Технологическое проектирование предприятий автосервиса

Курсовой проект

Принцип системы фирменного обслуживания это полная ответственность производителя за работоспособность машины в течение всего срока эксплуатации в любом регионе её использования. Учитывая разномарочность СДКМ, которые вызывают увеличение объемов услуг с точки зрения технологического обеспечения предприятия, совместно с дилерами организовывают региональные технические центры, при этом охват техники, которой оказываются сервисные услуги, увеличивается путём заключения соответствующих договоров с эксплуатирующими предприятиями. В данном курсовом проекте представлен фирменный сервис по обслуживанию автомобильных кранов.

1. Формирование рынка автосервисных услуг

1.1 Исходные данные

В процессе эксплуатации СДКМ выполняются различные виды работ. Для целей курсового проектирования приняты грузоподъемные работы на строительных площадках.

Данные виды работ могут выполняться следующими типами машин:

1) автокран КС-55713;

2) погрузчик Т-130;

3) самосвал Камаз.

В качестве производственно-технической базы сервиса принимается база механизации универсального типа.

Базы механизации предназначены для обслуживания и ремонта различных СДКМ при выполнении технического обслуживания и ремонта. При выполнении курсового проекта выполняются технологический расчет полной производственной программы базы механизации, и подвергается детальной проработке участок по обслуживанию и ремонту рабочего оборудования кранов.

1.2 Территориальное расположение

Организационная форма сервиса машин рассматривает техническое обслуживание и ремонтное воздействие, выполняемые средствами предприятия, элементами которого является подразделение эксплуатирующей машины. Принимается время проведения сервисных воздействий с прекращением работы машины (либо в межсменное время).

Сервисные воздействия выполняются без участия оператора, только специалистами.

1.3 Прогнозирование потребности в услугах технического сервиса

Во всем мире продажа машин и запасных частей и техническое обслуживание осуществляется независимыми дилерами и дистрибьюторами, так как маркетинговые возможности фирмы-производителя уступают возможностям торговой сферы. Развитие сети автосалонов требует больших инвестиций и оборотных средств, которыми фирмы-производители не всегда располагают, поэтому основное бремя забот, связанных с организацией торговли и сервисного обслуживания, ложится на рядовых участников рынка, таких, как оптовый склад, СТО или магазины.

6 стр., 2971 слов

Экологические аспекты дорожно-строительных машин

... внедрение системы сервисного технического обслуживания строительных и дорожных машин. Она обеспечит полную ... нарушения тишины являются средства механизации строительства и коммунально-уборочная техника. Специфика ... всем мире. По транспорту иностранного производства фирменное обслуживание в основном ... машин. Для координации и продвижения на рынок услуг технического сервиса самоходных машин ...

Требования к системе поддержания и восстановления работоспособности автомобилей:

  • обеспечение удобства места, времени и процедуры обслуживания;
  • учет требований клиентуры относительно удовлетворения их спроса;
  • минимизация затрат времени клиентуры и продолжительности пребывания автомобиля в техническом обслуживании и ремонте;
  • низкие цены;
  • удобное расположение СТО;
  • максимально широкая номенклатура услуг;
  • высокие требования к эстетике и эффективности всего комплекса автосервиса;
  • высокая культура обслуживания клиентов;
  • «избыток» квалификации персонала;
  • излишек технологических возможностей СТО, что обеспечивает решение редко встречающихся технологических проблем;
  • специализация производство по маркам автомобилей и видам услуг.

Требования к системе обеспечения запасными частями:

  • широкая номенклатура запасных частей, соответствующих специализации автосервиса, имеющихся в наличии;
  • широкая номенклатура расходных материалов, ГСМ, универсальных моющих средств, химических препаратов, аксессуаров и автокосметики, имеющихся в наличии;
  • возможность поставки редких запасных частей в течение 7-10 дней со складов, расположенных на территории России и из-за рубежа (срок поставки не должен превышать среднерыночной более чем на 5-10%);
  • специально подготовленный персонал;
  • информационная поддержка и программное обеспечение торговли запасными частями к обслуживаемым автомобилям.

Перечисленные требования необходимы, прежде всего, для формирования соответствующей операционной среды автосервиса, наличие которых является необходимым условием маркетинговой стратегии фирмы. В процессе разработки данного вопроса каждый менеджер по маркетингу СТО, продающей запасные части, приходит к тому, что для оптимизации стратегии поведения фирмы на рынке ему необходимо провести исследование, целью которых является сбор следующих данных:

  • характеристика фирмы как субъекта рынка, её товара и товарной ниши;
  • структура конкуренции (доли рынка фирм-конкурентов и их характеристики);
  • динамика рынка (политика производителей запасных частей, тенденции спроса в аспекте ассортимента, прогнозирование);
  • ассортиментно-сбытовая политика доставки и сбыта;
  • рыночный фон в области реализации и транспортировки;
  • распределение в структуре реализации продукции склада или услуг СТО;
  • реакция потребителей на продукцию и услуги;
  • ценообразование;
  • накопление данных статистики о модельном ряде обслуживаемых автомобилей;
  • детальная проработка параметров в системы управления запасами.

