Анализ влияния внешних и внутренних факторов на управление в таможенных органах

Курсовая работа

В своей деятельности Владивостокская таможня для реализации поставленных задачи использует различные технологии.

В 2011 году таможня применила технологии удаленного выпуска. Технология удаленного выпуска является составной частью развития интернет-декларирования и основана на обработке интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаимодействия между различными таможенными органами.

Она предусматривает, что декларирование и выпуск товаров происходят во внутреннем таможенном органе. А ввоз, временное хранение товаров и их фактический контроль осуществляются в регионе деятельности внешнего таможенного органа, который приближен к государственной границе РФ. Таким образом, документальный и фактический контроль осуществляют разные таможенные органы.

Применение передовых технологий, в том числе и мобильного инспекционного-досмотрового комплекса (МИДК), значительно ускоряют таможенный контроль [9].

Также в 2012 году Владивостокская таможня применила технологии предварительного электронного декларирования. Предварительное информирование предполагает предоставление в таможенный орган в электронном виде сведений, необходимых для осуществления таможенных операций, еще до пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации, а точнее — не позднее, чем за 2 часа до прибытия товара. Такая технология сокращает временные затраты на таможенные операции и экономит затраты на хранение товара на складах временного хранения, при этом увеличивается оборот площадей и судов.

С помощью электронного декларирования с января по июль 2012 года оформлено 70758 деклараций на товары, что составило 99,16% от общего числа оформленных деклараций (71360), в т.ч. — с применением технологии удаленного выпуска — 7847, что составило 11% от общего количества. 48373деклараций на товары (67,8%) оформлено за срок не более 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации.

В настоящее время таможня успешно реализует перспективные направления деятельности, такие как реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, оформление продукции морского промысла в упрощенном порядке (более 60% объёмов рыбопродукции Дальнего Востока), экспериментальное внедрение технологии «сухого порта» [11].

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции. Регион деятельности таможни определяется ФТС.

13 стр., 6325 слов

Характеристика деятельности Курской таможни

... №2 Крупецкого таможенного поста, Войсковая часть 11262, Курское ОАО «Прибор», ЗАО «РОСТЭК-Курск». Предмет - анализ деятельности организаций (предприятий, учреждений) г. Курск и Курской области. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСКОЙ ТАМОЖНИ 1.1 История ...

Структура Владивостокской таможни представлена в Приложении 1.

Организационно-управленческая структура Владивостокской таможни является линейно-функциональной, основу которой составляет вертикальный принцип построения и специализация управленческих подразделений по функциональным подсистемам таможенного органа.

Во Владивостокской таможне можно выделить 4 уровня управления:

  • начальник таможни;
  • заместители начальника таможни;
  • отделы и отделения;
  • таможенные посты.

В составе Владивостокской таможни входят 5 таможенных постов: Аэропорт Владивосток, Первомайский, Морской порт Владивосток, Владивостокский прижелезнодорожный почтамт и Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) [15].

Сегодня Владивостокская таможня – одна из крупнейших в Дальневосточном регионе, в ее штате около 700 человек. Между звеньями и уровнями управления в таможне складываются следующие виды взаимоотношений:

  • вертикальные управленческие отношения (начальник таможни – подразделения таможни, таможенный пост);
  • горизонтальные управленческие отношения (отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост).

Линейными руководителями в данной структуре являются начальник таможни, заместители начальника таможни, а функциональными – начальники отделов, начальники таможенных постов.

На управление во Владивостокской таможне также влияют такие факторы как профессиональная подготовка кадров, сотрудничество сотрудников друг с другом при принятии решений.

Работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров ведется во Владивостокской таможне постоянно, что способствует как росту профессионального уровня таможенников, надлежащему исполнению своих служебных обязанностей, так и недопущению нарушения таможенного законодательства, повышению уровня дисциплины и противодействию, коррупционным проявлениям на службе [10].

2.2 Влияние факторов внешней среды на деятельность Владивостокской таможни

Внешняя среда таможенной системы рассматривается на макро и микроуровне.

На рисунке 5 представлена внешняя среда Владивостокской таможни.

Рис. 5 Внешняя среда Владивостокской таможни [5]

К факторам прямого воздействия (микроуровень) относят участников ВЭД. Они оказывают очень сильное влияние на деятельность таможни. Эффективная деятельность таможни зависит от:

  • количество участников ВЭД;
  • количество оформленных деклараций;
  • внешнеторговый оборота;
  • товарная структура внешней торговли;
  • географическая направленность внешней торговли.

Следующими факторами, оказывающими влияния на деятельность таможни, являются таможенные представители, владельцы СВХ и другие лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Таможенный представитель значительно сокращает время проведения таможенной операции. Он обеспечивает четкость документации и оплату всех таможенных платежей и пошлин. Владельцы СВХ предоставляют свои помещения для хранения товара в то время, пока проводится таможенное декларирование.

Поставщиком трудовых ресурсов является ГОУ ВПО Российская таможенная академия. От уровня подготовки специалистов зависит деятельность таможни. Также в РТА есть факультет повышения квалификации, где сотрудники таможенных органов проходят повышения квалификации.

15 стр., 7005 слов

Методы управления в деятельности таможенных органов

... методов управления; показать применение методов управления в таможенных органах; проанализировать проблемы применения и перспективы совершенствования методов управления в таможенной деятельности. Предмет данной работы - методы управления. таможенный орган управление метод Реализация функций управления и ...

Внешние факторы прямого воздействия на деятельность таможни также обусловлены воздействием от систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, руководитель ФТС, руководитель РТУ).

