Применение системы управления рисками в таможенном деле

Курсовая работа

Таможенные органы должны стремиться к разумному балансу между обеспечением соблюдения законодательства и минимизацией издержек для облегчения торговли и государственного сектора. Путем внедрения системы управления, основанной на оценке рисков, можно достичь баланса между необходимой степенью таможенного контроля и облегчением торговли.

Надежная организационная структура системы управления рисками (далее — СУР) является одним из необходимых условий для реализации подхода, основанного на оценке рисков. Она обеспечивает организационную основу и механизмы системы управления рисками, что позволяет должностным лицам идентифицировать риски, оценить их степень, управлять ими на всех этапах и обеспечить системный подход к принятию решений.

Отдельные случаи из практики стран-членов Всемирной таможенной организации (далее — ВТамО) свидетельствуют о том, что для этого потребуется несколько лет, а также постоянная приверженность этим принципам со стороны руководства и сотрудников на всех уровнях. Таможенные органы должны осуществлять мониторинг, анализ и оценку своей практической деятельности по управлению рисками и постоянно ее совершенствовать.

Управление рисками это не новое изобретение для таможенных органов и было бы справедливо сказать, что все администрации применяют некоторую форму управление рисками, формально или неформально, в своей деятельности. Однако, исследование, проведенное Секретариатом ВТамО, что управление рисками иногда осуществляется от случая к случаю либо интуитивным способом и не всегда практикуется систематическим и структурированным способом. Для преодоления ловушек в различных подходах, многие администрации внедряют новые бизнес модели многих государств внедряют новые модели и преследуют более дисциплинированный и структурированный подход к управлению рисками WCO Customs Risk Management Compendium. Volume 1. Р. — 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: .

Управление рисками позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля.

Для написания курсовой работы были исследованы труды: Андреева В.А., Афонина П.Н., Гамидуллаева С.Н., Поляковой Я.И., Ткаченко И.Е., Хрытаньковой О.Л..

Актуальность данной темы заключается в том, как повысить эффективность таможенного контроля с учетом упрощения таможенных процедур и ограниченности ресурсов таможенных органов.

Объектом данной курсовой работы является система управления рисками.

16 стр., 7931 слов

«Таможенное регулирование и таможенный контроль. Система ...

... не вступали с ними в противоречие. Цель курсовой работы – исследовать систему управления рисками в таможенных органах РФ при перемещении товаров и транспортных ... через таможенную границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей[1]. Таможенный контроль реализует таможенное регулирование лишь в части, в которой таможенное регулирование устанавливается таможенным законодательством. ...

Предметов курсовой работы являются механизмы применения системы управления рисками.

В работе поставлена цель — рассмотреть цели, задачи и принципы системы управления рисками, а также изучить опыт реализации СУР в Российской Федерации. Из поставленной цели следуют задачи:

1. Изучить основные понятия системы управления рисками во Всемирной Таможенной организации и Евразийском экономическом сообществе.

2. Рассмотреть компоненты системы управления рисками, основные цели и принципы.

3. Исследовать рекомендации Всемирной таможенной организации по применению СУР в таможенных органах.

4. Рассмотреть проблемы реализации СУР при таможенном контроле в Российской Федерации.

5. Привести предложения по совершенствованию системы управления рисками в таможенных органах России.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой части подробно описаны цель, задачи, принципы системы управления рисками, а также её применение таможенными органами Российской Федерации.

Во второй части исследуются рекомендации Всемирной таможенной организации и зарубежный опыт по применению систему управления рисками.

В третьей части работы описаны выявленные проблемы применения системы управления рисками, а также пути решения этих проблем.

Глава 1. Теоретические основы системы управления рисками в таможенных органах

1.1 Система управления рисками: цель, задачи, принципы, инструменты реализации

В ходе перемещения товаров через таможенную границу возникает вероятность несоблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) и (или) законодательства государств — членов Евразийского экономического союза, который принято называть риском.

Под таможенным риском понимается обусловленная неопределенностью угроза совершения участниками внешнеэкономической деятельности неправомерных действий, которые приводят к нарушению таможенного законодательства и (или) законодательства государств — членов ЕАЭС, неполному сбору таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей или к уклонению от их уплаты, нанесению ущерба экономике государств, здоровью граждан и окружающей среде. Для снижения этой угрозы организуется управление рисками.

Под системой управления рисками понимается совокупность взаимосвязанных органов и средств управления, обеспечивающих анализ, выявление, оценку и минимизацию рисков в ходе таможенного контроля.

К органам управления рисками относятся структурные подразделения и должностные лица таможенных органов, уполномоченные на управление таможенными рисками.

В таможенных органах в состав органов управления рисками входят руководители СУР, координирующие субъекты СУР, правоохранительные субъекты СУР, субъекты СУР на этапе после выпуска и специализированные субъекты СУР.

