Транспортная система в РФ

Курсовая работа

3.Технико-экономические показатели

Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.[4.стр 8]

В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы в таблице.

Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования

Таблица 1

Вид транспорта Особенности транспорта Сфера применения
Достоинства Недостатки
1 2 3 4
1. Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла Практически не ограничена
1 2 3 4
2. Морской Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов;

низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность

Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства Практически не ограничена
3. Речной Высокая провозная способность;

невысокая себестоимость перевозок;

небольшие капиталовложения на организацию судоходства

Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки Практически не ограничена
4. Автомобильный Большая маневренность и подвижность;

высокая скорость доставки груза;

небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния

Низкая производительность труда;

низкий уровень эксплуатационных показателей;

плохое состояние дорожной сети

На короткие расстояния до 300 км
5. Воздушный Высокая скорость доставки;самый короткий путь

следования

Высокая себестоимость перевозки Практически не ограничена

В настоящее время в России происходят разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсивно формируется рынок транспортных и транспортно-экспедиционных услуг. Так, по данным Министерства транспорта РФ, на территории России услуги автомобильного транспорта клиентам предлагает свыше 366 тыс. автохозяйств, речного транспорта — 4,8 тыс. перевозчиков, морского транспорта — свыше 1,1 тыс. судовладельцев, воздушного транспорта — свыше 200 перевозчиков с различными видами собственности. Если проанализировать ситуацию по видам транспорта, как по грузообороту, так и по объему перевозок, то наблюдается тенденция к снижению по всем видам транспорта.

Можно сделать три вывод: во-первых, не работает промышленность, во-вторых, идет перераспределение перевозок и, в-третьих, отсутствуют приписки на перевозимую продукцию.

К этому следует добавить, что парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим показателям. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50%, а по воздушным судам — 70%. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платежеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены запуски и обновление транспортных средств.

Каждый из перечисленных выше видов транспорта имеет свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.[5.стр 24]

Целесообразность использования подвижного состава того или иного типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.

Показателями эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.

Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП), — это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с АТП существуют и гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции.

Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, одинаковую для всех видов транспорта

4.Основные направления развития транспортной системы РФ

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны. Произошедшая за последние 13 лет переориентация значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и международной арене.

Основополагающим программным документом, определяющим базовые приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу является «Транспортная стратегия России», одобренная Государственным Советом и Правительством Российской Федерации.

Стратегией определены проекты общегосударственного значения в области транспортной инфраструктуры, которые должны быть реализованы в период до 2020 года. Объективной особенностью объектов подобного типа является их исключительно высокая фондоемкость, длительные сроки реализации и окупаемости этих проектов.

Так по итогам 2003 года на развитие и содержание автодорожной инфраструктуры было израсходовано 174,6 млрд. рублей, на развитие сети железных дорог — 57,8 млрд. рублей, на реконструкцию инфраструктуры гражданской авиации — 2,9 млрд рублей, на развитие морских портов — 5,2 млрд. рублей.[6.стр 33]

Анализ ресурсного обеспечения мероприятий Стратегии показал, что текущий уровень финансирования транспорта, составляющий около 2,4% от Валового внутреннего продукта, явно недостаточен. Задача удвоения ВВП требует опережающего развития экономической инфраструктуры, в частности — в области транспорта. Расчеты свидетельствуют о необходимости доведения ежегодного финансирования транспортного комплекса до уровня порядка 4% ВВП, что соответствует примерно 600 миллиардам рублей против 36 миллиардов рублей в настоящее время.

Только на развитие автомобильной сети дорог общего пользования надо ежегодно направлять не менее 450 млрд. рублей. А ведь помимо дорожной отрасли, такие же потребности в увеличении финансирования испытывает гражданская авиация, железные дороги, внутренний водный, морской, городской пассажирский транспорт.

