Оптимальный выбор способа доставки груза

Курсовая работа

Виды транспорта сложились под влиянием природной и техногенной среды, в которой передвигаются пассажиры и перемещаются грузы, а также в зависимости от видов используемых источников энергии и технологических устройств пути, по которому движение осуществляется. Кроме того, вид транспорта определяется типом услуги, оказываемой пассажирам, или характером и количеством перевозимого груза.

Основными видами магистрального транспорта являются:

Магистральный транспорт — это транспорт, сфера действия которого не ограничена отдельным населенным пунктом, а распространяется на любые территории.

Гужевой транспорт использует мускульную силу животных, в основном, лошадей (конка, кавалерия в армии, телега, экипаж и т.д.)

Водный транспорт использует транспортные средства, плавающие по поверхности воды (река, море, смешанные).

Различаются по типу источника энергии: мускульная сила людей (галера, лодка), ветер (парусник), двигатель внутреннего сгорания (пароход, и т.д.), энергия расщепленного атома (атомоход).

Суда специализируются по видам грузов и выполняемых задач: пассажирский, военный, танкер, сухогруз, контейнеровоз).

Автомобильный транспорт представляет из себя транспортные средства, источником движения которых является двигатель внутреннего сгорания, а движение осуществляется при помощи колес по специально обустроенной твердым покрытием конструкции (дорога).

Различаются по видам и количеству перевозимых грузов: легковая, грузовик, самосвал, фура и т.д.

Железнодорожный транспорт. Представляет из себя транспортные средства и путевое хозяйство, обеспечивающие передвижение по рельсам. Различается по видам тяги: паровоз, тепловоз, электровоз и по типу подвижного состава, ориентированного на разные типы груза (пассажирский вагон, платформа, цистерна и т.д.

Воздушный транспорт представляет из себя транспортные средства, передвигающиеся по воздуху, а также правила и ограничения, регламентирующие эти передвижения (воздушные коридоры и т.д.).

Различаются видом тяги (винтовой, реактивной), типом подъемной силы (вертолет, самолет), а также объемом и характером перевозимых грузов.

Технологический транспорт представляет из себя устройства, обеспечивающие перемещение грузов и пассажиров в замкнутых пространствах: эскалаторы, лифты, всевозможные подъемники, конвейеры и т.д.

3 стр., 1242 слов

Виды и средства транспортных перевозок

... вид транспорта, несмотря на относительно высокую стоимость, бесспорным лидером в перевозке туристов на дальние расстояния. В системе транспортного обеспечения в туризме различают: трансфер-предоставление транспортных средств ... включают три основных направления: организация автобусных путешествий; организация путешествий на личном автотранспорте туристов; прокат автомобилей. Организация автобусных ...

Взаимодействие указанных видов транспорта заключается в том, что для передвижения пассажира, либо перемещения груза, как правило, не достаточно транспортного средства одного вида. Дело в том, что в транспортных потоках широко используется маршрутизация, с усложнением транспортной системы вероятность того, что для каждой точки отправления и прибытия найдется свой маршрут, уменьшается, и большинство передвижений и перемещений требуют использования разных видов транспорта с организацией пересадки либо перегрузки между ними. Иными словами, в транспортных потоках происходит постоянное перераспределение грузов и пассажиров между транспортными средствами и видами транспорта.

Критерием экономической оценки при распределении перевозок грузов между видами транспорта является минимум затрат общественного труда на доставку продукции из одного пункта в другой. Денежным выражением этих затрат являются текущие (эксплуатационные) расходы, а также приравниваемые к ним материальные средства, находящиеся в процессе перевозки.

1. Теоретические, методические и нормативные основы технико-экономической оценки взаимодействия видов транспорта» Характеристики транспортных системе

Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8% ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.

Развитие транспорта и других отраслей экономики тесно взаимосвязаны. Характер подвижности населения, уровень развития производства и торговли определяют спрос на услуги транспорта. Вместе с тем, транспорт является системообразующим фактором, влияя на уровень жизни и развитие производительных сил.