Применения СУР заключается в достижении следующих основных целей:

1. Обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды.

2. Сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов.

14 стр., 6919 слов

Информационное обеспечение управления деятельностью таможенных органов

... информационном обеспечении управления. 2) Определить особенности управления в таможенных органах. 3) Охарактеризовать процесс автоматизации управления таможенными органами. Объектом курсовой работы является информационное обеспечение управления деятельности ФТС России. Предметом - проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование оперативного управления деятельностью таможенных ...

3. Выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) законодательства государств-членов Евразийского экономического союза:

4. Ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015)..

На рисунке 1 показано, что СУР направлена на выполнение целей таможенного контроля, которые совпадают с интересами законопослушных участников ВЭД.

Рис. 1. Основные цели применения СУР

Задачи применения СУР:

1. Планирование и организация деятельности таможенных органов по управлению рисками с учетом приоритетных целей таможенного и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы.

2. Создание и постоянное совершенствование системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки рисков.

3. Обеспечение комплексного, системного и результативного процесса оценки рисков в таможенных органах на основе целевых аналитических методик и использования специальных аппаратно-программных комплексов.

4. Контроль единообразного применения мер по минимизации рисков в целях достижения прогнозируемых результатов таможенного и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы.

5. Осуществление мониторинга и оценки результативности процесса управления рисками в целях совершенствования СУР и выбора наиболее эффективных методов оценки и инструментов управления рисками.

Система управления рисками основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

  • ѕ принцип законности заключается в соответствии СУР нормам, содержащимся в международных актах и актах законодательства Российской Федерации, а также следовании должностных лиц при принятии решений в рамках СУР требованиям этих актов и ведомственных правовых актов;
  • ѕ принцип целевой направленности обуславливает необходимость подчинения задач СУР и способов их решения достижению целей таможенного контроля на всех уровнях управления системы таможенных органов;
  • ѕ принцип единства предусматривает единые подходы к процедурам сбора и обработки информации в целях оценки рисков и определения форм и способов воздействия на риски на всех уровнях управления системы таможенных органов;
  • ѕ принцип эффективности предусматривает выбор тех решений, которые обеспечивают высокую результативность СУР с учетом имеющихся ресурсов таможенных органов и установленных сроков проведения таможенных операций;
  • ѕ принцип делегирования полномочий состоит в передаче отдельных полномочий, прав и ответственности по реализации СУР с уровня ФТС России нижестоящим таможенным органам (руководителям и иным уполномоченным должностным лицам таможенных органов);
  • ѕ принцип обратной связи заключается в постоянной оценке соответствия достигнутых результатов запланированным, принятии мер для устранения причин отклонения и постоянной актуализации инструментов СУР на основании анализа результатов их применения;
  • ѕ принцип автоматизации заключается в широком применении автоматизированных средств получения, передачи, сбора и анализа информации, а также по возможности исключении человеческого фактора из процессов выявления рисков, принятия решения о мерах по минимизации рисков и порядке их применения;

— ѕ принцип информационной защищенности состоит в проведении регулярного мониторинга состояния мероприятий, направленных на повышение информационной безопасности и совершенствование технической защиты информации ограниченного распространения, используемой при реализации СУР Приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385 О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации»..

11 стр., 5264 слов

Таможенная ревизия как форма таможенного контроля

... лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля; 5) создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов ...

СУР является инструментом поддержки принятия решений в рамках таможенного контроля.

Инструменты реализации СУР:

1. Реестр профилей рисков — перечень утвержденных и действующих на текущий момент в таможенном органе профилей рисков.

2. Профили рисков — документы, созданные уполномоченными таможенными органами и зарегистрированные в установленном порядке, содержащие сведения об областях риска, а также перечни и порядки применения мер по минимизации рисков.

3. Целевые методики анализа рисков — описание алгоритма формирования области риска с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа.

4. Оценка риска — стандартизированный аналитический документ, возникающий в результате действий уполномоченных должностных лиц по идентификации, анализу и определению уровня риска.

5. Риск-категорирование участников ВЭД — распределение участников ВЭД по группам в зависимости от оценки вероятности нарушения законодательства конкретным лицом (низкий, средний, высокий уровни риска), полученной путем анализа сведений об участнике ВЭД и результатах совершения таможенных операций с товарами, им перемещаемыми Приказ ФТС России от 2 июня 2015 г. № 1071 «О внесении изменений в приказ ФТС России от 24 апреля 2014 г. № 778»..

