Таможенный кодекс СССР 1964 года

Курсовая работа

Выбору темы моей курсовой работы «Таможенный кодекс 1964 года» способствовала высокая значимость таможенного дела в современной экономической жизни России. Безусловно, необходимо учитывать ошибки прошлого для успешного построения таможенной политики в настоящее время. Так, наиболее важным является опыт становления таможенного управления в СССР. Таможенная служба не избежала многочисленных реорганизаций. Долгое время таможенное дело в целом регулировалось многочисленными указами и не имело единой системы и структуры. Так, утвержденный в мае 1964 г., Таможенный кодекс СССР сыграл позитивную роль в кодификации нормативно-правовой базы осуществления таможенного дела.

Целью курсовой работы является рассмотрение Таможенного кодекса СССР 1964 г.

Для достижения указанной цели предполагается постановка и решение следующих основных задач:

  • изучение истории развития таможенного дела в СССР до 60х годов;
  • исследование системы Таможенного управления в СССР в связи с принятием Таможенного кодекса 1964 г.

При написании курсовой работы я в основном опиралась на монографии Кисловского Ю.Г. и Храбскова В.Г. Кроме того, мною использовался ряд статей журнала «Социалистический таможенный контроль», где даются комментарии современников о развитии таможенного дела в связи с принятием Таможенного Кодекса 1964 года.

Работа состоит из 2 разделов, введения, заключения и списка используемой литературы из 10 наименований. Общий объем курсовой работы составляет 22 страницы.

таможенный кодекс груз контрабанда

Глава 1. История развития таможенного дела в СССР до 60-х годов

1.1 Период становления таможенного дела после Октябрьской революции

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 г. находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы.

Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Таможенный контроль стал вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможенные учреждения. Такие предложения были логическим следствием идеи монополии внешней торговли и обусловили негативное отношение к таможенной службе и таможенному делу в целом.

9 стр., 4462 слов

Таможенное дело России в ХХ веке

... товаров в пределах пограничной территории изъятия. События первой мировой войны, не лучшим образом отразились на таможенном деле России. Осенью 1917 года таможенная система России ... таможни и 149 таможенных постов. Так же создали 2 таможенных участка- Петрозаводский и Крымский. В декабре 1924 года был принят первый советский кодифицированный акт по таможенному делу - Таможенный устав СССР заключал в ...

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль над внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение Наркомата торговли и промышленности.

Департамент таможенных сборов вновь возобновил свою деятельность с зимы 1918 г. 29 мая 1918 г. был издан Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти.

Таможенные учреждения признавались органами центральной Советской власти и управлялись Наркоматом по финансовым делам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в деятельность таможен. Местные Советы имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в распорядительную и административную части работы. В целом этот Декрет был первым крупным актом о создании советских таможенных учреждений.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности, преобразованного в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ) в соответствии с Декретом СНК от 11 июня 1920 г. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров», который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г.

В первые месяцы Советской власти, а позже и в период военного коммунизма таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. С переходом к НЭПу, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок возникла необходимость восстановить таможенно — тарифное дело. Первые советские таможенные тарифы были приняты в 1922 году: в феврале — по европейской привозной торговле, в июле — по европейской вывозной торговле. В их основу был положен довоенный русский таможенный тариф.

23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно — тарифный комитет (ТТК), который являлся совещательно — координационным органом. В его функции входили:

1) создание новых и изменение старых списков запрещенных товаров;

2) решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа;

3) рассмотрение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа;

14 стр., 6640 слов

Таможенные режимы

... таможенная зона, свободный склад, переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт, реимпорт). Лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную ... экономику таможенный механизм оказывает таможенными тарифами (методами косвенного руководства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта ( ...

4) подготовка заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, касающихся таможенно — тарифного дела.

Особенность ТТК заключалась в том, что он координировал деятельность не только центральных органов управления, так или иначе связанных с внешней торговлей, но и органов управления других союзных республик, которые, имея в Комитете своих представителей, могли влиять на выработку тарифной политики. Таможенно — тарифный комитет в пределах своей компетенции принимал постановления, которые приобретали юридическую силу только после утверждения СНК. При рассмотрении споров, имеющих отношение к таможенно — тарифному делу, ТТК вносил свои постановления на утверждение НКВТ. ТТК играл важную роль в выработке таможенной политики и в управлении таможенным делом. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссылки на его решения. С переходом в начале 30-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и с реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась.