Собрав необходимые данные, следует переходить к этапу формированию обоснованной товарной и сбытовой политики фирмы.

Для того чтобы товарная политика фирмы была эффективной, необходимо наличие определенной системы. Особенно это важно на рынке запасных частей.

Анализ спроса на запасные части является одним из элементов управления запасами. Объем спроса покупателей при розничной продаже подвержен различным колебаниям и не может рассматриваться в качестве конкретной величины, поэтому в системах управления запасами учитывается характер спроса в розничной торговле.

47 стр., 23157 слов

Детали машин : Технико-экономические обоснования обслуживания ...

... площади Hуд= 9.500- 13000 принимаю Hуд= 10000 лист 5 Введение. Роль и значение технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. Ремонт автомобилей является объективной необходимостью, которая обусловлена техническими и экономическими ...

Анализ спроса проводится по каждому наименованию запасных частей. При анализе статических данных выявляют соотношение между количеством машин данной модели в исследуемом районе и количеством ремонтов, номенклатурой и количеством заказанных в течение года запасных частей, а также их стоимостью и весом. Полученные в результате анализа данные помогают выяснить средний спрос, частоту замены детали и среднюю величину расходов владельцев машин на их содержание.

Полученные в результате анализа данные помогают выяснить средний спрос, частоту замены детали и среднюю величину расходов владельцев машин на их содержание. В целях подчинения производства запасных частей условиям сбыта практикуется именно анализ спроса, а не фактических продаж, т.е. ведется учет и анализ как выполненного, так и неудовлетворённого спроса. Отобранная и систематизированная информация, полученная при анализе спроса, служит базой для планирования производства и поставок, управления запасами в сети распределения и сбыта. Чтобы сконцентрировать основное внимание на тех деталях, которые чаще продаются и дают основную долю объема сбыта, данные о сбыте и прибылях разбивают по группам деталей, выделенным в результате анализа спроса.

1.4 Схема производственного процесса

Производственный процесс ПТБС, его характер и содержание определяются структурой и функциональным назначением производственного предприятия, в состав которого она входит.

Вместе с тем ПТБС является элементом общей системы технического обслуживания и ремонта машинного парка множества предприятий отрасли.

На ПТБС предприятие возлагается выполнение ежесменных, периодических и сезонных технических обслуживаний;

  • текущий ремонт;
  • текущее диагностирование машин;
  • получение, хранение, подготовка к использованию топливно-смазочных материалов, рабочих жидкостей и других эксплуатационных материалов;
  • их выдача и учет;
  • подготовка воды к потреблению, если вода из местных источников не удовлетворяет предъявляемым требованиям;
  • получение, хранение и выдача ремонтных материалов, запасных частей и агрегатов;
  • подготовка и отправка в ремонт машин и неисправных агрегатов оборотного фонда на ремонтные предприятия;
  • подготовка машин к транспортированию и к использованию после транспортирования;
  • техническое обслуживание машин при транспортировании;
  • междусменное, кратковременное и длительное хранение машин, а также хранение машин, подлежащих отправке в ремонт;
  • утилизация отходов производства и очистка производственных сточных вод перед спуском их в канализационные сети и естественные водоемы.

Основу производственного процесса ПТБС представляют технологические процессы технического обслуживания и ремонта машин. Технологический процесс зависит от вида технического обслуживания, от конструкции, условий работы и технического состояния машины. Перечень конкретных работ, которые должны выполняться при ЕО и ТО по машине данного типа или марки, приводится в конструкциях, прилагаемых к машине, специальных руководствах и правилах, а также разрабатываемых на основе технологических карт.

20 стр., 9868 слов

Доклад: Проект создания сервисного центра по обслуживанию и ремонту ...

... от момента выхода машин с завода - изготовителя до их окончательной утилизации, включая последнюю. Под автосервисом понимают поддержание (техническое обслуживание) и восстановление (ремонт) ... цене и предназначению; удовлетворение спроса на запасные части и приспособления к автомобилю; удовлетворение спроса, связанного с технической эксплуатаций автомобилей; удовлетворение спроса на услуги, связанные ...

