Анализ и расчет транспортных затрат

Курсовая работа
  • транспортный затрата сбыт
  • Актуальность темы курсовой работы на тему «Анализ и расчет транспортных расходов» связано с тем, что в организациях главное место отводится и совершенствованию организации управления процессами продаж.

Персонал организации должен обладать не только организационными способностями, но знаниями в различных областях (экономики, организации производства и т.д.), а также уметь эффективно управлять финансово-хозяйственной деятельностью с использованием логистики, где одно из важным вест занимает о транспортных расходах (затратах), которые не только включаются в стоимость, но и оказывают влияние на формирование конечной цены.

Цель курсовой работы — транспортные затраты и их анализ.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • ­ рассмотреть понятие и виды транспортных затрат;
  • ­ рассмотреть особенности формирования транспортных затрат и их влияние на себестоимость;
  • ­ рассмотреть основные подходы к формированию транспортных затрат;
  • ­ рассмотреть особенности деятельности «СуперСтрой»;
  • ­ анализ системы сбыта ООО «СуперСтрой»;
  • ­ пути снижения транспортных расходов.

Объектом исследования работы является транспортные затраты.

Предметом исследования порядок формирования транспортных затрат на ООО «СуперСтрой» и их оптимизация. Методами исследования являются: описание, анализ, сравнение, изучение литературы.

В данной работе были использованы научные книги и статьи по логистике, а также данные из Интернет-ресурса.

Объем курсовой работы — 46 страниц.

1. ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ В ЛОГИСТИКЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ

Транспортные (затраты на транспортировку) расходы в логистике — это совокупность операций, направленных на перемещение товарно-материальных ценностей в определенное время с применением технических средств, где транспортировка является составным компонентом транспортной инфраструктуры.

Особенностью функционирования транспортной инфраструктуры — это минимизация расходов, связанных с товародвижением и она зависит от выбора транспортного средства и оптимизации маршрутов транспортировки.

Важным компонентом логистических затрат являются транспортные расходы — эти расходы при организации перевозки крупными грузовыми партиями могут составлять большую часть логистических затрат [13].

37 стр., 18062 слов

Организация грузовой работы на станции

... основных нормативов технологического процесса. 10.03.14 10 5. Организация грузовой и коммерческой работы станции. 15.03.14 5 6. Оперативное планирование и руководство работой станции. Анализ работы станции. 20.03.14 5 7. Разработка суточного плана графика. ...

В составе транспортных расходов выделяют следующие расходы, связанные с транспортировкой материалов (товаров и других материальных ценностей) и погрузкой их в транспортные средства:

Железнодорожных, водных, авиационных и других видов перевозок, включая дополнительные сборы, например — оплату дополнительных услуг.

Так, на железнодорожном транспорте для расчета (определения) стоимости перевозки товаров и грузов используют следующие виды тарифов: общие, исключительные, льготные и местные тарифы (таблица 1).

Сборы — определенная плата за услуги, связанные с перевозкой грузов, а именно: хранение, взвешивание, зачистка вагонов, подача (уборка) вагонов, дезинсекция, транспортно-экспедиторские услуги, погрузочно-разгрузочные работы и др. услуги. Сборы имеют статус дополнительной платы.

Таблица 1 — Виды тарифов на железнодорожном транспорте и их характеристика

Тариф

Характеристика

1

Общие тарифы

считаются основным тарифом, который дает возможность рассчитать стоимость перевозки товара (груза).

2

Исключительные тарифы

они устанавливаются в виде специальных надбавок или скидок (льготы), могут быть повышающими или понижающими тариф. Исключительные тарифы имеют распространение при перевозке определенных видов груза (например, негабаритный груз).

Регулируя тариф на перевозку грузов с помощью исключительных тарифов, руководство железной дороги не только дает возможность субъектам бизнеса снизить свои транспортные расходы в определенный период времени, но и обеспечивает равномерность загрузки железнодорожной транспортной сети грузами, снижение простоев и своевременность доставки в пункт назначения.

3

Льготные тарифы

устанавливаются нормативно-правовыми актами и применяются при перевозке для определенных целей (например — домашние вещи граждан; по заказу для государственных нужд и т.д.).

4

Местные тарифы

тарифы на местные перевозки регламентируются региональными нормативно правовыми актами и согласовываются с управлением железных дорог. Эти тарифы устанавливаются с учетом особенности местонахождения транспортного узла и его грузопотока.

Рассмотрим, какие факторы влияют на размер при перевозке грузов железнодорожным транспортом (таблица 2):

Таблица 2 — Факторы влияют на размер при перевозке грузов железнодорожным транспортом

Тариф

Характеристика

1

Вид отправки

груз может быть отправлен повагонной отправкой, контейнерной, малотоннажной весом до 25 тонн и объемом до полувагона, и мелкой отправкой весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона.

2

Скорость перевозки

груз может перевозиться с грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет — сколько километров в сутки должен проходить груз.

3

Расстояние перевозки.

провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние — при перевозках грузов грузовой или большой скоростью, либо за действительно пройденное расстояние — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

4

Тип вагона

груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Так же необходимо рассмотреть принадлежность вагона (контейнера) (таблица 3).

Существенный фактор, оказывающий на стоимость перевозки — это количество или тоннаж груза.

Таблица 3 — Классификация по принадлежности контейнера (вагона)

Тариф

1

собственность железной дороги

2

собственность грузополучателя

3

собственность грузоотправителя

Перевозка грузов морским транспортом осуществляется по тарифу или по тарифной ставке:

  • по тарифу. Если груз перевозится по так называемому устойчивому направлению грузового потока, то такая перевозка осуществляется линейны судоходством, а груз оплачивается по объявленному тарифу.

