Техническая эксплуатация автотранспорта

Курсовая работа

технический ремонт автотранспортный

Основной задачей автомобильного транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при наименьших материальных и трудовых затратах, при обеспечении высокого уровня безопасности дорожного движения и экологичности. Современный автомобильный транспорт играет важную роль в системе народного хозяйства страны. Автомобилизация многих отраслей экономики отличительная черта нашего времени. Практически ни одна отрасль народного хозяйства не может обходиться без автотранспортного обслуживания. В добывающих отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве автомобиль стал неотъемлемой частью средств механизации производства. Хорошо налаженные транспортные связи во многом определяют ритм общественного производства, темпы социально-экономических преобразований. Автомобильным транспортом перевозится более 85% народнохозяйственных грузов, 90% пассажиров.

Широкое применение автомобильного транспорта определяется его достоинствами, преимуществами перед другими видами транспорта:

  • возможность непосредственной доставки грузов, пассажиров «от двери до двери»;
  • приспособленность к перевозке грузов различных габаритов и массы;
  • оперативность организации перевозок, малые первоначальные капитальные вложения;

— сельскохозяйственной продукции, до 30% стоимости строительных работ. Себестоимость перевозок грузов автомобильным транспортом более чем в 20 раз выше по сравнению с железнодорожным, в 25 — по сравнению с морским и почти в 20 раз выше, чем на речном транспорте.

Автомобильный транспорт требует больших трудовых затрат. На единицу транспортной работы на автотранспорте они в 8 раз выше, чем на железнодорожном, в 12 — чем на речном и в 28 раз выше по сравнению с морским транспортом. На развитие, содержание и эксплуатацию автомобильного парка выделяются значительные материальные ресурсы, расходуется большое количество высококачественных материалов. Автомобильный транспорт — энергоемкий вид транспорта. Потребление топлива на единицу транспортной работы на автотранспорте более чем в 10 раз выше по сравнению с железнодорожным, речным и морским видами транспорта.

С ростом уровня автомобилизации, повышением скоростей движения увеличиваются опасность для жизни человека, вред, наносимый окружающей среде. Ежегодно в мире в автомобильных катастрофах погибают сотни тысяч людей, миллионы людей получают травмы. Автомобиль является источником загрязнения атмосферы вредными веществами. Один легковой автомобиль, например, при пробеге 1 км может выделить такое, количество оксида углерода, которого достаточно для насыщения им до предельно допустимого значения около 80 тыс. м 3 воздуха. Уровень уличного шума в крупных городах и промышленных центрах достигает 120… 130 дБ, что значительно превосходит уровень, который длительное время может переносить человек без опасных последствий для жизни.

41 стр., 20184 слов

Новые виды транспорта

... транспортных наук, обогащают другие науки и широко используются во многих нетранспортных сферах народного хозяйства. Дальнейший прогресс транспорта ... автомобилей нарастает. Ученые, проведя ряд исследований, наметили несколько направлений решения перечисленных задач, одной из которых является производство электромобилей. Это, по сути, первая технология, ... энергии. Для сравнения, дизельный двигатель ...

Эффективность работы автомобильного транспорта, затраты на осуществление транспортной работы, влияние на окружающую среду во многом определяются тем, насколько совершенен, пригоден к выполнению заданных функций в конкретных условиях эксплуатации его подвижной состав. Основоположник науки об автомобиле акад. Е.А. Чудаков отмечал, что конструкция автомобиля в своемразвитии должна подчиняться эксплуатационным требованиям.

Конструкторам необходимо знание особенностей эксплуатации автомобилей в разнообразных дорожных и природно-климатических условиях, вытекающих отсюда требований к его

Многообразны требования к конструкции подвижного состава автомобильного транспорта в зависимости от вида груза, объема и расстояния перевозок, других факторов, определяющих транспортные условия эксплуатации автомобилей.

