Проблемы транспортного права в юридической науке

Курсовая работа

Рисунок 1 — Система функций транспортного права

а) социально-политические функции транспортного права — это направления правового воздействия на транспортную сферу, выражающие социально-политическое содержание транспортного права. Транспортное право в данном случае рассматривается в единстве с государством; соответственно их функции — государства и транспортного права — в целом совпадают. С данной точки зрения можно выделить политическую, экономическую, воспитательную, коммуникативную, информативную и некоторые другие функции транспортного права;

— б) специально-юридические функции транспортного права — это направления правового воздействия на транспортную сферу, которые охватываются только рамками самого транспортного права, выражают юридическое значение транспортного права для транспортных отношений и проявляются в специально-юридическом его содержании. С данной точки зрения можно выделить регулятивную и охранительную функции транспортного права.

Завершая характеристику проблематики предмета транспортного права, нужно заметить: несмотря на дискуссионность этого вопроса, отношения, складывающиеся в сфере промышленного транспорта, не входят в предмет транспортного права, поскольку в данном случае отсутствуют экономические отношения по обмену, являющиеся основой транспортной деятельности. В свою очередь отношения по транспортировке также нельзя отнести к предмету транспортного права, поскольку они носят характер технических, а не общественных отношений.

1.2. Виды транспортных правоотношений

Основным критерием для определения видов транспортных правоотношений служит характер регулируемых нормами транспортного права общественных отношений. Его изучение позволяет вычленить особенности имущественных, административно-правовых, трудовых, процессуальных транспортных правоотношений, которые проявляются в их структурных элементах (объекте, субъектном составе, содержании).

Рассмотренные в общем виде при раскрытии понятия транспортного правоотношения эти особенности требуют конкретизации в рамках характеристики каждого вида транспортных правоотношений для более глубокого их понимания.

Имущественные транспортные правоотношения: Большая часть транспортных правоотношений — это частноправовые отношения имущественного характера. Такие отношения устанавливаются по воле участвующих в них субъектов. Основанием их возникновения являются транспортные договоры и, прежде всего, договоры перевозки. Для имущественных транспортных правоотношений характерно равенство их субъектов. Поскольку гражданские правоотношения складываются «как правоотношения между равноправными субъектами, как правоотношения особого структурного типа, в которых обязанность корреспондирует субъективному праву как притязанию, а не как велению»,2 эта особенность распространяется и на имущественные транспортные правоотношения. Она обнаруживается в договорных отношениях между перевозчиком и грузоотправителем, в которых они связаны друг с другом корреспондирующими субъективными правами и обязанностями. При этом обязанный субъект находится в равном положении с управомоченным субъектом .

11 стр., 5451 слов

Понятие и субъекты правоотношений

... в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства. 2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами ...

Еще одна особенность имущественных транспортных правоотношений заключается в свободе волеизъявления их участников. Основным юридическим фактом, который порождает, изменяет и прекращает имущественные транспортные правоотношения, является транспортный договор (договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры и др.).

Стороны, реализуя свободное волеизъявление, заключают такие договоры, изменяют и прекращают их в установленном порядке. Важнейший признак данной части транспортных правоотношений как частноправовых отношений — независимость сторон друг от друга. Юридическая независимость сторон означает, что ни одна из них не может диктовать другой стороне свои условия, давать ей обязательные для исполнения указания. Если управомоченная в транспортном правоотношении сторона вправе требовать определенного поведения от обязанного лица, то только в силу существующего между ними договора или прямого указания.

Прямые указания закона относительно обязательности распоряжений одной стороны транспортных правоотношений для другой касаются вопросов безопасности перевозки, поддержания порядка на транспортном средстве (подп. 2 п. 1 ст. 58 ВК РФ, п. 1 ст. 67 КТМ РФ) .

Имущественным транспортным правоотношениям присущи особые способы защиты нарушенных нрав их субъектов. Это, главным образом, применение мер имущественного характера в виде возмещения убытков и взыскания неустойки. Они применяются при несохранности груза, багажа, просрочки их доставки, задержке отправления транспорта и опоздании прибытия при перевозке пассажира и других нарушениях обязательств.

Для имущественных транспортных правоотношений установлен досудебной порядок защиты нарушенных прав их субъектов (претензионный порядок).

Вместе с тем действует и общий порядок защиты нарушенных прав таких субъектов — судебный, на который имеются указания в транспортных законах (гл. XXV КТМ РФ, гл. VIII УЖТ РФ. гл. 7 УАТГНЭТ) .

Для имущественных транспортных правоотношений характерно то, что субъективные права и обязанности их субъектов являются сложными юридическими образованиями. Так, субъективные имущественные права — это, по сути, юридические возможности субъекта, которые именуются его правомочиями. Выделяют три правомочия: правомочия на собственные действия; правомочия требования; правомочия на защиту.

Правомочия на собственные действия представляют собой возможность совершения субъектом фактических и юридических действий: заключать договоры перевозки; отказываться от исполнения договоров перевозки в установленных законом случаях; осуществлять погрузку груза и т.п.

Правомочия требования — это возможность субъекта требовать от обязанного субъекта исполнения обязанностей. Например, возможность перевозчика требовать своевременной оплаты грузоотправителем перевозки груза; возможность пассажира требовать предоставления перевозчиком указанного в билете места.

11 стр., 5461 слов

Договор аренды транспортного средства с экипажем

... работе изучено использование хозяйствующими субъектами правовых положений, которые регулируют аренду транспортных средств, в сфере коммерции. Выявлены особенности правоотношений в сфере заключения договора аренды транспортного средства с экипажем. Цель: изучить договора аренды транспортного средства с экипажем. Задачи: Исследовать понятие и виды договора аренды транспортных средств с экипажем; ...

