Создание транспортно-логистического центра

Курсовая работа

В течение последних десятилетий во всем мире уделялось большое значение развитию транспортной логистики. В современной интегрированной экономике она играет важнейшую роль. Уверенное знанение транспортной логистики сегодня является обязательным для успешной деятельности в сфере транспортных услуг.

Актуальность курсовой работы заключается в следующем:

Интенсивное развитие рынка транспортных услуг, создание конкурентной среды в сфере товародвижения и перевозок грузов, существенные изменения в системе организационно-экономических взаимоотношений между участниками транспортного процесса при одновременном усилении интеграционных тенденций в мировой экономике требуют поиска адекватных рыночных механизмов обеспечения эффективного функционирования транспортного комплекса, совершенствования работы мультимодальных транспортных узлов, обеспечения координации и взаимодействия различных видов транспорта.

Транспортно-логистический центр в современном понимании представляет собой объект, на котором независимые операторы осуществляют комплекс функций, направленных на координацию и интеграцию логистических потоков, а также на повышение их добавленной стоимости.

Важным фактором эффективности является оптимальное размещение транспортно-логистического центра на транспортной сети относительно пунктов зарождения и поглощения грузопотоков.

Создание транспортно-логистических центров позволяет не только повысить эффективность использования существующей транспортной инфраструктуры без наращивания сетевой мощности, но и обеспечивает новое логистическое качество всей транспортной системы.

Достигаемое за счет того, что при определенном увеличении расстояния перевозки, а иногда — и стоимости транспортировки, включение транспортно-логистических центров в транспортную сеть снижает суммарные издержки в цепи поставок, повышает ее гибкость, надежность и конкурентоспособность.

Основной целью данной курсовой работы является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы вопросов создания транспортно-логистических центров.

Для достижения поставленной цели требуется решить определенные задачи:

  • раскрыть теоретические основы транспортной логистики;
  • изучить формирование транспортно-логистического центра на примере Республики Саха (Якутия);
  • сделать соответствующие выводы.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: статистический, логического анализа, графического представления данных в виде схем.

6 стр., 2951 слов

Мультимодальные транспортно-логистические центры

... либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и ...

Объектом исследования в курсовой работе является транспортно-логистический центр.

Предметом — терминалы различных видов транспорта, а также предприятия складского, экспедиторского и других видов логистического бизнеса.

транспортный логистический центр

1. Теоретические основы транспортной логистики

Логистика — это наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, ГСМ и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

К концу 20 века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд других.

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Транспорт представляет собой важное звено логистической системы. Он должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Он должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени в соответствии с меняющимися запасами пользователя.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).

Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям.

Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.

Задачи транспортной логистики:

16 стр., 7673 слов

Логистика на автомобильном транспорте

... рассмотреть в совокупности круг проблем, которые за­трагивает логистика, то общим для них будут вопросы управ­ления материальными и… В работах отечественных и зарубежных ученых можно ... сырья и первым перера­батывающим предприятием, движутся, как правило, массовые однородные грузы. В конце цепи материальный поток представ­лен разнообразными, готовыми к потреблению товарами. Вну­три ...

  • выбор вида транспортного средства;
  • выбор типа транспортного средства;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок;
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

Основная функция транспортной л огистики — это управление материальными потоками от производителя до получателя по графику.

В границах межнациональных логистических систем различные виды транспорта используются на основе принципов оптимизации контактных графиков, когда при наличии многолетних стабильных перевозок все участвующие в них виды транспорта управляются из одного центра. В качестве критериев при выборе транспортных средств принимают сохранность грузов, наилучшее использование их вместимости и грузоподъемности и снижение затрат на перевозку.

ТЛК как профессиональный участник рынка логистических услуг обеспечивает — стабильный рынок сбыта, устойчивые схемы вывоза и завоза продукции, четко установленный график, контроль и поддержку государственными структурами, безопасность производителей и потребителей.

Крупные логистические компании не ограничиваются только посреднеческими операциями и организацией доставки товара, но и участвуют в перевозочном процессе.

Мировая практика формирование логистических систем охватывает широкий круг функций, которые в приложении к рассматриваемым вопросам могут быть представлены следующей схемой:

Управление заказами:

  • прием и предварительная обработка заказов по доставке материальных ресурсов и товаров по планам государственных и муниципальных заказов, а также отдельных предприятий;
  • конфигурирование логистических схем доставки;
  • определение источника выполнения заказов, поиск и выбор поставщиков;
  • мониторинг и контроль исполнения заказов.

Управление закупками:

  • планирование потребностей, определение и оценка требований потребителей;
  • идентификация всех возможных поставщиков;
  • анализ поведения рынка;
  • оценка всех возможных источников поставок и выбор поставщиков;
  • доставка материальных ресурсов и сопутствующий сервис;
  • контроль и оценка выполнения закупок.

