Таможенные преступления

Курсовая работа

Таможенная преступность в России имеет глубокие социально-экономические корни, характеризуется высокой латентностью, осуществляется в большинстве случаев при непосредственном участии организованной преступности. Все это сдерживает в определенной степени проведение экономических реформ, наносит значительный ущерб экономической безопасности государства, подрывает его социальные и политические устои. В этих условиях одной из важнейших задач, стоящих перед российским обществом, является противодействие таможенным преступлениям. Решение обозначенной задачи по противодействию таможенным преступлениям возможно только при сочетании контрольно-регулирующей и правоохранительной функций государства, координации деятельности экономических контролирующих и правоохранительных ведомств при усилении организующей роли государства.

Степень научной разработанности проблемы.

Объектом исследования

Предмет работы

Цель работы

следующих задач:

— определить понятие таможенных преступлений;

— проанализировать историю становления и развития таможенных преступлений;

— исследовать ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

— рассмотреть состав контрабанды;

— выявить проблемы определения состава преступления.

Методологической основой исследования

Структурно работа

Глава 1. Таможенные преступления в системе преступлений в сфере экономической деятельности

1.1. Понятие таможенных преступлений

Борьба с таможенными преступлениями в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности.

Понятие преступления содержится в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасна. Вред, причиненный конкретным противоправным деянием, его степень и характер являются одним из основных критериев разграничения преступлений и административных правонарушений.

13 стр., 6168 слов

Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности

... и целевых внешнеторговых программ и обеспечении их исполнения. Для понимания роли государства в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить ... регистрирования участников внешнеторговой деятельности; 5) формирование и стимулирование системы саморегуляции внешнеэкономической деятельности через систему общественного объединения участников этой деятельности, как ...

На таможенные преступления в юридической литературе обратили внимание с введением в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года, который предусматривал ответственность по статьям 188, 189, 190, 193, 194.

К вопросам о понятии и перечне преступлений в таможенной сфере обращались многие ученые.

Среди них Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, Ю.П. Гармаев, Т.А. Диканова, В.А. Жбанков, С.Ю. Иванова, Л.Д. Ларичев, А.И. Сучков, П.С. Яни и др. При этом полемику вызывали вопросы определения наименования и понятия таможенных преступлений.

Так, группу общественно опасных деяний, совершаемых в таможенном деле, называют таможенными преступлениями, преступлениями в таможенной сфере, преступлениями в сфере таможенной деятельности, преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности.

Однако термин «внешнеэкономическая деятельность» (далее ВЭД), несмотря на частое применение как в разноотраслевом законодательстве, так и в литературе, до настоящего времени не имеет ни универсального законодательного определения, ни устоявшегося доктринального. Проблему не следует воспринимать как исключительно терминологическую, потому как она тесно связана с определением видового объекта преступлений.

Так, Ю.И. Сучков определяет видовой объект преступлений в сфере ВЭД как внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Кроме того, Л.Ю. Родина к данному видовому объекту относит и экономическую безопасность государства.

Внешнеэкономическая деятельность определяется как совокупность направлений, форм, методов и средств торгового, производственного, научно-технического, валютно-финансового и кредитного сотрудничества государства с зарубежными странами, а также одну из сфер хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, связанных с международной научно-технической кооперацией и выходом на внешний рынок.

В криминалистическом значении «сфера деятельности» относится к элементам обстановки совершения преступления. Сфера деятельности — это «кусок», «участок» социальной действительности, к которому прикладывается деятельность того или иного индивида.

А сфера внешнеэкономической деятельности, прежде всего, содержит: внешнеторговые, финансовые, производственные и инвестиционные отношения. Причем каждая из перечисленных сфер внешнеэкономической деятельности имеет собственную структуру.

14 стр., 6599 слов

Виды таможенных правонарушений и их отличие от других административных ...

... уголовных преступлений в таможенной сфере. Для достижения поставленных целей в работе будут отражены следующие задачи: 1) Изучение теоретической базы рассматриваемой юридической категории; 2) Выявление проблем в изучаемой сфере деятельности; 3) ...

В российском законодательстве внешнеторговая деятельность определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией к результатам интеллектуальной деятельности.

То есть ВЭД значительно более широкая сфера, имеющая различные, разноотраслевые источники правового регулирования и иные криминалистически значимые признаки. Преступная деятельность в сфере ВЭД нарушает нормы не только и не столько таможенного законодательства.

Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов и другие ученые формируют понятие «преступления в сфере ВЭД» через определение более широкого видового объекта преступного посягательства общественные отношения, обеспечивающие интересы внешнеэкономической деятельности. Кроме того, преступления в сфере ВЭД нельзя ограничивать только рамками тех нарушений, которые посягают на деятельность таможенных органов и по которым они проводят неотложные следственные действия.

Такой подход, по мнению Ю.П. Гармаева, связан, прежде всего, с разграничением, «преступлений в сфере ВЭД» в его методико-криминалистическом значении на таможенные преступления; сопутствующие преступления в сфере экономики; сопутствующие служебные преступления; иные сопутствующие.

Изложенное еще раз подчеркивает, что понятием «преступления в сфере ВЭД» охватывается более широкий круг преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Однако следует отметить, что и эта позиция не является бесспорной. Так Б.В. Волженкин понятие «преступления в сфере ВЭД» уравнивает с понятием «таможенные преступления». В целом данную позицию разделяет и О.А. Берзинь, по мнению которой внешнеэкономическими преступлениями в чистом виде являются только таможенные преступления]. При этом учитывается, что совершение данных преступлений, их подготовка и сокрытие могут быть связаны с другими видами преступных деяний. Но в таких случаях преступления, совершаемые в сфере ВЭД, будут являться одной из составляющих преступной деятельности, связанной с мошенничеством, легализацией преступных доходов, коррупцией и т. п.

