Мировой рынок транспортных услуг

Курсовой проект

Рынок транспортных услуг является самостоятельной сферой экономики. Существующая ситуация в мировой экономике, характеризующаяся, в частности, бурным развитием интеграционных процессов, варьированием экономической среды в территориальном разрезе, различиями в степени развития национальных хозяйств и их открытости для участия в международных экономических отношениях, интенсификацией товаропотоков на различных уровнях взаимодействия между экономическими агентами, ростом туристских потоков, с одной стороны, и недостаточное развитие экономико-теоретической базы, малое количество современных исследований методологической основы функционирования транспортно-логистического комплекса в современной науке, с другой стороны, обусловливают объективную необходимость определения места, роли и значения транспортных услуг как важной экономической категории.

В начале нового тысячелетия мировая экономическая система вышла на качественно новый этап преобразований. Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и международной торговли, в значительной степени предопределяются изменениями, происходящими в мировом транспортном комплексе. Глобализация международной торговли и транснационализация национальных компаний предполагают беспрепятственное перемещение ресурсов и товаров, что объективно невозможно осуществить без транспортного комплекса. Транспорт является основой формирования внутреннего и международного рынков, обеспечивая развитие нормальной рыночной экономики. По данным Всемирного банка, мировой транспортный рынок оценивается в 2,2 трлн. долл. США (6,8% мирового ВВП).

От развития международного рынка транспортных услуг зависит развития мировой экономики, поэтому тема курсовой работы является весьма актуальной.

Глава 1. Сфера услуг. Транспортные услуги.

Пункт 1. Мировой рынок услуг. Сущность и особенности.

Под широким термином «международная торговля» можно понимать не только отношения купли продажи товаров, но и услуг.

Услуги – это деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Мировой рынок услуг – это система международных отношений обмена, где основным товарным объектом выступают различные виды услуг, и которая существует на основе МПП.

9 стр., 4036 слов

Мировой автомобильный рынок

... экономики, поставки станков, оборудования, автомобилей, технологических комплексов и прочих экспортных товаров на мировые рынки ... автомобилей. В общем объеме автомобилей, реализованных на российском рынке в 2001 г., доля импортных составила: для легковых — примерно 11-12%, для грузовых ... услуг. Годовой объем производства компании составляет 1,1 млн., а на зарубежных предприятиях – 485 тыс. автомобилей. ...

Развитая сфера услуг — это своего рода показатель высокого уровня экономики страны или региона. Благодаря бурному научно-техническому прогрессу к третьему тысячелетию появилось множество самых разных новых услуг, заметно повысилось и продолжает совершенствоваться качество обслуживания, постепенно сходят на нет многие технические барьеры, посредством которых происходит передача отдельных видов услуг. Все это создает предпосылки для того, чтобы мировой рынок услуг с полным правом мог заявить о себе, как об одном из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики.

Специфика мировой торговли услугами заключается в том, что объекты коммерческих сделок в данном случае неосязаемы, невидимы, их производство и потребление зачастую тесно связаны друг с другом, а еще их невозможно хранить в течение какого-либо времени, подобно материальной продукции. Поскольку большинство услуг характеризуются неосязаемостью и невидимостью, то мировой рынок услуг нередко называют невидимым экспортом или невидимым импортом. Отдельные услуги могут продаваться или приобретаться в виде различной документации, кинолент, компьютерных программ на магнитных и электронных носителях. Но, несмотря на это, принято считать, что они имеют неовеществленную форму. Компания, выходящая на мировой рынок услуг, должна иметь возможность производить услуги непосредственно за рубежом. Другой вариант — иметь стабильных иностранных потребителей услуг, не перенося их производства за границу.

Услуги, которые можно продавать в мировых масштабах. Экспорт услуг имеет одно неоспоримое достоинство перед экспортом товаров в материальной форме: он не подлежит таможенному контролю, невзирая на возможную капиталоемкость или наукоемкость оказываемых услуг, на их промышленный характер или направленность на обеспечение личных потребностей отдельных людей.