— по фрахтовой ставке. В данном случае перевозка грузовых транспортных судов не связана с линейными перевозками и постоянными районами плавания, а также с постоянными портами погрузки и выгрузки груза, также не ограничена определенным видом груза, тогда данная перевозка будет оплачивается по фрахтовой ставке. В зависимости от конъюнктуры рынка судоходства устанавливается фрахтовая ставка устанавливается, которая зависит от вида транспорта, характеристики груза, условиями рейса и, соответственно, связанных с ним расходов [14].

Автомобильные перевозки. Обычно понимают перевозку груза автомобильным транспортом до склада организации, осуществляемых поставщиком или специализированным автотранспортным предприятием, либо другими организациями. В эту перевозку может включается плата в случае перевозки тяжеловесных грузов при пересечении автомобильных дорог общего пользования.

На автомобильном транспорте при определении стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов (рисунок 1):

Рисунок 1 — Виды тарифов при перевозке автомобильным транспортом

На размер тарифной платы при перевозке автотранспортом оказывают влияние следующие факторы, показанные на рисунке 2:

Рисунок 2 — Факторы, влияющие на размер тарифной ставки при перевозке автотранспортом

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь наиболее важные (существенные).

Транспортные расходы рассмотренными субъектами организации перевозки грузов в большинстве случаев зависят от оптимального и правильного типа транспорта. В настоящее время перевозка продуктов питания, а также товаров повседневного спроса на большие расстояния осуществляется железнодорожным и водным транспортом, так как они дешевле, чем авиаперевозки и с их помощью можно перевозить одновременно большое количество товаров. Преимущество авиаперевозок — это скорость доставки. При организации транспортного процесса, необходимо рассматривать все расходы, с учетом погрузочно-разгрузочных операций, скорости доставки и т.д. и оценить какой вид транспорта будет целесообразно использовать для перевозки груза организации [13, с. 4].

Таким образом можно сделать следующий вывод, что транспортные затраты играют большую роль в процессе перевозки грузов (товаров).

Транспортные расходы (затраты) являются составной частью расходов на реализацию или издержек обращения, которые формируют предприятия (организации) в соответствии с действующим законодательством.

Их формирование зависит от вида транспорт и маршрута транспортировки.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ

Транспортные расходы (издержки) — составная часть себестоимости и цены любого современного товара. Эти расходы оплачивает покупатель (потребитель) перемещаемого и получаемого груза. Как уже было сказано ранее, транспортные расходы зависят от расстояния транспортировки и транспортного тарифа (цены транспортной услуги) [12, с. 52].

Стоимость транспортной перевозки организацией с учетом затрат и среднего уровня прибыли. В эту стоимость помимо самого тарифа за перемещение груза, могут включать и расходы, связанные с осуществлением погрузо-разгрузочных работы, формирование и упаковка груза, хранение, страхование и т.д. расходы на упаковку груза.

Делятся транспортные тарифы при условии осуществления перевозок одним и тем же видом транспорта по следующим признакам, показанным на рисунке 3:

Рисунок 3 — Факторы, влияющие на классификацию тарифов

Все транспортные тарифы, также как и другие цены на рынке товаров и услуг, зависят от спроса и предложения на данный вид услуг. А на рыночный спрос (предложение) влияют различные рода факторы — «технического» и «экономического» порядка.

Классификация тарифов показана на рисунке 4:

Рисунок 4 — Классификация тарифов

Более подробная характеристика видов тарифов дана в таблице 4.

Таблица 4 — Характеристика видов тарифов в зависимости от порядка установления

Тариф

Характеристика

В зависимости от порядка установления

государственные

тарифы на перевозки, которые устанавливаются государством, либо государственными органами

рыночные

тарифы на перевозки, которые устанавливаются на рынке с учетом спроса и предложения

В зависимости от цели применения

общие (базовые)

тариф, применяемый в качестве основы для определения платы за транспортировку груза

льготные

тариф, который применяется в целях стимулирования каких-то перевозок (по направлениям, видам грузов, степени использования транспортного средства и т. п.).

Данный тариф имеет форму надбавок или скидок к общей сумме тарифной ставки.

В зависимости от единицы изменения транспортной работы

повременной

тариф, который устанавливается за час работы транспортного средства (за час перевозки, или за час простоя, или за час погрузочно-разгрузочных работ т. д.);

сдельный

тариф, который устанавливается за перевозку на 1-цу расстояния (за перевозку 1-ы веса груза на 1-цу расстояния).

В зависимости от структуры тарифа

одноставочный

тариф, который учитывает необходимые транспортные операции без их выделения.

многоставочный

тариф, который складывается из 2-х или нескольких тарифных ставок, от относящихся к разным видам транспортных операций. Так, общий тариф может складывается из двух тарифов: тарифа за погрузочно-разгрузочные работы и тарифа за перевозку.

Тарифы, которые регламентируются и контролируются, например, со стороны государства или государственных органов, то такие тарифы называют регулируемыми. К таким тарифам относят — государственные и они связаны с перемещением грузов с учетом госнужд.

Транспортные издержки (расходы) являются составной частью цены товара и соответственно, чем ниже расходы, связанные транспортировкой, тем стоимость для покупателя товара будет ниже, и наоборот.

Что же касается транспортных издержек для грузоотправителя (грузополучателя), то она зависит от расстояния и соответствующих тарифов на тот или иной вид транспорта.

Расходы грузоотправителя (грузополучателя) по транспортировке груза рассчитывается по формуле (1):

P = Urp?L, (1)

где P — расходы грузоотправителя (грузополучателя) транспортировку о груза;

  • Urp — транспортный тариф за перевозку за 1 км;
  • L — расстояние, на которое осуществляется перевозка груза (в км).

