Принципы таможенной политики

Курсовая работа

Принципы таможенной политики

1. Участие РФ в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела

1.1 Общепризнанные принципы таможенной политики, рекомендации и таможенные обычаи, их роль в регулировании таможенных отношений

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства и, следовательно, зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Цели таможенной политики Российской Федерации определены в ст. 1 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» а также уточнены применительно к таможенно-тарифному регулированию в статье 1 Закона РФ «О таможенном тарифе».

Одна из задач таможенной политики Российской Федерации — рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты — по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин.

Таможенная политика направлена ​​на поддержание рационального баланса между экспортом и импортом товаров, доходами и расходами в иностранной валюте. Регулирование таможенных тарифов влияет на состояние расчетов и платежного баланса в России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток валютных ресурсов в Россию.

13 стр., 6321 слов

Таможенное регулирование в России

... товарных позиций. Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования, а также ...

Под расчетным балансом понимается соотношение между кредитами и денежными обязательствами конкретной страны перед зарубежными странами, возникшими в результате внешнеэкономической деятельности. Платежный баланс охватывает кредиты и обязательства в денежном выражении независимо от срока платежа, в отличие от платежного баланса, который включает только платежи, произведенные в течение определенного периода.

С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций: функции защиты прав, свобод и общественных интересов человека.

Использование таможенных инструментов также призвано способствовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации. Одна из основных задач развития экспортного потенциала России — повышение конкурентоспособности отечественной продукции, в основном механической и технической.

Задача таможенной политики — также защитить российскую экономику от негативного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичных товаров, многие из которых значительно превосходят отечественных производителей по техническим и ценовым параметрам. Этим объясняется высокий уровень конкуренции со стороны внешней торговли и существование «ножниц цен» на мировом и внутреннем рынках. Для выравнивания мировых и внутренних цен можно использовать таможенные пошлины для регулирования потока импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных, в том числе запретительных, мер. При отсутствии импорта неизбежен рост себестоимости продукции и цен на внутреннем рынке. С другой стороны, чрезмерный импорт препятствует развитию внутреннего производства и ведет к дисбалансу торговых соглашений с зарубежными странами.

Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели — обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится, что «обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями государственной политики». При этом подчеркивается необходимость усиления защиты интересов отечественных производителей «в контексте либерализации внешней торговли России и усиления конкуренции на мировом рынке товаров и услуг».

Таможенная политика выполняет также фискальную функцию. Уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. На важность этой задачи таможенного регулирования указывают бюджетные ассигнования на уплату таможенных пошлин и других таможенных платежей. Наконец, еще одна задача таможенной политики — создать условия для эффективной интеграции России в мировую экономику.

3 стр., 1126 слов

Таможенные органы Российской Федерации

... сотрудничества в таможенном деле и др. В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: понятие, структура, функции государственных таможенных органов, а также специализированные таможенные органы. Глава 1. Таможенные органы Российской Федерации, Таможенные органы Термин «таможенные органы» используется действующими ...

Аналогичная норма содержится в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». «В целях интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и зонах свободной торговли, основанных на установлении единой таможенной территории без применения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговли между странами-участницами этих союзов и странами-участницами деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли. При этом у стран-участниц таможенных союзов устанавливается единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими странами, а у стран-участниц деятельности, осуществляемой в зонах свободной торговли, сохраняются национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами».

Курс на интеграцию Российской Федерации в мировую экономику был подтвержден в Плане действий Правительства РФ в области политики и модернизации экономики на 2000 — 2001 годы Этот документ предусматривает следующее: «Таможенная политика будет осуществляться в соответствии с переговорной позицией при вступлении Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. В этой связи основной задачей реформирования таможенной системы на 2000 — 2001 годы является стимулирование интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и содействие ее структурной перестройке, а также обеспечение эффективного выполнения фискальной функции таможенных пошлин. С этой целью правительство Российской Федерации намерено постепенно снижать и унифицировать тарифы и штрафы, отменять таможенные льготы и совершенствовать практику таможенного администрирования».

Таможня в РФ осуществляется в строгом соответствии с таможенным законодательством. Общее направление развития таможенной деятельности — гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой.

Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям:

1) взаимодействие со странами СНГ;

2) сотрудничество со странами «дальнего зарубежья»;

3) участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.).

Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенная деятельность в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может в одностороннем порядке регулировать таможенные вопросы с помощью национального законодательства. В то же время международная значимость таможенной политики очевидна, так что эти вопросы становятся предметом договорного регулирования. Если государство при решении таможенных вопросов не учитывает интересы других стран или проводит вредную для них таможенную политику, могут возникнуть «таможенные войны», которые осложнят внешнеэкономические отношения и международные отношения в целом. Необходимость международно-правового сотрудничества в таможенной сфере также продиктована сложностью современных таможенных тарифов, наличием множества обременительных таможенных формальностей, препятствующих развитию международной торговли.

3 стр., 1063 слов

Таможенное сотрудничество стран таможенного союза в области таможенно-тарифного ...

... нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования в странах Таможенного союза; проанализировать современную ситуацию, основные проблемы и возможные пути решения в области таможенно-тарифного регулирования; дать оценку таможенному сотрудничеству в странах Таможенного союза в области таможенно-тарифного регулирования. ...

Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях. Унификация национальных обычаев и правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов.

Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций.

1.1 Международные организации, занимающиеся проблемами таможенного дела

В регулировании международной торговли и решении проблем таможенного дела особую роль играют Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация (ВТО), а на европейском уровне — Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них.

В основу деятельности ВТО, сменившей в 1995 г. Генеральное соглашение по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы свободной торговли и национального режима (предоставление иностранным товарам и услугам на территории импортирующего государства того же режима, что и для национальных товаров и услуг).

Целью ВТО является снижение торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. Эти цели согласуются с поддерживаемой ВТО политикой постепенного снижения импортных пошлин и постепенного устранения других торговых барьеров.

Всемирная таможенная организация (ВТО) — межправительственная организация по вопросам таможни.

ВТО была основана 15 декабря 1950 года в Брюсселе, где были подписаны три конвенции: Конвенция об учреждении Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре.

26 января 1953 года состоялось учредительное заседание Совета таможенного сотрудничества, в котором приняли участие таможенные службы 17 стран Европы. Поэтому Международный день таможенника каждый год отмечается 26 января.

Со временем Совет таможенного сотрудничества превратился в всемирную организацию. В октябре 1994 он был переименован во Всемирную таможенную организацию.

В настоящее время ВТО объединяет 169 государств. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО с 1992 года. В июле 2000 года русскому языку был придан статус рабочего языка Всемирной таможенной организации (наряду с английским, французским и испанским) для использования его в так называемой гармонизированной системе описания и кодирования товаров.

С момента основания основными задачами организации были гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства и развитие международного сотрудничества.

ВТО поддерживает тесные контакты с Интерполом, службой ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совбеза ООН.

В июне 2005 года Советом ВТО были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, цель которых — упростить таможенные процедуры, защитить каналы международной торговли от их использования террористическими организациями и преступными синдикатами и сделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципами системы, которая будет применяться таможенными службами в мире, являются переход к автоматическим таможенным процедурам (когда таможня работает на основе данных, предоставляемых компаниями, и осуществляет лишь выборочный контроль), предварительный обмен данными автоматизированным способом, создание технологий контроля транспортных средств и контейнеров, а также создание партнерских отношений с бизнесом.

4 стр., 1748 слов

Южноафриканский таможенный союз

... Западноафриканский экономический и валютный союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Восточноафриканское сообщество, Южноафриканский таможенный союз) и одно на Ближнем Востоке (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). таможенных союзов объединены единой таможенной территорией, действует единый внешний ...

Важную роль в международных таможенных отношениях играет взаимодействие России со Всемирной таможенной организацией (ВТО/СТС).

В отношениях со странами «дальнего зарубежья» приоритет отдается развитию сотрудничества с таможенными службами граничащих с Россией стран, которые являются основными торгово-экономическими партнерами, а также представляют «зону риска» в силах порядка.

В 1947 г. по инициативе 13 западноевропейских государств в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации было предусмотрено создание в Европе одного или нескольких таможенных союзов. В Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного союза. В ее рамках были образованы экономический и таможенный комитеты. Результатом их работы явилось подписание

15 декабря 1950 г. в Брюсселе двух конвенций — Конвенции по номенклатуре для классификации таможенных тарифов и Конвенции по оценке товаров в таможенных целях. Тогда же была подписана Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (СТС) в составе 17 стран, вступившая в силу 4 ноября 1952 г.