Таким образом, система управления рисками должна способствовать ускоренному выпуску товаров. С внедрением этой системы тотальный таможенный контроль был заменен на выборочный, что снижает издержки государства. Эффективное управление рисками является важным для современного таможенного дела и обеспечивает средства для достижения надлежащего баланса между облегчением торговли и регулятивным контролем. Принципы управления рисками могут применяться всеми администрациями независимо от того, используют они автоматизированные системы или нет, если они принимают стратегии, содержащие ключевые элементы основанного на рисках подхода к обеспечению соблюдения требований.

1.2 Применение системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации

СУР применяется таможенными органами для выбора объектов таможенного контроля, выявления и минимизации рисков для всех категорий товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, на этапах до и после выпуска товаров при совершении любых таможенных операций и проведении таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых возложено на таможенные органы Приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385 О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации»..

Процесс управления рисками включает два взаимосвязанных этапа (рис. 2).

На первом этапе формируются инструменты системы управления рисками, а на втором — осуществляется применение этих инструментов и их уточнение по результатам применения Полякова Я. И. Система управления рисками при предварительном информировании [Текст] / Я. И. Полякова // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 308-309..

Первый этап включает:

  • ѕ сбор и обработку информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников ВЭД;
  • ѕ обнаружение и описание риска;
  • ѕ определение мер по минимизации рисков и порядка их применения;
  • ѕ формирование и утверждение профилей риска.

Рис. 2. Процесс управления рисками

Второй этап включает:

  • ѕ анализ текущей информации о перемещаемых товарах, транспортных средствах и участниках ВЭД и выявление рисков;
  • ѕ оценку рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля на основании индикаторов риска;
  • ѕ применение мер по минимизации риска;
  • ѕ контроль результатов применения мер по минимизации риска;
  • ѕ обобщение результатов применения профилей рисков;
  • ѕ актуализация (отмена) и уточнение профилей рисков.

Сбор и обработка информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников ВЭД заключается в формировании исходных данных для построения инструментов СУР.

Исходными данными являются:

  • ѕ положения актов законодательства и правовых актов ФТС России;
  • ѕ сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;
  • ѕ информация о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • ѕ информация, полученная от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;
  • ѕ сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;
  • ѕ предварительная информация, переданная в таможенные органы участниками внешнеэкономической деятельности в установленном порядке;
  • ѕ информация, полученная в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

ѕ иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах ЕАИС таможенных органов Полякова Я. И. Система управления рисками при предварительном информировании [Текст] / Я. И. Полякова // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 308-309..

Обнаружение и описание риска заключается в выделении на основе указанных исходных данных рисковых событий и их описании.

Определение мер по минимизации рисков и порядка их применения заключается в выборе из общего перечня форм таможенного контроля форм, обеспечивающих минимизацию выявленного риска и эффективное использование имеющихся ресурсов таможенных органов.

Основными мерами, применяемыми в интересах минимизации рисков, являются:

  • ѕ проверка документов и сведений;
  • ѕ таможенный досмотр товаров;
  • ѕ запрос дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
  • ѕ выпуск товаров осуществляется по согласованию с начальником таможенного поста;

ѕ направление запроса декларанту о представлении оригиналов документов и (или) копий документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме)

ѕ таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.

Формирование и утверждение профиля риска заключается в установлении совокупности индикаторов, сигнализирующих о возможности наступления рискового события, определении перечня мер по минимизации риска и порядка их применения, а также документальном оформлении и утверждении в установленном порядке сформированного профиля риска.

Второй этап процесса управления рисками начинается с анализа текущей информации о перемещаемых товарах, транспортных средствах и участниках ВЭД и установлении на ее основе возможности наступления рисковых событий.

Текущая информация о перемещаемых товарах и транспортных средствах международной перевозки включает:

  • ѕ сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;
  • ѕ предварительную информацию, переданную в таможенные органы участниками ВЭД в установленном порядке;
  • ѕ информацию, полученную от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;
  • ѕ информацию, полученную в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;
  • ѕ информация, содержащаяся в документах и сведениях, имеющихся в распоряжении таможенных органов..

Оценка рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля заключается в определении уровней рисков товаров, транспортных средств международных перевозок и участников ВЭД и осуществлении на этой основе отбора объектов для проведения дополнительных мероприятий таможенного контроля, направленных на минимизацию рисков.

Применение мер по минимизации риска заключается в реализации установленных для выявленного риска форм таможенного контроля.

Контроль результатов применения мер по минимизации риска заключается в проведении регулярного мониторинга результатов применения профилей риска и соответствующих им форм таможенного контроля.

Обобщение результатов применения профилей рисков заключается в оценке соответствия достигнутых результатов планируемым и принятии мер по повышению эффективности СУР.

Актуализация и отмена профилей рисков заключается в принятии решения об их актуальности, или отмене. Решение принимается на основе обобщения результатов применения действующих профилей риска.