Основной характеристикой транспортных тарифов также является их дифференциация от «качественных» показателей груза и организации процесса транспортировки.

Транспортные тарифы могут, устанавливается с учетом затрат на транспортировку (себестоимости) и нормой прибыли (формула 2):

Цтр = з + з?р, (2)

где Цтp — сумма транспортного тарифа;

3 — затраты на перевозку на 1-у расстояния (себестоимость);

  • р — норма прибыли по отношению к себестоимости (в долях).

Транспортные расходы на перевозку груза могут состоять из затрат на: транспортировку груза; погрузочно-разгрузочные операции и упаковку груза в формуле (3):

R = R tp + R пр + R уп, (3)

где R — транспортные расходы на перевозку груза;

  • R tp — расходы на транспортировку;
  • R пр — расходы на погрузочно-разгрузочные работы;
  • R уп — расходы на упаковку груза.

Транспортные тарифы классифицируются с учетом также следующих показателей:

а) Интервала расстояния перевозки:

  • перевозка на расстояние до 100 км имеет одну стоимость (тариф), перевозка на расстояние от 100 до 500 км по другой стоимости (тарифу) и т.д. С увеличением расстояния, обычно тариф снижается.

б) Скорости перевозки. Чем выше скорость доставки, тем дороже;

— в) Количества перевозимого груза. Транспортное средство может иметь стандартную вместимость (по весу или по объему), в соответствии с которой и рассчитывается конкретный тариф. В случае, если груз не заполняет полностью транспортное средство, то тариф рассчитывается в расчете на 1-у единицу перевозимого груза и его стоимость за перевозку может увеличится.

г) Вид транспортного средства. Для перевозки используются различные виды транспортных средств (например, спецвагоны, платформы для перевозки грузов, контейнеры и др.), то в тарифы будут различны.

Небходимо отметить, что на формирование стоимости перевозок оказывают факторы, вызывающие спрос и влияющие на предложение транспортных услуг (таблица 5-6) [10, с. 280].

Таблица 5 — Факторы, влияющие на спрос транспортных услуг.

Факторы

Характеристика

1

Технические

это факторы, связанные с пространственными размерами страны (рынка), особенностями территории и распределением ее экономического потенциала по территории. Очевидно, чем больше страна, тем при прочих равных условиях больше спрос на перевозки.

2

Экономические

это факторы, связанные с размерами экономики и ее структурой, уровнем цен и инфляции в стране и др. чем больше экономика страны, тем больше спрос на перевозки, но высокие тарифы могут сдерживать спрос на перевозки и т. п.

Спрос — это потребность определенного сегмента экономики в транспортных услугах.

Таблица 6 — Факторы, влияющие на предложение транспортных услуг.

Факторы

Характеристика

1

Технические

наличие транспортных коммуникаций (путей, дорог, транспортных средств) и их распределение по территории страны; достигнутый уровень технического развития транспортных средств и др.

2

Экономические

относятся разделение транспорта в стране по формам собственности, наличие конкуренции между транспортными организациями, наличие иностранных перевозчиков и др. Дифференциация транспортных тарифов

Таким образом, на практике существует различные виды транспортных тарифов, которые влияют на себестоимость перевозки, в конечном счете и на конечную цену товара. Все транспортные тарифы, также как и другие цены на рынке товаров и услуг, зависят от спроса и предложения на данный вид услуг. Транспортные издержки для грузоотправителя (грузополучателя) зависят от расстояния и соответствующих тарифов на тот или иной вид транспорта.

1.3 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Анализ расходов (издержек) по статьям проводится с целью оптимизации затрат и проводится различными методами. В своей статье Чернов В.А. указывает — больше всего данный анализ проводится с помощью динамического сравнения и его суть заключается в проведении именно факторного анализа каждой статьи затрат с целью выявления резервов [14].

При проведении анализа транспортных расходов выделяют влияние следующих факторов (таблица 7):

Как показал обзор материалов по вопросу анализа транспортных расходов, то большинство авторов (Баканов М.И. [6, с. 412], Елисеева Т.П [8, с. 944] и др.), указывают на то, что влияние большинства факторов на транспортные расходы измеряют традиционными методами.

Таблица 7 — Факторы, влияющие транспортные расходы.

Факторы

1

объём товарооборота

2

структура товарооборота

3

среднее расстояние перевозок

4

изменение тарифов на транспортные услуги

5

организация процесса доставки товаров

К ним относится и метод разниц. Методом разниц определяют влияние объёма товарооборота на конкретную статью затрат.

Для анализа транспортных расходов используют также и метод цепной подстановки, используется следующая формула (4):

Итр = N P ?Yи, (4)

где Итр — транспортные расходы;

N P — продажи (товарооборот) товара,

Yи — уровень транспортных расходов.

Сущность данного метода заключается в том, что последовательно идет замена показателей — сначала заменяют товарооборот на отчётное значение, а затем уровень затрат, далее находят разницу между полученными (соответствующими) расчётами.

Характерной особенностью транспортных расходов можно сказать, что является именно расчёт влияния на неё транспортных тарифов (например, стоимость перевозки определенного класса груза за 1 тн./км.).

Расчет транспортных расходов с учетом зависимости от тарифа и объёмов перевозок производится по формуле (5):

Итр = Qпер?S, (5)

где Итр — транспортные расходы;

Qпер — объём перевозок грузок,

S — стоимость перевозки 1-ой тонны груза по установленному тарифу.

Благодаря применению метода разниц, метода цепных подстановок, а также интегрального метода и применяя формулу (4), можно рассчитать влияние объёма перевозок и соответствующего тарифа на изменение транспортных расходов.