Правомочия на защиту являются возможностью использовать установленные законом различные меры защиты субъективных прав. Так, УЖТ РФ предоставляет право перевозчику удерживать груз в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей вплоть до самостоятельной реализации груза в порядке, предусмотренном законом (ст. 35) .

Транспортные правоотношения административно-правового характера

Это общественные отношения между государственными органами исполнительной власти в области транспорта и транспортными организациями, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и другими субъектами. Опосредованные нормами транспортного права, они являются но сути административно-правовыми отношениями, определяющая черта которых состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления транспортом.

Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют органами исполнительной власти. В транспортных кодексах и уставах используется термин «федеральный орган исполнительной власти в области транспорта. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление транспортом, т.е. компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности, связанной с транспортом. Административно-правовые отношения возникают в связи или по поводу осуществления полномочными субъектами исполнительной власти своей управленческой компетенции.

Для этой части транспортных правоотношений характерными являются следующие признаки: во-первых, они возникают в процессе государственного управления транспортом; во-вторых, имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления в области транспорта; в-третьих, это отношения власти — подчинения, которым присуще юридическое неравенство сторон.

Субъектный состав этих отношений обусловлен характером управления транспортом. Управленческая деятельность выражает волю и интересы государства. Причем его выразителем может быть только такой субъект, который действует от имени государства и является носителем соответствующих полномочий государственно-властного характера. Им в административных правоотношениях в качестве одной из сторон всегда выступает официальный и полномочный субъект исполнительной власти, представляющий публично-правовые интересы в области транспорта . Это сторона регулируемых административными и транспортными источниками управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции реализует государственно-властные полномочия для защиты публичных интересов в области транспорта .

Перечень других субъектов государственных исполнительных органов в области транспорта весьма широк и касается в большей или меньшей степени каждого вида транспорта. Он включает, в частности, бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте (п. 2 ст. 10 КВВТ РФ) , портовые власти в лице капитана морского порта (ст. 74 КТМ РФ) , органы единой системы организации воздушного движения (п. 1ст. 18ВК РФ) и др.

2 стр., 739 слов

Система государственного управления Туркменистана

... рынке в соответствии с международными договорами и соглашениями Туркменистана в области внешнеэкономических связей. Органом, обеспечивающим реализацию таможенной политикиявляется Государственная таможенная служба Туркменистана. Таможенная служба выполняет задачу по обеспечению защиты экономической безопасности страны, ...

Этот перечень составляют также соответствующие структуры федеральных органов исполнительной власти в других областях, чьи контрольные и надзорные функции распространяются и на транспорт. К ним относятся, например, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области горного и промышленного надзора, федерального органа исполнительной власти в области энергетики (п. 2 ст. 56 КВВТ РФ).

И области экологической, пожарной, промышленной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологической безопасности — это уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (статья введена Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ)) .

Вторая сторона транспортных административных правоотношений это обязанная сторона, без нее такого рода отношения вообще не возникают. Данное обстоятельство обусловлено методом правового регулирования анализируемых правоотношений, а именно субординационным (властно-распорядительным) методом. Вторую сторону представляют юридические лица и граждане, в том числе владельцы инфраструктуры, перевозчики, грузоотправители и другие участники перевозочного процесса (п. 2 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте и Российской Федерации») , находящиеся в порту организации и граждане (ст. 7Н КТМ РФ).

К ней следует причислить таких субъектов, как судовладелец (п. 1 ст. 39 КВВТ РФ).

собственники судов (ст. 41 КТМ РФ).

владельцы причалов порта (п. 1 ст. 56 КВВТ РФ), авиационные предприятия (и. 1 ст. 61 ВК РФ).

К этой стороне могут быть отнесены и пассажиры, а также граждане, находящиеся, например, в зонах повышенной опасности, связанной с транспортной деятельностью (на пассажирских платформах, железнодорожных путях, переходах через них.

Объектом административно-правовых транспортных отношений являются действия, которые заключаются в принятии субъектами органов управления транспортом нормативных правовых актов, регулирующих транспортную деятельность, установлении порядка управления перевозочным процессом, осуществлении контроля и надзора в транспортной сфере, лицензировании и сертификации транспортной деятельности.

Содержание административно-правовых транспортных отношений составляют права и обязанности их субъектов, запреты и ограничения в связи с их реализацией. Перечисленные элементы содержания существуют именно в такой связке, что наглядно видно из конкретных примеров. Так, российские органы, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, вправе требовать выполнения издаваемых ими правил классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правил технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов. Судовладельцы, другие субъекты, на которых распространяются правила, обязаны их выполнять. При невыполнении правил указанные органы не выдают классификационные свидетельства, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими классификационных свидетельств (п. 2 ст. 22, п. 2 ст. 24 КТМ РФ (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 141-ФЗ)) .

Транспортные правоотношения трудового характера: Еще одну группу транспортных правоотношений составляют трудовые отношения. Они урегулированы не только законодательством РФ о труде, но и транспортным законодательством, уставами службы на транспорте, уставами и положениями о дисциплине на транспорте. Эти нормативные правовые акты закрепляют особенности трудовых отношений на транспорте.

3 стр., 1242 слов

Виды и средства транспортных перевозок

... этот вид транспорта, несмотря на относительно высокую стоимость, бесспорным лидером в перевозке туристов на дальние расстояния. В системе транспортного обеспечения в туризме различают: трансфер-предоставление транспортных ... включают три основных направления: организация автобусных путешествий; организация путешествий на личном автотранспорте туристов; прокат автомобилей. Организация автобусных ...

