» Внешняя торговля РФ.»

Курсовая работа

На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое. И Россия является активным участником международной торговли.

Главными преимуществами России по-прежнему являются большой объем рынка и относительная макроэкономическая стабильность. Но в настоящее время конкурентоспособность России находится на недостойном для такой страны уровне. Всемирный экономический форум опубликовал рейтинги конкурентоспособности 133 стран за 2009-2010 годы. В соответствии с докладом Global Competitiveness Report, Россия упала с 51-го на 63-е место, опустившись ниже таких стран, как Черногория, Турция, Мексика, Панама и Маврикий.

В настоящее время торгово-экономические связи в основном сохранили прежние черты. Это, прежде всего, относится к структуре товарооборота, которая изменилась не так сильно. Основу товарообменных операций составили топливно-энергетические товары, черные и цветные металлы, удобрения, машиностроительная продукция.

Выбранная тема чрезвычайно актуальна, так как сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Также посредством внешней торговли происходит перераспределение материальных благ на межгосударственном уровне, способствуя, тем самым, развитию товарно-денежных отношений в стране под влиянием усиления контактов с внешним рынком.

В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

5 стр., 2149 слов

Международные перевозки и транспортное обслуживание международных ...

... транспортных услуг В связи с тем, что рынок транспортных услуг В большинстве международных транспортных конвенций имеются положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров в соответствующих международных сообщениях. Согласно договору, одна сторона - транспортная организация (перевозчик) - принимает на ...

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

Международная (внешняя торговля) — торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну. Это древняя и традиционная форма международных экономических отношений. Согласно историческим исследованиям, внешняя торговля древнее ремесла и земледелия. В отличие от внутренней торговли, внешняя торговля обеспечивает движение товаров между государствами, что неизбежно порождает определенные противоречия и проблемы, вытекающие из длительных расстояний и фактора времени, различия традиций, национальных денег и т.д.

Роль внешней торговли в международных экономических отношениях постоянно возрастала. Рост внешней торговли не был равномерным, но это не меняло общей тенденции ее развития. Многие экономисты устанавливают причинно-следственную связь между ростом внешней торговли и ростом мирового производства и благосостояния. Хотя эта точка зрения не бесспорна. Но сравнительно недавно Мировой банк провел исследование экономического роста 40 развивающихся стран, которые были сгруппированы по торговой ориентации. Результаты исследования подтвердили отмеченную выше причинно-следственную связь.

В целом за период с конца XIX до начала XX в. мировая торговля развивалась довольно быстрыми темпами — в среднем 3,5% в год. Развитие внешней торговли было приостановлено первой мировой войной. После войны рост возобновился, но затем был прерван «Великой депрессией» и второй мировой войной. После второй мировой воины внешняя торговля возобновилась и стала расширяться исключительно быстро. С 1947 по 1973 г.г. объем мирового экспорта ежегодно возрастал на 6%. В начале 80-х годов был некоторый застои в развитии внешней торговли, вызванный «нефтяным шоком». С 1984 г. подъем внешней торговли возобновился и к 1990 г. темпы прироста мирового экспорта достигли 7% в год. В целом за последние 50 лет произошел резкий, «взрывной рост» экспорта товаров.

Внешняя торговля оценивается с помощью базовых понятий экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Экспорт – вывоз товаров из страны для продажи или использования в других государствах. Экономическая эффективность экспорта определяется тем, что страна вывозит ту продукцию, издержки, производства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зависит от соотношений национальных и мировых цен данного товара. Импорт – ввоз в страну иностранных товаров из-за границы. При импорте страна приобретает товары, производство которых в настоящее время экономически выгодно. При расчете эффективности внешней торговли подсчитывается тот экономический выигрыш, который получает данная страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в стране. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами.

10 стр., 4913 слов

Таможенная процедура экспорта товаров

... нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе ... при правильной транспортировке или хранении. Под экспортными товарами понимают те товары, которые вывозятся с таможенной территории страны. Экспорт товаров - это вывоз за границу ...

Баланс внешней торговли может иметь положительную или отрицательную величину, и редко сводится к нулю. Соответственно можно говорить о положительном или отрицательном сальдо торгового баланса страны. Отрицательное сальдо торгового баланса означает возникновение пассивного торгового баланса. И, наоборот, положительное сальдо характеризует активный торговый баланс страны.

