Таможенное декларирование как основа таможенных операций

Курсовая работа

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации подлежат таможенному декларированию. При любой транспортировке грузов через государственную границу необходимо их таможенное декларирование. Обязательное таможенное декларирование сегодня получают любые товары и транспортные средства — как ввозимые на территорию Российской Федерации, так и вывозимые за ее пределы. Обязательное таможенное декларирование касается не только товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручной клади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу.

Таможенное декларирование товаров заключается в предоставлении всех сведений о товарах и транспортных средствах, на которых они перевозятся через границу, что необходимо для прохождения определенного таможенного режима. Таможенное декларирование должно учитывать также изменение данного режима.

Правильно выполненное таможенное декларирование грузов является залогом беспрепятственного и своевременного пересечения границы, и, как следствие — их доставки по месту назначения, что может быть крайне важно в случае особых временных договоренностей о поставке товара.

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью процесса таможенного декларирования товаров и транспортных средств в условиях роста внешнеторгового оборота России за последние годы.

Цель работы является разработка основных направлений совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Для достижения указанной цели в работе были решены следующие задачи:

  • раскрыть понятие и определение назначения таможенного декларирования;
  • изучен порядок подачи таможенной декларации и документы, необходимые для декларирования товаров;
  • выявлены основные направления совершенствования таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Предметом исследования являются таможенное декларирование товаров и транспортных средств.

Объектом исследования является таможенное регулирование внешней торговли.

Глава 1. Таможенное декларирование как основа таможенных операций

1.1. Понятие таможенного декларирования

Основное таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства об обязательном декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию.

9 стр., 4206 слов

Таможенное декларирование товаров и транспортных средств

... перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Выполняет следующие функции: обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах; служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) ...

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного союза, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования определяется ФТС России в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и иными правовыми актами Российской Федерации и может быть письменной, устной, электронной.

При письменном таможенном декларировании основной формой декларации является декларации на товары.

Устная форма декларирования применяется при перемещении товаров физическими лицами в сопровождаемом багаже и ручной клади.

В современной таможенной практике используется понятие конклюдентной формы декларации. Конклюдентная форма декларирования — форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию. Декларирование через совершение конклюдентных действий практикуется, например, в международных аэропортах. Там организована система «зеленых коридоров» пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу (вывозу) товаров.

Возможность декларирования в форме подачи сведений в электронном виде является логическим продолжением положений, закрепленных законодателем в других статьях Таможенного кодекса Таможенного союза.

Все перечисленные формы таможенного декларирования направлены на то, чтобы сведения, которые в них заявляются, объективно и полно отражали фактические данные.

Стадия основного таможенного оформления предназначена для таможенного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Выполняет следующие функции:

  • обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах;
  • служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;
  • носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным.

Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.).

10 стр., 4644 слов

Таможенное декларирование товаров

... о товарах: их наименования, стоимость, вес, сведения об упаковке, коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, таможенный режим, под который они помещаются. Целью работы является изучение таможенного декларирования товаров, представление документов при таможенном декларировании товаров ...

1.2. Порядок декларирования

Порядок подачи таможенной декларации и документов, необходимых для декларирования товаров.

Подача таможенной декларации и представление необходимых документов осуществляется в соответствии с Таможенных кодексом Таможенного союза и нормативными правовыми актами ФТС России, в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации.

Уполномоченное должностное лицо вносит информацию из таможенной декларации в графы 1 — 9, 11 журнала учета и регистрации таможенных деклараций, ведущегося в электронном виде.

После заполнения Журнала учета и регистрации таможенных деклараций уполномоченное должностное лицо проверяет возможность декларирования товаров данному таможенному органу.

Если в соответствии с нормативными правовыми актами ФТС России в отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установлены определенные места декларирования либо в отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, [1]то уполномоченное должностное лицо в срок не более 30 минут с момента подачи таможенной декларации выполняет следующие действия.

Если в отношении декларируемых товаров установлены ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, то уполномоченное должностное лицо оформляет отказ в принятии таможенной декларации.

