Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Курсовая работа

Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества. Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге. Нарушение же правил эксплуатации транспортных средств выражается в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

По оценкам специалистов потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными.

Целью данной курсовой работы является изучение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения данной цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:

1. Изучить уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

2. Дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Объектом исследования будет являться, уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования будут являться, общественные отношения, связанные с изучением уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

5 стр., 2482 слов

Расположение транспортных средств на дороге

... полосы). под полосой движения Безопасный интервал 2. Общие правила. Количество полос на проезжей части для движения нерельсовых транспортных средств определяется дорожной разметкой или дорожными знаками 5.16, 5.17.1, ... линиями 1.1с обеих ее сторон. В определенных дорожных условиях (снегопад, загрязненность дороги, стирание линий в процессе эксплуатации, ремонт дороги и т. п.) разделительных линий ...

1. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

1.1 Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

В УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта посвящена самостоятельная глава. Видовым объектом этих преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов транспорта.

В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления, объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл. 27 УК соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст. 270 и 271 УК (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов).

Первое из них представляет собой частный случай оставления в опасности, а второе — скорее посягает на порядок управления. Чучаев А.П. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [текст] / А.П. Чучаев. — Ульяновск, 2007. С.17

Помимо этого, ранее ст. 265 УК (оставление места дорожно-транспортного происшествия) воспринималась как частный случай оставления в опасности, что в общей форме предусмотрено ст. 125 УК (оставление в опасности), но Федеральным законом от 21.11.2003 № 162-ФЗ ст. 265 из УК исключена.

Основным непосредственным объектом различных преступлений, входящих в гл. 27 УК, следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность функционирования конкретного вида транспорта. Дополнительным объектом большинства преступлений являются здоровье и жизнь человека.

Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им является транспорт.

Как и диспозиции всех норм о преступлениях, сопряженных с нарушением определенных правил, диспозиции рассматриваемых статей носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нарушение конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности движения или эксплуатации транспорта были нарушены лицом, а потому следует помимо УК обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти правила. К ним относятся Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» с изм. на 07.07.2003, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003, Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с изм. на 10.01.2003, Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г. с изм. на 07.05.2003″ и ряд других нормативных актов.

Составы двух преступлений следует отнести к формальным. Это — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК).

Большинство преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта по характеристике объективной стороны представляет собой материальный состав, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо наличие предусмотренного в законе последствия и причинной связи между деянием и последствием.

4 стр., 1652 слов

Реферат виды транспорта и правила поведения

... видов транспорта, а также в соответствии с положениями настоящей главы. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и ... грузоотправителей и перевозчиков (договоры об организации перевозок, договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку ... транспортные средства и коммуникации (в том числе пути сообщения, системы управления движением, сооружения и иное имущество), ...

Установление причинной связи в неосторожных преступлениях, особенно если они связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности. Еще в 70-х гг. XX в. на эту проблему пристальное внимание обратил П.С. Дагель, который при анализе признаков состава таких преступлений выделял несколько этапов в развитии причинной связи: 1) возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены; 2) возникновение аварийной ситуации, когда техника еще находится под контролем лица, нарушившего правила, и оно может избежать причинения вреда; 3) выход техники из-под контроля субъекта и полная утрата им возможности предотвращения последствий; 4) реальное наступление последствий. Дагель П.С. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности [текст] / П.С. Дагель // Вопросы борьбы с преступностью. — М., 1981, Вып. 34. С.30.

При изучении особенностей причинной связи в рассматриваемых преступлениях специалисты в области уголовного права обратили также внимание на множественность факторов, способных оказать воздействие на развитие причинной связи (нарушение правил предосторожности выступает лишь как один из них).

Нерсесянц В.А. Ответственность за неосторожные преступления [текст] / В.А. Нерсесянц. — СПб, 2002. С.161 Так, серьезное влияние на развитие ситуации могут оказать поведение самого потерпевшего, например переход улицы в неустановленном месте при интенсивном движении транспорта, дефекты дорожного покрытия и т.п. Не исключены и случаи вынужденного причинения вреда, когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По общему правилу вред, причиненный при крайней необходимости, не является преступлением.

