Контейнерные перевозки: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Курсовая работа

Контейнерные перевозки грузов успешно применяются как на международных, так и на внутренних транспортных системах. Безусловное лидерство в сфере логистики этот вид транспортировки завоевал благодаря использованию контейнеров.

Контейнеризация – одно из направлений технического прогрес¬са в организации перевозок, складировании и хранении грузов. Контейнеризация являются одним из самых прогрес¬сивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортных процессов. Контейнерные перевозки позволяют освободить грузовладельца от необходимости транспортной упа¬ковки и маркировки, снижают затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы при смешанном сообщении. Безусловно, контейнерные перевозки – самый экономичный и экологичный вид транспортировки грузов.

В первой (теоретической) части курсовой работы «Сущность контейнерных перевозок» описывается суть контейнерных перевозок, где приводится понятие и классификация контейнеров. Представлена организация контейнерных перевозок, которая включает в себя сложную инфраструктуру, обеспечивающую контейнерные перевозки (терминалы, погрузочно-разгрузочное и складское оборудование и т.п.).

Во второй части работы «Современное состояние мирового и российского рынков контейнерных перевозок» приводится история контейнеризации, представлено несколько основных мировых компаний, осуществляющих контейнерные перевозки, представлены их основные показатели эффективности деятельности в сфере контейнерных перевозок. Далее на основании информации официального сайта Госкомстата составлены и проанализированы таблицы по современному состоянию контейнерных перевозок в России.

В третьей части курсовой работы «Перспективы развития контейнерных перевозок» выделены основные показатели эффективности контейнеризации, обобщены основные проблемы в функционирования контейнерной системы государств.

Предметом и объектом исследования курсовой работы являются контейнерные перевозки грузов.

Целью курсовой работы является проведение анализа современного состояния мирового и российского рынков контейнерных перевозок, определение перспективы развития контейнеризации.

22 стр., 10547 слов

Контейнерные перевозки грузов морским транспортом

Контейнерные перевозки грузов морским транспортом используются в случае неудобной дорожной сетки. Тема данной работы является актуальной, так как в современном мире постоянно растет объем перевозимых грузов. Одним из наиболее экономичных и ...

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. изучить теоретические основы контейнерных перевозок грузов в научной литературе по логистике;

2. проанализировать современное состояние мирового и российского рынков контейнерных перевозок, узнать историю их развития;

3. определить проблемы в развитии контейнерных перевозок и пути их решения.

Теоретической базой курсовой работы являются научные труды М.П. Журавлева, Д.В. Зеркалова, Х.Т. Туранова, В.П. Прудниковой, Г.Я. Резго, Ф.А. Пладиса, Д. Бенсона.

Информационную базу работы составили статистические сборники, а также материал интернет-сайтов.

1 СУЩНОСТЬ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

1.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

Важнейшей задачей успешной перевозки грузов является обеспечение сохранности перевозимых грузов путем соблюдения оптимальных режимов перегрузочных работ, рационального размещения в грузовых помещениях и создания условий сохранения качества грузов в процессе перевозки. Важным направлением в технологии и организации перевозки грузов является контейнеризация перевозочного процесса [13, с. 4].

Контейнерные перевозки грузов успешно применяются как на международных, так и на внутренних транспортных системах. Безусловное лидерство в сфере логистики этот вид транспортировки завоевал благодаря использованию контейнеров (англ. container – тара, ёмкость, вместилище).

В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52202–2004 «Контейнеры грузовые. Термины и определения», грузовой контейнер – это единица транспортного оборудования, имеющая:

  •  постоянную техническую характеристику, обеспечивающую прочность для многократного применения (в течение установленного срока службы);
  •  специальную конструкцию, обеспечивающую перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта в прямом и смешанном сообщениях без промежуточной перегрузки грузов;
  •  приспособления, обеспечивающие механизированную перегрузку с одного вида транспорта на другой;
  •  конструкцию, позволяющую легко загружать и выгружать груз;
  •  внутренний объем, равный 1 м3 и более [1, с. 1].

