Анализ механизма помещения товаров под таможенные процедуры

Курсовая работа

Таможенное регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны — путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования, квотирования и применения ряда иных мер обеспечивает защиту интересов потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнения доходной части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Особое значение для таможенных правоотношений представляет помещение товаров под определенную таможенную процедуру, поскольку ввоз товаров на таможенную территорию ТС и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур и соблюдать ее. Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений фундаментальных правовых требований. Право выбора таможенной процедуры предоставляется лицу, перемещающему товары. Это лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств.

Система таможенных процедур является важнейшей составной частью таможенного дела. Таможенный кодекс ТС определяет понятие таможенной процедуры как совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за её пределами.

Изменение порядка осуществления любого таможенного процесса может значительно повлиять на результаты таможенного контроля, оперативность и экономичность осуществления таможенных процедур. Принятие Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, являлось одним из условий вступления в Всемирную торговую организацию.

Развитие систем анализа и управления рисками, достижения в области информационных технологий и электронного обмена данными и др. создают новые требования и предоставляют возможности для совершенствования таможенных процедур. Эти требования и возможности учитываются в практике таможенного регулирования.

15 стр., 7383 слов

Правовые основы таможенного оформления

... таможенного оформления Объектом работы является таможенное оформление. Предметом курсовой работы – правовые основы таможенного оформления товаров и транспортных средств, при перемещении через таможенную границу РФ. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подвергаются определенным таможенным процедурам, одной из которых является таможенное оформление. Таможенное ...

Актуальность выбранной темы выражается в том, что знание особенностей применения таможенной процедуры со стороны таможенного органа позволяют способствовать развитию разнообразных форм экономической деятельности, наполнению федерального бюджета, а также пресекать нарушения в таможенной сфере. Эти познания позволяют участникам ВЭД наиболее полно и широко использовать предоставляемые им права, эффективно вести свою хозяйственную деятельность, осуществлять налоговое планирование, соблюдая при этом действующее законодательство. Очевидно, что всё упомянутое, способствует становлению и укреплению экономики государства и развитию цивилизованных рыночных отношений особенно в области внешней торговли.

Объект исследования — таможенные процедуры, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС.

Предмет исследования — общественные отношения, связанные с применением таможенных процедур при совершении таможенных операций.

Цель работы — изучение и комплексный анализ механизма помещения товаров под таможенные процедуры, применяемые во внешнеэкономической деятельности.

Сформулированная цель достигается посредством последовательного решения следующих задач:

1) Рассмотреть теоретические аспекты применения таможенных процедур в ТС;

2) Изучить таможенные процедуры как инструменты регулирования внешнеторговой деятельности;

3) Определить основные проблемы и пути их решения, связанные с таможенными процедурами.

Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список использованных источников.

Теоретической базой исследования являются учебные пособия, нормативные акты в области таможенного дела, научные статьи, интернет-ресурсы.

Глава 1. Анализ системы таможенных процедур, как инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности

1.1 Анализ системы таможенных процедур, применяемых во внешнеэкономической деятельности

Понятие «таможенная процедура» в таможенном законодательстве ТС относительно новое, его появление вызвано именно созданием данного объединения трех государств. С принятием ТК ТС изменилось традиционное для таможенного законодательства понятие «таможенный режим», замененное более широким термином «таможенная процедура».

Особое значение для таможенных правоотношений предоставляет помещение товаров под определенную процедуру, поскольку ввоз товаров на таможенную территорию и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур и соблюдать её. Поэтому понятие «таможенная процедура» является одним из центральных и наиболее важных понятий таможенного права.

Таможенная процедура определяет меру допустимого и должного поведения в отношении перемещаемого через таможенную границу ТС товара, величину, сроки и порядок уплаты таможенных платежей, необходимость применения тех или иных мер нетарифного ограничения и т.п. Перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза производится в соответствии с заявленными таможенными процедурами. Понятие «таможенная процедура» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов, которые обеспечивают комплексное использование способов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.

3 стр., 1249 слов

Статья: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных ...