На сегодняшний день при анализе показателей в логистике пользуется популярностью АВС-анализ, так как данный метод является простым для исчисления, но с помощью его можно выявить объекты, которые требуют основного внимания в ходе оценки деятельности предприятия.

Метод ABC-анализ позволяет классифицировать ресурсы организации по их важности. В основе вышеуказанного метода лежит принцип (закон) Парето, который показывает, что 20% числа статьей (элементов) какого-либо ассортиментного перечня (массива) товаров обуславливает именно 80% его общей стоимости [7, с. 120].

В логистике метод ABC-анализа находит свое применение с целью тщательного отслеживания объёмов отгрузки товаров конкретного перечня (артикула), а также частоты обращений к определенной позиции товарного ассортимента, ранжирования всех клиентов по всему количеству товаров или объёму его заказов.

Ранее было сказано, что главным направлением снижения транспортных затрат (расходов) связано с решением транспортной задачи. Суть задачи заключается в рассмотрении и нахождении путей перевозки товара от начального пункта (пункта производства) к конечному пункту (пункт потребления), с учетом удовлетворения спроса заказчика, а общая стоимость перевозок должна быть оптимальной — минимальной.

Но большое количество задач, с которыми сталкиваются руководители предприятий и организаций в повседневной деятельности — все имеют статус многовариантных. То есть среди большого количества возможных вариантов решения в условиях повседневной производственной деятельности приходится определять всегда наилучший вариант с учетом ограничений и факторов, таких как: экономические, производственные, операционные и технологические. Все такие задачи получили название — оптимизационные.

Решение задач по оптимизации именно математическими методами связано с необходимостью составления математической модели, которая отражает процесс в виде совокупности математических функций, неравенств, уравнений и т. д.

Математическая модель задачи оптимизации объединяет в себя следующие критерии, которые показаны в таблице 8.

Таблица 8 — Критерии математической модели по оптимизации.

Факторы

1

совокупность различных неизвестных величин x = (x 1 , x2 ,….,xn ), изменяя (варьируя) которыми можно найти оптимальное решение задачи. Их еще называют — решением задачи;

2

целевая функция или критерий оптимальности. Она дает возможность получить именно численную оценку оптимальности определенного выбранного решения. Наилучший (оптимальный) вариант решения дает целевой функции экстремальное конечное значение. Критерием оптимальности может быть выбран показатель: прибыль, объём выпуска (продаж) и т. д., которые выраженные через неизвестный показатель — х;

3

условия или система ограничений на определенные неизвестные величины. Данные условия могут быть исходя из ограниченности ресурсов предприятия, которым располагает в определенный момент времени: финансовые, материальные, производственные и т.д.

Размерностью задач называется число неизвестных — n.

В большом количестве задач на нахождение плана (переменных) задачи для ее упрощения делают наложение «ограничение неотрицательности», которая записывается в виде: xi ? 0, (i= 1,…,n).

Соответственно, план x = (x 1 , x2 ,….,xn ,), который должен удовлетворять всем установленным ограничениям конкретной задачи будет называться — допустимым решением этой задачи.

А допустимы решения, при котором полученная функция примет экстремальное конечное значение будет называться оптимальным решением поставленной задачи.

Возможность решения достаточно большого объема задач на оптимизацию, где все данные (искомые) переменные или какая-то их часть, обязательно должны принимать только показатели в целых числах.

Задачи на оптимизацию, где имеются искомые переменные или их какая-то часть должны быть выражена в целых числах, то они должны решатся только методом целочисленного программирования.

Необходимо отметить, что дополнительные ограничения по целочисленности переменных может сильно увеличить объем необходимых вычислений, усложнить процесс вычисления при нахождении и расчете оптимального значения или решения. Необходимо учитывать, что в определенном (заданном) диапазоне данные изменения переменной (целочисленная переменная) имеет небольшое (меньшее) количество значений, чем имеющаяся «непрерывная переменная».

Таким образом, при анализе транспортных расходов рассматривается влияние большого количества факторов, которые измеряются традиционными методами. Метод разниц используются для определения влияния объёма продаж (товарооборота) на транспортные расходы (затраты), а применяя метод цепных подстановок можно определить влияние факторов на конкретную статью данных расходов (затрат).

При рассмотрении и решении задач по оптимизации расходов в настоящее время применяют ABC-анализ — это метод направлен на изыскание путей снижения транспортных расходов, а суть его заключается в нахождении путей перевозки груза от начального пункта (пункта производства) к конечному пункту (пункту потребления), при условии удовлетворения спроса заказчика, где общая стоимость всех расходов, связанных с перевозкой будит оптимальной (минимальной).

2. АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

ООО «СуперСтрой» — сеть специализированных строительных магазинов.

Магазины строительных материалов «СуперСтрой» находятся во многих городах России, в моей работе будет идти речь об одном из них, который находится в г. Екатеринбурге по адресу ул. Белинского, 143.

ООО«СуперСтрой» для обозначения своей товарной продукции имеет логотип, который выделяет ее и делает ее узнаваемой среди покупателей.

Основной целью ООО «СуперСтрой» является осуществление хозяйственной деятельности для получения прибыли в интересах его Участников и удовлетворения потребностей населения в товарах.

ООО«СуперСтрой» осуществляет следующие виды деятельности: оптовая торговля лесоматериалами, стройматериалами, санитарным оснащением, строительным стеклом, цементом, изделиями из бетона (гипса, цемента и т.д.), красками (лаками), древесиной (продукцией для обработки древесины), строительными металлическими конструкциями, скобяными изделиями (водопроводным, отопительным оборудованием и вспомогательными материалами), химическими веществами (и продуктами), резинотехническими изделиями, прочими промежуточными продуктами, а так же широким ассортиментом товаров.

