Информационные технологии на железнодорожном транспорте

Курсовой проект

Информационные технологии – это не только средства поддержки управления, а основной элемент инфраструктуры железнодорожного транспорта. Из раздела вспомогательных средств они переместились в раздел основных и превратились в один из главных механизмов совершенствования управления перевозками. Сегодня можно сказать, что информационные технологии, стали бизнес — образующим фактором для железнодорожного транспорта, и во многом определяют, насколько эффективно он может работать на рынке перевозок.

Информационная система представляет собой программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий выполнение

  • надежное хранение информации в памяти компьютера;
  • выполнение специфических для данного приложения преобразований информации и вычислений;
  • предоставление пользователям удобного и легкого интерфейса.

Обычно такие системы имеют дело с большими объемами информации, имеющей достаточно сложную структуру.

Информационная система – это совокупность технических (аппаратных) и программных средств, а также работающих с ними пользователей (персонала), обеспечивающая ввод, передачу, хранение, обработку и представление информации.

Автоматизированная система оперативного управления перевозочным процессом (АСОУП) является одной из первых информационных систем, которая внедрена на дорожном уровне.

В рамках АСОУП решаются следующие основные прикладные задачи:

База данных – это совокупность описания объектов мира и связи между ними, значимых для конктретно-прикладной области.

Архитектура системы БД состоит из следующих четырех компонентов:

  • аппаратное обеспечение (по сути является компьютером или компьютерной сетью, в которой создается система БД);
  • программное обеспечение;
  • пользователи;
  • данные

Поездная и вагонная модели дороги являются одними из важнейших составляющих модели перевозочного процесса, создаваемые в АСОУП в рамках общего банка данных.

Поездная модель дороги представляет собой совокупность массивов отражающих информацию о составов поездов и операции с ними на станции.

Вагонная модель дороги представляет собой файл отражающий информацию о каждом вагоне и основной ключ доступа – инвентарный номер вагона.

В настоящее время из АСОУП выделились в самостоятельные системы отдельные задачи:

2 стр., 739 слов

Система государственного управления Туркменистана

... Органом, обеспечивающим реализацию таможенной политикиявляется Государственная таможенная служба Туркменистана. Таможенная служба выполняет задачу по обеспечению защиты экономической безопасности страны, разработке и применению таможенно-тарифного механизма, ведению контроля за соблюдением системы разрешений на ...

  • ДИСПАРК – система, позволяющая следить за дислокацией вагона и его состоянием;
  • ДИСКОН – система, позволяющая следить за состоянием контейнеров и их дислокацией;
  • ДИСЛОК – система, позволяющая следить за состоянием локомотива и его дислокацией.

Информация поступает в АСОУП в виде сообщений. Сообщения подразделяются на:

  • информационные, с помощью которых информация заносится в базу данных;
  • сообщения-запросы, которые посылаются пользователями АСОУП для получения из системы различных справок, отчетов и др.;
  • корректирующие для внесения изменений в базу банных.

Каждое сообщение, поступающее в ЭВМ, имеет свою структуру, называемую макетом. Макету присваивается номер, по которому ЭВМ распознает в какой массив базы данных следует поместить поступающую информацию, а также определяет, программу ее первичной обработки (форматный и логический контроль).

Автоматизированная система управления станции (АСУСТ) оптимизирует управление станции. В АСУСТ фиксируется прибытие, отправление, расформирование, выставка поезда, а также выдается заготовка натурного листа, сообщение о корректировки ТГНЛ и запрос НЛ, ИНЛ, ММ, ОХР.

1.ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Таблица 1 , Участок следования поезда

Сумма 1 и 2 цифр шифра с конца

Участок

Станция отцепки/

прицепки вагонов

Станция, на которой отцепляется вагон по технической неисправности, и код неисправности

10

Кр.П — РЗВ — П3

РЗВ

УЦ 901(искажение номера вагона)

ПРИМЕЧАНИЕ: на станциях отцепки/прицепки групп вагонов отцепляются / прицепляются два вагона с головы.