Затраты на поддержание работоспособности автомобиля (техническое обслуживание и ремонт, смазочные и другие эксплуатационные материалы, восстановление и ремонт шин и т.д.) составляют значительную долю себестоимости перевозок (от 9 до 25%), за амортизационный пробег они могут быть в 6…7 раз выше первоначальной стоимости автомобиля. В большой степени эти затраты зависят от надежности автомобиля, приспособленности его конструкции к производству работ по техническому обслуживанию и ремонту. Ознакомление с видами технических воздействий, которым автомобиль подвергается в процессе эксплуатации, их технологией, применяемым оборудованием также необходимо инженеру.

1. Корректировка нормативов ТЭА

Таблица 1. Исходные данные

Марка автомобиля

Д раб.дн.

Кл. р-он

КУЭ

l сс за месяц работы, км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ-133ГЯ

355

Умеренный

3

50

67

170

283

227

264

265

275

282

257

149

30

где lсс — среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км;

Драб.дн. — число дней работы подвижного состава в году, дней;

КУЭ — категория условий эксплуатации;

Кл. р-он — климатический район.

Численность транспортных средств: ЗИЛ-133ГЯ — 10 шт.

1.1 Корректировка нормативов пробега до КР и периодичности ТО

Корректировка осуществляется по соответствующим коэффициентам, значения которых принимаем согласно (приложения 3 таблица 2).

Для определения пробега до КР:

 корректировка нормативов пробега до кр и периодичности то 1, км (1)

где К1 — коэффициент корректировки нормативов в зависимости от условий эксплуатации;

К2 — коэффициент корректировки нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы;

К33. К3» — коэффициент корректировки нормативов в зависимости от природно-климатических условий;

К4 — коэффициент корректировки нормативов удельной трудоёмкости текущего ремонта;

LК(Н) — нормативный пробег до КР, км.

Для автомобиля КРАЗ-643701

.

Для ТО-1:

 корректировка нормативов пробега до кр и периодичности то 2, км (2)

.

Для ТО-2:

 корректировка нормативов пробега до кр и периодичности то 3, км (3)

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

.

гдеL1Э , L2Э — соответственно норма периодичности между ТО-1 и ТО-2 для эталонных условий, км;

Норма пробега до 2-го капитального ремонта составляет 80% от нормы пробега до 1-го капитального ремонта, поэтому:

.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

.

2. Определение коэффициента технической готовности

Нормативы для расчёта производственной программы, объёмов работ ТО и ТР, численности рабочих, постов и площадей приведены в таблице 3. Приложение 3 [3,4].

Коэффициент технической готовности определяется по формуле:

 определение коэффициента технической готовности 1 (5)

где ДТО-ТР — удельная норма простоя в ТО и ТР подвижного состава в днях на 1000 км пробега (табл. 4, Приложение 3);

ДК — нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном предприятии, дн. (табл. 4, Приложение 3);

ДТ — число дней на транспортировку автомобиля из АТП на авторемонтное предприятие и обратно;

Кд — коэффициент, учитывающий долю подвижного состава, отправляемого в КР от их расчетного количества;

L — скорректированный нормативный пробег подвижного состава до КР, км.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 определение коэффициента технической готовности 2

Таблица 3. Коэффициент технической готовности

Подвижной состав

l сс

Д ТО-ТР

К 4

α т

ЗИЛ-133ГЯ

193,25

0,43

1,55

0,95

3. Обоснование режима работы подразделений АТП

Режим работы производственных подразделений предприятий, включает в себя регламентированное количество рабочих дней в неделю, длительность рабочей смены, количество смен, время начала и конца смены.

Продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятии не может превышать 40 ч в неделю при нормальных условиях труда и 35 часов в неделю на производствах с вредными для здоровья условиями работы.

Одной из основных особенностей работы транспорта, включая и автомобильный, является необходимость обеспечения перевозок грузов и пассажиров во все дни недели, в том числе в субботние, воскресные, а в ряде случаев, и в праздничные дни.

