Тарифы железнодорожного транспорта

Курсовая работа

Введение

В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и ее тарифную политику.

Данная тема актуальна для развития экономики Российской Федерации. Необходимость бесперебойной деятельности промышленных предприятий, своевременного подвоза грузов и перевозки пассажиров в любое время года и практически в любых погодных условиях определяет особое стратегическое значение железнодорожного транспорта как ведущего элемента транспортной системы нашей страны. От эффективного функционирования железнодорожного транспорта во многом зависят перспективы модернизации и перехода на инновационный путь развития Российской Федерации.

Одной из основных задач экономического развития Российской Федерации является формирование доступной и устойчивой транспортной системы, прежде всего, транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортной целостности, независимости, безопасности и обороноспособности страны, социально-экономического роста и обеспечения условий для реализации потребностей граждан в перевозках. Любые структурные преобразования на железнодорожном транспорте Российской Федерации должны быть глубоко проработаны, так как последствия реформ имеют огромное значение для всей экономики страны, а также для безопасности государства.

По мере развития науки и техники общество получает возможность все более активно и эффективно воздействовать на природу, обеспечивать осуществление безопасных перевозок железнодорожным транспортом.

Одним из главных условий рациональной организации деятельности транспорта и его прибыльности является грамотное, качественное и планомерное формирование цен на транспортные услуги, а там, где невозможно создание конкурентной среды, проведение взвешенной тарифной политики государства.

На транспорте существует особая форма системы ценообразования на его продукцию — тарифы на перевозки. На построение тарифов оказывает влияние технологическая особенность транспортного производства.

6 стр., 2913 слов

Гравитационные и пневматические транспортные установки подземного транспорта

... наклонных залежах, так и в специально пройденных наклонных и вертикальных выработках (рудоспусках). Гравитационный транспорт характеризуется динамичностью грузопотока, так как при скатывании по наклонной плоскости, а также ... и вибрационные. В люках с затворами движение руды при загрузке ее в транспортные сосуды происходит под действием сипы тяжести при открывании затвора. Выбор типа люка ...

В результате формирования современного рынка транспортных услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем.

Целью курсовой работы является изучение системы построения тарифов железнодорожного транспорта.

В ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать основные понятия, связанные с системой тарифов железнодорожного транспорта;
  • раскрыть функции железнодорожного транспорта;
  • произвести расчёты показателей;
  • составить анализ полученных результатов;
  • сформулировать предложения по совершенствованию концепции ценообразования тарифов железнодорожного транспорте.

В качестве источников информации в курсовой работе были взяты учебные пособия, журнальные статьи, а также интернет ресурсы. Расчёты показателей и составление прогноза производились в программе «Microsoft Excel».

В данной работе использовались общие и частные методы исследования: анализ, наблюдение, сводка, группировка, таблично-графический метод, расчёт абсолютных и относительных величин, динамика, регрессия и так далее.

Фрагмент работы для ознакомления

1.1 Сущность и этапы становления системы тарифов железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт является основой транспортного комплекса России. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования составляет 80%. Основой для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки» № 10-01, который был введен в действие в 1990 г.

Железнодорожные транспортные тарифы разрабатывались как единые для всей страны (СССР), хотя затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, грузонапряженности участков дорог и других факторов. В качестве базового тарифа была принята средняя для всех железных дорог себестоимость грузовых перевозок, которая определяется в целом по всему грузообороту и по перевозке отдельных грузов в зависимости от дальности пробега. Нормативная прибыль рассчитана исходя из принципа обеспечения одинаковой прибыльности на вагоно-сутки для однотипного подвижного состава и с учетом равновыгодности перевозок на различные расстояния. Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделением начально-конечной и движенческой операции. Рассчитаны ставки за вагон, тонну, вагоно-километры, тонна-километры.

1.2 Методы расчета тарифов железнодорожного транспорта

Важнейшее условие дальнейших экономических преобразований в нашей стране − целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования, от которой зависят разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности.

13 стр., 6270 слов

Международные железнодорожные перевозки

... соответствующих стандартов и норм, что особенно важно в области международных грузо- и пассажиропотоков на железнодорожном транспорте. Железнодорожные перевозки на сегодняшний день уступают по объему воздушным и ... Железные дороги могут сами договариваться об осуществлении перевозок в отдельных сообщениях и заключать соглашения о снижении тарифов и предоставлении иных льгот клиентам, находящимся ...

2.1 Принципы построения железнодорожных тарифов в РФ

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» находится в тройке мировых лидеров среди железнодорожных компаний, что определяют такие факторы как огромные объемы пассажирских и грузовых перевозок, достаточно высокие финансовые рейтинги, высокая квалификация специалистов во всех областях железнодорожного транспорта, хорошая техническая база, наличие строительных мощностей и высокий опыт международного сотрудничества. Компания ОАО «РЖД» была учреждена постановлением Правительства Российской Федерации 18 сентября 2003 года, что являлось итогом первого этапа реформы железнодорожной отрасли. Основная миссия компании заключается в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, повышении качества услуг, а также глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему. Самая главная цель ОАО «РЖД» это обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в железнодорожных перевозках, оказываемых ею услугах, работах на железнодорожном транспорте, а также как основное, извлечение прибыли.

2.2 Государственное регулирование железнодорожных тарифов

В экономике России наиболее важной из всех отраслей является транспорт, который относится к сфере материального производства. Но задача транспортной отрасли не создавать материальные блага, а обеспечивать их доставку до потребителей. В этом ее значимость и главное отличие от других отраслей экономики.

Таблица 1 – Грузооборот по видам транспорта, млрд. т/км

Таблица 2 – Пассажирооборот по видам транспорта, млрд. п/км

3.1 Факторы, влияющие на формирование железнодорожных тарифов в РФ

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы — это основной вид тарифов. С ее помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы.

3.2 Совершенствование железнодорожных тарифов в Российской Федерации

Железнодорожный транспорт является неотделимой частью мировой и российской экономики. Транспортная инфраструктура призвана обеспечить высокий уровень развития производительных сил, вовлеченность новых территорий в торгово-экономические отношения, обеспечить рост занятости трудоспособного населения, увеличение товарообмена не только внутри государства, но и в международном сообщении. Кроме того, развитая транспортная инфраструктура обеспечивает целостность территории государства, благоприятно влияет на экономические показатели деятельности страны, а также имеет высокое геополитическое значение в международных отношениях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспортный тариф — это плата за услуги по перемещению. Его роль в деятельности того или другого вида транспорта транспортного предприятия трудно переоценить, поскольку от уровня тарифов зависит прибыльность, а значит, и финансовая стабильность, выживаемость в конкурентной борьбе. В рыночной экономике существуют как свободные тарифы, складывающиеся в зависимости от спроса и предложения, так и фиксированные. Последний вид применим в основном к естественным монополиям. Если говорить о свободных тарифах, то они являются результатом противостояния спроса и предложения. Спрос определяется его величиной на потребность в перемещении. Он, в свою очередь, зависит от масштабов национального производства, доходов и платежеспособности клиентуры, уровня действующих тарифов. Платежный спрос отражает поведение потребителей.

24 стр., 11863 слов

Перевозки грузов железнодорожным видом транспорта

... при правовом регулировании деятельности транспорта. Основным источником правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта является Гражданский кодекс Российской Федерации, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом ...

Список литературы [ всего 16]

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tarifyi-na-jeleznodorojnom-transporte/