Исторически развитие транспорта во многом определяло уровень и динамику развития страны в целом и отдельных ее регионов. К началу 90-х годов ХХ века в России существовала развитая транспортная система. Она обеспечивала мобильность населения, взаимосвязи между регионами, внутренние экономические связи и внешнюю торговлю.

В период перехода к рыночной экономике на транспорте произошли радикальные институциональные изменения. После упразднения отраслевых союзных и республиканских министерств по видам транспорта было создано федеральное министерство транспорта функционального типа (1990), объединившее функции управления морским, речным, воздушным, автомобильным, городским пассажирским и промышленным транспортом, а также дорожным хозяйством. Введение в действие нового Гражданского Кодекса Российской Федерации (1995) стало предпосылкой к радикальному обновлению транспортного законодательства, разработке новых уставов и кодексов отдельных видов транспорта, отвечающих условиям рынка.

На транспорте были осуществлены первоначальная приватизация и демонополизация, переход от прямого административного управления к государственному регулированию субъектов рынка, была создана основа системы государственного регулирования транспортной деятельности. Тарифы транспортных организаций в настоящее время являются, преимущественно, свободными и формируются самими перевозчиками с учетом ситуации на рынке. Регулируемые тарифы сохраняются на железнодорожном транспорте, в секторе городского и пригородного общественного транспорта, а также на некоторых видах услуг естественных монополий транспорта. Значительное развитие на транспорте получили мелкий и средний бизнес, индивидуальное предпринимательство.

14 стр., 6767 слов

Транспортная система ОАО "Российские железные дороги"

... населения [17]. Так как в развитии транспорта имеются различия между различными регионами, то в мировой транспортной системе принято выделять территориальные транспортные системы: ... транспортного процесса. Существуют такие задачи транспортной логистики как создание транспортного коридора и транспортной цепи. Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, ...

Одновременно с институциональными изменениями на транспорте, социально-экономические реформы и распад СССР определили новые задачи транспорта в экономике и социальной сфере. Основными факторами при этом стали: перестройка традиционной системы хозяйственных связей, выход России на новые внешнеторговые рынки и изменение характера внешней торговли с преимущественно импортно-ориентированной на преимущественно экспортную, снижение партионности грузовых перевозок, возрастание значимости скорости доставки грузов и транспортно-логистических услуг. Для пассажирских перевозок новые условия характеризовались, прежде всего, изменением характера подвижности населения и платежеспособного спроса на перевозки, а также ростом количества личных легковых автомобилей. Растущая индивидуальная мобильность стала одним из символов нового образа жизни, который формируется в России.

Преобразования первого этапа рыночных реформ сопровождались спадом спроса на перевозки и ростом цен на потребляемые транспортом ресурсы. Значительно обострилась проблема обновления изношенных основных фондов. Большое количество транспортных предприятий находилось в сложном финансовом положении.

К концу 90-х годов период кризисного развития был, в целом преодолен. В настоящее время транспорт обеспечивает основные потребности экономики и населения в транспортных услугах, является важным фактором территориальной целостности России, единства национального товарного рынка, инструментом интеграции страны в систему мировых хозяйственных связей, обеспечения внешней торговли.

В период 1994-2002 на транспорте был реализован ряд целевых программ, направленных на совершенствование правовых и экономических условий транспортной деятельности, развитие институциональных преобразований, обеспечение безопасности дорожного движения, мореплавания и судоходства, поддержку социально значимых видов перевозочной деятельности, стимулирование инвестиций в транспорт, повышение конкурентоспособности национальной транспортной системы на мировом транспортном рынке.

2. Оптимальный выбор способа доставки груза.

2.1 Задание на выполнение курсовой работы по теме «Оптимальный выбор способа доставки груза»

Логистическая компания получила задание на доставку двадцатифутовых контейнеров в количестве 200 штук из порта А, расположенного на реке, на железнодорожную станцию В.