Субъектами этих отношений являются работники транспорта, а второй стороной – работодатели – транспортные организации. Работники представлены транспортным законодательством разными категориями. Ими могут быть: члены экипажа, состоящего: из лиц командного состава (капитана, помощника, механиков, электромехаников, радиоспециалистов, врачей); судовой команды; работников, обслуживающих пассажиров (п. 1 ст. 26 КВВТ РФ, ст. 52 КТМ РФ).

На воздушном транспорте – это летный экипаж (командир, другие лица летного состава) и кабинный экипаж (бортоператоры и бортпроводники) (п. 1 ст. 56 ВК РФ).

На железнодорожном транспорте к ним относятся начальник пассажирского поезда и проводники, а на автомобильном транспорте – водитель, кондуктор.

К работникам предъявляются специальные требования, касающиеся состояния здоровья, квалификации, а в отдельных случаях и гражданства. В частности, на морском транспорте капитаном судна, его старшим помощником, старшим механиком, радиоспециалистом не могут быть иностранные граждане и лица без гражданства (п. 1 ст. 56 КТМ РФ).

В состав летного экипажа воздушного судна РФ могут входить только граждане Российской Федерации (п. 4 ст. 56 ВК РФ).

Одно из непременных условий занятия перечисленными работниками соответствующей должности является наличие официальных документов, подтверждающих их квалификацию. Это могут быть дипломы, квалификационные свидетельства, другие документы (ст. 54 КТМ РФ, п. 1 ст. 27 КВВТ РФ).

Другое обязательное условие относится к годности к работе на транспорте по состоянию здоровья. Оно должно быть подтверждено наличием у работника соответствующего медицинского документа соответствующей формы (ст. 55 КТМ РФ, п. 2 ст. 27 КВВТ РФ).

На характер прав и обязанностей сторон трудового отношения, составляющих его содержание, оказывают влияние особенности труда на транспорте, безопасность его эксплуатации. В частности, особый режим рабочего времени и времени отдыха обусловливает право работника выполнять свои функции в рамках нормативно установленного режима и право работодателя требовать его соблюдения. С учетом специфики труда на транспорте права и обязанности работников регулируются соответствующими нормативными правовыми документами, например, права и обязанности членов экипажа судна регулируются уставом службы на судах внутреннего водного транспорта (п. 2 ст. 28 КВВТ РФ).

Что касается второй стороны трудовых отношений – работодателя, то транспортным законодательством на владельца транспортного средства, в частности судовладельца, возлагаются особые обязанности, обусловленные характером эксплуатации транспорта, в том числе по обеспечению безопасности условий труда, наличия спасательных средств, по охране здоровья членов экипажа, бесперебойному снабжению продовольствием и водой. Он обязан страховать жизнь и здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей, их заработную плату и другие причитающиеся суммы (п. 2 ст. 60 КТМ РФ) .

13 стр., 6341 слов

Организация перевозок опасных грузов

... на железнодорожном транспорте, с учетом особых отметок, указанных в перевозочных документах (транспортное наименование груза, номер аварийной карточки, прикрытие вагонов с опасным грузом от локомотивов ... работниками вагонного хозяйства годными в техническом отношении для перевозки опасных грузов. Закрепление вагонов с опасными грузами на станционных путях и погрузочно-разгрузочных путях промышленных ...

Транспортные правоотношения процессуального характера: Такие правоотношения возникают при спорах между перевозчиком, с одной стороны, и пассажиром, грузоотправителем, грузополучателем – с другой, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением сторонами договорных обязательств. Транспортное законодательство устанавливает претензионный порядок разрешения споров, который предшествует исковому производству. При этом в случаях перевозок грузов предъявление претензий к перевозчикам в обязательном порядке предваряет предъявление к нему иска (п. 1 ст. 797 ГК РФ) .

Процедура претензионного рассмотрения и разрешения споров установлена транспортными кодексами и уставами, а также правилами перевозок. В возникших претензионных отношениях одной стороной является заявитель претензии, которым может быть пассажир, грузоотправитель, грузополучатель. Ответчиком по претензии выступает перевозчик. При неудовлетворительном результате претензионной процедуры спор может быть разрешен по усмотрению сторон в третейском суде или в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

Таким образом, транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта.

Транспортное право представляет собой объединение сложных комплексных межотраслевых функциональных правовых институтов морского, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного и автотранспортного права, совокупность правовых норм которых регулирует посредством сбалансированного сочетания приоритетных частноправовых совместно со вспомогательными публично-правовыми началами разнородные общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения транспортом своих функций и нуждающиеся в силу своих особенностей в специальном правовом регулировании.

Предмет транспортного права составляют общественные отношения, возникающие в связи с транспортной деятельностью. Их называют транспортными правоотношениями.

2. Специфика и проблемы транспортного права России

2.1. Принципы транспортного права России

Принципы транспортного права — это основополагающие, руководящие начала, положения, которые определяют его сущностные стороны, в наибольшей мерехарактерные черты регулирования им общественных отношений, связанных с транспортной деятельностью.

Структура формирования транспортного законодательства представлена на рисунке 2 .

Проблемы транспортного права в юридической науке 1

Рисунок 2 — Структура формирования транспортного законодательства

Критериями определения принципов транспортного права являются, во-первых, проявление в каждом принципе сущностного характера данной комплексной отрасли права, того, что пронизывает ее, отличает от других явлений и отраслей права, и, во-вторых, закрепление принципа в нормативных правовых актах, прежде всего в Конституции РФ, ГК РФ, транспортных уставах и кодексах. В них содержатся важнейшие положения, отражающие сущностный характер транспортного права, регулирование им организации и осуществления перевозок.

3 стр., 1495 слов

Организация перевозок скоропортящихся грузов

... работ. Все эти особенности приводят к необходимости своеобразного подхода к решению технических, технологических, экономических и управленческих вопросов эксплуатации железнодорожного хладотранспорта. 1 СПОСОБЫ ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ К скоропортящимся грузам относятся грузы, ... обеспечивать сохранность грузов при укладке их в транспортные средства на высоту до 3,5 м. После укладки груза в ...