Дистрибьюция и физическое распределение:

  • создание структуры распределительных каналов и сетей;
  • транспортировка товаров и материальных ресурсов, возврат тары и отходов;
  • складирование, хранение и грузопереработка в складской системе;
  • управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
  • обеспечение сохранности и защиты товаров, страхование рисков;
  • поддержание стандартов качества товаров и материальных ресурсов и логистического сервиса;
  • ценообразование;
  • мониторинг и информационно-компьютерная поддержка.

Управление запасами:

  • планирование запасов текущих, сезонных и страховых запасов;
  • контроль состояния и своевременного пополнения запасов;
  • сокращение затрат на транспортировку;
  • обеспечение гарантий сохранности запасов, снабжения и производства;
  • учет сезонных колебаний спроса.

Транспортировка:

15 стр., 7314 слов

Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи

... транспортом и по линиям электропередачи. Предметом исследования являются отношения, возникающие в связи с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации. 1 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи 1.1. Особенности перемещения товаров трубопроводным транспортом Правовая основа перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям ...

  • планирование перевозок;
  • выбор способа транспортировки, вида транспорта;
  • организация использования собственного транспорта;
  • выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке;
  • оптимизация параметров транспортного процесса.

Складирование, грузопереработка и упаковка

управление логистическими издержками в снабжении, сбыте и транспортировке;

  • координация и выравнивание спроса и предложения за счет создания складских, страховых и сезонных запасов в распределительной сети;
  • создание условий для внедрения эффективных маркетинговых стратегий снабжения и сбыта товаров и готовой продукции;
  • улучшение потребительского спроса за счет более быстрого реагирования на спрос;
  • более широкое географическое покрытие определенной территории рынка.

Транспортно-логистические компании могут также предоставлять следующие виды логистических услуг сторонним организациям:

  • перевозка грузов различными видами;
  • ответственное хранение и складская обработка груза;
  • организация таможенного оформления грузов клиента;
  • интермодальные (мультимодальные) перевозки (с использованием нескольких видов транспорта и организацией грузоперевалки);
  • мелкопартионные отправки;
  • сборные отправки;
  • перевозка «от двери до двери».

Совокупность мероприятий и действий формирования логистической компании представляет следующий механизм:

Прописать все бизнес процессы, необходимые для функционирования всех подразделений фирмы.

Построить систему организационно-штатной структуры компании, разработать четкие должностные инструкции.

Сформировать механизм информационных, товарных и денежных потоков.

Построить взаимосвязи между всеми подразделениями компании;

  • Организовать подготовку, обучение и подбор необходимого квалифицированного персонала.

Организационная структура транспортно-логистической компании Обоснование схемы транспортного обслуживания традиционных отраслей хозяйства в Арктических улусах РС (Я), 2007 г., Кугаевский А.А.

Общий менеджмент (формирование хозяйственных связей между участниками процесса; централизация логистических функций в ТЛК; договоренность с производителями — оптимизация графиков производства, хранения, вывоза продукции; взаимодействие с государственными органами по вопросам поддержки товаропроизводителей).

Отделы:

  • Управление маркетинга и планирования рынка (отслеживание рынка, изучение потребления;
  • консолидация заявок на поставки и вывоз;
  • установление цен на продукцию, поиск оптимальных по цене и качеству товаров);
  • Управление финансов (организация и контроль направления денежных средств, работа с администрациями муниципалитетов, государственными органами поддержки, согласование финансирования завоза и вывоза с графиками производства и потребления);
  • Управление стратегического планирования (формирование стратегии предприятия);
  • Отдел договорной работы (заключение договоров поставки, прием и обработка заявок на формирование заказа);
  • Отдел автоматизации и информационного обеспечения (организация и отслеживание информационных потоков, компьютеризация всех отделов, технические вопросы обмена информацией);
  • Управление транспорта и перевозок — организация работы собственного автопарка;
  • организация договорных отношений с подрядчиками;
  • определение и согласование направлений перевозок, установление и отслеживание исполнения графика завоза грузов собственным транспортом и транспортом подрядчика;
  • Управление запасов и складского хозяйства — отслеживание состояния запасов, размещение запасов, организация договорных отношений с подрядчиками (при необходимости), отслеживание графиков заготовок, хранения продукции;
  • Отдел реализации — организация сбыта товарной продукции, работа с покупателями и т.д.;
  • Управление закупок и заготовок — сбор заявок, формирование заказа по объему, номенклатуре, отслеживание сроков доставки.

Важнейшим системо-образующим элементом транспортно-логистической инфраструктуры являются мультимодальные транспортно-логистические центры. Под мультимодальным транспортно-логистическим центром понимается многофункциональный терминальный комплекс, размещаемый в общесетевых транспортных узлах.

