современное состояние и перспективы развития воздушного транспорта в России
Исполнитель: М.В. Старцева
Студент группы: ЭПБ-14-Ом
Научный руководитель
канд. экон. наук, доцент Н.В. Новикова
Екатеринбург 2015
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2011 |
2013 |
2014 |
||
Перевозки грузов (млн.тонн) |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
|
Перевозки пассажиров (млн. человек) |
23 |
37 |
47 |
51 |
47 |
59 |
66 |
67 |
|
- рейсы авиакомпаний более чем в 60% случаев, выполнялись на изношенных (и крайне нерентабельных для эксплуатации на мало- и среднемагистральных направлениях) самолетах еще советского производства. При этом каждый год отечественные воздушные суда требовали больших финансовых затрат на Техническое обслуживание и ремонт, что значительно увеличивало конечную стоимость авиабилетов;
- внутренняя маршрутная сеть российских авиакомпаний ограничивалась небольшим количеством городов;
- частота полетов на каждом из существовавших направлений оставалась предельно минимальной.
Таким образом, имел место рыночный парадокс. В России действовало более двухсот авиакомпаний, но все они формировали идентичное, а значит мнимое предложение для пассажиров.
Далее будут представлены крупнейшие авиакомпании Российской Федерации в порядке убывания количества перевезённых пассажиров. «Аэрофлот — российские авиалинии» — старейшая и самая крупная российская авиакомпания, обладающая статусом национального авиаперевозчика. Базовый аэропорт «Аэрофлота» (Шереметьево) и ее центральный офис находятся в городе Москва.
Еще недавно в этом списке была авиакомпания — «Трансаэро» крупнейшая частная российская авиакомпания, прекратившая свою операционную деятельность в октябре 2015 года. Базировалась в московских аэропортах Домодедово, Внуково и петербургском аэропорту Пулково. Авиакомпания выполняла пассажирские и грузовые рейсы по России, а также международные рейсы средней и большой протяжённости в страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. Флот авиакомпании составлял свыше ста воздушных судов. Трансаэро являлась второй в стране по годовому пассажирообороту авиакомпанией после Аэрофлота. За 2014 год авиакомпания на своих авиарейсах перевезла почти 13,2 миллиона человек. О возможном банкротстве компании стало известно в начале октября 2015 года после продолжительных финансовых проблем у перевозчика. С 1 октября, по распоряжению Росавиации, продажа билетов на все рейсы авиакомпании была приостановлена. Однако 20 октября было подписано соглашение о продаже акционерам российской авиакомпании S7 «не менее 51% акций» Трансаэро с целью «всеми силами избежать банкротства». Тем не менее, Министерство транспорта России по итогам проверки аннулировало сертификат Трансаэро на авиаперевозки с 26 октября 2015 года. Пассажиры, купившие билеты с датой до 15 декабря этого же года, будут перевезены другими авиакомпаниями.
S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь») обладает крупнейшей в России сетью внутренних маршрутов, выстроенной на базе трех крупных авиатранспортных узлов в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачёво) и Иркутске. «S7 Airlines» выполняет регулярные полеты в страны СНГ, Европу, Ближний Восток, Южную Азию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Россия» — одна из крупнейших авиакомпаний РФ и ведущий авиационный перевозчик в Северо-Западном регионе страны. «Авиакомпания «Россия» базируется в Санкт-Петербурге и выполняет около 40% всех авиаперевозок из аэропорта «Пулково». Парк авиакомпании «Россия» состоит из 29 современных комфортабельных лайнеров. Компания является первым в стране эксплуатантом новейших российско-украинских самолётов Ан-148-100В, которые используются на ближнемагистральных маршрутах. Для коммерческих перевозок по маршрутам средней дальности используются самолёты Airbus A319, Airbus А320, Boeing 737-500. Для перелётов по дальнемагистральным маршрутам компания располагает Airbus А320, Boeing 767-300.
«ЮТэйр» является крупнейшим российским вертолетным оператором, входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России. Компания владеет и управляет пятью аэропортами, в том числе одним аэропортом федерального значения в г.Ноябрьске и четырьмя аэропортами регионального значения.
«ВИМ-Авиа» осуществляет пассажирские (регулярные, чартерные, сезонные) и грузовые перевозки из Москвы (аэропорт базирования — Московский аэропорт Домодедово), является одним из крупнейших чартерных перевозчиков России. Также авиакомпания аккредитована при ООН и выполняет рейсы по её заказу по всему миру.
