Техническое обслуживание грузовых авто

Курсовая работа

Введение

В настоящее время численность грузового автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки грузов значительно возросла.

Работоспособность автомобиля обеспечивается своевременным техническим обслуживанием, качественным ремонтом и правильной эксплуатацией.

Большое значение уделяется изучению закономерностей изменения технического состояния автомобилей в процессе их эксплуатации, методов и средств, поддержания автотранспортных средств в исправном состоянии для обеспечения дорожной и экологической безопасности при экономном расходовании всех ресурсов.

Появление десятков тысяч малых предприятий в связи с переходом на другие экономические отношения, обострило проблему обеспечения необходимого технического состояния принадлежащим им автомобилей, так как они не имеют и не могут иметь собственной полноценной производственной базы и квалифицированного обслуживающего персонала.

Автомобильный транспорт продолжает оставаться из всех видов транспорта наиболее опасным для населения и окружающей среды. На автомобильный транспорт приходится 40 — 50% всех вредных выбросов загрязняющих окружающую среду.

В последнее время существенно повысились требования к техническому состоянию автотранспортных средств, которые регламентируются государственными и международными нормами. Обеспечение выполнения этих требований в течении всего периода эксплуатации автомобиля, обуславливается качественной работой высококвалифицированного обслуживающего персонала, соответствующего уровню современной автомобильной техники

1. Исследовательская часть

1.1 Характеристика автотранспортного предприятия

Автотранспортное предприятие находится на территории города Новороссийска, состоит из одного предприятия. Подвижный состав АТП выполняет все перевозки централизованно и обеспечивает перевозку грузов по городу и краю.

В состав предприятия входят 320 грузовых автомобилей ЗИЛ-130. Число новых автомобилей составляет 20% от общего количества. Среднесуточный пробег составляет 270 км. Режим работы автотранспортного предприятия — 305 дней, режим работы зоны ТО-2 грузовых автомобилей 6-ти дневная рабочая неделя.

Средний пробег с начала эксплуатации — 80000 км. Климатический район 11(умеренный).

Категория условий эксплуатации — 1.

1.2 Характеристика объекта проектирования

Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей определяется выполнением контрольно -диагностических операций через установленные пробеги и промежутки времени работы подвижного состава с последующим выполнением необходимых работ.

4 стр., 1596 слов

Охрана труда на предприятии по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

... на высочайшем уровне в соответствие со строгими мировыми стандартами. Организация производства и технического обслуживания и ремонта автомобилей 2. Адрес предприятия, режим работы, правила внутреннего распорядка, режим работы, охрана труда на предприятии, Адрес предприятия г. Нижний Новгород, ...

Второе техническое обслуживание ТО-2 служит для выполнения всех работ, предусмотренных ТО-1, и дополнительно контрольно- регулировочные и диагностические работы, связанные с частичной разборкой автомобиля, снятием агрегатов и проверкой их на специальном оборудовании. При необходимости меняют масло в двигателе, агрегатах трансмиссии, рулевом управлении, насосе высокого давления и др.

На ТО-2 подвижной состав поступает после мойки и уборки, проверяются крепление двигателя и узлов системы питания и выпуска отработанных газов, действие оттяжной пружины и свободный ход педали и герметичность системы гидропривода выключения сцепления, крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра пневмоусилителя, крепление и работа коробки передач, раздаточной коробки и двигателя, крепление гидромеханической коробки передач к основанию автобуса, масляного поддона и состояние масляных трубопроводов двигателя, наконечников электрических проводов, правильность регулировки механизма управления периферийными золотниками.

В зону ТО-2 подвижной состав поступает после определенного пробега по плану, регламентированному графиком ТО автомобилей на предприятии. Для обеспечения высокой технической готовности парка рабочие зоны должны полностью выполнять суточную программу ТО при качественном проведении всех операций ТО-2 на каждом автомобиле.

При проведении ТО-2 используется осмотровое и подъемно-транспортное оборудование, слесарный и электроинструмент, а также специализированные стенды.

Зона ТО-2 работает по 6-ти дневной рабочей недели в одну смену. Продолжительность рабочего дня 7 часов. Рациональность установленного режима работы ремонтных подразделений определяется исходя из возможности максимального выпуска автомобилей на линию и минимального времени нахождения подвижного состава в ремонтной зоне. Отсюда рациональное время работы зоны ТО-2 с 8.00 до 16.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00 час.

1.3 Недостатки в организации и проведении ТО-2

Имеющееся на базовом предприятии оборудование постов ТО-2 не соответствует современным требованиям технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Планировка постов ТО-2 не соответствует научным методам организации труда рабочего места и не способствует повышению производительности труда рабочего и удобству выполнения работ по техническому обслуживанию.

Нормативная учетная документация (план-отчет ТО-1-2, контрольные талоны) не ведется. Не на всех путевых листах проставляется штамп «ТО-2». Не качественно выполняется контроль подготовки водителем грузового автомобиля к проведению ТО-2.

Контроль качества выполнения работ не проводится. Контрольная документация (контрольный талон « Качество технического обслуживания и ремонта» и «Лицевая карточка автомобиля») не заполняются.

На постах зоны отсутствует местная вентиляция.

Нарушаются требования по охране окружающей среды: не организован сбор и утилизация отработанных горюче смазочных материалов и отходов производства; не работает производственная канализационная система

Не на всех рабочих местах имеются инструкции по охране труда. Рабочие не используют средства индивидуальной защиты.

Посты зоны не оснащены современным автоматизированным оборудованием.

Анализ производственной деятельности предприятия показал, что существующая производственная база не соответствует требованиям современного АТП, и не способствует решению задач по увеличению объема грузоперевозок.

Для устранения этих недостатков необходимо выполнить следующие научно-технические мероприятия:

  • обеспечить зону ТО-2 необходимой технологической оснасткой, подъемно-транспортным оборудованием;
  • руководству повысить требования к качеству заполнения нормативных документов;
  • повысить контроль соблюдения правил техники безопасности обслуживающего персонала;
  • повысить контроль качества выполнения работ зоны в ходе ТО-2, и после выполнения;
  • провести мероприятия по охране окружающей среды и культуре производства.