Все приведенные выше аргументы показывают, что сфера ВЭД — это не таможенная сфера, а таможенные преступления, это преступления в сфере таможенного дела.

Таким образом, краткий анализ позволяет с высокой долей релятивности утверждать, что в настоящее время наиболее устоявшимся является термин «таможенные преступления».

Между тем, нет единства среди ученых и в определении понятия «таможенные преступления». Исследование их работ показывает, что к данному понятию они подходят по-разному.

Так С.Ю. Иванова под таможенными преступлениями понимает общественно опасные виновные посягательства, существенно нарушающие деятельность таможенных органов по реализации ими целей и задач, установленных законодательством. А также указывает, что: таможенные правонарушения вообще и таможенные преступления, в частности, характеризуются специфической особенностью: они представляют собой сложный поведенческий акт, выражающийся в невыполнении или ненадлежащем выполнении нормативного предписания.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Таможенные преступления ряд ученых понимает как перемещение товаров, ценностей и других объектов через таможенную границу в результате внешнеэкономической деятельности. Так Б.В. Волженкин определяет таможенные преступления как преступления против внешнеэкономической деятельности, а Ю.И. Сучков — как преступные деяния в сфере внешней экономической деятельности, которые в теории уголовного права нередко именуются «таможенными преступлениями».

С точки зрения В.М. Малиновской, таможенное преступление — запрещенное уголовным законом виновное общественно опасное деяние, посягающее на экономическую безопасность государства, его финансовые интересы и выраженное в нарушении правил, установленных законодательством о таможенном деле.

С позиции В.И. Картавцева и А.В. Нестерова таможенные преступления — это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

В свою очередь Л.Д. Ларичев подчеркивает, что это преступления, «…которые в ряде работ получили наименование “таможенных преступлений” очевидно в связи с тем, что их совершение связано с пересечением таможенной границы».

Таможенная преступность, по определению А.И. Долговой, — это совокупность экономических преступлений, связанных с нарушением порядка вывоза и ввоза, возврата на территорию РФ через таможенную границу товаров и ценностей.

Ю.Г. Гончан указывает, что все преступления, относящиеся к компетенции таможенных органов, «можно безболезненно объединить понятием “таможенные преступления”». Объединяющим критерием в данном случае он предлагает считать «необычный признак — охраняемую сферу деятельности» таможенных органов.

А.И. Чучаев и С.Ю. Иванова отмечают, что таможенные преступления — это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Д.А. Постнова под таможенными преступлениями понимает противоправные, виновные, наказуемые деяния, совершая которые, лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, посягает на установленный национальными и международными правовыми актами о таможенном деле порядок перемещения через таможенную границу товаров, их таможенного оформления, уплаты таможенных платежей, предоставления различных льгот или пользования ими, а также соблюдения государственных мер регулирования внешнеэкономической деятельности, при проведении предварительного расследования уголовных дел, о которых, в соответствии с УПК РФ, таможенные органы Российской Федерации наделены правом осуществления дознания и производства неотложных следственных действий (ст. 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ).

Указанное определение, на наш взгляд, во-первых, излишне перегружено таможенными терминами. Во-вторых, громоздко. В-третьих, подведомственность не является признаком преступлений.

11 стр., 5356 слов

Оперативно-розыскные мероприятия таможенных органов

... решения проблем, возникающих в ходе проведения ОРМ. 1. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов 1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности, задачи и принципы Статья 1 Федерального Закона «Об ... оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы с контрабандой и иными преступлениями во внешнеэкономической деятельности. Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет ...

Все вышеизложенное дает основания утверждать, что нарушение порядка и условий перемещения товаров, ценностей и транспортных средств через таможенную границу является криминалистически значимым признаком таможенных преступлений. Для криминалистической характеристики механизм совершения, связанный с перемещением через таможенную границу, имеет главное значение.

Анализ рассмотренных работ позволил выделить следующие признаки таможенных преступлений: повышенная общественная опасность; совершение преступлений в результате внешнеэкономической деятельности; пересечения товаров, ценностей и транспортных средств через таможенную границу при их ввозе, вывозе и возврате; нарушения установленных норм таможенного и уголовного законодательства; подведомственность таможенным органам.

Кроме того, следует учитывать современную реальность, участие нашей страны в Евразийском экономическом сообществе.

С 1 июля 2011 г. на внутренних границах Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан снят контроль за перемещением товаров. Одновременно прекратил свое действие Таможенный кодекс Российской Федерации, не стало таможенной территории Российской Федерации (она вошла в состав единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС) и, соответственно, таможенной границы Российской Федерации. При этом пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

То, что Уголовный кодекс РФ позволяет привлекать к ответственности лиц, не соблюдающих нормы запрета таможенного законодательства, совершивших контрабандное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на любом участке этой границы, подтверждает и ратифицированный Российской Федерацией Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств, являющихся членами Таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.).

Таким образом, все вышесказанное дает основание сформулировать понятие «таможенного преступления».

Таможенное преступление это запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое лицами, достигшими возраста уголовной ответственности, посягающими на установленный порядок перемещения товаров, транспортных средств и иных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, Таможенного союза государств — членов ЕврАзЭС в рамках единого экономического пространства (ЕЭП), на порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

1.2. История становления и развития таможенных преступлений

Таможенное дело в России всегда являлось не только составляющей формирования государственного бюджета и важным стимулом экономического развития экономики, но и регулирующим фактором влияния на зарубежные государства в области внешней торговли. Например, в период возникновения древних государств (IIIII века до нашей эры) таможенный тариф использовался как важнейший инструмент пополнения казны (около 80 %).