Общая численность сотрудников ООО «СуперСтрой» на данный момент составляет 32 человека. Управление ООО«СуперСтрой» осуществляется на основе линейно-функциональной структуре, которая представленная на рисунке 5.

Рисунок 5 — Организационная структура ООО «СуперСтрой»

Вышеуказанная организационная структура управлением организацией является наиболее эффективной, так как дает возможность разграничивать функции подразделений, определяет строгую иерархию подчиненности и исключает дублирование управленческих операций.

В соответствии с Уставом организации, оперативное руководство ООО «СуперСтрой» — осуществляет директор. В его непосредственном подчинении находятся три его заместителя: коммерческий директор, технический директор, замдиректора по снабжению.

Коммерческий директор ООО «СуперСтрой» осуществляет общий анализ рынка продаж, на котором работает организация, а также знает своих клиентов — и особенно тех, которые приносят самый большой доход, хорошо владеет продуктами и услугами, которые предоставляет его компания, знает свою компанию и своих конкурентов.

В соответствии с установленными функциями коммерческий директор ООО «СуперСтрой»:

  • ­ осуществляет руководство хозяйственно-финансовой деятельностью ООО «СуперСтрой» в области планирования и управления его производственной деятельностью с учетом разработанной политики;
  • ­ анализирует тенденции рынка и разрабатывает прогнозные объемы продаж;
  • ­ осуществляет координацию и проведение маркетинговых стратегий ООО «СуперСтрой»;
  • ­ осуществляет организацию работы всего складского хозяйства;
  • ­ осуществляет организацию работы по рекламе товара, оказании различных дополнительных услуг, а также предоставление скидок, торговых кредитов и т.д.;
  • ­ осуществляет координацию работы функционально подчиненных подразделений организации.

Основная роль коммерческого директора в работе ООО «СуперСтрой» заключается в организации работы по увеличению доходов.

Коммерческому директору ООО «СуперСтрой» функционально подчинен отдел маркетинга.

В соответствии с установленными функциями технический директор ООО «СуперСтрой»:

  • осуществляет управление ресурсами и регулирование взаимоотношений между службами с целью эффективного их использования в деятельности В соответствии с установленными функциями коммерческий директор ООО «СуперСтрой»;
  • осуществляет участие в кадровой политики с целью привлечения квалифицированного персонала в ООО «СуперСтрой»;
  • ­ осуществляет планирование работы функционально подчиненных служб;
  • ­ осуществляет деловые встречи и переговоры с поставщиками (заказчиками) товарной продукции;
  • ­ организовывает, а также принимает участие в выставках, и на них представляет товарную продукцию ООО «СуперСтрой».

В функциональном подчинении технического директора ООО «СуперСтрой» находятся следующие службы:

  • ­ отдел сбыта;
  • ­ отдел отгрузок.

Отдел сбыта ООО «СуперСтрой» в своей работе ставит следующие цели:

  • ­ осуществление и обеспечение продвижения товаров ООО «СуперСтрой» на рынок;
  • ­ организация сервисного обслуживания клиентов;
  • ­ осуществление подготовки информации о продажах для отдела маркетинга.

В соответствии с функциональными обязанностями отдел сбыта ООО «СуперСтрой»:

  • ­ осуществляет исследование потребительских предпочтениях различных сегментов рынка;
  • ­ осуществляет контроль за взаиморасчетами с контрагентами;
  • ­ разрабатывают предложения по улучшению организации сбыта;
  • ­ проводят анализ рынка продаж строительных материалов.

В соответствии с функциональными обязанностями отдел отгрузок ООО «СуперСтрой»:

  • ­ осуществляет сбор и обработку данных по остаткам товарной продукции на складах ООО «СуперСтрой»;
  • ­ осуществляет подготовку товарно-сопроводительной документации на товар;
  • ­ осуществляет контроль за своевременность отгрузки товара со склада ООО «СуперСтрой»;
  • ­ осуществляет контроль поставок товаров в соответствии с планами ООО «СуперСтрой»;
  • ­ осуществляет контроль за своевременной комплектации товаров на складах для своевременной ее отгрузке;
  • ­ осуществляет контроль за соблюдением сроков и условий хранения товаров, выполнения своевременного осуществления погрузочно-разгрузочных работ и т.д.;
  • ­ участвуют в выставках и рекламных компаниях с целью увеличения сбыта товаров.

Также в функциональные обязанности руководства отдела сбыта входят обязанности по контролю за техническим состоянием автотранспортной техники на складах, складского оборудования и складских площадей.

Основные экономические показатели ООО «СуперСтрой» за 2014-2015 годы показаны в таблице 9.

Таблица 9 — Основные экономические показатели коммерческой деятельности ООО «СуперСтрой» за 2014-2015 годы.

Показатели

2014 г

2015 г

2014г к 2015г.,%

Розничный товарооборот без НДС, тыс. руб.

65365,0

69856

106,9

Себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.

54252,9

57631,2

106,2

Расходы на реализацию, тыс. руб.

7255,5

7719,1

106,4

Балансовая прибыль тыс. руб.

3494,7

3815,2

109,1

Прибыль (убыток) к распределению, тыс. руб.

2795,9

3052,2

109,1

Ср. списочная численность работников, чел.

29

29

100,0

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

4519,2

4612,9

102,1

Производительность труда, тыс. руб.

2723,5

2910,7

106,9

Товарооборот, приходящийся на 1 кв.м. торговой площади тыс. руб.

174,8

186,8

106,9

В 2015 году, по сравнению с 2014 годом темп прироста товарооборота ООО «СуперСтрой» составил 6,9%, себестоимость проданных товаров приросла на 6,2%, что говорит о небольшом росте торговых наценок. Такой рост стал возможен благодаря небольшому росту потребительских доходов в 2015 году. Расходы на реализацию увеличились в 2015 году на 6,4 %. Количество работников на ООО «СуперСтрой» не изменилось, а фонд оплаты труда повысился на 2,1%, что говорит о повышении заработной платы работникам. Производительность труда ООО «СуперСтрой» увеличилась, вследствие увеличения товарооборота.