Можно сделать вывод, что система управления рисками является одной из главный составляющих таможенного контроля. А развитие партнерских отношений между таможней и бизнесом намного облегчают торговлю в виду снятия лишних административных барьеров. Использование максимально упрощенных процедур для добросовестных участников ВЭД способствует быстрому и своевременному поступлению таможенных платежей в государственный бюджет.

Глава 2. Международный опыт регулирования и применения системы управления рисками

2.1 Рекомендации Всемирной таможенной организации по применению системы управления рисками

Всемирная таможенная организация (далее — ВТамО) сыграла ключевую роль в создании и распространении данных о системе управления рисками среди участников организации. Например, два значимых проекта по СУР — пересмотренная Киотская конвенция Глава 6. Таможенный контроль и SAFE Framework of Standards to secure and facilitate global trade — Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Стандарт 4 — СУР, находятся под управлением Всемирной таможенной организации. Также ВТамО содействует неформальному общению между членами организации, со специалистами из частного сектора и научного сообщества. Такие мероприятия, как конференция PICARD и Форум по управлению рисками в таможенном контроле являются важными платформами для обмена информацией по управлению рисками в таможенном контроле.

Иногда стремление к достижению баланса между вмешательством и содействием рассматривается как «нулевая сумма», игра, где увеличение одного аспекта (контроль), обязательно будет означать снижение в другом (содействие).

Современный риск — менеджмент на основе соблюдения основывается на нескольких основных фондах. Они сгруппированы в четыре основных категории: законодательная база страны, административные меры, управление рисками и технологии, принятые таможенными органами. Суммарно эти четыре категории представляют собой ключевые факторы, определяющие, каким образом могут быть ускорены трансграничные потоки и таможенный контроль в отношении таких потоков David Widdowson. Managing risk in the customs context., . [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . P. 93 — 94..

Также можно отметить, что понимание различных понятий по СУР в ВТамО и странах ЕАЭС отличается. (см. табл. 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ терминов Всемирной Таможенной организации и Таможенного кодекса Таможенного союза

WCO Customs Risk Management

Compendium

Glossary

Компендиум по таможенному управлению рисками ВТамО

Словарь

ТК ТС гл. 18 ст. 127

Risk: Effect of uncertainty on objectives

Риск: влияние неопределенности на достижение цели

Риск: степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза

Risk analysis: Systematic use of available information to determine how often defined risks may occur and the magnitude of their likely consequences.

Анализ рисков: систематическое исследование имеющейся информации для определения, как часто определенные риски могут происходить и величину их вероятных последствий.

Анализ риска: систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства Таможенного союза

Risk assessment: Overall process of risk identification, risk analysis, risk evaluation and prioritization.

Оценка рисков: общий процесс идентификации рисков, анализа рисков, оценки рисков и определение приоритетов.

Оценка риска : систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства Таможенного союза в случае его возникновения.

Risk indicators: Specific criteria which, when taken together, serve as a practical tool to select and target movements that pose a risk of potential non-compliance with Customs laws.

Risk management: Coordinated activities by administrations to direct and control risk.

Индикаторы риска: конкретные критерии, которые взяты вместе, служат в качестве практического инструмента для выбора и целевых движений, представляющих риск потенциального несоблюдения таможенного законодательства.

Управление рисками: согласованные действия администраций направлять (выявлять) и контролировать риск.

Индикаторы риска : определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля

Управление риском: систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации

Risk management framework: Set of components that provide foundation and organizational arrangements for designing, implementing, monitoring, reviewing and continually improving risk management throughout the organization.

Система управления рисками: набор компонентов, которые обеспечивают основу и организационные механизмы для разработки, внедрения, мониторинга, обзора и постоянного совершенствования управления рисками в рамках организации.

Система управления рисками: совокупность элементов, связанных едиными целями и структурой, применяемая для повышения эффективности и оперативности принятия решений в ходе совершения таможенных операций и обеспечивающая выявление таможенных рисков и их минимизацию Приказ ФТС России от 18.07.2014 № 1385. О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации»..

Risk profile: Description of any set of risks, including a predetermined combination of risk indicators, based on information which has been gathered, analyzed and categorized.

Профиль риска: описание любого множества рисков, в том числе заданной комбинации индикаторов риска, основанной на информации, которая была собрана, проанализирована и классифицирована.

Профиль риска: совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

Таможенный контроль с применением СУР подразумевает введение риск — ориентированных процедур, включающих в себя такие мероприятия, как: подача информации для оценки риска, раннее вмешательство в цепь поставки с высоким риском, пост — таможенный контроль для снижения риска и. т.п.

Процесс управления рисками включает в себя учреждение контекcта управления рисками, идентификацию рисков, анализ рисков, оценку рисков, направление рисков и процедуры мониторинга и осмотра с помощью соответствующей системы показателей. Рассмотрим данные элементы:

1. Учреждение контекста. На этой стадии учреждается стратегический и организационный контекст применения управления рисками. Должны быть идентифицированы области рисков, определены критерии оценки рисков и структура анализа рисков.