Если в отношении хотя бы одного товара, сведения о котором заявлены в таможенной декларации, установлены определенные места декларирования, то уполномоченное должностное лицо:

  • а) уведомляет об этом в устной форме лицо, подавшее таможенную декларацию, сообщает ему наименование и адрес места нахождения таможенного органа, которому должны декларироваться все заявленные в таможенной декларации товары;

б) при несогласии лица, подавшего таможенную декларацию, самостоятельно осуществить подачу таможенной декларации в иное место декларирования:

  • проставляет в двух экземплярах описи документов (форма описи документов установлена иным нормативным правовым актом ФТС России) отметку «Получена», заверяет отметку оттиском личной номерной печати (далее — ЛНП) и подписью с указанием своей должности, фамилии и инициалов, даты принятия решения;
  • изготавливает копию таможенной декларации;
  • осуществляет действия согласно порядку, утвержденному иным нормативным правовым актом ФТС России;
  • вносит соответствующую запись, а также время принятия решения о пересылке таможенной декларации в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций;

в) при согласии лица, подавшего таможенную декларацию, самостоятельно осуществить подачу таможенной декларации в иное место декларирования:

4 стр., 1735 слов

«Бизнес «с нуля» для Юридических лиц» Глава четвертая - 4 (Кредит)

... имеющая отметку инспекции ФНС о приеме или документ, удостоверяющий направление декларации в инспекцию ФНС, заверенная подписью полномочного лица и печатью клиента); упрощенная форма баланса (предоставляется ... договора о залоге; документы, подтверждающие выполнение Клиентом соответствующих бюджетных платежей (акцизов, других налогов и сборов) по имуществу, в том числе таможенных пошлин, а также ...

  • возвращает таможенную декларацию, ее электронную копию (в случае подачи), представленные документы и один экземпляр описи лицу, подавшему таможенную декларацию, при этом второй экземпляр описи документов и копия таможенной декларации остается на таможенном посту для контроля и хранения в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ФТС России;
  • вносит соответствующую запись, а также время принятия решения о возврате таможенной декларации в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций.

Если товары, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, могут декларироваться таможенному органу, а также при условии отсутствия в отношении декларируемых товаров ограничения компетенции таможенного органа, в который подана таможенная декларация, уполномоченное должностное лицо в течение не более 30 минут с момента подачи таможенной декларации осуществляет согласно порядку, установленному иными нормативными правовыми актами ФТС России, проверку:

а) полномочий лица, подающего таможенную декларацию, которые подтверждаются следующими документами:

  • паспортом или иным документом, удостоверяющим личность подающего таможенную декларацию;
  • договором таможенного брокера (представителя) с декларантом, если таможенная декларация подается таможенным брокером (представителем);
  • документом, подтверждающим, что лицо, подающее таможенную декларацию, является работником декларанта (трудовой договор, приказ о назначении на должность);
  • доверенностью на совершение действий от имени декларанта, если таможенная декларация подается работником декларанта, либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации полномочия руководителя декларанта, если декларация подается руководителем декларанта;
  • доверенностью на совершение действий от имени таможенного брокера (представителя), если таможенная декларация подается работником таможенного брокера (представителя), либо документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации полномочия руководителя таможенного брокера (представителя), если декларация подается руководителем таможенного брокера (представителя);
  • б) полномочий лица выступать декларантом товаров, которые подтверждаются договорами международной купли-продажи или другими видами договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок иными документами, подтверждающими совершение таких сделок, либо документами, подтверждающими право владения и (или) право пользования товарами;
  • в) наличия подписи лица, заполнившего таможенную декларацию, и печати, если в соответствии с законодательством Российской Федерации лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать;
  • г) соответствия таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (если имеется) формам, установленным иными нормативными правовыми актами ФТС России;
  • д) наличия электронной копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (если в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС России представление таких электронных копий является обязательным);
  • е) наличия транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных документов и сведений в соответствии с Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, с обязательным указанием информации о представленных документах в двух экземплярах описи (за исключением документов, которые в соответствии с иными нормативными правовыми актами ФТС России могут быть представлены после принятия таможенной декларации, а также могут быть не представлены);
  • ж) если отдельные документы не представляются одновременно с таможенной декларацией — наличия письменного обязательства об их представлении в более поздние сроки;
  • з) факта завершения действий, совершаемых в соответствии с требованиями, предусмотренными Кодексом, до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации;
  • и) при подаче таможенной декларации на бланках формы ТД1 и ТД2 — соответствия заполнения таможенной декларации требованиям, установленным Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, в том числе наличие информации о необходимых документах и сведениях;