В международный оборот могут быть вовлечены далеко не все виды известных на рынке услуг. Так, к примеру, не могут являться предметом экспорта или импорта коммунальные услуги. А если говорить о самых популярных услугах, торговля которыми может происходить в мировых масштабах, то на первом месте, безусловно, окажется транспорт, в том числе пассажирский и грузовой. На второй строчке такого рейтинга можно будет увидеть организацию поездок — деловых, личных, туристических. Затем идут услуги связи в полном спектре, строительство, страхование, финансовые услуги. Также большим спросом на международном рынке пользуются компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, различные бизнес-услуги, включая лизинг, посредничество и так далее. Культурные и рекреационные услуги в международных масштабах продаются сравнительно редко — примерно с той же частотой, что и правительственные услуги вроде поставки товаров в посольства, консульства, услуг со стороны тех или иных международных организаций по сохранению мира.

У каждой страны — своя специализация. С точки зрения географического распределения мировой рынок услуг характеризуется большой неравномерностью. По словам экспертов, примерно 75% стоимости от его объема обеспечивается развитыми странами. Еще 24% этого рынка занимают страны с развивающейся экономикой, и около 1% — международные организации. Основными экспортерами на глобальном рынке услуг выступают либо развитые страны, либо страны, имеющие определенное географическое преимущество.

5 стр., 2435 слов

Место транспорта России в экономике страны и мировой транспортной системе

... общества и экономики России, ее регионов, транспортной системы страны в целом и отдельных видов транспорта (включая трубопроводный), международной транспортной интеграции, прежде всего в рамках СНГ и ЕврАзЭС, на законодательных и иных нормативных правовых актах в области обороны и национальной ...

В пятерку мировых лидеров среди экспортеров услуг входят США, Великобритания, Франция, Германия и Япония. Все вместе они занимают на рынке долю, равную почти 40%. Любопытно, что эти же страны выступают и основными импортерами на мировом рынке услуг. Китай к 2010 году оказался способным экспортировать около 10% от общего объема мирового рынка услуг, а импортировать более 7%.

Практически у каждой страны — участника мирового рынка услуг есть своя специализация. Швейцарские компании считаются признанными лидерами в секторе банковского дела, а также в консалтинге, обучении и организации материально-технического обеспечения. Англичане — надежные страховщики, организаторы аукционов, консультанты и управляющие в сфере денежных операций. Американские фирмы хорошо зарекомендовали себя на рынке ценных бумаг, в бухгалтерском учете, управлении гостиничным хозяйством и рекламной деятельности. А компании из Сингапура великолепно справляются с обслуживанием авиалиний, портов и терминалов.

Пункт 2. Транспортные услуги как неотъемлемый элемент мирового рынка услуг

Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры управления транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики. В физике встречаются так называемые транспортные феномены. Движение молекул или ионов сквозь клеточные мембраны или посредством циркуляции крови в биологии также называют транспортом. В информатике и электромеханике термин «транспорт» подразумевает описание некоторых компьютерных сетевых протоколов.

Классификация по видам транспорта:

1. Наземный

1.1. Безрельсовый

  • автомобили;
  • троллейбусы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • мопеды;
  • велосипеды;
  • краны;
  • тракторы;
  • экскаваторы;
  • упряжки;
  • сани;
  • снегоходы;
  • болотоходы;
  • вездеходы;
  • самокаты;
  • коляски.

1.2. Рельсовый

  • железнодорожный;
  • трамваи;
  • дрезины;
  • вагонетки;
  • монорельсовый.

2. Водный

2.1. Морской

  • теплоходы;
  • катера;
  • танкеры;
  • сухогрузы;
  • паромы;
  • баржи;
  • буксиры;
  • контейнеровозы;
  • лихтеровозы;
  • сейнеры;
  • ледоколы;
  • парусный;
  • гребной;
  • плоты;
  • катамараны;
  • на воздушной подушке.

2.2. Речной

  • теплоходы;
  • катера;
  • танкеры;
  • сухогрузы;
  • паромы;
  • баржи;
  • буксиры;
  • контейнеровозы;
  • лихтеровозы;
  • сейнеры;
  • ледоколы;
  • парусный;
  • гребной;
  • плоты;
  • катамараны;
  • на воздушной подушке.