Опираясь на указанные два критерия, к числу принципов транспортного права можно отнести принципы :

  • свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров;
  • свободы транспортного договора;
  • сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов;
  • сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления;
  • осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок;
  • обеспечения повышения эффективности и качества транспортной деятельности;
  • законности при осуществлении перевозок;
  • контроля и укрепления дисциплины на транспорте.

Принцип свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров неразрывно связан с положениями Конституции РФ о едином экономическом пространстве, свободе перемещения товаров и услуг, свободе экономической деятельности, свободе передвижения граждан. Важными гарантиями соблюдения указанных конституционных положений являются уровень и насыщенность транспортной базы государства современными транспортными средствами всех видов транспорта и развитость транспортных артерий.

Данный принцип означает, что субъекты РФ, муниципальные образования не вправе устанавливать какие-либо барьеры, ограничения передвижения по своим территориям. Не допускается установление таможенных границ между регионами Российской Федерации, введение пошлин, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, создание искусственных препон для передвижения граждан. Поэтому перечисленных ограничений для внутренних перевозок не существует.

Исключения из принципа свободного перемещения грузов, багажа, передвижения пассажиров составляют вопросы, касающиеся безопасности перевозок, охраны природы и культурных ценностей. Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться федеральным законом (ст. 74) . Ограничения могут быть связаны с природными катаклизмами, военными действиями, эпидемиями и т.п..

Принцип свободы транспортного договора обусловлен закрепленными в ст. 421 ГК РФ положениями о свободе договора, которые распространяются на договоры, заключаемые при организации и осуществлении перевозок. Он находит проявление в следующих важных моментах.

Первый из них состоит в том, что урегулированные гражданским и транспортным законодательством положения о транспортных договорах указывают на свободу юридических лиц и граждан в принятии решения о заключении или не заключении транспортного договора. Исключение составляют случаи, когда обязанность его заключения предусмотрена законом. Речь идет о перевозках, осуществляемых транспортом общего пользования. Коммерческая организация, обладающая статусом перевозчика транспортом общего пользования, обязана заключить договор перевозки с любым обратившимся к ней с предложением гражданином или юридическим лицом (п. 1 ст. 789 ГК РФ) . Такой договор является публичным и заключается на одинаковых для обратившихся условиях. Не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю услугу (п. 3 ст. 426 ГК РФ) .

31 стр., 15170 слов

Расчёт показателей транспортного процесса перевозки штучных грузов

... кг годовой объём перевозок груза…………………………………..………50000 т -размер отправки……………………………………………………………...…6 т расстояние перевозки груза………..……………………………………….75 км ... белков в растворимое состояние и улучшения процесса плавления сырной смеси. В качестве ... объём перевозок ……………………………………………….71000 т размер отправки…………………………………………………………….7,9 т расстояние перевозки……………………………………………………….59 км Режим работы базы ...

Второй момент, характеризующий принцип свободы транс портного договора, состоит в свободе участников договорных отношений выбирать контрагента по транспортному договору. Никто не может заставить участника транспортного правоотношения заключить договор с указанным юридическим лицом или гражданином. Это положение не распространяется на перевозку, осуществляемую транспортом общего пользования, т.е. на публичный договор перевозки.

Третий существенный момент, вытекающий из указанного принципа, касается выработки сторонами условий транспортного договора, на которых он будет заключен. Стороны свободны в их определении, а значит, и в выработке своих прав и обязанностей. Имущественные отношения, возникающие из перевозок, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — положениях, закрепленных в ГК РФ. Прямые указания на это содержатся в отдельных транспортных источниках. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 1 КТМ РФ, закрепляющий положение, согласно которому указанные гражданско-правовые категории регулируются «КТМ РФ в соответствии с ГК РФ».

Принцип сочетания общегосударственных интересов с интересами транспортных предприятий и клиентов обусловлен тем обстоятельством, что транспорт является одной из составляющих эффективного развития экономики государства. Поэтому оно заинтересовано в оптимизации транспортных процессов, расширении сети транспортных артерий, совершенствовании и количественном увеличении подвижного состава, улучшении организации перевозок различными видами транспорта, их безопасности. В связи с этим принят ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование деятельности транспорта, безопасности на транспорте.

Принцип сочетания централизованного регулирования перевозки с ведомственной регламентацией порядка ее осуществления указывает на сложность и многогранность перевозочного процесса, необходимость выполнения комплекса действий, связанных с подготовкой грузов, багажа к перевозке, осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, креплением грузов, их пломбированием, учетом особенностей перевозки грузов, багажа различными видами транспорта. Эти обстоятельства потребовали наряду с централизованным регулированием транспортными уставами и кодексами перевозок отдельными видами транспорта регламентации ведомственными нормативными правовыми актами конкретных технико-правовых вопросов организации и осуществления перевозок. К ним в первую очередь относятся правила перевозок грузов, пассажиров, багажа соответствующими видами транспорта, а также различные технические условия, положения, тарифы и т.п. Их принятие возложено прежде всего на Минтранс России.

Принцип осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок означает, что перевозка грузов может быть осуществлена при выполнении определенных организационно-правовых действий, составлении соответствующих документов (договоров, планов, соглашений).

Важнейшей такой предпосылкой является разработка сторонами долгосрочного договора об организации перевозки грузов при систематических перевозках. Еще одна предпосылка — это планирование перевозок в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также при выполнении государственных внешнеторговых контрактов.

14 стр., 6511 слов

Правовые отношения, возникающие на основании транспортных обязательств ...

