Методы управления в таможенном деле

Курсовая работа

Введение

В последние годы все большее внимание уделяется таким относительно молодым наукам, как менеджмент и синергетика. Это не случайно, поскольку современный мир очень динамичен и развивается все нарастающими темпами. Почти каждый день с экранов телевизоров, со страниц газет и сайтов сети Интернет мы слышим о глобализации, изменениях на мировом рынке, колебаниях в политической сфере, по сути дела наш мир-это одна большая система, состоящая из огромного числа более мелких систем. Поэтому так важно научиться понимать законы функционирования систем и делать их деятельность наиболее эффективной.

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение согласованности действий всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Практика показывает, что управление в таможенных органах без специальных управленческих знаний иногда приводит к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.

Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления, ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.особое внимание следует уделить методам управления.

В теории управления вопрос о методах управления — один из центральных, поскольку касается как раз сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация играют важную роль при разработке научных основ построения аппарата управления, определения его структуры и степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и др. Коллекция рефератов Revolution [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 5.03.2012.

Все это определяет актуальность данной темы.

8 стр., 3652 слов

Информационные технологии в таможенной системе

... использование системы управления рисками; электронный документооборот, позволяющий осуществлять информационный обмен данными; внедрение электронной подписи; инновационные технические системы таможенного контроля; модернизацию информационной сети ЕАИС таможенных органов; разработку Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного ...

Целью исследования является выявление особенностей методов управления в таможенных органах, а также их классификация.

Объектом исследования данной работы стала система управления в таможенных органах. А предметом исследования — методы управления в таможенных органах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать понятие термина «управление».

2. Раскрыть составляющие процесса управления.

3. Выявить основные законы управления.

4. Рассмотреть методы управления в таможенных органах.

5. Определить специфику каждого метода управления.

1. Сущность управления таможенными органами

1.1 Понятие управления

В литературе можно встретить множество определений термина «управление», каждое из которых уделяет наибольшее внимание той или иной характеристике или признаку этого процесса. Обобщая различные формулировки с учетом признаков, присущих именно управлению в таможенных органах, дадим ему следующее определение:

Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений.

Для формирования и реализации управляющего воздействия необходимо наличие субъекта управления (управляющей системы, подсистемы), объекта управления (управляемой системы, подсистемы) и определенным образом организованных прямых и обратных связей между ними.

К субъектам управления в таможенных органах относятся все руководители, имеющие полномочия принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и коллективам и требовать их выполнения, т.е. все элементы и подсистемы таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления и ФТС России, осуществляющие целенаправленное воздействие.

В качестве объектов управления в таможенных органах выступают исполнители решений, приказов, поручений управляющей подсистемы, специалисты таможенного дела, таможенные коллективы, организационные структуры, технологические таможенные процедуры, все виды деятельности по осуществлению функций, возложенных на таможенные органы, ресурсы таможенной деятельности и др. Чудесова Н.Н. Лекции по курсу «Управление в таможенных органах» для студентов специальности 350900 «Таможенное дело».-Майкоп, 2007. — С. 23.

В совокупности субъект управления, объект управления и взаимосвязи между ними образуют систему управления в таможенных органах.

Поскольку таможенная система в Российской Федерации имеет иерархическую структуру, то и управление как структура в таможенных органах носит ступенчатый, иерархический характер. Следовательно, различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления. Каждой ступени или уровню управления соответствует свой субъект и объект управления. Поэтому объект управления в единой системе таможенных органов следует рассматривать как субъект последующих управленческих и исполнительских действий. Соответственно, и управление как вид деятельности в такой структуре имеет и распорядительную, и исполнительную сторону.

13 стр., 6368 слов

Место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики РФ

... Место таможенных органов в системе отраслей национального хозяйства» рассмотрено влияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, определены принципы и факторы оптимального размещения таможенных органов. Анализ состояния таможенного дела в системе отраслей национальной экономики ... Горнодобывающая промышленность по добыче титана в России практически отсутствует. В то же время на ее ...

Существенную роль в системе управления играют взаимосвязи и взаимоотношения между субъектом и объектом управления, зависящие от организационной структуры управления, других факторов.

Субъект управления получает информацию о фактическом состоянии объекта управления и окружающей его внешней среды. Эта информация перерабатывается субъектом управления, в результате чего принимается решение, которому придается одна из форм управленческого решения (приказ, указание, резолюция и т.д.) для передачи его содержания объекту управления по каналу прямой связи. Информация о выполнении этого решения и информация о новом состоянии объекта управления (управляемой системы) вновь поступает к субъекту управления по каналу обратной связи. Таким образом, управление является относительно непрерывным процессом.