2. Расчетно-технологическая часть

2.1 Расчет годовой производственной программы

2.1.1 Выбор и корректирование периодичности ТО

Периодичность ЕО (LЕО) принимается равной среднесуточному пробегу автомобиля (LCC).

Согласно задания , LCC=270 км, следовательно

LЕО = LCC=270 км.

Исходные нормативы периодичности ТО-1 и ТО-2 (L1, L2 ) установлены Положением для подвижного состава автомобилей эксплуатирующихся в 1 категории условий эксплуатации КУЭ и для грузовых автомобилей составляют: L1 = 4000 км и L2 = 16000 км [ 1, с.173].

Периодичность ТО-1 и ТО-2 Li, км, для 1 КУЭ

Li = LК1, (2.1)

где К1 — коэффициент, учитывающий влияние категорий условий эксплуатации на пробег между ТО, К1=1,0 [1,с. 177].

L1 = 4000 1,0= 4000 км,

L2 = 160001,0 = 16000 км.

2.1.2 Выбор и корректирование межремонтного пробега

Пробег автомобиля до первого капитального ремонта L ,км,

L = L , (2.2)

где — нормативный пробег базовой модели автомобиля, =300000 км для 11 КУЭ;

  • результирующий коэффициент корректирования пробега до первого КР.

, (2.3)

L= 3000000,8=240000 км.

Если АТП осуществляет КР, необходимо определить пробег этих автомобилей L, км, до следующего КР (списания), который составляет не менее 80% нормы пробега нового автомобиля [1, 36].

L= 0,8 L , (2.4)

L= 0,8240000= 192000 км.

Постановка автомобиля на обслуживание производится через целое число рабочих дней с учетом среднесуточного пробега, следовательно, пробеги до ТО-1, ТО-2 и ЕР должны быть кратны между собой и среднесуточным пробегом.

Кратность пробега

(2.5)

Число рабочих дней, через которое планируется проведение ТО-1

(2.6)

Средневзвешенный межремонтный пробег , км, автомобиля за цикл

, (2.7)

где и — соответственно среднесписочное число новых и старых автомобилей.

(2.8)

где — инвентарное число автомобилей, согласно заданию =320шт.

Корректирование пробегов до ТО-1, ТО- и КР и расчеты сведены в таблицу 2.1.

Таблица 2.1 -Корректирование пробегов до ТО-, ТО-2 и КР

В километрах

Виды пробега

Обозна-

чение

П р о б е г

Норматив-

ный

Откоррек-

тированный

Пробег до предшеств.

вида воз-

действия х кратность

Принятый к расчету

Средне-

суточный

LCC

270

До ТО-1

L1

4000

4000

270х15

4050

До ТО-2

L2

16000

16000

4050х4

16200

До КР

LКР.СР

300000

240000

16200х15

243000

2.1.3 Корректирование нормативов трудоемкости единицы ТО и ТР на 1000 км

Расчетная трудоемкость одного обслуживания ( единицы ТО) , чел.-ч,

, (2.9)

где — нормативная трудоемкость единицы ТО базовой модели автомобиля, чел.-ч [1, 43];

  • результирующий коэффициент корректирования трудоемкости ТО для автомобиля.

(2.10)

где К2 — коэффициент, учитывающий природно-климатические условия,

К2 =1,0;

  • К4 — коэффициент, учитывающий изменение трудоемкости ТО в зависимости от размеров предприятия, К4 = 0,95.

Для грузовых автомобилей нормативная трудоемкость составляет соответственно [1. гл.2, стр.43] :

(2.11)

Принимается =0,95.

Расчетная трудоемкость ТР на 1000 км пробега , чел.-ч,

, (2.12)

где — нормативная трудоемкость ТР на 1000 км пробега, чел.-ч;

  • результирующий коэффициент корректирования трудоемкости ТР на 1000 км пробега, =0,95.

2.1.4 Расчет коэффициента технической готовности автомобиля

Коэффициент технической готовности

, (2.13)

где — простой в ТО-2 и ТР, дней /1000км пробега, =0,25 — 0,35;

  • простои в КР, =12-15 дней.

Простои в ТО-2 и ТР определяются из пропорции:

(2.14)

При Х, принимается .

2.1.5 Определение годового пробега парка

Годовой пробег LП.Г. ,км,

(2.15)

где — списочное число автомобилей, =320шт;

  • расчетный коэффициент технической готовности автомобиля;
  • количество календарных дней в году, = 365 дней.

(2.16)

где — число рабочих дней в году, = 305 дней;

  • коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам, =0,95.

2.1.6 Определение числа обслуживаний и КР за год

Число технических обслуживаний ЕО, ТО-1 и ТО-2 и число КР определяется соответственно:

2.1.7 Определение трудоемкости работ по ТО и ТР за год

Годовая трудоемкость ТО автомобилей ,,чел.-ч,

(2.17)

где — годовое число обслуживаний данного вида, шт.;

  • расчетная трудоемкость единицы ТО данного вида, чел.-ч.

Годовая трудоемкость ТО-1 и ТО-2 с сопутствующим ТР, чел.-ч,

(2.18)

где — годовая трудоемкость сопутствующего ТР при проведении ТО-1 и ТО-2, чел.-ч.

(2.19)

где -регламентированная доля сопутствующего ремонта , =0,2.

Годовая трудоемкость ТО-1 и ТО-2 с сопутствующим ТР:

Годовая трудоемкость ТР по АТП, чел.-ч,

(2.20)

Годовая трудоемкость ТР без трудоемкости работ сопутствующего ремонта, выполняемого в зонах ТО-1 и ТО-2

(2.21)

2.2 Расчет численности производственных рабочих

Число производственных рабочих, чел.,

(2.22)

где — число явочных, технологически необходимых рабочих или количества рабочих мест, чел.;

  • годовой производственный фонд времени рабочего места,ч.

Согласно задания , при 6-ти дневной рабочей недели ,ч,

(2.23)

где — продолжительность рабочей смены, =7ч;

  • число выходных дней в году, =60 дня;
  • число праздничных дней в году, =15 дней;
  • число предпраздничных и субботних дней в году, сокращенных на один час, = 63 дня.