37 стр., 18024 слов

Организация грузовых междугородних перевозок на автотранспорте

... в Республике Саха (Якутия) на примере ОАО НПАТП. Методической и теоретической основой исследования стали нормативные акты и техническая документация, работы отечественных авторов, периодические источники. Проблематикой организации и планирования грузоперевозок на автомобильном транспорте занимаются ...

Решение о создании ТЛЦ, как правило, предполагает знание объемов грузопотоков данного региона, тенденций развития потребительского спроса и оценку текущей себестоимости строительства сооружений, которые составят в дальнейшем структуру ТЛЦ.

Для ТЛЦ должен существовать центр управления, который должен планировать, управлять и контролировать движения материальных, информационных и финансовых ресурсов, как внутри ТЛЦ, так и между поставщиками и покупателями.

Правильно организованный технологический процесс работы ТЛЦ обеспечивает:

  • четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки товаров;
  • эффективное использование средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;
  • последовательное и ритмичное выполнение складских операций, способствующее планомерной загрузке работников склада, и создание благоприятных условий труда;
  • рациональное складирование товаров, обеспечивающее максимальное использование складских объемов и площадей;
  • сохранность товаров и других материальных ценностей;
  • выполнение требований по рациональной организации работы зала товарных образцов, складских операции по отборке товаров с мест хранения, комплектованию и подготовке их к отпуску;
  • четкую работу экспедиции и организацию централизованной доставки товаров покупателям.

Технологическая схема функционирования ТЛЦ Инвестиционная программа развития Открытого акционерного общества «Госснабсбыт Якутии» на 2011-2013 годы и основные направления до 2030 года;

К основным задачам создания ТЛЦ относят:

  • повышение согласованности работы разных видов транспорта в организации смешанных и интермодальных перевозок;
  • надлежащая организация комплексного транспортного обслуживания клиентов;
  • расширение видов оказываемых услуг и повышение их качества;
  • привлечение дополнительных объемов перевозок транзитных грузов;
  • сокращение времени доставки транзитных грузов за счет уменьшения простоев на пунктах перевалки грузов на другие виды транспорта и на пограничных переходах;
  • расширение международного сотрудничества;
  • привлечение новых клиентов.

2. Формирование транспортно-логистического центра на примере Республики Саха (Якутия)

13 стр., 6226 слов

«Экономическая география транспорта» «Экономико-географическая ...

... по территории 6 субъектов федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской, Сахалинской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия). ... территории Дальневосточного экономического ... по октябрь), когда осуществляется завоз грузов внутренним водным и морским транспортом в районы Крайнего Севера с ограниченным сроком навигации. Система Международных транспортных коридоров на территории ...

2.1 Социально-экономические показатели и состояние транспортной системы Республики Саха (Якутия)

Республика Саха (Якутия), как субъект Российской Федерации, входит в Дальневосточный федеральный округ. Она занимает почти всю северо-восточную часть азиатского материка, выходя на побережье двух морей Северного Ледовитого океана. Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъектом Российской Федерации. Общая площадь ее территории составляет 3083,5 тыс. кв. км или 18% территории Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2011 года административно-территориальное деление Республики Саха (Якутия) включает в свой состав 34 административных улуса (района), город республиканского значения Якутск, а также 13 городов, 42 поселка городского типа, 364 сельских администраций и 586 сельских населенных пунктов.

Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2010 г. составила 949,4 тыс. чел., из них 622,2 тыс. чел. (65,5%) — городское и 327,2 (34,5%) — сельское. Плотность населения в Республике является одной из самых низких среди субъектов Российской Федерации (0,3 чел. на кв. км).

Республика обладает богатейшей ресурсной базой не только российского, ни и мирового значения. По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ стоимость только балансовых запасов Якутии составляет 78 трлн. долл. США.

Удельный вес запасов основных видов полезных ископаемых в минерально-сырьевом потенциале России (и ДФО) составляет (в %): алмазы — 82 (100); золото — 17,2 (30); уголь 5 (46,6); железные руды — 6,2 (79); олово — 28 (36); сурьма — 81,5 (96,1); цинк — 0,1 (2,9); свинец — 0,4 (5,1); вольфрам — 5 (22); серебро — 3 (8); ртуть — 7,9 (12,5); уран — 61 (100).

Лесные угодья составляют более 46% территории Республики, а сырьевой потенциал по запасам древесины — 8,9 млрд. куб. м или 43% от запасов ДФО и 11 % от общероссийских.

Приоритетными отраслями экономики являются: алмазно-бриллиантовый комплекс, золотодобывающая, ювелирная промышленность, нефтегазовый, лесопромышленный комплекс, перерабатывающие производства.

Лидирующие позиции сохраняет алмазодобывающая промышленность, так же базовой отраслью экономики республики является угольная промышленность. К одному из приоритетных направлений экономического роста республики относится развитие нефтегазового комплекса.