2. Идентификация рисков. Идентификации подлежат предмет, цель и способ возникновения риска, что служит основой дальнейшего анализа. Эта стадия требует соответствующего описания текущего процесса контроля, в том числе: участников, клиентов, заинтересованных сторон; сильных и слабых моментов; где, когда, как возможно возникновение риска; возможных последствий и их влияния; причин возникновения риска.

Сочетание этих элементов позволяет определить предполагаемый уровень риска. Таможенные органы должны применять соответствующие меры для обеспечения данной функции.

3. Оценка и определение приоритетов рисков. Предполагаемые риски сравниваются с заранее установленным критерием. Для определения приоритетов управления риски классифицируются. Существуют различные системы классификации. Наиболее распространённым является разделение рисков на высокие, средние и низкие. В определённых условиях могут использоваться более детализированные классификации, например, балльная по шкале от 1 до 100. Буквенная классификация также позволяет выделить высокую и низкую степень рисков и обладает большей точностью.

4. Определение рисков — это принятие и мониторинг рисков, обладающих низким приоритетом. Для иных рисков определение рисков заключается в разработке и применении управленческого плана, который включает перечень используемых ресурсов (персонал, финансирование, техническое обеспечение).

5. Мониторинг и проверка — соответствующие меры. Производятся относительно рабочих характеристик, эффективности и надежности системы управления рисками и изменений, которые могут оказать на неё воздействие.

Чтобы оставаться эффективной, любая система управления рисками должна проверять оценку ранее идентифицированных рисков и быть довольно гибкой, чтобы давать отражение вновь обнаруженным рискам. Оценка эффективности управления рисками должна проводиться регулярно на всех стадиях.

Перечень индикаторов рисков постоянно расширяется. Таможенные органы должны пополнять его в соответствии с последними разнообразными информационными ресурсами, такими как Правовой Бюллетень ВТО, международные торговые базы данных и т.д.

Профили рисков должны проверяться регулярно, чтобы соответствовать текущему периоду и освобождать систему от устаревшей информации. Также важно сохранять эффект неожиданности с помощью проведения случайных проверок, так как обычно компании, регулярно контактирующие с таможенными органами, будут осведомлены о методике профилирования или самих профилях WCO Customs Risk Management Compendium. Volume 1. Р. — 10-12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: .

Отдельно необходимо отметить непосредственно участников ВЭД и людей, пересекающих границу, так как именно они зачастую являются субъектами правонарушений. Участники ВЭД в Компендиуме ВТамО делятся на четыре категории (см. табл. 2 Там же. Р. — 5.).

Таблица 2. Рекомендации ВТамО по категорированию участников ВЭД

низкий

уровень риска

высокий

Категории участников ВЭД

Те, кто добровольно соблюдает законодательство

Те, кто стараются соблюдать, но им не всегда удаётся

Те, кто будет уклоняться от соблюдения если это возможно

Те, кто сознательно не соблюдает закон

Поведение участников ВЭД

Добровольно соблюдают закон,

информированные участники ВЭД

Стараются соблюдать закон, но в силу неинформированности не получается

Проявляют сопротивление к соблюдению законов, избегают закон, если это возможно

Преступный умысел, незаконнная деятельность

Эффективный риск — менеджмент на основе соблюдения будет представлять из себя следующее:

1. Стимулы, упрощенные процедуры, должны применяться к тем, кто добровольно соблюдает закон (низкий риск).

2. Помощь тому, кто старается соблюсти законодательство, но не обязательно всегда успешен в своих начинаниях.

3. Контроль над теми, кто пытается по возможности нарушить.

4. Принуждение к соблюдению, тех, кто сознательно нарушает WCO Customs Risk Management Compendium. Volume 1. Р. — 10-12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . Р. — 4..

И так, ВТамО определяет систему управления рисками как систематизированное использование управленческих процедур и практического опыта, обеспечивающее таможенные органы необходимой информацией о месте поставки или партии груза, которые представляют собой угрозу нарушения законодательства. Это необходимо в виду того, что основной задачей таможенных органов является контроль всех перемещений или поставок через национальные границы и обеспечение соответствия таких действий национальному законодательству. Customs in the 21st century. Enhancing growth and development through trade facilitation and border security. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: .

Таким образом, было бы логично рассмотреть опыт работы таможенных служб стран мира, становление СУР, плюсы от её реализации.

2.2 Применения системы управления рисками в различных странах

Управление рисками — это ключевой вопрос национальных таможен Финляндии, который позволяет им установить правильный баланс между контролем и упрощением законной торговли, эффективно распределить таможенные ресурсы. Анализ рисков на постоянной основе осуществляет Национальный центр анализа рисков (NRAC).

