Транспортное страхование

Курсовая работа

Введение

Производственный процесс постоянно подвергается нарушениям, связанным с действиями стихийных сил природы, а также неверной деятельностью людей. Эти нарушения приводят к возникновению непредсказуемых убийств, всегда представляющих собой ущемление материальных интересов одного или нескольких субъектов экономических отношений. Ликвидация убытка связана с восполнением такого интереса, т.е. товарно-денежных отношений, прежде всего с оказанием финансовой помощи.

Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемых

Для нормального функционирования процесса производства необходимо формирование специального фонда для покрытия убытков, возникающих по непредсказуемым причинам.

Тема транспортное страхование актуально в настоящее время, т.к. страховой рынок, относящийся к данному сектору, имеет весьма развитую и сложную систему.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение вопроса транспортного страхования. Цель определяет собой следующие задачи: рассмотрение структуры, видов и особенностей транспортного страхования.

1. Транспортное виды

1.1. Объекты транспортного страхования

Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения — морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы.

Соответственно, транспортное страхование подразделяется на морское, воздушное, сухопутное и т.д., так как при различных способах транспортировки сказываются специфические риски.

В настоящее время объектами транспортного страхования являются1 :

— каско, (страхование корпусов судов и других транспортных средств);

— карго, (страхование грузов);

— фрахт как со стороны судохозяина, так и со стороны фузохозяина, (часто под фрахтом понимают также наем транспортного средства);

17 стр., 8066 слов

Отечественная и зарубежная практика страхования экспортных кредитов

... зарубежной практики страхования экспортных кредитов; изучить возможные предложения по совершенствованию системы страхования экспортных кредитов в отечественной практике. Предметом исследования является страхование экспортных кредитов в России и за рубежом. Объектом исследования является практика страхования экспортных кредитов в России ...

— комиссия, куртаж и прочий интерес агента при покупке или продаже товара;

— договор денежного займа под заклад судна, товаров и услуг. По договору страхования страховщик обязан возместить страхователю потери по наступлении страхового случая.

Страхователь должен непременно иметь страховой интерес, т.е. материальную заинтересованность в благополучном прибытии груза и транспортного средства по назначению. В противном случае договор страхования не будет действителен.

Ущерб может возникнуть при полной конструктивной гибели транспортного средства, а также при частной гибели и повреждении. Связанные с транспортировкой убытки подразделяются на происшедшие по общей и частной аварии.

Убытки по общей аварии распределяются между объектами страхования пропорционально их стоимости.

К убыткам по частной аварии относят те, которые не подпадают под определение общей аварии. Они не связаны с общей для объектов страхования опасностью; их несет тот, кто потерпел или по чьей вине они возникли.

В современном страховом договоре не принимаются на страхование следующие риски2 :

1) ответственность на случай войны (для военных рисков требуется особый договор);

2) ответственность при задержании пути вследствие карантина;

3) ответственность за естественную порчу товара, за самовозгорание, утечку, усушку, окисление, а равно и порчу товара крысами и мышами.

1.2. Виды транспортного грузов

Один из наиболее распространенных видов транспортных страховых операций — страхование грузов. Страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями и грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими взаимоотношений.

Объектом страхования может быть любое имущество, принятое перевозчиком к перевозке, за исключением имущества, перевозка которого каким-либо видом транспорта в соответствии с установленным порядком запрещена, а также имущества (взрывоопасного, огнеопасного и т.п.), на перевозку которого требуется специальное разрешение, но оно отсутствует.

Договор страхования заключается с целью возмещения убытков, нанесенных страхователю повреждением или гибелью всего или части груза по любой причине: кражи, грабежа, неправомерных действий третьих лиц, и других конкретных рисков.

Страхование производится от полной гибели всего или части груза, наступившей вследствие пожара, удара молнией, бури и других стихийных бедствий, а также крушения, аварии, столкновения поездов, судов, самолетов и других перевозочных средств, посадки судна на мель, провала мостов, взрывов, повреждения судна льдом, подмочкой забортной водой в случае принятия мер для спасения груза — тушения пожара; аварии при погрузке, укладке, выгрузке и приеме судном топлива и пропажи транспортного средства без вести.

10 стр., 4549 слов

Автотранспортное страхование

... регион эксплуатации транспортного средства. Тариф от стихийных бедствий редко превышает 1 %. Украинские страховщики предлагают разнообразные условия страхования средств наземного транспорта. Но редко можно ... лиц, находящихся в автомобиле в момент аварии. При заключении договора страхования необходим предварительный осмотр транспортного средства для уточнения следующих сведений: марки автомобиля, ...

Договор страхования (полис) заключается по заявлению страхователя.

Груз принимается на страхование в сумме, определяемой страхователем (грузоотправителем или грузополучателем), но не больше его действительной стоимости с учетом расходов на страхование и фрахт. Стоимость груза определяется по перевозочным документам.

Договор страхования может быть заключен в пользу страхователя или указанного в полисе другого лица (выгодоприобретателя).

Страхователь в праве назначить любое лицо в качестве получателя страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Ставки страховых платежей устанавливаются страховщиком в процентах от страховой суммы в зависимости от стоимости и вида перевозимого груза, вида транспортного средства и других данных, позволяющих определить степень риска при заключении договора.