Приведенные данные, говорят о дальнейшем росте эффективности деятельности ООО «СуперСтрой» в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Данный вывод основан на увеличении прибыли предприятия (9,1%).

Кроме того, необходимо учитывать также то, что численный состав работников не сократился, а фонд оплаты труда увеличился на 2,1%.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление ООО«СуперСтрой» осуществляется на основе линейно-функциональной структуре и она является наиболее эффективной, так как дает возможность разграничивать функции подразделений, определяет строгую иерархию подчиненности и исключает дублирование управленческих операций.

Анализ экономических показателей ООО «СуперСтрой» показал, что организация имеет хорошие производственные ресурсы. Торговые и складские площади несмотря на то, что находятся в аренде — они используются рационально в ходе осуществления хозяйственной деятельности. На ООО «СуперСтрой» имеется необходимое торгово-технологическое оборудование. Фондооснащенность труда торговых работников высокая. Экономические показатели ООО «СуперСтрой» говорят о его возрастающей деловой активности.

Показатели товарооборота, закупки товара, валового дохода, прибыли имеют устойчивую тенденцию повышения за два последних года.

2.2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СБЫТА ОРГАНИЗАЦИИ

Рассмотрим каналы распределения товарной продукции ООО «СуперСтрой».

При обслуживании потребителей ООО «СуперСтрой» использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней.

ООО «СуперСтрой»имеет два собственных фирменных магазина (розничная торговля).

Косвенные каналы распределения (розничная торговля, одноуровневый канал):

Доставка продукции в магазины (розничная торговля) города осуществляется ООО «СуперСтрой»кольцевым развозом автотранспортом предприятия. Для этого диспетчер отдела сбыта ООО «СуперСтрой» принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует три рейса по городу (одна автомашина на два района города).

Развозку продукции осуществляют грузчики-экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела.

Частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на ООО «СуперСтрой».

В отдаленные района Екатеринбурга и пригород через торговых агентов состоящих в штате отдела сбыта (зависимые посредники), осуществляется доставка продукции в магазины (или другие розничные торговые точки) автотранспортом предприятия. В обязанности торговых агентов входит сбор заявок с клиентуры и контроль дебиторской задолженности, анализ регионального рынка сбыта.

Схема каналов товародвижения ООО «СуперСтрой» представлена на рисунке 6. Как видно из представленной схемы ООО «СуперСтрой» использует различные каналы товародвижения. Из них, канал нулевого уровня, и одноуровневый канал распределения являются наиболее затратными (содержание фирменных магазинов, заработная плата персонала магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города (без оплаты транспортных расходов) и др.).

При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).

Рисунок 6 — Схема каналов товародвижения ООО «СуперСтрой».

Среднемесячный объем реализации предприятия составляет 5 тыс. руб. Из них:

Фирменная торговля 0,1 тыс. руб. (2%)

Торговые точки города 1,2 тыс. руб. (24%)

Оптовые посредники города 1 тыс. руб. (20%)

Оптовые посредники в регионах 2,7 тыс. руб. (54%)

Как видно из представленных цифр, реализация продукции через фирменную торговую сеть ООО «СуперСтрой» не эффективна (2% общего объема реализации).

Это связано с недостаточным вниманием руководства к организации данного вида торговли и отсутствием должного финансирования.

Объем продаж в магазины города (кольцевой развоз) составляет 24% общего объема реализации, что свидетельствует о недостаточно эффективной работе менеджеров по работе с магазинами города. Емкость рынка города Екатеринбург по данному виду продукции составляет приблизительно 2,5 тыс. руб./мес. При эффективной организации работы менеджеров по продажам объем реализации возможно увеличить на 52%.

Основные элементы сбытовой политики ООО «СуперСтрой» следующие:

  • транспортировка продукции ООО «СуперСтрой» происходит следующим образом: торговые независимые посредники (экспедиторы магазинов, торговых павильонов) забирают продукцию собственным автотранспортом или предприятие осуществляет доставку продукции оптовым базам собственным транспортом;

— хранение продукции: ООО «СуперСтрой» располагает собственным складом, который позволяет по своим техническим возможностям содержать запасы продукции. Запасы помогают ООО «СуперСтрой» в решении вопросов в непредвиденных обстоятельствах (возможен неожиданный заказ на продукцию, отпуск по больничному листу кого-то из работников и т.д.).

— контакты с потребителями: в данном случае для ООО «СуперСтрой» основными потребителями продукции являются оптовые базы, магазины и торговые павильоны города, которые по форме организации предпринимательской деятельности являются либо обществами с ограниченной ответственностью, либо индивидуальными частными предпринимателями. Оформление и исполнение заказов проводится по следующей схеме:

  • а) потребителями дается заказ на необходимый объем продукции за два дня до отпуска продукции со склада по телефонному звонку в ООО «СуперСтрой»;
  • б) организация платежно-расчетных процедур по оформлению передачи прав собственности на товар: кассир и менеджер по продажам ООО «СуперСтрой» выписывают накладную, счет-фактуру, приходный ордер в момент получения и оплаты товара со склада потребителем;
  • в) информирование потребителей о товаре и фирме: со всеми основными потребителями продукции заключены договоры купли-продажи, в которых указана информация о компании «СуперСтрой», о порядке расчетов;
  • на всю отпускаемую продукцию ООО «СуперСтрой» выдает сертификат качества;

— г) сбор информации о рынке: маркетолог и менеджер по продажам (так как работает непосредственно с потребителями, занимаясь выпиской документов) постоянно интересуются и собирают отзывы о выпускаемой продукции — как раскупается товар, что не устраивает в качественных характеристиках товара, товары какого производителя на данный момент пользуются большим спросом и по каким причинам.