Опыт развитых стран доказывает, что инвестиции в транспортную инфраструктуру являются одним из наиболее эффективных инструментов ускорения экономического роста, развития новых рынков, формирования новых возможностей для повышения инвестиционной, деловой и социальной активности в обществе. Приоритетность инфраструктурной составляющей в обеспечении высоких темпов роста и проведении качественных структурных преобразований в экономике страны была особо отмечена в последнем Послании Президента к Федеральному собранию Российской Федерации.

Обеспечение опережающих темпов развития транспортной инфраструктуры во многом зависит от возможностей широкого привлечения внебюджетных инвестиций, доведения их доли в структуре финансирования транспортной отрасли с нынешних 40% до 60%. Реализация данной стратегической цели необходимым образом предполагает создание адекватной институционально-правовой базы, а также выработку эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса при реализации крупных инфраструктурных проектов.

Безусловно, все это требует совершенствования существующей законодательной базы. В частности, решению рассматриваемой задачи должно способствовать принятие федеральных законов «О концессиях», «О государственной собственности», «О морских портах», «О платных автомобильных дорогах», «О резервировании земель», а также внесение необходимых поправок в другие законодательные акты.

Железнодорожный транспорт

По-прежнему, ведущим видом транспорта в России являются железные дороги. На их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота страны. Эксплуатационная длина российских железных дорог на сегодня составляет 85,5 тысяч километров, из них почти половина — 42,3 тысяч километров электрифицированы. По протяженности железных дорог Россия сегодня занимает второе место в мире после США (230 тыс. км), опережая такие страны, как Китай (72 тыс.), Индия (63 тыс.), Канада (46,5 тыс.).

В 2003 году по российским железным дорогам было перевезено около 1 млрд. 160 миллионов тонн грузов. Прирост к уровню2007 года составил более 7%. На сегодняшний день железнодорожный транспорт не имеет разумной альтернативы при перевозках массовых грузов на дальние и средние расстояния.

Важнейшей приоритетной задачей развития железнодорожного комплекса является завершение структурного реформирования отрасли.

К настоящему времени завершен первый этап реформы. Его главными результатами стало:

1) Создание законодательной и институциональной базы для разделения регулирующих и хозяйственных функций на железнодорожном транспорте. Последние были переданы в государственное акционерное общество «Российские Железные Дороги», которое приступило к работе 1 октября 2006 года. Регулирующие функции с реорганизацией МПС сегодня перешли к Министерству транспорта и подведомственным ему федеральной службе по надзору в сфере транспорта и федеральному агентству железнодорожного транспорта.

2) Вторым важным результатом первого этапа реформы стало создание конкурентного сектора частно-операторских услуг. На конец 2006 года было зарегистрировано около 85 компаний-операторов, в собственности у которых сейчас находится почти 10% от общего инвентарного парка грузовых вагонов российских железных дорог. Только в 2006 году компаниями-операторами было приобретено 14 тыс. грузовых вагонов, объем инвестиций при этом составил 14,5 млрд. рублей. В прошлом году объем перевозок в собственном подвижном составе операторских компаний достиг 76,3 млн. тонн, что соответствует примерно 6% от общего объема перевезенных по железной дороге грузов. Вместе с тем, по отдельным позициям, например таким, как перевозки нефти и нефтепродуктов, их доля уже сейчас превысила 50% рубеж.

Другими важными задачами второго этапа является поэтапное сокращение перекрестного субсидирования, увеличение доли конкурентного сектора, переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах, создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов, увеличение объема привлекаемых внебюджетных инвестиций. В дальнейшем, на третьем этапе реформы, успешна реализация этих мероприятий позволит довести долю частного сектора на рынке перевозок до 50%.

В области развития инфраструктуры приоритетными направлениями развития железнодорожного транспорта являются:

Развитие железнодорожной инфраструктуры на припортовых и пограничных станциях с целью увеличения экспортного потенциала страны.

Развитие железнодорожной и мультимодальной инфраструктуры в составе международных транспортных коридоров, прежде всего, Транссибирской магистрали и МТК «Север-Юг». В частности, в этом году будет завершено строительство железнодорожной ветки к порту Оля, с пуском которой будут созданы реальные условия для его эффективной работы.