Договор страхования грузов может быть заключен как по месту расположения страхователя, так и по месту нахождения груза, причем на основании письменного заявления страхователя.

В большинстве случаев отечественные страховые компании осуществляют страхование транспортных операций, выполняемых наземным (железнодорожным и автомобильным) транспортом. Основанием для заключения договора транспортного страхования в этом случае являются базисные условия поставки и перевозки груза, где предпочтительной формой считается «франке — станция назначения».

Однако при формировании цен на этих условиях расходы по страхованию чаще всего не учитываются. Поэтому есть все основания руководствоваться принципом перехода права собственности и утраты стоимости продукции с покупателя на продавца.

Риск гибели или порчи товаров в зависимости от условий сделки переходит от продавца к покупателю: при выдаче продукции со склада продавца, при доставке ее на склад перевозчика, при погрузке в вагон, при разгрузке продукции на станции назначения. Следовательно, преимущественно риск понести потери лежит на покупателе. Естественно, он прежде всего заинтересован в страховании. Но договор страхования может заключаться и продавцом с включением страховых платежей в стоимость товара.

По отношению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов.

Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и будет продолжаться в течение всей перевозки.

Страхование импортных грузов действует до момента прибытия товара на пограничный пункт. Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки должен быть заключен другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов до склада покупателя.

4 стр., 1678 слов

Страхование грузов

... Как правило, иностранные бизнесмены страхуют свой товар на наиболее выгодных условиях, выбирая между различными вариантами страхования грузов. При заключении контрактов на поставки на международном рынке партнеры ... клиентов. Для сегментирования можно использовать и объемные показатели: величину грузопотока, среднюю стоимость партии груза и т. д. И уже в зависимости от определенной целевой группы ...

Определенную специфику имеет страхование контейнеров. Контейнеры предназначены для перевозки грузов на транспортных средствах или складирования, поэтому они не могут быть застрахованы на условиях страхования грузов. Оно осуществляется по специальным договорам, заключаемым обычно на английских стандартных условиях. Страхование рисков должно быть Произведено от всех рисков или на более узких условиях, покрывающих риск их гибели, падающую на них долю в общей аварии, расходы по спасению, по предотвращению убытков. Если контейнеры были застрахованы от всех рисков, то риски покрываются полностью, а повреждения — в пределах имеющихся лимитов в течение периода страхования, включая нахождение на автомобиле, платформе или на палубе.

Объектом транспортного страхования при морских перевозках являются транспортное средство, груз и фрахт.

Один из важнейших видов страхования — страхование судов.

Основополагающие нормы и требования, выработанные многовековой практикой морского судоходства, нашли отражение в Кодексе торгового мореплавания.

Страхование судов производится в сумме, заявленной страхователем, но не выше действительной стоимости. Если страховая сумма, определенная договором, окажется ниже стоимости судна, то все убытки и расходы, включая общую аварию, возмещаются пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости судна на момент начала страхования.

Взаимоотношения сторон при возникновении страхового случая определяются в целом общими требованиями, как и по другим видам страхования. Но имеются также особенности, обусловленные комплексом доказательств возникновения убытков. Одним из важнейших документов является судовой журнал, в котором капитан ведет в хронологическом порядке регистрацию всех фактов и обстоятельств, относящихся к судну, экипажу, грузу и т.д. При прибытии в порт капитан должен сделать заявление об аварии государственным должностным лицам. При возможном предъявлении к судовладельцу имущественных требований соответствующим лицом является так называемый морской протест, где излагаются обстоятельства морского происшествия, действия команды судна по предотвращению и уменьшению последствий этого происшествия3 .

Ставка платежей (премии) по страхованию судов дифференцированы с учетом: назначения судов (торговые, промысловые, пассажирские и т.п.), материала корпуса (стальные, железобетонные, деревянные и т.п.), класса и возраста судов, рода двигателя (тепловые, паровые, электрические, атомные), района плавания (океанские, морские, речные).

Кроме того, для торговых судов ставки различаются в зависимости от их специализации (танкеры, лесовозы, зерновозы и т.д.) и некоторых других признаков.

Основным отгрузочным документом, подтверждающим и содержащим сведения о страховой операции на морских перевозках грузов, является страховой полис. Полисы бывают четырех категорий:

14 стр., 6604 слов

Система страхования при перевозке пассажиров и грузов

... и фактическими. К числу условий, названных в законе или иных правовых актах в качестве существенных или необходимых, относятся например, страховой риск для договора страхования. ... обязан уплатить вознаграждение - наёмную плату). При предоставлении каждой стороной равноценного имущества ... условия не являются для сторон обязательными, они применяются ими добровольно, однако могут учитываться судом ...

По рейсовому полису объект страхуется на перевозку из одного пункта в другой, по временному (срочному) страхуется на определенное время (срок), а по смешанному полису и на рейс, и на срок. Генеральные полисы содержат общие условия страхования, а не частности, обусловленные отдельными отправками предназначенных для страхования товарами, и выдаются на 12 месяцев. На основании генерального полиса принято снабжать страхователя книжкой декларационных бланков или сертификатов, на которых он объявляет об отправке грузов по мере их отгрузки. Одним из средств реализации генерального страхования является открытое страхование (ковернот), сочетающееся с выдачей страхового сертификата, которое стало популярным и распространенным в экспортной торговле.