Анализ влияния внешних и внутренних факторов на управление в таможенных органах

Курсовая работа

В своей деятельности Владивостокская таможня для реализации поставленных задачи использует различные технологии.

В 2011 году таможня применила технологии удаленного выпуска. Технология удаленного выпуска является составной частью развития интернет-декларирования и основана на обработке интернет-деклараций с использованием электронного юридически значимого взаимодействия между различными таможенными органами.

Она предусматривает, что декларирование и выпуск товаров происходят во внутреннем таможенном органе. А ввоз, временное хранение товаров и их фактический контроль осуществляются в регионе деятельности внешнего таможенного органа, который приближен к государственной границе РФ. Таким образом, документальный и фактический контроль осуществляют разные таможенные органы.

Применение передовых технологий, в том числе и мобильного инспекционного-досмотрового комплекса (МИДК), значительно ускоряют таможенный контроль [9].

Также в 2012 году Владивостокская таможня применила технологии предварительного декларирования товаров и транспортных средств">электронного декларирования. Предварительное информирование предполагает предоставление в таможенный орган в электронном виде сведений, необходимых для осуществления таможенных операций, еще до пересечения товарами таможенной границы Российской Федерации, а точнее — не позднее, чем за 2 часа до прибытия товара. Такая технология сокращает временные затраты на таможенные операции и экономит затраты на хранение товара на складах временного хранения, при этом увеличивается оборот площадей и судов.

С помощью электронного декларирования с января по июль 2012 года оформлено 70758 деклараций на товары, что составило 99,16% от общего числа оформленных деклараций (71360), в т.ч. — с применением технологии удаленного выпуска — 7847, что составило 11% от общего количества. 48373деклараций на товары (67,8%) оформлено за срок не более 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации.

В настоящее время таможня успешно реализует перспективные направления деятельности, такие как реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, оформление продукции морского промысла в упрощенном порядке (более 60% объёмов рыбопродукции Дальнего Востока), экспериментальное внедрение технологии «сухого порта» [11].

10 стр., 4616 слов

Роль и место Центральной акцизной таможни в организации таможенного ...

... деятельности; общая оценка результативности деятельности таможенного контроля; формулировка вывода о результативности деятельности. ... партнеров в рамках электронного декларирования, возможно создание ... могут стать своеобразными «центральными местами» формирования локалитетов ... компьютерных и информационных технологий; способность быстро ... качества осуществления таможенного контроля на таможнях ЦАТ. В ...

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции. Регион деятельности таможни определяется ФТС.

Структура Владивостокской таможни представлена в Приложении 1.

Организационно-управленческая структура Владивостокской таможни является линейно-функциональной, основу которой составляет вертикальный принцип построения и специализация управленческих подразделений по функциональным подсистемам таможенного органа.

Во Владивостокской таможне можно выделить 4 уровня управления:

  • начальник таможни;
  • заместители начальника таможни;
  • отделы и отделения;
  • таможенные посты.

В составе Владивостокской таможни входят 5 таможенных постов: Аэропорт Владивосток, Первомайский, Морской порт Владивосток, Владивостокский прижелезнодорожный почтамт и Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) [15].

Сегодня Владивостокская таможня – одна из крупнейших в Дальневосточном регионе, в ее штате около 700 человек. Между звеньями и уровнями управления в таможне складываются следующие виды взаимоотношений:

  • вертикальные управленческие отношения (начальник таможни – подразделения таможни, таможенный пост);
  • горизонтальные управленческие отношения (отдел таможни — отдел таможни; таможенный пост — таможенный пост).

Линейными руководителями в данной структуре являются начальник таможни, заместители начальника таможни, а функциональными – начальники отделов, начальники таможенных постов.

На управление во Владивостокской таможне также влияют такие факторы как профессиональная подготовка кадров, сотрудничество сотрудников друг с другом при принятии решений.

Работа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров ведется во Владивостокской таможне постоянно, что способствует как росту профессионального уровня таможенников, надлежащему исполнению своих служебных обязанностей, так и недопущению нарушения таможенного законодательства, повышению уровня дисциплины и противодействию, коррупционным проявлениям на службе [10].

2.2 Влияние факторов внешней среды на деятельность Владивостокской таможни

Внешняя среда таможенной системы рассматривается на макро и микроуровне.

На рисунке 5 представлена внешняя среда Владивостокской таможни.

Рис. 5 Внешняя среда Владивостокской таможни [5]

К факторам прямого воздействия (микроуровень) относят участников ВЭД. Они оказывают очень сильное влияние на деятельность таможни. Эффективная деятельность таможни зависит от:

  • количество участников ВЭД;
  • количество оформленных деклараций;
  • внешнеторговый оборота;
  • товарная структура внешней торговли;
  • географическая направленность внешней торговли.

Следующими факторами, оказывающими влияния на деятельность таможни, являются таможенные представители, владельцы СВХ и другие лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Таможенный представитель значительно сокращает время проведения таможенной операции. Он обеспечивает четкость документации и оплату всех таможенных платежей и пошлин. Владельцы СВХ предоставляют свои помещения для хранения товара в то время, пока проводится таможенное декларирование.

16 стр., 7613 слов

Деятельность дальневосточного таможенного управления

Дальневосточное таможенное управление создано приказом Главного управления государственного таможенного контроля СССР 7 августа 1990 года № 182. В настоящее время в зоне деятельности ДВТУ находится 12 таможен и 49 таможенных постов. 1.Дальневосточная оперативная таможня 2.Биробиджанская ...

Поставщиком трудовых ресурсов является ГОУ ВПО Российская таможенная академия. От уровня подготовки специалистов зависит деятельность таможни. Также в РТА есть факультет повышения квалификации, где сотрудники таможенных органов проходят повышения квалификации.