В конструктивном отношении контейнеры представляют собой обычно замкнутые емкости в форме прямоугольного параллелепипеда. Они имеют сварной каркас из холоднотянутого швеллера 60х40х3 мм, обшитый стальными или алюминиевыми гофрированными листами толщиной 1,5 мм. Иногда применяют также контейнеры с открытым верхом или с крышей из прорезиненной ткани, закрепленной к каркасу тонкими канатиками. Выделяют следующие основные параметры контейнера:

  •  масса брутто (наибольшая масса контейнера с грузом);
  •  длина, ширина и высота (наружные и внутренние);
  •  внутренний объем;
  •  собственная масса контейнера [8, с. 151].

Таким образом, контейнер представляет собой прямоугольную камеру, предназначенную для перевозки практически любых видов груза. При этом он идеально приспособлен для оперативной и удобной погрузки на различные виды транспорта. Специально оборудованные погрузчики способны в считанные часы загрузить и надежно закрепить в транспортном средстве большую партию контейнеров. Неоспоримым преимуществом контейнера является также его высокая прочность и надежность. Все это позволяет гарантировать безопасную перевозку разнообразных грузов различными видами транспорта. Не менее важным является и факт конфиденциальности перевозимого товара. Перевозка в контейнере позволяет уберечь груз от посторонних глаз.

10 стр., 4612 слов

Терминальная система переработки грузов при международных перевозках

... выгодных цен и налогов. [1] 2. Эффективность терминальной перевозки груза Терминальная технология определяет формы организации и управления перевозками, размеры и структуру парка автомобилей, диктует технические ... обеспечивающих стабильность отрасли в условиях непрекращающейся конкуренции с другими видами транспорта. [5] В большинстве автотранспортных компаний принята схема управления, при ...

Ниже представлены отличительные особенности контейнера:

1. замкнутый тип конструкции;

2. достаточная прочность для многократного использования;

3. возможность перевозок различными видами транспорта без промежуточной выгрузки грузов из контейнера;

4. наличие в конструкции приспособлений, обеспечивающих быструю погрузку, разгрузку и перегрузку с одного вида транспорта на другой;

5. простота загрузки грузов в контейнер и их выгрузки [8, с. 151].

Сущность системы контейнерных перевозок грузов заключается в том, что груз перевозится с начального до конечного пункта в единой грузовой емкости контейнере, который в пунктах перевалки передается с одного вида транспорта на другой. Представляя собой как бы съемный кузов автомобиля или вагона, контейнер одновременно выполняет функцию внешней тары и временного склада для хранения груза. Контейнерные перевозки позволяют использовать морской, речной, воздушный, железнодорожный и автомобильный транспорт.

Контейнеризация являются одним из самых прогрес¬сивных направлений развития, рационализации и оптимизации транспортных процессов. Контейнерные перевозки позволяют освободить грузовладельца от необходимости транспортной упа¬ковки и маркировки, снижают затраты на погрузочно-разгрузочные и складские работы при смешанном сообщении [14, с. 88].

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ КОНТЕЙНЕРОВ

Грузовые контейнеры классифицируются по следующим основным признакам: сфере обращения, грузоподъемности, назначению, виду транспорта, общему устройству (конструкции), материалу изготовления, средствам для перегрузки, сферы применения.

По сфере обращения контейнеры можно разделить на:

  • международные;
  • магистральные;
  • внутризаводские (технологические).

Контейнеры, используемые на магистральном транспорте, могут быть широкого и ограниченного обращения. Применение контейнеров широкого обращения допущено на двух и более видах транспорта без ограничения районов эксплуатации. Контейнеры ограниченного обращения допущены к применению только на одном виде транспорта или в смешанном сообщении, но на определенных направлениях [10, с. 5].

