Транзитный туризм в Беларуси и проблемы придорожного сервиса

Курсовая работа
Содержание скрыть


В настоящее время туризм превратился в массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны.

Поэтому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны).

Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на въездной и выездной.

Во всем мире въездной туризм считается одной из наиболее прибыльных сфер бизнеса. Так, по данным Всемирной туристской организации, прием иностранных гостей в 6 раз выгоднее экспорта мяса, в 3 раза — экспорта электроники, пшеницы или газа [4, с.8]. Поэтому каждая страна уделяет въездному туризму много внимания и направляет большие усилия на развитие данного вида туризма.

В нашей Республике сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездом: в 2010 году в нашу Республику было 120 тысяч прибытий туристов, а выехало 411 тысяч. В настоящее время выезжающих за рубеж больше, чем иностранных туристов, посещающих нашу страну. Доля туристов, посетивших нашу страну транзитом также не велика. Это влечёт за собой малую обеспеченность трасс международного следования клиентами, которые пользовались бы услугами придорожной инфраструктуры. Если нет спроса на услуги придорожного сервиса, то и предложения соответственно тоже нет. Из этого следует проблема, исследуемая в данной работе: недостаточно объектов придорожного сервиса на европейских автомобильных магистралях Республики Беларусь.

Назревает необходимость детального изучения данной отрасли экономики. Цель работы заключается в анализе современного состояния транзитного туризма и придорожного сервиса в Республике Беларусь. В процессе достижения главной цели работы предусматривается решение ряда конкретных задач:

  • Оценить современное состояние, проблемы, экономические показатели транзитного туризма и придорожной инфраструктуры в Республике Беларусь.
  • Определить задачи, приоритеты и тенденции развития придорожного сервиса.

Объект исследования: придорожный сервис на автомагистрали M1 (E30).

Предмет исследования: определение уровня спроса на услуги придорожного сервиса на примере части автомагистрали M1 (E30).

Методы исследования:

  • Анализ научной и методической литературы.
  • Факторный анализ.
  • Системный подход.
  • Метод математической статистики.

Инструментарий: анкетирование.

37 стр., 18102 слов

Трансфер в туризме

... культурно-исторические; психологические; специфические потребности туристов; культура труда и поведения сотрудников; имидж предприятия. В сфере туризма качество предлагаемых туристических услуг в значительной мере зависит от эффективности работы персонала. Из ГОСТ Р ...

Гипотеза: транзитный туризм — один из перспективных видов белорусского туристского потенциала.


Туризм — очень разнообразное явление. Единой общепринятой классификации его видов не существует. В научной литературе встречаются классификации и группировки видов туризма на основании различных критериев (цели путешествия, характер организации туризма, правовой статус, длительность путешествия или пребывания, сезонность, способ передвижения, возраст путешествующего и т.д.).

По правовому статусу и региону проведения туризм делится на международный и внутренний. На внутренний туризм приходится 80-95 % всех туристских поездок в мире, а расходы в 5-10 раз превышают затраты на международный туризм. Относительно каждой страны международный туризм подразделяется на въездной и выездной. В национальный туризм включают внутренний и выездной. Туризм в пределах одной страны подразделяется на внутренний и въездной.

По экономической категории различают туризм коммерческий, т.е. оплачиваемый самим туристом и социальный — полностью или частично оплачиваемый государством, предприятием или из средств различных социальных фондов. В бывшем Советском Союзе и странах Восточной Европы государство и профсоюзы активно поддерживали социальный туризм. В 1985 г. в учреждениях социального туризма системы профсоюзов проходили лечение и отдыхали 28 млн чел. с льготной оплатой в 30-50 % стоимости путевки или бесплатно [4, с.31].

По возрасту участников различают детский, молодежный (преимущественно студенческий), взрослый и смешанный туризм. Иногда выделяют туризм пожилых людей (туризм «третьего возраста»), что актуально в связи с общемировой тенденцией роста в туристском спросе этой категории людей.

По признаку подвижности туризм делится на стационарный и кочевой. Такое деление достаточно условно, так как туризм всегда связан с отъездом с места проживания, а в местах отдыха туристы нередко отличаются большой подвижностью, и, наоборот, при маршрутном туризме возможны длительные остановки. Стационарный туризм — это преимущественно пребывание на курорте, туристической базе, в кемпинге или палаточном городке. Кочевой туризм предполагает постоянное передвижение (пешком, на лыжах, велосипедах, автомобилях, самолетах и т.д.).

Прогресс в области транспорта и малоподвижный образ жизни большинства горожан способствуют повышению значимости кочевого туризма по сравнению со стационарным. Все больше проявляется склонность туриста к «потреблению пространства». Кочевой туризм может осуществляться с использованием собственных физических усилий (активный — пеший, лыжный, водный безмоторный, альпинизм и др.), с помощью транспортных средств (автомобильный, автобусный, авиационный, железнодорожный, теплоходный, конный, воздухоплавание, космический и др.), может быть комбинированным. По сезонности различают зимний, летний и круглогодичный туризм, что имеет, как правило, природную, иногда социально-экономическую причину. Большинство видов туризма развивается в теплый летний период, а для зимнего времени характерен преимущественно лыжный и горнолыжный.

По продолжительности поездки делят на экскурсию (продолжительность поездки менее 24 часов без ночлега), краткосрочный туризм (не более 3 суток) и длительный (более 3 суток).

8 стр., 3792 слов

Программный туризм и его виды

... объекта исследования теоретические основы туризма, конкретнее теорию затрагивающую вопросы программного туризма. Цель моей курсовой работы - изучение основ программного туризма и составление тура-путешествия связанного с одним из видов туризма. В соответствии с ...

По периодичности выделяют еженедельные поездки в воскресные дни (weekend — «уикэнд») и ежегодные в период отпусков и каникул. Одна из тенденций в развитии туризма заключается в дроблении отпускного периода и росте непродолжительных поездок. В развитых странах 20 % населения выезжает на отдых и летом и зимой, а 10 % три и более раз в год. В западной литературе это явление получило название «путешествие с интервалами». По территориальному признаку туризм бывает ближний (пригородный и местный), т.е. на территории, находящейся на расстоянии 10-12 часов езды наземным или водным транспортом, и дальний (внутренний, региональный, международный).

Нередко туризм подразделяют по географическому признаку с учетом той природной или социальной обстановки в которой он происходит, например, горный, водный, спелео-, морской, океанический, прибрежный, пустынный, таежный, полярный, городской, сельский (или деревенский туризм, в литературе обычно называемый агроэкотуризмом).

Туризм в экологически чистом районе принято называть экотуризмом. Экотуризм не нарушает целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы становится выгодной для местного населения. Одной из важных задач экотуризма является организация экологического образования и формирование экологического мышления.

Существует классификация международных поездок по целям путешествий, предложенная Всемирной туристской организацией. Несмотря на официальный статус данной классификации она имеет ряд недостатков и неудобств. Рекомендуется подразделять международные поездки на три группы:

— Поездки для развлечения: отдых (на воде, в сельской и/или горной местности, в городе, на курортах, на туристском маршруте, в морских и речных круизах и пр.).