Федеральный закон от 21.11.2003 № 162-ФЗ внес существенные изменения в характеристику последствий преступлений, предусмотренных ст. 263, 264, 266, 267, 268 и 269 УК, исключив указание на причинение средней тяжести вреда здоровью, а в некоторых — и на причинение крупного ущерба. В качестве последствия в основных составах преступлений в настоящее время предусмотрено причинение тяжкого вреда здоровью человека. Только в ч. 1 ст. 267 УК осталось указание также и на причинение крупного ущерба. Если предусмотренное УК последствие отсутствует, лицо может быть привлечено к административной, дисциплинарной или материальной ответственности.

В качестве квалифицирующего признака (за исключением ст. 270 и 271 УК) предусмотрено причинение человеку смерти по неосторожности, а в качестве особо квалифицирующего — смерть двух или более лиц.

Субъективная сторона рассматриваемых преступлений, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 270 и 271 УК, характеризуется неосторожностью. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов совершаются умышленно.

В тех составах, в которых субъект наделен специальными признаками, связанными с выполняемой им работой, его возраст — не менее 18 лет. В остальных составах субъект — лицо, достигшее 16 лет. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 267 УК, является лицо, достигшее возраста 14 лет.

12 стр., 5799 слов

Дорожно-транспортные преступления

... автомобилизации России проблема объективной квалификации преступлений связанных с транспортными средствами является особенно актуальной. Далеко не секрет, что в преступлениях, в которых нарушаются правила дорожного движения и правила эксплуатации транспортных средств ежегодно получают ранения ...

Вопрос о классификации преступлений, включенных в гл. 27 УК, в литературе решается не однозначно. Иногда подразделение преступлений на виды отсутствует, но чаще всего рассматриваемые преступления делятся на две группы. Так, И.М. Тяжкова выделяет преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации в процессе движения транспорта (ст. 263, 264, 265, 271), и иные преступления в сфере функционирования транспорта. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности [текст] / И.М. Тяжкова. — СПб, 2002. С.83 Согласно группировке составов, предложенной А.И. Чучаевым, к деяниям, посягающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта, отнесены преступления, предусмотренные ст. 263, 264, 266-269 УК, а к иным преступлениям в сфере функционирования транспорта — деяния, предусмотренные ст. 265 (теперь исключена из УК), 270 и 271 УК. Чучаев А.П. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [текст] / А.П. Чучаев. — Ульяновск, 2007.С.20 Таким образом, по данной классификации, представляющейся наиболее логичной, преступления, которые не совсем четко вписываются в гл. 27 УК по признаку видового объекта, выделены в самостоятельную группу

1.2 Основания уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Небольшое количество норм уголовного права, предусматривающих ответственность за нарушение правил дорожного движения, порождает среди владельцев автомобилей, мотоциклов, других механических транспортных средств, а также, к сожалению, и среди работников правоохранительных и правоприменительных органов иллюзию, будто бы уголовно-правовая проблема в области безопасности дорожного движения довольно несложна. Истоки этой иллюзии лежат в недостаточно четком понимании дискуссионности и нерешенности ряда специальных вопросов, составляющих эту проблему.

Действительно, для человека, управляющего транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, уголовная ответственность в настоящее время предусмотрена статьями 264 и 265 Уголовного Кодекса РФ.

Наибольшего внимания требует в настоящем изложении ст.264 УК РФ, которая наиболее часто применяется в практике для квалификации действий водителя, повлекших уголовно-наказуемое дорожно-транспортное происшествие. Эта статья называется «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Естественно, прежде всего, необходимо понять, какие правовые акты скрываются за формулой «правила дорожного движения и эксплуатации Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. Специальные вопросы уголовного и административного права. [Текст] / В.В. Лукьянов. — М., 2008. С. 24..

Поскольку речь идет об основаниях уголовной ответственности, под «правилами дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» следует понимать такую совокупность правовых норм, выполнение которых означает, что водитель не совершил уголовно-наказуемого правонарушения. В Правилах дорожного движения (ПДД) определено, что настоящие Правила устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им (п. 1.1).

8 стр., 3574 слов

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации ...

... состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. 4. Грузовой автомобиль ...