В зависимости от грузоподъемности контейнеры подразделя¬ются на следующие виды:

  • малотоннажные (массой брутто менее 3 т);
  • среднетоннажные (массой брутто 3 и 5 т);
  • крупнотоннажные (массой брутто 16, 20, 24 т и более).

По назначению различают следующие виды контейнеров:

  • универсальные;
  • специализированные.

Универсальные контейнеры предназначены для перевозки ши¬рокой номенклатуры грузов, не требующих специальных условий транспортировки и погрузки-выгрузки, например, штучных грузов в таре и без нее, в облегченной упаковке, в том числе сыпучих или жидких грузов при перевозке в соответствующей упаковке. Таким образом, в универсальных контейнерах перевозят полиграфические изделия, галантерейные товары, трикотаж, одежду, обувь, радиотовары и телевизоры, ткани, запасные части и метизы, домашние вещи и др.

Специализированные контейнеры предназначены для перевозки одного вида грузов, требующих соблюдения специфичес¬ких условий для их транспортировки: например, жидких, сыпучих, гранулированных, пылевидных, мелкокусковых, крупнокусковых [14, с. 89]. К специализированным относятся также изотермические контейнеры: термосы, охлаждаемые, обогреваемые и наиболее распространенные с устройствами для охлаждения и обогрева. Они используются для перевозки скоропортящихся продуктов, требующих поддержания во время перевозки и хранения установленного температурного режима, влажности и других условий.

10 стр., 4995 слов

Организация перевозки скоропортящихся грузов

... охлаждающих устройств. Транспортировка скоропортящихся грузов осуществляется железнодорожным, водным (речным и морским), автомобильным и в меньшей степени воздушным транспортом. Железнодорожный транспорт играет ведущую роль в перевозке скоропортящихся грузов, поскольку относительно недорогой транспорт при этом отличается ...

Универсальные контейнеры принадлежат транспортным организациям и, как правило, не имеют порожнего пробега или имеют небольшой порожний пробег. Специализированные контейнеры принадлежат предприятиям (отправителям и получателям) и имеют, как правило, порожний пробег, равный гружёному (также как и специализированные поддоны), что является их существенным недостатком [15, с. 60].

По виду транспорта контейнеры подразделяются на предназначенные для использования:

  • на всех основных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, морском и внутреннем водном);
  • на воздушном транспорте [13, с. 5].

По общему устройству контейнеры можно подразделять на:

  • атмосфероустойчивые (оборудуются лабиринтами для отвода воды);
  • водонепроницаемые (оснащаются резиновым или иным уплотнением);
  • герметизированные.

Атмосфероустойчивые и водонепроницаемые преимущественно выполняются неразборными, герметизированные – только неразборными. Неразборные и разборные контейнеры могут выполняться с одно- двух- или трехстворчатой дверью. Двери могут размещаться в торцовой стенке, в боковых стенках либо в тех и других. Они могут заменять и соответствующие стенки. Герметизированные контейнеры, как правило, выполняются с одной одностворчатой дверью.

По материалу изготовления грузовые контейнеры делят на:

  • цельнометаллические: из углеродистой или легированной стали, алюминиевых сплавов;
  • комбинированные: с каркасом из прокатных профилей углеродистых сталей и панелями из легированных сталей, алюминиевых сплавов и многослойной клееной фанеры, покрытой пластиком, деревянно-металлические и пластмассовые [10, с.

7].

В зависимости от средств для перегрузки контейнеры подраз¬деляются на:

  • контейнеры с проемами в основаниях для погрузки-выгруз¬ки с транспортных средств посредством вилочных погрузчиков;
  • контейнеры с рымами или фитингами для захватов кранами.

В зависимости от сферы применения контейнеры бывают:

  • неунифицированные — ограниченного обращения;
  • унифицированные — широкого обращения.

Перевоз¬ка в неунифицированных контейнерах осуществляется только одним видом транс¬порта (контейнер, перевозимый только автомашинами, соответ¬ственно называется автомобильным).