... иных таможенных процедур. Структурно Конвенция состоит из Протокола об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., самого текста Конвенции и приложений к ней - Генерального приложения и Специальных приложений, которые посвящены отдельным таможенным процедурам и ...

Таможенная процедура является одной из основных категорий таможенного законодательства ТС. С ее помощью определяется:

  • а) конкретный порядок перемещения товара через границу в зависимости от его предназначения;
  • б) условия его нахождения и допустимое использование на/вне таможенной территории;
  • в) в иных случаях также требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего товар через границу.

Таможенная процедура — это порядок пользования и распоряжения товарами на таможенной территории или за её пределами, зависящий от целей перемещения через таможенную границу и устанавливающий режим уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров. Правовая категория «таможенная процедура» определяет непосредственную возможность для лица быть участником таможенных правоотношений, а правовой статус товаров, к которым применена таможенная процедура, определяет границы прав и обязанностей хозяйствующего субъекта.

Наряду с иными процедурами действие таможенных процедур во времени образуют стадии таможенного процесса, последовательное прохождение которых позволяет декларанту достичь основной цели перемещения груза, а государству обеспечить законность такого перемещения и пополнить бюджет за счет таможенного обложения и применения нетарифных мер экономического характера.

В соответствии со ст. 202 ТК ТС в целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура.

Выделяя классификацию таможенных процедур, особое внимание необходимо уделить следующим:

1. По целям таможенного регулирования таможенные процедуры делятся на:

  • основные;
  • экономические;
  • специальные.

2. По функциональному признаку таможенные процедуры классифицируются на:

  • стандартные, утвержденные в большинстве государств мира;
  • особенные.

3. По продолжительности действия таможенные режимы бывают:

  • постоянными;
  • временными.

4. По направлению перемещения товаров режимы делятся на:

  • экспортные;
  • импортные;
  • смешанные.

Итак, подводя итоги можно отметить, что правовые нормы обеспечивающие институт таможенных процедур регулируют определенную группу общественных отношений возникающих в процессе или по поводу использования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза на таможенной территории или за ее пределами.

3 стр., 1307 слов

Понятие таможенной территории и таможенной границы

... таможенной границей, совпадающей с государственной границей, за исключением пределов территорий, отдельно указанных в Таможенном кодексе РФ. Таможенная граница и государственная граница в ряде случаев могут как совпадать, так и не совпадать, но сами понятия «таможенная граница» и «государственная граница» ...

1.2 Основные проблемы правового регулирования таможенных процедур и пути их решения

Главное управление организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ ведет постоянный мониторинг по применению экономических процедур. До сих пор остро стоит проблема, связанная с тем, что не урегулированы в законодательном порядке вопросы применения запретов и ограничений неэкономического характера при перемещении товаров. В ТК ТС прописано, что ограничения эти должны применяться, а конкретно в каких случаях и в какой форме — ничего не сказано, это относится к действию других нормативно-правовых актов. Но вся проблема в том, что и в этих законах ничего не говорится о порядке применения ограничений в разных ситуациях.

Очень актуальным вопросом сейчас является применение сертификатов соответствия и сертификатов безопасности. В законе «О техническом регулировании», например, лишь в отношении одного случая внесена определенность. В нем записано, что при отказе в пользу государства владельцу товара не требуется предъявлять эти сертификаты, но по остальным случаям фактически никаких объяснений нет.

Также редко используют таможенную процедуру таможенного склада с использованием, так называемой консигнации (ввоз товаров на хранение с последующей продажей).

А ведь на практике эта процедура очень удобна. Процедура таможенного склада предусматривает хранение товара в течение трех лет без уплаты пошлин и налогов и неприменения к нему запретов и ограничений экономического характера. А за предоставляемый ТК ТС срок можно найти покупателя как внутри страны, так и за рубежом, или же вернуть товар назад поставщику. Также допускается перепродажа товара на самом складе (это новое положение в ТК ТС, заимствованное из зарубежного опыта), причем неоднократная и из разных партий. В ТК ТС прописано, что вернуть в процедуре реимпорта (т.е. без уплаты налогов и пошлин) товары, ранее экспортированные или временно ввезенные, можно в течение 3 лет с момента их вывоза из РФ. Однако необходимо как можно скорее расширить перечень товаров, в отношении которых можно продлевать сроки реимпорта.