— к) в случаях, предусмотренных нормативными актами ФТС России, когда декларирование товаров может осуществляться с указанием меньшего количества сведений, либо без использования бланков формыТД1 и ТД2 — соответствия поданной таможенной декларации и сведений в них требованиям иных нормативных правовых актов ФТС России.

3 стр., 1089 слов

Применение ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и таможеном контроле

... при таможенном декларировании и таможенном контроле; выявить проблемы, возникающие при классификации объектов таможенного контроля по ТН ВЭД ЕАЭС, и пути их решения. Объект исследования –ТН ВЭД ЕАЭС как инструмент проведения регулирования ВЭД. Предмет исследования – особенности применения ТН ВЭД ЕАЭС при классификации товаров и при контроле ...

При представлении транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документов, являющихся необходимыми для таможенного оформления, в копиях, заверенных лицом, их представившим, декларантом или уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо заверенных нотариально, уполномоченное должностное лицо в случае необходимости может запросить оригиналы указанных документов.

После проверки соответствия копий документов их оригиналам уполномоченное должностное лицо на копиях документов проставляет отметку «Сверено с оригиналом», заверяет подписью с указанием фамилии и инициалов, а также даты, после чего оригиналы документов возвращает лицу, их представившему.

При подаче таможенной декларации уполномоченное должностное лицо проверяет сроки ее подачи.

В случае своевременного и мотивированного обращения лица, подавшего таможенную декларацию, с заявлением о продлении срока подачи таможенной декларации начальник таможенного поста либо лицо, им уполномоченное, на заявлении проставляет запись «Срок подачи продлен до…», заверяет подписью с указанием своей должности, фамилии и инициалов, даты принятия решения.

Здесь и далее по тексту вместо проставления уполномоченным должностным лицом рукописных записей на таможенных и иных документах (копиях) допускается проставление записей аналогичного содержания в виде оттисков наборных штампов.

Если срок подачи таможенной декларации был нарушен, а лицо, подавшее таможенную декларацию, не обращалось за его продлением, то принимаются меры, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

45 стр., 22292 слов

Таможенный союз ЕврАзЭС

... таможенного союза. Предмет исследования составляют правовые основы становления и функционирования таможенного союза как в рамках ЕС, так и ЕврАзЭС и международно-правовые аспекты перспективных направлений развития единой таможенной территории. Объект исследования – Таможенный союз ... пакет документов о Таможенном союзе, целями которого ставились обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и ...

По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, уполномоченное должностное лицо незамедлительно (в срок не более 10 минут) выдает письменное подтверждение о подаче таможенной декларации и представлении документов в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ФТС России (в том числе в форме электронного документа).

При невыполнении хотя бы одного из условий, перечисленных в пункте 2 статьи 132 Кодекса, уполномоченное должностное лицо в сроки, установленные Инструкцией для проверки условий принятия таможенной декларации, оформляет отказ в принятии таможенной декларации. При этом уполномоченное должностное лицо выполняет следующие действия:

  • а) на экземпляре описи документов, возвращаемой лицу, подавшему таможенную декларацию, производит запись «Отказ в принятии», указывает причины отказа, свои фамилию и инициалы, дату принятия решения, проставляет оттиск ЛНП и подпись;
  • б) вносит в графы 10 и 12 Журнала учета и регистрации таможенных деклараций соответствующую запись, а также время принятия решения об отказе в принятии таможенной декларации;
  • в) изготавливает копии с первого листа таможенной декларации, а также с тех документов, на основании которых было принято решение об отказе в принятии таможенной декларации;

— г) уведомляет лицо, подавшее таможенную декларацию, об отказе в принятии таможенной декларации путем вручения ему таможенной декларации вместе с ее электронной копией (в случае представления), представленных документов, экземпляра описи документов с оттиском ЛНП.