Процесс управления

Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.

Непрерывность процесса управления позволяет говорить о его цикличности, т.е. об определенной последовательности и повторяемости выполнения одних и тех же видов управленческих работ или стадий и этапов управления, которые выполняются различными звеньями управления и в разных формах. Например, определение целей управления может осуществляться в форме планирования, выработки основных направлений развития системы таможенных органов.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

Управление в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности. ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.

14 стр., 6972 слов

Управление рисками в таможенной деятельности

... в современных условиях регулирования международного обмена управление может быть с успехом применено в такой сфере, как управленческая деятельность в таможенных органах, а во-вторых, что одним из путей совершенствования управления в таможенной системе является анализ рисков. ...

1.3 Законы управления

управление административный экономический социальный

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими в ней процессами и внешней средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования.

К ним относятся:

  • Закон единства системы управления
  • Закон пропорциональности
  • Закон оптимального соотношения централизации функций управления
  • Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов системы государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы’ — таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления.

Централизованное управление не означает предельно жесткой регламентации деятельности всех звеньев системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой.

Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы.

Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы. ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.

2. Методы управления в таможенных органах

Методом управления называется совокупность путей, способов, приемов и форм воздействия на объект управления для достижения поставленных целей. При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной перед социально-экономической системой, в том числе перед таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления. ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.

4 стр., 1558 слов

Предмет, метод и система источников таможенного права

... раскрытие таких терминов как «понятие», «предмет», а также рассмотрение методов и системы источников таможенного права. Понятие, предмет, метод таможенного права. Необходимо учитывать, что таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, ...

В свою очередь, методы управления персоналом (МУП) — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Основы управления таможенными органами России: учебник / В. В. Макрусев, В. Т. Тимофеев, И. Н. Колобова, С. В. Барамзин, А. Ф. Андреев; под общей ред. В. А. Черных. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 252 с.

Существует несколько классификаций методов управления, например: по масштабам управленческой деятельности и по форме воздействия.

По масштабу управленческой деятельности в таможенных органах различают общие и частные методы.

Общие методы управления направлены на решение глобальных проблем, стратегических задач таможенного дела, они определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы.

Частные методы управления используются преимущественно в системах оперативного и текущего управления (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты).

В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы. ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.

Методы косвенного воздействия основываются на побуждении объекта управления к действию путем воздействия на его интересы. Единый реферат-центр России и СНГ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-48465.html . 7.03.2012. К таким методам можно отнести экономические и социально-психологические методы.

2.1 Правовые методы управления

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. Чудесова Н.Н. Лекции по курсу «Управление в таможенных органах» для студентов специальности 350900 «Таможенное дело».-Майкоп, 2007-23 с

В процессе таможенной деятельности возникают разнообразные правоотношения. Таможенные правоотношения — это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

5 стр., 2473 слов

Основные методы управления персоналом в таможенных органах

... перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Глава 1.Особенности управления персоналом в таможенных органах Система управления персоналам представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (подсистем), состоящих из органов управления, принципов, методов, форм и средств и направленных ...

Выделяют две группы таможенных правоотношений — первичные и вторичные.

Первичные, Вторичные таможенные правоотношения

Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского и некоторых других законодательств. Управление таможенным делом: Учебное пособие/ В.В. Макрусев, В.А. Черных, В.Т. Тимофеев, А.Ф. Андреев, М.В. Бойкова, И.Н. Колобова, В.Ю. дианова, С.В. Барамзин, В.Ф. Волков; Под общей ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных.-СПб.: Троицкий мост, 2011. — 448 с.: ил.

Существуют два основных метода правового регулирования — метод властных предписаний (императивный метод) и метод координации (диспозитивный метод), и оба они используются в таможенном деле.

Метод властных предписаний характерен, прежде всего, для административного права. Его отличают властно «императивные» начала регулирования. Необходимость государственно-властного регулирования таможенных отношений диктуется спецификой деятельности государства в таможенной сфере, предполагающей право таможенных органов налагать определенные ограничения отношения правомочий владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу.

Метод координации в отличие от методов властных предписаний предполагает юридическое равенство участников правоотношений и применяется преимущественно в гражданском праве. Этот метод используется в таможенном праве как вспомогательный. С его помощью регулируются некоторые обязательственные отношения между таможенным органом с одной стороны и таможенным представителем, перевозчиком, владельцем частного таможенного склада — с другой.