Рисунок 1 — Схема производственного процесса эксплуатационной базы

Исходя из производственного процесса работы, структура ПТБС должна включать в том или ином виде следующие основные элементы:

  • контрольный пункт на въезде и выезде машины;
  • площадку для внешнего ухода и мойки машин с устройствами для очистки сточной воды;
  • заправочный пункт и склад хранения ТСМ;
  • площадка для проведения работ ЕО;
  • закрытые помещения, навесы и открытые площадки для междусменного хранения машин на базе (с подогревом двигателей в холодное время и без подогрева);
  • помещение или площадку для проведения периодических ТО, технического диагностирования и текущих ремонтов;
  • ремонтно-механическую мастерскую;
  • площадки для хранения машин, ожидающих ремонта, и для производства мелких ремонтных работ;
  • закрытые склады, навесы и открытые площадки материалов, запасных частей и агрегатов и частей, снятых с машин, находящихся на длительном хранении;
  • насосную станцию и резервуары для воды, а также для умягчения воды, если оно выполняется на базе;
  • противопожарный резервуар или водоём;
  • трансформаторную подстанцию;
  • котельную;
  • компрессорную;
  • административные и бытовые помещения;
  • передвижные средства технического обслуживания и ремонта машин;
  • дороги на территории базы и погрузочно-разгрузочные площадки.

В последнее время начинают применять вероятностные модели, которые позволяют учитывать неопределенность объективных возмущающих воздействий на деятельность ПТБС и находить оптимальные решения. В качестве критерия оптимальности используют, например, такие показатели, как: средняя стоимость бездействующих (из-за недостаточной мощности) ПТБС машин и технологического оборудования; средняя стоимость потерянного времени; надежность работы комплекса и единичных машин на заданном интервале времени.

Шины являются одним из дорогостоящих элементов конструкции автомобиля. Затраты на них за срок службы автомобиля достигают до 20% от его стоимости. Вместе с тем, из-за недостаточного применения восстановления и ремонта шин их ресурс недоиспользуется только на 10-20%.

Поэтому своевременный ремонт элементов шин и колес оказался выгодным как владельцам автомобилей, так и предпринимателям автосервиса, оказывающим эти услуги.

Пункты по ремонту шин и колес возникли одни из первых среди специализированных предприятий автосервиса в начале 90-х годов. Их количество и мощности быстро достигли требуемых для полного удовлетворения спроса.

В первую очередь они появились рядом с АЗС и при платных стоянках, а в последующем — как самостоятельные предприятия.

Рисунок 2 — Изменение спроса и предложения на шиномонтажные и шиноремонтные работы для г. Кургана

На рисунке 2 показан рост числа рабочих мест на таких предприятиях для г. Кургана. Только при платных стоянках к 1999 г. работало 12 пунктов по ремонту шин и колес.

Неожиданно быстрое развитие таких предприятий, возможно, объясняется следующим:

  • необходимость больших физических усилий при демонтаже-монтаже колес: все большим применением безопасных бескамерных шин, которые требуют особой культуры и бережности при их демонтаже — монтаже;
  • сложность технологии и оборудования для балансировки колес (невозможно осуществить собственными силами);
  • появился слой состоятельных автовладельцев, которые могут позволить себе не заниматься тяжелым физическим трудом.

К настоящему времени сложился следующий набор услуг, оказываемых данными предприятиями.

  • Монтаж — демонтаж колес. — Замена и перестановка колес.
  • Местный ремонт покрышек. — Подкачка шин.
  • Ремонт камер. — Продажа шин и колес, материалов для них
  • Очистка и правка дисков. Ремонт автопрнадлежностей.
  • Балансировка колес.
  • Ошиповка покрышек.

Некоторые услуги могут оказываться в режиме самообслуживания с предоставлением клиенту оборудования предприятия (замена и демонтаж — монтаж колес, подкачка шин).

На рисунке 3 представлена организационно-технологическая схема предприятия по ремонту шин и колес с указанным выше набором услуг.

Для успешной деятельности в этой области автосервиса, когда спрос на услуги полностью удовлетворяется, необходимо повышать качество оказываемых услуг за счет применения новых технологий и современного высокопроизводительного оборудования (технология и материалы TIP-ТОР, балансировочные станки с электронной системой определения величины статического и динамического дисбалансов и места установки балансировочных грузиков и др.).

Рисунок 3 — Организационно-технологическая схема пункта по ремонту шин и колес

2. Технологический расчет предприятий сервиса

2.1 Оценка оптимизации показателей надежности СДКМ

В соответствии с ранее принятыми данными по списочному составу парка машин выполняется расчет времени пребывания машины в работоспособном состоянии.

Аналитическая характеристика средней наработки транспортных и технологических машин.

Среднесуточная наработка дорожных машин:

, мото-час., (2.1)

где — длительность рабочей смены, час., для 5 — дневной рабочей недели =8 часов;

  • средний коэффициент сменности (1,4…1,6);
  • коэффициент использования. Для подъемных машин =0,75.

В соответствии с заданием принять, что на эксплуатационном предприятии имеется 15 машин (3 автокрана, 3 погрузчика, 9 грузовиков), работающих в 1 смену.