В марте 1922 г. Совнарком утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях. В соответствии с ним определялся состав таможенных округов, а все таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго, третьего разрядов и таможенные посты. В 1922 г. было сформировано восемь таможенных округов (Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский) и два таможенных участка (Петрозаводский и Крымский).

В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов.

12 декабря 1924 г. был утвержден Таможенный устав СССР, ставший первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу, включавший 283 статьи в составе шести разделов. Он законодательно закрепил систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов. Согласно статье 1 таможенным делом на всей территории СССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно — тарифный комитет и через иные учреждения. В целом Таможенный устав 1924 г. предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:

  • Наркомат внешней торговли, Главное таможенное управление;
  • уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республиках;
  • районные таможенные инспекторские управления;
  • таможни и таможенные посты.

В 1925 г. были образованы отделения ГТУ в Средней Азии, Закавказье, Белоруссии и на Украине. На территории СССР создавались 11 районных таможенных инспекторских Управлений: Северо-Западное, Карельское, Белорусское, Читинское, Зайсанское, Благовещенское, Узбекское, Алма-Атинское, Туркменское, Северокавказское.

Непосредственную работу по досмотру перемещаемого через границу имущества, документированию, взиманию пошлин, предотвращению нарушений таможенных правил и контрабанды выполняли таможни трех разрядов. Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда — в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах; третьего разряда — на грунтовых дорогах.

В феврале 1927 г. в интересах развития отечественных промышленности и сельского хозяйства был принят третий советский таможенный тариф, еще более либеральный, чем тариф 1924 г.

16 стр., 7613 слов

Деятельность дальневосточного таможенного управления

... века. 7 августа 1990 года приказом Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР № 182 было создано Дальневосточное управление государственного таможенного контроля СССР. Сегодня Дальневосточное таможенное управление остается самым крупным по занимаемой территории ...

1.2 Развитие таможенного управления после принятия Таможенного кодекса 1928 года

Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений. Таким образом, переход в начале 20-х годов к НЭПу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

На рубеже 20 — 30х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль управления. В таможенном деле это проявилось в принятии нового советского таможенного тарифа 1930 г. По сравнению с таможенным тарифом 1927 г. число статей уменьшилось вдвое. Кроме того, пошлина стала взиматься в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.

Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают играть роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается. В 1932 — 1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем, сократилось число таможенных служащих.

Приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 8 мая 1934 г. были утверждены правила ношения унифицированной формы одежды и знаки различия. Знаки различия носились на левом рукаве форменного обмундирования.

В начале Великой Отечественной войны почти 90% личного состава таможенных органов были призваны в армию и на флот, записались в народное ополчение, ушли в партизанские отряды. На 1 сентября 1941 г. действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек.

В годы Великой Отечественной войны действовали таможни по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, Мурманская и Архангельская таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались беспошлинно с 1943 г. На первый план выдвинулись задачи таможенного оформления и пропуска грузов, поставляемых союзниками по антигитлеровской коалиции (вооружение, боевая техника, транспортные средства, медикаменты, продовольствие и другие товары).

Грузы перевозились на судах советского торгового флота, а также морскими транспортами США, Англии, Канады и других стран. Они следовали в составе конвоев (специальных соединений караванов торговых и транспортных судов, идущих под охраной военных кораблей).

После Великой Отечественной войны работа советских таможен была подчинена главной задаче — восстановлению народного хозяйства. Огромную роль в развитии советской таможенной системы в последние годы сыграли демобилизованные офицеры и солдаты-фронтовики, пришедшие на работу в таможенные органы из армии. Почти все они постепенно закончили высшие учебные заведения, возглавляли местные таможенные учреждения, работали в аппарате Главного таможенного управления.

13 стр., 6439 слов

Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации

... тем людям, сверх тех их взятых товаров, чинить наказание, бить кнутом нещадно”, - говорилось в Указе. В переводе на современный язык речь идет о занижении таможенной стоимости и ... внешнеэкономической деятельности. Таможенным кодексом 1964 года таможня подчиняется Министерству внешней торговли СССР. Решением Совета Министров в 1986 году на базе Главного таможенного управления при МВТ СССР образуется ...