Основными функциями этой организации является:

  • ѕ анализ предложений (инициатив) таможен и установление правил по рискам/ловушкам в системе таможенного оформления;
  • ѕ анализ информации от различных внешних и внутренних источников и разработка профилей рисков;
  • ѕ обмен информацией о рисках со странами ЕС (CRMS RIF).

ѕ осуществление процесса управления рисками, в который входят определение угроз и риска, их оценка и анализ, принятие соответствующих мер противодействия.

Реализация основных функций NRAC позволяет таможне упростить законную торговлю, устанавливать контроль над подозрительными грузами для передачи информации о них правоохранительным органам.

Анализ рисков проводится на каждом этапе цепочки поставок. Основная идея таможенного контроля с использованием СУР: предварительная оценка — вмешательство по необходимости (рис. 3).

При такой технологии контроль и анализ рисков осуществляется еще до погрузки товаров. Последующий контроль и анализ рисков осуществляется в точках 1-4 (рис. 3):

Рис. 3. Технология таможенного контроля на базе СУР по типу «предварительная оценка — вмешательство по необходимости»

1 — до погрузки: определяются прямые угрозы, например, взрывное устройство, спрятанное в грузе, инфекция и др.;

2 — пункт первого въезда в ЕС: осуществляется анализ и оценка прямых угроз, не учтенных в пункте 1;

3 — место разгрузки: определяются риски, требующие контроль на границе, например, запрещенные или опасные товары, незаконная торговля.

4 — пункт назначения: предварительный контроль не требуется, например, при соблюдении правил безопасности продукта, финансовом аудите. Вмешательство (контроль) требуется только по необходимости.

Таким образом, в Финляндии реализуется пятиэтапный контроль цепочек поставок (см. рис. 4).

управление риск таможенный контроль

Этап 1. До погрузки: определяется безопасность поставок.

Этап 2. У внешней границы ЕС: определяется безопасность поставок.

Этап 3. У границы Финляндии: осуществляется контроль точности налогов и соответствие законодательству.

Этап 4. На объекте клиента: контролируется точность налогов и соответствие законодательству.

Этап 5. Экспорт на внешней границе ЕС.

Рис. 4. Этапы таможенного контроля цепей поставок товаров в Финляндии

Анализ рисков осуществляется на этапах 1-5. Кроме этого на этапах 3-5 осуществляются профилактические мероприятия по нарушению таможенных правил и преступлений. Анализ рисков присутствует на каждом этапе цепочки поставок, риски безопасности рассматриваются уже на этапе декларации, а экономические риски, когда товары проходят таможенное оформление, по мере уточнения информации Официальный сайт Евразийской Экономической Комиссии. Презентации Европейской Региональной Конференции. Управление рисками на Финской таможне, взгляд со стороны государства ЕС. .

Также можно посмотреть опыт применения СУР в Ямайке. Таможенное управление Ямайки осуществляет превентивное управление рисками. В таблице 3 приведен сравнительный анализ предыдущего подхода к таможенному контролю и риск ориентированный подход и даны некоторые полученные результаты WCO Customs Risk Management Compendium. Volume 1. Р. — 49. [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: .

Таблица 3. Ямайка «От традиций к риск ориентированному подходу контроля»

Предыдущий

подход

Риск ориентированный

подход

100% проведение проверок

Сосредоточение на областях высокого риска, с минимальным вмешательством в районы с низким уровнем риска

Баланс между регулированием контроля и упрощению процедур торговли

Отсутствие согласованности и структурированности в рабочей среде — «фрагментарный характер»

Стратегический и целостный подход

Централизованная система управления рисками

Внимание (сосредоточенность) на идентификации не соблюдений

Внимание на выявление соблюдений и не соблюдений

Внимание на оценку целостности систем торговли и процедур

Отсутствие формального механизма обратной связи, ограниченность стимулов для соблюдения

Консультативный, кооперативный подход

Награды за признание устойчивой торговли

Двойное принуждение/Ориентация клиент сервис

Односторонний подход и негибкие процедуры

Упрощение процедур с апелляционных механизмов

Ограниченная автоматизация и IT интеграция

Внимание на управление информацией

Очистка до прибытия

Больше интеграция систем

Управляемый интеллект

Система управления рисками, которая способствует более рациональному распределению ресурсов, реализована и в Японии. Рисунок 5 показывает изменения объема таможенных услуг и числа сотрудников таможенных органов Японии. В то время как рабочая нагрузка увеличивалась, число сотрудников оставалось прежним, что демонстрирует повышение эксплуатационной эффективности. Лучшее распределение ресурсов на основе управления рисками способствует этому WCO Customs Risk Management Compendium. Volume 1. Р. — 50. [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: .