Соответственно, автобусы, легковые такси, а также грузовые автомобили (например, карьерные самосвалы), обслуживающие предприятия с непрерывным производством, должны эксплуатироваться в течение всем недели. Большинство грузовых автомобилей для своевременной загрузи складов промышленных предприятий и строительных организаций, для снабжения магазинов и сферы обслуживания населения используются в течение шестидневной недели.

Режим работы подвижного состава во многом определяет режим работы всех других подразделений автотранспортного предприятия.

При назначении режимов работы подразделений АТП стремятся обеспечить наилучшие условия труда и отдыха каждому трудящемуся, соблюдение требовании к организации транспортного процесса, рациональное использовании основного оборудования, в первую очередь, подвижного состава и автомобильных дорог.

Длительность смены (Тсм) при пятидневной рабочей неделе равна 8 ч. Продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе принимается 6,6 ч.

В ночную смену длительность работы не должна превышать 7 ч.

Вследствие сложных условий труда водителей в вечернее и ночное время стремятся обеспечить работу подвижного состава в светлое время суток — с 6.00 утра до 22.00 вечера.

В ночное время суток автомобили работают только по производственной необходимости. Круглосуточно, например, должны обслуживать карьерные самосвалы домны и другие непрерывные производства, легковые такси — пассажиров аэропортов, железнодорожных вокзалов и т.д.

Для повышения технической готовности, а следовательно, выпуска автомобилей на линию время работы зон ЕО, ТО-1, частично ТР, а в отдельных случаях и ТО-2 назначают в межсменное время автомобильного парка, т.е. в ночное время. В это время проводя весь объем уборочно-моечных работ (УМР) и в основном несложные, малой трудоемкости, работы ТО и ТР. Однако, качество работы в ночную смену, как правило, ниже чем в светлое время суток, поэтому сложные работы ТО и ТР стремятся проводить днем. В связи с этим, производственные отделения, зона ТР и зона ТО-2, как правило, работают в дневную смену. Днем в зоне ТР проводят наиболее сложные работы, для которой так же, как и для зоны ТО-2 считают целесообразным снимать автомобили с линии. Двухсменный и даже трехсменный суточные режимы работы зоны ТР в настоящее время общеприняты на АТП. При этом, зона работает по пятидневной или шестидневной неделе с дежурными бригадами в выходные дни.

Время пребывания автомобиля в наряде определяют по формуле:

.

гдеТсм — время смены, ч;

Тпз — подготовительно-заключительное время, ориентировочно Тпз =0,3 ч;

С — число рабочих смен работы подвижного состава на АТП.

.

Время нахождения автомобиля на линии (маршруте) с учётом обеденных перерывов:

.

где То — время перерыва на обед, То =0,75-1,0 ч.

.

Начало выпуска автомобилей на линию назначают с учетом работы общественного транспорта, позволяющего водителям своевременно прибыть на работу. Время выпуска и возврата на линию (Твоз ) зависит от количества автомобилей на АТП.

Учитывая, что выпуск и возврат автомобилей на АТП происходят не одновременно, определяют межсменное время подвижного состава:

Тмсмвоз (8)

Тмс =6,7-1,5=5,2 ч.

На основании принятых режимов работы составляют таблицу.

Таблица 4. Показатели режимов работы подразделений ПТО АТП

Подразделение

Число рабочих дней в год

Часов работы в смену

Месяцы

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

12

Зона ЕО

29

28

30

29

29

30

30

29

29

31

30

31

8

Зона ТО-1

23

20

21

21

21

21

23

21

22

23

20

23

8

Зона ТО-2

23

20

21

21

21

21

23

21

22

23

20

23

8

4. Расчёт количества технических воздействий

В реальных условиях конкретного предприятия годовой пробег автомобиля, а следовательно, программа и объем работ ТО и ремонта не соответствуют циклу (как правило, они меньше), но именно они закладываются в годовые планы деятельности предприятия. Поэтому технологический расчет выполняется от цикла к году и далее к суткам и смене, а также от одного условно обобщенного автомобиля-представителя технологически совместимой группы, ко всему парку подвижного состава АТП.