Позиция ООО «СуперСтрой» по отношению к сбыту, имеет признаки, позволяющие дать оценку сбыту:

а) По организации системы сбыта: так как ООО «СуперСтрой» использует независимых торговых посредников в канале сбыта, то вид сбыта косвенный. Однако, ООО «СуперСтрой» осуществляет также доставку товара собственными силами, но при использовании оптовых посредников, т.е. канал сбыта остается косвенным.

б) По числу посредников: имея большое число посредников, и преследуя цель — расширение сбыта, приближения товара к потребителю ООО «СуперСтрой» имеет вид сбыта интенсивный.

Следующие факторы, влияющие на выбор канала сбыта, действуют из вне.

Руководство ООО «СуперСтрой» пользуется следующей стратегией охвата рынка — «недифференцированный» маркетинг, это значит пренебрегают различиями в сегментах, работают по всему рынку сразу с одним предложением — строительные материалы, сконцентрировав все усилия не на том, чем различаются нужды заказчиков друг от друга, а на том — что в них общее.

ООО «СуперСтрой» имеет товарную продукцию, которая пользуется наибольшим спросом и является привлекательным большему числу покупателей, полагаясь на метод массового распределения и массовой рекламы; ООО «СуперСтрой» стремится придать товару образ превосходства в сознании людей.

О качестве своей продукции руководство ООО «СуперСтрой» сообщает в рекламе. При осуществлении рекламной компании необходимо учитывать характер продаваемой товарной продукции и рассчитанная на массового покупателя.

Проанализировав данный фактор, приходим к выводу, что ООО «СуперСтрой» продает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка.

Посредники напрямую влияют на выбор фирмой канала сбыта, т.к. обладают опытом работы на определенном рынке. Основными посредниками ООО «СуперСтрой» являются оптовые базы, магазины и торговые павильоны города. Руководство компании отбирало своих посредников, предъявляя к ним конкретные требования, связанные в основном с рыночными возможностями этих магазинов (т.е. по охвату рынка).

Косвенный канал сбыта ООО «СуперСтрой» построен по принципам и «проталкивания», и «втягивания» (они дополняют друг друга), т.е. условия по сбыту в данном случае распределяются между сотрудничеством с посредниками и работой с конечными потребителями. Как средство достижения сотрудничества с посредниками, руководство ООО «СуперСтрой» выбрало метод формализации отношений (со всеми посредниками заключены договора, фиксирование рейтинга поставок, оформление и резервирование продукции).

74% объема продаж предприятия выполняют оптовые посредники (20% в городе, 54% в других регионах).

В сложившейся ситуации на предприятии, целесообразно сделать акцент на развитие именно этого канала распределения, т.к. данный вид канала связан с наименьшими издержками для предприятия.

2.3 АНАЛИЗ СНИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Анализ транспортных затрат ООО «СуперСтрой» по общему объему и составу представлен в таблице 10.

Таблица 10 — Анализ затрат на применение автотранспорта на ООО «СуперСтрой» в общей сумме расходов по виду деятельности, тыс.руб.

Показатели

2014 год

2015 год

Изменение

Темп роста, %

Материальные затраты, в т.ч.

13500,84

6710,42

-6790,42

49,70

— расходы на содержание электропогрузчиков

1916,00

1306,11

609,89

68,17

— расходы на содержание легковых авто

718,50

535,84

-182,66

74,58

— расходы на содержание грузовых авто

2155,50

1507,05

-648,45

69,92

Всего транспортных расходов

4790,00

3349,00

-1441,00

69,92

Затраты на оплату труда

2017,60

1030,37

-987,23

51,07

Отчисления на социальные нужды

452,37

226,83

-225,54

50,14

Амортизация

159,85

147,95

-11,89

92,56

Прочие затраты

696,57

660,66

-35,91

94,85

Итого по элементам затрат

16827,22

8776,23

-8050,99

52,15

Данные таблицы 10 показывают снижение всех затрат по элементам, в том числе уменьшение транспортных расходов организации.

Транспортные расходы включаются в сумму материальных затрат. В связи со снижением объемов продаж, из-за введения на предприятии коротких рабочих смен и неполной рабочей недели, наблюдается снижение всех расходов предприятия.

Общая сумма материальных затрат уменьшилась на 50,3% и составила в 2015 г только 6710,42 тыс.руб., тогда как в 2014 г материальные затраты составляли 13500,84 тыс.руб.

Транспортные расходы значительно уменьшились.

Расходы на содержание электротранспорта ООО «СуперСтрой» уменьшились на 38,1% и составили в 2015 г по каждому наименованию 301,41 тыс.руб.

Расходы на содержание дизельных автопогрузчиков уменьшились на 26,6: и составили в 2015 г 703,29тыс.руб.

Расходы на содержание легковых автомобилей уменьшились на 35,4: и составили 535,84 тыс.руб.

Расходы на содержание грузовых автомобилей составили в 2015 г 1507,05 тыс.руб. (уменьшение на 31%).

Общая сумма расходов на транспорт составила в 2015 г 3349 тыс.руб. (уменьшение на 31%).

Руководство ООО «СуперСтрой» стремилось уменьшить транспортные расходы в анализируемом периоде, однако повышение цен на энергию и ГСМ не позволило достичь результата по снижению в 50% несмотря сокращение количества отработанных автомобиле-дней.

Анализ динамики и структуры транспортных расходов ООО «СуперСтрой» представлен в таблице 11.