Занятия культурой (посещение художественных, спортивных, религиозных учреждений, мероприятий, праздников и пр.).

Занятия активным спортом (водные виды, летние виды, охота и рыболовство, пр.).

Посещение родственников и знакомых. Другие цели (свадебные и семейные поездки, азартные игры, инсентив-туры, пр.).

— Поездки по профессиональным интересам: участие в заседаниях (конференции, конгрессы, симпозиумы, съезды, ярмарки, выставки, сопровождение и т.д.).

Продолжительные командировки (на предприятия и др. заведения, в государственных и международных организациях, сопровождение).

Деловые цели, бизнес (промышленность и сельское хозяйство, торговля, туризм, рекреация и культура, исследовательская и преподавательская деятельность, сопровождение).

  • Другие туристские цели: учеба (языки, стажировки, повышение квалификации и пр.).

    Лечение (курорты, здравницы, пр.).

    Транзит. Прочие (семейные дела, сопровождение).

В отечественной специальной литературе принято выделять виды туризма по комплексу признаков (мотив поездки, технология туристических услуг, тип рекреационных ресурсов) [3, с.37]. В нашей стране ведущие места занимают такие виды туризма как рекреационный, оздоровительный, познавательный, агро — и экотуризм. В международной практике значительное место занимают также событийный, деловой, научный, религиозный, развлекательный и круизный виды туризма, получившие в последнее время интенсивное развитие и в нашей стране. В связи с массовыми поездками туристов из бывших социалистических стран за покупками в другие государства выделился в самостоятельный вид шоп-туризм.

14 стр., 6786 слов

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА

... транспорта и туризма Роль разных видов предприятий, оказывающих услуги посетителям, в рамках индустрии туризма неодинакова. Перемещение представляет собой наиболее характерную черту путешествий, что обусловливает чрезвычайно большое значение транспорта. Коренные изменения на транспорте ... катализатора туризма перешла от железнодорожного к автомобильному транспорту. К этому времени железные дороги ...

Исходя из особенностей Беларуси — прохождение через ее территорию трансъевропейских трансграничных коридоров, связывающих страны Западной и Центральной Европы с Россией и Азиатскими государствами, а также Скандинавские страны с южными регионами Европы и Азии, транзитный туризм призван стать одним из приоритетных. Транзитным проездом (транзитом) иностранного гражданина или лица без гражданства через территорию Республики Беларусь считается въезд иностранца в Республику Беларусь из одного государства, следование по установленному маршруту через территорию Республики Беларусь и выезд иностранца из Республики Беларусь в другое государство.

Через территорию Беларуси проходит множество дорог, связывающих нашу территорию со странами-соседями. В зависимости от функционального назначения автомобильные дороги подразделяются на республиканские и местные. К республиканским автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, включаемые в сеть международных автомобильных дорог (европейской транспортной системы), а также автомобильные дороги, которые обеспечивают транспортные связи: столицы с административными центрами областей, административных центров областей между собой. К местным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортные связи: административных центров сельсоветов, городов районного подчинения, а также городов районного подчинения, городских, курортных и рабочих посёлков между собой и с ближайшими железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами и пристанями вне городской черты; административных центров сельсоветов между собой, сельских населённых пунктов с автомобильными дорогами общего пользования; районов индивидуального жилищного строительства, размещённых в сельской местности, и садоводческих товариществ с автомобильными дорогами общего пользования. К автомобильным дорогам не общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для внутрихозяйственных и технологических перевозок, служебные и патрульные автомобильные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередач, других коммуникаций и построек, а также служебные автомобильные дороги к гидротехническим и другим постройкам. В этой работе более подробно будут рассмотрены дороги республиканского значения, которые входят в список европейских автомобильных маршрутов. Это автомагистрали Е30, Е95, Е28, Е271 и E85 [20].

Белорусские дороги — неотъемлемая часть ландшафта. Проезд по ним может быть не только быстрым и безопасным, но и интересным, познавательным. Первое место в белорусской дорожной иерархии занимает трасса с европейским номером Е30, которая пересекает республику с запада на восток и является участком Критского коридора II, соединяющим Францию, Германию, Польшу, Беларусь и Россию. Национальное обозначение — трасса М1. Её протяженность 609 километров, что почти равно максимальной протяженности Беларуси с запада на восток. Транзитная магистраль оснащена автоматизированной системой управления, включающей метеостанции, датчики интенсивности движения и пункты для взвешивания грузового автотранспорта. Второе место в белорусской дорожной иерархии занимает трасса с европейским номером Е95, которая пересекает республику с севера на юг и является участком Критского транспортного коридора IX, соединяя Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию. Национальное обозначение — трасса М8. Протяженность — 456 км. Ответвление IX Критского транспортного коридора Киев — Гомель — Минск — Вильнюс — Клайпеда — Калининград обеспечивает выход из областей Восточной Украины и Центральной России к специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. Эта трасса (европейский номер — Е28, национальное обозначение — М7) занимает третье место. Первые 60 км магистраль соединяет в себе два направления: на Гродно (М6, 268 км) и на Вильнюс (186 км).

10 стр., 4857 слов

Сервис на транспорте

... видов транспорта 3.Обозначить роль транспорта на государственном уровне 4.Рассмотреть сервис, предоставляемый на рассматриваемых видах транспорта. 1.1 Технологический процесс работы железной дороги Технологический процесс работы предприятий железной дороги -- это система организации грузовых и коммерческих работ по ...

Четвёртое место принадлежит магистрали М5, совпадающей с европейским маршрутом Е271, маршрут соединяет Минск с Гомелем. Входит в состав ветви B панъевропейского транспортного коридора IX. Дорога ответвляется от магистрали М4 в районе пос. Привольный и проходит мимо Марьиной Горки, Осиповичей, Бобруйска, Жлобина до Гомеля. И завершает пятерку европейских автомагистралей нашей Республики дорога E85, она проходит с севера на юг от Клайпеды до Александруполиса по территории Литвы, Белоруссии, Украины, Румынии, Болгарии, Греции.

Учитывая важное географическое положение Республики Беларусь большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. Под объектами придорожного сервиса понимаются капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на придорожной полосе (земельные участки шириной до 100 метров в обе стороны от оси автомобильной дороги) республиканских автомобильных дорог и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, объекты торговли и общественного питания, мойки).

Объекты сервиса в зависимости от количества и видов предоставляемых услуг подразделяются на:

  • объекты первого уровня — площадка для отдыха со стоянкой для автотранспортных средств и благоустроенной территорией (пешеходные дорожки, беседки, отапливаемые санитарно-бытовые помещения, столики со скамьями и малые архитектурные формы);

  • объекты второго уровня — объект общественного питания дополнительно к объектам первого уровня;

  • объекты третьего уровня — автозаправочная станция дополнительно к объектам второго уровня.

На объектах второго и третьего уровней возможно дополнительное размещение гостиниц, туристических бюро, станций технического обслуживания, охраняемых стоянок, моек и иных сооружений.