Имеется три способа доставки из А в В (см. рис. 1.):

4. По реке на грузовом судне от А до порта С, затем автомобильным транспортом до от С до В.

5. Автомобильным транспортом от А до В.

6. Автомобильным транспортом от А до железнодорожной станции D, затем по железной дороге от D до В.

Рис. 2.1 Варианты доставки партии груза из А в В

Логистическая компания для выполнения задания может заказать суда, которые дислоцированы в пункте А, железнодорожные составы, которые дислоцированы в пункте D, а также автомобильный транспорт, который дислоцирован в пункте В. После выполнения заказа все транспортные средства должны быть доставлены в места дислокации за счет логистической компании.

Время погрузки или выгрузки одного контейнера для любого транспортного средства составляет 15 мин.

На каждой погрузке или разгрузке работает по одному погрузочно-разгрузочному устройству.

Заказчик ставит задачу доставить груз максимально быстрым способом, но при условии, что увеличение цены за ускорение доставки не должно быть более чем на 15% выше цены самого медленного варианта.

Необходимо определить оптимальный вариант доставки партии контейнеров при условии, что передвижные транспортные средства работают непрерывно в течение суток и отправляются в путь сразу после окончания погрузки или разгрузки. Затратами на временное складирование грузов в процессе перемещения из А в В, а также затратами на погрузку-разгрузку можно пренебречь.

2.2 Параметры транспортной системы

Параметры транспортной системы указаны в таблице 1.

Таблица 1. Параметры транспортной системы

Вид транспорт i

Эксплуа-тационная скорость движения V iЭ , км./час

Грузоподъемность G i транспортного средства, контейнеров

Максимально возможный заказ N i транспортных средств, штук

Стоимость заказа транспорт-ного средства S i , руб./км.

1. Речной

16

300

1

900

2. Авто-мобильный

35

2

50

30

3. Железно-дорожный

20

100

1

1100

2.3 Выбор исходных данных для расчета

Возможные варианты длин участков транспортной сети (в км.), предлагаемые каждому студенту в качестве исходных данных для его курсовой работы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Формулы для расчета исходных данных

Вид транспорта

Участок транспортной сети

Формула расчета длины участка, исходя из даты рождения студента (22.05.1983 г.)

Речной

АС

(83)+(5)=88

Автомобильный

АD

(5)

АВ

(83)-(22)=61

СВ

(22)

Железнодорожный

(83)

2.4 Моделирование сценариев доставки груза

Время перевозки одним транспортным средством складывается из затрат времени на все транспортно-логистические операции, необходимые для осуществления перевозки данным транспортным средством.

Следует принимать во внимание, что операции, осуществляемые разными транспортными средствами, накладываются друг на друга во времени. Общие затраты времени составляют интервал между моментами начала и окончания заказа. транспорт взаимодействие доставка перевозка

Расчет 1-го сценария перевозок по реке на грузовом судне от А до порта С, затем автомобильным транспортом от С до В.

Расчет затрат времени при передвижении по реке осуществляется по формуле:

T АС = (TпогрузА + TперевозАС + TразгрузС + TперегонСА ).

Время погрузки или выгрузки одного контейнера для любого транспортного средства составляет 15 мин. Грузоподъемность G i судна составляет 300 контейнеров. Перевезти нужно 200 контейнеров. Соответственно судно может перевезти весь груз за одну ездку, а время погрузки или выгрузки всего груза составит:

T погруз =Tразгруз =15*200=3000 мин = 50 часов

Время на перевозку груза от А до С равняется времени обратного перегона судна из С в А и определяется делением длины участка АС на эксплуатационную скорость судна:

T перевозАС = TперегонСА = L/Vэ = 88/16=5,5 часа

T АС = 50 + 5,5 + 50 + 5,5=111,0 часа

Расчет затрат времени, которые требуются автомобилю для перевозки груза из С в В осуществляется по формуле:

T СВ = (TперегонВС +TпогрузС + TперевозСВ + TразгрузВ ).