Металлоремонтная промышленность представлена ремонтом судов — 44%, ремонтом промышленного оборудования и приборов — 51%, ремонтом прочего оборудования — 5%.

На долю легкой промышленности приходится около 0,2% от всего объема промышленной продукции в стоимостном выражении, а доля пищевой промышленности не превышает 5%.

12 стр., 5546 слов

Специальность: 050713 – «Транспорт, транспортная техника и технологии»

... ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ КРАНА МАШИНИСТА №130 С ДИСТАНЦИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ……………………………………. 3.1. Описание и работа ……………………………………………………. 3.1.1. Назначение изделия ………………………………………………. 3.1.2. Технические характеристики ……………………………………. 3.1.3. Состав ... САУТ Аппаратура САУТ предназначена для автоматического управления торможением грузовых и пассажирских поездов, обращающихся на участках, оборудованных трёх или ...

Агропромышленный комплекс Республики производит около 20% общего объема валовой продукции сельского хозяйства Дальневосточного федерального округа. Объем производства продукции сельского хозяйства — более 15 млрд. руб.

Произведенная продукция используется в основном на личное потребление в пределах административных образований. Значительный недостающий объем продукции сельского хозяйства ввозится из-за пределов Республики Саха (Якутия), из регионов с более благоприятными для сельскохозяйственного развития условиями.

Наибольшее социально-экономическое развитие получили Центральная, Южная, Вилюйская группы районов. На значительной территории Арктической группы районов с небольшой плотностью населения находится перечень высокодоходных полезных ископаемых. В восточной группе районов добывается до 35% республиканского золота.

Устойчивое и поступательное социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) с её огромной территорией, суровыми природно-климатическими условиями, неразрывно связано с состоянием и эффективностью функционирования транспортного комплекса.

В настоящее время транспортная система Республики Саха (Якутия) представлена железнодорожным, речным, морским, автомобильным, авиационным и трубопроводным видами транспорта.

Неразвитость сети железных и автомобильных дорог негативно отражается на развитии экономики и особенно тех отраслей, которые ориентированы на межрегиональные и внешнеторговые связи, а также на транспортную доступность населения Республики. Из 629 сельских населенных пунктов в Республике только 48 связаны с районными центрами сетью автомобильных дорог с твердым покрытием.

В этой связи более 90% территории Республики имеет сезонную транспортную доступность. Лишь 8% территории Республики (15% населения) находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания.

Наиболее сложные проблемы в транспортном обслуживании предприятий и населения существуют в арктической зоне, где все пассажирские перевозки в дальнем и во внутрирайонном сообщении осуществляются воздушным транспортом, а грузовые — сезонными видами транспорта.

Протяженность водных путей на территории Республики Саха (Якутия) составляет — 16,7 тыс. км, обеспеченность гарантированными глубинами — 7,7 тыс. км. Главной транспортной магистралью является водный путь по реке Лене от речного порта Осетрово (Иркутская область) до морского порта Тикси (Север Якутии) и далее на Запад и Восток от морского порта Тикси по Северному морскому пути. Этот путь является продолжением общероссийских магистральных путей и открывает прямой доступ в бассейны Арктических рек — Хатанга, Анабар, Яна, Индигирка, Колыма.

Средняя дальность перевозок речным транспортом превышает в 12-15 раз среднюю дальность перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом.

В условиях короткой навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и речном транспорте (от 20 суток до 4 месяцев), а также фактического бездорожья в арктических районах Якутии, сроки доставки грузов потребителям в этих районах в ряде случаев составляют более 1 года с выполнением нескольких перевалок. В связи с этим значительные прямые затраты на перевозку многократно усугубляются расходами на хранение и потерями за счет длительного омертвления оборотного капитала.

63 стр., 31194 слов

Организация транспортной инфраструктуры муниципального образования

... транспорта. Все вышесказанное определило актуальность выбранной темы дипломной работы "Организация транспортной инфраструктуры муниципального образования Саха (Якутия)". Целью дипломной работы является рассмотреть особенности транспортной инфраструктуры МО Саха (Якутия). ... системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования (рис.1.3.). Муниципальное ...

Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40-70%, а в стоимости завозимой продукции может превышать 80%, что в конечном результате отражается на себестоимости продукции, производимой предприятиями, ее конкурентоспособности и на удорожании проживания на Севере.

Основной объем перевозок, как грузов, так и пассажиров составляют внутриреспубликанские перевозки. Около половины объема перевозок приходится на завоз грузов в Республику через порт Осетрово, а также вывоз сырьевой грузовой базы Республики (нефть, уголь, лес) в Иркутскую область, Магаданскую область и Чукотский автономный округ.

С открытием круглогодичного движения по федеральной автомобильной дороге «Вилюй» появится возможность переключения части грузов с водного транспорта на автомобильный. В этом случае доставка грузов будет выполняться ритмично в течение года, а не в короткие навигационные сроки, требующие значительных финансовых средств, чрезмерного содержания складского хозяйства, а также речного флота.