Задачами СТС были определены: а) изучение вопросов сотрудничества государств в области таможенного дела; б) оценка технических факторов и экономических аспектов с целью выработки рекомендаций для членов в области унификации таможенных правил и процедур; в) подготовка конвенций и дополнений к ним; г) сбор информации, касающейся таможенных процедур; д) обеспечение государств-членов необходимой информацией; е) разрешение споров между государствами по таможенным вопросам; ж) сотрудничество с другими международными организациями.

В октябре 1994 г. СТС был переименован во Всемирную таможенную организацию (ВТО), которая в настоящее время насчитывает 153 страны. Высший орган Совета — ежегодная встреча глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом и принимаются решения и рекомендации по стратегическим на. правлениям деятельности ВТО. Постоянно действующим исполнительным органом ВТО является Секретариат. Главные задачи ВТО — содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, особенно в тех, где происходят серьезные экономические преобразования; разработка и распространение единых «правил игры» с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения товаров и пассажиров через таможенные границы при обеспечении контрольных и фискальных функций таможни. В связи с этим большое значение придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, в модернизации таможенной службы. В одном из документов ВТО говорится: «Всемирная таможенная организация — это межправительственная организация, основной задачей которой является повышение эффективности таможенных услуг. Всемирная таможенная организация убеждена, что инвестиции в таможню — это инвестиции в международную торговлю, а это означает, что таможня является частью решения, а не самой проблемой».

37 стр., 18049 слов

Таможенный контроль после выпуска товара: проблемы и перспектива развития

... статьей 95 Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии ...

Для реализации этой задачи на современном этапе членами ВТО был принят Стратегический план, определивший ключевые направления деятельности организации на 1996 — 2000 гг., и утверждена «Программа реформ и модернизации таможни», которая призвана помочь национальным таможенным службам более четко определить свои цели и способы их осуществления путем активизации потенциальных возможностей, совершенствования методов управления, укрепления организационной структуры и внедрения современных таможенных технологий. Всего в рамках ВТО действуют порядка 20 конвенций. 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам.

Деятельность СТС/ВТО протекает на международном, региональном и национальном уровнях. Все государства-члены делятся на региональные группы: 1) Америка и Карибский бассейн, 2) Европа, 3) Северная Африка, Ближний и Средний Восток, 4) Западная и Центральная Африка, 5) Восточная и Южная Африка, 6) Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Советский Союз, вступивший в СТС в 1991 г., был отнесен к европейскому региону. Независимые государства — субъекты бывшего СССР, которые в то время оформили свое членство в СТС в порядке преемственности, автоматически включались в регион «Европа». Поэтому при средней численности стран в регионах около 20 европейский регион оказался самым большим (40 государств).

Задача каждой группы — проведение линии ВТО по гармонизации таможенных систем данного региона (продвижение актов ВТО, их разъяснение, привлечение новых членов).

Региональные группы занимаются обучением работников таможенных служб, организуя различные курсы и семинары, созданием информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами ВТО. Новым направлением работы стало создание региональных информационных центров по борьбе с таможенными правонарушениями. В этих центрах осуществляется сбор и обработка данных о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, оружия и культурных ценностей; об уклонении от уплаты таможенных пошлин и налогов; об иных таможенных правонарушениях.

Каждый регион возглавляет региональный представитель, избираемый на сессии по предложению Политической комиссии. Региональный представитель по должности входит в состав Политической комиссии ВТО и в этом качестве представляет в ней интересы таможенных служб государств региона, что позволяет странам, входящим в региональные группы, более эффективно влиять на политические решения Всемирной таможенной организации.

Региональные представители тесно сотрудничают с региональными организациями, заинтересованными в развитии сотрудничества по таможенным вопросам. Для координации сотрудничества периодически организуются встречи таможенников региона и региональные конференции по конкретным вопросам.

1.3 Таможенный союз СНГ

9 стр., 4266 слов

Подтверждение соответствия импортируемых товаров в Таможенном союзе

... в формах декларирования соответствия или сертификации. После прохождения обязательного подтверждения соответствия продукции в рамках требований технических регламентов Таможенного союза выдаются соответственно следующие документы: декларация о соответствии или сертификат соответствия. подтверждение соответствие сертификация импортируемый Декларация о соответствии Таможенного Союза ...

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-участников таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза, включая пределы находящихся в исключительных экономических зонах и на континентальных шельфах государств-участников таможенного союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении которых государства-участники таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза.