Другими словами, названные в ст.264 УК РФ «правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

Поэтому важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД или приложения к ним (конкретные пункты).

Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть.[Текст] Учебник / Под редакцией Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2007. С. 416..

Такая неисправность не названа в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. В Правилах дорожного движения прямо указано, что водитель обязан обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации (п. 2.3.1 ПДД).

Названный выше Перечень является приложением к этим Основным положениям.

Встречающиеся ошибки предварительного следствия, когда водителю вменяют в вину управление автомобилем с техническими неисправностями, не названными в Перечне, показаны далее при рассмотрении конкретных дел.

Для наступления уголовной ответственности недостаточно факта нарушения Правил дорожного движения. Необходимо, чтобы это нарушение повлекло за собой наступление последствий, предусмотренных уголовным законом. Следовательно, вторым обязательным условием уголовной ответственности являются последствия, которые это нарушение повлекло.

В настоящее время закон предусматривает два вида последствий, каждому из которых соответствует одна из частей статьи 264 УК РФ.

К первому виду последствий относятся тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Закон в данном случае не называет в качестве квалифицирующего признака число пострадавших, а только указывает степень тяжести вреда, причиненного здоровью. Причинение легкого вреда здоровью по неосторожности в результате нарушения водителем Правил дорожного движения не является уголовно-наказуемым и относится к административным проступкам Комиссаров В.С. Уголовное право Российской Федерации [Текст] / Под редакцией В.С. Комисарова. М., 2008. С. 243..

Поэтому если при опрокидывании автомобиля по вине водителя легкие телесные повреждения получили даже 10-12 человек, уголовная ответственность наступить не может. За легкий вред здоровью одному или нескольким людям уголовная ответственность водителю не предусмотрена.

Максимальное наказание по ч. 1 ст. 264 УК РФ — лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового. Максимальное наказание имеет в настоящем изложении два принципиально важных значения.

Во-первых, в соответствии со ст. 15 УК РФ такие действия признаются преступлением небольшой тяжести. Во-вторых, в соответствии со ст.58 ч. 1 п. «а» УК РФ, лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, отбывание лишения свободы назначается в колониях-поселениях, а не в колониях общего режима.

7 стр., 3473 слов

Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения ...

... ответственность за нарушение правил международных полетов (ст. 84), нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст. 85), повреждение путей сообщения и транспортных средств (ст. 86). На момент вступления в силу Уголовного ...

По ч.2 ст.264 УК РФ квалифицируются нарушения водителем правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшие по неосторожности смерть одного человека. Если при аварии, кроме одного погибшего, пострадало еще несколько человек, которые, однако, остались живы, квалификация действий водителя не меняется.

Нередки случаи, когда при авариях, особенно при столкновениях транспортных средств и наездах на неподвижное массивное препятствие, погибает один человек, а остальные пассажиры получают телесные повреждения различной тяжести. Эти случаи квалифицируются по ч.2 ст.264 УК РФ. Максимальное наказание по этой норме уголовного права — лишение свободы до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством до 3 лет.

По ч. З ст.264 квалифицируются действия водителя, нарушившего правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в случаях, когда такое нарушение повлекло смерть двух и более лиц. Число погибших (если их два и более), а также число других пострадавших, оставшихся в живых, не имеет квалифицирующего значения. По этой норме уголовного права предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 10 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет Никулин С. Уголовное право России. Общая и Особенная части.[Текст] / С. Никулин. — М., 2008. С. 472..

В случае назначения судом наказания до 5 лет лишения свободы водители отбывают наказание в колонии-поселении, а свыше 5 лет — в исправительных колониях общего режима (ст.58 УК РФ).

Уголовно-правовая квалификация дорожно-транспортных преступлений напрямую зависит от определения судебно-медицинской экспертизой тяжести вреда здоровью человека, и потому на практике реже вызывает затруднения и споры. Установление нарушения Правил дорожного движения водителем, напротив, зачастую оказывается настолько сложной задачей, что участие в деле адвоката просто необходимо.

Дела о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) — из наиболее сложных для расследования и защиты. Трудность их состоит в том, что по каждому делу, помимо обычных уголовно значимых обстоятельств, необходимо в полном объеме выяснить взаимодействие человека и техники.