В республике в условиях слабой развитости наземной транспортной инфраструктуры, труднодоступности многих районов, фактического бездорожья, особенно в арктических районах, воздушный транспорт остается безальтернативным средством в пассажирском сообщении. Авиация играет более заметную роль в экономике и социальной сфере региона, чем в других субъектах РФ.

Авиация широко используется и в перевозках на относительно короткие расстояния — во внутрирайонных и межрайонных республиканских сообщениях. Аэропортовая сеть Республики Саха (Якутия) включает 32 аэропорта, из них 2 — аэропорты федерального значения (Якутск, Тикси), 23 аэропорта входят в состав ФКП «Аэропорты Севера», 7 аэропортов в составе Мирнинского авиапредприятия ЗАО АК «АЛРОСА» и 133 посадочные авиаплощадки.

Железнодорожный транспорт в Республике Саха (Якутия) в настоящее время представлен участком железной дороги Беркакит-Томмот, эксплуатируемой ОАО АК «Железные дороги Якутии», и участком от разъезда Якутского до Нерюнгри-грузовая (участок ОАО «Российские железные дороги») протяженностью 130 км. В ноябре 2011 г. железная дорога дошла до п. Нижний Бестях, находящегося на правом берегу реки Лена напротив г. Якутска. Данное время изучаются проекты строительства совмещенного (автомобильного и железнодорожного) мостового соединения с г. Якутск.

Железнодорожный транспорт Республики ежегодно наращивает объемы перевозок. Основную долю перевозок грузов железнодорожным транспортом занимает уголь (62%), перевозят также нефтепродукты, строительные грузы, продовольствие, контейнеры, прочие.

Трубопроводный транспорт в Республике Саха (Якутия) представляет магистральный газопровод Таас-Юрях — Мирный. На территории Республики Саха (Якутия) завершен I этап строительства магистрального трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО).

Происходящие структурные изменения в экономике оказывают значительное влияние на транспортную систему, в большей степени — на автомобильный транспорт. Его отличает высокая маневренность, возможность перевозки грузов «от двери до двери» без дополнительных перегрузок в пути, и, следовательно, высокая скорость доставки, оборачиваемость вложенных в товар средств и лучшая сохранность грузов.

11 стр., 5357 слов

Транспортная система Дальнего Востока

... данной темы. 1. Развитие портово-промышленных комплексов, международных транспортных коридоров и морского транспорта. В настоящее время уникальное положение юга Дальнего Востока, граничащего с бурно ... Ванинско-Советско-Гаванский транспортный узел) и далее на основе регулярных контейнерных маршрутов в Японию, Республику Корею, США. Непосредственно к границам Дальнего Востока примыкает провинция ...

Следует отметить, что грузовой автотранспорт по сравнению с другими видами транспорта Республики является наиболее стабильно функционирующей и адаптированной к рыночным условиям системой с высокой долей предприятий негосударственного сектора.

Объем коммерческих перевозок за последние 8 лет увеличился в 10,3 раза, грузооборот — в 4 раза. Наибольшую часть перевозок продолжают выполнять предприятия всех видов экономической деятельности, разных отраслей экономики.

Увеличение объема пассажироперевозок отмечается в основном за счет автомобильного транспорта, доля которого в общем объеме достигает 98%. Более 74% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт.

Острота ситуации в транспортном комплексе усугубляется внутренними проблемами на транспорте. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, их износ достиг 53,5% и продолжает увеличиваться. Финансово-экономические механизмы, призванные обеспечить воспроизводство основных фондов и инновационную деятельность, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта.

Общей проблемой является также разобщенность деятельности различных видов транспорта, существующие виды и типы подвижного состава, транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка и недостаточно скоординированы в едином процессе доставки грузов и пассажиров.

Низок уровень информатизации транспортных процессов и информационного взаимодействия транспорта с другими отраслями экономики. В Республике не существует в настоящее время системы диспетчерского управления движением транспортных средств, как в городском сообщении, так и на автодорогах значительной протяженности, что приводит к большим потерям провозной способности парка и качества транспортного обслуживания, не дает возможности создать единую систему взаимодействия различных видов транспорта.

Важнейшим элементом в повышении уровня взаимодействия разных видов транспорта, рационализации и эффективности транспортного обслуживания Республики и ее административных районов является создание сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) на этапе формирования опорной транспортной сети.

Исходя из стратегии развития транспорта и, в первую очередь, продвижения железнодорожного строительства, основные транспортные узлы и ТЛЦ будут продвигаться вглубь территории. Согласно принципам формирования ТЛЦ их размещение целесообразно в мультимодальных транспортных узлах, где стыкуются несколько видов транспорта.