Более 1,6 тыс. объектов на сегодняшний день действует в Беларуси. По данным департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций, вдоль дорог республики находится 417 автозаправочных станций, 79 пунктов постоя, 34 мойки, 138 стоянок автотранспорта, 106 станций технического обслуживания, 448 предприятий торговли и 449 пунктов питания (данные за 2009 год).

Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года представлена в приложении (Приложение 1: таблица 1, таблица 2).

Из табличных данных можно сделать вывод, что наилучшим образом придорожная инфраструктура развита в Брестской области, так как здесь, по сравнению с другими областями, объектов придорожного сервиса больше всего.

4 стр., 1788 слов

Логистические центры и перспективы их развития в Республике Беларусь

... условий и повышение уровня сервиса для потребителей; привлечение организаций Республики Беларусь к процессу сбыта товаров ... центрами (территориальными, региональными и в других государствах) и участниками транспортной деятельности. Региональные транспортно- логистические ... обслуживания автотранспортных средств, автозаправочные станции, автомойки, объекты оптовой и розничной торговли, страховые компании ...

Следует обратить внимание на ещё один важный фактор, влияющий на развитие придорожного сервиса, а именно — количество въездных туристов. По данным за 2009-2010 год количество въезжающих и выезжающих туристов увеличилось. Численность туристов, следующих через нашу Республику транзитом, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 1,5% и составила 1,475,0 тыс. человек [23].

Интерес инвесторов к созданию придорожных объектов на других дорогах Республики зависит от интенсивности движения. Рентабельность объектов придорожного сервиса обеспечивается при потоке 8 тыс. машин в сутки [9].

По М-1 все эти показатели достигнуты. На белорусском отрезке московской трассы работает сорок АЗС, строится пять, обеспеченность — 150%; газозаправочных станций в 2005 году не было вообще, сейчас уже несколько появилось, работают двенадцать СТО, строятся еще три, обеспеченность — 125%; мойки — работают семь, работают девять пунктов постоя, строится один, обеспеченность — 167%. По пунктам питания наилучшие показатели: действуют 69, строятся 10 — 395% обеспеченности; охраняемые стоянки — работают 27, строятся 5 — 267%; площадки для отдыха: 114 есть, одна строится, 280% обеспеченности [2].

Некоторые отказываются от строительства. Например, известный план по развитию объектов придорожного сервиса на основных автомобильных дорогах на 2006-2007 гг. в конце 2005 г. был согласован и утвержден. Он включал строительство 54 объектов, но в отличие от программы «Дороги Беларуси» предполагал детальные проекты — конкретная дорога, конкретный километр на ней, конкретный объект и конкретный заказчик. Однако в 2006г. из 22 запланированных введено только 17 объектов: кто-то передумал, место разонравилось, деньги закончились.

В Минской области берут технические условия под застройку в среднем около ста объектов в год, а реально строятся в лучшем случае десяток [1].

Международный туризм считается успешным, если турист на 1 доллар основной услуги дополнительно тратит 3-5 долларов. Но большинство из функционирующих объектов придорожного сервиса в Беларуси оказывает всего 1-2 услуги, в то же время в Германии, Литве — 7-10. В киосках (сеть насчитывает 18 объектов) объектов придорожного сервиса продаются товары дорожно-автомобильного назначения — от нефтехимии и косметики до сигарет и жевательной резинки. Работают 44 магазина смешанной группы товаров, там присутствует как продуктовая группа целенаправленного ассортимента, так и сопутствующие товары автомобильного назначения — от карт и атласов и до масел, тосолов и всего, что можно использовать в дороге. Разнообразие товара имеет смысл, если он постоянно реализуется. Возможно, в будущем будут изменения, хотя сейчас дополнительные услуги на АЗС на трассах — это нерентабельное направление деятельности. Дополнительные услуги востребованы на трассе с интенсивным потоком машин и вблизи городов. Они также пользуются спросом в приграничных зонах.

Характер движения автомобилей изменяется по сезону. За пасмурный снежный день по трассе может не пройти ни одной машины. Но сотрудники магазина находятся на рабочем месте, зарплата выплачивается, электроэнергия идет, товар поступает. Чтобы окупаться на трассах, нужен поток. Но в течение последних пяти лет объем международных перевозок заметно сократился. В этой связи некоторые компании стали уходить от развития придорожного сервиса.

Поток потенциальных потребителей услуг придорожного сервиса идет летом, с апреля по октябрь — это движение дальнобойщиков, дачников и туристов. Это тот период, когда идет самоокупаемость и даже до 3% рентабельности. Но весь оставшийся год эти доходы съедает. До 2000 года больше пользовались придорожным сервисом дальнобойщики, среди местного населения минимум тех, кто пользуется услугами придорожных кафе. К примеру, на большинстве АЗС хорошо продаются стеклоомыватель и пиво, продажу которого на некоторое время приостановили, а недавно вновь возобновили. А это моментально сказывается на выручке.

Мойки в основном расположены в городской черте. И это логично: на трассах машину моют не часто. Заправочные комплексы с точки зрения выгодности или невыгодности не рассматривают — они нужны потребителю, и их строят. Комплексные заправки, безусловно, более привлекательны для автомобилистов.

Пункты постоя на сегодняшний день не пользуются особым спросом, часто полностью не заполняется [15].

Премьер-министр Михаил Мясникович отметил, что во многом успешному развитию придорожного сервиса в нашей стране мешает излишняя бюрократизация, а также зарегламентированность процессов в этой области. «Часть из них снимется новой директивой, кроме этого, правительство работает и в ближайшее время представит документы по снижению администрирования в налоговой сфере». При этом он напомнил, что еще предыдущим правительством принято решение (и оно правильное) при реконструкции белорусских магистралей в основном за счет средств государства обеспечивать развитие придорожного сервиса. «Речь идет о съездах, площадках, инженерном обустройстве — все это берет на себя государство, дело за малым и средним бизнесом», — резюмировал руководитель правительства [21].

Кроме того, очень многих способна остановить стоимость проектных работ. Только за проект с заказчика берут большую сумму. Но все остальные работы тоже обходятся совсем не дёшево. При этом у наших зарубежных партнеров таких проблем не возникает. Они просто получают разрешение на строительство, согласовывают строительство, закупают у нас комплекты материалов, собирают их своими силами, и работают. Например, датчане окна и двери для кемпинга закупали в ОАО «Барановичидрев», керамическую плитку и сантехнику — на заводе «Керамин». Потому что у нас дешевле и качество их целиком устраивает. Сегодня и в Беларуси множество инвесторов могут и, главное, хотят, строить такие кемпинги, но они останавливаются, когда доходят до проектирования» [16].

Порядок создания (открытия) объектов придорожного сервиса также не так уж прост. Он включает в себя прохождение множества инстанций и достаточно бюрократичен.

Определиться с местом для объекта придорожного сервиса потенциальному клиенту помогают районные власти. Посетив сайт райисполкома, можно ознакомиться с перечнем предложенных мест для строительства. Но далеко не каждый бизнесмен подберет в этом списке приемлемый для себя вариант. Многие из них считают, что придорожные объекты можно строить только в местах, предложенных исполкомом. Как выяснилось, это не так.