Глава 2. Таможенный Кодекс СССР 1964 года

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс СССР. Он юридически закреплял сложившуюся структуру таможенных органов и являлся важнейшим общесоюзным законодательным актом, специально направленным на регулирование отношений в таможенной сфере.

Данный Кодекс включал в себя 120 статей, сгруппированных в три раздела:

1) Организация таможенного управления;

2) Таможенные операции;

3) Ответственность за нарушения таможенных правил и за контрабанду.

Новый Таможенный Кодекс СССР имеет приложение, в котором описывается флаг таможенных учреждений СССР и находящихся в их распоряжении судов.

Данный Таможенный Кодекс был изменен и дополнен Указами Президиума ВС СССР:

  • от 30.07.1971 — Ведомости ВС СССР, 1971, N 31, ст. 321;
  • от 30.11.1976 — Ведомости ВС СССР, 1976, N 49, ст.

712;

  • от 30.11.1976 — Ведомости ВС СССР, 1976, N 49, ст. 713;
  • от 22.02.1978 — Ведомости ВС СССР, 1978, N 9, ст.

126;

  • от 17.05.1982 — Ведомости ВС СССР, 1982, N 21, ст. 357.

2.1 Функции таможенных учреждений СССР

Развивая и конкретизируя идеи, заложенные в первых советских правовых актах по таможенным вопросам, Таможенный кодекс СССР 1964 г. четко определил сферу деятельности таможенных учреждений:

1) контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли;

2) совершение таможенных операций;

3) борьба с нарушением таможенных правил и контрабандой.

Перечисленные задачи являются взаимосвязанными. Если в первом пункте называется одна из функций таможенных учреждений, то в пунктах втором и третьем идет речь о формах деятельности. Однако отделение таможенных операций от контроля за соблюдением монополии внешней торговли невозможно, так как они осуществляются также и с целью этого контроля. Борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой ведется также с целью охраны монополии внешней торговли.

Таким образом, статья 2 Таможенного кодекса СССР формулирует в общественной форме наиболее характерные признаки деятельности таможенных учреждений.

В соответствии со статьей 8 Таможенного кодекса грузы пропускаются через государственную границу СССР по законодательству о государственной монополии внешней торговли и положениями данного Кодекса. Пропуск грузов через государственную границу производится через таможенные учреждения. Контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли является основной функцией советских таможенных учреждений. Он выражается в проверке следующих через государственную границу СССР транспортных средств и грузов, законности провоза или пересылки предметов ручной клади, багажа и международных почтовых отправлений, наличии разрешений, выдаваемых Минвнешторгом СССР или торговыми представительствами СССР за границей, на ввоз или вывоз грузов, а также в соответствии перевозимого груза номенклатуре внешнеторговой организации. В необходимых случаях таможенные учреждения производят досмотр грузов, чтобы проверить, соответствуют ли данные, указанные в сопроводительных документах, фактическому вложению.

15 стр., 7053 слов

Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

... перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений основных принципов перемещения товаров и транспортных средств. К таким принципам ... и другие товары для реструктуризации своей экономики, обеспечения населения, экспортировать свои товары, реализовывать свою внешнюю политику, согласовывая ...

Далее осуществляется непосредственный контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Таможенные учреждения предотвращают незаконный провоз или пересылку грузов и предметов, задерживают или конфискуют товары, провозимые с нарушением установленного порядка или контрабандным путем, привлекают к административной ответственности лиц, совершивших нарушения, а также подготавливают и передают в следственные органы материалы о лицах, совершивших нарушения, наказуемые в уголовном порядке.

В непосредственной связи с монополией внешней торговли в СССР действует валютная монополия, которая заключается в исключительном праве Советского государства в лице уполномоченных им органов на совершение всех международных расчетов СССР в золоте и иностранной валюте, а также операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями внутри страны. Основными принципами валютного законодательства является: запрещение применение иностранной валюты в качестве платежного средства на территории СССР и запрещение вывоза и пересылки за границу, а также ввоза и пересылки из-за границы валюты СССР .

Так статья 56 Таможенного кодекса 1964 г. уполномочивает таможенные учреждения СССР на контроль провоза и пересылки через государственную границу валюты, валютных ценностей, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и камней и с целью охраны валютной монополии СССР.

В ряде других стран таможенные кодексы не содержат развернутых характеристик функций таможенных учреждений, но практика показывает, что именно перечисленные направления являются определяющими в их деятельности.