На территории Республики по объективным основаниям возникнут четыре крупных транспортно-логистических центра составляющие основную базу оптового звена, как по поставкам товаров народного потребления, так и по обслуживанию хозяйствующих субъектов материальными ресурсами общего назначения.

Наиболее крупный мультимодальный транспортно-логистический центр создается на базе Якутского транспортного узла, в п. Нижний Бестях. В сферу его деятельности войдет наиболее обширная часть территории Республики.

Здесь в полной мере будут применены логистические технологии управления товародвижением и обслуживания потребителей. Этот ТЛЦ будет выполнять также функции перераспределения потоков и запасов товаров и материальных ресурсов между всеми другими центрами и базами хранения с использованием всех видов транспорта.

2.2 Создание транспортно-логистического центра в п. Нижний Бестях Республики Саха (Якутия)

Выбор строительства транспортно-логистического центра в п. Нижний Бестях обусловлен его стратегическим, транспортно-географическим расположением на правом берегу реки Лена напротив г. Якутск, на стыке 3-х федеральных автомобильных дорог Лена (Невер), Колыма, Вилюй и республиканской автомобильной дороги Амга. На ряду с этими важными факторами решается вопрос строительства в 2016-2020 г.г. совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена, соединяющего правый берег с левым берегом (п. Нижний Бестях с г. Якутск), между которыми в периоды межсезонья почти полностью прекращается транспортная связь. Наряду с формированием ТЛЦ в г. Якутске планируется модернизация речного грузо-пассажирского порта и увеличение мощности имеющейся нефтебазы в п. Нижний Бестях, что способствует дальнейшему обеспечению важнейшего грузопотока по речному транспорту.

Создание ТЛЦ, предполагается на основе ГЧП, в виде акционерного общества:

  • 51% — из бюджета Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации инфраструктурные объекты (газораспределительный пункт, центральную отопительную котельную, работающую на газе, инженерных сетей (ЛЭП, водозабор и водосброс) и т.д.);
  • 49% — частные инвесторы (складские помещения, железнодорожные пути и пр.).

Строительство объектов ТЛЦ планируется осуществить в течение двух этапов:

1-ый этап строительства ? объекты инфраструктуры: вертикальная планировка, строительство дорог, строительство железнодорожных тупиков, объекты инженерной и коммунальной инфраструктуры.

Общая стоимость строительства — 923,39 млн. руб.

2-ый этап строительства ? объекты основного назначения: административное здание со столовой, гаражный комплекс для большегрузных автомашин, закрытый не отапливаемый склад, закрытый отапливаемый склад, контейнерная площадка, открытая площадка.

К 2013-15 г.г. транспортно-логистический центр должен выполнять:

  • Приём грузов, доставляемых в республику разными видами транспорта;
  • Распределение на грузопотоки, следующие в различные районы Республики, в частности в Центральные, Арктические, Вилюйскую и Восточную группы районов;
  • Приём грузовых потоков, предназначенных на вывоз из районов Республики;
  • Выбор оптимальных видов транспорта доставки их потребителям с учётом сезонной неравномерности грузопотоков в разрезе основных групп грузов.

Перспективный план развития транспортно-логистического центра п. Нижний Бестях включает в себя:

  • строительство железнодорожно-автомобильного совмещенного моста через реку Лена к г. Якутску;
  • строительство внешних автомобильных дорог с твердым покрытием;
  • строительство складов;
  • строительство основных инженерных коммуникаций.

В составе транспортно-логистического центра будут функционировать погрузочно-разгрузочный комплекс, комплекс объектов инженерного и административно-бытового обеспечения, автомобили и автотранспортное хозяйство.

Погрузочно-разгрузочный комплекс будет включать в себя:

  • железнодорожные ветки ориентировочной протяженностью 3000 м. (с учетом ответвления от путей общего пользования ст. Нижний Бестях);
  • подъездные пути и погрузочно-разгрузочные площадки железнодорожного и автомобильного транспорта ориентировочной протяженностью 3200 м;
  • склады для хранения различной номенклатуры грузов;
  • открытые контейнерные площадки;
  • комплекс обеспечивается эффективной системой автоматизации и механизации.

Комплекс инженерного и административно-бытового обеспечения включает:

  • центр управления ТЛЦ;
  • административно-бытовой комплекс;
  • проходная;
  • теплоэнергоузел;
  • объекты и сети энерго- и водоснабжения, канализации и связи.

Комплекс обеспечит эффективное управление всеми процессами в ТЛЦ, а так же жизненно-важными направлениями как энерго- и водоснабжение ТЛЦ, сбор и очистку стоков, содержание и ремонт механизмов и оборудования, зданий и сооружений, полную утилизацию всех отходов, образующихся на ТЛЦ и благоприятные санитарно-бытовые условия для работающих.