Таможенное законодательство таможенного союза состоит из:

  • Таможенного Кодекса таможенного союза;
  • международных договоров государств-участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
  • решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-участников таможенного союза.

К таможенным правилам применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее со дня регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

При перемещении товаров через таможенную границу с нарушением требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее со дня фактического перемещения товаров через таможенную границу.

Если день фактического перемещения товаров через таможенную границу не установлен, применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее со дня выявления нарушения требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза.

Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть установлены иные задачи, решаемые таможенными органами.

Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия службы в таможенных органах определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенные органы государств-участников таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза отнесено к компетенции таможенных органов.

Таможенные органы государств-участников таможенного союза осуществляют оперативно — розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, а также при запросах международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

4 стр., 1675 слов

Техническое регулирование в Таможенном союзе

... техническом регулировании». Чуть позже аналогичные законы появились в Беларуси и Казахстане. Таким образом, все участники Таможенного союза (ТС) подошли к моменту активной интеграции с похожим законодательством в сфере технического регулирования, ... соответствия, правила маркировки единым знаком обращения товаров на рынке государств — членов Таможенного союза. Разработка технических регламентов ...

Оперативная — исследовательская деятельность проводится таможенными органами государств-членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза об оперативной исследовательской деятельности.

Таможенные органы государств-участников таможенного союза осуществляют производство (ведут административный процесс) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-участников таможенного союза.

Правовую основу такого сотрудничества составляет прежде всего утвержденный в 1993 г. Хартия СНГ, которая, среди прочих намерений в деятельности Союза, также закрепила намерение государств создать общий рынок товаров и услуг, что не может быть достигнуто без участия таможенных органов в этом процессе.

Возглавляет и направляет работу по осуществлению взаимодействия таможенных служб стран СНГ специально для этого созданный орган — Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К компетенции этого международного органа относится создание условий для унификации таможенных правил и используемых для таможенных целей документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами стран-участниц Содружества.

В процессе осуществления своей деятельности в целях практического взаимодействия в сфере таможенного дела Советом были подготовлены и утверждены 10 февраля 1995 г. Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ. Данный документ, структура которого состоит из 13 43 главы и 234 статьи, определяет основные принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела в государствах-участниках СНГ.

В соответствии с Основами к сфере таможенного дела отнесены таможенная политика, порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей, производство таможенного оформления и осуществление таможенного контроля (ошибка все та же — выделение таможенной политики наряду с мерами по ее реализации в качестве элемента таможенного дела).

Помимо Основ, являющихся базовыми документами в области унификации таможенного регулирования государств-участников СНГ, существует ряд нормативных актов, направленных на развитие сотрудничества между этими странами в таможенно-правовой сфере. В частности, например, заключенное 8 июля 1995 г. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенных территорий государств-участников СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, целью которого явилось создание необходимых технических и прочих условий для практической реализации режима свободной торговли между этими государствами. А режим свободной торговли, предусмотренный соответствующим Соглашением о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, в свою очередь, предполагал освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и устранение всякого рода количественных ограничений.

4 стр., 1579 слов

Таможенное право: понятие, предмет, принципы и методы

... (бездействии) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими пассивными действиями выражает намерение переместить товары через таможенную границу. Посредническая таможенная деятельность заключается в активных действиях лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности. Например, таможенный брокер ...

Помимо общей унификации таможенных процедур в странах СНГ, Россия установила более тесные таможенно-правовые отношения с некоторыми из этих стран. Затем с республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан Россия образовала таможенный союз. Первоначально Соглашение о Таможенном союзе было подписано между Россией и Республикой Беларусь, а вскоре к нему присоединились остальные республики — его участники.

Формирование Таможенного союза осуществлялось в два этапа. В задачу первого этапа входило снятие торговых ограничений между его участниками на тот момент, разработка единых таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования в отношениях с третьими странами. Этот этап формирования союза практически полностью был завершен к концу 1995 — началу 1996 г. Была разработана единая и введена в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, определен единый порядок совместного ведения таможенной статистики внешней торговли в странах-участниках Союза, созданы представительства таможенной службы Российской Федерации при таможенных службах Республики Беларусь, в Казахстане и Киргизии, а также аналогичные их представительства в нашей стране. Кроме того, велась активная работа по присоединению других стран СНГ к Таможенному союзу и созданию единого таможенного пространства на территории СНГ, что, к сожалению, пока не сделано.

