Современное состояние и перспективы развития воздушного транспорта в России

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория и практика экономической деятельности»

Современное состояние и перспективы развития воздушного транспорта в России

Исполнитель: М.В. Старцева

Студент группы: ЭПБ-14-Ом

Научный руководитель

канд. экон. наук, доцент Н.В. Новикова

Екатеринбург 2015

2000

2005

2007

2008

2009

2011

2013

2014

Перевозки грузов (млн.тонн)

0,8

0,8

0,9

1,0

0,9

1,1

1,2

1,2

Перевозки пассажиров (млн. человек)

23

37

47

51

47

59

66

67

  • рейсы авиакомпаний более чем в 60% случаев, выполнялись на изношенных (и крайне нерентабельных для эксплуатации на мало- и среднемагистральных направлениях) самолетах еще советского производства. При этом каждый год отечественные воздушные суда требовали больших финансовых затрат на Техническое обслуживание и ремонт, что значительно увеличивало конечную стоимость авиабилетов;
  • внутренняя маршрутная сеть российских авиакомпаний ограничивалась небольшим количеством городов;
  • частота полетов на каждом из существовавших направлений оставалась предельно минимальной.

Таким образом, имел место рыночный парадокс. В России действовало более двухсот авиакомпаний, но все они формировали идентичное, а значит мнимое предложение для пассажиров.

Далее будут представлены крупнейшие авиакомпании Российской Федерации в порядке убывания количества перевезённых пассажиров. «Аэрофлот — российские авиалинии» — старейшая и самая крупная российская авиакомпания, обладающая статусом национального авиаперевозчика. Базовый аэропорт «Аэрофлота» (Шереметьево) и ее центральный офис находятся в городе Москва.

Еще недавно в этом списке была авиакомпания — «Трансаэро» крупнейшая частная российская авиакомпания, прекратившая свою операционную деятельность в октябре 2015 года. Базировалась в московских аэропортах Домодедово, Внуково и петербургском аэропорту Пулково. Авиакомпания выполняла пассажирские и грузовые рейсы по России, а также международные рейсы средней и большой протяжённости в страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. Флот авиакомпании составлял свыше ста воздушных судов. Трансаэро являлась второй в стране по годовому пассажирообороту авиакомпанией после Аэрофлота. За 2014 год авиакомпания на своих авиарейсах перевезла почти 13,2 миллиона человек. О возможном банкротстве компании стало известно в начале октября 2015 года после продолжительных финансовых проблем у перевозчика. С 1 октября, по распоряжению Росавиации, продажа билетов на все рейсы авиакомпании была приостановлена. Однако 20 октября было подписано соглашение о продаже акционерам российской авиакомпании S7 «не менее 51% акций» Трансаэро с целью «всеми силами избежать банкротства». Тем не менее, Министерство транспорта России по итогам проверки аннулировало сертификат Трансаэро на авиаперевозки с 26 октября 2015 года. Пассажиры, купившие билеты с датой до 15 декабря этого же года, будут перевезены другими авиакомпаниями.

S7 Airlines (бренд авиакомпании «Сибирь») обладает крупнейшей в России сетью внутренних маршрутов, выстроенной на базе трех крупных авиатранспортных узлов в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачёво) и Иркутске. «S7 Airlines» выполняет регулярные полеты в страны СНГ, Европу, Ближний Восток, Южную Азию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Россия» — одна из крупнейших авиакомпаний РФ и ведущий авиационный перевозчик в Северо-Западном регионе страны. «Авиакомпания «Россия» базируется в Санкт-Петербурге и выполняет около 40% всех авиаперевозок из аэропорта «Пулково». Парк авиакомпании «Россия» состоит из 29 современных комфортабельных лайнеров. Компания является первым в стране эксплуатантом новейших российско-украинских самолётов Ан-148-100В, которые используются на ближнемагистральных маршрутах. Для коммерческих перевозок по маршрутам средней дальности используются самолёты Airbus A319, Airbus А320, Boeing 737-500. Для перелётов по дальнемагистральным маршрутам компания располагает Airbus А320, Boeing 767-300.