=.

Таким образом, =6 мото-час.

Средняя наработка машин на автомобильном шасси характеризуется среднесуточным пробегом:

, км (2.2)

где — время в наряде, с учетом остановок на технологический и обеденный перерыв в приближенном расчете принимается ==61=6; = средняя техническая скорость, определяется с учетом условий движения и работы машины, км/ч 35-45 км/ч.

км.

Определим годовой режим работы машины.

Планируемая длительность работы:

, (2.3)

где — календарная продолжительность планового периода, =365дн.; , , , — число дней простоя машины соответственно в праздничные и выходные дни, по метеорологическим условиям, по организационным причинам, при перебазировке.

Для усредненного расчета можно принять =365, ==3% =3365/100=10,95 дней.

В данных расчетах планируемая длительность работы машины характеризует период эксплуатации машины, в который входит как время использования машины по назначению, так и дни простоя машины в ТО и ремонте.

Планируемая длительность работы технологических машин:

дней.

Планируемая длительность работы машин на автомобильном шасси:

день.

Расчет удельного простоя технологических машин в воздействиях, планируемых по наработке:

, (2.4)

где ,2,тр,кр — простои в ТО-1,ТО-2,ТР и КР; t1,2,тр,кр — периодичность ТО-1,ТО-2,ТР,КР.

Таблица 2.1 Справочные значения для автокрана

Условное обозначение

Единицы измерения

ТО-1

ТО-2

ТР

КР

Д

раб. дни

0,3

1

9

23

t

мото-час.

50

250

1000

5000

дн./мото-час.

Таблица 2.2 Справочные данные для погрузчика

Условное обозначение

Единицы измерения

ТО-1

ТО-2

ТР

КР

Д

раб. дни

0,3

1

7

15

t

мото-час.

60

240

960

5760

дн./мото-час.

Коэффициент технического использования машин:

  • (2.5)

Для автокрана коэффициент составляет:

Для погрузчика:

Коэффициент технического использования машин на автомобильном шасси:

, (2.6)

где — пробег автомобиля до КР, данные берутся из справочника «Положения о ТО и ремонте подвижного состава».

, дни/тыс. км (2.7)

Для самосвала:=0,5 дня/тыс. км, =22 дня, = 320 тыс. км, =240км.

дня/тыс. км,

В результате годовая наработка машины:

,мото-час. (2.8)

Для погрузчика:

мото-час.

Для автокрана:

мото-час.

Годовая наработка машин на автомобильном шасси:

, тыс. км (2.9)

, тыс. км.

Расчет удельного простоя машины в зависимости от их срока эксплуатации проводим в соответствии со статистическими данными, приведенными в табл. 2.3.

Таблица 2.3 Данные к расчету удельного простоя машины

Показатели надежности

Наработка, мото-час.

0-1000

1001-2000

2001-3000

3001-4000

4001-5000

5001-6000

Среднее количество отказов

0,84

1,62

1,74

1,83

1,95

2,16

Среднее время простоя на 1 отказ

2,61

5,19

6,84

8,22

9,42

10,83

Для машин на автомобильном шасси пользуемся данными зависимости надежности транспортных средств, эксплуатирующихся в Швеции. Данные приведены в табл. 2.4.

Таблица 2.4 Надежность транспортных средств

Возраст, годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Число ремонтов на 10тыс.км.

0,01

0,018

0,026

0,035

0,045

0,08

0,114

0,133

0,147

0,167

0,179

0,2

2.2 Годовой план ТО и ремонта

Расчет годового плана ТО и ремонта на одну списочную единицу подвижного состава:

, ед. (2.10)

где — годовая наработка машины, (100 мото-час);

  • периодичность ТО-1, (100 мото-час).

Аналогично выполняется расчет для определения количества ТО-2:

, ед. (2.11)

Определение количества ТР:

, ед. (2.12)

Определение количества КР:

, ед. (2.13)

Полученные значения округляют до целых в сторону уменьшения.

Планируемая наработка на будущий год эксплуатации:

, мото-час.

Таблица 2.5 Нормативная периодичность ТО и Р

кран

погрузчик

=50 мото-час.

=60 мото-час.

=250 мото-час.

=240 мото-час.

=1000 мото-час.

=960 мото-час.

=5000 мото-час.

=5760 мото-час.

Фактическое значение наработки после очередного технологического воздействия:

=20 мото-час., =140 мото-час., =430 мото-час., =1400 мото-час.

Для погрузчика:

ед.

ед.

ед.

ед.

Для автокрана:

ед.

ед.

ед.

ед.

Составим примерную форму годового плана ТО и ремонта машин и представим его в виде табл. 2.6.

Таблица 2.6 План ТО и ремонта машин на 2010 год

Наименование и марка машины

Фактическая наработка, мото-час.