При внесении изменений в законы, формировании новых законов, тем или иным образом касающихся таможенной сферы, деятельность таможни будет меняться. Например, установленные государством количественные ограничения экспорта/импорта товаров, приводят к сокращению внешнеторгового оборота. Также льгот, предоставленные физическим лицам при перемещении ими товаров для личного пользования, непосредственно влияет на формирование таможенных платежей. А на сегодняшний день доходы, приносимые таможенной службой Российской Федерации, составляют около 50% всех поступлений в бюджет страны.

В целях повышения эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела и таможенными правонарушениями осуществляется постоянное взаимодействие таможни между всеми правоохранительными органами и иными государственными органами. Например, таможня взаимодействует в Россельхознадзор для того, чтобы защитить потребителей от некачественной и небезопасной продукции. Поскольку одной из главных целей таможни является защита экономических интересов

К факторам косвенного воздействия (макроуровень) относят: экономика, политика, НТП.

Развитие экономики и деловой активности стран, развитие международного сотрудничества и торговли, привлечение инвестиций в совместные экономические проекты, стабилизация политической и социальной обстановки способствует развитию внешнеторговой деятельности, а, следовательно, увеличению участников ВЭД.

Научно-технический прогресс (НТП) способствует развитию современных технологий, применяемых в различных организациях (внедрение нового современного оборудования, использование сети Интернет, оформление документации в электронном виде), что в свою очередь позволит значительно сократить время совершения таможенных операций, сроки временного хранения товаров, и таким образом снизить издержки таможен, участников ВЭД, таможенных перевозчиков, таможенных представителей.

Кроме вышеперечисленных факторов, на деятельность таможни влияет также политический фактор: уровень политической стабильности в стране, международные соглашения по тарифам и торговле, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти. Например, вступление России в ВТО привело к упрощению таможенных операций, совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров и проведение консультаций с бизнес-сообществом и многое другое. Также на данный момент существует высокий уровень коррупции со стороны должностных лиц, а это в свою очередь снижает эффективность работы таможни.

2.3 Анализ внутренних и внешних факторов Владивостокской таможни

Используя метод SWOT-анализа, определим факторы внешней и внутренней среды таможенного органа и построим матрицу, позволяющую выявить сильные и слабые стороны Владивостокской таможни, внешние возможности и угрозы.

В таблице 2 представлены сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности Владивостокской таможни.

Таблица 2

SWOT-анализ Владивостокской таможни [5]

Сильные стороны таможни

Возможности

1. Увеличение с каждым годом внешнеторгового оборота.

2. Повышение перечислений в федеральный бюджет.

3. Наличие финансовых возможностей.

4. Наличие квалифицированных специалистов.

5. Применение электронного декларирования.

1. Рост спроса на таможенные услуги.

2. Развитие международной экономической интеграции.

3. Усиление борьбы с правонарушениями и преступления в сфере таможенного дела.

4. Развитие таможенной инфраструктуры

Слабые стороны таможни

Угрозы

1. Низкий уровень взаимодействия с муниципальными и госорганами власти, контролирующими органами.

2. Низкий уровень развития транспортно-логистической системы.

3. Нарушение таможенного законодательства.

1. Усиление глобальной конкуренции.

2. Повышение таможенных пошлин.

3. Увеличение числа преступлений в сфере таможенного дела.

4. Политическая нестабильность

5. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране.

6. Высокий уровень коррумпированности власти.

7. Снижение количества участников ВЭД.

8. Снижения уровня образования.

9. Негативное влияние НТП.

Рассмотрев результаты использования матрицы SWOT во Владивостокской таможне, посмотрим матрицу влияния сильных и слабых сторон на возможности и опасности представленную в таблице 3.

Матрица влияния строится на основе экспертного метода. Используется следующая шкала оценок:

  • 3-сильное негативное влияние
  • 2-среднее негативное влияние
  • 1-слабое негативное влияние

0-отсутствие влияния

+1-слабое позитивное влияние

+2-среднее позитивное влияние

+3-сильное позитивное влияние

Таблица 3

Воздействие сильных и слабых сторон Владивостокской таможни на внешние возможности и опасности

Возможности

Итого

Угрозы

Итого

Сильные стороны

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Увеличение с каждым годом внешнеторгового оборота

+3

+2

+3

+3

+11

+3

+2

+2

+2

0

+1

+3

+1

+1

+15

2. Повышение перечислений в федер альный бюджет

+3

+2

+3

+3

+11

+2

+2

+2

+2

0

+1

+3

+1

+1

+8

3. Наличие финансовых возможностей

+2

+2

+3

+3

+10

+2

+2

+3

+1

0

+3

+2

+2

+2

+10

4. Наличие квалифицированных специалистов

+3

+1

+1

+1

+6

+2

0

+3

+2

0

+3

+2

+2

+2

+16

5.Применение электронного декларирования

+3

+3

+1

+3

+10

+2

0

+1

0

0

+1

+3

+2

0

+9

Слабые стороны

1. Низкий уровень взаимодействия с муниципальными и госорганами власти, контролирующими органами

-1

-2

-3

-1

-7

0

0

-3

-2

0

-1

-1

-1

0

-6

2. Низкий уровень развития транспортно-логистической системы

-3

-2

-1

-2

-8

-3

-1

-2

-2

0

-3

-3

-1

0

-13

3. Нарушение таможенного законодательства

-1

-3

-2

-2

-8

-3

-2

-2

-3

0

-2

-1

-2

0

-12

Итого:

9

3

5

8

25

5

3

4

0

0

3

6

4

6

37