32 стр., 15535 слов

Правовой статус таможенного представителя в условиях действия Таможенного союза

... специфику работы таможенного представителя. Выявить основные проблемы в развитии и деятельности таможенных представителей. Указать перспективы развития института таможенного представителя в условиях действия Таможенного союза. Задачи работы сводились к исследованию принципов деятельности таможенного представителя, описанию приемов работы таможенных представителей и ...

В дальнейшем объем поступления в казну таможенных платежей изменялся под воздействием различных факторов, однако в XII-XIV столетиях сбор различных платежей, прежде всего, проездных и торговых пошлин по-прежнему продолжал оставаться основным источником пополнения княжеской казны.

С зарождением и становлением централизованного государства институты сбора дани, налогов, пошлин совершенствовались: выделялись специально уполномоченные лица, которым придавались различные по численности вооруженные формирования. Одновременно с этим объективно возникали и правонарушения, связанные с незаконным провозом товаров и злоупотреблениями со стороны должностных лиц, собиравших различные пошлины. Так, на Руси в XVI-XVIII веках нередко так называемые «мытари», то есть таможенные разбойники самочинно устанавливали таможенные заставы на путях движения и собирали мыто.

Деятельность лжетаможенников наносила существенный политический и экономический ущерб Российскому государству, поэтому для борьбы с ними по царскому указу высылались стрелецкие полки. В этих целях издавались специальные нормативные акты, предусматривающие наказание кнутом и выплату суммы, компенсирующей убытки, за незаконную задержку проезжих людей на заставах.

Так, в соответствии со ст. 2-3 гл. IX Соборного уложения запрещалось самовольно, без разрешения государя, строить заставы и собирать мыто. Повелевалось с мытчиков, перевозчиков и мостовщиков, взявших таким образом пошлину, взыскивать ее в тройном размере и отдавать тем людям, с которых было взято, а мытчикам, перевозчикам и мостовщикам «учинить наказание» — бить кнутом. Если дворянских служилых людей, которые везли товары на рынок, на перевозе или при досмотре били и грабили, то полагалось «того искать судом и в тех делах указ учинить по суду и по сыску».

Попытка создать систему, способную противостоять массовым злоупотреблениям в таможнях, была предпринята в Указе Екатерины II 1782 года, который вводил «особую таможенную цепь и стражу», а таможенных объездчиков и таможенных пограничных надзирателей после года службы было предписано переводить в другое место.

Таким образом, в XVII-XVIII веках для противодействия коррупционным проявлениям в таможнях была создана необходимая законодательная база, а также даны полномочия на осуществление сыскной деятельности с использованием осведомителей (доносителей), однако проводимые реформы к успеху не привели ввиду массовых злоупотреблений со стороны таможенников. Не помогла и попытка введения откупной системы, так как откупщики занимались мздоимством, а таможенные чиновники нередко находились в сговоре с контрабандистами.

В 1811 году к охране российских границ стали привлекаться казаки, которые нередко сами злоупотребляли служебным положением, а в ряде случаев не только потворствовали контрабанде, но и сами занимались незаконным провозом товаров через границу.

14 стр., 6705 слов

Корректировка таможенной стоимости товаров

... оцениваемых товаров. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате: а) платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на единой таможенной территории таможенного союза; б) платежи ...

Реформы таможенной службы, проводившиеся в 1827, 1832 и 1835 годах, привели к созданию пограничной стражи, которая считалась специальным полицейским формированием, непосредственно на местах подчинявшимся таможенным округам, а в центре — Департаменту таможенных сборов. В дальнейшем пограничная стража была выделена в самостоятельный орган.

Октябрьская революция и последовавшая за ней гражданская война привели Российское государство к небывалым социальным бедствиям. Открытость границ, слабость законодательства, недостаток продовольствия, промышленных товаров, контрреволюционные действия стали причиной колоссального роста таможенных преступлений. Отличительной чертой законодательства, направленного на борьбу с этими преступлениями в период после октября 1917 г., являлось то, что оно было призвано защищать и охранять государственную монополию внешней торговли, провозглашенную и осуществляемую вновь созданным государством в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 22 апреля 1918 г.

Первые кодифицированные акты советского уголовного законодательства — УК РСФСР 1922 г. (ст. 97) и УК РСФСР в ред. 1926 г., — предусматривая ответственность за таможенные преступления, относили их к категории преступлений против порядка управления, при этом Уголовный кодекс 1926 года разделял контрабанду на осложненную ст. 59.9. и простую ст. 83. Отсутствие частной собственности и частного производства, наличие плановой экономики закономерным образом привели к смещению акцента борьбы с таможенными преступлениями с экономической составляющей на специальную.

Великая Отечественная война вызвала новый всплеск таможенных преступлений. Особенностью данного периода можно отметить тот факт, что зачастую контрабандистами являлись иностранцы, которые для этого использовали свой дипломатический иммунитет и положение союзников в войне с фашисткой Германией. Возвращение советских граждан на родину, активное передвижение войск, перемещение репарационного оборудования, трофеев, слабость или полное отсутствие таможенного контроля на границах также способствовали контрабандному промыслу.

После войны законом об уголовной ответственности за государственные преступления 1958 г. контрабанда стала относиться к иным государственным преступлениям. При этом статьи под одинаковым названием «Контрабанда» находились как в уголовном, так и в административном законодательстве (ст. 78 УК РСФСР 1960 г. и ст. 187 КоАП РСФСР 1984 г.), что вызывало терминологическую путаницу и порождало сложности в разграничении данных деяний. В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 3 февраля 1978 г. № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» разъяснял, что «в отличие от контрабанды, наказуемой в административном порядке, уголовная ответственность за контрабанду, предусмотренная ст. 78 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, наступает лишь при наличии одного или нескольких следующих признаков: сокрытия виновным товаров или иных ценностей при перемещении через государственную границу СССР в специальных хранилищах, либо путем обманного использования таможенных и иных документов, либо при наличии крупного размера, либо совершения её должностным лицом с использованием служебного положения.