Правовые методы управления в таможенном деле тесно связаны, а порой и неразделимы с административными и экономическими, и основываются на методах таможенного права Управление в системе таможенных органов: учебное пособие/ Ю.В. Рожкова; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2010.-160 с., поэтому перейдем к рассмотрению других методов управления.

2.2 Административные методы управления

Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных элементов управляемой системы. Бесплатные рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://studentbank.ru/view.php?id=39929&p=2. 4.03.2012.

Административные методы управления в таможенных органах — это методы властной мотивации. Прямого воздействия, в основе которых лежат организационные отношения.

Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем организации производства, квалификацией и культурой работников, принимающих решения. Чем полнее представлены эти параметры, тем меньше потребности в административном вмешательстве.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др. Особенность организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как государственных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов. Единый реферат-центр России и СНГ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-48465.html . 7.03.2012.

3 стр., 1376 слов

Маркетинговая концепция управления таможенными услугами

... управления таможенными органами в ближайшем будущем должны входить знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ. Каждый руководитель обязан вносит свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, ... воздействия и задачи его реализации. При этом основу решения таких задач составляют необходимые инструменты, методы и технологии. На сегодняшний день сфера услуг ...

Организационно-административные методы включают в себя организационное регламентирование (чем должен заниматься сотрудник, его права, ответственность подразделений), которое предусматривает большое количество нормативов, затрагивающих все стороны деятельности организации: методические указания, должностные и рабочие инструкции. Примеры методов: аттестация работников, правила внутреннего распорядка, должностная инструкция и т.д. Основы управления таможенными органами России: учебник / В. В. Макрусев, В. Т. Тимофеев, И. Н. Колобова, С. В. Барамзин, А. Ф. Андреев; под общей ред. В. А. Черных. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 252 с.

В таможенных органах применяются три группы административных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные.

методам организационного воздействия

Регламентирование

  • положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом;
  • положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия;
  • типовые структуры подразделений;
  • должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование, Инструктирование

методы распорядительного воздействия

Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения — их заместители и руководители функциональных служб в пределах делегированных им прав и полномочий.

В ГТК России правом подписи приказов пользуются и заместители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ГТК России.

методы дисциплинарного воздействия

Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.

Нередко административные методы управления персоналом ошибочно отождествляют с произволом, жестким администрированием. Но это не так. Грамотное применение административных методов только способствует четкой работе. И наоборот, недооценка роли административных методов управления персоналом влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к снижению дисциплины и организованности. Таким образом, от умелого использования данных методов зависит эффективность управления кадрами. Акимова М. А, Буркин А.И. Методы управления персоналом, используемые в работе руководителя в органах внутренних дел: Лекция.-2-е изд., перераб и доп.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2009.-45 с.

4 стр., 1815 слов

Основные проблемы и направления совершенствования управления в таможенном деле

... вопросы эволюции управленческой системы в таможенном деле; рассмотреть особенности управления в таможенных органах; проанализировать актуальные проблемы и пути их решения в совершенствовании управления в таможенных органах. менеджмент в таможенном деле Развитие управленческой мысли в виде ...

2.3 Экономические методы управления

Экономические методы управления — это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый — управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй — управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность. ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.

Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

  • базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих воможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными задачами, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений;
  • оказывают косвенное воздействие посредством системы отношений, учитывающих интересы объекта управления (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объекта управления);
  • непременно предполагают самостоятельность системы на всех уровнях при одновременном возложении на нее ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличии от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
  • побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих своим интересам (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

Бесплатные рефераты, дипломные работы, курсовые работы, доклады и т.п [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://studentbank.ru/view.php?id=39929&p=2. 4.03.2012.

Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются хозяйственный расчет и материальное стимулирование.

Хозяйственный расчет, Материальное стимулирование

Система заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат устанавливаются для работников таможенных организаций соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

14 стр., 6919 слов

Информационное обеспечение управления деятельностью таможенных органов

... работы является информационное обеспечение управления деятельности ФТС России. Предметом - проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование оперативного управления деятельностью таможенных органов за счет применения новых информационных технологий. В курсовой работе использовались общенаучные методы организационно-экономического ...

Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки (оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов таможенным работникам производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе и таможенным работникам, устанавливается на основе единой тарифной сетки, являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы.