2.2 Организация таможенного управления СССР

Специфика деятельности таможенных учреждений накладывает отпечаток на их организационную структуру, на порядок взаимоотношений между ними и другими государственными органами.

В соответствии с Таможенным кодексом СССР 1964 г. устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) и ГТУ (рис.1).

Исходя из статьи 1 Таможенного кодекса 1964 г., Управление таможенным делом на территории СССР относится к ведению Министерства внешней торговли, а осуществляется оно через входящее в состав МВТ Главное таможенное управление.

Рис. 1 Система управления таможенным делом

В статье 4 выделяется ряд функций ГТУ:

  • управление местными таможенными учреждениями, дача им руководящих указаний и контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства и правил по таможенному делу;
  • разработка вопросов таможенной политики;
  • участие в разработке проектов международных договоров в части, касающейся таможенного дела;
  • подготовка проектов таможенных тарифов и решение вопросов, связанных с применением таможенных тарифов;
  • разработка и осуществление мероприятий по борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой;
  • рассмотрение жалоб на решения таможен и действия должностных лиц таможенных учреждений, а также проверка в порядке надзора решений местных таможенных учреждений.

Решение столь сложных задач требует соответствующей структурной организации ГТУ, обеспечивающей ежедневное практическое проведение их в жизнь.

13 стр., 6294 слов

Становление таможенной службы Российской Федерации

... проанализировать этапы становления современной таможенной службы. Объектом исследования курсовой работы является таможенная служба РФ. Предметом исследования служат этапы развития таможенной службы с 1991 года по 1998 год. 1. Таможенное дело Российской Федерации 1.1 Понятие, ...

Действующая структура Главного таможенного управления построена по функциональному принципу. При этом стоит учесть, что сфера деятельности его отделов носит комплексный характер и полномочия одного отдела тесно переплетаются с компетенцией других. Так, отдел международного права и связей в силу основной направленности своей деятельности в большей степени, чем другие отделы, ответственен за подготовку международных соглашений, касающихся, в том числе, и таможенного дела. Отдел по борьбе с контрабандой и другими нарушениями таможенных операций занимается разработкой и осуществлением мероприятий по борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой. В то же время при разработке международных соглашений, касающихся борьбы с контрабандой, данный отдел во многом может повлиять на определение конкретных направлений международного сотрудничества в этой сфере. Такая взаимосвязь отделов способствует достижению оптимальных результатов в работе.

Наряду с функциональным существует также и территориальный принцип структуры ГТУ. На этой основе происходит распределение обязанностей между сотрудниками оперативно-инструкторского отдела, каждый из которых отвечает за положение дел в таможенных учреждениях, расположенных на определенном участке государственной границы СССР.

В соответствии со статьей 5 Таможенного Кодекса 1964 г. а местными таможенными учреждениями являются таможни и подчиненные им таможенные посты. Таможни являются юридическими лицами, а таможенные посты представляют собой часть близлежащей таможни.

Так, в составе Шереметьевской таможни находится Внуковский таможенный пост, сотрудники которого непосредственно обеспечивают таможенный контроль в международном аэропорте «Внуково», где также происходит прием воздушных судов. Прибывающих из-за границы, и выпуск судов, вылетающих за границу.

Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли СССР.

Глава 3. Формы деятельности таможенных учреждений СССР

Всю многоплановую деятельность таможенных учреждений СССР можно разделить на:

  • таможенные операции, связанные с морскими, речными, воздушными, железнодорожными, автомобильными перевозками;
  • определение стадии процесса таможенной процедуры;
  • контроль за грузами, транспортными средствами и багажом.

Таможенный кодекс СССР 1964 г. подробно регламентировал порядок осуществления таможенных операций при водных, железнодорожных и автомобильных, воздушных перевозках. Кроме того, Кодекс также регулировал систему таможенного контроля над международными почтовыми отправлениями и вещами, лиц следующих через границу.

3.1 Правовое регулирование таможенных операций по пропуску через государственную границу грузов и транспортных средств

Таможенный Кодекс 1964 г. устанавливает принципы пропуска грузов через государственную границу, содержит определение понятия груза и дает указание на существующие виды грузов, за которыми осуществляется таможенный контроль.