Таким образом, перспективами совершенствования таможенных процедур являются: совершенствование законодательства ТС; запуск в действие единых технических регламентов, единых принципов санитарного, ветеринарного и других видов контроля; внедрение и соблюдение административных положений ФЗ №311 от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в РФ»; совершенствование лицензионной деятельности в РФ.

В ТК ТС термин «таможенный режим» заменен на понятие «таможенная процедура». Однако, как считают некоторые авторы, такое изменение нецелесообразно. Профессор О.Ю. Бакаева полагает, что это должно повлечь за собой внесение многочисленных поправок в законодательство, однако до конца это не сделано.

Рассмотрим проблему, связанную с таможенными процедурами переработки. В случае если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на (вне) таможенной территории является их ремонт, то в качестве заявления на переработку товаров на (вне) таможенной территории декларант вправе использовать таможенную декларацию, однако декларация на товары (далее ДТ) не отражает всех сведений установленных п. 3 ст. 249 ФЗ и п. 3 ст. 259 ФЗ (Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ).

59 стр., 29246 слов

Производство по делам о нарушении таможенных правил

... за нарушения таможенных правил. Статья 234 ТК содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения, а производство по делу о нарушении таможенных правил и ...

Вследствие этого, возможны нарушения таможенного законодательства, в связи с отсутствием в заявлении (в форме ДТ) полноты указываемых сведений.

Для решения этой проблемы необходимо внесение изменений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 № 257.

Также имеются проблемы, связанные с помещением под реимпорт. Пунктом 1 статьи 294 ТК ТС установлено, что для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта декларант представляет в таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории ТС, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции производились с товарами за пределами таможенной территории ТС.

В п. 2 ст. 294 ТК ТС указанно, что для подтверждения сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, декларант представляет таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров, и документы, подтверждающие дату перемещения товаров через таможенную границу при их вывозе. Однако в п. 2 ст. 294 ТК ТС отсутствует, какой либо документ, в котором указывались бы сведения об операциях по ремонту товаров.

Как результат — отсутствие единообразного применения таможенного законодательства. Для устранения этого проблемного аспекта необходимо принятие нормативного документа (или разъяснений ФТС России) по указанному вопросу.

При помещении товаров под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 288 ТК ТС), срок временного вывоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, исходя из целей и обстоятельств такого вывоза.

В соответствии с законодательством неопределенно, по какой форме и когда подается данное заявление, и каким образом устанавливается срок временного вывоза. Вследствие этого отсутствует единообразное применение таможенного законодательства.

Решение данной проблемы это — принятие нормативного документа утверждающего форму заявления и определяющего порядок установления срока.

Что касается проблем, возникающих в процессе применения таможенной процедуры уничтожения, исходя из судебной практики, к ним следует отнести:

  • сокращение времени таможенного контроля, это сказывается на эффективности проведения таможенного контроля, так как таможенные органы не успевают досконально выяснить все обстоятельства, влияющие на процесс перемещения товаров через таможенную границу;
  • отсутствие единой базы данных, в которой бы в онлайн режиме отображались отметки контролирующих органов о результатах проверки документов, представленных в таможенных орган. Такая проблема замедляет процесс таможенного контроля;
  • отсутствие временных рамок, превышение которых является малозначительным правонарушением, и как следствие не будет являться основанием для возбуждения административного дела;
  • отсутствие механизма определения времени, необходимого для проведения таможенного контроля той или иной категории товаров, помещаемых под процедуру уничтожения.

Помимо перечисленного выше, важными проблемами в правовом регулировании таможенных процедур являются:

11 стр., 5324 слов

Таможенный контроль товаров при международных автомобильных перевозках

... в области международной купли-продажи товаров, носят императивный характер. Таможенный контроль за автомобильными перевозками можно разделить на два вида: таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары, следующих за товарами или после выгрузки товаров, и таможенный контроль товаров. Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах ...