... договоров. Новейшее гражданское законодательство <garantF1://10064072.0> предоставило большие возможности по использованию регулятивных свойств договоров при организации транспортных правоотношений. В доктрине гражданского ... 71 Конституции РФ относит федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь к ведению Российской Федерации. Нормы о транспортных обязательствах включены в раздел ...

Существенным элементом организационно-правовых предпосылок перевозок являются договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов между организациями различных видов транспорта (ст. 799 ГК РФ) . К ним относятся узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др. Они регулируют организацию работы перевалочных пунктов при перевозках в прямом смешанном сообщении, порядок перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой, их передачу от одного перевозчика другому и т.п.

Принцип обеспечения эффективности и качества транспортной деятельности означает, во-первых, устойчивость работы всех видов транспорта, во-вторых, доступность и безопасность оказываемых транспортных услуг, в-третьих, развитие конкуренции на рынке транспортных услуг, в-четвертых, согласованность функционирования элементов единой транспортной системы. Применительно к железнодорожному транспорту эти важные положения сформулированы в качестве самостоятельных принципов его функционирования в Законе о железнодорожном транспорте (п. 3 ст. 1) .

Реализации данного принципа способствует выполнение участниками перевозочного процесса — перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями — своих обязательств. Так, в договорные обязанности перевозчика входит выполнение требования своевременно и без потерь доставить груз в пункт назначения. По договору грузоотправитель обязан затарить, упаковать и закрепить груз так, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза и подвижного состава. В указанных транспортными законами случаях грузоотправителем, грузополучателем обеспечивается обязательное сопровождение грузов и охрана в пути следования (ст. 17 УЖТ РФ) . Относительно требований к качеству транспортной деятельности Закон о железнодорожном транспорте содержит положение, согласно которому показатели качества перевозок грузов, багажа и грузобагажа и обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта являются обязательными для владельцев инфраструктур, перевозчиков, организаций, выполняющих вспомогательные работы (услуги) при перевозках (п. 6 ст. 14).

Принцип законности как основополагающий принцип права присущ и транспортному праву. В отдельных источниках, в частности в КВВТ РФ, содержится положение об обязательности исполнения организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физическими лицами нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с судоходством, перевозкой и переработкой грузов, содержанием и использованием внутренних водных путей (п. 2 ст. 4 КВВТ РФ) . Аналогичные нормы закреплены в КТМ РФ (п. 2 ст. 5), а также в Законе о железнодорожном транспорте (п. 2 ст. 4).

В связи с особенностью транспортного процесса, обусловленной использованием в качестве перевозочного средства источника повышенной опасности, в Законе о транспортной безопасности закреплено положение, возлагающее на участников транспортных правоотношений обязанность неукоснительно выполнять требования, связанные с обеспечением безопасности на транспорте. В этом Законе среди принципов обеспечения транспортной безопасности на первом месте значится принцип законности (ст. 3) .

Важной гарантией соблюдения законодательства в части обеспечения безопасности на транспорте, использования транспортных средств, соблюдения порядка в портах, на станциях является указание в транспортных уставах и кодексах на ответственность виновных при его нарушении.

С принципом законности тесно связан принцип контроля и укрепления дисциплины на транспорте. По сути этот принцип является одним из необходимых условий соблюдения транспортного законодательства. Так, на железнодорожном транспорте его действие проявляется следующим образом.

Вопросы контроля и надзора за деятельностью транспорта, использования транспортных артерий весьма подробно урегулированы на воздушном, морском и внутреннем водном транспорте. В их законодательных источниках имеются специальные главы, параграфы или статьи, посвященные осуществлению контроля и надзора.

2.2. Юридическая природа договора транспортной экспедиции и проблемы его правоприменения

В транспортной деятельности значительный объем занимает оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки грузов, заключению договоров перевозки, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза. Эти услуги осуществляются на основе специального договора транспортной экспедиции, использование которого позволяет переложить решение транспортных проблем клиента на профессионального экспедитора.

Основные права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции закреплены в главе 41 ГК РФ и Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» . Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе оформления перевозочных документов.

Ключевым критерием самостоятельности договора транспортной экспедиции является цель его заключения, отраженная в пункте 1 ст. 801 ГК РФ . Она состоит в возложении на экспедитора обязанности выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, и тем самым в освобождении клиента от необходимости самому осуществлять действия, составляющие указанный предмет договора. Определение цели договора позволяет его выделить из группы договоров, направленных на представление интересов другого лица — поручения, комиссии и агентского.

Согласно ст. 802 ГК РФ договор транспортной экспедиции должен заключаться в письменной форме. При этом клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей .

Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются по общим правилам гражданского законодательства. В частности, как и всякий должник, не исполнивший обязательство, экспедитор должен отвечать перед кредитором в полном объеме.

При этом если на экспедитора возлагается обязанность заключить договор перевозки от своего имени, то он становится контрагентом перевозчика. В этом случае экспедитор подобно перевозчику также будет нести ограниченную ответственность перед клиентом либо даже полностью освобождаться от нее, если докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки.

Законом о транспортно-экспедиционной деятельности установлен обязательный претензионный порядок урегулирования споров клиентов с экспедиторами, за исключением споров, возникших при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

На практике иногда возникает вопрос о том, возможно ли привлечение экспедитора к ответственности за ненадлежащее (несвоевременное) оказание услуги, предусмотренной в поручении экспедитору, но не предусмотренной в договоре? Такая проблема может возникнуть в случае, когда в договоре предусмотрен закрытый перечень услуг, оказываемых экспедитором, а также установлена ответственность в виде неустойки за ненадлежащее исполнение обязанностей экспедитора. При этом в поручении экспедитору указаны иные услуги, не предусмотренные договором, и экспедитор принимает их к исполнению без возражений.