13 стр., 6277 слов

Особенности совершения таможенных операций и производства таможенного ...

... автомобилей и рассмотрение особенностей его совершения на территории Таможенного союза выразить методы по совершенствованию таможенных операций и производства таможенного контроля за ввозом легковых автомобилей на территорию Таможенного Союза Предметом исследования работы является теоретический анализ ...

После распада СССР отсутствие государственных и таможенных границ на значительной части территории Российской Федерации, неурегулированность торговых и платежно-расчетных отношений с бывшими союзными республиками привели к массовому росту таможенных преступлений. Слабость таможенного контроля, помимо прочего, объяснялась несовершенством законодательства, унаследованного от бывшего СССР и уже не соответствовавшего новым условиям. В частности, отсутствие уголовной и административной ответственности за незаконный провоз грузов через границу России фактически стимулировало контрабанду и вовлечение множества людей в подобный преступный бизнес.

Для разрешения создавшейся ситуации в Таможенный кодекс РФ 1993 г. была включена ст. 219, разъяснявшая понятие контрабанды в новой политической и экономической обстановке. В ней законодатель отошел от понятия «государственная граница» и ввел новое понятие «таможенная граница». Был значительно расширен перечень предметов контрабанды и методов ее совершения. Контрабандой также признавалось невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. Принципиально важным было и то, что контрабанда переставала восприниматься исключительно как государственное преступление и вновь начинала возвращать себе экономическое содержание.

Либерализация уголовной ответственности за экономические преступления, начатая президентом Д.А. Медведевым, коснулась и преступлений в сфере таможенного дела. Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ статья 188 УК РФ была исключена из УК РФ. Вместо нее введены ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей» и ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ». При этом данные статьи полностью охватывают преступные деяния, ранее относившиеся к ч. 2 ст. 188 УК. Часть 1 ст. 188 УК, предусматривавшая ответственность за так называемую экономическую (товарную) контрабанду, была полностью исключена из УК. Отмена уголовной ответственности за экономическую контрабанду, по мнению законодателя, должна компенсироваться усилением ответственности по ст. 194 УК. Была снижена сумма неуплаченных таможенных платежей для привлечения к уголовной ответственности: у организаций с трех миллионов рублей до двух миллионов при крупном размере и с тридцати шести миллионов рублей до десяти миллионов при особо крупном размере и один миллион рублей и три миллиона рублей у физических лиц соответственно.

10 стр., 4824 слов

Таможенные платежи

... дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков или защита национальных производителей. Цель курсовой работы - изучить сущность и виды таможенных платежей, особенности их взимания в Таможенном Союзе. Для реализации цели курсовой работы необходимо поставить ...

Таким образом

Выводы по Главе 1.

1. Таможенное преступление это запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое лицами, достигшими возраста уголовной ответственности, посягающими на установленный порядок перемещения товаров, транспортных средств и иных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, Таможенного союза государств — членов ЕврАзЭС в рамках единого экономического пространства (ЕЭП), на порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

2. Проблема борьбы с преступлениями в таможенной сфере существовала в дореволюционной, послереволюционной России, в период существования Союза ССР. В постсоветский период после распада СССР существующие коррупционные предпосылки проявились еще более отчетливо. Этому способствовали произошедшие изменения во внешнеэкономической деятельности, практически полная «открытость» таможенной границы России, а также усиление воздействия на таможенников со стороны ОПГ и различных криминальных структур, располагавших солидными финансовыми возможностями.

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика некоторых видов таможенных преступлений

2.1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194 УК РФ)

В условиях интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве (имеется в виду прежде всего создание Таможенного союза, предусматривающего единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер), особую актуальность приобретает проблема унификации охранительного законодательства, предусматривающего, среди прочего, уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.

По данным таможенных органов Российской Федерации, доля этого преступления от общего количества выявленных преступных посягательств в сфере внешнеэкономической деятельности неуклонно растет. Если в 2012 г. этот показатель составлял 14%, в 2013 г. — 20%, то в первом полугодии 2015 г. он достиг уже 29%. Думается, что темпы роста указанного преступного посягательства сохранятся и в дальнейшем.

Обусловлено это не только и не столько либерализацией внешнеэкономической деятельности, сколько отсутствием четкой, взвешенной и согласованной политики государств — участников Таможенного союза в вопросах противодействия преступным посягательствам в таможенной сфере.

Итак, рассматриваемое преступное посягательство получило закрепление в ст. 194 УК России.

Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, предполагает пассивное поведение субъекта преступления, которое может проявляться различно. Среди наиболее распространенных способов уклонения от уплаты таможенных платежей, встречающихся на практике и охарактеризованных в уголовно-правовой литературе, можно выделить следующие:

1) представление в таможенной декларации, а равно в иных документах, необходимых для осуществления таможенных операций, недостоверной информации по вопросам таможенной стоимости товаров и транспортных средств или страны их происхождения;

2) представление в таможенной декларации иных недостоверных сведений, создающих возможность освобождения от таможенных платежей или уменьшения их размера;

3) злоупотребление предоставленным таможенным законодательством правом на возврат уплаченных таможенных платежей без надлежащих оснований путем представления таможенному органу недостоверных сведений, содержащихся в соответствующих документах;

4) неуплата без уважительных причин определенных таможенным законодательством Таможенного союза или таможенными органами России в пределах их полномочий таможенных платежей в установленном порядке, а равно в соответствующих размерах и сроке;

5) представление заведомо подложных финансовых документов об уплате таможенных платежей либо подтверждающих обеспечение их уплаты.