  • наличие большого числа межгосударственных соглашений;
  • отсутствие взаимосвязи принимаемых документов с реальными потребностями;
  • отсутствие мониторинга воплощения в жизнь принимаемых документов: многие соглашения для внедрения в повседневный оборот государств-членов требуют принятия изменений и поправок в национальное законодательство, а также корректировки существующих международных соглашений;
  • нормотворческий процесс в ЕврАзЭС отличается недостаточной проработанностью, зачастую многие соглашения дублируют, а в отдельных случаях даже противоречат друг другу.

Для решения многочисленных проблем необходимо:

1) уменьшение блоков документов по таможенному регулированию, уменьшение количества отсылок на национальные таможенные законодательства, сосредоточение их реализации на закреплении в национальных законах связей с иными отраслями права.

2) дальнейшее реформирование национальных таможенных органов с учётом общемировых тенденций развития таможенных администраций:

  • перевод всех таможенных документов в электронный вид, переход на безбумажные технологии таможенного оформления и таможенного контроля, основанные на едином информационном ресурсе, объединяющем информацию всех государственных органов стран-членов Таможенного союза, регулирующих и контролирующих внешнеэкономическую деятельность;
  • интеграция национальных налоговых и таможенных служб;
  • объединение под эгидой таможенной службы всех функций, связанных с обеспечением национальной безопасности на этапе перемещения товаров через таможенную границу.

внешнеторговый таможня декларирование правовой

Глава 2. Разработка новых методов, технологий и предложений по устранению отмеченных недостатков и совершенствованию правового регулирования таможенных процедур

2.1 Совершенствование таможенных процедур

В своей деятельности Российская таможня твердо убеждена, что ее директивные и инструктивные документы и практика работы строго направлены на защиту экономических и финансовых интересов государства. При этом не всегда учитывается, что сиюминутные финансовые достижения могут в конечном счете оборачиваться для Государства крупными экономическими и социальными потерями. В первую очередь это относится к формальным процедурам таможенной очистки грузов, приводящим к значительным потерям транспортного времени. Это приводит к нарушению основного современного принципа транспортировки грузов, который заключается в доставке его потребителю “от двери до двери” в минимально короткие сроки. Процедуры таможенных досмотров через несколько таможенных постов, бюрократия оформления таможенных документов приводит к отторжению грузоперевозчиков от перевозки грузов через территории России.

Требования таможни к сопроводительным документам значительно более усложненные по сравнению с аналогичными требованиями в других сферах, что не стимулирует к активизации перевозочного процесса через Российские границы.

Отсутствие современных технологий определения необходимых сведений о грузах, которые могут интересовать таможню, приводит к необходимости вскрытия контейнеров, осложнениям при досмотрах и т.д.

Практика настоятельно рекомендует Таможенному Комитету, Региональным и местным таможенным службам тщательно проанализировать все аспекты таможенных процедур и, не снижая Государственной требовательности, максимально усовершенствовать их с позиций предельного благоприятствия транспортно-перевозочному процессу.

10 стр., 4870 слов

Управленческое решение и особенности его принятия в таможенных органах

... процесса принятия управленческих решений в таможенных органах. Для решения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие, сущность, классификацию управленческих решений; 2. Рассмотреть типологию управленческих решений; 3. Рассмотреть особенности принятия управленческих решений в таможенных органах. 1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений 1.1 ...

Ко всем видам транспорта относятся проблемы взаимодействия с таможней, которые заключаются в следующих факторах: задержка груза на таможенной очистке, сложность оформления документации, неоправданные сборы за услуги, хранение транспортных средств и грузов и т.д.

Наиболее очевидны и ощутимы потери от деятельности таможни на морском транспорте. Не менее остро они ощущаются на железнодорожном транспорте от длительных задержек подвижного состава при выполнении таможенных операций. Основные недостатки работы таможенных органов сводятся к следующему.