В настоящий момент к объектам придорожного сервиса предъявляются очень высокие требования. В первую очередь они касаются следующих условий размещения объектов: объект не должен стоять на дороге или на обочине, должен размещаться не ближе 50 метров от кромки проезжей части, а на дорогах первой категории — размещаться с двух сторон. На автомобильных дорогах с разделительной полосой предусматривается обязательное освещение участка автомобильной дороги, прилегающего к объекту, в пределах переходно-скоростных дорог. Также, к объекту предъявляются и эстетические требования. Например, если это объект торговли или общепита, то он должен быть хорошо оформлен и обеспечен всеми удобствами.

В связи с последствиями кризиса банки сократили объемы кредитования, и многие проекты остались незавершенными. К примеру, сейчас продается комплекс объектов незавершенного строительства — гостиница, заправка, кафе. Стоимость составляет около 8 млрд. рублей, а желающих приобрести пока нет [9].

Зарубежный бизнес «не заинтересован» вкладывать инвестиции в эту сферу, говорят в «Белавтодоре». Было проведено ряд встреч с представителями французских, прибалтийских компаний, но их останавливает востребованность услуг придорожного сервиса. При оценке бизнес-проекта по строительству (созданию) объекта придорожного сервиса наиболее определяющим фактором является интенсивность движения транспортных средств. По мировым методикам рентабельным бизнес считается, когда интенсивность движения составляет более 8 тыс. автомобилей в сутки. В Беларуси такой уровень отмечен только на трассе М1. Вторым фактором является менталитет белорусских граждан, которые не привыкли пользоваться услугами придорожного сервиса [12].

Кроме того до 2010 года одной из основных проблем было Постановление Совета Министров «О правилах транзитного проезда иностранных граждан через территорию Республики Беларусь». Суть была в том, что транзитным туристам не разрешалось отклоняться от маршрута международной трассы, туристы могли остановиться лишь в придорожных кафе и все остальные услуги они могли получить тоже только у дорог следования. А большая часть объектов, интересных в туристическом плане, расположена поодаль от трасс международного значения.

В 2010 были внесены дополнения и изменения в Постановление, по которым разрешается, в случае отсутствия придорожных пунктов питания или отдыха, отклониться от пути следования и воспользоваться услугами в другом месте, за пределами трассы. Но в этом Постановлении говорится только о питании и проживании, а не о посещении объектов туризма. Объекты туризма и трассы международного значения Республики Беларусь отображены на карте (рисунок 1.1).

Самое большое скопление достопримечательностей, доступных туристу, который едет через нашу Республику транзитом, сконцентрировано в районе магистрали M1 (E30).

Этот факт ещё раз объясняет самый высокий поток машин на этой трассе. Здесь турист имеет возможность посетить Национальный парк Беловежская пуща — один из крупнейших лесных массивов Европы, заглянуть в город Коссово и полюбоваться на домик Тадеуша.

Транзитный туризм в Беларуси и проблемы придорожного сервиса 1

Рисунок 1.1 — Объекты туризма и трассы международного значения Республики Беларусь:

. Национальный парк Беловежская пуща. 2. Город Коссово. 3. Посёлок Жировичи. 4. Городской посёлок Мир. 5. Город Несвиж. 6. Лошицкий парк. 7. Дворец Румянцевых-Паскевичей. 8. Городской посёлок Ружаны. 9. Город Каменец

Костюшко — руководителя национально-освободительного восстания 1794 года, национального героя Америки и Польши, почётного гражданина Франции. Также, заехав в выдающееся оборонное сооружение XVI столетия — Мирский замок, ни один турист не останется равнодушен к Беларуси [17].

Въезд в Республику Беларусь и выезд из Республики Беларусь иностранных граждан разрешается по действительным паспортам или заменяющим их документам при наличии виз, если иной порядок не установлен соответствующими соглашениями Республики Беларусь с иностранными государствами.

Виза в Беларусь не требуется гражданам СНГ (кроме Туркменистана), Черногории, Сербии, Кубы, Кореи, Македонии, Монголии.

Краткосрочные визы — наиболее часто используемый тип визы. Они выдаются на срок до 90 дней и подходят для:

  • бизнесменов;
  • студентов;
  • въезда по частным делам.

Краткосрочные визы могут быть для однократного, двукратного или многократного въезда в зависимости от необходимости. Туристы обычно получают групповую краткосрочную визу через туристическое агентство.

Долгосрочные визы обычно действительны в течение одного года и предусматривают многократный въезд в Беларусь. Они подходят для:

  • часто приезжающих бизнесменов;
  • туристов, желающих остаться в стране дольше.

Транзитная виза выдается на срок до одного года и предоставляет два дня для проезда через Беларусь. Для получения транзитной визы требуют предъявить визу страны, в которую иностранный гражданин следует через территорию Республики Беларусь. Если виза для следования в третью страну не требуется, принимаются во внимание иные доказательства необходимости следования транзитом через территорию Республики Беларусь.

Для получения транзитной визы в консульский пункт предоставляются следующие документы:

  • Действительный паспорт (либо иной действительный документ для выезда за границу);
  • Заполненная визовая анкета;
  • Виза страны, в которую иностранный гражданин следует через территорию Республики Беларусь.

Если виза для следования в третью страну не требуется, принимаются во внимание иные доказательства необходимости следования транзитом через территорию Республики Беларусь (билеты по маршруту следования, приглашения принимающей стороны и т.д.);

  • Фотография (1 шт.).

  • Однократная транзитная виза дает право на разовое пересечение территории Республики Беларусь в одном направлении.
  • Визы выдаются:
  • консульскими отделениями Беларуси;
  • дипломатическими представительствами Беларуси;
  • консульским центром Министерства иностранных дел в аэропорту Минска (для граждан из стран, где нет представительств Беларуси).

Белорусские представительства есть в следующих странах: Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Израиль, Индия, Иран, Канада, Корея, Латвия, Ливия, Литва, Нидерланды, ОАЭ, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, США, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Туркменистан, Турция, Эстония, ЮАР, Япония.

Для получения визы необходимо предоставить следующие документы в местное консульское отделение или представительство:

  • заполненная анкета для получения визы;
  • 1 фотография паспортного образца;
  • сопроводительные документы (подлинник письменного приглашения с подписью и печатью приглашающей стороны в случае, если приглашает компания);
  • другие документы, оговоренные консульским отделом (в зависимости от цели визита и типа необходимой визы);
  • паспорт (дата истечения срока действия должно быть не меньше 90 дней от даты истечения срока действия визы).

Обычно получить визу по прибытии невозможно, и большинство авиакомпаний не позволят лететь без действительной визы.

Однако иностранцы, прибывающие в Беларусь из страны, где нет представительства, могут получить визу по прибытии в Национальном аэропорту «Минск-2».

Для этого приглашающее лицо или организация должны предоставить подлинник приглашения в Департамент по гражданству и миграции до прибытия.

В случае принятия положительного решения выдача визы занимает максимум 5 рабочих дней с момента получения заявления.

В основном, ставки сбора за выдачу виз установлены в следующих размерах (таблица 1.2).