Рассмотренные способы нарушения таможенного законодательства традиционно не связывали с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Перевозчик, пройдя внутреннюю таможню, где должно было быть принято окончательное решение об освобождении груза от таможенного контроля, уклоняется от уплаты таможенных платежей. В данном случае нарушение таможенного режима не влияет само по себе на перемещение товаров через таможенную границу. По содержанию рассмотренных способов противоправного поведения лиц, нарушающих таможенный режим, традиционно состав уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) в судебной практике и теории уголовного права отграничивали от состава контрабанды (ст. 188 УК РФ).

Соответственно, этот вид преступления не предполагал возможности применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Анализ редакций ст. 194 УК РФ «Уклонение отуплаты таможенных платежей, взимаемых сорганизации илифизического лица» позволяет сделать следующие выводы. Вбольшинстве случаев каждая изредакций статьи 194 УК РФ увеличивала порог, отделяющий поформальному признаку административное уклонение отуплаты таможенных платежей отпреступного. Судя повсему, данный подход законодателя связан неслиберализацией законодательства, астем, чтоуровень инфляции вРоссийской Федерации запять летвсреднем составляет 38,27%. Помимо этого, вредакции от28.06.2013 г. появилась новелла, согласно которой вслучае, если предприятие осуществило несколько поставок, неуплаченные таможенные платежи суммируются, какесли бысовершалось продолжаемое либо длящееся преступление.

Пример. Н-ской таможней возбуждено уголовное дело поч. 1 ст. 194 УК РФ вотношении гражданина И., который будучи руководителем организации уклонился отуплаты таможенных платежей насумму более миллиона рублей, сложившуюся врезультате 13 поставок. Эти поставки осуществлены втечение восьми месяцев по13 отдельным контрактам, по13 различным таможенным декларациям, отдевяти различных отправителей, предназначенных шести комитентам изразличных населенных пунктов различных субъектов России.

По мнению таможни, всеэтипоставки объединены единым умыслом, аименно: заключая договор комиссии спредприятием «А», гражданин И. заранее планировал заключение договоров комиссии сиными пятью комитентами натринадцать единиц различной техники, предусмотрел проведение тринадцати аукционов вЯпонии ипобеду вних, заключение тринадцати контрактов сдевятью компаниями, подачу тринадцать деклараций. Приэтом онзаведомо знал, какая именно техника будет приобретена наэтих аукционах, какова будет окончательная цена сделки иусловия поставки изразличных городов Японии, ит. д., навосемь месяцев вперед.

Вполне очевидно, чтовозможность совершения данного нарушения связана не сизменением судебной практики поданной категории делвусловиях практического отсутствия оправдательных приговоров вРФ, аскорее сизменившимся законодательством.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, у которого имеет место обязанность уплатить таможенные платежи.

С учетом этого представляет интерес Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по делу в отношении Конькова, Шибалкина и Филатова. Коньков приобрел оттиски круглой печати и штампов Московской автогрузовой таможни и передал их Шибалкину для изготовления поддельных штампов и печати. 14 февраля 1995 г. Шибалкин получил в АО «Лотос» Карнет-тир и товаро-сопроводительную накладную на груз телерадиоаппаратуры из Австрии и привез их Конькову по месту его работы в Московскую железнодорожную таможню, а затем на таможенный пост Московской железнодорожной таможни «Капотня» Филатову, который поставил на этих документах оттиски поддельных печати и штампов и распорядился, чтобы Шибалкин расписался в них в графе «инспектор» и указал дату. В тот же день Шибалкин, вернувшись в АО «Лотос», возвратил документы с поддельными реквизитами руководителям фирмы.

Перевозчик (АО «Лотос»), обойдя внутреннюю таможню, где должно было произойти окончательное освобождение груза от таможенного контроля, уклонился от уплаты таможенных платежей. Поскольку товар на законных основаниях был перемещен через таможенную границу, однако не был представлен в Московскую автогрузовую таможню для уплаты таможенных платежей, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действия Конькова, Шибалкина и Филатова, оказавших содействие в фиктивном оформлении документов, предъявленных работниками фирмы АО «Лотос» с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, квалифицировала как пособничество в уклонении от уплаты таможенных платежей.

Таким образом,

2.2. Контрабанда (ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ)

В настоящее время уголовное законодательство Российской Федерации, которое направлено на защиту интересов в сфере внешнеэкономической деятельности, остается несовершенным, как и в принципе в иной другой сфере. Те или иные участники соответствующих сфер деятельности всегда находят различные пути, способы и методы «обойти» закон в свою выгоду.

В связи с острой политической мировой обстановкой актуальным является повышение эффективности борьбы с легализацией денежных средств, добытых преступным путём, в том числе посредством контроля за трансграничным перемещением наличных денежных средств, а также документарных ценных бумаг на предъявителя, которые могут использоваться для финансирования терроризма или иных целях, подрывающих экономические и социально-политические устои государства.

Повышенная общественная опасность указанной контрабанды определяется еще и тем, что в последнее время контрабандные операции стали совершаться преимущественно организованными группами. Все это требует принятия скоординированных мер со стороны контролирующих и правоохранительных органов при усилении организующей роли государства.

Анализируя ст. 200.1 УК РФ, необходимо рассмотреть состав преступления. В качестве предмета рассматриваемого преступления в диспозиции нормы называются «наличные денежные средства» и (или) «денежные инструменты». Данные термины и определение денежных инструментов, содержащиеся в п. 5 Примечания к данной статье заимствовано из таможенного законодательства — ЕврАзЭС.

Так, согласно п. 1 ст. 2 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза под наличными денежными средствами понимаются денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах — членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки. Под денежными инструментами согласно указанному нормативному акту, а также УК РФ понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Объективной стороной данного деяния является незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном размере. Согласно Примечанию 1 к ст. 200.1 УК РФ деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования. Под незаконным способом в Таможенном кодексе Таможенного союза понимается способ перемещения предмета преступления через таможенную границу: вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; с сокрытием от таможенного контроля; с недостоверным декларированием; с недекларированием товаров; с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии с Договором при единовременном перемещении через таможенную границу Таможенного союза физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, наличные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат декларированию путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму перемещаемых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков. В противном случае лицо подлежит уголовной ответственности, но при этом необходимо учесть, что из незадекларированной суммы подлежит вычету сумма денежных средств, разрешенная к перемещению через границу без декларирования (Примечание 3 к ст. 200.1 УК РФ).