Грузоподъемность G i автомобиля составляет 2 контейнера. Так как логистическая компания за может заказать только 50 автомобилей, то время погрузки или выгрузки всего груза составит:

T погруз =Tразгруз =(15*2)*50 = 1500 мин = 25 часов

Время на перегон автомобилей от В до С равно времени на перевозку груза от С до В определяется делением длины участка СВ на эксплуатационную скорость автомобиля:

T перевозСВ = TперегонВС = L/Vэ = 22/35=0,63 часа

Перевезти нужно 200 контейнеров. Соответственно для перевозки всего груза необходимо 100 автомобилей. Так как логистическая компания может заказать только 50 автомобилей, то для перевозки всего груза потребуется сделать две ездки.

T СВ = (0,63 +25 + 0,63 + 25)*2=102,52

Итого затраты времени на перевозку груза от А до В составят:

T АВ = TАС + TСВ

T АВ =111,0+102,52=213,52 часа

Расчет 2-го сценария перевозок автомобильным транспортом от А до В

Расчет затрат времени для перевозки груза одним автомобилем осуществляется по формуле:

T АВ = (TперегонВА +TпогрузА + TперевозАВ + TразгрузВ ).

T погруз =Tразгруз =(15*2)*50 = 1500 мин = 25 часов

T перевозАВ = TперегонВА = L/Vэ = 61/35=1,74 часа

Перевезти нужно 200 контейнеров. Соответственно для перевозки всего груза необходимо 100 автомобилей. Так как логистическая компания может заказать только 50 автомобилей, то для перевозки всего груза потребуется сделать две ездки.

T АВ = (1,74 +25 + 1,74 + 25)*2=106,96

Расчет 3-го сценария перевозок автомобильным транспортом от А до железнодорожной станции D, затем по железной дороге от D до В

Так как для перевозки всего груза автомобилями требуется сделать две ездки, то расчет затрат времени для перевозки груза одним автомобилем из А в D делается по следующим формулам.

Первый рейс:

T 1АD = (TперегонBА +TпогрузА + TперевозАD + TразгрузD ) .

Последний рейс:

T 2АD = (TперегонDА +TпогрузА + TперевозАD + TразгрузD + TперегонDB ) .

T погруз =Tразгруз =(15*2)*50 = 1500 мин = 25 часов

T перегонВА = LВА /Vэ = 61/35=1,74 часа

T перегонDВ = LDВ /Vэ = (5+61)/35=1,89 часа

T перевозАD = TперегонDА = LАD /Vэ = 5/35=0,14 часа

T 1АD =1,74 +25 + 0,14 + 25 = 51,88

T 2АD = 0,14 +25 + 0,14 + 25 + 1,89 = 52,17

T АD = 51,88+52,17 =104,05

Расчет затрат времени для перевозки груза поездом осуществляется по следующим формулам.

T DВ = (TпогрузD +TперевозDВ + TразгрузВ + TперегонВD ) .

Грузоподъемность G i железнодорожного состава составляет 100 контейнеров. Логистическая компания за может заказать только 1 состав, соответственно время погрузки или выгрузки составит:

T погруз =Tразгруз =(15*100) = 1500 мин = 25 часов

T перевозDВ = TперегонВD = LDВ /Vэ = 83/20=4,15 часа

Перевезти нужно 200 контейнеров. Значит для перевозки всего груза необходимо 2 состава.

Так как логистическая компания может заказать только 1 состав, то для перевозки всего груза потребуется сделать две ездки.

Соответственно затраты времени для перевозки груза поездом равны:

T DВ = (25 +4,15+ 25 + 4,15) * 2 =116,6 часа

Итого затраты времени на перевозку груза от А до В составят:

T АВ = TАD + TDВ

T АВ = 104,05 + 116,6 = 220,65 часа

2.5 Выбор оптимального сценария доставки груза

Для выбора оптимального сценария рассчитываются затраты на аренду транспортных средств в каждом сценарии, исходя из суммарного пробега, осуществленного всеми транспортными средствами в данном сценарии. При этом учитывается как холостой пробег при перегоне транспортного средства, так и пробег под погрузкой.