где — продолжительность рабочей смены, =7ч;

  • число выходных дней в году, =60 дня;
  • число праздничных дней в году, =15 дней;
  • число предпраздничных и субботних дней в году, сокращенных на один час, = 63 дня.

Явочное число производственных рабочих

Принимается явочное количество производственных рабочих

=7 чел.

Штатное число производственных рабочих , чел.,

технологический обслуживание освещение пост

(2.24)

где — годовой производственный фонд рабочего времени штатного рабочего с учетом отпуска и невыхода на работу по уважительным причинам, ч.

(2.25)

где — продолжительность основного отпуска, =28дн. ;

  • потери рабочего времени по уважительным причинам (болезнь, выполнение государственных обязанностей и др.),ч.

(2.26)

Принимается штатное число производственных рабочих =8 чел.

2.3 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса ТО-2

На выбор метода обслуживания ТО влияют следующие основные факторы: сменная программа по ТО-2; количество и тип подвижного состава; число рабочих постов для ТО-2; трудоемкость обслуживания и др.

Сменная программа по ТО-2

, (2.27)

Принимается 4 обслуживания в смену.

При выборе схемы организации ТО-2 определяющим критерием является сменная программа по ТО-2. При программе равной четырем обслуживаниям применение конвейера или другого дорогостоящего оборудования для перемещения автомобилей экономически нецелесообразно, хотя принцип расположения постов в линию может соблюдаться, как и при поточном методе [4, т.2, гл.13,стр.175]. Для зоны ТО-2 применяется операционно-постовой метод обслуживания в несколько приемов-заездов.

2.4 Расчет числа постов зоны ТО-2

Общее число постов в зоне ТО-2 [1, 87,88]

(2.28)

где — технологически необходимое число рабочих для зоны;

  • С — число смен работы, С=1;
  • принятое среднее число рабочих на одном посту, =3-4 чел.;
  • коэффициент использования рабочего времени поста, = 0,93.

Принимается число постов зоны ТО-2 равное 2.

2.5 Распределение рабочих по постам, специальностям и квалификации

Зона ТО-2 для технического обслуживания грузовых автомобилей имеет 2 поста, который обслуживает 7 человек. Каждый пост обслуживает 4 человека.

Данные распределения рабочих по специальности на посту приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Распределение рабочих зоны ТО-1

Номер

поста

Число исполни-

телей на

посту

Специальность

Квали-

фикация (разряд)

Обслуживаемые агрегаты, системы

1

4

Слесарь авторемонтник

11,

111

Трансмиссия и задний мост,

проверка хода педали сцепления, люфта.

Рулевое управление, проверка герметичности усилителя ,крепления шаровых пальцев.

Рулевое управление и передняя ось. Регулировка схождения, развала и т.д.

Ходовая часть.

2

3

Слесарь-

авторемонтник

Электроакку-

муляторщик

11,

111

Кабина, кузов. Проверка замков, петель и ручек дверей кабины и другие работы

Система питания, проверка состояния приборов и приводов, герметичность их соединения.

Электрооборудование. Очистка и проверка аккумуляторной батареи, генератора, приборов и электропроводки

2.6 Подбор технологического оборудования

К технологическому оборудованию относят стационарные, передвижные и переносные стенды, станки, всевозможные приборы, приспособления, производственный инвентарь( верстаки, стеллажи, шкафы, столы), необходимые для выполнения работ по ТО-2 грузовых автомобилей.

Оборудование, необходимое по технологическому процессу для проведения работ на постах зон ТО-2 принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену.

Номенклатура и количество оборудования участка зон ТО принимается по табелю технологического оборудования АТП ,с учетом видов ТО-2, выполняемых на данном предприятии, а также количества работающих в максимально загруженную смену.

Принятое технологическое оборудование для зоны ТО-2 сведено в таблицу 2.3.

Таблица 2.3 — Технологическое оборудование для поста зоны ТО-2

Оборудование,

приборы,

приспособления,

специальный инструмент

Модель

(тип)

При-

ня-

тое

кол.

Габаритные

размеры,

мм

Стоимость

за ед.обо-

рудования,

руб.

1 Стеллаж для инструмента

2 Стеллаж-вертушка

для крепежных деталей

3 Установка для отсоса отработавших газов

4 Ларь для обтирочных материалов

5 Ящик для песка

Собств.

Изготовл.

Собств.

изготовл

Собств.

изготовл

Собств.

изготовл

Собств.

изготовл

2

1

1

2

1

1200х900

600х500

500х500

1000х500

1000х500

850

6 Регулируемые подставки под ноги

7 Переходной мостик

8 Тележка для снятия и установки колес

9 Гайковерт для гаек колес

10 Воздухораздаточная колонка

11 Верстак

12Ларь для отходов

13 Установка для сбора отработанных масел

14 Подъемник канавный

15 Маслораздаточная колонка

16Комплект инструментов регулировщика-карбюраторщика

17 Комплект инструментов электрика

18 Нагнетатель смазки

19 Комплект инструментов для аккумуляторщика

Итого:

Собств.

изгот.

Собств.

изгот.

П-217

И-318

С-401 .

ВС-1

Собств.

изгот.

С-508

468

С-223

2445

И-143

С-322

ПТ-7300

2

2

1

2

2

2

1

1

2

2

1

1

1

1

500 х 400

1000х1200

1000 х 1200

500х600

900х700

1200х900

500х500

O800

880х600

O1000

O600

250х200

S = 16,55 м

3170

4800

8420

5000

850

20250

6950

1800

2100

5500

960

106070

2.7 Расчет производственных площадей

Площадь производственных помещений определяется одним из следующих методов:

  • аналитически по удельной площади, приходящийся на один автомобиль;
  • графически по планировочной схеме, на которой в принятом масштабе вычерчиваются посты и выбранное технологическое оборудование с соблюдением всех нормативных расстояний;
  • графо-аналитическим путем планировочных решений и аналитических вычислений.

Ориентировочно площадь зоны ТО определяется

( 2.29)

uде — площадь, занимаемая автомобилем в плане, м;

  • суммарная площадь оборудования в плане, расположенного вне площади, занятой автомобилем , м;
  • П — расчетное число постов ТР;
  • коэффициент плотности расстановки постов и оборудования, =5.