Внешняя торговля способствует более эффективному использованию, как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов. В современной мировой экономике международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет важнейшее значение. Главными ее функциями являются:

  • определение объема и структуры мирового производства

*развитие международного разделения труда

  • посредничество в различных видах международного сотрудничества (совместная производственная деятельность рыночных субъектов различных стран, международный обмен технологиями и т.д.).

В географической структуре внешней торговли России важнейшее место занимает Европейский Союз. Так, в 2009 году на его долю приходилось 51,9% российского товарооборота (в 2008 году – 54,8%).

Лидирующее положение среди основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия (9,6%), Нидерланды (8,2%) и Италия (6,9%), среди основных торговых партнеров из стран Азии – Япония (3,4%) и Республика Корея (2,3%).

Внешнеторговые обороты продолжают приносить огромные прибыли стране. Появившаяся тенденция роста дохода от внешних операций в конце 2016 года отразилась увеличением оборотов на 28,8% в сравнении с показателями прошлого года. Только за период с января по май 2017 года прибыль составила 220,4 млрд долларов, а сальдо – 56,6 млрд долларов.

Как гласит экономическая статистика, положительными моментами развития внешнеэкономической деятельности государства является рост торгового сальдо на 14,8 млрд дол. и прибыли от экспорта на 30,1% (увеличился на 138,5 млрд дол.), если сравнивать показатели за аналогичные месяцы предыдущего года.

10 стр., 4626 слов

Лицензирование и квотирование внешнеэкономических сделок в Российской Федерации

... обобщение курсовой работы и краткие выводы о современном положении России в мировой экономике, а также предложения по улучшению международных экономических отношений. Глава 1. Квотирование и лицензирование внешнеэкономических сделок квотирование внешнеторговый лицензирование импортный 1.1 Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок Лицензирование - это ...

Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

  • специализацию российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

  • усиление позиций России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

  • обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

  • достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки на основе географической и продуктовой диверсификации экспорта, участия в формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;

  • реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки сырья;

  • усиление роли России в решении глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка;

  • географическую диверсификацию внешнеэкономических связей, обеспечивающую закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;

  • создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром — ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;

  • выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;

  • укрепление торгово-экономических отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

повышение эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной договорно-правовой базы во внешнеэкономической и внешнеторговой сферах, в том числе в целях снижения технических барьеров в торговле.

9 стр., 4233 слов

Внешнеэкономическая политика России в условиях глобализации мировой экономики

... В результате российская сторона вынуждена идти на неоправданные уступки ради соблюдения сроков вступления. Глава 3. Перспективы развития внешнеэкономической политики России 3. 1. Влияние внешнеэкономической политики на развитие ... стратегически важных внешнеэкономических проектов. 3. 2. Внешнеэкономическая политика РФ в условиях кризиса Развернувшийся осенью 2008 года мировой экономический кризис ...

Основные принципы внешнеэкономической политики Российской Федерации:

  • обусловленность внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;
  • перевод экономики на инновационный путь развития;

  • активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса в случае дискриминации или нарушения его прав;

  • открытость российской экономики, расширение возможностей доступа товаров, услуг, капиталов и рабочей силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;

  • предсказуемость условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных инвесторов в отношении сфер, имеющих стратегический характер;

  • специализация России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так и в области высоких технологий и экономики знаний;

  • географическая диверсификация внешнеэкономических связей, обеспечивающая закрепление позиций российских экспортеров и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного социально-экономического развития;

  • активное участие в решении глобальных проблем с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

  • расширение участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики.

Особенностью современной модели управления внешнеэкономической деятельностью в России является необходимость воздействия на международную коммерческую деятельность отечественных предприятий в целом и повышения роли субъектов Федерации и территорий. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы институтов, обеспечивающей реализацию национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски.

30 стр., 14966 слов

Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности ...

... вопросы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на сегодняшний день остаются нераскрытыми. Цель работы Для достижения указанной цели в работе были обозначены следующие задачи : представить теоретические основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; ...