При этом, если лицо, подавшее таможенную декларацию, изъявило желание соблюсти все условия принятия таможенной декларации до окончания рабочего времени в день подачи таможенной декларации, то отказ в ее принятии не оформляется до истечения указанного срока либо до соблюдения условий принятия таможенной декларации (в зависимости от события, которое наступит раньше).

В случае принятия решения об отказе в принятии таможенной декларации указанные в подпункте «в» копии и один экземпляр описи документов хранятся в делах таможенного поста не менее одного года.

1.3. Виды таможенной декларации

Декларирование производится путем заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной) точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенной процедуре и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма и порядок декларирования, а также перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются ФТС.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Формы и порядок заполнения таможенной декларации, определяются решением Комиссии таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств — членов таможенного союза.

45 стр., 22016 слов

Правовое обеспечение Таможенного союза ЕврАзЭС

... того, появилось множество работ, посвященных проблематике ЕС, однако работ, посвященных проблематике построения таможенного союза практически нет. Цель работы рассмотреть правовой статус Таможенного союза как вида ... производственных связей подписали пакет документов о Таможенном союзе, целями которого ставились обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, рабочей силы и ...

Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии таможенного союза.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.[2]

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза.

Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.[3]

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено решением Комиссии таможенного союза.

Структура и формат электронной копии таможенной декларации, а также порядок ее представления и использования определяются решением Комиссии таможенного союза.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:

1) заявляемая таможенная процедура;

2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров;

3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем;

5) сведения о товарах:

  • наименование;
  • описание;
  • классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
  • наименование страны происхождения;
  • наименование страны отправления (назначения);
  • описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера);
  • количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения;
  • таможенная стоимость;
  • статистическая стоимость;

6) сведения об исчислении таможенных платежей:

  • ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
  • применение льгот по уплате таможенных платежей;
  • суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
  • курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом;

7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях;

28 стр., 13654 слов

Особенности административных правонарушений в области таможенного дела

... по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером. Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений. 3) Получение пояснений – форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от ...

8) сведения о соблюдении ограничений;

9) сведения о производителе товаров;

10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру;

11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса;

12) сведения о лице, составившем декларацию на товары;

13) место и дата составления декларации на товары.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация.

В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том [4]числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи.

Транзитная декларация должна содержать следующие сведения о:

1) отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

2) стране отправления, стране назначения товаров;

3) декларанте;

4) перевозчике;

5) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;

6) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

7) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков;

8) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

9) количестве грузовых мест;

10) пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

11) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

12) планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

Таможенный орган не вправе требовать от декларанта, представления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Если принимаемый в качестве транзитной декларации документ, предусмотренный международными договорами, не содержит всех сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к нему либо следующих вместе с ним документах, представляемых таможенному органу.

Транзитная декларация регистрируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными органами.

Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определяется решением Комиссии таможенного союза.

Глава 2. Нормативно-правовые аспекты таможенного декларирования

2.1. Нормативно-правовая база таможенного декларирования

Таможенное декларирование товаров является одним из этапов помещения товаров под таможенную процедуру. Обязанность задекларировать товар возникает при помещении товара под таможенную процедуру, а также в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза (далее ТК ТС).

5 стр., 2267 слов

Таможенный контроль в системе финансового контроля

... финансового контроля в таможенных органах является оптимизация бюджетных расходов для обеспечения повышения качества получаемых результатов в соответствии с выделенным финансированием. Экономический анализ работы таможенных ... хозяйственных и финансовых операций, совершенных объектом финансового контроля в ревизуемый период. Документальная ревизия представляет собой систему контрольных действий ...

К международным документам относятся:

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в Киото 18.05.1973)) (далее — Киотская конвенция).