Таблица 2

Типы вагонов, входящие в состав (все вагоны четырехосные)

Значение 1-ой цифры шифра

Количество вагонов в составе (над чертой) и тип вагонов (под чертой)

1

мг

2 / кр. V<120 м 3

5 / цп

4 / зрн

4 / прочие для автомоби-

лей

4 / пв. Л

(в=3)

пер. пл

Обозначения: мг – маршрутная группа; кр – крытый; пв. л – полувагон с люками в полу; зрн – зерновоз; цп – цистерна пищевая; V — объем кузова.

Таблица 3

Отдельные типы вагонов и их характеристики

Первая цифра номера вагона

Вторая цифра номера вагона

Третья цифра номера вагона

Техническая характеристика вагона

Усл. длина

Масса тары, т

Грузо-

подъемность, т

2 — крытый

0 — 5

0 — 9

V < 120 м

1,05

22,7

60

1 — 3

0 — 9

V = 120 м

1,05

23

68

4 – плат-

форма

0

0 — 9

L < 13,4 м

1,02

22

60

2 — 6

0 — 9

L > =13,4 м

1,05

20,9

70

6 – полу-вагон

0 — 7

0 — 9

с люками в полу

1,0

22

70

8

0 — 9

с глухим кузовом

1,0

21,1

60

7 — цистерна

2

0 – 9

для нефти, темных и светлых н/п

0,86

23,2

60

6

0

для серной кислоты

0,86

21,9

60

7

0

для спирта (вина)

0,86

23,2

60

7

2

для

растительного масла

0,86

23,2

60

9 – прочие

1

5

пл для лесоматериалов

1,66

33

80

2

8

для автомобилей

1,55

26

80

5

0 – 9

зерновоз

1,05

22

80

6

2

для скота

1,77

32,8

80

6

7

муковоз

1,25

33,8

80

2. ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТКА СЛЕДОВАНИЯ ПОЕЗДА

Схема железнодорожного участка Круглое Поле – Рузаевка – Пенза 3 с тепловозной и электровозной тягой представлен на рис. 1.

В состав заданного участка входят 14 станций:

  • КрП – Круглое Поле;
  • Знс – Заинск;
  • Кшр – Кульшарипово;
  • Псм – Письмянка;
  • Плт – Платовка;
  • Нрл – Нурлат;
  • Дмт – Димитровград;
  • ВрТ – Верхняя Терраса;
  • У2 – Ульяновск 2;
  • Уц – Ульяновск Центральный;
  • Инз – Инза;
  • РЗВ – Рузаевка;
  • П4 – Пенза 4;
  • П3 – Пенза 3.

На станциях Круглое Поле (6322) и Ульяновск Ц (6314) расположены локомотивные депо, обслуживающие тепловозную тягу, на станции Пенза 3 (6303) – локомотивное депо для двух видов тяги (постоянного и переменного рода тока и тепловозной), на станции Рузаевка (6305) – локомотивное депо, обслуживающее один вид тяги (постоянного рода тока), а вагонные депо – на станциях Ульяновск Ц (0010), Рузаевка (0004), Пенза (0003).

Пункты смены локомотивных бригад имеются на станциях Нурлат и Инза, а пункт оборота локомотивов находится только на станции Инза.

Поезд имеет в пути следования две остановки по причине:

1) на станции Письмянка –по причине корректировки ТГНЛ;

2) на станции Ульяновск Центральный осуществляется отцепка вагонов по технической неисправности, код неисправности 901 (искажение номера вагона).

3) на станции Рузаевка – по причине плановой отцепки и прицепки вагонов.

Участок следования поезда расположен в семи диспетчерских округах:

1 круг — Кругое Поле — Заинск — Кульшарипово — Письмянка;

2 круг — Бугульма — Платовка;

3 круг — Нурлат — Димитровград — Верхняя Терраса — Ульяновск 2;

4 круг — Ульяновск Центральный — Белый Ключ — Красный Гуляй — Молвино;

5 круг – Инза;

6 круг – Рузаевка;

7 круг –Пенза.

На железной дороге исходящая и входящая информация кодируется. Целью кодирования – представить информацию в более компактной форме, что существенно упрощает подготовку сообщений, передачу их по каналам связи и обработку в ЭВМ. Объектами кодирования являются в первую очередь: станции, дороги, отделения, подвижной состав, поезда, грузы, грузоотправители и грузополучатели. Для кодирования объектов используются нормативные документы — классификаторы.