Государственные институты развития будут оказывать кредитную и финансовую поддержку экспортно-ориентированным производствам по всему циклу, включая приобретение иностранных технологий и лицензий. Получит развитие целевая поддержка экспортно-ориентированных производств в особых экономических зонах, перспективных НИОКР, международной сертификации российской машиностроительной продукции. Будут созданы специальные инструменты для стимулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса.

Получит развитие система выявления и устранения торговых барьеров в зарубежных странах. В качестве основного операционного инструмента будет создан реестр торговых и инвестиционных барьеров в отношении российских товаров, услуг и инвестиций. Деятельность торговых представительств будет рационально встроена в общую систему выявления и устранения таких барьеров.

С целью формирования положительного имиджа России, российских компаний и регионов за рубежом активизируется содействие продвижению российских брендов, будет расширена практика проведения ежегодных экономических форумов на основе частно-государственного партнерства.

Тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов решения внутренних задач — перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

В рамках данной задачи будет обеспечена сбалансированность и рациональная защита внутренних рынков за счет гибкого реагирования на запросы производителей и потребителей, ценовую ситуацию на рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Будет осуществлен переход к постепенному отказу от необоснованного завышения пошлин, прежде всего, на товары промышленно-производственного и социального назначения, не производимые в России. Будет пересмотрена национальная схема преференций в торговле с развивающими и наименее развитыми странами, в части уточнения принципов формирования списка стран — бенефициаров, перечня товаров и правил определения их происхождения.

Система регулирования иностранных инвестиций на территории России будет развиваться путем имплементации международных правил движения капитала. Будут созданы системы федеральных и региональных институтов привлечения инвестиций, функционирующих по принципу «одного окна», а также институт «омбудсмена» по иностранным инвестициям.

Расширится участие предпринимательского сообщества в выработке решений в области внешнеэкономической политики. Под эгидой межправительственных комиссий (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству будет создана система Деловых советов, подключенных к выработке внешнеэкономических решений. Сформируется система консультационно-информационной, организационной и правовой поддержки бизнеса во внешнеэкономической сфере. Будет упорядочено оказание политической и дипломатической поддержки российским компаниям, модернизируется государственная информационная система содействию экспорту.

43 стр., 21442 слов

Организация бухгалтерского учета операций по экспорту

... является организации бухгалтерского учёта экспортных операций. Целью данной работы является рассмотрение основ организации бухгалтерского учёта операций по экспорту. Для достижения поставленной ... товаров (работ, услуг), экспорт которых осуществляется по лицензиям; Перечень специфических товаров (работ, услуг), импорт которых осуществляется по лицензиям; Перечень товаров, экспорт и импорт ...

Механизм принятия решений во внешнеэкономической сфере будет постоянно совершенствоваться. Улучшится координация между ветвями власти по выработке стратегических решений (включая вопросы совершенствования законодательства и повышения эффективности правоприменительной практики) и тактики их реализации, изменится роль российских частей межправительственных комиссий, будет создана система управления экономическими и политическими рисками на глобальных рынках.

Меры в области укрепления кадрового потенциала будут включать, в частности, совершенствование образовательных программ, расширение изучения языков, подготовку и переподготовку госслужащих в сфере внешнеэкономической деятельности.

Изменение модели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и реализации приоритетных направлений внешнеэкономической политики потребует внедрения новых инструментов и документов оперативного управления этой сферой.

Во-первых, будут разработаны краткосрочные (от одного до трех лет) программы продвижения экспорта, определяющие ключевые направления промышленного экспорта и набор инструментов для достижения намеченных целей с учетом приоритетности и специфики конкретных зарубежных рынков, потребностей отраслей и региональных особенностей производства и реализации экспортируемой продукции.

Во-вторых, по ключевым странам — партнерам Российской Федерации будут подготовлены двусторонние планы торгово-экономического сотрудничества (на срок до 3 лет), определяющие основные целевые параметры взаимной торговли и инвестиций и конкретные мероприятия по их достижению.

В-третьих, эти программы и планы будут дополнены ежегодными директивами торговым представительствам Российской Федерации в иностранных государствах, нацеленными на решение конкретных задач по совершенствованию взаимодействия со страной пребывания.