Рис. 5. Изменение объемов основных таможенных услуг и количества сотрудников таможенных органов

Таким образом, из международной практики видно, что СУР позволяет таможенным органам не только эффективно выполнять поставленные перед ними задачи, но и организовывать их ресурсы с ориентацией на максимальную производительность, а оперативное управление рисками, уменьшает необходимость досмотра грузов в пункте назначения и позволяет отслеживать и сопровождать товар на протяжении всего процесса цепи поставок

Глава 3. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле

3.1 Проблемы, возникающие при применении системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля

Анализ действующего законодательства, а также рассмотрение практического опыта применения системы управления рисками, позволяют выделить текущие проблемы в применении СУР в России. Данный ряд включает в себя проблемы: нормативно — правового, организационного, информационно — технического научно — методического и коррупционного характера.

На блок-схеме прослеживается длинная управленческая цепочка утверждения профиля риска на товар, которая делает негибкой систему управления рисками в масштабах всей страны (рис. 5 Черныш А.Я., Саламан О.Л. Совершенствование управления таможенными рисками в процессе таможенного контроля товаров и транспортных средств: монография. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. — С. 31.).

Выявим несоответствия реализации элементов процессов данной блок — схемы. Прежде всего, это нормативные несоответствия, выражающиеся в том, что необходимо использовать как можно менее затратный подход в плане времени, что отражается на скорости таможенного оформления. Так в Киотской конвенции сказано, что через упрощенные процедуры можно достигнуть взаимопонимания между таможенными органами и участниками ВЭД, т. е. создать такие условия, при которых бы соблюдался оптимальный контроль, но вместе с тем осуществлялось содействие бизнес — сообществу в торговле.

Рис. 6. Схема взаимодействия основных подразделений по СУР и выявленные недостатки системы

Следующее несоответствие, которое непосредственно связано с первым, это несоответствие организационного характера. Ведь от того насколько тщательно будет прописан механизм действия каждого подразделения и работающего в нем исполнителя, будет зависеть своевременность процесса таможенного оформления и контроля, а также качество осуществления таможенной процедуры.

Выявление несоответствий, присущих таможенному контролю с применением СУР, позволило определить их возможные причины. Первой причиной можно назвать несовершенство нормативно — правовой базы, которая перегружена лишними положениями, касающиеся действий уполномоченных лиц при реализации СУР.

Вторая причина связана с длиной цепочки по утверждению профиля риска, которая негативно сказывается на скорости осуществления таможенной процедуры оформления и контроля товара. Помимо этого, можно назвать следующие организационные проблемы, мешающие эффективно функционировать СУР:

  • ѕ отсутствие надлежащей аналитической работы функциональных подразделений таможен регионов;
  • ѕ низкий уровень взаимодействия отделов и подразделений между собой при реализации СУР;
  • ѕ ограниченность сферы применения СУР в области процедур;
  • ѕ необоснованные профили рисков, влекущие за собой лишнюю сплошную проверку товаров;
  • ѕ некачественное проведение таможенного досмотра;
  • ѕ недостаточное проведение таможенного контроля на стадии проверки товаров после их выпуска;
  • ѕ не налажена система межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ;

— ѕ не налажена система обмена информацией государств-участников ЕАЭС с иностранными государствами, в том числе, не завершена процедура интеграции Российской автоматизированной системы транзита с Новой компьютеризированной транзитной системой Европейского союза (NCTS).

Третья причина кроется в несовершенстве информационно — технической составляющей СУР, а в результате:

  • ѕ программные средства иногда дают сбои и не всегда показывают потенциальный риск;
  • ѕ информационные системы государств-участников Евразийского экономического союза до настоящего времени не интегрированы друг с другом;
  • ѕ отсутствует необходимое количество мобильных ИДК в некоторых пунктах пропуска и отсутствует достаточная автоматизация процесса доведения, применения и контроля профиля риска.

Четвертой причиной является несовершенство научно — методического аппарата управления таможенными рисками, который тесным образом связан с информационно — технической составляющей, т. к. в основе последней лежат подходы и методы осуществления анализа и оценки рисков.

Но это далеко не все проблемы, выявленные при анализе системы управления рисками в РФ.

В стратегии развития таможенных органов РФ до 2020 года Стратегии развития таможенных органов РФ до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575 — Р).

утверждается, что несмотря на комплексный подход и значительный объем реализованных мероприятий, остаются актуальными проблемы недостоверного декларирования товаров, занижения таможенной стоимости, правильности классификации и обоснованности предоставления таможенных льгот и преференций, в том числе в рамках применения системы управления рисками.

С помощью коррупционных схем, в целях недобросовестной конкуренции, теоретически имеется возможность создания профилей риска, которые будут являться барьером для добропорядочных участников ВЭД, также в сети интернет имеется информация о возможности купить информацию, находящуюся в профиле риска.

