Техническая эксплуатация автотранспорта

Курсовая работа

технический ремонт автотранспортный

Основной задачей автомобильного транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках при наименьших материальных и трудовых затратах, при обеспечении высокого уровня безопасности дорожного движения и экологичности. Современный автомобильный транспорт играет важную роль в системе народного хозяйства страны. Автомобилизация многих отраслей экономики отличительная черта нашего времени. Практически ни одна отрасль народного хозяйства не может обходиться без автотранспортного обслуживания. В добывающих отраслях промышленности, строительстве, сельском хозяйстве автомобиль стал неотъемлемой частью средств механизации производства. Хорошо налаженные транспортные связи во многом определяют ритм общественного производства, темпы социально-экономических преобразований. Автомобильным транспортом перевозится более 85% народнохозяйственных грузов, 90% пассажиров.

Широкое применение автомобильного транспорта определяется его достоинствами, преимуществами перед другими видами транспорта:

  • возможность непосредственной доставки грузов, пассажиров «от двери до двери»;
  • приспособленность к перевозке грузов различных габаритов и массы;
  • оперативность организации перевозок, малые первоначальные капитальные вложения;

— сельскохозяйственной продукции, до 30% стоимости строительных работ. Себестоимость перевозок грузов автомобильным транспортом более чем в 20 раз выше по сравнению с железнодорожным, в 25 — по сравнению с морским и почти в 20 раз выше, чем на речном транспорте.

Автомобильный транспорт требует больших трудовых затрат. На единицу транспортной работы на автотранспорте они в 8 раз выше, чем на железнодорожном, в 12 — чем на речном и в 28 раз выше по сравнению с морским транспортом. На развитие, содержание и эксплуатацию автомобильного парка выделяются значительные материальные ресурсы, расходуется большое количество высококачественных материалов. Автомобильный транспорт — энергоемкий вид транспорта. Потребление топлива на единицу транспортной работы на автотранспорте более чем в 10 раз выше по сравнению с железнодорожным, речным и морским видами транспорта.

С ростом уровня автомобилизации, повышением скоростей движения увеличиваются опасность для жизни человека, вред, наносимый окружающей среде. Ежегодно в мире в автомобильных катастрофах погибают сотни тысяч людей, миллионы людей получают травмы. Автомобиль является источником загрязнения атмосферы вредными веществами. Один легковой автомобиль, например, при пробеге 1 км может выделить такое, количество оксида углерода, которого достаточно для насыщения им до предельно допустимого значения около 80 тыс. м 3 воздуха. Уровень уличного шума в крупных городах и промышленных центрах достигает 120… 130 дБ, что значительно превосходит уровень, который длительное время может переносить человек без опасных последствий для жизни.

14 стр., 6633 слов

Транспорт в годы Великой Отечественной войны

... автомобилей). Одновременно каждая дивизия формировала гужтранспортный батальон трехротного состава (562 парные повозки или столько же саней). Таким образом, тенденция централизованного использования автомобильного транспорта проявилась с самого начала Великой Отечественной войны, ... 361 тыс. т различных грузов. Огромную работу автомобильный транспорт выполнил в период оборонительных сражений на ...

Эффективность работы автомобильного транспорта, затраты на осуществление транспортной работы, влияние на окружающую среду во многом определяются тем, насколько совершенен, пригоден к выполнению заданных функций в конкретных условиях эксплуатации его подвижной состав. Основоположник науки об автомобиле акад. Е.А. Чудаков отмечал, что конструкция автомобиля в своемразвитии должна подчиняться эксплуатационным требованиям.

Конструкторам необходимо знание особенностей эксплуатации автомобилей в разнообразных дорожных и природно-климатических условиях, вытекающих отсюда требований к его

Многообразны требования к конструкции подвижного состава автомобильного транспорта в зависимости от вида груза, объема и расстояния перевозок, других факторов, определяющих транспортные условия эксплуатации автомобилей.