На первый взгляд, они кажутся простыми: водители не отрицают факта столкновения, пострадавшие отправлены в больницу, и даже осмотр места происшествия произведен почти сразу после наезда или опрокидывания.

Уголовное судопроизводство в России построено так, что адвокат постоянно оказывается в противостоянии суду. Эта мысль проводится в Уголовно-процессуальном кодексе с первой его статьи, где указано, что порядок судопроизводства един и обязателен по всем уголовным делам для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Легко заметить, что адвокат как процессуальная фигура не значится среди тех, для кого порядок судопроизводства един и обязателен Кудрявцев В. Уголовное право России. Особенная часть.[Текст] / В. Кудрявцев. — М., 2007. С. 315..

Эта же идея противопоставления адвоката проводится и в ряде других уголовно-процессуальных норм. Так, ст.22 УПК РФ, регламентирующая право обжалования действий и решений суда, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, не называет среди субъектов этого права адвоката (или защитника), а только заинтересованных граждан, предприятия, учреждения и организации.

6 стр., 2719 слов

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

... о задержании транспортного средства или в протоколе о запрещении эксплуатации транспортного средства указываются дата, время, место, основания принятия решения о задержании транспортного средства или запрещении его эксплуатации, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и ...

Задача защиты — помочь обеспечить торжество закона: невиновный не должен быть наказан, никто не может быть осужден без достаточных оснований, ни одно смягчающее вину обстоятельство не должно пройти мимо внимания суда. Необходимо, чтобы судьба подсудимого зависела не от того, кто умнее — адвокат или обвинитель, — а от полноты и правильности выявления обстоятельств.

Иногда судье достаточно снять два-три вопроса адвоката, отказать в ходатайстве о проведении экспертизы, и вина потерпевшего становится не только недоказанной, но и недоказуемой. Такое не может быть нормой, а значит, одно из главных условий совершенствования правосудия в настоящее время — снять с суда задачу раскрытия преступлений и исключить искусственное противопоставление.

2. Иные преступления в сфере функционирования транспорта, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 269, 270 УК РФ)

уголовный дорожный правило транспортный

2.1 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

Непосредственным объектом выступает общественное отношение, обеспечивающее исправное состояние транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а также транспортной коммуникации. Дополнительным объектом — по ч. 1 интересы здоровья и собственности, по ч. 2 и 3 — жизнь человека. К предмету анализируемого преступления относятся транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи и иное транспортное оборудование, понятие которых дано в ст.266 УК, а равно транспортные коммуникации, т.е. постоянные маршруты движения транспортных средств, а также сооружения, специально оборудованные в целях обеспечения безопасности движения транспорта.

С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется тремя обязательными признаками: деянием, последствиями и причинной связью между ними. Деяние заключается в разрушении, повреждении, приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние перечисленных выше предметов, а также блокирование транспортных коммуникаций.

Под разрушением понимается приведение в полную негодность транспортного средства или транспортного оборудования, полный распад системы, в силу которого она теряет способность функционировать и не подлежит восстановлению либо из-за технической возможности, либо из-за экономической нецелесообразности.

Повреждение — частичное изменение в структуре и форме технической системы, в силу которого она полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлена. Способы разрушения или повреждения могут быть самыми разнообразными (например, отвинчивание гаек, прикрепляющих рельсы к шпалам).

Приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние может заключаться в любых действиях, в результате чего транспортные средства или технические системы не могут быть использованы по предназначению (например, затопление транспортного средства, вложение в механизмы посторонних предметов и т.п.) Казанцев С. Я. Уголовное право [Текст] / С.Я. Казанцев, Л.Л. Кругликов, П.Н. Мазуренко, Ф.Р. Сундуров — М., 2007.С.187

Блокирование транспортных коммуникаций заключается в создании препятствий для свободного передвижения транспорта (например, преграждение дороги, взлетной полосы, акватории порта и т.д.).

Состав преступления — материальный. Последствиями настоящего преступления являются причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба (ч. 1), либо наступление смерти человека (ч. 2 и 3).