Ставка консульского сбора на однократную транзитную визу составляет 20 евро, на двукратную — 30 евро, на групповую однократную (с человека) — 10 евро, на групповую двукратную (с человека) — 15, многократная виза — ставка 40 евро.

Самым дешёвым типом визы является транзитная. Причём выгоднее ехать с компанией, так как в этом случае, скорее всего, нужно будет взять групповую однократную визу. Ставка консульского сбора на такую визу стоит с человека приблизительно 10 евро [5].

Стоимость транзитной визы для отдельных стран представлена в таблице 1.3 Для граждан Великобритании и США применяются ставки, аналогичные ставкам, взимаемым британской и американской сторонами в отношении граждан Беларуси. Великобритания: транзитная виза (без учета кратности) —

Таблица 1.2 Ставки консульских сборов на транзитную визу в белорусских представительствах (данные за 2010 год)

Тип визы

Ставка консульского собора (в EUR)

Транзитная виза: однократная

20

двукратная

30

групповая однократная (с человека)

10

групповая двукратная (с человека)

15

многократная

40

Источник [5].

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tranzitnyiy-turizm/

; США: транзитная виза (без учета кратности) — USD100. Кроме того, ставки сборов на основе принципа взаимности применяются также в отношении граждан Венгрии в зависимости от типа визы, Ирана, Китая, Мальты, Словакии, Словении, Чехии и Туркменистана. Для стран с консульскими учреждениями однократная виза стоит 60 евро, двукратная — 90 евро, групповая однократная (с человека) — 30 евро, групповая (с человека) — 45 евро, многократная — 120 евро. В странах без консульских учреждений стоимость визы ниже. Однократная стоит 30 евро, двукратная — 45 евро, групповая однократная (с человека) — 15 евро, групповая двукратная (с человека) — 22,5 евро, многократная виза стоит 60 евро. Для Венгрии, Чехии, Словакии однократная виза стоит 60 евро, двукратная — 105 евро, групповая однократная — 30 евро, групповая двукратная — 54 евро, многократная — 225 евро. Наши соседи из Латвии, Литвы, Польши и Эстонии все еще могут оформить визу по льготным ставкам. Однократная виза для Латвии, Литвы, Польши стоит 30 евро, двукратная — 45 евро, групповая однократная (с человека) — 30 евро, групповая двукратная (с человека) — 54 евро, многократная виза стоит приблизительно 105 евро [5].

Тип визы

Страны с консульскими учреждениями (EUR)

Страны без консульских учрежде-ний (EUR)

Венгрия, Чехия, Словакия (EUR)

Мальта, Словения (EUR)

Латвия, Литва, Польша, Эстония (EUR)

Туркменистан (USD)

Великобритания (USD)

США (USD)

однократная

60

30

60

30

30

60

234

100

двукратная

90

45

105

52,5

45

108

234

100

групповая однократная (с человека)

30

15

30

15

30

75

234

100

групповая двукратная (с человека)

45

22,5

54

27

54

135

234

100

многократная

120

60

225

112,5

105

300

234

100

В Республике Беларусь принят целый ряд документов, регулирующих правила транзитного проезда через страну и документы, касающиеся строительства и проектирования объектов придорожной инфраструктуры:

. Закон Республики Беларусь от 2 декабря 1994 г. № 3434-XII «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

. «Положение о порядке размещения, архитектурного оформления и оборудования объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. № 1326 «О некоторых вопросах размещения объектов придорожного сервиса».

. Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса».

. «Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2010 года», утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 10 октября 2008 г. №104.

. Программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы, утверждённая постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

. Постановление Совета Министров «О правилах транзитного проезда иностранных граждан через территорию Республики Беларусь».

Помимо общих льгот, установленных Правительством Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов зарубежных партнеров на территории республики, нужно выделить преференции касающиеся строительства новых объектов придорожного сервиса на республиканских автодорогах. Так Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 года № 270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» закреплены следующие льготы:

  • строительство и реконструкция объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним осуществляются без возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

— коммерческим банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предлагается предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по следующим ставкам:

  • по кредитам в белорусских рублях — в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка;

  • по кредитам в иностранной валюте — в размере 8 процентов годовых (данные до начала экономического кризиса).

— Указом рекомендовано местным Советам депутатов или по их поручению местным исполнительным и распорядительным органам в установленном порядке снижать в два раза ставки земельного налога и арендной платы за земельные участки, предоставляемые на период строительства и реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним.

  • Объекты придорожного сервиса освобождаются от обложения налогом на недвижимость в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию;

  • От налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, — в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;

— Освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы плательщиков — индивидуальных предпринимателей, полученные от реализации товаров (работ, услуг) в объектах придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов [8].

На официальных сайтах областных исполнительных комитетов и Государственного комитета по имуществу сформированы и постоянно актуализируются списки заранее сформированных земельных участков для размещения объектов придорожного сервиса.

Владельцами автодорог установлены специальные таблоиды «Здесь может быть построен Ваш объект придорожного сервиса» с целью информирования пользователей дорог о предлагаемых местах для размещения объектов придорожного сервиса.

Исчерпывающая информация, в том числе нормативная, по вопросам придорожного сервиса размещена на официальном сайте Департамента «Белавтодор». Представлены типовые строительные проекты объектов сервиса. Приведены контактные данные и электронные адреса владельцев республиканских автодорог, облисполкомов, Государственного комитета по имуществу. На сайте размещена Генеральная схема развития придорожного сервиса с наглядными картами существующих и предлагаемых для строительства объектов сервиса.

В условиях нашей республики порядка 60% от числа всех АЗС входят в состав государственного концерна «Белнефтехим». О серьезной конкуренции со стороны негосударственных компаний и, как результат, расширению сопутствующих услуг, пока говорить не приходиться. Именно поэтому, сегодня придается огромное значение привлечению иностранных компаний для создания объектов сервисной инфраструктуры на автодорогах республики.

К основным направлениям относятся:

  • создание культурно-туристских зон в больших и средних городах с ценным историко-культурным наследием, расположенных вдоль основных транспортных коридоров, пересекающих территорию страны и выполняющих функцию транспортных узлов (в Минске, Гродно, Бресте, Витебске, Могилеве, Гомеле, Бобруйске, Лиде, Полоцке, Пинске);

транзитный туризм беларусь придорожный

  • создание туристских центров в зоне одночасовой транспортной доступности вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Нехачево, Коссово и др.);

  • развитие придорожной сети объектов туристского обслуживания с размещением гостиниц в местах с благоприятными природно-ландшафтными условиями, позволяющих организовать отдых в течение нескольких дней, включая посещение близрасположенных туристских достопримечательностей;

  • увеличение количества пограничных переходов, упрощение процедур получения виз, прохождения паспортного и таможенного контроля для туристов;

  • создание справочно-информационной и маркетинговой службы, направленной на вовлечение транзитных пассажиров в систему туризма Беларуси.