Затраты на поддержание работоспособности автомобиля (техническое обслуживание и ремонт, смазочные и другие эксплуатационные материалы, восстановление и ремонт шин и т.д.) составляют значительную долю себестоимости перевозок (от 9 до 25%), за амортизационный пробег они могут быть в 6…7 раз выше первоначальной стоимости автомобиля. В большой степени эти затраты зависят от надежности автомобиля, приспособленности его конструкции к производству работ по техническому обслуживанию и ремонту. Ознакомление с видами технических воздействий, которым автомобиль подвергается в процессе эксплуатации, их технологией, применяемым оборудованием также необходимо инженеру.

1. Корректировка нормативов ТЭА

Таблица 1. Исходные данные

Марка автомобиля

Д раб.дн.

Кл. р-он

КУЭ

l сс за месяц работы, км

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ЗИЛ-133ГЯ

355

Умеренный

3

50

67

170

283

227

264

265

275

282

257

149

30

где lсс — среднесуточный пробег единицы подвижного состава, км;

Драб.дн. — число дней работы подвижного состава в году, дней;

КУЭ — категория условий эксплуатации;

Кл. р-он — климатический район.

Численность транспортных средств: ЗИЛ-133ГЯ — 10 шт.

1.1 Корректировка нормативов пробега до КР и периодичности ТО

Корректировка осуществляется по соответствующим коэффициентам, значения которых принимаем согласно (приложения 3 таблица 2).

Для определения пробега до КР:

 корректировка нормативов пробега до кр и периодичности то 1, км (1)

где К1 — коэффициент корректировки нормативов в зависимости от условий эксплуатации;

К2 — коэффициент корректировки нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы;

К33 . К3 » — коэффициент корректировки нормативов в зависимости от природно-климатических условий;

К4 — коэффициент корректировки нормативов удельной трудоёмкости текущего ремонта;

LК (Н) — нормативный пробег до КР, км.

Для автомобиля КРАЗ-643701

.

Для ТО-1:

 корректировка нормативов пробега до кр и периодичности то 2, км (2)

.

Для ТО-2:

 корректировка нормативов пробега до кр и периодичности то 3, км (3)

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

.

гдеL1 Э , L2 Э — соответственно норма периодичности между ТО-1 и ТО-2 для эталонных условий, км;

Норма пробега до 2-го капитального ремонта составляет 80% от нормы пробега до 1-го капитального ремонта, поэтому:

.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

.

2. Определение коэффициента технической готовности

Нормативы для расчёта производственной программы, объёмов работ ТО и ТР, численности рабочих, постов и площадей приведены в таблице 3. Приложение 3 [3,4].

Коэффициент технической готовности определяется по формуле:

 определение коэффициента технической готовности 1 (5)

где ДТО-ТР — удельная норма простоя в ТО и ТР подвижного состава в днях на 1000 км пробега (табл. 4, Приложение 3);

ДК — нормативный простой автомобиля в КР на авторемонтном предприятии, дн. (табл. 4, Приложение 3);

ДТ — число дней на транспортировку автомобиля из АТП на авторемонтное предприятие и обратно;

Кд — коэффициент, учитывающий долю подвижного состава, отправляемого в КР от их расчетного количества;

L — скорректированный нормативный пробег подвижного состава до КР, км.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 определение коэффициента технической готовности 2

Таблица 3. Коэффициент технической готовности

Подвижной состав

l сс

Д ТО-ТР

К 4

α т

ЗИЛ-133ГЯ

193,25

0,43

1,55

0,95

3. Обоснование режима работы подразделений АТП

Режим работы производственных подразделений предприятий, включает в себя регламентированное количество рабочих дней в неделю, длительность рабочей смены, количество смен, время начала и конца смены.

Продолжительность рабочего времени рабочих и служащих предприятии не может превышать 40 ч в неделю при нормальных условиях труда и 35 часов в неделю на производствах с вредными для здоровья условиями работы.

Одной из основных особенностей работы транспорта, включая и автомобильный, является необходимость обеспечения перевозок грузов и пассажиров во все дни недели, в том числе в субботние, воскресные, а в ряде случаев, и в праздничные дни.