Существуют различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Стимулирующие выплаты устанавливаются законодательно для:

  • таможенных работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями;
  • таможенных работников, занятых на выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Для таможенных работников предусмотрена также система гарантий и компенсаций. Гарантии — это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений, а компенсации — это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законом обязанностей. Кроме общих гарантий (при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и т.п.), таможенным работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

  • при направлении в служебные командировки — поездки работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы;
  • работодатель обязан возмещать работнику расходы: на проезд в обе стороны, по найму жилого помещения, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя;
  • при переезде в другую местность — компенсация расходов по переезду и обустройству работника и членов семьи;
  • при исполнении государственных или общественных обязанностей;
  • при совмещении работы с обучением;
  • при вынужденном прекращении работ не по вине работника;
  • при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

— в случаях прекращения трудового договора в связи с ликвидацией организации, призыва работника на военную службу, восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, отказа работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность.

Основная заработная плата, Дополнительная заработная плата, Материальная помощь, Материальные льготы и привилегии сотрудникам

Основные цели льгот:

  • мотивировать сотрудников и повышать их ответственность перед организацией;
  • предоставлять финансовую помощь и обеспечивать доходами в дополнение к оплате труда (например, автомобиль и бензин организации);
  • демонстрировать заботу организации о потребностях работников; Коллекция рефератов Revolution [Электрон.

ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 5.03.2012.

Отличие экономических методов заключается в том, что в случае их применения управленческое воздействие на сотрудников осуществляется косвенно и точно определить его силу бывает затруднительно. Руководитель должен четко представлять, что экономические методы создают благоприятные условия для повышения служебной, творческой, трудовой активности подчиненных. Сотрудники становятся более заинтересованными в качественном выполнении своих должностных обязанностей, прикладывают больше усилий на решение поставленных перед ними задач.

Вместе с тем каждому руководителю необходимо помнить, что применение экономических методов управления персоналом требует действенной системы контроля их эффективности. А при неправильном их применение может привести к тому, что желаемый результат так и не будет достигнут.

2.4 Социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.д.).

Они предполагают использование ненормативных факторов: интересов личности, группы и базируются на закономерностях социологии и психологии. Основы управления таможенными органами России: учебник / В. В. Макрусев, В. Т. Тимофеев, И. Н. Колобова, С. В. Барамзин, А. Ф. Андреев; под общей ред. В. А. Черных. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. 252 с. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия их можно разделить на: социальные, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности. Коллекция рефератов Revolution [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 5.03.2012.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

Социальные методы управления позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу таких методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Психологические методы, управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения. ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.

Для эффективного применения социально-психологических методов управления в таможенных органах РФ создана психологическая служба. Психологическая служба организуется в составе таможенных управлений, таможен и по структуре может быть представлена в виде отделов, групп, секторов, отдельных специалистов — психологов, исходя из объема решаемых задач.

Основными задачами психологической службы являются:

  • психологическое обеспечение кадровой работы таможенного органа.
  • психологическая работа по повышению профессионального уровня сотрудников таможенного органа.
  • психологическая работа по оптимизации социально-психологического климата в таможенных коллективах.
  • оказание психологической помощи сотрудникам и членам их семей.
  • психокоррекционная работа с сотрудниками таможенного органа.

Коллекция рефератов Revolution [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 5.03.2012.

Таким образом, социально-психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива. На социальные процессы, проистекающие внутри его.

Целью социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Управление таможенным делом: Учебное пособие/ В.В. Макрусев, В.А. Черных, В.Т. Тимофеев, А.Ф. Андреев, М.В. Бойкова, И.Н. Колобова, В.Ю. дианова, С.В. Барамзин, В.Ф. Волков; Под общей ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных.-СПб.: Троицкий мост, 2011. — 448 с.: ил.

2.5 Специальные методы управления

Некоторые специалисты выделяют еще одну группу методов управления в таможенных органах, которые получили название «специальных». К таким методам относятся:

  • методы физического воздействия;
  • методы технического воздействия (например, прослушивание, скрытая съемка и т.д.);
  • методы экстрасенсорного воздействия (криминальный гипноз)

Наибольшее внимание в нормативно-правовых актах уделено первой группе методов. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) четко регламентирует возможность применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использование служебных собак (Гл. 2, § 3 ФЗ).

Согласно ст. 26, § 3, гл. 2 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Кроме того, при применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

Физическая сила применяется в следующих случаях:

  • для пресечения правонарушения;
  • для задержания правонарушителей;
  • для преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов;

— для воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам, находящимся под таможенным контролем, и (или) товарам, в отношении которых осуществляется таможенный контроль. Ст. 27, §3, гл. 2 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

В свою очередь, специальные средства применяются должностными лицами таможенных органов в следующих случаях:

  • отражения нападения на должностных лиц таможенных органов;
  • отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения указанных объектов в случае их захвата;
  • задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти правонарушители оказывают неповиновение либо сопротивление или могут причинить вред окружающим или себе;
  • пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;
  • остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться в зоне таможенного контроля.