Под крупным ущербом следует понимать как материальный ущерб, так и дезорганизацию работы транспорта. Следует учитывать, что понятие крупного ущерба является оценочным, по которому решение будет приниматься правоприменительными органами с учетом обстоятельств конкретного дела.

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения с субъективной стороны предлагает двойную форму вины: умысел по отношению к разрушению и другим запрещенным действиям: неосторожность по отношению к наступившим последствиям.

Субъектом преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.

От преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 167, 214 УК, комментируемое преступление отличается предметом посягательства. Разрушение или повреждение путей и средств сообщений, совершенные в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ, образует признаки состава диверсии (ст. 281 УК).

Те же деяния, совершенные путем взрыва, поджога либо иным способом, создающим опасность гибели людей или наступления иных общественно опасных последствий в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти, оцениваются как терроризм и квалифицируются по ст. 205 УК.

2.2 Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ)

Непосредственным объектом рассматриваемой нормы выступает общественное отношение, регулирующее безопасность функционирования магистральных трубопроводов. Дополнительный объекты — здоровье (ч. 1) и жизнь человека (ч. 2 и 3).

Предмет преступления — магистральный трубопровод, под которым понимается комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для транспортировки нефтяных газов и нефтепродуктов. Они могут быть магистральными, т.е. несущими основной поток содержимого вещества, вспомогательными (ответвляющиеся по потребителям линии) и складскими (наземные, подземные, подводные).

Нарушение правил, обеспечивающих безопасное функционирование иных нефтепродуктопроводов, должно рассматриваться в зависимости от наступивших последствий и от формы вины лица, выполняющего деяние, как повреждение или уничтожение имущества, либо как нарушение правил по технике безопасности, либо как преступление против личности. При отсутствии последствий деяние может влечь дисциплинарную, материальную или административную ответственность.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражено в деянии в виде нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистрального трубопровода. Для правильной квалификации преступных деяний необходимо обратиться к специальным ведомственным нормативным правовым актам, регулирующим строительство, эксплуатацию и ремонт магистрального трубопровода. К ним относятся, в частности Правила технической эксплуатации магистральных трубопроводов, Правила охраны магистральных трубопроводов.

Строительство магистрального трубопровода включает в себя как непосредственно его сооружение, так и проектирование, испытание на прочность и проверку на герметичность. Эксплуатация магистрального трубопровода предлагает безопасное его функционирование в соответствии с предназначением. Ремонт означает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он может быть текущим, средним и капитальным.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления включает вину в форме неосторожности. При этом виновный сознательно нарушает известные ему правила безопасности, предвидит возможность наступления тяжкого вреда здоровью или смерти, но без достаточных тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие) либо не предвидит наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть (преступная небрежность).

Субъект преступления — физическое, вменяемое лицо, достигшее 16 лет, которое осуществляет работы, связанные со строительством, ремонтом и эксплуатацией магистрального трубопровода. Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть.[Текст] Учебник / Под редакцией Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2007. С.214

2.3 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)

В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членам экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.).

По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступления имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.

Отказ терпящих бедствие от принятия помощи по общему правилу исключает состав данного преступления.

Состав формальный и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал «sos». Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющим прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая к серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров (оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет).

По объективной стороне преступления на квалификацию влияет место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды РФ и другого государства. Обстановка — терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна сознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

Субъект преступления специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.

Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК РФ. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части [текст]: Учебник / под ред Н.Г. Кадникова. — М.,2006.С.731

Заключение

В данной работе была рассмотрена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также дана общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Непосредственным объектом нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, следует признавать общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Ныне действующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. В ч.2 данной статьи установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступления — «то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека». И, наконец, ч.3 ст. 264 УК РФ устанавливает еще более строгое наказание, если действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц. Предусмотренная ст. 264 УК РФ уголовная ответственность за нарушение по легкомыслию или небрежности правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает, если данные нарушения повлекли следующие вредные последствия: смерть человека; причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; причинение крупного ущерба.

Между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями должна существовать причинная связь, т. е. данные нарушения должны быть причиной аварии, ее необходимым условием: если бы не было нарушений, то не произошло бы и аварии, результатом которой явились указанные в ст. 264 УК РФ вредные последствия.