4 стр., 1533 слов

Таможенный представитель

... темы. В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности автор ставит целью исследования: рассмотреть, проанализировать и показать процесс, цели и инструменты деятельности таможенных брокеров в производстве таможенных ... В тот период на каждой российской таможне действовало в среднем не более 5 фирм- декларантов. Распад СССР и установление границ со странами ...

Так, в статье 8 раскрывается понятие груза как всякого рода предмета, перемещаемого через государственную границу СССР. Пропуск грузов через государственную границу СССР производится через таможенные учреждения. Но в данном документе разрешается пропуск грузов и транспортных средств вне мест расположения таможенных учреждений в отдельных случаях, предусмотренных ГТУ (ст. 18).

Советское таможенное законодательство возлагает на таможенные учреждения досмотр и выпуск грузов. Согласно статье 56 досмотр грузов производится для установления соответствия перемещения грузов через границу положениям о государственной монополии внешней торговли, а также для выявления необходимых компонентов для решения вопроса о начислении таможенной пошлины. Грузы, ввезенные с нарушением постановлений о государственной монополии внешней торговли, но не скрытые от таможенного контроля, могут быть вывезены обратно за границу в течении месячного срока. В ином случае эти грузы поступают безвозмездно в собственность государства.

Грузы до выпуска их таможенными учреждениями хранятся в таможенных, приписных, принадлежащих государственным транспортным организациям складах. Выпуск груза производится после уплаты полностью пошлины и прочих числящихся на грузе сборов или по получении отсрочки уплаты пошлины и сборов.

В условиях государственной монополии внешней торговли таможенные пошлины имеют вспомогательное значение. Однако это не означает, что их роль незначительна. Пошлина увеличивает цену импортного товара, что дает возможность государству развивать отечественное производство. Таможенное законодательство не устанавливает вывозных пошлин. Исключение является взимание таможенной пошлины за вывозимые за границу предметы старины и произведения искусства.

В Таможенном кодексе 1964 г. определялся порядок установления цены товара для исчисления таможенной пошлины (ст. 85), а также величины и срока уплаты таможенных пошлин и сборов в соответствие со спецификой товара, процедурой хранения и иных обстоятельств.

Статьей 89 установлен перечень грузов, освобождаемых от таможенной пошлины. Так устанавливается, что от оплаты таможенной пошлиной освобождаются предметы иностранного происхождения, разрешенные к условно-беспошлинному ввозу в пределы СССР с целью их переработки в изделия или окончательной отделки их для обратного вывоза в виде изделий за границу; привозимые обратно из-за границы произведения почвы и промышленности СССР; привозимые обратно из-за границы предметы иностранного происхождения, оплаченные пошлиной при первоначальном ввозе и вывезенные временно за границу. Причина такого регулирования заключается в том, что отсутствует необходимость в создании разницы в цене, поскольку товары, разрешенные к условно-беспошлинному ввозу, будут потом вывезены из страны. Привозимые обратно из-за границы товары, которые однажды были оплачены пошлинной, оплате не подлежат, потому что дважды пошлина не взыскивается.

В качестве основного принципа при пропуске грузов действует статья 72, в соответствии с которой предметы, подлежащие рассмотрению органами Главлита, исследованию в пробирных учреждениях или проверке в органах, ведающих стандартами, мерами и измерительными приборами, а также предметы, на которые распространяется действие специальных постановлений, выпускаются таможенными учреждениями с соблюдением правил, утверждаемых Министерством внешней торговли СССР.

16 стр., 7933 слов

Государственное управление таможенным делом в России

... управлении таможенным делом России. Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственной власти в таможенной сфере. Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование сущности и структуры и организации государственного управления таможенным делом. При написании работы ...

Специального рассмотрения требуют вопросы, касающиеся таможенного режима транзитных грузов. В статье 64 говорится о том, что правила транзитной перевозки иностранных грузов утверждаются Министерством внешней торговли СССР по согласованию с Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством гражданской авиации СССР и органами управления автомобильным и речным транспортом союзных республик.

Что же касается международных почтовых отправлений, то, исходя из положений Таможенного кодекса СССР, в международных почтовых отправлениях, возимых в СССР, допускается пересылка предметов личного потребления, указанных в соответствующем списке. Кроме того, такие предметы подлежат таможенному обложению. На основании статьи 48 за превышение нормы взимается пошлина в двукратном размере, если нарушение нормы не более чем в два раза. Обнаруженные в почтовых отправлениях при таможенном досмотре предметы, пересылаемые с сокрытием от таможенного контроля, в соответствие со статьей 100 Таможенного кодекса подлежат конфискации как предметы контрабанды.