Местом совершения преступления выступает таможенная граница Таможенного союза. В приложении к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17, таможенной границей Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС признаются пределы таможенной территории Таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств — членов Таможенного союза. Таким образом, это пределы таможенной территории Таможенного союза: ее составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Статья 200.1 УК РФ включает в себя несколько составов преступления. В зависимости от законодательной конструкции контрабанда имеет формальный состав, признается оконченным с момента незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза, совершенного в крупном размере. В зависимости от степени общественной опасности — основной состав, характеризующийся контрабандой в крупном размере (ч.1 ст. 200.1), предусматривающий максимальное наказание в виде принудительных работ на срок до 2-х лет, и квалифицированный состав (ч. 2 ст. 200.1), представляющий собой контрабанду особо крупного размера или группой лиц, предусматривающий максимальное наказание в виде принудительных работ на срок до 4-х лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: лицо осознает, что осуществляет незаконное перемещение предметов преступления через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в крупном размере, и желает совершить данное деяние.

Субъектом признается вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

Уголовная политика в сфере борьбы с таможенными преступлениями призвана определять не только основные направления, цели и средства борьбы с противоправными посягательствами, но и ее формы и методы, роль и место органов, занимающихся правоприменительной практикой.

Борьба с преступлениями, совершаемыми в таможенной сфере, с учетом их большой общественной опасности, должна вестись всеми предусмотренными законом средствами и должна быть справедливой. Анализируя возможные мотивы и цели контрабандистских перевозок денежных средств и прогнозируя опасность данных деяний, очевидным становится несоответствие санкций ч. 2 ст. 2001 УК РФ общественной опасности преступления, при том, что данная часть является квалифицирующей.

Таким образом, для предотвращения увеличения количества преступлений и исключения возможности подвержения национальной экономики опасности, мерой наказания целесообразным было бы установить максимальный размер для преступлений небольшой тяжести — лишение свободы в срок до трех лет.

До конца 2011 года в уголовном законодательстве РФ применялась ст. 188 «Контрабанда» Уголовного кодекса РФ, которая относилась законодателем к гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В данной статье содержались следующие нормы: к контрабанде относилось перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу РФ в крупном размере, которое совершалось помимо или с сокрытием от таможенного контроля, а также с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо которое сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. О перемещении через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов говорилось в ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Учитывая актуальность вопросов привлечения к ответственности за данное правонарушение, в целях соблюдения конституционных требований справедливости и соразмерности наказания, а также в связи с образованием единой таможенной территории Таможенного союза, законодателем 7 декабря 2011 года в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения. В соответствии с ними ст. 188 УК РФ «Контрабанда» была исключена из Уголовного кодекса РФ.

Положение ч. 1 ст. 188 УК РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение в системе действующего правового регулирования позволяет при оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного пользования, в целях определения наличия состава преступления (контрабанда) или административного правонарушения (недекларирование товаров), а также исчисления размера административного штрафа использовать его рыночную стоимость на территории Российской Федерации и в стоимость товара для указанных целей включать стоимость всего перемещаемого товара, в том числе и ту ее часть, которая разрешена к ввозу без письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.

Также необходимо отметить, что в 2010 году, когда Президент РФ вносил поправки в некоторые законодательные акты, еще тогда стоял вопрос об исключении ч. 1 ст. 188 УК РФ, но Правительство РФ отозвало эти изменения, объяснив это тем, что ч. 1 ст. 188 УК РФ полностью перекликается со ст. 194 УК РФ, так как полное недекларирование товаров и незаконное перемещение в части недекларирования или декларирования с какими-то нарушениями ведет к недоплате налогов, но все это указано в ст. 194 УК РФ. Есть и другая «сторона медали» — данная статья очень интересна органам полиции, и, таким образом, исключать первую часть никто не стал. Но как же происходит на практике: например, товар прибыл на границу, таможенные органы смотрят ценовой каталог товаров, и в нем указано, что стоимость товара не 5 долларов США, как было заявлено декларантом в таможенной декларации, а 10 долларов США, следовательно, участник внешнеэкономической деятельности занизил стоимость товара. Но как же так, ведь стоимость товара в 5 долларов США заявлена в контракте, в итоге предприниматель переплачивает. Но может быть и другая сторона ответственности, есть более жесткие случаи, когда органы полиции толкуют статьи УК РФ в части таможенных правоотношений — это лишение свободы. И все это происходит из-за одной фразы в ст. 188 УК РФ «недостоверное декларирование», то есть изменение цены товара является недостоверным декларированием. Нельзя принимать во внимание рыночную стоимость товаров на территории РФ. Однако нельзя забывать, что в соответствии с гл. 16 КоАП РФ предусмотрена товарная контрабанда.

С введением Таможенного кодекса Таможенного союза фактически ликвидировалось понятие «таможенная граница РФ» в национальном законодательстве, единую таможенную территорию составили теперь территории государств-членов Таможенного союза, а таможенные границы — это пределы этих территорий.

Несмотря на то что ответственность за контрабанду предусмотрена законодательством государств — членов Таможенного союза, фактически действие ст. 188 УК РФ, устанавливающей ответственность за контрабанду, было парализовано в связи с несоответствием терминологии уголовного и таможенного законодательства. Объективной стороной состава контрабанды являлось «перемещение через таможенную границу РФ». В принципе законодатель мог бы просто заменить понятие «перемещение через таможенную границу РФ» на «перемещение через таможенную границу Таможенного союза» для того, чтобы основные проблемы применения, вернее, неприменения ст. 188 УК РФ, были бы исчерпаны. Однако законодатель принял иное решение. Он кардинально изменил содержание понятия контрабанды в уголовном законодательстве.