Автотранспортное хозяйство включает:

  • гаражно-ремонтный комплекс и мойку для легковых и грузовых автомобилей;
  • открытые площадки под грузовой и легковой автотранспорт.

Общий объем инвестиций рассчитан в размере 2 520,5 млн. руб., из них:

  • за счет средств Федерального бюджета — 534,33 млн. руб.;
  • за счет средств Республиканского бюджета — 563,13 млн. руб.;
  • за счет средств ОАО «РИК» — 392,74 млн. руб.;
  • за счет иных привлеченных средств (инвесторы) — 1 064,51 млн. руб.

За счет средств федерального бюджета финансируются:

  • расходы на проектно-изыскательские работы;
  • создание объектов инфраструктуры.

За счет капитала частного бизнеса:

  • отапливаемые и неотапливаемые склады;
  • контейнерная и открытая площадка и др.

За счет республиканского бюджета:

  • благоустройство;
  • возведение объектов, зданий и сооружений вспомогательного характера.

2.3 Ожидаемый эффект от строительства транспортно-логистического центра в Республике Саха (Якутия)

Высокое экономическое и социальное значение ТЛЦ для Республики Саха (Якутия) и страны в целом не дает оснований для сомнений в его целесообразности и экономической эффективности. Благоприятные внешние условия снижают потенциальные риски и обеспечивают хорошие предпосылки для вкладывания денежных средств в создание ТЛЦ.

Ключевым эффектом строительства ТЛЦ является возможность организации «северного завоза», доставки, не имеющей сезонных провалов, грузов на территорию Республики Саха (Якутия).

Создание транспортно-логистического центра в п. Нижний Бестях позволит к 2020-2030 гг. получить дополнительные ожидаемые результаты, выраженные в виде:

Внешнего эффекта от строительства ТЛЦ:

  • рост рынка потребительских товаров;
  • Высокие транспортные издержки являются основными факторами неразвитости потребительского рынка товаров в Республике.

снижению размера оборотного капитала для ведения коммерческой деятельности, связанной с поставкой товаров на республиканский рынок.

Обусловлено ограниченностью собственных оборотных средств торгующих организаций.

сокращение объёма дотаций на продукты питания, вследствие сокращения затрат на их транспортировку;

  • рост поставок продовольствия до нормативов потребления, рассчитанных для северных территорий, при сохранении текущих объёмов дотаций на продовольствие;
  • изменение структуры поставляемого продовольствия;
  • вовлечённость населения республики в рыночные, товарообменные отношения;
  • большая интеграция территории Республики Саха (Якутия) с другими областями Российской Федерации за счёт перемещения граждан и товаров;
  • облегчение процесса освоения территорий и использования её сырьевого потенциала за счёт упрощения доставки к местам строительства материалов и оборудования.

Повышения уровня занятости населения:

  • формирование более 200 высококвалифицированных рабочих мест;
  • гарантированное обеспеченное проживание более 600 человек (работники и члены их семей), что составит 16% численности населения посёлка;
  • будут востребованы квалифицированные, молодые специалисты.

Повышение уровня здоровья и качества жизни населения:

  • улучшение снабжения населения Республики Саха (Якутия) необходимыми продовольственными товарами;
  • повышения качества жизни;

Развитие социальной инфраструктуры:

  • создание ТЛЦ предоставит торговым фирмам доступ к товарным потокам;
  • приведет к формированию рыночных структур и отношений;

Создание и улучшение транспортной инфраструктуры:

  • ускоряет процесс движения товарных запасов;
  • обеспечивает лучшую доступность товаров на республиканский рынок;

Бюджетная эффективность:

  • рост суммы налоговых поступлений в бюджет и выплат для бюджетов различных уровней, с добавлением подоходного налога на заработную плату;
  • уменьшение субсидий из республиканского бюджета: на возмещение транспортных расходов в навигацию, на расходы по хранению материальных ресурсов, на расходы на страхование перевозок продовольственных товаров внутренним водным транспортом.

согласно исследованиям, ТЛЦ в п. Нижний Бестях будет иметь более низкие эксплуатационные расходы по сравнению эксплуатационными расходами ОАО Осетровский речной порт.

Транспортно-логистический центр, связывающий железнодорожный и автомобильный транспорт, отличается более высокой производительностью труда и более низкими материальными затратами по сравнению с транспортно-логистическим центром, связывающим железнодорожный и речной транспорт.