Планируемая наработка на следующий период, мото-час.

Число технических воздействий в планируемом году

С начала эксплуатации

Со времени проведения

ТО-1

ТО-2

ТР

КР

ТО-1

ТО-2

ТР

КР

Автокран КС- 55713

6300

6250

6050

5300

1300

1147

18

4

1

0

Погрузчик Т-130

7400

7340

7160

6440

1640

1167

14

4

1

0

3. Годовой объем работ по ТО и ремонту

Годовой объем работ по ТО и Р определяется в человеко-часах по каждому виду технического воздействия на основании производственной программы и скорректированных значений трудоемкости.

Для СДКМ виды технического воздействия включают ЕО, ТО-1, ТО-2, СО, ТО-3, ТР, КР.

Следует отметить, что в нормативную трудоемкость ТР включены работы по ТО-3:

, (3.1)

где — нормативная трудоемкость, чел.-час;

  • корректирующие коэффициенты , , , , ;
  • количество технических воздействий.

Справочные данные (положение о ТО Бойко табл.3.2 стр.95).

Для крана:=8 чел.-час; =32 чел.-час; =820 чел.-час; =1540 чел.-час.

Для погрузчика: =6 чел.-час; =20 чел.-час; =450 чел.-час; =880 чел.-час;

  • =1,2, =1,15, =1, = 1,6, =1,2 (положение о ТО и ремонте подвижного состава).

Погрузчик: =14,=4,=1,=0.

Кран: =18, =4, =1, =0.

Тогда для крана:

  • чел.-час;
  • чел.-час;
  • чел.-час;
  • чел.-час.

Для погрузчика:

  • чел.-час;
  • чел.-час;
  • чел.-час;
  • чел.-час.

Результаты расчета заносятся в сводную таблицу.

Таблица 3.1 Результаты расчета

Марка машины

Виды технических воздействий

?Т чел.-час

ТО-1

ТО-2

ТР

КР

Кран-55713

172,8

147,2

820

0

1140

Погрузчик Т-130

100,8

92

450

0

642,8

Кроме работ, связанных с ТО и ремонтом машин на эксплуатационной базе выполняются вспомогательные работы, включающие подготовку машины к эксплуатации, самообслуживания предприятия.

чел.-час. (3.2)

чел.-час

чел.-час.

Суммарная трудоемкость:

  • (3.3)

Кран: чел.-час.

Погрузчик: чел.-час.

Определим распределение производственной программы и объемов работ.

Первоначально выполняется распределение работ по их видам в процентном соотношении.

Т.к. рассматривается укрупненная методика расчета, то принимаем, что 85-95% работ ТО-2, СО, и ТО-3 планируется выполнять на постах, а остальные 5-15% — в специализированных отделениях. Для ЕО и ТО-1 планируют выполнение всех работ на постах в полном объеме.

Таблица 3.2 Примерное распределение трудоемкости ТО по видам работ крана, %

Вид работ

Процентное распределение

Расчетные значения трудоемкости чел.-час

ТО-1

Контрольно-регулировочные, диагностические

36-41

172,8

Крепежные

28-33

Смазочно-заправочные, очистительные

29-33

ТО-2, СО

Контрольно- регулировочные, диагностические

33-37

147,2

820

Крепежные

16-21

Смазочно-эаправочные, очистительные

20-23

Электротехнические

5-6

Топливные

6-7

Аккумуляторные

2-4

Шинные

7-10

Итого

100

1140

Стационарные базы

ТО-1

20%

ТО-2

50%

Передвижная

ТО-1

80%

ТО-2

50%

Объем работ ТО и ремонта распределяется по местам выполнения: на рабочих объектах с помощью передвижных мастерских или в условиях стационарной базы на постах и в производственных отделениях.

В целом для СДКМ рекомендуется выполнять на стационарной базе до 20% объема работ по ТО-1 и до 50% по ТО-2. Остальной объем работ выполняют на местах работы машин с помощью передвижных средств ТО.

Машины на шасси автомобилей, как правило, проходят ТО и ремонт на стационарной базе.