Таким образом, 7 декабря 2011 года были введены две уголовно-правовые нормы в УК РФ. Данные нормы содержатся в разд. 9 УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», одна статья в гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» — это ст. 226.1 «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов», другая в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» — ст. 229.1 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ». Отсюда видно, что в соответствии с их местоположением в УК РФ родовым объектом выступают общественная безопасность и общественный порядок. Из такого разграничения можно сделать вывод о том, что ст. 226.1 УК РФ рассматривается в более широком ее направлении, т.е. она обращена на безопасность общества, государства, хотя некоторые предметы в данной статье, например незаконное перемещение культурных ценностей, никак не посягают на общественную безопасность, а ст. 229.1 УК РФ — в более узком ее направлении, то есть направлена на защиту здоровья и жизни населения.

Например, в соответствии с ранее действующей ст. 188 УК РФ родовым объектом выступали общественные отношения, возникающие в сфере экономики. Однако внешнеэкономическая деятельность является разновидностью экономической деятельности.

Ныне в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» предусмотрены две ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» и ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий» УК РФ, которые были введены 28 июня 2013 г. и 31 декабря 2014 г. соответственно.

Таким образом,

Также следует отметить, что в УК РФ содержатся нормы, которые в силу новых изменений об образовании Евразийского экономического союза не были внесены. Статья 200.1 УК РФ содержит понятие следующего содержания: «через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС». Евразийское экономическое сообществе было упразднено 29 мая 2014 года в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.

2.3. Проблемы определения состава преступления

Ранее, до 07.12.2011, исходя из анализа диспозиций статей таможенных преступлений, их местонахождения в Особенной части УК РФ и вышесказанного, можно было определить видовой объект таможенных преступлений как охраняемые уголовным законом общественные отношения по поводу установленного порядка перемещения через таможенную границу товаров и иных предметов, денежных средств, взимания и уплаты таможенных платежей. Однако на настоящий момент часть деликтов, так или иначе связанных с таможенными правоотношениями, изменила свое положение в Особенной части УК РФ.

Так, контрабанда предметов, не изъятых из оборота и не ограниченных в нем (иногда называемая «товарная, торговая» контрабанда, хотя на самом деле термин не в полной мере выражал суть данного преступления), ранее была предусмотрена ч. 1 ст. 188 УК РФ, находившейся в главе «Преступления в сфере экономической деятельности», что было абсолютно логично. Однако в декабре 2011 г. законодатель посчитал, что данное деяние не обладает повышенной общественной опасностью и перевел его в разряд административных деликтов (добавив впоследствии ст. 200.1 и 200.2 УК РФ, предусматривающие ответственность за контрабанду денежных средств и денежных инструментов, алкогольной продукции и табачных изделий).

Преступление, ранее предусмотренное ч. 2 ст. 188 УК РФ, законодатель разделил на два самостоятельных состава — ст. 226.1 и ст. 229.1 УК РФ.

Если не брать частности, то суть рассматриваемых преступлений не изменилась. Однако законодатель несколько изменил приоритеты. Ранее объектом контрабанды являлся порядок и правила перемещения предметов через таможенную границу, а общественные отношения в сфере охраны общественной безопасности и здоровья населения выступали в роли дополнительных объектов. В настоящее время законодатель поставил общественные отношения в сфере охраны общественной безопасности и здоровья населения на первое место. Но и в первом, и во втором случае имеется общий признак, связанный с объективной стороной, — «незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС».

Все таможенные преступления так или иначе посягают на отношения, регулируемые таможенным законодательством. Если мы обратимся к Таможенному кодексу Таможенного союза, то увидим, что данным нормативным актом в соответствии с ч. 1 ст. 1 осуществляется правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что таможенные преступления это общественно-опасные уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, представляющие собой нарушения таможенного законодательства, связанные с перемещением товаров и иных предметов через таможенную (государственную) границу.

Выводы по Главе 2.

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей как уголовно-наказуемое общественно опасное умышленное деяние, состоящее в неуплате (полной или частичной) в установленный срок, в соответствии с действующим законодательством таможенных платежей, а также неправомерный возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Уклонение может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу России документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их полное либо частичное невозвращение, нарушение сроков уплаты.

2. Законодатель отграничил контрабанду в соответствии с изменениями на экономическую и товарную, которые содержатся в УК РФ (ст. ст. 200.1, 200.2 — экономическая, совершенная в крупном размере) и в КоАП РФ (ст. ст. 16.1, 16.2, 16.4 (если не содержит уголовно наказуемого деяния) — товарная).

При этом необходимо отметить, что в законодательстве о контрабанде появилось понятие «денежные инструменты».

Также следует отметить, что в УК РФ содержатся нормы, которые в силу новых изменений об образовании Евразийского экономического союза не были внесены. Статья 200.1 УК РФ содержит понятие следующего содержания: «через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС». Евразийское экономическое сообществе было упразднено 29 мая 2014 года в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.

Заключение

В заключение необходимо сделать следующие выводы:

1. Таможенное преступление это запрещенное уголовным законом под угрозой наказания общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое лицами, достигшими возраста уголовной ответственности, посягающими на установленный порядок перемещения товаров, транспортных средств и иных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, Таможенного союза государств — членов ЕврАзЭС в рамках единого экономического пространства (ЕЭП), на порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, а также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей.