Действовавший до марта 2007 г. УАТ РСФСР автоматически освобождал автотранспортные организации за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда груз прибыл в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя (п. «а» ст. 133).

В действующем Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта подобной нормы нет, что свидетельствует о действии принципа безвиновной ответственности экспедитора и невозможности его автоматического бездоказательного освобождения от ответственности .

В судебной практике сформировалось два противоположных подхода к решению этого вопроса. Некоторые суды, освобождая экспедитора от ответственности, исходили из отсутствия его вины в повреждении принятого к перевозке груза, поскольку «повреждение груза произошло вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело». Под такими обстоятельствами ФАС УО, например, признал то, что «груз поступил грузополучателю в исправном автомобиле за исправными пломбами грузоотправителя, смещение деталей произошло внутри тары… и обнаружено только при внутритарной приемке» (Постановление ФАС УО от 31.01.2013 N Ф09-13681/12).

При этом суды ссылаются и на то, что именно грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза. Для обоснования такого подхода применяется п. 1 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». В аналогичных решениях судов указывается на то, что груз принимался в опломбированных контейнерах, а исправность пломбы свидетельствует об отсутствии у экспедитора доступа к грузу и не дает оснований полагать, что недостача произошла во время перевозки (Постановление ФАС СЗО от 16.07.2014 по делу N А56-54258/2013, Определение ВС РФ от 15.10.2014 N 307-ЭС14-2507, Постановление 13 ААС от 31.05.2010 по делу N А56-43680/2009).

В то же время большинство судов автоматически не освобождают экспедитора от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в случаях, когда он прибывает в исправном автомобиле за исправными пломбами. В подобных случаях суды обоснованно исходят из того, что ГК РФ (ч. 1 ст. 803 и гл. 25) не предусматривает оснований «для освобождения перевозчика от ответственности за повреждение груза, прибывшего в исправном автомобиле за исправными пломбами грузоотправителя». «Наличие сохранной пломбы само по себе… не является безусловным доказательством отсутствия вины перевозчика в недостаче груза» (Постановление АС ПО от 02.02.2015 N Ф06-18313/2013, Ф06-2189/2013).

В подобных решениях судов применяются общие нормы об ответственности за нарушение обязательств, установленные ст. 6 ГК РФ и гл. 25 ГК РФ, а также специальные нормы об ответственности экспедитора, предусмотренные ст. 803 ГК РФ и гл. 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ.

По общему правилу экспедитор несет ответственность в полном объеме в соответствии с правилами гл. 25 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции — предпринимательский договор, поэтому экспедитор несет предпринимательские риски, связанные с нарушением принятых на себя обязательств, в том числе и тогда, когда это связано с действиями иных лиц. Ограниченная ответственность экспедитора возможна только в том случае, когда нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, например, когда экспедитор заключает договор с перевозчиком от своего имени. Обстоятельства, вызванные пограничными или таможенными процедурами, невозможно отнести к непреодолимой силе или вине клиента, поэтому в подобных случаях экспедитор должен нести ответственность за нарушение сроков выполнения поручения.

2.3. Современные проблемы и тенденции развития российского транспортного законодательства

Оценивая общее состояние транспортного законодательства России, определяя актуальные направления и первоочередные задачи его развития, следует, прежде всего, принять во внимание, что реальные потребности определяют возникновение и существование тех или иных достаточно самостоятельных проблем. Эти проблемы можно разделить на три самостоятельных блока .

Во-первых, это необходимость удаления «белых пятен», иначе говоря, устранение правового вакуума, имеющегося по целому ряду конкретных приложений. Во-вторых, это необходимость завершения гармонизации российского транспортного законодательства с международным (прежде всего, с общеевропейским, а также мировым) транспортным законодательством. В третьих, это проведение текущей работы по совершенствованию и обновлению уже разработанных разделов транспортного законодательства.

В научном плане в наибольшей мересерьезной и трудоемкой проблемой является первая из числа указанных. Эта проблема, к тому же, является самой актуальной, поскольку правовой вакуум не позволяет надлежащим образом осуществлять транспортную деятельность основной массе ее субъектов. Проблема гармонизации отечественного транспортного законодательства с международным касается деятельности только перевозчиков пассажиров и грузов в международном сообщении. Данные перевозки по своему удельному весу незначительны, за исключением морского транспорта. Работа по текущему совершенствованию действующего законодательства, в отличие от первых двух проблем, в особенности, в отличие от первой из них, не носит характера разовой кампании, а является повседневной рутинной деятельностью законодателя, необходимость в осуществлении которой проявляется непрерывно.

Основные пути разрешения указанных проблем.

Прежде всего следует отметить отсутствие общетранспортных правовых регуляторов, призванных определить развитие единого транспортного комплекса России на основе общей концепции. Транспортное законодательство которое формируется раздельно в рамках отдельных видов транспорта и транспортной деятельности.

В настоящее время сформирована достаточно стройная правовая база на железнодорожном, воздушном и морском транспорте, заложены основы законодательного обеспечения строительства и эксплуатации федеральных автомобильных дорог, трубопроводного транспорта, но практически отсутствует правовая база на автомобильном и внутреннем водном транспорте. В Конституции (ст. 71) введена понятие «федеральные транспорт, пути сообщения» и установлено отнесение соответствующей этому понятию деятельности к предметам ведения Российской Федерации. Термин «федеральный транспорт» является новым и ранее в русском языке не употреблялся. Сама же Конституция не содержит определения понятия «федеральный транспорт». Вместе с тем указание в Конституции на наличие федерального транспорта косвенно устанавливает наличие каких-то иных по предмету ведения видов транспорта. Но имеющего правовое значение наименования этих видов транспорта в федеральном законодательстве не установлено.

