Воздушный транспорт России, его состояние и перспективы развития

Курсовая работа

Первый в мире полет выполнили, как известно, американцы братья Уилбер и Орвилл Райт в 1903 году. На сконструированном ими аэроплане «Флайер-1» был установлен самодельный бензиновый мотор мощностью 12 лошадиных сил. Сам «рейс» длился 12 секунд, за которые удалось преодолеть всего лишь 36,5 метра. Но, тем не менее, это было началом авиации, а Америка стала родиной первого аэроплана. В дальнейшем она недолго удерживала пальму первенства. Через 5 лет в лидеры авиастроения вырвалась Франция.

Что же касается России, то ее авиаконструкторская мысль также не бездействовала. В 1913 году состоялся полет первого в мире 4-моторного самолета «Русский витязь». В начале 1917 года в стране действовало 20 авиа- и моторостроительных заводов, производивших оригинальные и лицензионные воздушные суда. Впрочем, наибольший технический успех в то время сопутствовал германскому конструктору профессору Г. Юнкерсу, фирма которого сумела создать и запустить в серию первый цельнометаллический самолет-моноплан «J-1» — прообраз всех ныне существующих воздушных судов. Примерно в те же годы на противоположном конце Земли, в городе Сиетле, на тихоокеанском побережье США, богатым лесопромышленником Уильямом Боингом была основана фирма по выпуску легких почтовых гидросамолетов, которая сегодня является компанией «Боинг» — крупнейшим в мире производителем магистральных лайнеров, используемых авиаперевозчиками всего мира.

Возможно, лучшим доказательством превращения воздушного транспорта в действительно массовое средство передвижения явилось почти повсеместное создание в тот же период крупных коммерческих авиакомпаний. Причем зачинателем этого дела выступила Россия, что и понятно, учитывая необъятные пространства страны и хроническое бездорожье. Весной 1923 года было образовано акционерное общество «добролет», активно занявшееся прокладкой авиалиний и формированием парка самолетов. Существующая до сего времени американская авиакомпания DELTA была создана лишь годом позже, так же как и британская Imperial Аirways, а знаменитая ныне германская Lufthansa —2 года спустя. Далее, с 1933 года вступила в действие Аir Francе, а быстро окрепшая Аmerican Аirlines обозначилась в небе только в 1934 году.

К этому времени в СССР отечественное акционерное общество «добролет» сменил единый государственный Аэрофлот, долгое время остававшийся крупнейшей авиакомпанией мира. Но, как и другие структуры, в начале 90-х годов Аэрофлот распался на множество приватизированных авиатранспортных предприятий. Сегодня его прямым наследником является ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», сохраняющее статус национального воздушного перевозчика.

7 стр., 3185 слов

Транспортно-связные полеты

... данных о фактической погоде на отдельных участках района предстоящих работ; расчет элементов полета по участкам маршрута с учетом воздействия ветра; уточнение действий ... регулярности полетов и культуры обслуживания пассажиров. Организация летной работы в экипаже включает: планирование работы; предполетную подготовку; - организацию работы в процессе выполнения полета; послеполетные работы ; ...

1.2 ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта.

Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является, чуть ли неединственным средством сообщения.

Воздушный транспорт, будучи универсальным, используется преимущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и отдельных видов грузов. Рост материального благосостояния, расширение культурных, деловых и научных связей приводят к повышению подвижности населения, что обуславливает потребность в скоростных перемещениях – авиации.

Объем грузов, перевозимых воздушным транспортом, незначительный. Номенклатура грузов ограничена: ценные грузы, грузы, требующие срочной доставки, гуманитарная помощь, медикаменты, продовольственные и промышленные товары для удаленных регионов, грузы для чрезвычайных ситуаций.

К специфическим сферам деятельности воздушного транспорта следует отнести: монтаж строительных высотных сооружений, магистральных газо – и нефтепроводов, линий электропередач, инспекцию дорожного движения, сельскохозяйственные работы, пожаротушение, связь с удаленными и труднодоступными районами, скорая медицинская помощь, перевозка почты, обслуживание полярных районов, геологоразведка, аэрофотосъемка, разведка залежей нефти и др.

В настоящее время в России функционирует около 95 авиакомпаний и 330 аэропортов, мелким авиакомпаниям, насчитывающим 5-10 самолетов, трудно конкурировать с большими компаниями. Проблема обновления парка значительно влияет на показатели работы воздушного транспорта. В последнее время наметилась тенденция объединения мелких компаний в 10-12 крупных авиапредприятий.

Технология работы имеет свои особенности. Движение осуществляется: строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на аэродромном поле, по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего, прежде всего, от скорости и грузоподъёмности самолета.

К преимуществам воздушного транспорта относят:

  • высокая скорость транспортировки;
  • воздушные линии короче по направлению автодорог на 25%, речного транспорта на 40%;
  • низкая стоимость упаковки;
  • теоретическая возможность доставки грузов в любую точку мира;
  • минимум повреждений груза;
  • минимальный риск хищений груза;
  • точность и оперативность доставки грузов;
  • большая дальность беспосадочных полетов;
  • более низкие страховые затраты по сравнению с другими видами транспорта (из-за минимального времени перевозки).
    21 стр., 10110 слов

    Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при осуществлении ...

    ... склада в системе распределения. Цель работы - изучить тему «Транспортные издержки потребителей и затраты транспорта при осуществлении процесса перевозки грузов» и предложить способ уменьшить затраты на транспортировку на реальном торговом предприятии. Поставленная цель определяет ...

К недостаткам воздушного транспорта относят:

  • высокая стоимость перевозок в сравнении с автодорожным и водным видами транспорта (в 100 раз выше, чем на железной дороге);
  • ограничения по весу и размеру перевозимых грузов;
  • невозможность транспортировки по воздуху некоторых грузов;
  • ограниченная грузоподъемность самолетов;
  • сильная зависимость от погодных условий;
  • экономия вследствие высоких скоростей перевозки может быть сведена на «нет» удаленностью аэропорта от получателя.
  • возможность повреждений при перевалках (перегрузках) грузов;
  • необходимость создания дорогостоящей инфраструктуры и ее поддержания в рабочем состоянии;
  • авиация значительно загрязняет атмосферу (на 1 пассажиро-километр самолет выбрасывает 386 грамм грязи, автомобиль – 12 гр., железная дорога – 0,6 гр.

За один трансатлантический полет самолет сжигает от 35 до 50 тонн кислорода – это столько, сколько потребляет город с населением 15-20 тыс. человек в течение года);

  • потребность в очень значительных территориях для взлетно-посадочных полос и других наземных

В общем же о работе транспорта можно судить по его грузообороту, который

измеряется в тонно-километрах. Грузооборот – это количество перевозимого груза за определенный период на определенное расстояние.

Также существуют другие показатели эффективности воздушного транспорта. Например, пассажирооборо́т — показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.

Употребляются также понятия пассажирооборота на каждом направлении (рейсе) в течение определённого срока, пассажирооборота станции, пристани, аэропорта. В таких случаях пассажирооборот определяется, как количество пассажиров, прошедших через терминал (и отбывающих, и прибывающих), либо воспользовавшимся рейсом (рейсами на данном направлении) без учёта километража перевозки.