Соответственно, автобусы, легковые такси, а также грузовые автомобили (например, карьерные самосвалы), обслуживающие предприятия с непрерывным производством, должны эксплуатироваться в течение всем недели. Большинство грузовых автомобилей для своевременной загрузи складов промышленных предприятий и строительных организаций, для снабжения магазинов и сферы обслуживания населения используются в течение шестидневной недели.

Режим работы подвижного состава во многом определяет режим работы всех других подразделений автотранспортного предприятия.

При назначении режимов работы подразделений АТП стремятся обеспечить наилучшие условия труда и отдыха каждому трудящемуся, соблюдение требовании к организации транспортного процесса, рациональное использовании основного оборудования, в первую очередь, подвижного состава и автомобильных дорог.

Длительность смены (Тсм) при пятидневной рабочей неделе равна 8 ч. Продолжительность ежедневной работы при шестидневной рабочей неделе принимается 6,6 ч.

В ночную смену длительность работы не должна превышать 7 ч.

Вследствие сложных условий труда водителей в вечернее и ночное время стремятся обеспечить работу подвижного состава в светлое время суток — с 6.00 утра до 22.00 вечера.

В ночное время суток автомобили работают только по производственной необходимости. Круглосуточно, например, должны обслуживать карьерные самосвалы домны и другие непрерывные производства, легковые такси — пассажиров аэропортов, железнодорожных вокзалов и т.д.

Для повышения технической готовности, а следовательно, выпуска автомобилей на линию время работы зон ЕО, ТО-1, частично ТР, а в отдельных случаях и ТО-2 назначают в межсменное время автомобильного парка, т.е. в ночное время. В это время проводя весь объем уборочно-моечных работ (УМР) и в основном несложные, малой трудоемкости, работы ТО и ТР. Однако, качество работы в ночную смену, как правило, ниже чем в светлое время суток, поэтому сложные работы ТО и ТР стремятся проводить днем. В связи с этим, производственные отделения, зона ТР и зона ТО-2, как правило, работают в дневную смену. Днем в зоне ТР проводят наиболее сложные работы, для которой так же, как и для зоны ТО-2 считают целесообразным снимать автомобили с линии. Двухсменный и даже трехсменный суточные режимы работы зоны ТР в настоящее время общеприняты на АТП. При этом, зона работает по пятидневной или шестидневной неделе с дежурными бригадами в выходные дни.

Время пребывания автомобиля в наряде определяют по формуле:

.

гдеТсм — время смены, ч;

Тпз — подготовительно-заключительное время, ориентировочно Тпз =0,3 ч;

С — число рабочих смен работы подвижного состава на АТП.

.

Время нахождения автомобиля на линии (маршруте) с учётом обеденных перерывов:

.

где То — время перерыва на обед, То =0,75-1,0 ч.

.

Начало выпуска автомобилей на линию назначают с учетом работы общественного транспорта, позволяющего водителям своевременно прибыть на работу. Время выпуска и возврата на линию (Твоз ) зависит от количества автомобилей на АТП.

Учитывая, что выпуск и возврат автомобилей на АТП происходят не одновременно, определяют межсменное время подвижного состава:

Тмсмвоз (8)

Тмс =6,7-1,5=5,2 ч.

На основании принятых режимов работы составляют таблицу.

Таблица 4. Показатели режимов работы подразделений ПТО АТП

Подразделение

Число рабочих дней в год

Часов работы в смену

Месяцы

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

12

Зона ЕО

29

28

30

29

29

30

30

29

29

31

30

31

8

Зона ТО-1

23

20

21

21

21

21

23

21

22

23

20

23

8

Зона ТО-2

23

20

21

21

21

21

23

21

22

23

20

23

8

4. Расчёт количества технических воздействий

В реальных условиях конкретного предприятия годовой пробег автомобиля, а следовательно, программа и объем работ ТО и ремонта не соответствуют циклу (как правило, они меньше), но именно они закладываются в годовые планы деятельности предприятия. Поэтому технологический расчет выполняется от цикла к году и далее к суткам и смене, а также от одного условно обобщенного автомобиля-представителя технологически совместимой группы, ко всему парку подвижного состава АТП.