Таблица 11 — Анализ структуры транспортных расходов на ООО «СуперСтрой» в 2014-2015 гг., тыс.руб.

Показатели

2014 год

2015 год

Изменение

Темп роста, %

Сумма

Удельный вес, %

Сумма

Удельный вес, %

Суммы

ГСМ

3,67

0,08

2,81

0,09

0,01

-0,86

76,57

Электроэнергия

1079,00

22,53

1301,40

38,86

16,33

222,40

120,61

Заработная плата и отчисления

1990,00

41,54

1042,79

31,14

-10,41

-947,21

52,40

Запасные части

1717,33

35,85

1002,00

29,92

-5,93

-715,33

58,35

Итого

транспортных расходов

4790,00

100,00

3349,00

100,00

0,00

-1441,00

69,92

Данные таблицы 11 показывают, что в 2015 г. на ООО «СуперСтрой» произошли значительные изменения по всем статьям автотранспортных расходов.

Расходы на ГСМ уменьшились на 0,86 тыс.руб. (23,5%) и составили в 2015 г. только 2,81 тыс.руб. удельный вес ГСМ в общей структуре транспортных расходов увеличился незначительно.

При этом расходы на электроэнергию увеличились на 20,61% и составили в 2015 г. 1301,4 тыс.руб. Данное увеличение обусловлено увеличение цен на электроэнергию в начале 2015 г. удельный вес расходов на электроэнергию составил в 2015 г. 38,86%, тогда как в 2014 г. данный показатель составлял 22,53%.

Заработная плата водителей (за счет сокращения премий) уменьшилась на 47,6% и составила в 2015 г. 1042,9 тыс.руб., удельный вес заработной платы в общей сумме транспортных расходов составил 31,14%. По сравнению с 2014 г. данный показатель уменьшился на 10,41%.

Расходы на запасные части уменьшились на 41,65% и составили в 2015 г. 1002 тыс.руб. Удельный вес в общей сумме транспортных расходов также уменьшился и составил только 29,9% (уменьшение на 5,93%).

Значительное увеличение затрат на электроэнергию обусловлено увеличением цен на тарифы в 2015 г.

Для обобщающей характеристики эффективности и интенсивности использования транспорта, рассчитаем показатель показателем транспортных расходов на 1 рубль товарной продукции, формула (6) [18, с. 448]:

, (6)

где ФО М — фондоотдача грузовых машин;

  • К — среднегодовое число машин, ед.;

Т ед — отработано за год дней;

  • ЧВ — выработка продукции за 1 маш-час.

СМ — среднегодовая стоимость машин.

руб/руб.

руб/руб

руб/руб

руб/руб

руб/руб

руб/руб

Результаты расчета влияния факторов на изменение фондоотдачи представлен в таблице 12.

Таблица 12 — Расчет влияния факторов на изменение фондоотдачи транспортных средств на ООО «СуперСтрой» в 2015 г.

Показатель

Расчетное значение

Влияние фактора

Фондоотдача 2015 года

0,25

Стоимость транспортных средств

0,03

-0,22

Количество отработанных дней

0,21

0,18

Количество отработанных часов за день

0,18

-0,03

Количество автомобилей

0,16

-0,02

Увеличение выработки автомобилей

0,18

0,02

Данные таблицы 12 свидетельствуют о том, что показатель фондоотдачи транспорта ООО «СуперСтрой» уменьшился из-за следующих факторов:

  • уменьшение стоимости транспортных средств -0,22
  • уменьшения количество часов в смене -0,03
  • уменьшение числа автомобилей -0,02.

Положительное влияние оказали факторы:

  • количество отработанных дней +0,18
  • увеличение выработки автомобилей +0,02

Общее влияние: -0,22+0,18-0,03-0,02+0,02 = -0,07

Уменьшение стоимости ТС произошло за счет списания устаревших машин, которые не подлежат восстановлению, и продажи части машин.

Уменьшение количества часов в смене — следствие сокращения рабочего времени из-за финансового кризиса руководство приняло решение о сокращении объемов перевозок грузов собственным автотранспортом, что привело к сокращению рабочего времени.

Анализ расходов горюче-смазочных материалов.

Сумма затрат по статье «горюче-смазочные материалы» (Зткм) в расчете на 1 машину зависит от ее пробега, нормы расхода, а 100 км пробега и средней стоимости 1 кг горюче-смазочных материалов факторную модель можно записать так [19, с. 320]:

, (7)

где n i — количество использованного ГСМ;

Ц i — цена использованного ГСМ за 1 кг;

V ГР — объем грузооборота.

Исходные данные для анализа затрат на ГСМ приведены в таблице 13. Объем грузооборота в 2014 г. составил 34450,5 тыс.км., в 2015 г. 32423 тыс.км. по данным финансовой отчетности предприятия.

Таблица 13 — Исходные данные для анализа затрат на ГСМ транспорта на ООО «СуперСтрой» в 2014-2015 гг.

Наиме-нование

ГСМ

2014 год

2015 год

Изменение

объема

затрат по наименова-ниям

кол-во, кг

цена за 1 кг., руб.

всего использовано, руб.

кол-во, кг

цена за 1 кг., руб.

всего использовано, руб.

дизельное топливо

8000

19

152000

7540

19

143260

-8740

бензин 92

2652

22

58344

2105

23

48415

-9929

бензин 95

2964

24,5

72618

2322

26

60372

-12246

масло М1

10000

185

1850000

7460

220

1641200

-208800

масло М2

7000

165

1155000

5500

120

660000

-495000

тосол

1895

205

388475

1100

230

253000

-135475

итого

3676437

2806247

-870190

В 2014 г общая сумма горюче-смазочных материал…