Внешние факторы прямого воздействия на деятельность таможни также обусловлены воздействием от систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание, Председатель Правительства, руководитель ФТС, руководитель РТУ).

При внесении изменений в законы, формировании новых законов, тем или иным образом касающихся таможенной сферы, деятельность таможни будет меняться. Например, установленные государством количественные ограничения экспорта/импорта товаров, приводят к сокращению внешнеторгового оборота. Также льгот, предоставленные физическим лицам при перемещении ими товаров для личного пользования, непосредственно влияет на формирование таможенных платежей. А на сегодняшний день доходы, приносимые таможенной службой Российской Федерации, составляют около 50% всех поступлений в бюджет страны.

В целях повышения эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела и таможенными правонарушениями осуществляется постоянное взаимодействие таможни между всеми правоохранительными органами и иными государственными органами. Например, таможня взаимодействует в Россельхознадзор для того, чтобы защитить потребителей от некачественной и небезопасной продукции. Поскольку одной из главных целей таможни является защита экономических интересов

К факторам косвенного воздействия (макроуровень) относят: экономика, политика, НТП.

Развитие экономики и деловой активности стран, развитие международного сотрудничества и торговли, привлечение инвестиций в совместные экономические проекты, стабилизация политической и социальной обстановки способствует развитию внешнеторговой деятельности, а, следовательно, увеличению участников ВЭД.

Научно-технический прогресс (НТП) способствует развитию современных технологий, применяемых в различных организациях (внедрение нового современного оборудования, использование сети Интернет, оформление документации в электронном виде), что в свою очередь позволит значительно сократить время совершения таможенных операций, сроки временного хранения товаров, и таким образом снизить издержки таможен, участников ВЭД, таможенных перевозчиков, таможенных представителей.

Кроме вышеперечисленных факторов, на деятельность таможни влияет также политический фактор: уровень политической стабильности в стране, международные соглашения по тарифам и торговле, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти. Например, вступление России в ВТО привело к упрощению таможенных операций, совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров и проведение консультаций с бизнес-сообществом и многое другое. Также на данный момент существует высокий уровень коррупции со стороны должностных лиц, а это в свою очередь снижает эффективность работы таможни.

2.3 Анализ внутренних и внешних факторов Владивостокской таможни

Используя метод SWOT-анализа, определим факторы внешней и внутренней среды таможенного органа и построим матрицу, позволяющую выявить сильные и слабые стороны Владивостокской таможни, внешние возможности и угрозы.

В таблице 2 представлены сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности Владивостокской таможни.

Таблица 2

SWOT-анализ Владивостокской таможни [5]

Сильные стороны таможни

Возможности

1. Увеличение с каждым годом внешнеторгового оборота.

2. Повышение перечислений в федеральный бюджет.

3. Наличие финансовых возможностей.

4. Наличие квалифицированных специалистов.

5. Применение электронного декларирования.

1. Рост спроса на таможенные услуги.

2. Развитие международной экономической интеграции.

3. Усиление борьбы с правонарушениями и преступления в сфере таможенного дела.

4. Развитие таможенной инфраструктуры

Слабые стороны таможни

Угрозы

1. Низкий уровень взаимодействия с муниципальными и госорганами власти, контролирующими органами.

2. Низкий уровень развития транспортно-логистической системы.

3. Нарушение таможенного законодательства.

1. Усиление глобальной конкуренции.

2. Повышение таможенных пошлин.

3. Увеличение числа преступлений в сфере таможенного дела.

4. Политическая нестабильность

5. Неблагоприятная демографическая ситуация в стране.

6. Высокий уровень коррумпированности власти.

7. Снижение количества участников ВЭД.

8. Снижения уровня образования.

9. Негативное влияние НТП.

Рассмотрев результаты использования матрицы SWOT во Владивостокской таможне, посмотрим матрицу влияния сильных и слабых сторон на возможности и опасности представленную в таблице 3.

Матрица влияния строится на основе экспертного метода. Используется следующая шкала оценок:

  • 3-сильное негативное влияние
  • 2-среднее негативное влияние
  • 1-слабое негативное влияние

0-отсутствие влияния

+1-слабое позитивное влияние

+2-среднее позитивное влияние

+3-сильное позитивное влияние

Таблица 3

Воздействие сильных и слабых сторон Владивостокской таможни на внешние возможности и опасности

Возможности

Итого

Угрозы

Итого

Сильные стороны

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Увеличение с каждым годом внешнеторгового оборота

+3

+2

+3

+3

+11

+3

+2

+2

+2

0

+1

+3

+1

+1

+15

2. Повышение перечислений в федер альный бюджет

+3

+2

+3

+3

+11

+2

+2

+2

+2

0

+1

+3

+1

+1

+8

3. Наличие финансовых возможностей

+2

+2

+3

+3

+10

+2

+2

+3

+1

0

+3

+2

+2

+2

+10

4. Наличие квалифицированных специалистов

+3

+1

+1

+1

+6

+2

0

+3

+2

0

+3

+2

+2

+2

+16

5.Применение электронного декларирования

+3

+3

+1

+3

+10

+2

0

+1

0

0

+1

+3

+2

0

+9

Слабые стороны

1. Низкий уровень взаимодействия с муниципальными и госорганами власти, контролирующими органами

-1

-2

-3

-1

-7

0

0

-3

-2

0

-1

-1

-1

0

-6

2. Низкий уровень развития транспортно-логистической системы

-3

-2

-1

-2

-8

-3

-1

-2

-2

0

-3

-3

-1

0

-13

3. Нарушение таможенного законодательства

-1

-3

-2

-2

-8

-3

-2

-2

-3

0

-2

-1

-2

0

-12

Итого:

9

3

5

8

25

5

3

4

0

0

3

6

4

6

37