В рамках совершенствования таможенного администрирования предполагается построение таможенного контроля и помещение товаров под таможенные процедуры на положениях Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур. Основная задача — отражение и анализ основных нововведений в сфере таможенного декларирования товаров, как одного из ключевых процессов, осуществляемых при перемещении товаров через таможенную границу.

Законодательство таможенного союза включает в себя: (форма статистической декларации и периодической статистической декларации, а также порядок их заполнения и представления не изменился).

Обращаем внимание, что при заполнении таможенных деклараций необходимо руководствоваться следующими основными документами:

  • ТК ТС, вступивший в силу 1 июля 2010, регулирует процесс декларирования и таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу товаров. В главе 27 ТК ТС установлены обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение обязанности по таможенному декларированию.
  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 379);
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».

Стандартным правилом 3.11 Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривается, что бумажный формат декларации на товары должен соответствовать формуляру-образцу ООН. При автоматизированной очистке формат декларации на товары, подаваемой в электронном виде, основывается на международных стандартах электронного обмена информацией, определенных Рекомендациями по информационным технологиям Совета таможенного сотрудничества

Согласно п. 2 ст. 180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов ТС. Данное положение основывается на Стандартном правиле 3.12 Генерального приложения к Киотской конвенции, закрепившем аналогичное требование применительно к перечню данных, подлежащих внесению в декларацию на товары. В отношении каждого вида таможенных деклараций устанавливаются перечни необходимых для указания сведений.

В ст. 181 ТК ТС установлен перечень основных сведений, которые должны быть указаны в декларации на товары. Сведения заполняются в том числе в закодированном виде. В настоящее время применяются единые для государств — членов ТС классификаторы, утвержденные решением Комиссии от 20 сентября 2010 года N 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций». Перечень обязательных для заполнения сведений в транзитную декларацию установлен ст. 182 ТК ТС.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии ТС.

2.2. Проблемы правового регулирования таможенного декларирования

При рассмотрении актуальных проблем таможенного права и, в частности, вопросов, посвященных операциям таможенного оформления, отдельное место занимает таможенная процедура декларирования товаров.

Декларирование товаров — важнейшая стадия таможенного оформления, обеспечивающая непосредственное помещение товаров под таможенный режим и связанная с выполнением большинства функций таможенных органов при пересечении товарами таможенной границы. То обстоятельство, что процедура декларирования товаров отождествляется в ряде случаев с таможенным оформлением, в целом свидетельствует о ее огромном значении не только в системе отношений по таможенному оформлению, но и в таможенном праве. При этом декларирование товаров является одной из процедур таможенного оформления и правовое обеспечение указанной процедуры должно соответствовать принципам правового обеспечения таможенного оформления.

Комплексный анализ правовых норм, регулирующих таможенное оформление, научных подходов к этому вопросу позволяет выделить следующую систему принципов правового обеспечения таможенного оформления.

Во-первых, это принцип законности, предполагающий, что отношения, складывающиеся в области таможенного оформления, должны быть урегулированы нормами таможенного законодательства и все участники таких отношений должны действовать в строгом соответствии с указанными нормами.

Во-вторых, это принцип формальной определенности, предполагающий использование таких формулировок в нормах, регулирующих таможенное оформление товаров, которые обеспечивают единообразное их понимание участниками соответствующих правоотношений.

В-третьих, это принцип системности, предполагающий, что правовое обеспечение таможенного оформления должно основываться на отсутствии нормативных коллизий, а в случае наличия противоречий — их оперативном устранении.

Четвертый принцип — принцип комплексности, определенный комплексностью самого института таможенного оформления, в котором сочетаются правовые и экономические элементы, регулируемые различными отраслями права.

Пятый принцип — принцип целесообразности, предполагающий при выборе альтернатив правовых решений, определении пределов и способов правового обеспечения операций таможенного оформления, учитывать соответствие мер целям, т.е. способность таких решений обеспечить решение поставленных задач и соответствие им затрачиваемых средств.

Шестой принцип — принцип соблюдения баланса частных и публичных интересов, предполагающий обеспечение компромисса между обеспечением необходимой меры контроля в целях защиты экономической безопасности страны и одновременным содействием в формировании благоприятных условий для осуществления деятельности участникам ВЭД.