В-четвертых, ежегодно будут утверждаться «Основные направления таможенно — тарифной политики», определяющие приоритеты деятельности Российской Федерации в этой сфере.

В-пятых, будет совершенствоваться система подготовки (в т.ч. на условиях аутсорсинга) среднесрочных и долгосрочных конъюнктурных прогнозов по основным отраслям и географическим направлениям внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с целью идентификации открывающихся возможностей и потенциальных угроз, с последующим внесением необходимых корректив во внешнеэкономическую политику страны .

Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.

14 стр., 6507 слов

Определение внешнеторговой политики, механизмы ее регулирования. ...

... внешнеторговой политики, её механизмы регулирования и анализ внешней торговли России Предметом исследования является рассмотрение особенностей осуществления внешнеторговой политики Задачи курсовой работы заключаются в следующем, а именно: раскрыть сущность и основные понятия внешнеторговой политики; определить виды политики; проанализировать регулирование внешнеторговой политики; ...

Товарно-экспортная структура включила с января по май 2017 года производственные товары, внешняя торговля которыми составляет 4,6% в общей доле. При сравнительном анализе радуют показатели роста физических объемов (на 8,6%) и стоимостных (на 14,6%).

Терпит поражения продажа грузового автотранспорта, продукции машиностроения и оборудования, в общей картине которая сократилась на 1,9%. Экспорт легковых автомобилей наоборот, стремительно растет, в сравнении с показателями прошлого года — в 2 раза.

На лесоматериал приходится 3,2% общей доли внешней торговли. При этом продажа целлюлозно-бумажной продукции возросла на 5,3%, а пиломатериалов – на 12,6%. Наблюдается падение спроса на фанеру и необработанный пиломатериал, которые упали в объеме продаж на 2,8 и 4,9%.

Аналитическая оценка состояния экспортной деятельности за период январь-май текущего года по направлению в страны СНГ имеет следующую картину:

Поставка топливно-энергетической продукции в общей доле составила 35,6%. Доходы от продаж повысились на 21,6%, хотя количественный состав продаж упал на 4,1%. В частности, менее востребованными стала нефть и электроэнергия (сокращение физического экспорта на 26,4 и 13,5% соответственно), но повысился спрос на нефтепродукцию, природный газ и уголь каменный.

Поставка товаров химического производства в общей структуре заняла 15,1% объема экспорта, что на 0,9% меньше, чем в 2016 году. За данный период наблюдается спрос на удобрения, органику, каучук – рост их экспорта составил 56,5, 7,2 и 7,0%. Неорганическая химия менее востребована, чем в 2016 году, ее экспорт упал на 30,5%. Снижению поставок подверглись товары фармацевтической отрасли.

В структуре внешней торговли в СНГ 14,8% общего стоимостного объема приходится на товары машиностроения, что на 1,4% больше, чем в предыдущем отчетном периоде. Доходная доля возросла на 38,5%, так как увеличилась в 2017 году стоимость на наземный транспорт, электрооборудование (стоимостный экспорт возрос на 37,2 и 33,3% соответственно).

Наблюдается востребованность российского грузового транспорта и техники в СНГ, поставки которых увеличились на 32,1%, в отличие от легковых автомобилей, спрос на которые упал до 9,6%.

Металлоизделия, а также прокат металла на экспорт в СНГ вырос на 0,8% в сравнении с показателями прошлого года и составили в общей доле экспорта 12%. Финансовый доход данной категории повысился на 34,9% при физическом росте продаж всего на 8,5%. В частности львиная доля продаж пришлась на черные металлы, а также произведенную из них продукцию. Спрос на ферросплавы вырос в 2 раза, а продажа в страны СНГ нелегированной стали — больше на 19,6%.

21 стр., 10295 слов

Внешнеторговые отношения России

... развития национальных экономик. Актуальность курсовой работы обусловлена, обращением более пристального внимания на общие тенденции развития внешнеторговой политики как одного из видов международных экономических отношений (МЭО), которые в свою ...

10,6% в структуре экспортной картины за январь-май 2017 года занимает поставка продовольственных изделий. На 23,6% повысились стоимостные показатели продажи товаров данной группы при незначительном повышении физических объемов поставок лишь на 8,4%. Наиболее востребованными продуктами в этой линейке стали растительное масло, которое продано на 19,2% больше, чем в 2016 году. Также больше закуплено внешними партнерами свежемороженой рыбы (увеличение на 19,0%).