1 Расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль

При числе капитальных ремонтов Nкр =1, получим:

количество ТО-2 за цикл:

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 1, ед. (9)

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 2 ед.

Количество ТО-1 за цикл:

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 3, ед. (10)

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 4 ед.

Количество ЕО за цикл:

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 5, ед. (11)

гдеlсс — среднесуточный пробег, км (принимается согласно заданию) Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 расчёт количества технологических воздействий на один автомобиль 6 ед.

4.2 Определение годового пробега подвижного состава и производственной программы ТО

Годовой пробег единицы подвижного состава:

.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

.

.

Для автомобиля ЗИЛ-133 гя

.

В данном методе расчета, простой подвижного состава по организационным причинам не учитывается. Поэтому, при расчете годового пробега используется не коэффициент выпуска автомобилей, а коэффициент технической готовности. Годовое число обслуживаний, выполняемых ежедневно при возврате подвижного состава с линии и выпуске его на линию (ΣNЕОс.г. ), и выполняемых перед ТО и ТР (ΣNЕОт.г. ), ТО-1 (ΣN1г. ) и ТО-2 (ΣN2г. ):

.

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 1, (15)

ΣNЕОт.г =Σ(N1г. + N2г. ), (16)

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 2, (17)

где 1,6 — коэффициент, учитывающий выполнение NЕОт. , при ТР.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

.

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 3 ед.

ΣNЕОт.г =(145+ 47)= 192 ед.

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 4 ед.

Суточная производственная программа по видам обслуживания:

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 5 (18)

где Драб.г i — годовое число рабочих дней данной зоны обслуживания.

Для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 6

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 7

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 8

 определение годового пробега подвижного состава и производственной программы то 9

Суточная производственная программа является критерием выбора метода организации ТО (на универсальных постах или поточных линиях).

Расчетная суточная программа конкретного вида обслуживания может быть не кратна единице. В этом случае, для реальной возможности планирования производства можно принять

округлить расчётную суточную программу до целого числа;

установить переменный цикл суточной программы в течение нескольких дней по приведённым в таблице 4 примерам:

Исходные данные и результаты расчёта годовой производственной программы ТО приводятся по форме табл. 5, а суточной программы по форме табл. 6.

Таблица 5. Годовые пробеги подвижного состава и годовая производственная программа ТО

Подвижной состав

L Г , км

L ГП , км

ΣN ЕОс.г.

ΣN ЕОт.г.

ΣN 1г.

ΣN 2г.

ЗИЛ-133ГЯ

61743

617430

3514,5

192

145

47

Таблица 6. Суточная производственная программа ТО

Подвижной состав

Д раб.г.ЕОс

N ЕОс.г

Д раб.г.ЕОт

N ЕОт.г.

Д раб.г.1

N 1г.

Д раб.г.2

N 2г.

ЗИЛ-133ГЯ

355

10

355

0,4

355

0,5

355

0,1

Заключение

При выполнении курсового проекта мы производили расчёты по техническому обслуживанию автомобиля маркиЗИЛ-133ГЯ. В результате чего мы научились составлять графики согласования ТО и диагностики подвижного состава. В результате мною были получены данные по пробегу до проведения ТО-1, ТО-2 и КР, а также количеству ЕО, ТО-1 и ТО-2 в сутки и за год.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/pravila-tehnicheskoy-ekspluatatsii-transportnyih-sredstv/

1. И.С. Туревский. Техническое обслуживание автомобилей. Учебник для учреждений СПО-М.: ИД «Форум-инфра-м», 2007. — 423 с.

. Дубасов В.С., Замешаев В.В., Лунин Е.В., Чекмарёв В.Н., Успенский И.А, Борычев С.Н., Бышов Н.В., Бычков В.В. Учебное пособие для студентов специальности 150200 — «Автомобили и автомобильное хозяйство». Рязань, 2005.

. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. и др. «Техническая эксплуатация автомобилей» — М.: Транспорт, 2001.