Понятие «федеральный транспорт» раскрыто применительно только к железнодорожному транспорту в Федеральном законе «О федеральном железнодорожном транспорте» . К предмету ведения Российской Федерации также относится любая транспортная деятельность, осуществляемая любыми видами транспорта в международном сообщении (на основании международных договоров с участием России и ряда федеральных законодательных актов).

Аналогично определено правовое понимание понятия «федеральные пути сообщения».

Единственным видом транспорта, для которого до сих пор неясно правовое содержание понятия «федеральный транспорт», остается дорожный транспорт. И проблема эта отнюдь не схоластически умозрительная. От определения понятия «федеральный автомобильный транспорт» зависит конкретное распределение полномочий федерации, ее субъектов и органов самоуправления в области регулирования автотранспортной деятельности, поскольку автотранспортная деятельность практически затрагивает все эти уровни власти. При этом не предоставляется возможным использовать аналогии в иных видах транспорта.

Статус международных перевозок, осуществляемых перевозчиками-резидентами Российской Федерации, как предмета ведения России, установлен в связи с тем, что данные перевозки осуществляются под государственным контролем. Соответственно, деятельность на территории России перевозчиков-резидентов прочих государств также подпадает под регулирование РФ.

Как видно, перечисленные основания отнесения той или иной транспортной деятельности к предмету ведения РФ не соответствуют условиям и особенностям работы дорожного транспорта (за исключением перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении).

Федеральный закон «О естественных монополиях» определяет только те естественные монополии, характер деятельности которых имеет общероссийское значение. Но данный закон не упоминает такие очевидные транспортные монополии, как метрополитен, трамвай и троллейбус. И это неслучайно, поскольку по характеру деятельности и особенностям управления эти естественные монополии должны быть узаконены субъектами федерации самостоятельно .

Имеются различные предложения по форме и содержанию общетранспортного законодательного акта. Минтранс России пытается разработать проект транспортного кодекса Российской Федерации. Ряд других специалистов пытаются разработать устав транспорта России. Но в наибольшей мерецелесообразным представляется принятие Госдумой России основ законодательства Российской Федерации о транспортной и смежной с ней деятельности. В основах законодательства следует установить структуру транспорта по отношению к предмету ведения того или иного уровня государственной власти и местного самоуправления, определить понятия «федеральный транспорт» и «федеральные пути сообщения», а также понятия, альтернативные данным; установить состав и структуру федерального транспортного законодательства; урегулировать общие вопросы гармонизации транспортного законодательства отдельных субъектов федерации, как друг с другом, так и с самой федерацией.

Также требует урегулирования проблема транспортной деятельности не федерального транспорта в сообщении между отдельными субъектами РФ.

При разработке нормативно-правовых актов транспортного права целесообразно использовать следующий подход:

  • нормы, имеющие непосредственное отношение к регулированию прав и обязанностей различных лиц, вступающих в транспортные отношения, должны обязательно устанавливаться только законом. Причем для физических лиц — только федеральным законом (ст.55 Конституции);
  • нормы специального характера, преимущественно технические и технологические, вводятся подзаконными актами.

Подзаконные акты не требуют длительного процесса их принятия и могут при необходимости сравнительно быстро корректироваться. При этом, поскольку они должны всегда издаваться в развитие определенных законов, в условиях правового вакуума может иметь место ситуация, когда принятие подзаконного акта будет заблокировано отсутствием соответствующего закона.

Проблема имеет простое и технически совершенное решение, если вспомнить о возможностях нормотворчества, которые предоставляет действующая система стандартизации ГОСТ Р, поскольку общероссийский стандарт является документом, изданным на основании Федерального закона «О стандартизации». Любой технический документ, как общеобязательного, так и рекомендательного действия, может быть изложен в форме стандарта. Таким образом существует легальная возможность придания нормативно-техническим документам транспортного комплекса статуса документов общеобязательного действия без необходимости принятия новых федеральных законов. Помимо этого очевидного удобства, стандарты предоставляют возможность использовать отработанную годами технологическую культуру стандартизации, опирающуюся на четкие требования к содержанию и изложению стандартов, регламенты процедур их разработки, нормоконтроля и практического использования. При этом автоматически обеспечивается проведение надзора за соблюдением требований стандартов со стороны органов Госстандарта России. Следует отметить и то обстоятельство, что стандарты необходимы для четкого функционирования систем сертификации услуг транспорта и лицензирования транспортной деятельности перевозчиков.

Итак, принципы транспортного права выступают в качестве важнейшего квалифицирующего признака деления права на отрасли, содействуют цементированию разнородного правового материала в рамках транспортного права, составляют его стержень, определяют вкупе со спецификой метода его юридическое своеобразие и способствуют обособлению транспортного права в системе права.

Споры, вытекающие из транспортно-экспедиционной деятельности, сторонами которых выступают экспедитор и клиент, имеющие статус предпринимателя, разрешаются в арбитражных судах, а споры, в которых на стороне клиента выступает гражданин-потребитель, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции.

Устранение пробелов в транспортном законодательстве следует осуществлять по следующим направлениям:

  • формирование и законодательное наполнение общей концепции организации правовой базы для осуществления транспортной деятельности в Российской Федерации в целом и на федеральном уровне управления, в частности;
  • разработка федерального транспортного законодательства по регулированию отношений в области федерального автомобильного транспорта;
  • определение предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области транспорта и разработка соответствующего законодательства;
  • преимущественное развитие массива подзаконных нормативных актов транспортного законодательства в форме государственных стандартов.

Заключение

Транспортное право является неотъемлемой частью правовой системы государства, которая через свои нормы регулирует общественные отношения в сфере функционирования транспортного комплекса страны. Одним из важнейших показателей, характеризующих сущность и предназначение права в целом и составляющих его отраслей, включая транспортное право, являются его функции.