Определим суммарный пробег всех транспортных средств:

1. сценарий

По реке на грузовом судне от А до порта С:

L АС = (LперевозАС + LперегонСА ) = 88+88 = 176 км

Затем автомобильным транспортом до от С до В. Логистическая компания дважды брала в аренду 50 автомобилей:

L СВ = (LперегонВС +LперевозСВ ) * 50 * 2 = (22+22) * 50 * 2 = 4400 км

2 сценарий

Автомобильным транспортом от А до В.

T АВ = (TперегонВА TперевозАВ ) = (61+61)*50 * 2 = 12200 км

3 сценарий

Автомобильным транспортом от А до железнодорожной станции D:

L 1АD = (TперегонBА + TперевозАD ) = (61+5) * 50 = 3300

L 2АD = (TперегонDА + TперевозАD + TперегонDB ) =(5+5 + (5+61)) * 50 = 3800

L АD =3300+3800=7100

Затем по железной дороге от D до В. Логистическая компания дважды брала в аренду железнодорожный состав:

L DВ = (83+83) * 2 = 332 км

1. По результатам расчета составляется таблица затрат времени и стоимости каждого сценария.

Таблица 3. Затраты времени и стоимость каждого сценария

Сценарий

Затраты времени на выполнение заказа

Стоимость аренды транспорта

A-C-B

213,52

176*900=158400

4400*30=132000

Итого: 290400

A-B

106,96

12200*30=366000

A-D-B

220,65

7100*30=213000

332*1100=365200

Итого: 578200

2. Из таблицы видно, что сценарием с самыми большими затратами времени является сценарий № 3, он же самый дорогой и по стоимости, которая составляет 578200 рублей.

3. Наименьшие затраты времени получились в сценарии № 2 (106,96 часа), но его стоимость 366000 руб.), превышает стоимость перевозки грузов в сценарии № 1 (290400 руб.).

Так как для логистической компании цена является достаточно важным фактором, то наиболее оптимальным вариантом перевозки грузов будет сценарий № 1 с достаточно высокими затратами времени на перевозку, но самой низкой стоимостью.

На сегодняшний день самое широкое применение имеют следующие виды транспорта автомобильный, водный, железнодорожный и авиа транспорт. Каждый вид транспорта имеет свои недостатки и преимущества, а их использование наиболее эффективно при перевозке различных типов грузов.

В данной курсовой работе были рассмотрены три сценария взаимодействия видов транспорта: железнодорожного, речного и автомобильного. Наиболее экономически целесообразно, при заданном объеме перевозок, использовать речной и автомобильный транспорт.

Для полного анализа эффективности использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать статьи затрат, формирующих себестоимость перевозки груза на каждом виде транспорта.

Затраты на подвоз и вывоз грузов:

Обычно доставка грузов до речных портов обходиться дороже, так как речной транспорт, а также портовые сооружения находятся в зависимости от природных водных путей сообщения, которые не всегда находятся рядом с предприятием, отправляющим груз. Железнодорожные ветки строят с учетом нахождения предприятий — крупных грузоотправителей, а так же железнодорожные подъезды имеют многие крупные предприятия. В себестоимость автомобильного транспорта не включается стоимость на подвоз и вывоз груза, так как автомобильный транспорт работает «от двери до двери».

Затраты на перегрузочные операции:

В портах, по сравнению с железнодорожными станциями, проходит больший грузопоток, а значит, там используется более производительное оборудование, стоимость эксплуатации которого меньше, а значит стоимость перегрузочных операций меньше. В себестоимость автомобильного транспорта не включается стоимость перегрузочных операций, так как автомобильный транспорт работает «от двери до двери».

Затраты на транспортировку груза:

Основная стоимость затрат на транспортировку грузов составляет стоимость топлива. Автомобильный транспорт самый топливоэнергоемкий (а значит самый не экологичный).