К приоритетам направлениям развития придорожного сервиса относятся:

. Стабильность существующей нормативно-правовой базы, которая создает условия для эффективной работы местных исполнительных и распорядительных органов и организаций Государственного комитета по имуществу при выделении земельных участков для строительства объектов. Только прозрачность и неизменность правил осуществления хозяйственной деятельности предприятий и предсказуемость ситуации на рынке оказания услуг придорожного сервиса, позволят привлечь дополнительное количество инвесторов в эту сферу.

. Повышение качества работы с потенциальными инвесторами специалистов всех государственных организаций, задействованных в процедуре выделения земельных участков.

. Привлечение в сферу придорожного сервиса иностранных компаний с их опытом и высочайшими стандартами обслуживания в целях создания конкуренции, и как результат повышению качества оказываемых услуг.

. Информирование автоперевозчиков и других пользователей автодорог о существующей сервисной инфраструктуре, а также разъяснения и рекомендации по планированию размещения новых объектов придорожного сервиса.

. На крупнейшем белорусском пункте таможенного оформления «Козловичи» предполагается открыть зеленый коридор для товаров, перевозимых на автомобилях юридическими лицами. Надо сказать, что официальные лица в Таможенном комитете с осторожностью комментируют эту новость, поскольку таких коридоров пока нет. Для их создания нужно выделять специальное место, а значит, расширять нынешние пограничные переходы. Либо ужимать ныне существующие линии проезда.

Предполагается, что водитель будет тратить не более 30 минут. Это будет происходит благодаря использованию электронной декларации. То есть пока автомобиль едет к границе, документы на него по оптоволоконному кабелю уже поступают на пункт таможенного оформления. Разработано и передано контрагентам соответствующее программное обеспечение. Формальности на границе в итоге занимают существенно меньше времени. Это, к слову, требование Евросоюза — предварительное информирование о ввозимых товарах и транспортных средствах.

Оптимизируется деятельность всех контрольных органов, работающих на границе. Остановившись всего в одном месте, перевозчик сможет представить необходимые документы пограничникам, таможенникам, транспортному контролю, ветеринарным и фитосанитарным службам.

Напомним, что через «Козловичи», расположенные на границе с Польшей на важнейшей международной трассе Берлин — Минск — Москва, идет основной поток транзитных грузов, адресованных в первую очередь России. Если эксперимент покажет свою жизнеспособность, то новая технология будет распространена и на другие белорусские пункты пропуска на внешней границе Союзного государства и Таможенного союза. При этом не имеет значения, из какой страны и в какую следует товар. Не исключено, со временем на границе останутся только две службы — таможенная и пограничная. Это еще более упростит ее пересечение.

Все это стало возможным благодаря тому, что более десяти лет Беларусь и Россия сообща укрепляли таможенную инфраструктуру на общей западной границе Союзного государства. На эти цели израсходовано свыше 1,6 миллиарда российских рублей. Плюс 425 миллионов — на создание единой информационной системы. Реконструировано до европейского уровня 8 пунктов таможенного оформления, в том числе упомянутые «Козловичи». Граница теперь может пропускать грузов и автотранспорта в 2,5 раза больше прежнего [11].

Подводя итог данной главы, хотелось бы отметить, что современное состояние сферы туризма в Республики Беларусь свидетельствует о том, что она ещё не занимает такого положения в экономике страны, как в развитых странах. Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и существенно отстаёт от соседних государств. Из 15 тысяч объектов культурного и природного наследия в туристских целях используется менее 5%. Сохраняется тенденция к преобладанию выездного туризма над въездом.

Не сформирована целостная система государственного управления и регулирования сферы туризма. Отсутствует механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций. Крайне медленно осуществляется переход на принятые в международной практике стандарты качества туристских услуг и обслуживания туристов. Явно завышены и не соответствуют качеству цены на предоставленные услуги для иностранных туристов. Отсутствие единой эффективной системы статистического учёта и анализа приводит к тому, что реальный вклад туризма в создание валового внутреннего продукта занижается [12].


Изучив факторы, влияющие на количество строящихся объектов придорожного сервиса (далее — ПС) на европейских автомобильных магистралях Республики Беларусь и выделив главные, мною была разработана модель исследования:


На развитие сети инфраструктуры вдоль автомагистралей влияет множество факторов. Чтобы изучить эти факторы мною были использованы различные методы. С помощью анализа научной и методической литературы мною были подробно изучены все вопросы, касающиеся открытия придорожного сервиса, нормативно-правовая база, регулирующая эти вопросы, задачи, приоритеты и тенденции развития этого направления деятельности. Используя факторный анализ, были определены взаимосвязи между множеством внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие транзитного туризма; придорожный сервис рассмотрен как целостное множество элементов в совокупности отношений и связей между ними.

Исследование было проведено в конце августа 2011 года в районе гостиничного комплекса «Westa», расположенного в Минской области, Дзержинского района, км 319+800 Брестское направление автомобильной дороги М1/E30 Брест (Козловичи) — Минск — граница Российской Федерации (Редьки).

Опросили 50 респондентов возрастной категории от 19 до 53 лет. Методом сбора первичной информации был выбран метод опроса. Для проведения исследования была разработана анкета, с целью выяснения наличия спроса на услуги придорожного сервиса:

Анкета

Уважаемый респондент!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, связанных с придорожным сервисом Республики Беларусь. Мы хотим выяснить Ваше мнение о придорожном сервисе, его недостатках и достоинствах.

Прежде, чем отвечать внимательно прочтите все варианты и обведите в кружок те варианты, которые наиболее соответствует Вашему мнению.

. Вы пользуетесь услугами придорожного сервиса (мотели, кемпинги, точки общепита, санитарные пункты, АЗС (АГЗС), мойки автомобиля, пункты постоя автотранспорта, СТО)?

§ да

§ нет

2. Какими видами придорожного сервиса Вы пользуетесь?

§ мотели

§ кемпинги

§ точки общепита

§ санитарные пункты

§ АЗС (АГЗС)

§ мойки автомобиля

§ пункты постоя автотранспорта

§ СТО

3. Сколько Вы тратите времени на пользование услугами придорожного сервиса?

§ несколько минут

§ около получаса\часа

§ больше 2-х часов

§ больше 24-х часов

§ 4. Выразите своё отношение к стоимости услуг придорожного сервиса?

§ дорого

§ дешево

§ доступно

§ цена адекватна

5. Уровень обслуживания на Ваш взгляд:

§ высокий

§ средний

§ низкий

6. Какими дополнительными услугами Вы пользуетесь?

§ приобретаю товары (автомобильного профиля, пища, продукты нефтехимии)

§ пользуюсь услугами мотеля (развлечение, оздоровление, услуги связи)

§ иные услуги

§ не пользуюсь

7. Устраивает ли Вас качество услуг?

§ не полностью устраивает

§ да, устраивает

§ нет, не устраивает

8. Куда Вы направляетесь?

§ на дачу

§ еду в другую страну

§ еду в другой город Беларуси

9. В какой стране Вы живёте?

§ в Беларуси

§ в России

§ другая страна (указать какая)

10. Сколько Вам лет?

Спасибо за участие в опросе!