В соответствии с Положением о Совете руководителей таможенных служб государств — участников СНГ, утвержденным решением Совета глав правительств СНГ 23 декабря 1993 г., основными направлениями деятельности Совета являются содействие сближению и гармонизации таможенных законодательств государств — участников СНГ, координация их взаимодействия по основным аспектам таможенной политики, а также установление эффективного противодействия таможенным правонарушениям и контрабанде товаров.

Современная практика осуществления таможенного сотрудничества в нашей стране идет по нескольким направлениям:

Международно-правовое сотрудничество в рамках СНГ, развитие экономики стран которого идет в довольно схожих по своему характеру направлениях.

Международно-правовое сотрудничество со странами — членами Всемирной торговой организации (ВТО), заменившей с 1 января 1995 г. Генеральную ассамблею (соглашение) по тарифам и торговле (ГАТТ), основной принцип деятельности которой — предоставление странами-участниками друг другу режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (что означает — предоставление одним государством другому государству таких же преференций в отношении таможенных пошлин, иных таможенных платежей и эквивалентных им по значению налогов и сборов, какие им предоставлены любому другому государству-участнику ВТО).

В то же время, несмотря на кажущееся многообразие интеграционных группировок, закономерность этапов их экономической интеграции приблизительно одинакова и выглядит следующим образом:

Создание зон свободной торговли, в рамках которой государства — их участники ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле.

Создание таможенных союзов, обязательным условием которого является отмена таможенных пошлин и всевозможных количественных ограничений во взаимной торговле стран — их участников, установление единого таможенного тарифа и проведение единой таможенной политики по отношению к третьим странам.

Создание общего рынка, при котором убираются не только барьеры во взаимной торговле между государствами, но и барьеры для свободного перемещения услуг, капиталов и граждан.

Создание экономических союзов, для которых характерно образование единого рынка без границ и в дополнение ко всему вышеперечисленному также проведение государствами — его участниками скоординированной макроэкономической политики и создание системы коллективного регулирования социально-экономических процессов, протекающих в регионах таковых союзов.

Последним этапом служит создание политических союзов, для государств-участников которых характерно проведение согласованной внешней политики, а также согласование действий в сфере безопасности, внутренних дел и юстиции.

Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья.

Важным для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет оставаться комплекс вопросов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Практически на каждом заседании Совета рассматриваются вопросы внесения изменений в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности СНГ, а также практика ее применения. На основании разработанных таможенными службами документов Экономическим советом СНГ внесены изменения в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается произведенным в стране, в которой они имели место. Четкие критерии определения страны происхождения товара помогают таможенным службам пресекать случаи представления фальсифицированных документов.

Среди основных механизмов упрощения процедур таможенного оформления центральное место занимает использование современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли. Актуальная для ФТС России тема — сотрудничество в области информационного обмена — находит свое воплощение и в формате СНГ. Разработан проект, и в ближайшее время ожидается подписание межведомственного Протокола об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств — участников СНГ, который послужит основой для развития «информационного» направления сотрудничества.

В заключение хотел бы отметить, что в условиях быстро развивающейся мировой торговли возрастает роль международного сотрудничества в таможенной сфере на пространстве СНГ. Оно должно быть прежде всего направлено на ускорение товарооборота во внешней торговле в интересах экономического развития государств — участников СНГ и одновременно обеспечивать взаимодействие таможенных служб в решении вопросов, связанных с предотвращением и пресечением таможенных правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через границы.

2. Задача № 1

Гражданин РФ Федоров, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, на пункте таможенного оформления отказался представить таможеннику содержимое своего чемодана. Более того, Федоров пригрозил, что сведет с таможенником счеты, когда тот будет находиться не при исполнении служебных обязанностей. Вызванный на пост работник милиции сопроводил Федорова к дежурному УВД. Начальник УВД вынес постановление о привлечении Федорова к административной ответственности в виде административного ареста.

Что явилось фактическим и нормативно-правовым основанием привлечения к ответственности? Правомерны ли действия должностных лиц?

В соответствии с ч. 1 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Фактически таможенник в целях предупреждения совершения правонарушения Федоровым мог потребовать у него предоставить для осмотра содержимое своего чемодана. ТО есть его требования были законны.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» законные требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами.