3.2 Правовое регулирование таможенных операций по пропуску ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу СССР

Таможенный Кодекс 1964 г. содержит ряд правил, определяющих правовое регулирование таможенных операций по пропуску ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу. Данные принципы сформулированы в основном в шестой главе раздела II Кодекса.

Различаются несколько категорий лиц, следующих через границу, сгруппированных с учетом их целей следования и выполнения функций. Так, статья 58 Кодекса гласит: «Порядок пропуска через государственную границу СССР вещей лиц, следующих с дипломатическими паспортами СССР, дипломатической почты СССР и личных вещей советских дипломатических курьеров определяется законодательством СССР, а также правилами, утверждаемыми Министерством внешней торговли СССР по согласованию с Министерством иностранных дел СССР».

Таможенный кодекс также регулирует порядок пропуска через границу предметов, принадлежащих постоянным жителям пограничной полосы (ст. 55).

Что касается транспортных служащих и других, близких к ним по правовому положению категорий лиц, то их вещи пропускаются беспошлинно по правилам, утверждаемым МВТ.

3.3 Ответственность за нарушение таможенных правил и за контрабанду

В Таможенном кодексе 1964 г. выделяют 3 вида таможенных правонарушений:

1) нарушение таможенных правил;

2) контрабанда, наказуемая в административном порядке;

3) контрабанда как преступление, наказуемая в уголовном порядке.

Именно третий раздел Кодекса посвящен ответственности за нарушение таможенных правил и контрабанду. О нарушения таможенных правил говорится в статье 97 Таможенного кодекса СССР. Однако сущность указанных в ней нарушений дают основание говорить о том, что это административные нарушения, размер штрафов за которые не может превышать для граждан 10 рублей, а для должностных лиц 50 рублей (ст.101).

Наряду с контрабандой, представляющей административное правонарушение, в статье 102 признается наказуемая в уголовном порядке контрабанда, выразившаяся в перемещении через границу:

1) товаров и иных ценностей — только при наличии отягчающих признаков;

2) взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения — во всех случаях.

Вопросы, связанные с наложением штрафов, конфискацией предметов контрабанды, перевозочных и других средств, предназначенных для перемещения предметов контрабанды через государственную границу СССР или их сокрытия, решались начальником таможни или его заместителем. Суммы взысканных штрафов вносились в союзный бюджет.

Заключение

Заканчивая исследование таможенного законодательства СССР после принятия Таможенного кодекса 1964 г. и анализируя возможность применения предшествующего опыта развития таможенной системы в СССР, можно отметить некоторые недостатки принятого законодательного акта:

  • идея государственной монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирования внешней торговли;
  • данному законодательному акту присущи административно-силовой дух и изоляционистская направленность.

Но в то же время, Таможенный кодекс 1964 года сыграл положительную роль в формировании и развитии таможенного законодательства:

  • структура таможенных органов, сложившаяся фактически во второй половине 30-х годов, получила непосредственное юридическое закрепление именно в Таможенном кодексе 1964 г.;
  • многие правовые категории такие, как понятие и содержание таможенного дела, классификация таможенных пошлин, понятие таможенного режима, система таможенных органов, специфика таможенного контроля были впервые кодифицированы.

Таким образом, учитывая предшествующий опыт создания таможенного законодательства и функционирования в соответствии с ним таможенной службы, можно избежать непоследовательности и противоречивости в последующем развитии таможенного дела Российской Федерации.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennyiy-kodeks-goda-4/

1. Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти. Уч. Записки МГИМО. — М.: 1958.

2. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. — М.: Автор, 1995.

3. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. — М.: 1995

4. Таможенный кодекс Союза ССР. Офиц. текст. — М.: Юрид. лит., 1973.

5. Храбсков В.Г. Таможня и закон. — М., 1979.

6. Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967. №3-4.

7. Коновалов С. Новый таможенный кодекс СССР //Социалистический таможенный контроль. 1964. №3.

8. Чмель К.Н. Таможенные будни // Социалистический таможенный контроль. 1971. №4.

9. Угаров Б.М. У таможенного барьера. — М., 1975.

10. Калантаров В. Советское законодательство о контрабанде // Социалистический таможенный контроль. 1966. №4.ф