Анкету составила студентка 5-го курса БГУФК А.С. Артюшкова

При обработке данных, полученных во время проведения исследования, был использован метод описательной статистики (диаграммы).

Выборка репрезентативна, потому что может представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Обработанные результаты исследования показали, что спрос на услуги придорожного сервиса высокий (рисунок 3.1):

Рисунок объекты туризма и трассы международного значения республики беларусь  1

Рисунок 3.1 — Уровень спроса на услуги придорожного сервиса

«Да, пользуюсь» — ответили 42 человека, «нет, не пользуюсь» — ответили 7 человек. Группа потребителей состоит из людей, которые направляются на дачу, из отдыхающих в кафе, автолюбителей и молодёжи из близлежащих городов Минской области (Столбцы, Дзержинск, Фаниполь) (рисунок 3.2):

Рисунок уровень спроса на услуги придорожного сервиса 1

Рисунок 3.2 — Направление движения туристов

НД — едут на дачу, ОВК — отдыхают в кафе, ВДС — едут в другую страну, ВДГБ (автолюбители) — едут в другой город. Чтобы обеспечить поток машин, который будет гарантировать окупаемость услуг придорожного сервиса (не менее 8 тысяч машин в день), нужно участие остального сегмента потребителей этих услуг. К этим потребителям относятся иностранные перевозчики (дальнобойщики) и туристы. По словам работников департамента «Белавтодор» Беларуси иностранные перевозчики с 2006 года ушли с дорог Беларуси. Также у нас нет знаменитых курортов, по направлению к которым двигались бы многочисленные потоки туристов, оставляя в придорожных кафе и гостиницах свои деньги. Наши достопримечательности, находящиеся в нескольких километрах езды от европейских автомагистралей, — это Беловежская пуща, Мир, Несвиж и другие. По отношению к таким туристическим объектам по прежнему действует постановление Совета Министров «О правилах транзита иностранных граждан через территорию Республики Беларусь», в котором закреплены положения, не позволяющие отклоняться от путей следования для посещения достопримечательностей. В итоге группа спроса, которая могла бы потенциально состоять ещё и из туристов из-за границы, состоит только из туристов-дачников из Беларуси, автолюбителей и молодёжи, коротающей время в придорожных кафе (рисунок 3.3):

Рисунок направление движения туристов 1

Рисунок 3.3 — Страна проживания, Р — Россия, Б — Беларусь, ДС — другая страна

Это влечёт за собой не достаточно высокий уровень потока машин. Организации, которые собираются строить объекты придорожного сервиса, в первую очередь обращают внимание на этот показатель. Если они узнают информацию о том, что поток машин в среднем не превышает 3,5-4 тысячи машин в день, они понимают, что их бизнес окажется не рентабельным, тем более что окупаемость такого бизнеса занимает не один и даже не два года. Спрос есть на определённые объекты инфраструктуры (рисунок 3.4).

Самый высокий уровень спроса по результатам исследования был проявлен на услуги АЗС, а самый низкий — на услуги, станций технического обслуживания, пунктов постоя, санитарных пунктов, моек автомобиля. Это указывает на то, что потребитель обойтись без заправки автомобиля никак не сможет, поэтому АЗС — это объект придорожного сервиса пользующийся самым высоким спросом. Также известно, что большая часть АЗС принадлежит государственному концерну «Белнефтехим», что тоже способствует увеличению их количества. Всё больше появляется АГЗС. Если говорить про СТО, то низкий спрос на эти услуги обусловлен тем, что потребитель перед тем как ехать за город, ремонтирует свой автомобиль в черте города. Пункты постоя автотранспорта могут быть платные и бесплатные.

Рисунок страна проживания 1

Рисунок 3.4 — Какими видами придорожного сервиса пользуются потребители:

М — мотели, СТО — станции технического обслуживания, ТО — точки общепита, СП — санитарные пункты, ЗС — автозаправочные станции, МА — мойки автомобиля, ПП — пункты постоя автотранспорта

Водители большегрузных автомобилей предпочитают платную стоянку, чтобы быть уверенным в сохранности перевозимого имущества. Таковых у нас не много, возможно это ещё одна из причин того, что дальнобойщиков на наших дорогах стало значительно меньше. Мойками автомобилисты, в основном, пользуются в черте города, как и станциями технического обслуживания. Это отражает их количество и восстребованность. Вот насчёт туалета может быть 2 варианта: либо туалетов нет, либо они внутри выглядят не привлекательно. Если говорить про мотели, то обеспеченности ими в том количестве, которое требуется, кроме магистрали Е30, нет. Пункты общественного питания по востребованности среди остальных объектов придорожного сервиса находятся на втором месте. Это говорит о том, что они есть в достаточном количестве, уровень сервиса потребителя устраивает и об уровне доходов белорусов. Ведь питание-это то без чего сложно обойтись. Питание входит в минимальный набор услуг потребителя. Какие же тогда дополнительные услуги предпочитают белоруские авмобилисты? (рисунок 3.5):

Рисунок какими видами придорожного сервиса пользуются потребители  1

Рисунок 3.5 — Дополнительные услуги

ПТ — приобретают товары (автомобильного профиля, продукты нефтехимии), УМ — пользуются услугами мотеля (развлечения, оздоровление, услуги связи), ИУ — иные услуги, НП — не пользуются. Большая часть потребителей покупает товары. Это могут быть товары автомобильного профиля, такие как масла, стеклоомыватели. Товары нефтехимии — влажные салфетки и другие товары. На втором месте среди дополнительных услуг — услуги мотеля оздоровительного профиля (СПА, медицинские услуги), услуги связи (интернет, телефонная связь), развлечения (бильярд, дискотека с баром, ресторан), автостоянка, пункт обмена валют, мелкий ремонт одежды. Не пользуется дополнительными услугами почти треть из 50 опрошенных.

Данные о том, сколько потребитель тратить времени для того, чтобы воспользоваться услугами придорожного сервиса, отображены на рисунке 3.6 НМ — несколько минут, ОПМ — около получаса/часа, Б 2-х — больше 2-х часов, Б 24-х — больше 24-х часов. Большая часть потребителей тратить около получаса/часа времени, что ещё раз подтверждает, что спрос на услуги размещения в придорожных гостиницах не велик.

Рисунок дополнительные услуги 1

Рисунок 3.6 — Количество времени, затрачиваемого на пользование услугами придорожного сервиса:

Большинство опрошенных считает, что услуги придорожного сервиса дорогие (рисунок 3.7):

Рисунок количество времени 1

Рисунок 7 — Отношение потребителей к стоимости услуг:, ДОР — дорого, ДЕШ — дешево, ДОС — доступно, ЦА — цена адекватна.

Чуть меньше половины респондентов считают, что цена на услуги придорожной инфраструктуры доступна. Это говорит о том, что цены на эти услуги выставлены разумно, и многие в состоянии приобрести те или иные услуги или товары.