1 Расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль

При числе капитальных ремонтов Nкр =1, получим:

количество ТО-2 за цикл:

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 1, ед. (9)

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 2 ед.

Количество ТО-1 за цикл:

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 3, ед. (10)

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 4 ед.

Количество ЕО за цикл:

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 5, ед. (11)

гдеlсс — среднесуточный пробег, км (принимается согласно заданию) Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 6 ед.

4.2 Определение годового пробега подвижного состава и производственной программы ТО

Годовой пробег единицы подвижного состава:

.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

.

.

Для автомобиля ЗИЛ-133 гя

.

В данном методе расчета, простой подвижного состава по организационным причинам не учитывается. Поэтому, при расчете годового пробега используется не коэффициент выпуска автомобилей, а коэффициент технической готовности. Годовое число обслуживаний, выполняемых ежедневно при возврате подвижного состава с линии и выпуске его на линию (ΣNЕОс.г. ), и выполняемых перед ТО и ТР (ΣNЕОт.г. ), ТО-1 (ΣN1г. ) и ТО-2 (ΣN2г. ):

.

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 1, (15)

ΣNЕОт.г =Σ(N1г. + N2г. ), (16)

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 2, (17)

где 1,6 — коэффициент, учитывающий выполнение NЕОт. , при ТР.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

.

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 3 ед.

ΣNЕОт.г =(145+ 47)= 192 ед.

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 4 ед.

Суточная производственная программа по видам обслуживания:

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 5 (18)

где Драб.гi — годовое число рабочих дней данной зоны обслуживания.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 6

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 7

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 8

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 9

Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации ТО (на универсальных постах или поточных линиях).

Расчетная суточная программа конкретного вида обслуживания может быть не кратна единице. В этом случае, для реальной возможности планирования производства можно принять

округлить расчётную суточную программу до целого числа;

установить переменный цикл суточной программы в течение нескольких дней по приведённым в таблице 4 примерам:

Исходные данные и результаты расчёта годовой производственной программы ТО приводятся по форме табл. 5, а суточной программы по форме табл. 6.

Таблица 5. Годовые пробеги подвижного состава и годовая производственная программа ТО

Подвижной состав

L Г , км

L ГП , км

ΣN ЕОс.г.

ΣN ЕОт.г.

ΣN 1г.

ΣN 2г.

ЗИЛ-133ГЯ

61743

617430

3514,5

192

145

47

Таблица 6. Суточная производственная программа ТО

Подвижной состав

Д раб.г.ЕОс

N ЕОс.г

Д раб.г.ЕОт

N ЕОт.г.

Д раб.г.1

N 1г.

Д раб.г.2

N 2г.

ЗИЛ-133ГЯ

355

10

355

0,4

355

0,5

355

0,1

Заключение

При выполнении курсового проекта мы производили расчёты по техническому обслуживанию автомобиля маркиЗИЛ-133ГЯ. В результате чего мы научились составлять графики согласования ТО и диагностики подвижного состава. В результате мною были получены данные по пробегу до проведения ТО-1, ТО-2 и КР, а также количеству ЕО, ТО-1 и ТО-2 в сутки и за год.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/pravila-tehnicheskoy-ekspluatatsii-transportnyih-sredstv/

1. И.С. Туревский. Техническое обслуживание автомобилей. Учебник для учреждений СПО-М.: ИД «Форум-инфра-м», 2007. — 423 с.

. Дубасов В.С., Замешаев В.В., Лунин Е.В., Чекмарёв В.Н., Успенский И.А, Борычев С.Н., Бышов Н.В., Бычков В.В. Учебное пособие для студентов специальности 150200 — «Автомобили и автомобильное хозяйство». Рязань, 2005.

. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. и др. «Техническая эксплуатация автомобилей» — М.: Транспорт, 2001.