Таким образом, анализ нормативной правовой базы и рассмотрение практики применения СУР в условиях функционирования Евразийского экономического союза показал, что таможенные органы государств — членов ЕАЭС используют СУР в соответствии с международными стандартами и рекомендациями. Однако при внедрении СУР возникли проблем, которые требуют незамедлительного решения. Анализ и использование международного опыта применения СУР необходимы для решения сложившихся проблем.

3.2 Предложения по совершенствованию системы управления рисками

Анализируя проблемы, приведенные в предыдущем пункте, можно сделать вывод, что большую часть проблем с реализацией СУР можно решить путем создания современной, высокотехнологичной, интегрированной, автоматизированной, информационной системы, позволяющей оперативно использовать информацию с целью уменьшения рисков.

Рассматривая вопросы управления рисками, необходимо определить, какие вопросы в этой области деятельности отнесены к компетенции Евразийской экономической комиссии (далее — ЕЭК), а какие — регулируются законодательством государств — членов ЕАЭС.

Евразийская экономическая комиссия в соответствии с нормами таможенного законодательства ЕАЭС, может определить область рисков, в отношении которых таможенные органы в обязательном порядке разрабатывают и применяют меры по их минимизации Таможенный кодекс Таможенного союза п.4 ст. 128. (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015)..

Указанная функция ЕЭК, как наднационального органа, осуществляющего внешнеторговое регулирование в Евразийском экономическом союзе, может быть реализована посредством создания и эксплуатации в сегменте ЕЭК подсистемы управления областями рисков. При этом под областью риска понимается отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования (п. 6 ст. 127 ТК ТС).

На стадии разработки данной подсистемы основное содержание организационных мероприятий целесообразно сосредоточить на создании условий по выработке комплексных решений, обеспечивающих определение Единой экономической комиссией, в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС, соответствующих областей рисков.

Среди основных задач подсистемы управления областями рисков можно выделить:

  • ѕ сбор и накопление необходимой информации для целей выявления ЕЭК соответствующих областей рисков;
  • ѕ обработка и комплексный анализ информации для определения ЕЭК союза соответствующих областей рисков;
  • ѕ обеспечение подготовки проектов решений ЕЭК по вопросам определения областей рисков.

Подсистема управления областями рисков должна обеспечивать с 90% степенью вероятности выявление определенных несоответствий в торговых сделках при реализации внешнеторговых контрактов и перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. Подсистема управления областями рисков вероятно должна быть построена на структуре нейронной сети, которая позволяет использовать различные источники информации (ее состав не должен выходит за рамки рекомендаций Всемирной таможенной организации), в частности:

  • ѕ предварительную информацию (предварительное уведомление) о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза;
  • ѕ статистическую информацию о внешней и взаимной торговле государств-членов ЕАЭС, а также сравнение статистики внешней торговли Евразийского экономического союза со статистикой стран-контрагентов;
  • ѕ информацию об экспортно-импортных операциях стран — контрагентов Евразийского экономического союза;
  • ѕ информацию, поступающую в ЕЭК, в соответствии с ее компетенцией, от государств-членов ЕАЭС, от международных организаций, а также, по мере возможности и от таможенных органов иностранных государств;
  • ѕ информацию из специальной статистики о нарушениях таможенных правил и преступлениях в сфере таможенного дела;
  • ѕ информацию о деятельности лиц, выступающих в качестве достаточном, в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза, для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;
  • ѕ информацию о деятельности перевозчиков, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и таможенных складов;
  • ѕ информацию о расчетно-платежных отношениях по внешнеторговым сделкам хозяйствующих субъектов государств-членов ЕАЭС;информацию о транспортно — логистических схемах, используемых на таможенной территории ЕАЭС;
  • ѕ информацию от общественных организаций и объединений бизнеса в области таможенного дела и из средств массовой информации, в том числе сети Интернет.

Из выше перечисленных источников информации, используемых указанной подсистемой, необходимо особо выделить предварительную информацию (предварительное уведомление) о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Использование Подсистемой управления областями рисков указанной информации, наряду со статистической информацией о внешней и взаимной торговле ЕАЭС, позволит использовать динамические модели анализа при построении областей рисков ЕЭК. Данный подход достаточно прагматичен, исходя из общего состояния трансграничной торговли государств — членов ЕАЭС, согласно ниже приведенной характеристике:

Подсистема управления областями рисков:

  • ѕ не должна быть подвержена человеческим ошибкам и не ограничена человеческим восприятием;
  • ѕ проверяет данные с целью выявления моделей и должна находить взаимосвязанные элементы в имеющейся информации и сопоставлять эти данные с нарушениями таможенного законодательства ЕАЭС;
  • ѕ должна проводить оценку избирательности по всем типам информации, а также по всем случаям сравнения или наличия связей между отдельными элементами информации;