Уровень обслуживания считают средним, а качество большинство потребителей устраивает не полностью (рисунок 8, рисунок 9):

Рисунок отношение потребителей к стоимости услуг  1

Рисунок 8 — Уровень обслуживания:, ВЫС — высокий, СРЕД — средний, НИЗ — низкий

Рисунок уровень обслуживания  1

Рисунок 9 — Качество услуг:, НПУ — не полностью устраивает, ДУ — да, устраивает, ННУ — нет, не

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что транзитный туризм-это действительно один из перспективных видов белорусского туристского потенциала, но есть вопросы, в процессе решения которых эта отрасль находится и есть положительные тенденции, которые нельзя не заметить. Среди положительных тенденций в области таможенного контроля: в связи с тем, что у Республики Беларуси, Российской Федерации и Республики Казахстан теперь единая таможенная территория, пробуют ввести систему «зелёного коридора». Это специальная система, ускоряющая оформление документов и способствующая более быстрому прохождению машин через границу, это будет способствовать увеличению потока большегрузных атомобилей в нашу Республику. Увеличение количества рекламных, информационных знаков на дорогах международного значения приведёт к росту потока туристов. Мы — транзитная страна и мы должны пользоваться этим преимуществом!

Количество объектов придорожного сервиса на дорогах Беларуси, включённых в число европейских автомобильных маршрутов, недостаточное. Только на трассе М1 эти показатели достигнуты и количество объектов придорожного сервиса на некоторых участках даже превышает установленное планом количество. Это отражено в Генеральной схеме развития придорожного сервиса на автомобильных дорогах Беларуси до 2015 года. Существуют нормы, которые есть в международных нормативах, записанных в Европейском соглашении о международных автомагистралях (СМА) и в соглашении о трансъевропейских автомагистралях (ТЕМ).

По этим нормам пункты постоя должны располагаться на расстоянии 100-200 км, АЗС — 20-50 км, СТО — 30-100 км, пункты питания — 30-50 км задаём себе вопрос: «Почему на белорусских трассах международного значения недостаточное количество объектов придорожного сервиса?» Это связано с тем, что инвесторы хотят строить объекты там, где наибольший спрос на предоставляемые услуги. Если спроса нет, то бизнес становится убыточным. Возможную причину убыточности эксперты видят в невысокой интенсивности движения на белорусских дорогах.

Причём этот показатель (интенсивности движения) считается первичным, нежели качество услуг придорожного сервиса, наличие дополнительных услуг, стоимость услуг или нормативно — правовая база Республики Беларусь.

Впрочем, не всё выглядит так печально. В последнее время наблюдается рост числа желающих посетить древние белорусские замки, отдохнуть на лоне природы. Число туристов, проезжающих через Беларусь транзитом, также растёт, об этом свидетельствуют цифры: с 2009 по 2010 годы число туристов, следующих транзитом возросло на 1,5 %. Положительные тенденции прослеживаются в области таможенного контроля: в связи с тем, что у Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан теперь единая таможенная территория, пробуют ввести систему «зелёного коридора». Это специальная система, ускоряющая оформление документов и способствующая более быстрому прохождению машин через границу.

Чтобы привлечь к себе клиентов, владельцы объектов стараются построить не просто однообразное серийное здание у дороги, а выбирают оригинальный, подчёркивающий местный колорит проект. Это комплексный объект, где есть гостиница, охраняемая стоянка, точка питания, АЗС. Примером такого объекта может служить гостиничный комплекс «Westa», расположенный в Дзержинском районе, Брестское направление автомобильной дороги М-1.

Придорожный сервис в нашей республике только начал набирать обороты. А это значит, что многие ниши ещё не заняты — они ждут инициативных, трудолюбивых, предприимчивых.


1. Бизнес-портал Беларуси [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http: /www.belinvest. info. — Дата доступа: 14.03.2011.

. Генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2015 года: утверждена Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 31 декабря 2010 г., N 106 // Консультант Плюс: Беларусь: Нормативные документы — 2009. — № 26. — 7/13173.

. Горбылёва З.М. География международного туризма. Страны СНГ и Балтии. — Мн.: Аверсэв, 2004. — 252 с.

. Горбылёва З.М. Экономика туризма: учеб. — практ. пособие — Минск: Мин-во образования РБ; БГЭУ; Высш. шк. туризма, 2002. — 144 с.

. Государственный пограничный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2010. — Режим доступа: . by/border — Дата доступа: 05.11.10.

. Глушко А.А., География туризма: учеб. пособие / А.А. Глушко, А.М. Сазыкин — Владивосток, 2002. — 265с.

. Губа В.П., Воронов Ю.С., Карпов В.Ю. Методы научного исследования туризма: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец.032103 — Рекреация и спорт. — оздоров. туризм, 032102 — Физ. культура для лиц с откл. в состоянии здоровья (адапт. физ. культура).

— М.: Физическая культура, 2010. — 176 с.

. Декрет «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности»: Министерство экономики, 6 августа 2009 года, N 10 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2011. — № 34. — 4/15194.

. Департамент «Белавтодор» [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://belavtodor. belhost. by/ — Дата доступа: 05.11.10.

. Закон Республики Беларусь «О туризме»: принят Палатой представителей 10 ноября 1999 года (ред. от 16.06.2010),N 206 // КонсультантПлюс: Беларусь: Нормативные документы — 2009. — № 35. — 8/12194.

. Информационно-аналитический ресурс, специализирующийся на публикациях материалов, касающихся Таможенного союза [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: . by/index.html . — Дата доступа: 12.06.2011.

12. Информационно — справочный портал Беларуси [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: http://Interfax. by <http://www.pravo.by>. — Дата доступа: 05.01.2010.

. Мильштейн О.А., Прокопчук Ю.А. Анкетирование как средство общения социолога с респондентами в сфере физической культуры и спорта: метод. рекомендации для студентов ин-та физ. культуры. — Краснодар, 1991. — 264 с.

. Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: . by/ <http://www.mfa.gov.by/>

  • Дата доступа: 14.03.2010.

. Министерство спорта и туризма [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: . by/ru/ — Дата доступа: 02.10.09.

. Министерство транспорта и коммуникаций [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: . by/ — Дата доступа: 27.09.10.

. Национальное агентство по туризму [Электронный ресурс]. — Минск, 2011. — Режим доступа: . by <http://www.belarustourism.by>. — Дата доступа: 08.01.2011.

. Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 гг.: 29 декабря 2009 г., N 2026 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2010. — № 70. — 4/16194.

. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: . by/ — Дата доступа: 12.10.09.

. Официальный сайт республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: . by/ — Дата доступа: 23.09.11.

. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении правил транзитного проезда (транзита) иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Республики Беларусь».: 19 января 2006 г., N 63 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2009. — № 56. — 8/13195.

. Статистический сборник «Туризм и туристические ресурсы Республики Беларусь», 2011. — Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь — 131с.

. Инструкция по оформлению диссертации и автореферата: Утв. постановлением президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь 24.12.97 № 178 с изменениями и дополнениями. — Минск, 2006. — 29 с.

. Туристический информационный бюллетень №1, под ред. Т.В. Тимакова. — Минск: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2009. — 80с.


Таблица 1 — Рекомендуемые расстояния между объектами придорожного сервиса

Категория автомобильной дороги

Рекомендуемые расстояния между объектами, км