Таким образом, у таможенника были основания составить в отношении Федорова протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ — неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Однако, учитывая поведение Федорова, то есть высказывание с его стороны в адрес таможенника свести с ним счеты, я считаю, что таможенник правомерно вызвал работника милиции, поскольку действия Федорова содержат в себе состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ — мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Санкция данной статья предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с нормами КоАП РФ начальник УВД мог рассмотреть данное правонарушение и вынести постановление о назначении административного наказания, но только в виде штрафа, так как в соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест назначается судьей.

Таким образом, действия начальника УВД в части составления протокола об административном правонарушении в отношении Федорова по ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ правомерны, однако неправомерны в части назначения наказания в виде административного ареста.

3. Задача № 2

Дайте видовую характеристику следующих субъектов: физическое лицо; должностное лицо предприятия; лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; учреждение; районный отдел внутренних дел; должностное лицо таможни; лицо без гражданства; таможенный перевозчик; турист; коммерсант; несовершеннолетний; декларант; собственник товара, перемещаемого через таможенную границу; лейтенант запаса, призванный на военные сборы; пограничник; депутат; лицо, совершившее нарушение таможенных правил; адвокат; переводчик; свидетель; специалист по таможенном оформлению; юридическое лицо; судья.

Кто из них может быть субъектом административной ответственности за таможенные нарушения?

Субъектом таможенного права признается тот, кто наделяется правами и обязанностями с таможенной сфере.

Субъектами таможенного права являются:

1. Таможенные органы (специальные субъекты);

2. Государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций (специальные субъекты);

3. Юридические лица (иные субъекты);

4. Физические лица (иные субъекты).

К специальным субъектам в данном случае относятся: должностное лицо таможни; специалист по таможенному оформлению.

К иным субъектам относятся: лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; учреждение; лицо без гражданства; таможенный перевозчик; турист; коммерсант; декларант; собственник товара, перемещаемого через таможенную границу; лицо, совершившее нарушение таможенных правил; юридическое лицо.

Несовершеннолетний не является субъектом таможенного права.

Адвокат, переводчик, свидетель и судья могут лишь относительно считаться субъектами таможенного права и только в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении либо уголовного дела в области таможенного дела.

таможенный внешнеторговый баланс

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/printsipyi-tamojennoy-politiki/

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (по состоянию на 30.12.2008 г.)

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (по состоянию на 07.02.2011 г.)// «Российская газета», № 256, 31.12.2001 г.

3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ (по состоянию на 27.11.2010 г.)// «Российская газета», № 106, 03.06.2003 г.

4. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ (по состоянию на 08.12.2010 г.)// «Российская газета», № 254, 18.12.2003 г.

5. ФЗ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»// «Российская газета», № 269, 29.11.2010 г.

6. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества/Брюссель, 15.12.1950 г. (по состоянию на 30.06.2002 г.)

7. Конвенция об оценке таможенных пошлин/Брюссель, 15.12.1950 г.

8. Конвенция о таможенной номенклатуре/Брюссель, 15.12.1950 г.

9. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г. № 5003-1 (по состоянию на 08.12.2010 г.)// «Российская газета», № 107, 05.06.1993 г.

10. Устав СНГ от 22.01.1993 г. (по состоянию на 30.08.2006 г.)

11. Решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 г. «Об основах таможенных законодательств государств-участников СНГ»// «Экономика и жизнь», № 4-6, 1996 г.

12. Соглашение о таможенном союзе/Минск, республика Беларусь, 06.01.1995 г.// СЗ РФ, № 45, Ст. 5057, 04.11.1996 г.

13. Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» (по состоянию на 10.01.2000 г.)// «Российская газета», № 239, 25.12.1997 г.

14. Распоряжение Правительства РФ от 26.07.2000 г. № 1072-р (по состоянию на 28.01.2002 г.)// «Российская газета», № 151, 05.08.2000 г.

15. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право. Курс лекций//М., 2009 г.

16. Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебное пособие//М., 2007 г.

17. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право//М., 2006 г.

18. Зайков Д.Е. Таможенное право//М., 2008 г.

19. Таможенное право под ред. Андриашина Х.А.//М., 2006 г.

20. Таможенное право под ред. Шамахова В.А.//М., 2007 г.

21. Халипов С.В. Таможенное право//М., 2006 г.