Наличие в настоящее время проблем в правоприменительной практике в области таможенного оформления, и в частности при декларировании товаров, обусловлено несоблюдением указанных принципов. При этом анализ правового обеспечения таможенных операций, входящих в состав отдельных таможенных процедур таможенного оформления, на их соответствие указанным принципам позволяет выявить не только проблемные вопросы, но и научно обоснованные пути их решения.

При осуществлении таможенного оформления товаров важными являются действия участников ВЭД по указанию сведений в таможенной декларации и проверка их полноты и достоверности должностными лицами таможенных органов. Указанные действия являются отдельными операциями, регулируемыми нормами таможенного законодательства, в составе таможенной процедуры декларирования товаров.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 124 Таможенного кодекса перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства.

При этом для целей исчисления и взимания таможенных платежей важным является заявление в таможенной декларации классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).

Таможенным кодексом установлено, что при декларировании таможенным органом товары подлежат классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД (п. 1 ст. 40 ТК РФ).

При этом ТН ВЭД применяется в том числе для осуществления мер таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности (п. 2 ст. 40 ТК РФ).

Для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом РФ и Налоговым кодексом РФ(п. 2 ст. 325 ТК РФ).

ТН ВЭД России — основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования Таможенного тарифа России. Товар, включенный в Таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки таможенной пошлины. Идентифицированный таким образом товар в соответствии с заранее установленными правилами может включаться в более широкие видовые и родовые группы, а также в разделы схожих по каким-либо признакам товаров. Таким образом, от точности и достоверности указания в таможенной декларации кода товара в соответствии с ТН ВЭД России (далее — код товара) зависит величина причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов, применение к товарам мер нетарифного регулирования.

Этим обусловливается важность проверки должностными лицами таможенного органа заявленного в декларации кода товара для целей таможенного оформления и таможенного контроля. При этом п. 30 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28 ноября 2003 г. N 1356, установлена обязанность уполномоченного должностного лица таможенного органа при осуществлении документального контроля проводить проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления контроля, в том числе правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД России.

Однако в правоприменительной практике при выявлении фактов заявления в таможенной декларации недостоверных сведений о коде товаров таможенные органы сталкиваются с рядом проблем.

Таможенным кодексом закреплен исчерпывающий перечень сведений о товарах, указываемых в таможенной декларации (пп. 4 п. 3 ст. 124 ТК РФ).

Часть 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность декларанта (таможенного брокера) за заявление недостоверных сведений о товаре, повлекших освобождение от уплаты таможенных платежей или занижение их размера. По смыслу состава указанного правонарушения ответственность указанных лиц должна наступать за заявление в декларации не всех перечисленных в п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса сведений о декларируемых товарах, а только сведений, необходимых для принятия решения об их выпуске (об условном выпуске), помещении под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. Соответствующей позиции придерживаются судебные органы.

При этом видится, что указание в таможенной декларации неверного кода товара в соответствии с ТН ВЭД подпадает под действие указанной статьи КоАП по следующим причинам. Код товара является его объективной характеристикой, которая, в отличие от других свойств товара, определяется на основании информации о товаре по установленным правилам классификации. И в этой связи заявленные сведения о коде товара объективно либо соответствуют, либо не соответствуют действительности. В последнем случае они являются недостоверными. При этом положения Таможенного кодекса не содержат обязанности таможенного органа самостоятельно осуществлять классификацию товара, а возлагают обязанность по достоверному декларированию на лицо, подающее таможенную декларацию.

Однако на сегодняшний день судебные органы придерживаются следующей позиции: указание в таможенной декларации неправильного кода в соответствии с ТН ВЭД, если это не связано с заявлением при описании товара недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию, не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП России. По мнению суда, заявление точных сведений о коде товара не входит в обязанность декларанта, и неверное указание кода товара не может влечь за собой административную ответственность декларанта, если им при декларировании представлены точные сведения о количестве, свойствах и характеристике товара, влияющие на его классификацию и применение ставки таможенной пошлины.