Меньше обычного затребовано за рубежом в СНГ сырной продукции, творога, молока и молочных товаров.

Небольшую долю в страны СНГ отправлено продукции целлюлозно-бумажной отрасли, а также лесозаготовок, которые сохранились неизменными в сравнении с предыдущим периодом и находятся в размере 4,3%. Что касается доходов в стоимостных показателях, то цифры радуют увеличением на 25,7% лесоматериала и на 19,5% целлюлозно-бумажных товаров. Запрос на пиломатериал вырос в среднем на 7,2%, на фанеру – на 2,2%.

Максимальные финансовые потоки государства сосредоточились на импорте продукции сферы машиностроения. На оборудование, технику, машины потрачено 49,4% всей стоимостной доли импорта. На ввезенные товары этой категории потрачено на 33,3% больше средств, чем в январе-мае 2016 года. В частности были осуществлены закупки электрооборудования, механизированной техники, импортированных оптических приборов, стоимостный объем которых увеличился на 21,1, 26,7 и 20,7% соответственно. Повысились физические ставки на грузовые машины на 33,9% в сравнении с 2016 годом, а спрос на зарубежный легковой транспорт упал до 14,6%.

Ввоз товаров химической отрасли занимает в структуре товарного импорта России менее 20% (19,3%), хотя в прошлом периоде достиг 20,1%. Финансовый поток страны на импорт этих товаров увеличился до 20,6% и-за резкого удорожания продукции на внешнеэкономическом рынке. Как показывают физические показатели, по объем ввезенной продукции вырос лишь на 5,8%. Наиболее востребованными в отчетном периоде стали ввезенные из стран дальнего зарубежья товары из органики, пластмассы, лакокрасочная продукция. Увеличен по сравнению с прошлым годом на 5,1% импорт фармацевтики. Национализация производства отечественных удобрений позволила сократить расходы на их закупку из-за рубежа на 14,5%.

Импортированные продовольственные изделия в размере 12,7% от общего объема продукции в структуре импорта страны стремительно выросли в отличие от показателей в 2016 году в количественном и стоимостном отношении на 2,5 и 11,5% соответственно. Повысились поставки таких товаров, как свежая рыба, сгущенное молоко. На зимний период припало увеличение спроса на цитрусовые, что на 4,9% больше, чем в 2016 году. Минимальные государственные запросы в 2017 году отразились на закупке сахара. Его ввоз стал меньше на 19,5%, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Не перестает занимать позицию в общей импортной структуре категория закупок обуви и одежды. На текстиль потрачено больше средств, чем в прошлом периоде, на 22,3%, а на обувь – на 14,8%. На одинаковом уровне, а именно на отметке 5,8% от общей доли импорта находятся поставки металла, товаров из черных металлов, проката железа, нелегированной стали, которые стали выше на 34,1% в целом. В частности спрос на прокат труб повысился на 37,5%, на черный металл – на 66,8%.

Продовольственное сырье, поставляемое из стран СНГ, а также готовые продовольственные товары в общей картине импорта из СНГ заняли 22,6%, что на 0,8% меньше в сравнении с прошедшим годом. Уменьшились по показателям 2016 года в 2017 году физические объемы закупленного молока, сливок, сливочного масла, творога, сыра на 3,4%. В отличие от прошлого периода увеличились поставки домашней птицы на 20,4% больше от предыдущих показателей.

С января по май 2017 года повысились поставки оборудования, машин. Общий показатель в импортной структуре составил 21,9%. На 19,0% поднялась оплата за товары данной категории. В отдельных позициях товаров возросли поставки транспорта наземного на 59,6% (не включая железнодорожный транспорт), а также легковых зарубежных автомобилей на 37,7% и грузовой колесной, гусеничной техники – на 32,0%. Что касается инструментов, их количество и стоимостные показатели в рамках импорта понизились и составили разницу с прошлым годом на 23,7%.