Ст. 28, §3, гл. 2 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Возможность применения оружия должностными лицами таможенных органов также регламентируется ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В п. 2, ст. 30, § 3, гл. 2 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определен следующий перечень случаев, когда должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие:

  • при отражении нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергается непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;
  • при пресечении попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться, сократив при этом указанное должностным лицом таможенного органа расстояние, или прикоснуться к оружию указанного должностного лица;
  • при отражении группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, воздушные, водные суда или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства, а также для освобождения указанных объектов, судов, товаров и транспортных средств в случае их вооруженного захвата;
  • при задержании лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;
  • при остановке автомобильных и железнодорожных транспортных средств, водных и воздушных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;
  • при обезвреживании животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;
  • при предупреждении о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие:

  • в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику таможенного органа, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей;
  • при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

Ст. 28, §3, гл. 2 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Группа специальных методов управления, на наш взгляд, наиболее сложна и противоречива, потому что при их применении огромную роль играют конкретные обстоятельства, человеческий фактор и многие другие детали. Например, в случае применения оружия необходимо оценивать, было ли оно необходимым или можно было обойтись другими средствами.

Особенность специальных методов управления заключается в том, что у них сложно выделить какие-то общие признаки или нормативно-правовую базу, они как раз регулируют нестандартные или даже чрезвычайные ситуации, где остальные методы бессильны или неэффективны.

Заключение

В результате выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Дано понятие термина «управление».

Управление — это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений. Чудесова Н.Н. Лекции по курсу «Управление в таможенных органах» для студентов специальности 350900 «Таможенное дело».-Майкоп, 2007-23 с

2. Раскрыты составляющие процесса управления.

Процесс управления — это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления. Непрерывный характер управления таможенными органами обусловлен постоянством и непрерывностью информационных процессов, протекающих в них.

3. Выявлены основные законы управления. К ним относятся:

  • Закон единства системы управления
  • Закон пропорциональности
  • Закон оптимального соотношения централизации функций управления
  • Закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.

ООО «Бетта». Железнодорожные перевозки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 2.03.2012.

4. Рассмотрены методы управления в таможенных органах.

Методы управления — это совокупность приемов и способов воздействия на персонал для достижения целей управления организацией.

Различают экономические, административные и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия на персонал.

5. Определена специфика каждого метода управления.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. Чудесова Н.Н. Лекции по курсу «Управление в таможенных органах» для студентов специальности 350900 «Таможенное дело».-Майкоп, 2007-23 с

Административные методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий.

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов.

Важными для воздействия на персонал являются социально-психологические методы управления, составляющими его социально-психологическую основу. Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.

Специальные методы управления регулируют нестандартные или даже чрезвычайные ситуации, где остальные методы бессильны или неэффективны.

Все эти рассмотренные методы управления допустимо и необходимо применять в таможенном деле, в зависимости от той или иной управленческой ситуации. Коллекция рефератов Revolution [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 5.03.2012.

Таким образом, в результате выполнения поставленных задач была достигнута цель исследования: выявление особенностей методов управления в таможенных органах, а также их классификация.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/teoriya-i-metodologiya-sistem-upravleniya-tamojennyimi-protsessami/

1. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

2. Акимова М.А., Буркин А.И. Методы управления персоналом, используемые в работе руководителя в органах внутренних дел: Лекция. — 2-е изд., перераб и доп. — Домодедово: ВИПК МВД России, 2009. — 45 с.

3. Основы управления таможенными органами России: учебник / В.В. Макрусев, В.Т. Тимофеев, И.Н. Колобова, С.В. Барамзин, А.Ф. Андреев; под общей ред. В.А. Черных. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. — 252 с.

4. Рожкова Ю.В. Управление в системе таможенных органов: учебное пособие/ Ю.В. Рожкова; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2010. — 160 с.

5. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ. — М.: Изд-во РТА, 2010.

6. Чудесова Н.Н. Лекции по курсу «Управление в таможенных органах» для студентов специальности 350900 «Таможенное дело».-Майкоп, 2007. — С. 23.

7. Единый реферат-центр России и СНГ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-48465.html . 7.03.2012.

8. Коллекция рефератов Revolution [Электрон. ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: . 5.03.2012.