Очень много времени затрачивается на сплошную проверку вагонов, в то время, как за рубежом практикуется выборочная проверка. При этом таможня не идет на совмещение таможенных операций одновременно с техническими и технологическими и на совмещение профессий, настаивая на изолированном и последовательном выполнении операций.

Таможня не идет на согласование своей работы с технологией перевозок, что затрудняет разработку прогрессивных технологических процессов работы пограничных станций.

Осложняет перевозочный процесс практика многократного таможенного контроля, согласно которой таможенные операции повторяются на каждом таможенном пункте по пути следования груза. Получается, что таможенные органы не доверяют друг другу. При погрузке контейнеров и контрейлеров зачастую производится двойной таможенный контроль на земле и на подвижном составе.

Взаимоотношения структур таможенного Комитета с транспортными предприятиями всех видов транспорта выходят из сферы межведомственных отношений и безусловно являются Государственными проблемами, влияющими на все факторы работы транспорта России. От этих взаимоотношений зависят величина грузооборота, престиж российских грузоперевозчиков, финансовые, экономические и другие показатели работы российского транспорта. Сложившаяся проблема взаимодействия таможенных органов и транспортных структур требует внимательного рассмотрения и объективного решения.

2.2 Пути совершенствования применения таможенных процедур в условиях применения новых таможенных технологий

Основополагающей задачей информационных таможенных технологий в таможенных органах Российской Федерации является управление информацией, циркулирующей в таможенных органах, с целью автоматизации, ускорения проведения таможенных операций и таможенных процедур, а также создания максимально благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно Комментарию в ФЗ от 27.11.2010 №311 «О таможенном регулировании в РФ» С 2008 года по настоящее время ФТС России продолжает совершенствование технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров. Использование данной технологии позволяет участникам внешнеэкономической деятельности предоставлять сведения в электронном виде через сеть Интернет в любой таможенный орган, наделенный компетенцией по принятию деклараций на товары на основе спецификации интерфейсов и альбома форматов.

14 стр., 6518 слов

Таможенное декларирование как основа таможенных операций

... Понятие таможенного декларирования Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств ...

В соответствии с Комментарием к ТК ТС Глава.4 «Информационные системы и информационные технологии» ФТС России проведены работы по созданию и внедрению информационного портала электронного представления сведений. Создание портала направлено на расширение практики применения информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, планируемых к ввозу на территорию ТС, и максимального привлечения к использованию данной технологии всех категорий заинтересованных лиц.

В настоящее время электронное декларирование через Интернет в России осуществляется путем прямого взаимодействия информационной системы участника ВЭД и системы ФТС России на основе спецификации интерфейсов и альбома форматов электронных документов. В перспективе стоит задача реализовать спецификацию интерфейса в виде портальных технологий. В этом случае заинтересованным лицам (в первую очередь участникам ВЭД) будет обеспечена возможность как интерактивного заполнения форм электронной таможенной декларации, так и передачи этой информации в виде файлов соответствующего формата и правил заполнения.

На территории ТС и электронное декларирование, и удаленный выпуск находятся в зоне особого внимания. Соответственно остаются также задачи, стоящие перед российскими информационно-техническими службами, которые касаются информационных систем, сопряженных с системами белорусских и казахстанских сторон. Переход к электронному декларированию на всей территории ТС — это комплексный вопрос, требующий доработки всех информационных систем трех стран, организация их взаимодействия на всех уровнях.

В 2012 — 2014 гг. ФТС России проведена организация и проведение работ по расширению применения WEB-технологий в отношении представления декларантами юридически значимых сведений в таможенные органы в электронной форме для целей производства таможенных операций, а также создание и ввод в опытную эксплуатацию специализированных программных средств, реализующих данную технологию. В результате будет обеспечена реализация подачи всех форм таможенных деклараций в электронном виде.

Существуют проблемы в законодательстве применения таможенных процедур. Российскому законодательству нужно стать более прозрачным и либеральным в условиях ТС. Также существуют пробелы в таможенном администрировании. Предстоит унифицировать техническое урегулирование. Импортеры не могут растаможивать иностранное вино и виноматериалы, мобильные телефоны, ноутбуки и др. Сотовые операторы столкнулись с проблемой ввоза оборудования для строительства сетей 3G. Кроме этого, возникли проблемы таможенных процедур с лицензиями. Они затронули импортеров гражданского и служебного оружия. Также прекратились поставки биодобавок и витаминов.