В целом реализация проекта транспортно-транзитного комплекса Якутии способствует достижению социально-экономических приоритетов региона и Дальнего Востока в целом за счет:

  • повышения производительности и конкурентоспособности существующих и строящихся предприятий вследствие улучшения доступа к поставщикам и потребителям на внутреннем и внешнем рынках, сокращения транспортных расходов, затрат времени и энергоресурсов;
  • формирования кластера отраслей, связанных с созданием добавленной стоимости, обеспечения их высокой эффективности за счет синергии различных видов транспортно-логистических услуг;
  • повышения привлекательности Дальнего Востока для размещения крупных транснациональных компаний и фирм, работающих в сфере высокотехнологичных и инновационных отраслей;
  • роста инвестиций в регион, направляемых как в ТЛЦ, так и в сопряженные с ним сектора экономики;

стимулирования развития туризма, привлечения деловых кругов в Якутию

повышения доходов и занятости, благосостояния и качества жизни населения Якутии за счет развития транспортно-логистической деятельности и повышения доступности других населенных пунктов территории, регионов и стран;

  • увеличения поступлений в республиканский бюджет за счет развития сектора транспортных, складских и логистических услуг;
  • развития сектора финансовых и банковских услуг в связи с обслуживанием финансовых потоков, сопровождающих грузовые и пассажирские перевозки;
  • стимулирования развития «экономики знаний», инноваций и научных исследований, приносящих прямые экономические выгоды;
  • уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду вследствие более эффективной организации движения транспортных потоков.

Развитие транспортной и складской инфраструктуры, увеличение эффективности доставки и обработки грузов позволит сократить затраты конечных пользователей и снизить стоимость готовой продукции и услуг для населения, повышая тем самым уровень жизни и покупательной способности жителей республики и региона.

Якутия должна стать локомотивом роста в экономике Дальневосточного региона России, в том числе благодаря развитию транспортно-логистических услуг. При этом экономический эффект от развития ТЛЦ и реализации на его территории крупных проектов развития транспортно-складской инфраструктуры будет распространяться на соседние регионы за счет оптимизации схем доставки товаров, развития сопутствующих услуг и снижения транспортных издержек.

Заключение

Возросшие требования к качеству выполняемых транспортных услуг порождают необходимость систематизации и оптимизации затрат времени и денежных средств на транспортировку грузов. Задачи комплексного развития всех видов транспорта, транспортной, складской, терминальной инфраструктуры, их информационного сопровождения, взаимной увязки всех этих компонентов для скоординированной работы, и можно было бы наиболее эффективно решить в рамках формирования мультимодальных транспортно-логистических центров.

В целом реализация проектов по созданию транспортно-логистических центров способствует:

  • повышению производительности и конкурентоспособности существующих и строящихся предприятий вследствие улучшения доступа к поставщикам и потребителям на внутреннем и внешнем рынках, сокращению транспортных расходов, затрат времени и энергоресурсов;
  • росту инвестиций направляемых как в ТЛЦ, так и в сопряженные с ним сектора экономики;
  • повышению доходов и занятости, благосостояния и качества жизни населения за счет развития транспортно-логистической деятельности и повышению доступности других населенных пунктов территории, регионов и стран;
  • увеличению поступлений в бюджет за счет развития сектора транспортных, складских и логистических услуг;
  • развитию сектора финансовых и банковских услуг в связи с обслуживанием финансовых потоков, сопровождающих грузовые и пассажирские перевозки;
  • стимулированию развития «экономики знаний», инноваций и научных исследований, приносящих прямые экономические выгоды.

Список использованных источников и литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/transportno-logisticheskie-tsentryi/

«Концепция освоения прилегающих территорий в зоне строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск», утверждена Правительством Республики Саха (Якутия) 22 декабря 2005 г.№720;

  • «Прогноз формирования грузопотоков в Республике Саха (Якутия) до 2030 года», 2007 г.;
  • «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года», утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2009 г. №2094 -р.

«Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», утвержденная Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года №411 (в ред. Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.04.2010 года №184;

  • «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года», утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. №1734-р;
  • Гаджинский А.М., Логистика: учебник, 2006 г.

Зафесов Ю.К., «Северный завоз: эффективные механизмы организации», Москва 2006 г.

Инвестиционная программа развития Открытого акционерного общества «Госснабсбыт Якутии» на 2011-2013 годы и основные направления до 2030 года;

  • Курганов В.М., «Логистика, транспорт и склад в цепи поставок товаров», Москва 2009 г.

Курганов В.М., Логистические транспортные потоки, Москва 2003 г.

Курганов В.М., Миротин Л.Б., Международные грузовые автомобильные перевозки, Тверь, 2000 г.

Миротин Л.Б., Транспортная перевозка: учебник, 2003 г.

Обоснование схемы транспортного обслуживания традиционных отраслей хозяйства в Арктических улусах РС (Я), 2007 г., Кугаевский А.А.

Прогнозы социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и проект программы социально-экономического развития МР «Мегино-Кангаласский улус» на 2012-2016 гг;

  • Республиканская целевая Программа «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2009-2011 годы и основные направления до 2015 года», 2009 г., утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2009 года № 1774;
  • Статистические сборники, выпускаемые Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия).

Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», утверждена Постановлением Правительством Российской Федерации от 31.07.2009 N 633.