Товарно-импортная структура терпит серьезных изменений в статье закупок металла и металлоизделий из СНГ. В 2016 году позиция оставалась в рамках 11,9%, а в 2017 году импорт составил более 16%. Отдельно увеличены поставки проката нелегированной стали и плоского проката на 51,5%, а также трубопроката на 34,2%. Общее увеличение стоимостного объема отразилось на цифре 75,2%.

Ввозимая химическая продукция в размере 13,8% значительно меньше, чем данные за период 2016 года с января по май (14,8%).

На возимые товары химической сферы деятельности припадают товары неорганической химии (увеличились на 11,2%), органической химии (снизились на 9,4%), лакокрасочные изделия (сокращены до 8,8%), косметики и парфюмерии (выросли на 23,4%).

Остается почти неизменным импорт обуви, текстиля из стран СНГ (в 2017 году составил 7,3%, а в 2016 году – 7,8%).

Из-за повышения стоимости продукции стоимостный объем возрос на 21,8% по отношению к товарам текстильной промышленности и на 31,1% по отношению к товарам обувной промышленности.

Закупки топлива в СНГ составили в объеме импорта 4,7%, что больше на 0,2% в сравнении с данными импорта 2016 года. Мировое поднятие цен на топливную продукцию отразился для страны увеличением стоимостных показателей на 33,3% в сравнении с прошедшим отчетным периодом, хотя физические закупки выросли всего на 7%.

Наиболее весомым партнером для России в периоде январь-май 2017 года стал Европейский Союз. 44,6% всего товарооборота страны пришлось на ЕС, остальные 29,8% — на государства АТЭС, 12,2% — на СНГ, 8,7% — на государства ЕАЭС. Для Российской Федерации главными торговыми компаньонами можно выделить:

  • Китай – размер товарооборота в пределах 31,1 млрд долларов, который увеличился на 136,9% в сравнении с предыдущим периодом (за первые 5 месяцев 2016 года);

  • Германия – товарооборот составил 19,2 млрд долларов, что на 126,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года;

  • Нидерланды – продажа-покупка товаров принесла 16,9 млрд долларов (на 133,1% увеличение товарооборота);

  • Италия – финансовые потоки за оборот товаров составили 9,3 млрд долларов, что по показателям прошлого года больше на 125,1%.

  • США – товарные отношения принесли 8,7 млрд долларов (больше на 124,6%, чем в 2016 году).

  • Корея – товарооборот составил в стране 7,8 млрд долларов, превышающих прежние данные на 148,2%;

  • Турция – продажа, импорт товаров принесли государству 7,4 млрд долларов, побив рекорд на 121,3%.

Более 6 млрд долларов принесло стране сотрудничество с Японией, 6,4 млрд долларов – с Польшей и 5,9 млрд долларов – с Францией.

Выгодное партнерство и огромные объемы торговли наблюдаются со странами СНГ:

  • Азербайджан – экспорт составил 641,1 млн, импорт – 240,6 млн долларов;

  • Армения — экспорт 419,6 млн, импорт – 163,7 млн долларов;

  • Беларусь — экспорт 7315,7 млн, импорт – 4671,2 млн долларов;

  • Казахстан — экспорт 4635,4 млн, импорт – 2022,2 млн долларов;

  • Киргизия — экспорт 518,7 млн, импорт – 54,9 млн долларов;

  • Молдова — экспорт 326,8 млн, импорт – 118,9 млн долларов;

  • Таджикистан — экспорт 309,7 млн, импорт – 4,8 млн долларов;

  • Туркмения — экспорт 131,7 млн, импорт – 34,5 млн долларов;

  • Узбекистан — экспорт 847,4 млн, импорт – 377,1 млн долларов;

  • Украина — экспорт 2787,7млн, импорт – 1743,8 млн долларов.

Анализированный период январь-май 2017 года имеет тенденцию увеличения затрат на импорт в размере 81,9 млрд долларов. Стоимостные показатели по закупкам из-за рубежа возросли на 26,6%.

Одной из перспектив развития внешней торговли есть обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Это — авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Следующая, это интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики. Для этого предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Необходимо сформировать единое транспортное пространство СНГ, создать общую систему технологического, таможенного и сервисного обеспечения перевозок грузов. Обеспечить стыковку транспортных коридоров России с транспортными системами сопредельных государств.

Развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками СНГ является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Россия будет строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития современных форм интеграции.

Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в различных форматах. Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной Договору о создании Союзного государства, и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.

Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:

  • Совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ;
  • создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;

  • Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;

  • Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;

  • Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;
  • Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном формирует Таможенный союз, что является важнейшим направлением развития интеграционных процессов на среднесрочную перспективу. Одновременно продолжится работа по формированию условий для перехода к единому экономическому пространству.

Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний останутся страны Европы. Этот рынок все более консолидируется и в перспективе может представлять собой Европейское экономическое пространство стран ЕС и ЕАСТ с высоким уровнем гармонизации экономического законодательства. В долгосрочной перспективе к нему присоединятся остальные европейские страны.

Ключевая цель России во внешнеэкономических отношениях со странами Европы — выстраивание стратегического партнерства на основе научного, технологического, промышленного, транспортного и энергетического сотрудничества. В рамках этого партнерства должно быть обеспечено, с одной стороны, привлечение инвестиционного, технологического потенциала и управленческого опыта из европейских стран для создания инновационной экономики России, с другой — совместное участие России и Европы в глобальной конкуренции на основе взаимодополняемости и использования конкурентных преимуществ в областях, представляющих общий интерес.

В этих целях будет поэтапно формироваться общее экономическое пространство (ОЭП) России и ЕС, которое должно быть основано на совместимых правилах и системах регулирования, включая гармонизированную административную практику. При этом мероприятия по экономическому сближению со странами Европы будут соподчинены решениям задач долгосрочного социально-экономического развития России, и не должны опережать или входить в противоречие с интеграционными процессами на пространстве СНГ.

Приоритетными направлениями взаимодействия с Европейским союзом являются следующие:

  • Доступ к европейским технологиям и компетенциям;

  • Сотрудничество в области исследований и разработок при обеспечении российского участия в доходах от их использования;
  • Стратегическое партнерство в сфере энергетики;

  • Развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров;

  • Устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки.

Организационной базой сотрудничества будет Договор о стратегическом партнерстве, до вступления, в силу которого продолжит свое действие Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Страны Латинской и Центральной Америки развиваются быстрыми темпами, растет их потребность в импорте машин и оборудования, современных технологий, промышленного сырья, удобрений. Они также располагают разнообразными природными и сельскохозяйственными ресурсами, представляющими интерес для российских компаний. Ведущий партнер России в Латинской Америке — Бразилия — имеет высокоразвитые агропромышленную, горнорудную, металлургическую, машиностроительную отрасли и сферу услуг, становится крупной энергетической державой.

Активизация сотрудничества со странами Латинской и Центральной Америки будет осуществляться преимущественно по следующим направлениям:

  • Укрепление присутствия России в странах региона путем расширения номенклатуры экспортных поставок машин и оборудования, продукции химической промышленности, компонентов авто- и авиатранспортных средств, спецтехники и др.;

  • Расширение поставок оборудования и сервисных услуг для строительства объектов «под ключ» и для организации сборочного производства по российским лицензиям товаров, оказание услуг в рамках строительства промышленных и энергетических объектов;

  • Развитие инвестиционного сотрудничества, направленного на производство продукции, поставляемой как на рынки латиноамериканских, так и третьих стран, в сфере электроэнергетики, строительства нефте- и газопроводов, авиатехники, железнодорожного транспорта, космической индустрии, горнорудной и нефтедобывающей промышленности, автомобилестроения, военной техники;

  • Создание совместных предприятий по добыче и переработке промышленного сырья и сельхозпродукции;

  • Взаимодействие по развитию науки, технологии и инноваций, в первую очередь по таким направлениям, как нано- и биотехнологии, информационные технологии, телекоммуникации;

  • Развитие взаимодействия с региональными интеграционными объединениями, прежде всего с МЕРКОСУР и Андским сообществом.

Также одним из приоритетов внешней торговли России является использование членство в АТЭС для активного включения потенциалов Сибири и Дальнего Востока в действующие интеграционные механизмы, одновременно активизируя свое участие в выдвижении и реализации инициатив и совместных проектов. Главная цель России в отношениях с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии — полномасштабное использование потенциала диалогового партнерства Россия — АСЕАН в целях обеспечения благоприятных условий для российских компаний по продвижению их товаров, технологий и инвестиций, в том числе путем участия в многосторонних проектах государств ассоциации. Результатом сотрудничества России с АСЕАН должно стать формирование качественно новых партнерских отношений в торгово-экономической сфере и закрепление за Россией статуса одного из стратегических партнеров стран ассоциации.