Перечисленные проблемы требуют введения единых технических регламентов и других видов контроля. Внедрения и соблюдения административных положений принятого закона о таможенном регулировании. Также необходимо совершенствование лицензионной деятельности.

В целях обеспечения информационного взаимодействия в рамках ТС разработаны межправительственные Соглашения, которые необходимы для обеспечения интересов по взаимному обмену информацией всех государственных органов государств-членов ТС.

8 стр., 3920 слов

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

... характеристики таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления. Основные характеристики данной процедуры: Во - первых, переработка для внутреннего потребления позволяется в отношении товаров, которые определяются законодательством государств - членов таможенного союза. Во - вторых, товары, которые помещены под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, ...

Вопросы совершенствования процедуры подтверждения факта экспорта товаров, а также упрощения процедуры возврата НДС хозяйствующим субъектам ТС (в том числе субъектам РФ) являются наиболее актуальными, именно поэтому возникает необходимость в обеспечении информационного обмена между налоговыми органами государств-участников ТС.

Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля их уплаты при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе — правовая основа информационного обмена между налоговыми органами. Обмен информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств-участников ТС, осуществляется в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде файлов в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде. Реализация этих процедур потребует создания электронной системы передачи данных и дополнительного технического оснащения налоговых служб.

Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги. В настоящее время налаживается взаимодействие с органами федеральной исполнительной власти в области представления разрешительных документов, которые в силу законодательства необходимы к представлению в процессе декларирования товаров.

Для оптимизации совершения порядка осуществления таможенных процедур необходимо акцентировать внимание на распространение системы предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию ТС, в том числе при их перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом.

Совершенствование и оптимизация процедур таможенного контроля, которые осуществляются в пунктах пропуска, в том числе в рамках организации технологии одного окна.

Совершенствование и администрирование таможенных операций является важной задачей, которую решает ФТС РФ. В рамках этой задачи реализуется новая модель организации таможенного декларирования с применением автоматического таможенного контроля на основе информационных таможенных технологий с использованием предварительной информации и распределение таможенного контроля на этапе декларирования товаров, а также перенос части таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Далее — это сокращение конкретизации перечня документов, предоставляемых при декларировании товаров, в том числе в электронном виде.

Формирование единого сквозного информационного массива сведений о товарной партии, начиная с её прибытия на таможенную территорию и заканчивая осуществлением таможенного контроля после выпуска в отношении этих товаров. Следующая задача — это создание и внедрение перспективных информационных таможенных технологий. С этой целью внедряются и обеспечиваются технические и технологические условия для проверки заявляемых в декларации сведений о товарах на основе автоматического их сопоставления с массивом информации о товарах, о внешней торговой сделке, массивах информации, имеющихся в распоряжении иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, внедряются безбумажные информационные технологии взаимодействия с участниками ВЭД, перевозчиками товаров, таможенными службами на всех этапах совершения таможенных операций.

Реализация всех этих задач способствует развитию электронного декларирования. Но вместе с тем присутствует ряд факторов объективного характера, которые тормозят развитие электронного декларирования. Во-первых, это обязательность оформления и представления отдельных документов на бумажных носителях, в силу законодательных, правовых норм. Во-вторых, это правовые нормы российского законодательства, которые базируются на принципах бумажного документооборота. Например, это организация взаимодействия по представлению информации в части применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. В-третьих, это недостаточное адаптированность информационных систем федеральных органов исполнительной власти. В-четвёртых, это невозможность использования субъектами хозяйствования единой электронной подписи во взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти. Комплексное решение таких задач станет залогом успешного распространения технологий электронного декларирования и оптимизации осуществления таможенных процедур таможенного контроля товаров, которые перемещаются участниками ВЭД через таможенную границу ТС.

Заключение

Согласно таможенному законодательству ТС, под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ТС или за её пределами.