Площадь, занимаемая автомобилем в плане

=7,42,5=18,5 м

Суммарная площадь оборудования в плане , расположенного вне площади , занятой автомобилем ( из таблицы 2) = 16,55 м.

Площадь зоны ТО-2 с количеством постов П=2

Ширина зоны ТО-2 В, м, [1. гл.3, стр.102]

(2.30)

где — расстояние от торцевой стороны автомобиля до стены, =1,5 м;

  • ширина автомобиля, =2,5 м;
  • наибольшая габаритная ширина оборудования, установленного с одной стороны линии, =1,1 м;
  • в — между продольными сторонами автомобилей на постах без снятия шин, в = 2,0 м;
  • от стены до стационарного технологического оборудования,

= 1,0 м;

  • от продольной стороны автомобиля до стационарного технологического оборудования, = 1,0 м.

Длина зоны ТО-2 LТО-2 , м,

(2.31)

где — расстояние от торцевой стороны автомобиля до наружных ворот,

=1,5 м;

  • б — расстояние между двумя автомобилями, б = 2 м.

Согласно расчету, принимается ширина помещения зоны ТО-2 с пролетом 9 м, а длина здания — 24 м, т.е. кратной 6 (сетка колонн 912 м ).

Площадь зоны ТО-2 составляет

= 9(12 х 2) = 216 м.

2.8 Разработка технологической документации

Для наиболее рациональной организации работ по ТО, ремонту и диагностированию автомобилей, его агрегатов и систем составляются технологические карты.

На основании этих технологических карт определяется объем работ по техническим воздействиям, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.

Технологическая карта является руководящей инструкцией для каждого исполнителя и, кроме того, служит документом для технического контроля выполнения обслуживания или ремонта.

Технологическая карта по проведению ТО-2 карданной передачи грузового автомобиля приведена в Приложении А.

3. Организационная часть

3.1 Организация технологического процесса ТО-2

Техническое обслуживание автомобилей в АТП представляет собой сложный технологический процесс, состоящий из отдельных технических воздействий. Работы по ТО-2 выполняются принудительно в плановом порядке.

Прибытие автомобиля в зону ТО-2 происходит обычно через зону ЕО, или зону хранения, оттуда в порядке очереди они поступают в зону ЕО и далее в соответствии с графиком на посты обслуживания.

В зону ТО-2 подвижный состав поступает после определенного пробега по плану, регламентированному графиком ТО автомобилей на предприятии. Для обеспечения высокой технической готовности парка рабочие зоны должны полностью выполнять суточную программу ТО при качественном проведении всех операций ТО-2 на каждом автомобиле.

Зоне ТО-2 количество обслуживаний планируется, а объемы работ (чел.-ч.) по каждому автомобилю в значительной степени выявляют сами исполнители.

При производстве ТО-2 возможны следующие схемы прохождения автомобиля по участкам и зонам ТО, ТР и диагностики:

  • КТП — ЕО — Д-2 — ТО-2 — зона хранения — КТП;
  • КТП — ЕО -Д-1 -ТО-1 — ТО-2 — ТР — зона хранения — КТП.

Схема производственного процесса АТП с указанием маршрута следования автомобиля через производственные участки, приведена на рисунке 3.1.

Контроль выполнения работ осуществляется самим исполнителем, бригадиром и выборочно работником отдела технического контроля участка.

Выпуск автомобиля на линию осуществляется через зону хранения и затем КТП. Механик КТП проверяет техническое состояние автомобиля и оформляет документацию для выпуска автомобиля на линию.

3.2 Организация управления производством ТО-2

Одной из форм рациональной организации ТО и ТР является система централизованного управления производством (ЦУП) технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

При централизованном управлении производством ТО и ТР автомобилей применяется агрегатно-узловой метод ремонта. Ремонт автомобилей производится в основном путем замены неисправных частей новыми или отремонтированными за счет оборотного фонда предприятия.

При централизованном управлении общее руководство производством ТР осуществляет главный инженер через начальника производства, который находится в административном подчинении от главного инженера.

Начальнику производства административно подчиняется начальник Центра управления производством (ЦУП) и оперативно — начальники комплексных участков (комплексов).

ЦУП возглавляет начальник, а основную оперативную работу по управлению выполняют диспетчеры отдела оперативного управления и их помощники — техники-операторы.

На АТП все производственные работы объединяются в три комплекса:

  • комплекс 1 — ТОД — включает бригады: ЕО, ТО-1, ТО-2, исполнители диагностических работ;
  • комплекс 2 — ТР — бригады ТР;
  • комплекс 3 — РУ — бригады (рабочие) ремонтных участков.

В подчинении начальника ЦУП находится Комплексный участок (комплекс) подготовки производства -ПП, в обязанности которого входит обеспечение комплексов ТОД и ТР запчастями и материалами. Оперативное управление Комплексом ПП осуществляется диспетчером ЦУП через техника-оператора комплекса ПП.

Руководство производственными процессами на участке ТР осуществляет начальник участка ТР, который непосредственно подчиняется начальнику комплекса 2. Начальнику участка ТР подчиняются бригадиры и непосредственно все рабочие данного участка.

Организация управления производством на проектируемом АТП приведена на рисунке 3.2.

3.3 Выбор и обоснование режима труда и отдыха производственного персонала

Основные производственные участки, зоны ТО и ТР практически могут работать круглый год в две смены и более при достаточной производственной программе, а также для более рационального использования производственных площадей и технологического оборудования.

В соответствии с рекомендациями «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» работы по ТО необходимо выполнять в рабочее время со снятием автомобиля с линии.

Списочное число автомобилей на предприятии — 320 шт. В смену работает

На линии автомобили работают в одну смену с 8.00 до 17.00 час.

Время работы зоны ТО-2 с 8.00 до 17.00 час. с перерывом на обед с 12.00 до 13.00 час.

Режим работы производственного персонала участка ТО-2 показан графически на рисунке 3.3.

4. Мероприятия по охране труда и противопожарной защите

4.1 Расчет естественного и искусственного освещения

При проведении работ в зоне ТО-2 важную роль играет рациональное устройство освещения, которое должно обеспечивать достаточную освещенность рабочей поверхности, позволяющее следить за объектом и за работой оборудования.

