- связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера;
- использование своего служебного положения для оказания не предусмотренного законодательством РФ содействия лицам и получение за это вознаграждения, услуг или льгот;
- участие в управлении хозяйствующими субъектами, самостоятельно или через представителя;
- организацию забастовок и участие в них.
Наличие такого количества ограничительных требований, предъявляемых должностному лицу таможни, еще раз доказывает первичность таможни как организации по отношению к ее персоналу.
На должности начальника таможни и его заместителей лица назначаются решением Председателя ФТС; на должность начальника отдела — решением начальника регионального таможенного управления; на должности от заместителя начальника отдела и ниже — решением начальника таможни.[16]
Помимо внутренних подразделений, отделов, групп таможня имеет подведомственные таможенные посты. Таможенный пост представляет собой «мини-таможню» с усеченной организационной структурой и сокращенным числом функций, которые, в основном, ограничиваются таможенным оформлением и таможенным контролем товаров и транспортных средств. Высшая должность в пределах таможенного поста — начальник таможенного поста. В иерархии она стоит на одной ступени с должностью начальника отдела таможни . Должности заместителя начальника отдела на таможенном посту не имеется, поскольку он не подразделяется на отделы, а лишь на группы. Остальные должности таможенного поста, начиная с главного инспектора, по уровню равнозначны соответствующим должностям таможни.
Идеальной потенциально возможной «траекторией» будет, естественно, следующая: инспектор — старший инспектор — ведущий инспектор — главный инспектор — заместитель начальника отдела — начальник отдела — заместитель начальника таможни — начальник таможни. Если движение начинается с таможенного поста, то перемещение на равнозначную должность, но в одно из подразделений таможни уже считается прогрессом в карьере служащего, поскольку должностные лица таможенного поста подотчетны и подконтрольны по отношению к должностным лицам таможни в соответствии с их функциональными обязанностями. То есть мы видим, что в таможне возможны оба варианта карьеры: и вертикальный, и горизонтальный, о которых мы упоминали в первой главе курсовой работы.
Прохождение практики на Геленджикский таможенный пост
... Новороссийской таможни; изучение структуры Геленджикского таможенного поста; рассмотрение основных задач и функций отдела таможенного оформления и таможенного контроля Геленджикского таможенного поста Новороссийской таможни; Новороссийской таможни По состоянию на 1 июля 2011 года структура Новороссийской таможни имеет следующий вид: возглавляет Новороссийскую таможню начальник, ...
Указанный путь развития карьеры теоретически возможен, но практически вряд ли осуществим, поскольку идеален. Набор средств для успешной реализации плана развития карьеры довольно обширен: это и успешная работа в занимаемой должности, и профессиональное и индивидуальное развитие, и эффективное партнерство с руководителем, и заметное положение в организации.
Если сравнить данные по должностному росту в 2007 — 2010 гг. (табл. 2.1), сразу видно, что количественные показатели в 2010 году заметно ниже.
Таблица 2.1.Динамика должностного роста кадров Внуковской таможни за 2007-2010 гг.
Годы |
Назначено на должность |
|||||
Всего |
Начальник отдела |
Зам.начальника отдела |
Главный инспектор |
Ведущий инспектор |
Инспектор |
|
2007 |
50 |
3 |
2 |
5 |
23 |
17 |
2008 |
36 |
5 |
2 |
3 |
14 |
12 |
2009 |
38 |
4 |
3 |
6 |
15 |
10 |
2010 |
26 |
2 |
2 |
4 |
12 |
6 |
Снижение статистических показателей следует оценить как положительный факт, так как на этапе развития, который, как мы отметили, начался в 2007 году, таможню интересует уже не столько количество персонала, а его качество. А это признак того, что принцип профессионализма и компетентности в работе с персоналом таможни, наконец-то, становится главным, а не одним среди многих.
Поскольку таможня — организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Согласно Положения о порядке присвоения персональных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24.10.92 № 1299, с учетом изменений, внесенных в Положение Указом Президента Российской Федерации от 22.09.93 № 1405, должностным лицам таможенных органов, в том числе и таможни, присваиваются специальные звания. Это означает, что служащий таможни имеет возможность не только должностного роста, но и повышения в звании.
Вышеуказанным Положением о порядке присвоения званий регламентируется, что звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию (см. приложение 2).
Все звания, как и должности, представлены в приложение 2 по нисходящей шкале.
Для некоторых специальных званий устанавливаются сроки выслуги:
- инспектор таможенной службы III ранга — 2 года;
- инспектор таможенной службы II ранга — 3 года;
- инспектор таможенной службы I ранга — 3 года;
- советник таможенной службы III ранга — 4 года;
- советник таможенной службы II ранга — 4 года.
Сроки выслуги в отношении специальных званий государственного советника таможенной службы I, II, III рангов, советника таможенной службы I ранга в Положении о присвоении специальных званий не устанавливаются.
Специальные звания могут быть очередными, то есть присвоенными в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в специальном звании в соответствии с занимаемой должностью и при наличии положительной аттестации, и внеочередными или досрочными, присвоенными либо за особые отличия при выполнении служебного долга, либо при выдвижении на вышестоящую должность, но не более, чем на два звания выше того, в котором состоял служащий и не чаще одного раза в год.
При присвоении специального звания также учитывается образование и стаж работы в таможенных органах. Первичное специальное звание, например, инспектора таможенной службы III ранга, как правило, присваивается инспекторам, имеющим среднее и средне-специальное образование, а инспектора таможенной службы II ранга — инспекторам с высшим образованием, а также старшим и ведущим инспекторам таможни.