Таможенная процедура представляет собой базовую, фундаментальную категорию таможенного дела, от правильного определения которого зависит спектр последующего осуществления таможенных формальностей. Положения, составляющие содержание таможенной процедуры, установлены ТК ТС, а также подзаконными актами.

Применение системы таможенных процедур позволяет оградить товаропоток внешней торговли от предметов, перемещение которых через таможенную границу опасно, нецелесообразно для национальных интересов, а также оптимально распределить массив экспортно-импортных грузов для достижения целей таможенного оформления.

Использование таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников ВЭД и, в конечном счете, способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей.

От заявляемой таможенной процедуры зависит набор мер государственного регулирования ВЭД: порядок применения таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений в сфере ВТД, порядок пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, срок их возможного пребывания на территории ТС или за рубежом и др. От выбора таможенной процедуры зависит применения таможенных платежей, что для участников ВЭД является определяющим при заключении и осуществлении внешнеэкономической сделки.

Так, содержание некоторых таможенных процедур предусматривает полное (условное) или частичное (условное) освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов («временный ввоз», «переработка на таможенной территории», «переработка вне таможенной территории», «переработка для внутреннего потребления»).

А в таможенных процедурах «реимпорт» и «реэкспорт» предусмотрен возврат таможенных платежей.

От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций.

Любая экономическая интеграция сопровождается различного рода проблемами и трудностями. Многие проблемы связаны с применением таможенных процедур:

1) В случае если целью помещения товаров под таможенную процедуру переработки на (вне) таможенной территории является их ремонт, то в качестве заявления на переработку товаров на (вне) таможенной территории декларант вправе использовать ДТ, однако ДТ не отражает всех необходимых сведений, и как следствие — нарушения таможенного законодательства, в связи с отсутствием в заявлении (в форме ДТ) полноты указываемых сведений.

2) Для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта декларант представляет в таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории ТС, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции производились с товарами за пределами таможенной территории ТС. Но в документах, которые должен предоставить декларант в соответствии с ТК ТС, отсутствуют сведения о ремонте.

3) В Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20.05.2010 № 257, отсутствуют сведения, заявляемые о сроке хранения товаров на таможенном складе.

4) В соответствии с законодательством неопределенно, по какой форме и когда подается заявление на срок временного вывоза, и каким образом он устанавливается.

Как результат этих проблем — отсутствие единообразного применения таможенного законодательства и его нарушение. Решением данных проблем является либо внесением поправок в соответствующие нормативно-правовые, либо издания отдельных нормативных документов.

Таким образом, отмечая текущие проблемы на стадии формирования ТС, следует упомянуть, что реализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе, требует времени и координации усилий со стороны государственных органов и представителей бизнеса.

Следует отметить электронное декларирование и предварительное информирование как способы оптимизации совершения таможенных операций при применении таможенных процедур. Внедрение информационных таможенных технологий не только существенно ускоряет процесс помещения товара под таможенную процедуру, но и делает его прозрачным посредством минимизации непосредственных контактов с таможенным инспектором. Это позволяет значительно снизить влияние субъективного фактора и злоупотребления при проведении таможенных операций.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/pomeschenie-tovarov-pod-tamojennuyu-protseduru/

1. Таможенный кодекс Таможенного союза приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. — М.: КонсультантПлюс, 1997-2010.

4. Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет» (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный № 11201)

5. Афонин, П.Н. Информационные таможенные технологии: учеб. для вузов / П.Н. Афонин. — СПб.: Троицкий мост, 2012. — 352 с.

6. Мельников П.О., О системе информационного взаимодействия таможенных органов с внешними системами: современное состояние, проблемы и пути решения / П.О. Мельник //Основные аспекты развития таможенного дела на современном этапе. — М.: 2012.

7. Чермянинов Д.В. Таможенное право. Учебник для вузов / Под редакцией: Бахрах Д.Н. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: ЮРАЙТ, 2012. — 388с.

8. Официальный сайт Федеральной Таможенной Службы — ФТС России

9. Справочная правовая система Консультант Плюс