Искусственное освещение должно обеспечивать необходимую освещенность ремонтируемых узлов и деталей на рабочем месте, не оказывая слепящего действия.

Искусственное освещение в помещениях производственных отделений оборудуют общим и местным искусственным освещением.

Все светильники общего и местного освещения снабжают абажурами-рефлекторами или рассеивающими решетками, защищающими глаза работающих от ослепления.

Условия гигиены труда требуют максимального использования естественного освещения.

Расчет естественного освещения сводится к определению числа окон при боковом освещении и фрамуг при верхнем освещении. По условиям размещениям проектируемой зоны ТО-2 в производственном здании предприятия, выбирается вид естественного освещения — боковое (через окна).

Световая площадь оконных проемов зоны ТР-О-2 определяется по формуле

Размеры окон производственного помещения принимаются равными : ширина — 4м, высота — 2м. Площадь одного окна

Количество окон зоны ТО-2

Искусственное освещение необходимо для компенсации недостаточности естественного света и осуществляется осветительными приборами. В качестве осветительных приборов для проектируемой зоны ТР выбираются лампы накаливания с йодным наполнением — галоидные лампы взрывобезопасного типа, мощностью Wл = 200 Вт.

Общая световая мощность ламп определяется по формуле

где R — норма расхода электроэнергии, R=20Вт на 1 м площади пола [2.168];

  • Q — продолжительность работы освещения в течении года, Q=2100ч [1.11.201].

Число ламп освещения для зоны ТО-2

Лампы размещают равномерно по всей зоне ТО-2 на высоте пять метров от уровня пола.

4.2 Расчет вентиляции

Вентиляция все производственных помещений должна быть искусственной , приточно-вытяжной, обеспечивающей 2 — 2,5-кратный обмен воздуха в 1 час.

Для обеспечения соответствия воздуха рабочей зоны ТО-2 санитарно-гигиеническим требованиям на проектируемом предприятии планируется выполнение следующих мероприятий:

1) Оборудовать зону приточно-вытяжной механической вентиляцией и местными отсосами.

2) Установить на въездах и входах в производственное помещение воздушно — тепловых завес.

Вредные вещества в зоне ТО-2 образуются при выхлопе отработавших газов при въезде и выезде автомобиля в и из зоны ТР.

Количество приточного воздуха должно быть достаточным для компенсации количества удаляемого воздуха.

Исходя из объема помещения и кратности обмена воздуха, определяется производительность вентилятора

Для обеспечения необходимого воздухообмена в зоне ТР требуется 1 вентилятор марки ЦАГИ-6. Скорость поступающего в помещение воздуха должна быть не более 0,1м/с. Воздух, поступающий в холодное время года, подогревают калориферами, установленными на магистрали приточной вентиляции, до температуры 16 — 18

Забор приточного воздуха должен осуществляться в местах, наиболее удаленных и защищенных от выбросов токсичных веществ. Расстояния между местами забора и выброса воздуха составляет 20 м, заборные и выбросные отверстия находятся на одном уровне соответственно одно в начале участка ТО-2, другое — в конце участка.

Естественный приток воздуха в отделение в холодное время года устраивают только при достаточных избытках тепла, способного нагреть приточный воздух, поступающий в рабочую зону до температуры 8 — 14

В теплое время года приток воздуха должен быть преимущественно естественным, а температура воздуха в помещении не должна превышать более чем на 5 наружную температуру воздуха в тени.

4.3 Техника безопасности, производственная гигиена и санитария

Охрана труда на АТП регламентируется Федеральными законами «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Гражданским кодексом РФ, Кодексом законов и труде и другими нормативными правовыми актами в этой области.

Охрана труда представляет собой комплекс законодательных, технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. Этот комплекс состоит из трех частей:

1) Правовой основы.

2) Техники безопасности.

3) Производственной гигиены и санитарии.

Основы техники безопасности, производственной гигиены и санитарии по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей отражены Государственным стандартом РФ в разделе «Техническое обслуживание и технический ремонт автомобилей» от 17 июля 1995 г. №2583.

Техника безопасности включает комплекс технических и организационных мероприятий, цель которых — обеспечить безопасные условия труда, прежде всего путем предупреждения и устранения причин несчастных случаев. Общие меры безопасности предусматривают соблюдение на рабочих постах участков ТР следующие основные требования:

  • ключи подбираются по размерам гаек и головок болтов;
  • электроинструменты хранят в инструментальной и выдают для пользования только после предварительной проверки вместе с защитными средствами(резиновые перчатки, коврики, диэлектрические калоши);
  • гидравлические и пневматические домкраты применяют с плотными соединениями, исключающими утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров во время перемещения груза;
  • подъемники и домкраты испытывают 2 раза в год статической нагрузкой, больше предельной по паспорту на 10% в течении 10 минут с грузом в верхнем крайнем положении, У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%;
  • все результаты испытаний заносятся в журнал;
  • ТО автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением опробования тормозов и регулировки систем питания и электрооборудования двигателя;
  • оборудование и инструменты, изготовленные собственными средствами должны отвечать требованиям правил техники безопасности .

Особенности техники безопасности, производственной гигиены и санитарии в зоне ТО-2 связаны с действующими опасными и вредными факторами.;

  • при выполнении ТО устанавливают световую и звуковую сигнализацию для предупреждения работающих о начале момента перемещения автомобиля с поста;
  • стационарное оборудование устанавливают на фундаменты и надежно крепят к нему болтами. Опасные места ограждают и окрашивают в предупреждающий цвет.

К опасным производственным факторам относятся подвижные части оборудования, подъемно — осмотровые устройства, повышенный уровень шума, вибрации и т.д.

К вредным производственным факторам относятся повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, горюче-смазочные материалы, неудовлетворительное освещение и др.

Для устранения этих факторов и обеспечения нормальной работы необходимо:

  • при высокой влажности в помещении применять механизмы, подающие сухой воздух в помещение;
  • при высокой температуре в помещении применять кондиционеры;
  • при загрязнении воздуха необходимо иметь хорошую воздухообменную систему;
  • при появлении шума или вибрации необходимо укрывать машину кожухами из звукопоглощающих материалов;
  • применять индивидуальные средства защиты, такие, как наушники и специальную обувь, которая значительно уменьшает воздействие вибрации на организм.