Деятельность авиакомпании «Уральские авиалинии» на российском транспортном рынке началось в декабре 1993 года после официального разделения Свердловского авиапредприятия на авиакомпанию и аэропорт. Основные виды деятельности авиакомпании: пассажирские и грузовые авиаперевозки, продажа и бронирование авиабилетов, ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. На сегодняшний день авиакомпания «Уральские авиалинии» входит в число 10 ведущих российских авиакомпаний по объему перевозок.
Ниже в таблицах приведены сведения о крупнейших российских авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров и грузов и объёму выручки по данным Росавиации и финансовым отчётам самих авиакомпаний.
Таблица 2 — Крупнейшие авиационные предприятия России по количеству перевезённых пассажиров и пассажирообороту
Данные Росавиации за январь-декабрь 2014 года |
||||||
№ |
Авиакомпания |
Кол-во пассажиров, чел |
Прирост, % |
Пассажирооборот, п-км |
Прирост, % |
|
1 |
Аэрофлот |
23 610 036 |
13,0 |
67 121 707 |
11,4 |
|
2 |
Трансаэро |
13 198 591 |
5,6 |
47 066 421 |
0,1 |
|
3 |
S7 Airlines |
7 938 199 |
12,0 |
15 582 789 |
9,8 |
|
4 |
Россия |
5 191 783 |
13,1 |
10 147 404 |
10,5 |
|
5 |
ЮТэйр |
8 564 340 |
4,7 |
20 198 948 |
20,4 |
|
6 |
ВИМ-Авиа |
1 613 970 |
16,0 |
3 389 297 |
10,2 |
|
7 |
Уральские авиалинии |
5 160 588 |
16,8 |
13 327 154 |
13,2 |
|
Таблица 3 — Крупнейшие авиационные предприятия России по количеству перевезённых грузов и грузообороту.
Данные Росавиации за январь-декабрь 2014 года |
||||||
№ |
Авиакомпания |
Перевезено груза, тонн |
Прирост, % |
Грузооборот, т-км |
Прирост, % |
|
1 |
Аэрофлот |
145 285 |
17,7 |
681 699 |
25,9 |
|
2 |
Трансаэро |
69 333 |
0,6 |
383 902 |
2,3 |
|
3 |
S7 Airlines |
36 667 |
0,4 |
81 095 |
0,3 |
|
4 |
Россия |
9 580 |
6,0 |
20 881 |
1,5 |
|
5 |
ЮТэйр |
24 711 |
16,0 |
47 948 |
20,0 |
|
6 |
Уральские авиалинии |
14 346 |
2,7 |
42 745 |
1,8 |
|
Таблица 4 — Крупнейшие авиационные предприятия России по числу воздушных судов и пунктов назначения
Данные Росавиации за январь-декабрь 2013-2014 гг |
||||
№ |
Авиакомпания/ Холдинг |
Количество ВС |
Направлений |
|
1 |
Группа «Аэрофлот» |
218 |
293 |
|
2 |
Группа «ЮТэйр» |
156 |
117 |
|
3 |
«S7 Group» |
61 |
80 |
|
Примечания:
1. В группу «Аэрофлот» входят дочерние авиакомпании «Россия», «Донавиа», «Аврора», «Оренбургские авиалинии» и «Победа»;
2. В группу «ЮТэйр» входят дочерние авиакомпании «ЮТэйр-Экспресс», «ЮТэйр-Украина», «ЮТэйр-Вертолётные услуги»;
3. В «S7 Group» входит дочерняя авиакомпания «Глобус» [21].
1. Воздушный Кодекс Российской Федерации [Текст]: — Москва, Эксмо, от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Текст]/ Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р — 207 с.
3. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2012 годы и на период до 2015 года». [Текст] — СПС «Консультант +».
4. Дворядкина Е.Б. Национальная экономика [Текст]: Учебное пособие. Екатеринбург, 2008.
5. Авиация: Энциклопедия. [Текст] — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.
6. Большая советская энциклопедия. [Текст] — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
7. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. [Текст] — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.
8. Гражданская авиация в России [Текст] 2007: Стат.сб./ Росстат — М., 2007. — 88 с.