Указанная позиция суда обусловлена в том числе тем, что формулировка п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса не обязует представлять сведения, а устанавливает такую возможность. Участники ВЭД, в свою очередь, в исковых заявлениях в суд трактуют положения Таможенного кодекса таким образом, что классификационный код товара возможен к заявлению в таможенной декларации, но не обязателен.

Следует отметить, что указанная позиция судебных органов, в том числе основана на разъяснении Высшего Арбитражного Суда РФ. Так, суд указывал, что согласно ст. ст. 216 и 217 Таможенного кодекса таможенные органы России осуществляют ведение ТН ВЭД и классифицируют товары, т.е. относят товары к позициям, указанным в ТН ВЭД. Исходя из названных полномочий, таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара и проверку таможенной декларации, обязан не допустить выпуск товара в случаях, когда декларант в таможенной декларации заявил достоверные сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товара и его таможенном режиме, но при этом неправильно указал код ТН ВЭД. То есть, по мнению суда, указание в таможенной декларации неправильного кода в соответствии с ТН ВЭД не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, и административная ответственность в данном случае не может наступать.

Однако указанная позиция основывается на положениях Таможенного кодекса 1993 г. После издания действующего Таможенного кодекса позиция судебных органов осталась прежней. По мнению суда, исходя из полномочий таможенного органа, определенных ст. ст. 367, 403, 408 Таможенного кодекса, и общих принципов осуществления таможенного контроля, таможенный орган обязан не допустить таможенное оформление товара с недостоверно заявленным кодом, для чего должен самостоятельно классифицировать товар либо принять меры после выпуска товара по получению от декларанта доначисленной суммы таможенной пошлины.

Вместе с тем, по мнению суда, код ТН ВЭД, в отличие от других свойств товара, определяется на основании иной информации о товаре по установленным правилам классификации, а возможное несоответствие кода, в отличие от других свойств товара, может быть устранено таможенным органом в ходе таможенного контроля.

Действия декларанта либо таможенного брокера образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, в том случае, если товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но указанными лицами в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Действительно, в соответствии с Таможенным кодексом 1993 г. таможенные органы России классифицировали товары, т.е. относили конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД. Самым важным положением Кодекса было то, что решения других органов и учреждений по классификации товаров не использовались в таможенных целях. Более того, при декларировании товаров таможенному органу декларант был обязан заявить точные сведения о товаре. Таможенный кодекс 2003 г. соответствующие положения в части обязательности заявления точного кода товара в соответствии с ТН ВЭД России исключил. Тем не менее действующие в настоящее время правовые акты ФТС России содержат положения, регламентирующие необходимость указания кода в соответствии с ТН ВЭД России. Например, Приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»(п. 35 Инструкции, утвержденной Приказом), Приказ ГТК России от 3 марта 2003 г. N 203 «О декларировании товаров» (п. 1 приложения к Приказу).

В части практической реализации позиции суда о необходимости принятия должностным лицом таможенного органа мер после выпуска товара по получению от декларанта доначисленной суммы таможенной пошлины при указании неверного классификационного кода товара при декларировании существуют проблемы. Положения ст. 131 Таможенного кодекса не содержат требования обязательности представления при декларировании товаров документов, необходимых для контроля правильности заявленного на товар кода ТН ВЭД России. Проводимые таможенными органами проверочные мероприятия после выпуска товаров показывают, что часто необходимые для контроля классификации оформленных товаров документы к комплектам ГТД не приложены, что делает контроль после выпуска товаров неэффективным.

Видится, что указанная ситуация возникает из-за несоблюдения принципов формальной определенности, выраженного в неоднозначной трактовке положений Таможенного кодекса в части обязательности заявления достоверного кода в соответствии с ТН ВЭД участником ВЭД, либо определении его таможенным органом; определения объективной стороны соответствующего состава административного правонарушения, целесообразности и соблюдения баланса публичных и частных интересов, системности, что в итоге создает почву для возможности безнаказанного нарушения таможенного законодательства, что, в свою очередь, способствует уменьшению наполнения федерального бюджета и ставит под угрозу экономическую безопасность страны, что в условиях экономического кризиса особенно актуально.