«ЮТэйр» является крупнейшим российским вертолетным оператором, входит в пятерку крупнейших авиакомпаний России. Компания владеет и управляет пятью аэропортами, в том числе одним аэропортом федерального значения в г.Ноябрьске и четырьмя аэропортами регионального значения.

«ВИМ-Авиа» осуществляет пассажирские (регулярные, чартерные, сезонные) и грузовые перевозки из Москвы (аэропорт базирования — Московский аэропорт Домодедово), является одним из крупнейших чартерных перевозчиков России. Также авиакомпания аккредитована при ООН и выполняет рейсы по её заказу по всему миру.

Деятельность авиакомпании «Уральские авиалинии» на российском транспортном рынке началось в декабре 1993 года после официального разделения Свердловского авиапредприятия на авиакомпанию и аэропорт. Основные виды деятельности авиакомпании: пассажирские и грузовые авиаперевозки, продажа и бронирование авиабилетов, ремонт и техническое обслуживание воздушных судов. На сегодняшний день авиакомпания «Уральские авиалинии» входит в число 10 ведущих российских авиакомпаний по объему перевозок.

Ниже в таблицах приведены сведения о крупнейших российских авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров и грузов и объёму выручки по данным Росавиации и финансовым отчётам самих авиакомпаний.

Таблица 2 — Крупнейшие авиационные предприятия России по количеству перевезённых пассажиров и пассажирообороту

Данные Росавиации за январь-декабрь 2014 года

Авиакомпания

Кол-во пассажиров, чел

Прирост, %

Пассажирооборот, п-км

Прирост, %

1

Аэрофлот

23 610 036

13,0

67 121 707

11,4

2

Трансаэро

13 198 591

5,6

47 066 421

0,1

3

S7 Airlines

7 938 199

12,0

15 582 789

9,8

4

Россия

5 191 783

13,1

10 147 404

10,5

5

ЮТэйр

8 564 340

4,7

20 198 948

20,4

6

ВИМ-Авиа

1 613 970

16,0

3 389 297

10,2

7

Уральские авиалинии

5 160 588

16,8

13 327 154

13,2

Таблица 3 — Крупнейшие авиационные предприятия России по количеству перевезённых грузов и грузообороту.

Данные Росавиации за январь-декабрь 2014 года

Авиакомпания

Перевезено груза, тонн

Прирост, %

Грузооборот, т-км

Прирост, %

1

Аэрофлот

145 285

17,7

681 699

25,9

2

Трансаэро

69 333

0,6

383 902

2,3

3

S7 Airlines

36 667

0,4

81 095

0,3

4

Россия

9 580

6,0

20 881

1,5

5

ЮТэйр

24 711

16,0

47 948

20,0

6

Уральские авиалинии

14 346

2,7

42 745

1,8

Таблица 4 — Крупнейшие авиационные предприятия России по числу воздушных судов и пунктов назначения

Данные Росавиации за январь-декабрь 2013-2014 гг

Авиакомпания/ Холдинг

Количество ВС

Направлений

1

Группа «Аэрофлот»

218

293

2

Группа «ЮТэйр»

156

117

3

«S7 Group»

61

80

Примечания:

1. В группу «Аэрофлот» входят дочерние авиакомпании «Россия», «Донавиа», «Аврора», «Оренбургские авиалинии» и «Победа»;

2. В группу «ЮТэйр» входят дочерние авиакомпании «ЮТэйр-Экспресс», «ЮТэйр-Украина», «ЮТэйр-Вертолётные услуги»;

3. В «S7 Group» входит дочерняя авиакомпания «Глобус» [21].

1. Воздушный Кодекс Российской Федерации [Текст]: — Москва, Эксмо, от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Текст]/ Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р — 207 с.

3. Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2012 годы и на период до 2015 года». [Текст] — СПС «Консультант +».

4. Дворядкина Е.Б. Национальная экономика [Текст]: Учебное пособие. Екатеринбург, 2008.

5. Авиация: Энциклопедия. [Текст] — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

6. Большая советская энциклопедия. [Текст] — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

7. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. [Текст] — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

8. Гражданская авиация в России [Текст] 2007: Стат.сб./ Росстат — М., 2007. — 88 с.