Для работы авто-слесарей особенно важно правильно устроенное освещение, которое должно обеспечивать достаточную освещенность рабочей поверхности. Условия гигиены труда требуют максимального использования естественного освещения.

В зависимости от назначения различают водопроводы:

хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные. В городах устраивают единый хозяйственно-противопожарный водопровод. Потребление питьевой воды разрешается только после проверки ее в лаборатории санитарно-эпидемиологической станции.

Для более производительной работы необходимо иметь помещение для личной гигиены работающего персонала.

Санитарно-гигиенические устройства, санитарно-бытовые помещения. К санитарно-бытовым помещениям относятся гардеробные, предназначенные для хранения уличной одежды и спецодежды (они разделены перегородками).

Помещение для приема пищи душевые располагаются рядом. В санитарно-бытовых помещениях необходимо иметь укомплектованную аптечку для оказания первой медицинской помощи.

Курение в зоне ТО-2 категорически запрещено, разлившиеся жидкости необходимо сразу же убрать, поддерживать чистоту, осуществляя сухую и влажную уборку помещений.

Основные требования техники безопасности при проведении ТО-2 автобусов:

  • не начинать движение автомобиля, если на стенде находятся люди;
  • запрещается пользоваться неисправным инструментом и приборами;
  • при работе запрещается складывать приборы и инструменты под колеса автомобиля;
  • запрещается запускать двигатель, если на нем ведутся работы;
  • для предупреждения поражения эл.током электрооборудование заземляют;
  • при возгорании автомобиля заглушить двигатель и потушить очаг пенным огнетушителем.

Спецодежда и спец. обувь выдается администрацией АТП в соответствии с размерами рабочих. Рабочий должен застегивать спецодежду так, чтобы не было развевающихся концов.

В перерывах между работой, перед принятием пищи рабочий должен мыть руки с мылом, а после контакта с этилированным бензином, бензолом и антифризом немедленно мыть руки теплой водой с мылом. После окончания работы рабочему следует принять душ.

4.4 Противопожарная защита

Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Правилами пожарной безопасности в РФ, а так же стандартами строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, нормами пожарной безопасности, другими утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.

В соответствии с НПБ 105-95 «Определение категории помещений и зданий по взрыво-пожарной и пожарной опасности» помещение зоны ТР относится к категории «В-пожароопасное».

Общими организационными мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности в зоне ТО-2 является:

1)Назначение ответственных лиц за пожарную безопасность в зоне в целом, а также на каждом посту.

2) Оборудование места для курения.

3) Определение порядка обесточивания электрооборудования в случае пожара, а также по окончанию рабочего дня.

4) Регламентация порядка проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядка осмотра и закрытия помещения после окончания работы, действий работников после возникновения пожара.

5) Определение порядка и сроков прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму.

6) Изготовление и применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности.

7) Оборудование зоны ТО-2 первичными средствами пожаротушения (тремя щитами с пожарным инвентарем, огнетушителями, ящиками с песком).

Вывешивание табличек с указанием телефона вызова пожарной охраны, а также схемы эвакуации при пожаре.

Для привлечения работников предприятия к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на предприятии создается пожарно-техническая комиссия (ПТК) и подразделения добровольной пожарной охраны.

5. Расчетно -конструкторская часть

5.1 Описание, назначение и устройство проектируемого приспособления

В качестве приспособления для выполнения ТО-2 рулевого управления автомобиля применяется приспособление для сборки шарниров рулевых тяг.

Операция выполняется при снятии рулевой тяги с автомобиля. Операцию запрессовки шарнира обычно выполняют вручную. Шарнир устанавливают так, чтобы овальное отверстие в его корпусе располагалось вдоль стержня тяги. Запрессовывается шарнир через латунную оправку молотком, оперев головку наконечника тяги о трубу подходящего диаметра.

Эту же можно выполнять и в тисках.

Применение данного приспособления способствует облегчению выполнения данной операции и повышению культуры производства.

5.2 Инструктивные указания по использованию предлагаемого приспособления

Предлагаемый приспособление может быть использован в качестве универсального приспособления при ремонтных работах рулевых тяг автомобиля.

Корпус приспособления выполнен в виде скобы. Наконечник рулевой тяги устанавливается во втулку приспособления. Шарнир помещают в наконечник. При вращении рукоятки приспособления , винт его совершает соответственно движение вниз. При помощи контргайки в винт установлен стержень, который и запрессовывает шарнир. Стержень торцем, при вращении рукоятки запрессовывает шарнир в наконечник рулевой тяги..

6. Экономическая часть

Экономическая эффективность разработанного участка ТР определяется расчетом следующих показателей: размером капитальных вложений, эксплуатационных затрат и себестоимостью работ, выполняемых на зонах ТР.

6.1 Расчет капитальных вложений

2В состав капитальных вложений включаются затраты на приобретение, доставку, монтаж нового и демонтаж старого оборудования, строительных работ.

Сумма капитальных вложений К, руб,

, (6.1)

где — стоимость приобретаемого оборудования, инвентаря, приборов и приспособлений, руб.;

  • затраты на демонтаж и монтаж оборудования, руб.;
  • затраты на транспортировку оборудования, руб.;
  • стоимость строительных работ, руб.

Затраты на монтаж и демонтаж оборудования принимаются равными

5 — 15% от стоимости оборудования, на транспортировку — 5% стоимости.

Стоимость оборудования приведена в таблице 6.1.

Таблица 6.1 — Технологическое оборудование для зоны ТР

Оборудование,

приборы,

приспособления

Модель

Цена единицы оборудования,

руб.

Принятое количество,

шт.

Общая стоимость,

руб.

1 Пресс

гидравлический

2135-1М

5650

1

5650

2Подъемник передвижной канавочный гидравлический

П-113

51600

3

154800

3 Колонка

воздухораздаточная

С-401

7800

1

7800

4 Комплект

инструмента

электрика

И-144

2150

1

2150

5 Гайковерт

И-322

3680

3

11040

6 Колонка

маслораздаточная

367 М

8140

2

16280

7 Комплект

инструментов

И-143

2150

3

6450

8 Комплект ключей

гаечных

И-106

1540

3

4620

9 Нагнетатель

передвижной

390-М

3160

3

9480

Итого

218270

Стоимость строительно-монтажных работ , руб.,

, (6.2)

где — площадь строящегося здания, ;

  • стоимость 1 здания, = 1492,45 руб.