Таблица 3.3 Примерное распределение трудоемкости ТО по видам работ погрузчика, %

Вид работ

Процентное распределение

Расчетные значения трудоемкости чел.-час

ТО-1

Контрольно-регулировочные, диагностические

34-41

100,8

Крепежные

32-34

Смазочно-заправочные, очистительные

25-34

ТО-2, СО

Контрольно- регулировочные, диагностические

36-42

92

450

Крепежные

17-22

Смазочно-эаправочные, очистительные

20-22

Электротехнические

5-7

Топливные

6-8

Аккумуляторные

4-5

Шинные

Итого

100

642,8

Стационарные базы

ТО-1

20%

ТО-2

50%

Передвижная

ТО-1

80%

ТО-2

50%

автосервисный услуга ремонт

4. Планировочные решения сервисного предприятия

Рисунок 4 — Планировка рабочего места шиномонтажника: 1 — силовой щит; 2 — приспособление для правки замочных колец; 3 — станок для очистки ободов дисков; 4 — верстак; 5 — ящик для хранения песка; 6 — сушильная камера; 7 — стеллаж для хранения дисков колес; 8 — стенд для монтажа колес; 9 — пылесос (он же пульверизатор); 10 — площадка для монтажа колес; 11 — машина для мойки колес; 12 — стальная эмалированная раковина; 13 — электрический рукосушитель; 14- подвесная кран-балка 15 — вешалка для хранения камер; 16-шкаф для хранения средств защиты; 17 — стеллаж для хранения колес и покрышек; 18 — предохранительная клеть для накачивания шин 19 — воздухораздаточная колонка

Основными функциями слесаря-шиномонтажника являются монтаж и демонтаж колес; отбор покрышек для ремонта, камер ободных лент, дисков и замочных колец; правка дисков колес замочных колец; очистка ободов и колец от ржавчины и краски.

На приведенной планировке рабочего места (рис. 4) площадь, шиномонтажного отделения принята равной 60 кв.м. Для выполнения производственной программы требуются двое рабочих. В проекте принято два слесаря-шиномонтажника 2-го разряда, работающих посменно. В соответствии с типовыми нормами слесарю-шиномонтажнику выдают спецодежду: хлопчатобумажный фартук с нагрудником и комбинированные рукавицы.

Снабжение запасными частями и необходимой технической документацией рабочего места обеспечивается централизованно. На каждом рабочем месте должны быть санитарная аптечка, краны с холодной и горячей водой, зеркало, мыло, полотенце, электрический рукосушитель.

Рабочие места и зоны необходимо оборудовать средствами пожаротушения. Ниже приведены условные обозначения участка:

  • р подвод холодной воды;
  • потребитель силовой энергии;
  • вентиляционный отсос;
  • сток в канализацию;
  • подвод пара;

5. Подбор технологического оборудования и оснастки

Таблица 5.1 Технологическое оборудование

Наименование

Тип или модель

Габаритные размеры в плане, мм

Количество

Станок для очистки ободов дисков и колес от ржавчины

Р-101

1120×1140х1060

1

Приспособление для правки замочных колец

ЦКБ-И-902

320×383х320

1

Стенд для монтажа шин автомобиля.

Ш-509

1350×914х1640

1

Пылесос для отсоса воздуха

Филипс

500х500х500

1

Машина для мойки колес

1151

450×250

1

Сушильная камера для колес и покрышек

6008

1500х1500х1500

1

Воздухораздаточная колонка

ЦКБ-С401

490×350

1

Таблица 5.2 Технологическая оснастка

Наименование

Модель или Гост

Количество

Наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга

458

2

Предохранительное устройство для обеспечения безопасности при накачивании шин

Р-970

1

Специальный ключ для золотника

2

Пневматический борторасширитель

6108М

1

Прибор для удаления воды из покрышек

1

Таблица 5.3 Организационная оснастка

Наименование

Тип или модель

Габаритные размеры в плане, мм

Количество

Стеллаж слесарный для хранения покрышек

2293-П

2000х1000х2000

1

Стеллаж для хранения дисков колес

Р-969

1500х400х400

1

Стеллаж для хранения камер колес

Ш-503

1000

2

Площадка для монтажа колес

1500х1500х60

2

Шкаф для хранения спецодежды

540х540

1

6. Расчет уровня механизации производственного участка и его потребности в технологическом оборудовании

Одним из направлений повышения производительности постов и рабочих мест в автосервисе является механизации работ. Под механизацией производственных процессов понимается частичная или полная замена ручного труда человека машинным, с участием его в управлении машиной. К механизированным работам относятся процессы, выполняемые при помощи машин и механизмов с электро-, гидро- и пневмоприводом. Управление ими осуществляется вручную.

Пример: механизированная моечная установка, диагностический стенд, токарный станок и др.

К механизировано-ручным работам относят процессы, выполняемые механизированным инструментом, приборами, так же имеющими привод. Но при этом сохраняется значительная доля ручного труда (маслораздаточная коробка, электрогайковерт, пылесос).

К ручным работам относятся процессы, выполняемые при помощи простейших инструментов (молоток, отвертка, ключ и др.).

Оценка уровня механизации производственных процессов производится путём его расчета и сравнения с рекомендуемым или оптимальным для зоны, участка СТО.