К парку ограниченного об¬ращения также могут относиться контейнеры, посредством которых осуществляется смешанная перевозка, но только в опре¬деленных направлениях.

Унифицированные контейнеры могут ис¬пользоваться всеми видами транспорта без ограничения районов обращения [14, с. 89]. В зависимости от характера, свойств и размера партии перевозимого груза, условий его погрузки-выгрузки выбирают соответствующий тип контейнера и определяют его параметры.

12 стр., 5546 слов

Специальность: 050713 – «Транспорт, транспортная техника и технологии»

... ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ КРАНА МАШИНИСТА №130 С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ……………………………………. 3.1. Описание и работа ……………………………………………………. 3.1.1. Назначение изделия ………………………………………………. 3.1.2. Технические характеристики ……………………………………. 3.1.3. Состав ... САУТ Аппаратура САУТ предназначена для автоматического управления торможением грузовых и пассажирских поездов, обращающихся на участках, оборудованных трёх или ...

К основным техническим характеристикам контейнеров относятся: масса брутто; грузоподъемность; полезный внутренний объем; погрузочная площадь, габаритные и внутренние размеры, размеры загрузочно-разгрузочных устройств (двери, люки); собственная масса (тара); коэффициент тары [10, с. 7].

1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

Контейнерные перевозки грузов осуществляются в рамках контейнерной транспортной системы (КТС), которая представляет собой совокупность технических средств, объектов, технологии перевозок и переработки контейнеров, системы управления перевозками. Внутри страны КТС координируется в юридическом отношении государственными стандартами, транспортными уставами, другими нормативно-техническими документами.

КТС включает в себя следующие компоненты:

  •  парк контейнеров со всеми их типами, параметрами, характеристиками, конструкцией, техническими требованиями и условиями изготовления, транспортирования, хранения;
  •  подвижной состав разных видов транспорта (универсальный и специализированный) со всеми его параметрами и характеристиками;
  •  грузовые терминалы, размещаемые в пунктах взаимодействия разных видов транспорта и служащие для преобразования контейнеропотоков при передаче их с одних видов транспорта на другие (со всеми их объектами и сооружениями, техническим оснащением.

Подъемно-транспортным оборудованием, технологией переработки контейнеров);

—  информационное обеспечение контейнерных перевозок на всех видах транспорта, включая маркетинговые исследования в этой области, автоматизированные системы управления контейнерными перевозками, слежение за продвижением контейнеропотоков и учет движения контейнеров, базы данных и системы управления базами данных по всем вопросам, связанным с контейнерными перевозками, компьютерные технологии по технико-экономическим обоснованиям и поддержке управленческих решений в области контейнерных перевозок и т.д.

 юридическое обеспечение контейнерных перевозок на внутригосударственных и международных перевозках, включая законодательства отдельных государств, международные конвенции, договоры, создание единого юридического пространства, законодательных норм и правил для всех участников контейнерных перевозок;

—  инженерно-техническое обеспечение контейнерных перевозок, включающее проектно-конструкторские, технологические, экономические методы расчетов, связанных с обоснованиями, планированием, организацией и осуществлением контейнерных перевозок, производства и использования всех необходимых для них машин, механизмов, объектов, сооружений и других технических средств.

 научно-методическое обеспечение контейнерных перевозок, включающее глубокие теоретические и прикладные исследования в этой и смежных областях экономики, науки и техники, связанных прямо или косвенно с контейнерными перевозками, разработку методик технических и экономических расчетов и обоснований [8, с. 157].

Хорошо организованный транспортный процесс должен начинаться и заканчиваться на специальных объектах, приспособленных и оснащенных для наиболее эффективного преобразования грузопотоков. В контейнерной транспортной системе такими объектами являются контейнерные терминалы. Понятие «терминал» происходит от английского слова “terminal” и обозначает конечный пункт чего-либо, например, транспортного процесса.