Это объясняется тем, что грузоподъемность одной грузовой машины по сравнения с поездом или судном много меньше и на перевозку одинокого количества груза требуется больше топлива.

Стоимость потерь

Стоимость потерь на каждом виде транспорта одинакова, так как берется по нормативу. Но наиболее ценные грузы стоит перевозить автомобильным транспортом (так как доставка осуществляется «от двери до двери», а значит, нет повреждения при перегрузочных операциях) либо в контейнерах по железной дороге.

Стоимость капитальных затрат

На железнодорожном транспорте самая высокая первоначальная стоимость основных фондов (транспортные средства и пути сообщения), высокая металлоемкость. Очень высокие затраты на капитальное строительство автомобильных дорог.

В данной курсовой работе мы пренебрегли затратами на временное складирование грузов в процессе перемещения из А в В, а также затратами на погрузку-разгрузку.

Самые низкие затраты получились в 1 сценарии перевозки грузов: по реке на грузовом судне от А до порта С, затем автомобильным транспортом до от С до В. Это произошло благодаря большой грузоподъемности грузового судна, которое перевезло весь груз по реке от А до порта С за одну ездку, а также малому суммарному пробегу автомобилей за счет короткого расстояния от С до В.

Самые высокие затраты в 3 сценарии: автомобильным транспортом от А до железнодорожной станции D, затем по железной дороге от D до В. Это произошло за счет большого суммарного пробега автомобилей, причем большую часть которого составил холостой пробег от В до А (74 км) и от D до В (88 км).

Если бы после выполнения заказа все транспортные средства не нужно было доставлять в места дислокации за счет логистической компании, то затраты получились бы намного ниже.

Самые низкие затраты времени получились в сценарии № 2: автомобильным транспортом от А до В. Это произошло благодаря доставке груза «от двери до двери», что позволило сэкономить время на дополнительной погрузке/разгрузке груза при смене транспортных средств. Но в этом сценарии получились достаточно высокие затраты по стоимости перевозок. Это объясняется тем, что грузоподъемность одной грузовой машины по сравнения с поездом или судном много меньше и на перевозку одинокого количества груза требуется больше затрат.

Затраты на перевозку грузов автомобильным транспортом можно было бы снизить за счет использования более грузоподъемных автомобилей, а также за счет уменьшения холостого пробега (например, заключая договор с транспортными компаниями, которые дислоцированы в месте нахождения груза).

Также при заключении договора с транспортной компанией можно исключить пункт, по которому после выполнения заказа все транспортные средства должны быть доставлены в места дислокации за счет логистической компании, что существенно позволит снизить стоимость перевозок. Или заключить еще один договор на перевозку грузов в обратном направлении, что позволит исключить или максимально снизить холостой пробег.

Заключение

По моему личному мнению ,самый эффективный вид транспорта в данном случае всё же является автомобильный транспорт, так как минимизации затрат можно добиться многими способами, заключать договор с транспортными компаниями ,которые находятся на наиболее близком расстоянии от пункта А или избежать холостого хода (перегона пустого транспорта от пункта А до пункта Б),например, если автомобили будут транспортировать какой либо груз из пункта Б в пункт А.Или заключить договор с транспортной компанией, предоставляющей автомобили при условии, что не нужно будет оплачивать обратный ( пустой ) ход в пункт А.

Возможно найти и множество других компромиссов, между транспортной и логистической компаниями.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/sposobyi-dostavki-zagotovok-na-obyekt/

1. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Технико-экономические показатели взаимодействия видов транспорта» для студентов специальности 060800 — Экономика и управление предприятиями / Сост.: Л.И.Рыженко. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2007

2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. — 11-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 432 с.

3. Оптимизация планирования и управления транспортными системами / под ред. В.Н.Лившица. М.: Транспорт, 1987, С. 3 .

4. Степанов. В.И. Логистика: учеб — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 488 с.

5. Рыженко Л.И. Технико-экономические аспекты взаимодействия видов транспорта: Курс лекций. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. — 56 с.