Приоритетным направлением внешней торговли России является и выстраивание устойчивых торговых и инвестиционных отношений с ведущими странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивающих наращивание российского экспорта, в том числе машинно-технических товаров и спецтехники .

Формой связи между производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

В настоящее время структура российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует реальной конкурентоспособности российской продукции. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

С другой стороны страны АСЕАН являются в настоящее время одними из немногих перспективных рынков для российской высокотехнологичной и наукоемкой продукции, автомобильной и авиационной техники, станков и оборудования. Быстрый экономический рост в АСЕАН порождает растущий спрос на отдельные виды российской продукции. Очевидно, что проблемы сотрудничества России и стран АСЕАН не могут быть решены силами одного бизнеса без поддержки государства.

С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией.

Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и так далее. Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынки.

Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).

По мере развития отечественного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров, и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.

В начале XXI века ВЭС России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. Экспорт существенно снижается, импорт стремительно растет. Экспорт тормозится как снижением доли экспорта в производимой продукции, так и снижением мировых цен на нефть. Импорт набирает оборот за счет роста инвестиционной активности (что проявилось в повышении доли инвестиционных товаров в структуре импорта).

Кроме того, рост импорта стимулируется продолжающимся повышением курса рубля. Увеличивается импорт машиностроительной продукции, продовольственных товаров и сырья для производства, химической продукции, текстильных изделий и обуви.

Тем не менее, торгово-экономические связи со странами с развитой рыночной экономикой являются для России приоритетными, товарооборот России с ними растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей с этими крупнейшими партнерами.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/vneshnetorgovaya/

1. Авдокушев Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. М.: Экономистъ, 2004 С319-325, 343-348

2. Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник. М.: Экономистъ, 2007 С324 325

3. Воронов Новый партнёрский договор РФ-ЕС: северо-европейский ракурс // Мировая экономика и международные отношения №8 2007 С52-63

4. Жуков Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник для ВУЗов/ Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко. М.: Юнити-Дана, 2000 С104-152

5.Золотогоров В.Т. Энциклопедический словарь по экономике. – Минск: «Полымя», 2007 г. С. 193

6.Иванов Россия на пороге ВТО// Мировая экономика и международные отношения №8 2007 С3-16

7.Мамедов /Современная экономика/ Учебное пособие,2000,С 385-404

8.Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова – Москва, 2008 г. С. 34

9. Мировая экономика. Университетский курс. Под ред. Л. Л. Фитуни.; Москва 2007г.

10. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник под ред. В. П. Колесова и М.Н. Осьмовой, Москва 2007г.

11. Мировая экономика под ред. Булатова, Москва 2008г.

12. Мировая экономика под ред. И.П. Николаевой, Москва 2007г.

13. Мировая экономика. Учебник, З. К. Раджабова, Москва 2007г.

14. Николаева И.П. Мировая экономика: учебное пособие для ВУЗов. М.: Юнити-Дана, 2006 С193-196

15.Пашковская Деятельность ЕС в России по программе ТАСИС // Мировая экономика и международные отношения №8 2007 С 42-52

16. Покровская В.В. Организация и регулирование ВЭД: учебник. М.: Юритсъ, 2002 С333-368

17. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009

18. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – Москва, 2008 г. С. 193

19. Сумароков Расширение ЕС и внешнеэкономические связи России// Научное издание, 2007

20. Трухачев В.И. Международная торговля: учебное пособие./В.И. Трухачев, И.Н. Лякишева, В.Л. Ерохин. М.: Финансы и статистика, АГРУС,2008 С322-341

21. Фомичев В.И. Международные экономические отношения: учебник. М.: ИНФРА-М, 2000 С222-259

22.ФТС России. Режим доступа: www/customs.ru/stats/

23. Хмелев И.Б., Логинова И.Л. Мировая экономика/ московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2003 С33-35, 46-49