4 стр., 1679 слов

Правила приема груза к перевозке железнодорожным транспортом

... документов, подготовку подвижного состава, подачу вагонов под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза железнодорожным транспортом, погрузку грузов на грузовом дворе, расчеты за перевозку груза . Подготовка груза к перевозке. Груз к перевозке должен быть подготовлен таким образом, чтобы были ...

Контейнеры перегружают с одних видов транспорта на других на контейнерных терминалах, которые включают собственно складские площадки для временного хранения контейнеров и другие объекты.

На железнодорожном транспорте контейнерные терминалы – это специализированные станции, на морском и речном – комплексы устройств, включающие открытые площадки для накопления и группировки мелких отправок контейнеров, сортировочные площадки, железнодорожные подъезные пути, автопроезды, склады затарки и растарки контейнеров, весовые устройства [9, с. 156].

Грузовым терминалом можно назвать отдельно стоящий перегрузочно-складской комплекс на магистральном транспорте, в составе промышленного, строительного или торгового предприятия или расположенный отдельно от этих предприятий и предназначенный для выполнения логистических операций по преобразованию грузопотоков. На магистральном транспорте такие объекты иногда называют транспортно-складскими или транспортно-грузовыми комплексами, желая подчеркнуть их взаимосвязи и непосредственное участие в транспортных процессах.

Контейнерный терминал – грузовой терминал, специализированный на переработке контейнерных грузов. Назначение контейнерных терминалов в транспортных сетях (или в логистических цепях контейнерных перевозок) состоит в преобразовании контейнеропотоков (размеров транспортных партий, времени их прибытия и отправления и др.) при передаче их с одного вида транспорта на другой. Цель этого преобразования грузопотоков состоит в том, чтобы обеспечить наиболее эффективное дальнейшее транспортирование грузов, товаров, материалов в контейнерах.

Для этого изменения грузопотоков терминал имеет определенное устройство, техническое оснащение и технологию работы всех его составных частей.

Склады контейнеров, осуществляющие преобразование грузопотоков в ло¬гистических системах контейнерных перевозок могут размещаться на гру¬зовых терминалах, в морских или речных портах, на промышленных пред¬приятиях, наряду с другими производственными объектами.

В состав грузового терминала могут входить: крытые складские корпуса, открытые складские площадки для контейнеров, железнодорожные и автомобильные подъездные и внутренние пути, служебно-технические и административно-бытовые здания, охраняемые стоянки для автомобилей, гаражи и ремонтные мастерские для транспортных средств, тары, контейнеров, подъемно-транспортных машин, топливозаправочные и экипировочные устройства для транспортных средств, таможенный пост, внешние и внутриплощадочные инженерные сети, причалы и пирсы (у морского терминала), устройства освещения, пожарной и охранной сигнализации и связи, ограждение территории и контрольно-пропускные пункты, комнаты отдыха для водителей автомобилей и машинистов локомотивов, объекты общественного питания, торговли и развлечений и т.д.

Таким образом, контейнерный терминал – это более широкое понятие, чем контейнерный склад или площадка. Контейнерная площадка является элементом, составной частью контейнерного терминала – наряду с другими сооружениями и объектами, входящими в состав терминала [8, с. 161].

Для выполнения перегрузочных и складских операций с контейнерами используется комплекс специализированного оборудования (таблица 1).

3 стр., 1495 слов

Организация управления контейнерным терминалом

... постоянства грузопотока. Функции контейнерного терминала Основной функцией морского терминала является перемещение контейнеров между судном и наземным транспортным средством. Дополнительной функцией ... Таким образом, контейнерный терминал — это более широкое понятие, чем контейнерный склад или площадка. Контейнерная площадка является элементом, составной частью контейнерного терминала наряду с ...

Загрузка и разгрузка контейнеров осуществляется с использованием вилочных авто- и электропогрузчиков, грузоподъемностью до 2-х вилочных тележек, устройств на воздушной подушке [9, с. 156].