Экономико-географическая характеристика транспортной системы Северного экономического района

Курсовая работа

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил — производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.

Россия является самым большим по площади (17.2 млн. км2) государством, что составляет 13% площади суши.

По численности населения страна занимает седьмое место в мире, здесь живут 7% населения всей планеты.

При таких обширных пространственных размерах, разной длительности и эффективности хозяйственного освоения и степени использования богатств территорий в России всегда существовали территориальные различия в развитии и размещении производственных сил.

Значение специфики регионов позволяет сформулировать основные цели и задачи регионального развития.

Северный экономический район (СЭР) занимает менее 9% территории России, что составляет около 1.5 млн. км2. В состав района входят республики Карелия и Коми, а также Архангельская, Мурманская и Вологодская области.

Ведущую роль в экономике района играют промышленность (черная металлургия, топливная и химическая промышленность) и отрасли, производящие услуги.

Рыночная специализация СЭР в настоящее время определяется развитием топливно-энергетического, металлургического, лесохимического и рыбохозяйственного комплексов, морского транспортного комплекса, а также развитием отдельных отраслей сельского хозяйства (льноводство, молочно-мясного скотоводства).

Большое значение для межрегиональных и внешних связей региона имеет инфраструктура железнодорожного, автомобильного, речного и авиационного, а также трубопроводного транспорта.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает добычу угля, нефти, природного газа и газового конденсатора, переработку и транспортировку нефти и газа, а также производство электроэнергии.

Химическая промышленность развивается на базе использования огромных местных запасов фосфорного сырья – адаптитов, а также местного природного газа утилизации отходов черной и цветной металлургии.

15 стр., 7439 слов

Подготовка нефти и газа к транспорту

... указывают на необходимость подготовки нефти к транспорту. Собственно подготовка нефти включает: обезвоживание и обессоливание нефти и полное или частичное ее разгазирование. Природный газ, получаемый с промыслов, ... загрязняет конденсационную аппаратуру. Легкие фракции нефти (углеводородные газы от этана до пентана) являются ценным сырьем химической промышленности, из которого получаются такие ...

Становление рыночных отношений в СЭР сопровождается целенаправленными структурными сдвигами в экономике.

Стратегия развития региона, в настоящее время определяемая межрегиональными и внешними поставками сырьевых ресурсов, в ближайшей перспективе будет дополняться повышением комплексности и глубины переработки полезных ископаемых.

Важные предпосылки успешного развития Северного района заключается в наличие крупного военно-промышленного потенциала. Долгосрочная стратегия российских нефтяных компаний включает планы совместного строительства магистрального нефтепровода от западносибирского Сургута до Мурманска. На территории СЭР продолжает формироваться крупный Тимоно-Печорский топливный комплекс в составе нефтегазового комплекса на северо-западе Республики Коми.

Другим развивающимся территориальным комплексом является Кольский горнодобывающий в Мурманской области.

Актуальность данной темы обусловлена тем, хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил — производственно- территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.

Целью данной работы является оценка уровня развития транспортной системы Северного района по видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив развития данного района.

Задачи: рассмотреть обеспечение стабильного развития, восстановления и роста объемов производства для повышения благосостояния людей во всех частях страны; изучить выравнивание уровней социально-экономического развития частей страны, сглаживание резких диспропорций в уровне жизни и расселении жителей, предоставлении им необходимых социальных благ и гарантий; проанализировать совершенствование территориального разделения труда между регионами и экономическая кооперация, направленная на достижение региональной и общей эффективности экономики страны.

Объект исследования: Северный экономический район

Предмет исследования: Экономическая характеристика транспортной системы Северного экономического района

При написании этой курсовой работы использовались методы сбора, систематизации и анализа литературных, картографических и статистических данных.

Данная курсовая работа состоит из 30 страниц и имеет следующую структуру: оглавление, введение, 3 главы, заключение, библиографический список, приложение. Для написания курсовой работы было использовано 10 литературных источников.

  1. Общая характеристика экономического района

Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему географическому положению, созданному экономическому потенциалу, запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, рыбной промышленности.

14 стр., 6877 слов

Экономическая эффективность внешнеторговой деятельности предприятия ...

... развития характеризуется наличием интеграционных связей между странами, в частности, в области торговли. В связи с большим вниманием, которое уделяется сегодня внешнеторговым операциям со стороны субъектов экономической ... методов, позволяющих с точки зрения различных подходов оценить эффективность внешнеторговой деятельности предприятия/организации. В данной курсовой работе описана методика, ...

Развитие хозяйственного комплекса Северного экономического района опирается на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам.

Северный экономический район охватывает обширное пространство европейской части страны площадью 1500 тыс. км 2 , выходящее к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская, Мурманская, Вологодская области, Ненецкий автономный округ, Карельская республика и республика Коми. В нем проживает около 6 млн. чел. Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, центрального европейского экономического района, Урала, Северо-запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского хозяйства – судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Ближайшие страны дальнего зарубежья – это Норвегия и Финляндия.[197с. 2010]

Развитие производственных сил Северного экономического района и в первую очередь его промышленности традиционно опиралось на использовании ресурсного потенциала. Промышленность играет ведущую роль, в развитии всего хозяйственного комплекса района производя более 80% совокупной продукции концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства.

След производства усугубился отработкой к концу века запасов полезных ископаемых служащих сырьем для химической промышленности вводом в эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки потерей крупных государственных заказов на производство оборонного назначения в машиностроении.

Ведущими отраслями промышленности определяющую её рыночную специализацию являются отрасли топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного, машиностроительного, химического. Природно ресурсный потенциал района велик и разнообразен. Минеральные ресурсы представлены запасами каменного угля, нефти, природного газа, гидроэнергетическими ресурсами. Велики запасы алюминиевого титанового сырья железных руд и цветных металлов. Основой экономики района являются крупные местные ресурсы. Особенность производственных условий и климат данного района необычность освещения и нагревания земной поверхности в разные сезоны года (“полярный день” и “полярная ночь”).

13 стр., 6226 слов

«Экономическая география транспорта» «Экономико-географическая ...

... по России, особенно в северных территориях региона. По социальным показателям Дальневосточный экономический район уступает большинству районов ... По стоимости основных производственных ... стран над внутрирегиональными перевозками грузов. Последние наибольший объем приходится на летне-осенний период (с мая по октябрь), когда осуществляется завоз грузов внутренним водным и морским транспортом в районы ...

В середине зимы продолжительность полярной ночи на широте Северного полярного круга составляет 24 часа.