Соответствующие новой должности звания присваиваются, как правило, по нижнему пределу за исключением случаев, когда специальное звание присваивается лицу, перешедшему в таможенные органы из Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск, правоохранительных органов, а также других организаций и учреждений Российской Федерации, где им присваивались воинские или другие специальные звания. Первичное звание может быть присвоено такому лицу выше нижнего предела по занимаемой им должности .
Специальные звания государственного советника таможенной службы I, II, III рангов присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению начальника ФТС. Другие специальные звания присваиваются Начальником ФТС Российской Федерации. А поскольку таможенная система России — это иерархия, то уже на основании этого можно представить процедуру присвоения специального звания. Во-первых, она требует четкого и своевременного оформления определенного пакета документов; во-вторых, это довольно длительная процедура, так как пакет документов попадает в ФТС только через региональное таможенное управление. В зависимости от присваиваемого звания и должности, которую занимает служащий, в процедуре присвоения звания может быть задействована аттестационная комиссия не только в самой таможне, но и в региональном таможенном управлении, и в ФТС. А в случаях, когда должностное лицо таможенного органа, прослужившее установленный срок в одном специальном звании, имеет существенные недостатки в служебной деятельности, очередное специальное звание ему не присваивается по решению аттестационной комиссии ФТС, которое утверждается его Начальником. Все это говорит о том, что процедура присвоения звания в таможенных органах России — это неформальный акт .
Приведем некоторые статистические данные по присвоению специальных званий и отразим их в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Динамика присвоения специальных званий во Внуковской таможне в 2009-2010 гг.
Годы |
Присвоено званий |
||
Всего |
Внеочередных |
||
Ед. |
В % от общего количества в данном году |
||
2009 |
111 |
13 |
11,7 |
2010 |
123 |
23 |
18,7 |
Из табл. 2.2 видно, что 2010 год более результативен и по количеству присвоенных званий вообще, и по количеству внеочередных званий. Внуковская таможня ведет свою историю с 1947 года, когда она была еще таможенным постом Московского таможенного управления. Самостоятельной таможней в конце 1958 года. Поэтому у многих к 2010 году был окончен установленный срок выслуги в специальном звании.
Улучшение показателей в 2010 году можно считать одним из результатов более тщательной работы кадровых подразделений с личным составом таможни.
При анализе системы должностного роста и роста в звании во Внуковской таможне, то есть составных элементов процесса развития карьеры в таможне, мы неоднократно встречались с понятием «аттестация». В первой главе данной курсовой работы мы уже выяснили, что аттестация — это оценка достигнутых работником результатов в его профессиональной деятельности. Так вот в таможне, как и во всей таможенной системе России, аттестация в настоящее время — одно из важнейших средств, используемых не только для объективной оценки результатов деятельности, но и для оценки пригодности персонала таможни к дальнейшей работе, для совершенствования расстановки кадров, для предупреждения коррупции в системе таможенных органов России.
Таблица 2.3. Динамика присвоения специальных званий во Внуковской таможне в 2009-2010 гг.
Звание |
2009 |
2010 |
||||||||
Всего |
Внеочередных |
Всего |
Внеочередных |
|||||||
Ед. |
В % от общего кол-ва по соответ-ствую-щему званию |
Ед. |
В % от общего кол-ва по соответ-ствую-щему званию |
|||||||
ИТС III р. 1 |
41 |
0 |
— |
36 |
0 |
— |
||||
ИТС I р. |
58 |
4 |
6,9 |
65 |
7 |
10,8 |
||||
ИТС I р. |
11 |
8 |
72,7 |
19 |
13 |
89,5 |
||||
СТС III р. |
1 |
1 |
100 |
3 |
3 |
100 |
||||
СТС II р. |
0 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
||||
СТС I р. |
0 |
0 |
— |
0 |
0 |
— |
Аттестация в таможне проводится только аттестационной комиссией. Работа по поиску путей совершенствования и самореализации сотрудника, исправления его ошибок осуществляется в таможне непосредственными руководителями, но аттестацией она не называется.
Для определения аттестации приказом начальника таможни образуется комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 3-11 членов комиссии, которыми могут быть начальники структурных подразделений таможни, специалисты кадровых и юридических служб.
По окончании аттестации сотрудника таможни комиссией может быть дана одна из следующих оценок:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии улучшения результатов службы и выполнения рекомендаций комиссии с прохождением повторной аттестации через год;
- не соответствует занимаемой должности.
Помимо обязательной оценки в результате аттестации комиссия может также вносить различные рекомендации, указывая конкретные мотивы. Например:
- о поощрении сотрудника за достигнутые им успехи в работе;
- о представлении сотрудника к досрочному присвоению очередного специального звания;
- о включении в резерв на выдвижение;
- о назначении на вышестоящую должность;
- о понижении в должности;
- об освобождении от занимаемой должности;
- Аттестация сотрудников таможни проводится не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года.
Еще одна положительная сторона аттестации заключается в том, что на основе систематического анализа результатов аттестования и деятельности аттестационой комиссии ее председатель и руководитель кадровой службы, то есть заместитель начальника таможни по работе с личным составом, вносят начальнику таможни предложения, направленные на совершенствование и устранение недостатков в организации и осуществлении таможенного дела, на совершенствование профессиональной подготовки сотрудников и воспитательной работы.
Если мы попытаемся выделить этапы карьеры общей массы персонала Внуковской таможни, не затрагивая должностных лиц таможни отдельно, то, в общем, получим аналогию с теми этапами, которые разработаны профессионалами-менеджерами. Первый этап идентичен тому первому этапу, о котором говорят специалисты в области менеджмента, поскольку он связан с получением высшего или среднего профессионального образования. Ниже мы еще будем говорить о принципах подбора кадров в Внуковскую таможню. Так вот один из них — это наличие высшего образования. Так что и возрастной предел первого, подготовительного, этапа — 18-22 года — также совпадает с тем, о котором говорят специалисты.