Затраты на демонтаж и монтаж , руб.и на транспортировку

, руб.,

Сумма капиталовложений проектируемого участка К, руб.,

6.2 Составление сметы затрат на производство

Смета затрат на производство определяет общую сумму расходов производственного подразделения на плановый период и необходима для расчета себестоимости работ, выполняемых этим подразделением. В проектах по ТР автомобилей смета составляется по экономическим составляющим:

  • заработная плата производственных рабочих;
  • начисления по социальному страхованию;
  • материалы;
  • запасные части;
  • накладные расходы.

Заработная плата производственных рабочих

На проектируемом предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты труда рабочих. Заработную плату им начисляют за фактически отработанное время по тарифным ставкам, соответствующим присвоенному разряду.

Часовая тарифная ставка ремонтных рабочих назначается по тарифно-квалификационному справочнику и тарифной сетке и для рабочих участка приведены в таблице 6.2.

Таблица 6.2

Разряд ремонтных работ

3

4

Количество рабочих на постах зоны ТР

3

1

Часовая тарифная ставка, руб.

30,47

33,76

Средний тарифный разряд производственных рабочих

, (6.3)

где — разряд данной квалификации;

  • численность рабочих данного разряда.

Средняя часовая ставка рабочего

Общий фонд заработной платы

(6.4)

где — фонд основной заработной платы, руб.;

  • фонд дополнительной заработной платы за неотработанное, но оплачиваемое время, руб.

Фонд основной заработной платы , руб.,

(6.5)

где — фонд сдельной заработной платы, руб.;

  • сумма премий ремонтным рабочим, руб,

Фонд сдельной заработной платы , руб.,

(6.6)

Премии ремонтным рабочим выплачиваются за:

  • обеспечение досрочного и качественного выполнения плана по ТР подвижного состава;
  • выполнение и перевыполнение коэффициента выпуска автомобилей на линию;
  • экономию материалов и запасных частей;
  • снижение трудоемкости работ.

Принимается размер премии 25% от фонда сдельной заработной платы основных рабочих.

Фонд дополнительной заработной платы , руб.,

(6.7)

где — процент дополнительной заработной платы, %.

(6.8)

Общая заработная плата производственных рабочих

Отчисления на социальные нужды принимаются как сумма отчислений на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, на обязательное медицинское страхование и принимаются в размере 26% от общего фонда заработной платы производственных рабочих.

Среднемесячная заработная плата одного производственного рабочего

(6.9)

Затраты на материалы для текущего ремонта

(6.10)

где — нормативная стоимость материалов на одно воздействие, =2,08руб. на 1000 км пробега.

Затраты на запасные части для ТР

(6.11)

где — норма затрат на запасные части на 1000 км пробега для ТР, руб.

Результаты расчетов фонда заработной платы и стоимости ремонтных материалов сведены в таблицу 6.3.

Таблица 6.3 — Фонд заработной платы производственных рабочих

Показатели

Единица

измерения

Обозначение

Значение

Годовая трудоемкость работ по ТР

чел.-ч

7260

Списочное число ремонтных рабочих с нормальными условиями труда

чел

4

Средняя часовая тарифная ставка рабочего

руб./час

31,29

Фонд сдельной заработной платы

руб.

227184

Премии за качественный труд

руб.

56796

Годовой фонд основной заработной платы

руб.

283980

Дополнительная заработная плата

руб.

26410

Общий фонд заработной платы

руб.

310390

Сумма единого социального налога

руб.

80701

Среднемесячная заработная плата рабочего на зоне ТР

руб.

6466

Затраты на материалы

руб.

9680

Затраты на запасные части для текущего ремонта

руб.

10006

Расчет накладных расходов

При проектировании работы сервисных участков кроме прямых расходов рассчитываются накладные расходы (цеховые и общепроизводственные).

В цеховые расходы полностью включается фонд заработной платы вспомогательных рабочих. Из фонда заработной платы специалистов, служащих МОП и ПСО учитывается только та часть, которая начислена для работников проектируемого сервисного участка (около 50%).

Оставшиеся средства составляют зарплату управленческого персонала предприятия, приходящуюся на долю данного участка, и учитываются в составе общехозяйственных расходов.

В данную статью включаются сумма единого социального налога, начисленная на заработную плату в первой статьи сметы., затраты на вспомогательные материалы, затраты на силовую электроэнергию, определяющиеся из расчетов силовой и осветительной нагрузки. Исходными данными для расчета силовой нагрузки являются установленная мощность токоприемников и режим работы потребителей электроэнергии оборудования. Сюда же включаются затраты на воду для технологических целей, затраты на пар, стоимость сжатого воздуха.

К затратам на содержание производственных помещений относятся затраты на отопление, освещение и воду для бытовых нужд.

В общепроизводственные расходы включается заработная плата общепроизводственного персонала с учетом единого социального налога, принимаемая в половинном размере сумм, рассчитанных в сводном плане по труду и заработной плате для АУП, ИТР, служащих МОП и ПСО.

Прочие расходы рассчитываются в размере 100 — 150% от фонда заработной платы общепроизводственного персонала.

Налоги и платежи, относимые на себестоимость, а именно транспортный налог. Ставка установлена в зависимости от мощности двигателя автобуса, если он закреплен за данным участком ТР, плата за лицензирование, в соответствии с действующим законодательством, плата за землю.

Расчет накладных расходов ведется по укрупненным нормативам, принятым на предприятиях города и составляет:

  • цеховые расходы принимаются в размере 130% от основной заработной платы производственных рабочих;
  • общепроизводственные расходы в размере 105% от основной заработной платы производственных рабочих.

, (6.12)

, (6.13)

Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости

Калькуляция себестоимости услуг и работ, выполняемых в зонах ТР автотранспортного или сервисного предприятия, представляет собой расчет затрат на единицу продукции (работ, услуг).

В зависимости от особенностей производства реконструируемого предприятия в качестве единицы продукции принимается отдельный вид выполняемой работы — ТР. Кроме того, калькуляция себестоимости рассчитывается на 1 руб. выручки или 1 нормо-час.

Калькуляция себестоимости услуг зоны ТР приведена в таблице 6.4.

Таблица 6.4 — Калькуляция себестоимости зоны ТР

В рублях

Статьи калькуляции

Годовая сумма затрат

Затраты

на 1000 км

пробега

Запасные части

10006

2,15

Затраты на материалы

9680

2,08

Общий фонд заработной платы производственных рабочих

310390

66,71

Сумма единого социального налога

80701

17,34

Цеховые расходы

369174

79,34

Общехозяйственные расходы

298179

64,08

Итого с учетом затрат на материалы и запасные части

1078130

231,71

По данным калькуляции зоны ТР затраты на один текущий ремонт составляют 231,71 руб., а затраты на базовом предприятии составляли 300руб. Применение средств автоматизации и механизации при выполнении работ на проектируемом участке ТР позволило повысить производительность труда и понизить затраты.

6.3 Расчет показателей экономической эффективности проекта

К числу основных показателей экономической эффективности разработанных в проекте мероприятий относятся: повышение производительности труда, снижение себестоимости производства ТР, экономия от снижения себестоимости производства, годовой экономический эффект и срок окупаемости капитальных вложений. Этот показатель чаще всего используется для предварительной оценки проекта.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта рассчитывается система показателей. Все они основаны на проведении разновременных расходов и доходов к одному, базовому моменту времени. Такими моментами могут быть: дата начала реализации проекта, дата начала производства продукции или некоторая условная дата.

Показателем, применяемым для оценки эффективности инвестиционного проекта, является срок окупаемости.

Срок окупаемости — период времени, в течении которого будут возвращены капиталовложения за счет доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта, или, иначе , это период времени, начиная с которого общие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарным результатом его осуществления.

Срок окупаемости — показатель0 учитывающий не весь период существования производства, и поэтому он не может служить полноценным показателем эффективности капиталовложений. Его следует использовать в качестве ограничения при принятии решения: если срок окупаемости более некоторого принятого граничного значения, инвестиционный проект следует исключить из состава рассматриваемых.

Годовая экономия на эксплуатационных затратах от снижения затрат на текущий ремонт

, (6.14)

где — годовой пробег автомобиля, кратный 1000 км.

Годовой экономический эффект

(6.15)

где — нормативный коэффициент капитальных вложений , =0,15

[ 1.гл.7, стр.148].

Срок окупаемости капитальных вложений

(6.16)

Заключение

Текущий ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния, ресурса и обеспечению безотказности работы подвижного состава и его составных частей. Выполняется ТР как по потребности после выявления неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определенный пробег или время работы подвижного состава. Поэтому ТР занимает ведущее место в планово-предупредительной системе обслуживания и ремонта подвижного состава.

ТР предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава и обеспечения его безотказной работы . Собеспечения безотказной работы отремонтированных стояния подвижного состава и принудительно по плану, через определенный пробвоевременное и качественное выполнение ТР способствует выполнению главной задачи АТП — обеспечение плана грузоперевозок.

Технико-экономические показатели спроектированного и базового комплекса ТР приведены в таблице 6.5.

Таблица 6.5 — Технико-экономические показатели участка за год

Показатели

Единица измерения

По проекту

По отчетным данным (фактически)

1 Списочное число автомобилей

шт.

100

100

2 Общий пробег автомобиля

км

4653750

4374525

3 Коэффициент

технической готовности

0,94

0,87

4 Трудоемкость работ комплекса ТР

чел.-ч

7260

7671

5 Число производственных рабочих

чел

4

5

6 Среднемесячная заработная плата

Производственных рабочих

руб.

6466

7 Повышение

производительности труда

%

15

8 Себестоимость производства ТР

руб.

231,71

300

9 Снижение себестоимости

производства

руб.

68,29

10 Капитальные вложения

руб.

573380

11 Годовая экономия от снижения

себестоимости

руб.

317822

12 Срок окупаемости кап. вложений

года

2,5

13 Годовой экономический эффект

руб.

34798

Анализ полученных данных показывает, что улучшение технико-экономических показателей было достигнуто за счет улучшения организации производства и сокращения простоя автомобиля на ТР. Эти результаты достигнуты за счет внедрения агрегатно-узлового метода ремонта, механизации и автоматизации трудоемких работ, применения современного паркового оборудования и повышения квалификации ремонтных рабочих. Улучшение организации производства способствовало повышению качества контроля работ ТР и безопасных условий труда и культуры производства.

Приложение А

(ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ)

Операционная технологическая карта

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Текущий ремонт автомобиля ПАЗ-672 для рабочего места 1

Пост 1

Содержание работ: Замена насоса охлаждающей жидкости

Исполнители: 1 человек

Специальность и разряд каждого: авто-слесарь, третий разряд

Наименование

операции

Место выполнения

Оборудование,

инструмент

Трудо-

емкость,

чел.-мин

Технические условая и указания

1Слить охлаждающую жидкость.

2Снять ремень привода насоса охлаждающей жидкости

3Отвернуть три болта крепления шкива насоса

На автомоби-

ле

На автомоби-

ле

На автомоби-

ле

Отвертка,

Монтажная лопатка

При отвертывании болтов необходимо удерживать шкив от

2 Проверить состояние подушки промежуточной опоры.

3 Проверить крепежные работы затянуть фланцы шарниров

3 Проверить наличие люфта в карданных шарнирах и шлицевых соединениях, в подшипнике промежуточной опоры

4 Смазать игольчатые подшипники

На автомобиле

На автомобиле

На автомобиле

Комплект инструментов

Кистями рук покачивая резко в противопол. Стороны

КИ-4832

Масленки специальные

Не допускаются трещины и разрывы

Усилие зажима

Р=120-160нм

ТО-2 (дополнит. К ТО-1)

5 Проверить карданные валы на радиальное биение

На автомобиле

Прибор

КИ-8902А

Допустимое биение труб валов

ЗИЛ-130 — 0,8мм