2.3. Подводный

3 стр., 1471 слов

Особенности перевозки сельскохозяйственных грузов

... Перевозки сельскохозяйственных грузов имеют ряд особенностей: сезонность в уборке урожая, приводящая к колебаниям в грузообороте и объеме перевозок; короткие сроки уборки урожая, требующие напряженной работы автомобильного транспорта; неравномерность созревания сельскохозяйственных ...

  • подводные лодки;
  • батискафы;
  • батисферы.

3. Воздушный

  • самолеты;
  • вертолеты;
  • гидропланы;
  • планеры;
  • дельтопланы;
  • дирижабли;
  • воздушные шары.

4. Специальный

  • метро;
  • эскалаторы;
  • лифты;
  • подъемники;
  • канатные дороги;
  • транспортеры;
  • трубопроводы;
  • транспорт войск и спецформирований.

Транспорт должен обладать рядом необходимых свойств и удовлетворять определенным требованиям в целях создания инновационных систем сбора и распределения грузов. Прежде всего, транспорт должен быть достаточно гибким, чтобы обеспечивать перевозочный процесс, подвергающийся еженедельной или даже ежедневной корректировке, гарантировать частую и круглосуточную доставку грузов в разбросанные и отдаленные пункты, надежно обслуживать клиентуру с целью избежания остановки работы предприятий или дефицита у заказчика. Одновременно транспорт должен обладать способностью перевозить небольшие партии грузов через короткие интервалы времени, в соответствии с меняющимися запросами пользователя и условиями мелкосерийного производства.

Транспорт делится на три категории:

транспорт общего пользования, транспорт специального пользования и личный или индивидуальный транспорт.

Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования).

Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки).

Транспорт специального пользования — внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт.

Наконец, личный транспорт — это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты. Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как соединяет в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.

Достоинства и недостатки основных видов транспорта:

  • Железнодорожный транспорт. Достоинства: высокая провозная и пропускная способность;
  • независимость от климатических условий, времени года и суток;
  • высокая регулярность перевозок, возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Относительно низкие тарифы;
  • значительные скидки для транзитных отправок;
  • высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. Недостатки: ограниченное количество перевозчиков;
  • большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;
  • высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок;
  • низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления);
  • недостаточно высокая сохранность груза.

Морской транспорт. Достоинства: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния; высокая провозная и пропускная способность; низкая капиталоемкость перевозок. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки (большое время транзита); зависимость от географических, навигационных и погодных условий; необходимость создания сложной почтовой инфраструктуры; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; невысокая частота отправок.

22 стр., 10916 слов

Организация перевозки скоропортящихся грузов

... в вагоне "стоймя" в несколько ярусов. 1.4 Перевозка фруктов и ягод (вишни) Фрукты и ягоды должны предъявляться к перевозке свежими, чистыми, без механических повреждений и повреждения ... и молочные продукты; 2) рыба; 3) картофель, овощи и фрукты. Основными условиями правильной организации перевозок скоропортящихся грузов, обеспечивающими доставку их в пункты назначения в установленные сроки ...

Внутренний водный (речной).

Достоинства: высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозок; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность перевозок; низкая скорость доставки грузов; зависимость от неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий; сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

Автомобильный транспорт. Достоинства: высокая доступность; возможность доставки груза «от двери до двери»; высокая маневренность, гибкость, динамичность; возможность использования различных маршрутов и схем доставки; высокая сохранность груза; возможность отправки груза маленькими партиями; широкие возможность выбора наиболее подходящего перевозчика. Недостатки: низкая производительность; зависимость от погодных и дорожных условий; относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; недостаточная экологическая чистота; срочность разгрузки, сравнительно малая грузоподъемность.

Воздушный транспорт. Достоинства: наивысшая скорость доставки груза; высокая надежность; наивысшая сохранность; возможность достижения отдаленных районов. Недостатки: высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта; высокие капиталоемкость, материало- и энергоемкость перевозок; зависимость от погодных условий.

Трубопроводный транспорт. Достоинства: низкая себестоимость; высокая пропускная способность; высокая сохранность груза; низкая капиталоемкость. Недостатки: ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов); недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов.

Пункт 3. История развития транспортных услуг