Возможным способом оптимизации правового обеспечения таможенного оформления в указанной ситуации может быть проведение следующего комплекса мероприятий: дополнение ст. 124 Таможенного кодекса соответствующим пунктом, предусматривающим, что недостоверное заявление в таможенной декларации каждого из перечисленных в пп. 4 п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса сведений о товаре в отдельности влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, либо уточнение диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП России, путем указания среди недостоверных сведений кода товара; закреплением в п. 2 ст. 131 Таможенного кодекса обязанности декларанта представления документов, подтверждающих заявленные сведения о декларируемом товаре, позволяющие идентифицировать товар для таможенных целей и относить товар к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД России.

Изложенное выше наглядно иллюстрирует обоснованность научного подхода в процессе выявления проблемных аспектов правового обеспечения таможенного оформления и нахождения путей их решения. Более того, указанная проблема является лишь частным случаем несоблюдения либо соблюдения не в полной мере принципов правового обеспечения таможенного оформления. Другими примерами могут служить проблемы, возникающие при исполнении отдельных таможенных операций, связанных с подачей таможенной декларации при использовании предварительного декларирования и ее последующего контроля, либо правовое обеспечение временного периодического декларирования. Указанное свидетельствует об актуальности, а также практической целесообразности дальнейшей научной разработки указанной темы.

Заключение

Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию. Выполняет следующие функции:

  • обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товаров и транспортных средств;
  • служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенный режим;
  • носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным;
  • Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает большое количество вариаций декларирования, которые могут быть удобны для участников внешней торговли. Например, возможность выпуска товаровдо подачи таможенной декларации.

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным ТК ТС, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Форма декларирования определяется ФТС России в соответствии с ТК ТС и иными правовыми актами Российской Федерации и может быть письменной, устной, электронной или конклюдентной.

Подача таможенной декларации и представление необходимых документов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом и нормативными правовыми актами ФТС России, в таможенный орган, правомочный принимать таможенные декларации.

Одним из ведущих направлений совершенствования процедуры декларирования товаров является упрощение операций таможенного контроля. На сегодняшний день электронное декларирование через Интернет является частью Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Направлена она на оптимизацию таможенного оформления и совершенствование таможенного администрирования и ориентирована на использование таких новых технологий, как предварительное информирование и электронное декларирование.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennoe-oformlenie-tovarov-i-transportnyih-sredstv-2/

1. Таможенный кодекс Таможенного союза.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.11.2001 №1950ФЗ (ред., от 08.06.2012, с изм., от 14.06.2012) «Недостоверное декларирование продукции»

3. Федеральный закон от 27.11.2010 ФЗ №311-ФЗ «О таможенном регулировании РФ»

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №378 (ред. от 19.03. 2012. «о классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 379);

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»;

7. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»;

8. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»;

9. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»;

10. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации»;

11. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации»;

12. Решение Комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 года N 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».

13. Постановление Правительства РФ от 26.01.2012 №32 «Об определении Правил декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в РФ с территорий государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»

14. О внесении изменений в приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536: Приказ Федеральной таможенной службы № 173 от 11 февраля 2009 г.

15. Андриашин Х., Свинухов В., Балакин. Таможенное право. — М.: 2011. — 512

16. Бекяшев К.А. Таможенное право. Учебник. М., 2007. — 445 с.

17. Богомолова А.А. Таможенное право., 2008. — 231 с.

18. Берков Е.А., Галанжи Е. Ф. “Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело”. — М., 2008г.- 436 с.

19. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. — М.: НОРМА-ИНФРА. — 2007. — 325 с.

20. Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ФТС РФ. М., 2008.- 327 с.

21. Завражных М.Л. Таможенное право. М., 2009. — 432 с.

22. Скрипкина Е.В. Таможенное дело: статья: Проблемы применения электронного декларирования., 2012-№1.

23. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект». — М.: «Гелиос АРС».- 2004г. – 435 с.