2. Проблема борьбы с преступлениями в таможенной сфере существовала в дореволюционной, послереволюционной России, в период существования Союза ССР. В постсоветский период после распада СССР существующие коррупционные предпосылки проявились еще более отчетливо. Этому способствовали произошедшие изменения во внешнеэкономической деятельности, практически полная «открытость» таможенной границы России, а также усиление воздействия на таможенников со стороны ОПГ и различных криминальных структур, располагавших солидными финансовыми возможностями.

3. Уклонение от уплаты таможенных платежей как уголовно-наказуемое общественно опасное умышленное деяние, состоящее в неуплате (полной или частичной) в установленный срок, в соответствии с действующим законодательством таможенных платежей, а также неправомерный возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Уклонение может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу России документов, содержащих недостоверные сведения, дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений или их полное либо частичное невозвращение, нарушение сроков уплаты.

Необходимо внести в редакцию ст. 194 УК РФ следующие коррективы. В части 3 ст. 194 УК РФ целесообразно объединить такие квалифицирующие признаки, как совершение данного преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения и совершение его организованной группой. Это не будет нарушением принципа дифференциации уголовной ответственности, т.к. отмеченные квалифицированные составы преступлений по характеру и степени общественной опасности можно признать равнозначными.

В то же время в ч. 4 ст. 194 УК РФ сформулировать состав уклонения от уплаты таможенных платежей, сопряженного с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль. При этом конкретно определить в данной уголовно-правовой норме степень насилия, и как мы полагаем, вплоть до причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего с установлением соответствующей санкции:

«Контрабандное перемещение товаров через государственную или таможенную границу с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, сопряженное с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет и штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет».

4. Следует отметить, что законодатель отграничил контрабанду в соответствии с изменениями на экономическую и товарную, которые содержатся в УК РФ (ст. ст. 200.1, 200.2 — экономическая, совершенная в крупном размере) и в КоАП РФ (ст. ст. 16.1, 16.2, 16.4 (если не содержит уголовно наказуемого деяния) — товарная).

При этом необходимо отметить, что в законодательстве о контрабанде появилось понятие «денежные инструменты».

Также следует отметить, что в УК РФ содержатся нормы, которые в силу новых изменений об образовании Евразийского экономического союза не были внесены. Статья 200.1 УК РФ содержит понятие следующего содержания: «через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС». Евразийское экономическое сообществе было упразднено 29 мая 2014 года в связи с вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennyie-pravonarusheniya/

Нормативные правовые акты

  1. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 17 // СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации #»justify»>Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. ст. 2954.
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. ст. 6615.
  4. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. ст. 6252.
  5. Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 50. ст. 7362.
  6. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. ст. 3774
  7. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ.1993. N 17. ст. 594
  8. Постановление Правительства РФ от 13.09.2012 N 923 (ред. от 09.08.2016) «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 38. ст. 5133.
  9. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (ред. от 01.04.2016) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. N 27. 1998. ст. 3198.

Материалы судебной практики

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 30 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9. 2015.
  2. Бюллетень Верховного Суда Рос. Федерации. 2014. № 6.

Учебная и научная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennyie-pravonarusheniya/

  1. Берзинь О.А. Понятие и криминалистическая классификация внешнеэкономических преступлений, совершаемых в организованных формах // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения // Вестник Нижегородской Академии МВД России. — 2006. — №6.
  2. Васильчиков И.С. Преступления в сфере экономики. Ростов н/Д, 2007.
  3. Диканова Т.А., Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег / под ред. В.А. Морозова. — М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000
  4. Жбанков В.А. Таможенные преступления: Сущность и проблемы выявления // Сибирский Юридический Вестник. — 2004. — № 4
  5. Жданов С.П. Использование специальных познаний при расследовании преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД): монография / под ред. C.B. Бажанова. — Владимир: Транзит-Икс, 2009.
  6. Кирсанов А. Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: монография. М.: Элит, 2008
  7. Кочубей М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности (уголовно правовой и криминологический аспект) // Приложение к журналу «Вестник Московского университета МВД России» — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2005.
  8. Криминология: учебник для вузов / под ред. И. Долговой. — 4-е изд. — М.: НОРМА, 2010.
  9. Кузьменко В.К., Куксин И.Н. Уголовно-правовые нормы о контрабанде государств — членов Таможенного союза: проблемы унификации // Вестник московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки. 2014. N 2(14).
  10. Макаров А.В., Савосина Н.Г. Правовые меры противодействия контрабанде в таможенном законодательстве: историко-правовой опыт // Криминологический журнал Байкальского государственного университета. 2014. N 1.
  11. Малиновская В.М. Таможенное право России: Учебник по публичному и частному праву в 2-х томах. Т. 1: Публичное право. — М.: Статут, 2014.
  12. Скачко А.В. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, в интерпретации действующей ст. 194 УК РФ: бесспорно позитивные и спорные новеллы // Российский следователь. 2013. N 20.
  13. Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности. — М.: Экономика, 2007.
  14. Ульянова В.В. Конкуренция статей 189 и 226.1 УК РФ // Уголовное право. 2016. N 1.
  15. Фесенко Н.П. Таможенные преступления и возможности их предотвращения // Законодательство и экономика. — 2006. — № 12.
  16. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2016.

Монографическая литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennyie-pravonarusheniya/

  1. Постнова Д.А. Развитие теоретико-правовых и организационных основ международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при выявлении и расследовании таможенных преступлений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006.
  2. Постнова Д.А. Развитие теоретико-правовых и организационных основ международного сотрудничества таможенных органов Российской Федерации при выявлении и расследовании таможенных преступлений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2006.

Электронные ресурсы

  1. Гармаев Ю.П. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и криминалистическая методика расследования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>.lawmix.ru/ comm/5182/
  2. Картавцев В.И., Нестеров А.В. Использование специальных знаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений // Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: #»justify»>.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1308682