Уровень механизации в процессах по участку или специализированному предприятию автосервиса определяют по формуле:

, (6.1)

где , — соответственно уровень механизированного и механизировано-ручного труда, %

Для упрощения расчетов и определяется не по трудозатратам, как предусматривается методикой, а по числу рабочих, выполняющих работы тем или иным способом:

  • =100?;
  • =100/Р, (6.2)

где … — число рабочих, выполняющих работу механизированным способом на 1-м…n-м виде оборудования; … — число рабочих, выполняющих работу механизировано-ручным способом на 1-м….р-м виде оборудования; ….-коэффициенты механизации оборудования, которые используют рабочие; ….. — коэффициенты простейшей механизации; Р — общее число технологических рабочих на участке.

=100?=24,

Уровень механизации составляет 24%

Результаты расчетов представлены в табл. 6.1.

Таблица 6.1 Расчет уровня механизации

Наименование оборудования

Число единиц оборудования

Число рабочих на участке, чел

Коэффициенты

Общее Р

в т.ч. занятых

МеханизацииК

Простейшей механизации И

Механизированным

Трудом,

Механизировано-ручным,

Ручным трудом

Станок для очистки ободов дисков и колес от ржавчины

1

0,5

0,5

0.2

0,5

0,1

Приспособление для правки замочных колец

1

0,2

0,2

0,1

Пылесос для отсоса воздуха

1

0,2

0,2

0,2

0

Машина для мойки колес

1

0,2

0,5

0,2

0.2

0,1

Сушильная камера для колес и покрышек

1

0,2

0,5

0,1

Воздухораздаточная колонка

1

0,3

0,2

0,3

0

Итого

6

1,6

1

1,3

0,4

0,5

7. Материально-техническое обеспечение технического сервиса

Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения.

Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. В связи с этим тема экономичной и своевременной закупки сырья, материалов и полуфабрикатов актуальна.

Предприятие на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства на основе приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.

В условиях рынка большое значение имеет закупка наиболее экономичных видов сырья и материалов, ресурсосберегающей техники, обеспечение сохранности материальных ценностей, вовлечение в оборот промышленных отходов и вторичного сырья. Все организационные и технические операции по приобретению необходимых материально-технических ресурсов представляют коммерческую деятельность предприятия. Такая деятельность учитывает соотношение между спросом и предложением, виды и уровень рыночных цен, размеры наценок на услуги снабженческо-сбытовых организаций.

Обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами включает: определение текущей и перспективной потребности во всех видах материальных ресурсов; поиск наиболее выгодных поставщиков и заключение с ними договоров; организацию доставки сырья и материалов на предприятие; входной контроль их качества; приемку и хранение на складах; подготовку материалов к производственному потреблению, учет и контроль за экономным расходованием материально-технических ресурсов. Выполнением отдельных функций по расчету потребности в материалах и закупке некоторых из них занимаются некоммерческие подразделения: инструментальный отдел, отдел главного механика, транспортный.

В рыночных условиях материально-техническое обеспечение производства осуществляется преимущественно на основе свободной купли-продажи материальных ресурсов с использованием механизма оптовой торговли.

Материально-техническое обеспечение через систему оптовой торговли имеет следующие организационные формы:

  • прямые договора между производителями и потребителями. Применяются при условии регулярного стабильного потребления ресурсов в объемах, соответствующих транзитным нормам поставки. Характерны для продукции производственно-технического назначения;
  • по договорам с посредниками;
  • применяются, когда заказывается незначительное количество продукции, ниже транзитных норм поставки;
  • через фирменные магазины предприятий;
  • комиссионная торговля излишним для предприятия сырьем и материалами через специально организованные в регионах комиссионные магазины;
  • ярмарочная торговля на оптовых ярмарках с участием заинтересованных предприятий.

8. Требования технической и экологической безопасности

Крановщики, прошедшие обучение и имеющие удостоверение на право обслуживания и управления стреловыми кранами, должны знать:

1) руководства по эксплуатации стреловых кранов и приборов безопасности;

2) производственную инструкцию;

3) правила дорожного движения (для крановщиков кранов автомобильных, кранов на специальном шасси автомобильного типа, пневмоколесных кранов);

4) устройство кранов;

5) назначение, принципы действия и устройство узлов, механизмов и приборов безопасности стреловых кранов;

6) основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации кранов, и способы их устранения;

7) устройство стропов, захватов, траверс и других грузозахватных приспособлений;

8) требования к канатам, стропам и другим грузозахватным приспособлениям;

9) техническое обслуживание стреловых кранов и систему планово-предупредительного ремонта;

10) основные работы, выполняемые при техническом обслуживании кранов, и порядок выполнения этих работ;

11) порядок производства работ кранами;

12) установленную сигнализацию, применяемую при выполнении краном производственных операций;

13) инструкция по охране труда;

14) меры безопасности при работе, техническом обслуживании и ремонте стреловых кранов;

15) требования, предъявляемые к качеству выполнения работ;

16) безопасные способы строповки и зацепки грузов;

17) меры безопасности при работе стреловых кранов вблизи линии электропередачи;

18) установленный на предприятии порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты производства работ;

19) приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;

20) инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин и инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.

Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации автомобильного крана.

Согласно ГОСТ 12.0.003-74 опасные и вредные производственные факторы делятся на физические, химические, биологические и психофизиологические. Из этого числа к факторам экологической безопасности относятся химические и биологические.

Автомобильный кран работает от двигателя внутреннего сгорания, поэтому выхлопные газы представляют собой химически опасный производственный фактор. Также при эксплуатации крана не исключена возможность утечки нефтепродуктов из гидравлической системы с последующим их попаданием в почву. А при возгорании вылившихся нефтепродуктов, происходит заражению атмосферы в зоне возгорания.

При эксплуатации автомобильных кранов встаёт проблема хранения и утилизации, отработавших свой ресурс автомобильных шин и, повсеместно используемых на автомобилях в качестве энергоисточника, кислотных аккумуляторов.

8.1 Экологическая оценка выбросов в атмосферу при эксплуатации автомобильного крана

Автотранспорт относится к движущимся источникам загрязнения. Токсичными выбросами ДВС являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает приблизительно 45 % углеводородов от их общего выброса.

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно от двигателя — источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора, выбросы оксида углерода увеличиваются в 4…5 раза. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70 % свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30 % оседает на земле сразу за срезом выпускной трубы автомобиля, 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5…3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине.

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина неэтилированным.

Для очистки от СО и отработанных газов дизельных автомобилей применяют аналогичный метод, например, для работающих в карьерах автосамосвалов КамАЗ — 53229.

Каталитический способ заключается в разложении озона с серебряно-пиролюзитовым (серебряно-марганцевым) катализатором.

8.2 Экологическая оценка отходов, возникающих при эксплуатации автомобильного крана

При эксплуатации автомобильных кранов встаёт проблема хранения и утилизации, отработавших свой ресурс автомобильных шин и, повсеместно используемых на автомобилях в качестве энергоисточника, кислотных аккумуляторов. Поэтому хранение отработавших аккумуляторов требует специальных мер предосторожности. На перерабатывающих предприятиях химической промышленности бывают пункты приёма экологически опасных веществ. Сбор, удаление и обезвреживание жидких и твердых радиоактивных отходов регламентируется ОСП-72/87. Контроль безопасности труда при захоронении радиоактивных отходов осуществляется в соответствии с ГОСТ 12.1.048-85.

Колёсные покрышки, выработавшие свой моторесурс, могут быть подвергнуты специальной обработке. В результате, которой на них может быть наварен новый протектор, после чего шина снова может быть использована по назначению. Негодные шины сжигаются в специально оборудованных печах.

Заключение

В данном курсовом проекте была проанализирована база механизации автокранов, подсчитан уровень механизации, и наиболее оптимально подобрано оборудование для отдельного участка, в частности — участка по ремонту шин и колес.

При эксплуатации на строительстве автомобильных кранов следует соблюдать все правила техники безопасности, характерные для данного вида работ. Обслуживающему кран персоналу следует соблюдать соответствующие инструкции при работе, а также иметь средства индивидуальной защиты от основных типов воздействия. Также должны быть предусмотрены возможности быстрого устранения аварий, возникших при работе с краном (пожаров, утечки нефтепродуктов и т.д.).

Предложенные меры позволяют обеспечить безопасный труд персонала и защиту окружающей среды.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovoy/osnovyi-proektirovaniya-predpriyatiy-avtoservisa/

1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации КС — 4572.

2. Инструкция по эксплуатации автомобиля КамАЗ. — Москва, 1981г.

3. Ермоленко В.А Расчёт механизма подъёма груза мостового крана: методические указания. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004г.

4. Горелова Г.П., Чубаров Ф.Л. Расчёт объёмного гидропривода: Методические указания. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004г.

5. Решетов Д.Н. «Детали машин»: Учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. — 4-е издание. — М.: Машиностроение, 1989г.

6. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. «Конструирование узлов и деталей машин»: Учебное пособие для машиностроительных специальностей вузов. — М.: Высшая школа, 1985г.

7. Иванов М.Н., Иванов В.Н. «Детали машин. Курсовое проектирование»: Учебное пособие для машиностроительных вузов. — М.: Высшая школа, 1975г.

8. Ермоленко В.А. Расчёт механизма поворота крана на колонне: Методические указания. — М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004г.

9. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х томах. — М.: Машиностроение, 1986г.

10. Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломного проекта по специальности «Подъемно-транспортные машины».

11. Справочник по кранам под редакцией Дукельского (Том 1).

12. Сборник типовых расчётов по курсу: «Охрана труда»/ Под ред. С.В. Белова. — М.: Издательство МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1980г.