Степень тяжести причиненного здоровью вреда определяется судебно-медицинским экспертом.

К ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств может быть привлечено лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные транспортные средства, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств, передвигающиеся по дорогам с помощью двигателя. Лицо признается управляющим транспортным средством независимо от того, управляет ли оно машиной, которая движется своим ходом, или машиной, которая движется на прицепе у другой машины. Отсутствие водительского удостоверения у лица, управляющего транспортным средством, а равно лишение его этих прав не имеет значения для привлечения виновного к ответственности. Виновным может быть признан водитель, непосредственно управляющий транспортным средством, безотносительно к основаниям управления (собственник, лицо, управляющее по доверенности, либо лицо, угнав шее транспортное средство, и т. д.).

К ответственности за совершение данного преступления может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/prestupleniya-protiv-bezopasnosti-dvijeniya-i-ekspluatatsii-transporta/

1. Конституция Российской Федерации. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 32 с. — (Кодексы и законы России)

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 19.05.2010)

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 19.05.2010)

4. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О безопасности дорожного движения» (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995)

5. Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 03.07.2008) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.07.2008)

6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.02.2010) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

7. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части [текст]: Учебник / под ред Н.Г. Кадникова. — М.,2006.

8. Дагель П.С. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по неосторожности [текст] / П.С. Дагель // Вопросы борьбы с преступностью. — М., 1981, Вып. 34.

9. Иногамова-Хегай Л.В. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть.[Текст] Учебник / Под редакцией Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2007.

10. Казанцев С.Я. Уголовное право [Текст] / С.Я. Казанцев, Л.Л. Кругликов, П.Н. Мазуренко, Ф.Р. Сундуров — М., 2007.

11. Комиссаров В.С. Уголовное право Российской Федерации [Текст] / Под редакцией В.С. Комисарова. М., 2008

12. Кудрявцев В. Уголовное право России. Особенная часть.[Текст] / В. Кудрявцев. — М., 2007

13. Лукьянов В.В. Состав и квалификация дорожно-транспортных преступлений и административных правонарушений. Специальные вопросы уголовного и административного права [Текст] / В.В. Лукьянов. — М., 2008

14. Наумов А.В. Российское уголовное право. Курс лекций: в 3 т. Т. 1: Общая часть.[Текст] / А.В. Наумов. — М., 2007

15. Нерсесянц В.А. Ответственность за неосторожные преступления [текст] / В.А. Нерсесянц. — СПб, 2002.

16. Никулин С. Уголовное право России. Общая и Особенная части [Текст] / С.Никулин. — М., 2008

17. Прохоров Л. А.Уголовное право [Текст] / Л.А. Прохоров, М.Л. Прохорова. — М., 2007.

18. Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников повышенной опасности [текст] / И.М. Тяжкова. — СПб, 2002

19. Чучаев А.П. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [текст] / А.П. Чучаев. — Ульяновск, 2007.

Приложение А

Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Приложение Б

Основные принципы обеспечения безопасности движения

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Объект уголовного преступления

Один из объективных признаков состава преступления, который представляет собой общественные отношения, охраняемые уголовным законом от преступных посягательств

2

Объективная сторона уголовного преступления

Совокупность установленных уголовным законом признаков внешнего проявления преступного поведения, посягающего на объекты уголовно-правовой охраны

3

Правила дорожного движения

Основной нормативный акт, регулирующий движение транспортных средств и пешеходов

4

Субъект уголовного преступления

Физическое вменяемое лицо, совершившее запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, достигшее к моменту совершения преступления возраста уголовной ответственности

5

Субъективная сторона уголовного преступления

определенное психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и наступившим последствиям, которое характеризуется конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями

6

Транспортное средство

устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

7

Уголовная ответственность

предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление, влекущее отрицательные правовые последствия

8

Уголовное преступление

одна из основных категорий уголовного права. В статье 14 УК России дается определение понятия преступления: виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания

9

Уголовный кодекс Российской Федерации

систематизированный законодательный акт; определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания за них, а также иные меры уголовно-правового характера.

10

Эксплуатационная безопасность транспортного средства

состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции транспортного средства, изменение которых в процессе эксплуатации может привести к недопустимому риску причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде