Временный ввоз и вывоз товаров и транспортных средств иностранными лицами и организациями

Курсовая работа

таможенный временный ввоз пошлина

Особое внимание при рассмотрении таможенных правоотношений уделяется помещению товаров под определенную таможенную процедуру, поскольку ввоз товаров на таможенную территорию и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур и соблюдать её.

Поэтому таможенная процедура является одним из центральных и наиболее важных понятий таможенного права, на котором основываются права и обязанности декларанта — лица, перемещающего товары, а так же таможенного органа. Таможенная процедура определяет меру допустимого и должного поведения в отношении перемещаемого через таможенную границу таможенного союза товара, величину, сроки и порядок уплаты таможенных платежей, необходимость применения тех или иных мер нетарифного ограничения и т.п.

В данной работе рассматривается таможенная процедура временного ввоза, значение которой как самостоятельной таможенной процедуры определено потребностями дальнейшего развития торговых и других форм международного сотрудничества.

Главная особенность таможенной политики государства — многофункциональность, в рамках которой ставятся и решаются задачи поддержки рационального соотношения ввоза и вывоза товаров, интересов отдельных отраслей промышленности, обеспечения равных условий конкуренции, пополнения доходной части федерального бюджета. Внешние экономические связи стали взаимообусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в перспективе усиливается.

Актуальность темы обусловлена динамичным развитием институтов рыночной инфраструктуры России и всех развитых стран с привлечением зарубежных инвестиционных вливаний в национальную экономику в результате расширения международных экономических связей, появления новых организационных форм делового сотрудничества.

Статус товаров, помещенных под рассматриваемую в работе процедуру, и содержание самой процедуры, характеризуются временным характером нахождения и использования таких товаров на таможенной территории таможенного союза. Немаловажным является и то, что пользование временно ввезенными товарами допускается с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

Это, в свою очередь, порождает необходимость установления определенных границ применения данной таможенной процедуры, за пределами которой их использование может привести к негативным последствиям для российской экономики.

13 стр., 6433 слов

Таможенный контроль товаров, перемещаемых различными видами транспорта. ...

... через таможенную границу и в месте нахождения таможенных постов, осуществляющих таможенное оформление товаров и транспортных средств. На практике постоянными зонами таможенного контроля выступают территории и помещения магазинов беспошлинной торговли, складов временного хранения и таможенных складов. Проверка товаров может ...

Так, даже ограниченный по времени допуск иностранных товаров на национальную таможенную территорию и их использование, например, в качестве средств производства либо комплектующих материалов в операциях по переработке могут существенно влиять на внутриэкономическую конъюнктуру, ущемляя интересы отечественных товаропроизводителей. Проведение подобных операций не запрещается российским таможенным законодательством. Они предусматриваются в рамках специально установленной для этого таможенной процедуры — переработки на таможенной территории.

При написании работы поставлена цель — рассмотреть таможенную процедуру временного ввоза товаров и транспортных средств иностранными лицами и организациями.

Для того чтобы реализовать цель необходимо решить ряд задач:

1. проанализировать нормативно — правовые акты по регулированию таможенной процедуры временного ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза;

2. изучить особенности помещения товаров и транспортных средств под таможенную процедуру временного ввоза иностранными лицами и организациями;

3. выявить характерные проблемы и возможные пути их решения при применении данной процедуры.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА

1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая временный ввоз

Таможенные процедуры представляют собой элементы таможенного процесса, которые определяют статус транспортных средств и товаров для таможенных целей и позволяют выбрать его в зависимости от целей пересечения границы.

Основой правовой регламентации таможенной процедуры временного ввоза является Глава 37 Таможенного кодекса таможенного союза (далее ТК ТС).

Понятие таможенной процедуры временного ввоза дано в статье 277 ТК ТС: «временный ввоз (допуск) — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010).

— СПС: Консультант Плюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/.».

В работе рассматривается временный ввоз товаров и транспортных средств иностранными лицами и организациями. В статье 4 ТК ТС определены понятия «лицо» — физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, если иное не вытекает из Кодекса, и «иностранное лицо» — лицо, не являющееся лицом государства — члена таможенного союза.

Временный ввоз транспортных средств международной перевозки регламентируется статьями 342-344 ТК ТС, временный ввоз товаров для личного пользования — статьей 358 ТК ТС.

Более детальная регламентация временного ввоза осуществляется путем принятия подзаконных нормативных актов.

К нормативно-правовой базе, регулирующей временный ввоз, также относятся следующие документы:

9 стр., 4477 слов

Таможенная процедура реимпорта

... срока временного вывоза. Товары, помещенные под процедуру переработки вне таможенной территории, должны быть ввезены обратно в течение срока переработки. Вместе с тем обратный ввоз в процедуре реимпорта ранее вывезенных товаров в процедуре временного вывоза ...

  • Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года;
  • Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 года;
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г.

№ 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары»;

  • Решение Комиссии Таможенного союза от 18.26.2010 г. № 311 «Об инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки»;
  • Решение Комиссии Таможенного Союза от 18.11.

2010 г. № 511 «Об инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки»;

  • Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 года № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе»;
  • Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 28.12.2012 № 2675 «Об утверждении методических рекомендаций о применении карнета АТА»;
  • Приказ Федеральной таможенной службы РФ от 18.03.2014 №480 «Об установлении компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА»;
  • Приказ Федеральной таможенной службы от 01.06.2010 № 1056 «Об утверждении Технологии использования штрихового кодирования при проведении таможенного контроля и учета в отношении транспортных средств, временно ввозимых (вывозимых) на (с) таможенную(ой) территорию(и) Российской Федерации»;
  • Письмо ФТС России от 21.10.2011 №04-53/51164 «О применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска)»

Присоединение Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе было вызвано необходимостью облегчить временный ввоз путем упрощения и гармонизации процедур в целях достижения экономических, гуманитарных, культурных, социальных и туристских целей для ускорения таможенного оформления при совершении таможенных операций с ввозимыми товарами. Таким образом, предоставление определенных льгот снимает ряд препятствий на пути к дальнейшему взаимовыгодному международному сотрудничеству.

Каждая Договаривающаяся Сторона, присоединившаяся к Конвенции о временном ввозе, обязалась разрешать временный ввоз товаров (включая транспортные средства), на условиях, предусмотренных данной Конвенцией, и принимать вместо своих национальных таможенных документов любой действительный на ее территории документ о временном ввозе, выданный и используемый в соответствии с определенными условиями для товаров (включая транспортные средства), временно ввезенных в соответствии с положениями Конвенции Письмо ФТС России от 5 февраля 2009 г. N 04-25/4920 «О направлении текста Конвенции о временном ввозе. СПС: Консультант Плюс[Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/..

66 стр., 32678 слов

Страна происхождения товаров в таможенно-тарифном регулировании

... таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию таможенного союза и вывоза товара с этой территории. В зависимости от страны их происхождения товары могут облагаться льготными таможенными пошлинами ...

1.2 Содержание и особенности применения таможенной процедуры временного ввоза

В ряде случаев при пересечении таможенной границы возникает необходимость использования иностранных товаров на таможенной территории таможенного союза иностранными лицами в течение определенного периода времени, например, при организации выставок, ввозе товаров для пользования представительствами иностранных юридических лиц, на время пребывания иностранных граждан на территории таможенного союза. В этом случае целесообразно использовать таможенную процедуру временного ввоза, предполагающую применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в течение срока временного ввоза.

Рассмотрим основные условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, перечисленные в статье 278 ТК ТС (приложение 1).

Во-первых, помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза допускается при условии возможности идентификации товаров, помещаемых под эту таможенную процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

Идентификации товаров не требуется в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза допускается замена временно ввезенных товаров.

Во-вторых, список товаров, которые могут помещаться под таможенную процедуру временного ввоза ограничен, так в этот список не входят пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, кроме случаев их ввоза в единичных экземплярах для рекламных или демонстрационных целей или в качестве выставочных экспонатов или промышленных образцов, отходы, в том числе промышленные, товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза.

И в-третьих, под таможенную процедуру временного ввоза могут помещаться иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры при условии соблюдения требований и условий, предусмотренных ТК ТС в части завершения ранее заявленной таможенной процедуры, а также соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010).

— СПС: Консультант Плюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/..

Кроме перечисленных выше условий помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза ТК ТС устанавливает ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами (приложение 2).

Предполагается, что товары используются в течение установленного срока без кардинального изменения их состояния. Неизменность состояния оговаривается практически во всех международных документах, не исключение и ТК ТС. Но это условие не может восприниматься буквально, так как ввезенные временно, например, автомобили, оборудование в процессе их эксплуатации изнашиваются. Это допускается, можно даже производить их ремонт, но не капитальный. Главное, чтобы при вывозе с таможенной территории таможенные органы имели возможность их идентифицировать.

13 стр., 6278 слов

Особенности ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками

... и вышеизложенным обоснованием ее актуальности целью работы является выявление особенностей ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, на таможенную территорию Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ...

Временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Однако, допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу:

  • в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза, — без разрешения таможенного органа;
  • в иных случаях — с разрешения таможенного органа.

Причем передача временно ввезенных товаров во владение и пользование не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных для временного ввоза, а также не приостанавливает и не продлевает срок временного ввоза.

Допускается использование временно ввезенных транспортных средств за пределами таможенной территории таможенного союза в качестве транспортных средств международной перевозки в порядке, установленным ТК ТС.

Временному ввозу товаров иностранными физическими лицами посвящена статья 358 ТК ТС, согласно которой разрешается временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории товары для личного пользования, перечень которых определен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

В случае если временно ввозимые товары для личного пользования подлежат таможенному декларированию в письменной форме, срок временного ввоза таких товаров устанавливается таможенным органом, исходя из заявления иностранного физического лица с учетом продолжительности его пребывания на таможенной территории таможенного союза.

Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

1.3 Срок временного ввоза, завершение и приостановление таможенной процедуры временного ввоза

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта, исходя из целей и обстоятельств такого ввоза. Максимальный срок временного ввоза, установленный п.1 статьи 280 ТК ТС, составляет 2 года. Для отдельных видов товаров Комиссией таможенного союза установлены более короткие либо более продолжительные сроки временного ввоза (решение Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 №375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» — приложение 3 и 4).

13 стр., 6425 слов

Практические аспекты применения таможенной процедуры временного ввоза

... таможенной процедуры временного ввоза. Объектом исследования являются перемещение товаров через таможенную границу ЕврАзЭс. Предмет данной курсовой работы - временный ввоз как институт таможенного законодательства. Глава 1. Теоретические основы таможенной процедуры временного ввоза 1.1 Понятие и особенности таможенной процедуры временного ввоза таможенный временный ввоз Временный ввоз ...

Конкретный срок временного ввоза устанавливается таможенным органом в пределах максимальных сроков временного ввоза, установленных ТК ТС, либо соответствующим решением Комиссии таможенного союза. При неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе, когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать 2 года, либо срока, определенного Комиссией таможенного союза для отдельных видов товаров. Установленный срок временного ввоза по мотивированному запросу лица может быть продлен по решению таможенного органа опять же в пределах максимальных сроков. Таможенный орган принимает решение о продлении срока временного ввоза при отсутствии нарушений требований и условий, установленных ТК ТС в отношении таможенной процедуры временного ввоза.

Порядок совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенной процедуры временного ввоза, включающих выдачу таможенным органом разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза, продление заявленного срока временного ввоза, передачу временно ввезенных товаров иному лицу, а также приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза установлен приказом ГТК РФ от 04.12.2003 № 1388 «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенной процедуры временного ввоза» (Письмом ФТС РФ от 31.12.2010 N 01-11/64681 сообщается, что данный документ применяется с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС в части, не противоречащей ТК ТС, отдельным Решениям Комиссии Таможенного союза и Федеральному закону от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза выдается таможенным органом, обладающим компетенцией на совершение выпуска временно ввозимых товаров.

Разрешение таможенного органа на помещение товаров под таможенную процедуру временного ввоза выдается таможенным органом путем проставления штампа «Выпуск разрешен» и иных технологических отметок на таможенной декларации с заявленной таможенной процедурой временного ввоза.

Помимо декларации для принятия таможенным органом решения предоставляется заявление лица. Данное заявление рассматривается для таможенных целей в качестве обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

Отказ таможенного органа в выдаче разрешения возможен только при несоблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

Действие таможенной процедуры временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов приостанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 281 ТК ТС, если декларант таможенной процедуры временного ввоза (допуска), предоставил в таможенный орган, осуществляющий контроль за соблюдением условий временного ввоза заявление о приостановлении таможенной процедуры временного ввоза и таможенную декларацию, в соответствии с которой временно ввезенные товары помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или под специальную таможенную процедуру с целью такого приостановления.

13 стр., 6238 слов

Возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. ...

... государства. Это позволяет им выполнять различные функции. Таможенные платежи являются инструментом регулирования перемещения товаров через таможенную границу. 1. Возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов Обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов возникают при ввозе товаров с момента пересечения границы, при вывозе ...

Действие таможенной процедуры временного ввоза приостанавливается помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории только для целей совершения операций по их ремонту и (или) техническому обслуживанию, за исключением капитального ремонта и модернизации.

Приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза приостанавливает течение срока временного ввоза товаров и уплату таможенных пошлин, налогов, установленных пунктом 3 статьи 282 ТК ТС, за этот период.

Для возобновления действия временного ввоза декларант подает в таможенный орган заявление о возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза, а также таможенный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в соответствии с пунктом 3 статьи 182 ТК ТС Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» СПС: Консультант Плюс[Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/..

Действие таможенной процедуры временного ввоза может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, установленных ТК ТС.

Обратный вывоз временно ввезенных товаров с таможенной территории ТС влечет обязанность лиц поместить такие товары под таможенную процедуру реэкспорта. Реэкспорт может быть заявлен в любом таможенном органе, в том числе и находящемся в другом регионе страны-участницы ТС.

ГЛАВА 2. Порядок уплаты таможенных пошлин и налогов при временном ввозе

2.1 Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин

В понятии временного ввоза указывается на полное условное или частичное условное освобождение товаров от обложения ввозными пошлинами, налогами (приложение 5).

Гарантиями соблюдения надлежащего исполнения обязанностей, установленных при временном ввозе, является обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Размер обеспечения определяется таможенным органом, исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления, предоставление обязательства об обратном вывозе временно ввезенных товаров.

В соответствии с п.1 статьи 282 ТК ТС перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются в соответствии с международными договорами государств — членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.

22 стр., 10514 слов

Правовое регулирование таможенных режимов

... достижения целей таможенного оформления. Использование таможенных режимов дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что ...

В настоящее время на территории РФ перечень категорий товаров, временный ввоз которых допускается с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов установлен решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки».

Таможенным кодексом прямо предусмотрено предоставление полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временный ввоз которых не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации, причем товары должны использоваться в пределах территории государства — члена таможенного союза, таможенным органом которого данные товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза.

К категориям товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в соответствии с вышеупомянутым решением относятся следующие товары:

  • временно ввозимые контейнеры, поддоны, другие виды многооборотной тары и упаковки;
  • товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству;
  • товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
  • временно ввозимые товары для оказания международной помощи;
  • иные товары.

Следует отметить, что в соответствии с приложением В3 Конвенции о временном ввозе в отношении следующих видов многооборотной тары:

  • упаковка, если она удовлетворяет требованиям подпункта «b» статьи 1 указанного приложения;
  • контейнер, если он удовлетворяет требованиям подпункта «с» статьи 1 указанного приложения;
  • поддон, если он удовлетворяет требованиям подпункта «d» статьи 1 указанного приложения,

предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом декларирование таможенному органу таких товаров допускается с использованием вместо таможенной декларации письменного заявления — обязательства об обратном вывозе этих товаров (в отношении поддонов требование мягче: обратно вывезти можно другие поддоны, при условии, что их количество будет равно количеству ранее временно ввезенных и такие поддоны не будут отличаться по своим характеристикам).

В соответствии с положениями статьи 5 приложения В3 Конвенции о временном ввозе таможенным органам не предоставлено право требовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Срок временного ввоза рассматриваемых видов многооборотной тары не может быть установлен таможенным органом менее полугода.

2.2 Частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин

В отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Частичное освобождение предусматривает уплату трех процентов от суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате как если бы товары были выпущены для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза.

14 стр., 6589 слов

История создания Таможенного союза

... история создания Таможенного союза; определить процесс унификации таможенного законодательства Таможенного союза; рассмотреть перспективы развития Таможенного союза; провести анализ механизма зачисления и распределения таможенных пошлин; рассмотреть механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ; проанализировать исполнение соглашения о Таможенном союз; ...

Следует учитывать, что таможенные сборы за таможенное оформление товаров, временно ввозимых как с полным условным, так и частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежат уплате при подаче таможенной декларации. Впоследствии такие суммы не учитываются при вышеуказанном расчете.

Рассчитанная таким образом сумма может уплачиваться как сразу при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (при этом она должна быть умножена на количество календарных месяцев, в течение которых временно ввезенные товары находятся на таможенной территории ТС), так и периодически. Периодическая уплата сумм таможенных пошлин, налогов при применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов производится по желанию лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность такой уплаты также определяется этим лицом с согласия таможенного органа. Конкретные сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются исходя из того, что уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода. В настоящее время наибольшее распространение получила ежеквартальная периодичность уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз.

В соответствии с пунктом 3 статьи 284 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых применялось полное условное или частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, подлежат уплате проценты с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения полного условного или частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленные в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза. Для отдельных категорий временно ввозимых товаров Комиссия таможенного союза вправе определять случаи, когда указанные проценты не уплачиваются Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010).

— СПС: Консультант Плюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/..

В связи с этой нормой ТК ТС в случае, если в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, и сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при таком освобождении, стала равной сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате в случае помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, такие товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с подачей декларации на товары в порядке, установленном ТК ТС, и с уплатой процентов с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка (рассрочка) со дня применения такого освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

ГЛАВА 3. ОТДЕЛЬНЫЕ Особенности временного ввоза

3.1 Особенности временного ввоза товаров с применением карнетов АТА

В соответствии с Конвенцией о временном ввозе при временном ввозе товаров на территорию договаривающейся стороны вместо таможенной декларации, предусмотренной национальным законодательством, может использоваться «документ о временном ввозе» — международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию на уплату ввозных пошлин и сборов, а также предусматривающий упрощение таможенных формальностей.

Таким документом для ввоза товаров, предназначенных для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях, профессионального оборудования и товаров, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей, то есть временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, является карнет АТА. Он является важным и популярным документом, применяемым при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза, и представляет собой международный унифицированный документ, выдаваемый гарантирующей организацией.

Карнет АТА используется для беспошлинной перевозки товаров (кроме автомобилей), которые относятся к категориям:

  • профессиональное кинематографическое оборудование и оборудование прессы, радио и телевидения, включая дополнительные принадлежности;
  • оборудование для монтажа, испытаний, запуска, контроля, проверки, технического обслуживания или ремонта оборудования или транспортных средств и т.д.
  • оборудование, необходимое для деловых целей (например, персональные компьютеры, аудио-/ видеоустройства);
  • медицинские приборы и инструменты;
  • оборудование, необходимое для поездок с целью осуществления фотосъемок (фотоаппараты любых типов, кассеты, экспонометры, объективы, треноги, аккумуляторы, приводные ремни, устройства для зарядки батарей, мониторы, осветительное оборудование и т.

п.);

  • товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, конгрессах или других подобных мероприятиях;
  • контейнеры и другая многооборотная тара.

CPD-карнет — тот же документ о временном ввозе, но для ввоза транспортных средств.

Товары, включая транспортные средства, подлежащие обработке или ремонту, не могут быть ввезены по карнетам АТА.

Карнет АТА невозможно оформить на следующие товары:

  • потребительские товары;
  • изделия одноразового использования;
  • товары, предназначенные для коммерческого использования.

К преимуществам использования карнета АТА можно отнести следующие:

  • позволяет применять сокращенную процедуру временного ввоза. Карнет АТА по сути является заменой таможенной декларации, которые обычно требуются при беспошлинном ввозе товаров. Карнет АТА минимально возможно ограничивает количество документов, необходимых для выполнения формальностей, связанных с временным ввозом товаров. Однако, следует учитывать, что обязательным условием таможенного оформления по карнетам АТА, является сверка товаров в соответствии со списком, приложенным к этому документу. Также следует иметь в виду, что использование карнетов АТА не освобождает от обязанности представлять разрешительные документы на ввозимые товары;
  • нет платежей и сборов, карнет АТА освобождает от необходимости внесения денежного залога или страховки в счет возможной пошлины.

Карнет АТА является одновременно документом временного ввоза и гарантией внесения таможенных платежей, его можно считать полезным как для владельца карнета, так и для таможенных служб. При пересечении границы из документов необходимо представить только карнет;

  • отсутствие периодических таможенных платежей, включая таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление;
  • длительность действия документа, карнет АТА действует в течение года, что позволяет использовать товар в государстве назначения до конца срока действия без внесения дополнительных оплат или использовать его для многократных ввозов и вывозов в государстве назначения;
  • возможность при соответствующем оформлении карнета АТА посещать в течение года не одну, а несколько стран (при условии, что она входит в систему АТА);
  • упрощение процедуры пересечения таможенной границы, поскольку карнет АТА заполняется заранее и содержит отрывные листы для таможенных органов каждой страны-участницы;
  • товары, охваченные карнетом АТА, могут вывозиться и возвращаться одной или несколькими партиями.

Благодаря этим преимуществам карнеты АТА интенсивно используются во многих странах мира. На сегодня, более 70 стран мира присоединились к Конвенции о временном ввозе, соответственно данные страны являются членами международной гарантийной сети системы карнетов АТА и могут осуществлять оформление товаров и карнетов АТА.

Для таможенных органов использование карнетов АТА означает:

  • максимальное сокращение времени для выполнения таможенных процедур временного ввоза как при экспорте, так и при импорте товаров;
  • сохранение товара подлежит международным гарантиям;
  • устраняется риск потерь, которые понесли бы таможенные органы в случае не возврата товара без внесения соответствующих таможенно-налоговых платежей. Гарантия является автоматической и касается каждого карнета, не требует значительного контроля его действия в каждом случае;
  • возможные пошлины и налог не взимаются таможенным органом непосредственно от владельца карнета, а посредством организаций, предоставляющих гарантии.

Если товары находятся на территории России более срока действия карнета АТА (но не более одного года), необходимо обратиться в организацию, выдавшую карнет ATA, с просьбой о выдаче нового карнета. Новый карнет ATA представляется в таможенный орган РФ, проводивший таможенное оформление временного ввоза.

Требования к заполнению карнета АТА:

1. срок действия. Карнет состоит из обложки и отрывных листов (ваучеров) для использования при въезде и выезде из каждой страны — участницы Конвенции. На обложке указаны имя владельца, адрес, целевое назначение товара, список стран, на территории которых может быть использован карнет, и срок его действия. Поэтому в карнете АТА должен быть указан срок временного ввоза;

2. наличие доверенности от держателя карнета АТА. Имя (название) держателя карнета АТА и его представителя, описание товаров, их количество, стоимость и другая информация должны быть указаны правильно. Необходимо указывать точное наименование организации — держателя карнета АТА, которая перемещает товары и будет выступать в качестве декларанта. Сопровождающее товары лицо, имя которого указано в графе В карнета АТА в качестве представителя держателя карнета (или если графа В не содержит четкого указания на такое лицо, а имеется запись «любое уполномоченное лицо»), должно иметь доверенность или разрешительное письмо от держателя карнета АТА;

3. в карнете АТА нужно описание товаров с переводом на русском языке обязательно в скобках;

4. должны присутствовать фотографии товаров с артикулами и иными средствами идентификации (серийные номера, партийные номера и т.п.);

5. все составляющие карнет АТА листы должны быть заполнены одинаково, не допускаются дополнения в виде наклеек и сносок. Все листы должны содержать ту же информацию, что и обложка; эта информация не может быть изменена после оформления карнета;

6. предъявляемый таможенному органу карнет АТА должен быть заполнен на русском, английском или французском языке. В случае необходимости уполномоченное лицо таможенного органа на основании пункта 7 статьи 183 ТК ТС вправе требовать перевода общего списка товаров на русском языке;

7. обложка и дополнительные листы к ней должны быть подписаны держателем (физическим или юридическим лицом, если из конвенций не вытекает иное), который указан в графе «A» обложки карнета АТА и его листах (декларантом, декларирующим товары путем представления в таможенный орган карнета АТА), перед окончательным оформлением карнета АТА, остальные листы должны заполняться по мере прохождения таможен держателем или представителем держателя, который указан в графе «B» обложки карнета АТА и его листах (лицом, имеющим право совершать действия от имени и по поручению держателя карнета АТА относительно товаров, перемещаемых с применением карнета АТА, и в случае, если представитель держателя карнета АТА не указан в графе «B» обложки карнета АТА и его листах, имеющим соответствующую доверенность).

В случае уничтожения, утери или кражи товаров или карнета АТА держатель (представитель держателя) вправе уведомить об этом таможенный орган, в котором отрывной лист (ваучер) карнета АТА стоит на контроле или в регионе деятельности которого находятся соответствующие товары, и, после выполнения требований ТК ТС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и Конвенций, получить от них документ с подтверждением произошедшего для представления в компетентные иностранные органы и организации.

В случае утраты карнета АТА таможенный орган может принимать дубликат утраченного карнета АТА, предъявляемый держателем (представителем держателя).

При этом таможенный орган вправе установить определенные требования, выполнение которых является условием принятия заменяющего документа. Срок действия заменяющего документа должен истекать в тот же день, что и срок действия оригинала.

Если срок действия карнета АТА истек, при этом держатель (представитель держателя) карнета АТА за продлением срока временного ввоза/временного вывоза в контролирующий таможенный орган не обращался, заменяющий карнет АТА в контролирующий таможенный орган для оформления держателем (представителем держателя) не предъявлялся, завершение действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), временного вывоза в отношении таких товаров осуществляется в порядке, установленном ТК ТС.

3.2 Временный ввоз транспортных средств международной перевозки

Любой процесс перемещения товаров и грузов по таможенной территории таможенного союза связан с перевозкой этих товаров определенным видом транспорта. Но при этом сами транспортные средства не выступают в такой ситуации в качестве товаров, поэтому в ТК ТС существует отдельная глава 48 «Перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа», учитывающая эти особенности.

Согласно статье 4 ТК ТС «транспортные средства международной перевозки (далее ТСМП) — транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17) (ред. от 16.04.2010).

— СПС: Консультант Плюс [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/..

Временный ввоз на таможенную территорию таможенного союза ТСМП без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если ТСМП зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;

— если ТСМП ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда оно используется лицом государства — члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.

В соответствии со статьей 2 «Соглашения об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также прицепов, полуприцепов, контейнеров и железнодорожного подвижного состава, осуществляющих перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории Таможенного союза», ратифицированного федеральным законом РФ от 05.04.2011 №58-ФЗ, не допускается использование в качестве ТСМП во внутренних перевозках по таможенной территории таможенного союза прицепов, полуприцепов, контейнеров (за исключением контейнеров железных дорог), воздушных судов, водных (морских и речных) судов.

Допускается использовать ТСМП, за исключением транспортных средств, указанных выше, для внутренней перевозки груза, если:

  • внутренняя перевозка осуществляется после завершения международной перевозки, для выполнения которой ТСМП было ввезено на территорию государства;
  • внутренняя перевозка осуществляется при следовании ТСМП под загрузку для последующего вывоза товаров за пределы таможенной территории таможенного союза;
  • внутренняя перевозка осуществляется при следовании порожнего ТСМП через таможенную территорию таможенного союза.

Срок временного ввоза ТСМП установлен статьей 343 ТК ТС, согласно которой временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза ТСМП должны быть вывезены с этой территории после завершения операций перевозки, в связи с которыми такие транспортные средства были ввезены на таможенную территорию таможенного союза, в сроки, исчисляемые с учетом положений статьи 219 ТК ТС, если иное не установлено международными договорами. Соглашением установлен срок временного ввоза, не превышающий 90 дней.

При невозможности вывоза ТСМП в предусмотренные сроки по мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает срок временного ввоза на время, необходимое для устранения причин, по которым невозможен вывоз.

ТСМП подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.

В целях упрощения совершения операций при оформленная на ТСМП декларация при временном ввозе используется при вывозе данного ТСМП согласно решения Комиссии таможенного союза от 18.10.2011 №511 «Об инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и вывозимых транспортных средств международной перевозки».

ГЛАВА 4. Проблемные вопросы применения временного ввоза товаров и транспортных средств

При выборе участниками внешнеэкономической деятельности таможенной процедуры временного ввоза для помещения иностранных товаров под процедуру, прежде всего самым привлекательным моментом является полное или частичное условное освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с этим возникает много вариантов применить данную процедуру с нарушением установленных ограничений по пользованию и распоряжению товарами.

В первую очередь это касается транспортных средств как принадлежащих физическим лицам, так юридическим. На сегодняшний день остро стоит проблема с нарушением сроков временного ввоза.

При этом стоит отметить, что хищение является одной из наиболее распространенных причин невывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза.

Судебная практика показывает неединообразный подход к рассмотрению таких вопросов в судебных спорах.

Так пунктом 2 статьи 358 ТК ТС предусмотрена возможность временного ввоза иностранным физическим лицом на таможенную территорию таможенного союза транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, для личного пользования на срок своего временного пребывания с освобождением от уплаты таможенных платежей.

При этом пунктом 5 статьи 358 ТК ТС установлено, что в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Из самого правового содержания процедуры временного ввоза товаров для личного пользования следует, что на физическое лицо, перемещающее транспортное средство через таможенную границу таможенного союза и претендующее на получение льгот по уплате таможенных платежей, с момента регистрации таможенной декларации и, соответственно, ввоза транспортного средства возлагаются определенные обязанности, предусматривающие определенную степень заботливости и осмотрительности.

При этом, в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории Таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы (пункт 6 статьи 358 ТК ТС).

Аналогичные положения закреплены в статье 14 Конвенции о временном ввозе. Пунктом 3 статьи 14 Конвенции предусмотрено, что действие режима временного ввоза может быть прекращено по просьбе заинтересованного лица, если это лицо приведет таможенным органам удовлетворительное доказательство полного уничтожения или утраты товаров (включая транспортные средства) вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В этом случае лицо, пользующееся льготами, связанными с временным ввозом, будет освобождено от уплаты ввозных таможенных пошлин и сборов.

Из приведенных международных норм следует, что возникшая у декларанта обязанность по уплате таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу прекращается, если эти товары обратно вывезены с таможенной территории таможенного союза, либо уничтожены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Понятие «непреодолимой силы» таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не определено, поэтому в силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» применению подлежат соответствующие нормы гражданского законодательства.

В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам относятся преимущественно разного рода стихийные явления (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.), а также ряд явлений общественной жизни (военные действия, эпидемии и т.д.) при условии, что они носят чрезвычайный характер и не могли быть предотвращены лицом при принятии им всех возможных мер Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014).

СПС: Консультант Плюс[Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/..

Преступные действия третьих лиц не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы, ввиду отсутствия признаков чрезвычайности и объективной непредотвратимости. Учитывая, что похищенное транспортное средство остается на таможенной территории таможенного союза, то есть не выбывает из гражданского и экономического оборота, оснований для освобождения физического лица от обязанности по уплате таможенных платежей за утраченное и невывезенное в установленные таможенным органом сроки транспортное средство не имеется.

Таким образом, таможенные органы придерживаются следующей позиции: в связи с тем, что перечень обстоятельств, с которыми законодательство таможенного союза связывает освобождение физического лица от уплаты таможенных платежей в отношении невывезенного транспортного средства носит закрытый и императивный характер (пункт 6 статьи 358 ТК ТС, статья 14 Соглашения), в случае его хищения таможенные платежи взимаются в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

В большинстве случаев судебные органы, основываясь на правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 12 мая 2005 г. № 168-О, исходят из того, что хищение транспортного средства (в отличие от повреждения) исключает возможность его вывоза декларантом с таможенной территории таможенного союза, поскольку в такой ситуации транспортное средство у такого лица отсутствует фактически. При этом возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, приобретает вид имущественной ответственности за несоблюдение требований об обязательном вывозе временно ввезенных товаров, возлагаемой на потерпевшего за сам факт совершения преступления в отношении его имущества, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений, освобожденными от уплаты таможенной пошлины в связи с временным ввозом транспортного средства.