Транспортное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий, отношения между транспортными предприятиями и их многочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средствами, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта.

Транспортное право представляет собой объединение сложных комплексных межотраслевых функциональных правовых институтов морского, железнодорожного, внутреннего водного, воздушного и автотранспортного права, совокупность правовых норм которых регулирует посредством сбалансированного сочетания приоритетных частноправовых совместно со вспомогательными публично-правовыми началами разнородные общественные отношения, складывающиеся в процессе выполнения транспортом своих функций и нуждающиеся в силу своих особенностей в специальном правовом регулировании.

Предмет транспортного права составляют общественные отношения, возникающие в связи с транспортной деятельностью. Их называют транспортными правоотношениями.

Принципы транспортного права выступают в качестве важнейшего квалифицирующего признака деления права на отрасли, содействуют цементированию разнородного правового материала в рамках транспортного права, составляют его стержень, определяют вкупе со спецификой метода его юридическое своеобразие и способствуют обособлению транспортного права в системе права.

Споры, вытекающие из транспортно-экспедиционной деятельности, сторонами которых выступают экспедитор и клиент, имеющие статус предпринимателя, разрешаются в арбитражных судах, а споры, в которых на стороне клиента выступает гражданин-потребитель, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции.

Устранение пробелов в транспортном законодательстве следует осуществлять по следующим направлениям:

  • формирование и законодательное наполнение общей концепции организации правовой базы для осуществления транспортной деятельности в Российской Федерации в целом и на федеральном уровне управления, в частности;
  • разработка федерального транспортного законодательства по регулированию отношений в области федерального автомобильного транспорта;
  • определение предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области транспорта и разработка соответствующего законодательства;
  • преимущественное развитие массива подзаконных нормативных актов транспортного законодательства в форме государственных стандартов.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/problema-transportnogo-prava-v-yuridicheskoy-nauke/

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410

3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 31.10.2016)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381.

4. Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 N 17-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 169

5. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 N 18-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст. 170.

6. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст. 5555.

7. Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 N 87-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 27 (часть I) ст. 2701.

8. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 N 147-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. N 34 ст. 3426

9. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 03.07.2016)// Собрание законодательства Российской Федерации от 12 марта 2001 г., N 11, ст. 1001

10. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2207

Учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/problema-transportnogo-prava-v-yuridicheskoy-nauke/

11. Бобылев А.И. Место транспортного права в системе российского права/А.И. Бобылев // Транспортное право.- 2011. — № 1. — С. 10 -15.

12. Гречуха, В. Н. Транспортное право России: учебник для магистров / В. Н. Гречуха. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 583 с.

13. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник/В.А. Егиазаров. — М.: Юстицинформ, 2013. – 412с.

14. Лукашенко Е. С. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции /Е.С. Лукашенко// Актуальные проблемы права: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, октябрь 2013 г.).

— М.: Буки-Веди, 2013. — С. 32-41.

Судебная практика

15. Постановление ФАС Уральского округа от 31.01.2013 N Ф09-13681/12 по делу N А71-6723/2012 Требование: О взыскании стоимости поврежденного груза. Обстоятельства: Заказчик по договору транспортной экспедиции указал, что в процессе перевозки поврежден груз. Решение: В удовлетворении требования отказано, так как груз поступил грузополучателю в исправном автомобиле и с исправными пломбами грузоотправителя, смещение деталей произошло внутри тары и обнаружено только при внутритарной приемке, повреждений самих тарных мест не обнаружено, грузоотправитель обязан был подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность.

16. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2014 N Ф07-4359/2014 по делу N А56-40054/2013 Требование: О признании недействительными решения единственного акционера ЗАО [!!! В соответствие с ФЗ-99 от 05.05.2014 данная форма заменена на непубличное акционерное общество] об одобрении заключения договоров аренды недвижимого имущества; договоров аренды. Обстоятельства: Акционер общества ссылается на то, что заключенные на основании решения договоры совершены с превышением полномочий и нарушают права и законные интересы акционера. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку акционер не представил доказательств, обосновывающих его право на предъявление настоящего иска, не указал, какие его субъективные права и законные интересы нарушены оспариваемыми сделками.

17. Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2014 N 307-ЭС14-2507 по делу N А56-54258/2013 Требование: О пересмотре в порядке кассационного производства судебных актов по делу о взыскании убытков. Решение: В передаче дела для рассмотрения кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, поскольку суд сделал правильный вывод о том, что контейнеры прибыли на территорию РФ за сохранными пломбами отправителя и таможенного органа, при приемке груза никаких отметок о несоответствии пломб сделано не было, коммерческие акты не содержат сведений о неисправности контейнеров.

18. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2010 по делу N А56-43680/2009 Исправность автофургона и пломб отправителя свидетельствует об отсутствии доступа к грузу, перевозимому в соответствии с договором о предоставлении экспедиционных услуг, во время транспортировки третьих лиц, а следовательно, об отсутствии оснований полагать, что недостача груза произошла во время транспортировки. Данное обстоятельство исключает ответственность экспедитора за такую недостачу.

19. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.02.2015 N Ф06-18313/2013, Ф06-2189/2013 по делу N А55-2584/2013 Требование: О взыскании ущерба, причиненного в связи с недостачей груза при его перевозке автомобильным транспортом. Обстоятельства: В связи с недостачей груза истцом (перевозчиком-1) была возмещена сумма ущерба, причиненного грузополучателю. По мнению истца, лицом, виновным в причинении ущерба, является ответчик (перевозчик-2), который не обеспечил сохранность груза при его перевозке. Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчик не доказал, что утрата части груза произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело.